Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по профилю подготовки «Хореографическое искусство» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 6 1613.09kb.
Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших... 1 214.39kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 9 988.04kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов... 1 55.99kb.
Н. В. Михалёва е. Г. Петренко международное право учебно-методическое... 4 2190.96kb.
Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших... 1 30.03kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Tomsk State University I. Savitskaya Basic course of English for... 2 449.91kb.
Александр асмолов по ту сторону сознания 18 6019.56kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных... 3 1080.86kb.
Программа Второго Международного бизнес саммита 10-13 сентября 2013... 3 740.19kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ



История музыкального искусства:
Учебно-методическое пособие

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по профилю подготовки

«Хореографическое искусство»

Казань 2013

УДК 78.072.3 (075.8) (086)

ББК 85.313 (0)я73

С 16
Печатается по решению учебно-методической комиссии Ученого совета Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
Рецензенты: Явгильдина Зилия Мухтаровна,

доктор педагогических наук, профессор КФУ
Анисимова Елена Валерьевна,

кандидат искусствоведения, ст. преподаватель

КГК (академии) им. Н.Г. Жиганова
Салихова Л.И. История музыкального искусства: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по профилю подготовки «Хореографическое искусство». – Казань: КФУ, 2013. – 48 с.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с действующей учебной программой по истории музыкального искусства. Пособие включает две части. В первой части изложено содержание курса, список рекомендуемой литературы по каждой теме и материал для организации самостоятельной работы студентов. Вторая часть – это аудиопособие, включающее в себя наиболее известные образцы западноевропейской, русской, отечественной и частично татарской музыки, представляя весьма широкий обзор различных эпох, стилей, национальных школ. Подбор материала осуществлялся с учетом специальности студентов: с опорой на танцевальные жанры, номера из балетов.

Учебно-методическое пособие может быть использовано студентами в подготовке к занятиям, контрольным «угадайкам» и экзамену.

© Салихова Л.И., 2013

© КФУ, 2013



Часть I
Содержание курса
Тема 1. Введение. Музыка в истории культуры.
Глубинные связи внутренних проблем музыкального творчества с направленностью религиозного, философского, социального самосознания общества. Музыкально-историческое время. Скорость и тенденции культурного движения. «Центры» и «окраины» музыкальной культуры. История музыки как «галерея» шедевров.

Типы музыкального творчества: фольклорное творчество, профессиональное развлекательное творчество, каноническая импровизация, опус-музыка. Устность и письменность музыкального творчества. Теоретичность (потребность в самоописании) и нетеоретичность отдельных типов творчества. Критерии каноничности и новизны.

Периодизация музыкальной культуры. Автокоммуникация как типический признак фольклора и форм музыкально-поэтического творчества первобытной эпохи. Неотделенность «творца» (адресанта) и «аудитории» (адресата), импровизационность и невозможность авторского творчества в системе автокоммуникации.

Периодизация европейской опус-музыки. История европейской музыкальной культуры как последовательность музыкальных революций. Закономерности смены исторических вех.


Список литературы:

Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. – М., 1988.

Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. – М., 1982.

Сапонов М.А. Артистические профессии менестрелей // Старинная музыка в контексте современной культуры: Античность. Средневековье. Новое время. – Л., 1986.

Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. –М., 1989. – С. 195–213.

Шахназарова Н.Г. Музыка Востока – музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. – М, 1983.
Тема 2. Музыкальная культура античности.
Синкретизм поэзии и музыки в процессе профессионализации искусства в различных культурах (в музыкально-поэтических традициях Древнего Китая, Индии, Палестины, Древней Греции). Эпос как переходная форма от коллективного творчества к авторскому. Замещение автокоммуникации отношением: автор/певец  слушатели. Взаимоотношения музыки и поэзии в профессиональном синкретическом музыкально-поэтическом искусстве. «Триединая хорея» мусических искусств Древней Греции как синкретическое единство музыки, слова и танца. Разделение музыкально-поэтического целого на технический – озвучивающий и собственно творческий – словесно-поэтический компоненты.

Музыкально-поэтические жанры и инструментарий крито-микенского периода. Возникновение гомеровского эпоса. Развитие хоровой и сольной (монодической) лирики. Рождение античной трагедии: значение музыкального компонента в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Некоторые сведения о музыкальной теории древних греков. Упадок древнегреческой культуры и ее влияние на эволюцию музыкального искусства.


Список литературы:

Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. – Л., 1986.

Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М., 1973.

Тронский И.М. История античной литературы. – М., 1983.

Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. – М., 1972. – С. 221–274.

Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. – М., 1986.

Шестаков В.П. От этоса к эффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. – М., 1975.
Тема 3. Музыка в эпоху Средневековья.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Утверждение христианства. Хронологические границы Средневековья. Становление сословной и военной организации феодальной Европы. Формирование господствующего класса – рыцарства. Переселение народов и синтез музыкальных традиций.

Средневековье с историко-культурной точки зрения. Кульминационные вершины в литературе и архитектуре Средневековья. Средневековая западноевропейская церковная музыка. Невменная нотация – графическая запись, фиксирующая уже состоявшееся музицирование.

Одноголосное церковное пение и система ладов, воспринятая от древнегреческой теории музыки. Символическое толкование чисел и этическое воздействие ладов.

Некоторые особенности римско-католической литургии. Определение мессы. Римский папа Григорий I (Великий) и его роль в утверждении основ латинской мессы. Господство псалмодии в латинском богослужении VI–VIII вв. и преобладание гимнографии в богослужении греко-византийском. Определение григорианского хорала.

Основные жанры и формы гимнографического творчества в музыкально-поэтической культуре западноевропейского средневековья – тропы и секвенции. Появление гимнографии как авторского поэтического творчества на латинском языке. Прекращение практики тропирования после Тридентского собора (1545 — 1563), упразднение всех секвенций, кроме наиболее распространенных: «Dies irae», «Stabat mater», «Lauda Sion salvatorem» и ряда других.

Светская музыка средневековья. Музыкально-поэтические традиции менестрелей.

Особенности политического положения Южной Франции (Прованс, Лангедок) – родины искусства трубадуров. Формирование рыцарской культуры и кодекса куртуазного поведения. Установка на индивидуализированное выражение переживаний. Зарождение профессиональной поэзии на народных языках в Западной Европе в VIII — X вв. Лирические поэты, писавшие на провансальском наречии.

Круг тем и образов в творчестве трубадуров, система жанров.

Альбигойские войны и развитие на севере и северо-западе Франции (Брабант, Фландрия, Шампань) лирики труверов. Песенные и песенно-танцевальные жанры труверов.

Распространение в странах немецкой культуры музыкально-поэтического искусства миннезанга в XII–XIII веках. Преемственность традиций трубадуров, труверов и миннезингеров. Распространение принципа контрафактуры: подтекстовки на популярные напевы стихов, переведенных с провансальского или старофранцузского на немецкий язык. Жанровые формы миннезанга.

Средневековый профессионализм устного типа (менестрельное творчество) и его теснейшая связь с искусством трубадуров, труверов и миннезингеров.



Зарождение многоголосия.

Усовершенствование нотной письменности: переход от невменной нотации к нотной. Реформа Гвидо Аретинского. Зарождение в IX и X веках параллельного многолосия: параллельные органумы. Понятия vox principalis (голос основной) и vox organalis (голос вычисленный).

Школа св. Марциала, ее роль в развитии органума в первой половине XII века. Возникновение мелизматического (двухголосного) органума. Утверждение музыкальной практики «res facta» (букв. «вещь сделанная», т.е. сочиненная и записанная до того, как быть исполненной).

Школа Нотр-Дам и ее доминирующее положение во второй половине XII – XIII веков. «Magnus liber organi» («Большая книга органумов») магистра Леонина. Появление трех- и четырехголосных органумов у Перотина. Тенор в роли vox principalis или cantus firmus.



Ars antique. Трактаты Иоганнеса де Гарландиа, Вальтера Одингтона и Маркетто Падуанского. Утверждение модальной ритмической системы. Принцип троичности – совершенного (перфектного) деления длительностей.

Формирование в XII веке жанров, отпочковавшихся от органума. Кондукт – органум на нелитургический текст и без григорианского напева. Возникновение из клаузул (свободных многоголосных заключений к частям мессы) жанра мотета – центрального полифонического жанра XIII века. Соединение в мотете литургических и нелитургических, духовных и светских, латинских и народных (старофранцузских, провансальских, фламандских, итальянских) текстов. Сложность композиторской работы – один из главных критериев художественности. Появление инструментальных вариантов мотета во второй половине XIII в.


Список литературы:

Баранова Т.В. Ars antiqua // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 42.

Баранова Т.В. Ars nova// Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 43.

Баранова Т.В. Месса // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 340.

Баранова Т.В. Секвенция // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.– С. 490 – 491.

Баранова Т.В. Троп // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 553.

Герцман Е.В. Гимн // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 136.

Грубер Р.И. История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI века. – М.;Л., 1941–1959. – Т.I. Ч.2.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981.

Евдокимова Ю.К. История полифонии. Многоголосие средневековья: X — XIV вв. – М., 1983. – Вып.1. – 454 с. (С. 11– 234).

Жизнеописания трубадуров. Подгот. М. Б. Мейлах. – М., 1993.

Карцовник В.Г. Григорианское пение //Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 150.

Лебедева И.Г. Невмы // Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990. – С. 376.

Лебедева И.Г. Псалмодия, псалмы // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С.445.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. — М., 1983. – Т. I. – С. 25 – 108.

Мейлах М.Б. Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров// Нострадам Ж. Жизнеописания древних и наиславнейших провансальских пиитов, во времена графов провансских процветших. – М., 1993. – С. 507 – 549.

Песни трубадуров / Пер. со старопрованс. А. Наймана. – М., 1979.

Сапонов М.А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы. – М., 2004.

Холопов Ю.Н. Органум // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 400.
Тема 4. Музыкальная культура в эпоху Возрождения.
Возникновение крупных торговых центров в Западной Европе и формирование новых, капиталистических отношений. Роль буржуазии как передовой общественной силы в создании культуры и искусства Возрождения.

Значение гуманизма как идеологического направления в формировании светского мировоззрения и борьбе против средневековой схоластики.

Протестантизм – религиозные движения в Западной Европе. Реформация и крестьянская революция: песни и гимны.

Основные этапы развития полифонии Возрождения:

– Первая половина XV века – английское многоголосие (Дж. Данстейбл).

– XV–XVI века – нидерландская полифоническая школа (Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Ж. Депре, О. Лассо). Творчество Дюфаи. Жанр мессы и проблемы построения «крупной формы». Формирование в творчестве композитора принципов «новой концепции полифонии» (Ю.К. Евдокимова) — полифонии «строгого стиля». Переход от средневекового и раннеренессансного ансамблевого многоголосия к хоровому многоголосию в творчестве Окегема. Кристаллизация основ полифонии строгого стиля. Обобщение и типизация характерных для нидерландской полифонии XV в. черт в сочинениях композитора. Увеличение значимости имитаций, сквозное имитационное письмо, индивидуализация мелоса в творчестве Депре. Предвосхищение композитором ряда стилевых особенностей полифонии XVI в. Влияние нидерландской полифонии на музыкальную культуру Западной Европы XV — XVI вв. Творчество О. Лассо (1532 — 1594) как завершающий этап развития нидерландской полифонической школы.

– Вторая половина XVI – начало XVII вв. – римская и венецианская полифонические школы. Некоторые особенности развития итальянской музыки в XV в. Обращение музыкантов Кватроченто к традиции импровизационного творчества. Сольное пение под аккомпанемент (canto accompagnato, canto sulla lira), культ исполнителя — отличительные черты итальянской музыкальной культуры XV в. Синтез национальной (устной) и франко-фламандской (письменной) культур в конце XV в. Музыкальная культура Италии XVI в. Римская школа и творчество Дж. Палестрины (ок. 1525 — 1594). Полифония Палестрины как завершение доновоевропейского периода развития композиторской музыки. Отличительные черты полифонии композиторов римской школы, воздействие на стилистику их сочинений эстетических установок деятелей Контрреформации. Венецианская школа (А. Вилларт, К. де Роре, А. Габриели, Дж. Габриели).

Светские многоголосные контрапунктические песни строгого стиля: шансон (Дюфаи, Окегем, Обрехт, Депре, Лассо, Жанекен), немецкие лид (Л. Зенфль), кводлибет (нидерландские композиторы). Шансон XV-XVI веков как энциклопедия французского быта.

Развитие светского концертирования и расцвет органного, лютневого, скрипичного искусства. Проникновение инструментов (тромбонов, виол и др.) в церковную музыку.

Демократические вокально-хоровые жанры итальянского музыкального Возрождения – качча, баллата, фроттола, виланелла, лауда. Тенденция к гомофонной фактуре с выделением в качестве мелодии верхнего голоса и гармонического баса. Формирование аккордового стиля письма.

Мадригал – олицетворение аристократического мышления. Три этапа развития итальянского мадригала:


  1. Ранний четырехголосный мадригал – вторая треть XVI века (Я. Аркадельт, А. Вилларт);

  2. Пятиголосный мадригал – вторая половина XVI века (Ч. Де Роре, А. Габриэли, Дж. Палестрина);

  3. «Хроматический мадригал» – конец XVI – начало XVII века (Л. Маренцио, Дж. ди Веноза, К. Монтеверди).

Характерные особенности мадригала. Свобода текста и музыкальной композиции. Рост выразительных и изобразительных средств. Мадригальная комедия А. Стриджо, А. Банкьери, О. Векки и ее влияние на зарождение и развитие оперного жанра.
Список литературы:

Грубер Р.И. Музыкальная культура Италии XV — XVI веков // Грубер Р.И. История музыкальной культуры. – М., 1953. – Т. 2. Ч. 1. – С. 21 – 198.

Дубравская Т.Н. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки. – М., 1978. – С. 107 – 126.

Евдокимова Ю.К. История полифонии. Музыка эпохи Возрождения: XV в. – Вып. 2 А. – М., 1983.

Евдокимова Ю. К., Симакова Н.А. Музыка эпохи возрождения: 15 век. – М., 1982.

Конен В.Д. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Этюды о зарубежной музыке. – М, 1975.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М.: Музыка, 1983. – Т. 1. – С. 125 – 193.

Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985.

Симакова Н.А. Мелодия «L ‘homme arme» и ее преломление в мессах эпохи Возрождения // Теоретические наблюдения над историей музыки. – М., 1978. – С. 17– 53.

Симакова Н.А. Музыка и слово // Методы изучения старинной музыки. – М.: МДОЛГК, 1992. – С. 56 – 64.
Тема 5. Эпоха барокко. Basso continuo – новая парадигма письма. Развитие итальянской инструментальной музыки – органной и скрипичной. Кончерто гроссо и «камерный» концерт.
Демократические движения и долголетние войны. Кризис ренессансного гуманизма. Противоречия в психологии общества. Барокко в архитектуре, скульптуре и живописи. Главные художественные тенденции эпохи барокко. Временные границы и ярчайшие имена барокко.

Возникновение практики аккомпанемента в итальянской музыкальной культуре второй половины XVI в. Утверждение в музыке гомофонно-гармонического склада с длящимся басом – basso continuo. Мажорно-минорная ладовая система. Фуга как высшая форма свободного письма. Возникновение ряда новых жанров: инструментальных (концерта, увертюры, сонаты, симфонии) и вокально-хоровых (оперы, оратории, кантаты).

Цифровое обозначение аккордов в практике генерал-баса – «цифрованный бас» (basso numerato). Первые образцы использования генерал-баса в творчестве А. Банкьери (1565 — 1634), Э. Кавальери (ок. 1550 — 1602), Я. Пери (1561 — 1633), Л. Виаданы (1560 — 1627), А. Агаццари (1578 — 1640).

Идея солирования и новое понимание термина «кантилена». «Монодический стиль» и начало формирования гомофонно-гармонического многоголосия.

Развитие органного искусства. Дж. Фрескобальди – основоположник итальянской органной школы. Значение смычковых инструментов в итальянской концертной жизни XVII века. Болонская скрипичная школа.

Поиски новых форм и жанров инструментальной музыки. Влияние принципа тематического контраста органных канцон, сонат и ричеркаров Дж. Габриели на развитие жанра Concerto grosso. Опора новых инструментальных жанров на ритмоинтонационные формулы популярных танцев (бранлей, вольт, балетов, гальярд и др.)

Зарождение струнного трио (две скрипки и бас) – основной модели будущего концертино. Значение Sonata da camera (камерная соната) и Sonata da chiesa (церковная соната) в формировании сюитообразного цикла Concerto grosso. Концертные циклы Дж. Легренци, А. Корелли.

Трехчастные «камерные» концерты Дж.Торелли, Т. Альбинони и А. Вивальди – наиболее устойчивая инструментальная форма барокко. Трехчастная итальянская увертюра.

Театральная и аллегоричная программность инструментальной музыки. Английские вёрджиналисты и французские клавесинисты. Связь итальянского и французского инструментализма с развитием оперного искусства.

Сюиты и партиты в клавирном творчестве. Произведения для органа: хоральные прелюдии, токкаты, фуги. Тесная связь немецкой инструментальной музыки с протестантским хоралом и кантатно-ораториальным творчеством.


Список литературы:

Барсова И.А. Из истории партитурной нотации // История и современность. – Л., 1981. – С. 6–33.

Друскин М. С. Клавирная музыка XVI – XVII веков. – Л., 1960.

Зейфас Н. Concerto grosso в музыке барокко // Проблемы музыкальной науки. – Вып. 3. – М., 1975.

Катунян М. И. Генерал-бас// Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 131–132.

Катунян М. И. Гомофония // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 143–144.

Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1983. Т. I.
Тема 6. Зарождение оперы, оратории и кантаты. «Dramma per musica» флорентийской камераты. Римская, венецианская и неаполитанская оперные школы. Кризис жанра в творчестве композиторов венецианской оперной школы. Музыкально-драматические жанры во Франции, Англии, Германии XVII — начала XVIII века.
Домашнее собрание графа Джованни Барди. Древнегреческая трагедия – идеал нового жанра «dramma per musica». Первые образцы «драмы на музыке» Я. Корси и Я. Пери. Единство поэтического слова, музыки и драматического действия и значение выдвинутого идеала для последующих реформаторов оперы.

Зарождение жанров оратории и кантаты. «Священная опера» Э. де Кавальери «Представление j душе и теле» (1600). Два вида итальянской оратории: «простонародная» (связь с ранней оперой) и латинская (опора на мотет). Развитие жанров оратории и кантаты в творчестве Дж. Кариссими, В. Грациани, А. Страделлы, А. Скарлатти.

Творческое наследие К. Монтеверди. Взаимосвязь мадригалов и музыкально-драматических жанров. Параллельное развитие жанра мадригальной комедии и «dramma per musica». «Орфей» (1607) Монтеверди – первая попытка реформировать музыкальную драму.

Римская опера. Лидирующее положение Рима в сфере музыкального театра. «Эра Берберини» – золотой век римской оперы (вторая четверть XVII века). Религиозно-моральная проблематика римских «драм на музыке». Сюжетная и музыкальная многоплановость, зрелищно-декорационное начало. Особенности театрально-музыкальной жизни в Риме и ее зависимость от вкуса главы католической церкви. Римские композиторы-певцы С. Ланди, Л. Виттори, А. Аббатини. Отказ от ряда принципов камераты и, в частности, от «благородного пренебрежения к пению».

Господствующее положение венецианской оперы во второй половине XVII века. Открытие в 1637 году первого публичного театра «Сан Кассьяно». Социально-политические основания интенсивности развития оперного жанра Венеции. Выдвижение фигуры импресарио. Утверждение театрального сезона. Либреттистика венецианской оперы. Опора внутренней организации музыки на зрелищность как на ведущий компонент.

Особенности культурной и политической жизни Неаполя. Роль «консерваторий» в музыкальном образовании певцов-виртуозов. Формирование стиля bel canto, понимаемого как «колорированное пение». Педагоги и певцы-кастраты. Окончательный отход неаполитанских композиторов от крайностей stile rappresentativo. Кристаллизация форм ариозной мелодики в оперном творчестве Ф. Провенцале, А. Скарлатти. Творчество А. Скарлатти и формирование придворно-церемониального жанра оперы-сериа. Установка на отказ от драматургического воплощения внешнего действия и внешнего конфликта в опере. Историко-героические, мифологические сюжеты. Однотонные и двутонные арии. Значение арии da capo для искусства bel canto. Типы арий (арии-жалобы, бравурные, патетические, характерные) и дуэтов. Типы речитативов и их действенная функция.



Музыкально-драматические жанры во Франции, Англии, Германии.

Академия поэзии и музыки Ж. А де Баифа и ее значение для развития музыкально-драматического искусства во Франции. Комические балеты, балеты с выходом и драматические балеты. Первостепенное место балета в зарождающемся жанре музыкальной трагедии. Открытие Королевской академии танца (1661) и Королевской академии музыки (1671). Знакомство парижан с итальянской «dramma per musica» (постановка итальянской труппой «Орфея» Л. Росси в 1647 году). Поиски драматического стиля в творчестве П. Перрена и Р. Камбера.

Франция эпохи Людовика XIV. Родство флорентийской речитативной драмы и французской лирической (музыкальной) трагедии, созданной Ж.Б. Люлли. Влияние классицистского театра на драматургию лирической трагедии. Особенности либретто французской музыкальной трагедии XVII века. Участие выдающихся литераторов Франции (Кино, Мольер, Вольтер) в создании музыкально-драматических произведений. Комедии-балеты Мольера. Космополитичность французского музыкального театра. Музыкальный театр Ж.-Б. Люлли. Школа Люлли и ее представители. Дальнейшее развитие музыкальной трагедии в творчестве Ж. Ф. Рамо.

Английский театр XVI века и музыкальные интермедии. Комедии Шекспира с музыкой. Итальянские традиции в Англии. Некоторые особенности политической жизни Англии XVII в. и развитие музыкального искусства. Традиции английского театра и музыкально-драматические жанры в Англии XVII — XVIII вв. Г. Пёрселл и его опера «Дидона и Эней».

Опера в Германии XVII — начала XVIII вв. «Дафна» Г. Шютца (1627) – первая опера на немецком языке. Гамбургская «Gänsemarktopera» (1677– 1738) и ее представители. Попытки синтеза итальянских и французских музыкально-драматических традиций в гамбургской опере. Опора на немецкую песню и бытовую музыку в операх Г. Телемана и Р. Кайзера (первая половина XVIII в.).
Список литературы:

Бронфин Е.Ф. К. Монтеверди. – Л., 1970.

Брянцева В.Н. Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр. – М., 1981.

Браиловский М.М. Оратория в творчестве зарубежных композиторов (XVII – XIX вв.). – Л., 1973.

Каччини Дж. Предисловие к сборнику «Новая музыка» // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII – XVIII веков. – М, 1977. – С. 70.

Конен В.Дж. К. Монтеверди. – М., 1971.

Конен В.Дж. Пёрселл и опера. – М., 1978.

Конен В.Дж. Театр и симфония (Роль оперы в формировании классической симфонии). – М., 1968.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1982. –Т. I.

Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. Ч. 1.: Под знаком Аркадии. – М., 1998.

Роллан Р. Заметки о Люлли // Роллан Р. Музыканты прошлых дней. – М., 1938. – С. 136 – 253.

Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып. – Вып. 1,2. – М., 1986 –1987.

Уэстреп Дж. Г. Пёрселл. – Л., 1980.

Черная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963. – С. 158 – 170

Ширинян Р. Оратория и кантата. – М., 1960.

Штейнгард В. Генрих Шютц. Очерк жизни и творчества. – М., 1980.


Тема 7. Немецкая музыка XVI – первой половины XVIII вв. Творчество И.С. Баха и Г. Ф. Генделя.

Особенности государственного устройства Германии XVI—XVII вв. Роль крестьянской войны и Реформации в формировании новой духовной музыки. Реформа Лютера и «Песенный катехизис» (1524). Особенности протестантского богослужения. Господство поэтических текстов в протестантском богослужении и отказ от псалмодии. Формирование протестантской гимнографии на народных языках. Роль протестантского хорала в музыкальном творчестве немецких композиторов.

Пути развития немецкой музыки в XVII в. Творчество Г. Шютца: духовные жанры. Преломление и развитие традиций венецианской и римской полифонических школ.

Органная музыка в Германии. Северонемецкая органная школа и творчество Дитриха Букстехуде. Кристаллизация двухчастного цикла прелюдии и фуги (токкаты и фуги). Органное творчество С. Шейдта, И.-Я. Фробергера, И. Пахельбеля.



И.С. Бах – основные этапы творческой деятельности. Веймарский и кётенский периоды – их значение в формировании творческого облика композитора. Лейпцигский период – вершина и творческий итог деятельности Баха.

Творческий путь Г. Ф. Генделя. Взаимодействие итальянских и немецких музыкальных традиций в творчестве Генделя. Воздействие эстетики раннего немецкого Просвещения и, в частности, воззрений И. Маттезона на формирование эстетических взглядов Генделя. Воздействие традиций гамбургской оперы на оперное творчество Генделя. Руководство Королевской Академией музыки в Лондоне. Оперы-сериа и кульминационный период в оперной деятельности композитора (1720 – 1727). Разнообразие оперных жанров (оперы-сериа, маски).

Некоторые особенности ораториальных произведений Генделя: «Мессия» (1742), «Самсон» (1743).

Инструментальная музыка Генделя: пленерные сочинения.

Список литературы:

Барна И. Если бы Гендель вел дневник… – Будапешт, 1987.

Белоненко А. Георг Гендель: краткий очерк жизни и творчества. – Л., 1971.

Грубер Р.И. Музыкальная культура Франции XV — XVI веков // Грубер Р.И. История музыкальной культуры. – М., 1953. – Т.II. Ч. 1. – С. 201–336. («Музыка гугенотов», с. 306–343).

Грубер Р.И. Музыкальная культура Германии XV — XVI веков // Грубер Р.И. История музыкальной культуры. – М., 1953. – Т. II. Ч. 2.

Друскин М.С. Из истории зарубежного баховедения // Советская музыка. – М., 1978. – №№ 3, 4.

Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. – М., 1982.

Друскин М.С. Клавирная музыка XVI – XVII веков. – Л., 1960.

Друскин М.С. Пассионы и мессы Баха. – Л., 1976.

Доброхотов Б.В. Бранденбургские концерты Баха. – М., 1962.

Зейфас Н. Concerto grosso в творчестве Генделя. – М., 1980.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1982. Т. I, Т. II.

Роллан Р. Гендель. – М., 1931.

Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях И.С. Баха. – М., 1987.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. – М., 1964.

Штейнгард В. Генрих Шютц. Очерк жизни и творчества. – М., 1980.
Тема 8. Основные тенденции в развитии оперы в XVIII в. Оперная реформа К.-В. Глюка.
Возрастающая роль третьего сословия. Мода в 1760-х годах на сюжеты из жизни различных сословий. Триумф оперы-буффа и французской комической оперы. Дж. Перголези «Служанка-госпожа» (1733). Разрастание оперы-буффа до масштабов полномерной двухактной пьесы. Углубление лирической стороны и усложнение музыкального языка (Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза). Завершение эволюции оперы-буффа в творчестве Д. Чимарозы (1749—1801). Деятельность К. Гольдони. Появление оперы-семисериа (Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, В. Мартин-и-Солер).

Эволюция французской комической оперы от ярмарочной «комедии с водевилями» к полностью «авторскому» произведению с ясной драматургией в творчестве А. Р. Лесажа и Ш. Фавара. Уход собственно комического начала из французской оперá-комик в творчестве П. Монсиньи и А. Гретри. Кризис жанра лирической трагедии во Франции. «Война буффонов» в Париже. Участие французских энциклопедистов Д. Дидро, Ж. Д’Аламбера, Ж. Ж. Руссо (выступавших сторонниками освобождения от барочной символики, риторичности либретто и декоративности) в полемике с приверженцами французской лирической трагедии.

Роль комической оперы в формировании немецкого зингшпиля и русской комической оперы. Формирование «оперы спасения и ужасов» в творчестве А. Гретри, Л. Керубини, Ж. Лесюэра, А. Бертона. Поиски единства музыкально-драматического действия: создание программно-изобразительных сцен и системы лейтмотивов-реминисценций.

Формирование северонемецкого зингшпиля под влиянием английской балладной оперы. Ранний зингшпиль как драматический спектакль с музыкальными вставками песенного характера (Штандфус «Черт на свободе», 1752). Влияние французской и итальянской оперы на повышение роли оркестрового развития и ансамблей (И. А. Хиллер, Й. А. Бенда, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейнхардт). Австрийский зингшпиль и воздействие на него итальянской комедии дель арте и французской комической оперы.



Опера-сериа в XVIII веке. Римский оперный вкус в конце XVII – начале XVIII века. Понтификат папы Иннокентия XI: запрет на пение в операх женщин и церковных музыкантов. Развитие вокальной виртуозности в искусстве кастратов.

Предпочтение камерной разновидности оперы в Риме в противовес монументально-зрелищной в Венеции. Первые попытки реформы оперной драматургии. Римская академия «Аркадия» и деятельность С. Стампилья, А. Дзено, П. Метастазио. Изгнание барочных «излишеств». Специфика оперы как праздничного зрелища: принцип благополучной концовки. Аристократичность оперы-сериа. Коллизия любви и долга. Количество персонажей и их функции.

Изменение вкусов в середине XVIII века. Приход требований простоты, логичности и естественности на смену аллегоризма, риторичности, декоративности. Формирование новой эстетики, декларирующей «простоту», «ясность», «чувствительность», «галантность».

Оперная реформа К.-В. Глюка. Опыт реформирования оперы-сериа («Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Парис и Елена»). Сотрудничество с Р. Кальцабиджи. Возвращение к мифу как к высшей истине, трактованной не декоративно и аллегорически (как в барочной опере), а серьезно и трагически. Предисловие к опере «Альцеста» как манифест новой оперной эстетики. Новая трактовка арий и речитативов, хоров и балета.


Список литературы:

Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть первая, книга первая. – М., 1987. [С. 324 – 270 («Опера-сериа»); 397 – 447 («Опера-буффа»).]

Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть первая, книга вторая. – М., 1988. [С. 135 – 145 («Прибытие в Париж. “Лирическая трагедия”»); 146 – 178 («Комическая опера»); 179 – 197 («Музыкальная драма Глюка»); 388 – 406 («Немецкий зингшпиль»)]

Бёрни Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествий 1772 года по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии – М.:Л., 1967.

Брянцева В.Н. Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр. – М., 1981.

Брянцева В.Н. Французская комическая опера XVIII века. Пути развития и становления жанра. – М., 1985.

Гретри А. Мемуары, или Очерки о музыке. – М.:Л., 1939. – Т. I.

Иванов-Борецкий М.В. Материалы и документы по истории музыки. – М., 1934. – Т. II.

Кириллина Л.В. Реформаторские оперы Глюка. – М., 2006.

Конен В.Дж. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии. – М., 1968.

Крунтяева Т.С. Итальянская комическая опера XVIII века. – Л., 1981.

Левашева О.Е. Оперная эстетика Гретри // Классическое искусство за рубежом. – М., 1966. – С. 141 – 184.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М:, 1982. –Т. II. – С. 135– 262.

Ля Лоранси де Л. Французская комическая опера XVIII в. – М., 1937.

Музыкальная эстетика Западной Европы XVII — XVIII веков. – М., 1971.



Роллан Р. Заметки о Люлли // Роллан Р. Музыканты прошлых дней. – М., 1938. – С. 136 – 253.

Рыцарев С.А. К.-В. Глюк. – М., 1987.

Черная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963.
Тема 9. Венская классическая школа и ее представители.
Основные тенденции в развитии инструментальной музыки в XVIII веке. Мангеймский переворот. Зарождение и развитие симфонизма.

Политика «просвещенного абсолютизма» в Австрии. Провозглашение силы и стройности идеалов античного искусства: И.И. Винкельман «История искусства древности» (1764), Г. Э. Лессинг «Лаокоон» (1766), «Гамбургская драматургия» (1769). История понятий «классика», «классицизм», «классическая эпоха». Венский классицизм и немецкое Просвещение XVIII в. Ж. Ж. Руссо и европейский сентиментализм. Течение «Буря и натиск» как радикальное крыло сентиментализма.

Развитие сонаты, давшей имя первым частям симфоний. Усвоение сонатой оркестровой массивности фактуры и масштабности форм. Идея событийного развития, выраженная в сопоставлении главной и побочной тем и их тональной логике. Философская идея сонатно-симфонического цикла: концепция истории и ее смысла. Понятие «абсолютной музыки» – аналог «абсолютной философии». Эстетический универсализм как важнейшая характеристика зрелого стиля венских классиков.

Творческий путь Й. Гайдна. Обзор и характеристика жанров.

Творческий путь В. А. Моцарта. Некоторые особенности творческой биографии композитора. Периодизация творчества. Разнообразие жанров и универсальность моцартовского гения.

Творческий путь Л. Бетховена. Особенности восприятия музыки Бетховена в XIX и XX веках. Периодизация творчества Л. Бетховена. Обзор инструментальных жанров.

Апофеоз идеи о философской сущности симфонии в творчестве Бетховена. Философско-историческая концепционность как основная черта бетховенского симфонизма.

Список литературы:

Акопян Л. Моцарт: Путеводитель. – М., 2006.

Аберт Г. В. А. Моцарт.– М., 1987. – Ч. 1. Кн. 1,2.

Аберт Г. В. А. Моцарт.– М., 1988. – Ч. 2. Кн. 1,2.

Альшванг. А.А. Л. ван Бетховен: Очерк жизни и творчества. – М., 1977.

Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. – М., 1996.

Климовицкий А.И. О творческом процессе Бетховена. – Л., 1979.

Конен В.Дж. Театр и симфония (Роль оперы в формировании классической симфонии). – М., 1968.

Кремлев Ю.А. Гайдн: Очерк жизни и творчества. – М., 1972.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1982. –Т. II.

Новак Л. Й. Гайдн: Жизнь, творчество, историческое значение. – М., 1973.

Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Аппассионаты». Жизнь Бетховена // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып.– М., 1990. – Вып. 5.

Черная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963.

Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. – М., 1977.
Тема 10. Музыкальный романтизм: эстетика и стиль.
Основные принципы романтической эстетики. Категория «идеального». Выдвижение темы личности, психологизм образов. Доминирование индивидуальных способов выражения. Конфликт личности и общественной среды. Тема «двоемирия». Роль романтических антитез.

Связь музыкального романтизма с романтизмом в литературе, поэзии, театре, живописи. Проблема синтеза искусств. Основные этапы развития музыкального романтизма.

Новые темы романтического искусства. Интерес к истории, национальным традициям. Сказочно-фантастические образы. Природа и человек. Расширение диапазона лирики. Драматические и трагические образы. Монологический принцип высказывания.

Эволюция системы музыкальных жанров. Новые жанровые разновидности (симфоническая поэма, рапсодия, баллада, элегия, экспромт, ноктюрн, песня без слов и т.д.). Обновление и развитие классических форм. Значение миниатюры; новая трактовка циклов. Разработка новых композиционных принципов (лейтмотив, монотематизм).

Обогащение системы музыкально-выразительных средств (мелодики, гармонии, темброво-фактурных средств, инструментовки, исполнительской техники).

Расцвет музыкально-исполнительской культуры в XIX веке. Новые аспекты в сфере общественного функционирования музыки. Выделение сферы «абсолютной музыки», зарождение музыкального китча. Новые отношения в системе художник (музыкант) – зритель (слушатель), роль антреприз и антрепренеров. Музыкальная критика и журналистика.

Историческое значение романтизма. Романтизм и музыкальная культура ХХ века.
Список литературы:

Бэлза И. Исторические судьбы романтизма в музыке. – М., 1985.

Друскин М.С. К полемике о романтизме // М.С. Друскин. Избранное. – М., 1981.

Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. – М., 1990.



Зенкин К.В. Музыка быта и ее жизнь в контексте культуры романтизма. – Ростов-на-Дону, 1996.

Зенкин К.В. Романтизм как историко-культурный переворот // К.А.Жабинский, К.В.Зенкин. Музыка в пространстве культуры. – Ростов-на-Дону, 2001.

Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII–начала XIX века.– М., 2007.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980.



Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // И.И.Соллертинский. Исторические этюды. – Л., 1963.
Тема 11. Музыкальная культура Австрии и Германии.

Творчество Ф.Шуберта.
Музыкальная культура Германии и Австрии начала XIX века. Хоровые общества. Музыкальная жизнь Вены. Значение бытовой музыки.

Франц Шуберт (1797-1828). Его роль в становлении музыкального романтизма. Особенности художественного мировоззрения Шуберта. Образный мир его музыки. Особое значение лирической сферы. Сочетание классических и романтических принципов в творчестве Шуберта.

Ведущее значение жанра песни. Связь с традицией Lied. Песенность как основа индивидуального стиля композитора. Круг поэтов и поэтических текстов в вокальной лирике Шуберта. Эволюция песенного творчества. Значение вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Круг музыкально-выразительных средств, сложившихся в вокальной лирике.

Симфоническое творчество Шуберта. Особенности трактовки цикла. Песенные принципы в драматургии и тематизме.

Камерно-инструментальные произведения; их связь с бытовой музыкой. Значение фортепианного творчества. Формирование жанра фортепианной миниатюры; новая трактовка произведений крупной формы – фантазий («Скиталец»), сонат; пьесы для фортепиано в четыре руки. Ансамблевая музыка (струнный квинтет C dur, квинтет «Форель»).

Историческое значение творчества Ф.Шуберта.
Список литературы:

Воспоминания о Ф.Шуберте. – М., 1964.



Хохлов Ю.Н. Ф.Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах. – М., 1978.

Хохлов Ю.Н. Песни Шуберта. Черты стиля. – М., 1987.

Хохлов Ю.Н. Шуберт. Некоторые черты творческой биографии. – М., 1972.

Тема 12. Основные тенденции развития инструментальной музыки в XIX веке. Программный романтический симфонизм. Творчество Г.Берлиоза и Ф.Листа.
Разновидности инструментальных жанров в XIX веке. Классицистская симфония и ее эволюция. Жанр симфонии в творчестве Р.Шумана, И.Брамса, А.Брукнера.

Программная инструментальная музыка. Программный симфонизм Г.Берлиоза, Ф.Мендельсона, А.Дворжака. Одночастная программная симфоническая поэма в творчестве Ф.Листа, Б.Сметаны, Ц.Франка, К.Сен-Санса. Программная увертюра (Ф.Мендельсон, Р.Шуман).

Инструментальный концерт в XIX веке. Камерно-инструментальные ансамбли.

Разновидности программных музыкальных произведений в творчестве композиторов-романтиков. Разнообразие источников программы (литература, живопись, архитектура и т.д.) и формы ее преподнесения (заголовок, поэтическая цитата, развернутый сюжет). «Обобщенный» и «конкретный» типы программности.



Гектор Берлиоз (1803-1869) и значение его творчества в культуре французского романтизма. Круг тем и образов творчества Берлиоза; воплощение сюжетов Шекспира, Гете, Байрона.

Программные симфонические произведения Г.Берлиоза. Эволюция симфонического творчества от «Фантастической» симфонии и «Гарольда в Италии» к симфонии «Ромео и Джульетта». Связь с традициями французского драматического театра. Особенности драматургического строения симфоний, трактовка цикла, принцип лейттематизма. Музыкально-выразительные средства.

Оркестр Берлиоза. Новаторство в сфере оркестрового письма. Темброво-колористическое обогащение оркестра, развитие принципов тембровой драматургии. Трактаты Берлиоза об оркестре. Берлиоз – дирижер.

Оценка творчества Берлиоза его современниками (Шуманом, Листом, Серовым).



Ференц Лист (1811-1886) и его место в истории европейского романтизма. Значение творчества Листа в развитии романтического программного симфонизма.

Ф.Лист – создатель жанра программной симфонической поэмы. Романтическая трактовка тем и образов мировой литературы и искусства в произведениях Листа. Обобщенный характер программности. Особенности формы (претворение в одночастной композиции принципов цикличности). Развитие принципа монотематизма. Претворение принципов поэмности в симфониях «Фауст» и «Данте».

Фортепианное творчество. Обогащение мелодико-гармонических средств, тембровых и технических приемов в фортепианной музыке Листа. Циклы фортепианных пьес («Годы странствий»); транскрипции и парафразы; концертные этюды. Фортепианная соната h-moll как симфоническая поэма для фортепиано. Симфонизация жанра фортепианного концерта.

Влияние новаторских достижений Ф.Листа на творчество композиторов 2-ой половины XIX-XX веков.


Список литературы:

Берлиоз Г. Избранные статьи. – М., 1956.

Данько Л. Константы вечности (к 200-летию Г.Берлиоза) // Русско-французские музыкальные связи. – СПб.: СПб.ГК, 2003.

Крауклис Г.Симфонические поэмы Листа. – М., 1974.

Мильштейн Я. И. Лист. – М., 1999.

Музыкальная эстетика Франции XIX века. – М., 1974.



Сабольчи Б. Последние годы Ференца Листа. Пер. с венгерского. – Будапешт, 1959.

Тема 13. Развитие жанра симфонии в XIX веке. Творчество Р.Шумана, И.Брамса и А.Брукнера.
Эволюция жанра симфонии в XIX веке. Особое место симфонии в немецкой музыкальной культуре XIX века, ее преемственность с традициями бетховенского симфонизма.

Симфоническое творчество Р.Шумана (1810-1856). Характерный круг образов. Особенности строения циклов. Связь с классической традицией и новаторские черты. Значение творчества Р. Шумана в развитии лирико-драматического симфонизма.



Иоганнес Брамс (1833-1897). Идейные убеждения композитора в противоречиях между различными творческими направлениями в немецкой и австрийской музыке 2-ой половины XIX века. Развитие жанра классической, непрограммной симфонии в творчестве Брамса. «Классическое» и «романтическое» в творчестве композитора. Опора на классицистские традиции и их новаторская трактовка. Романтическая образность, опора на немецкую песенность и бытовые жанры, романс и элегию.

Строение симфонического цикла. Своеобразие тематизма и принципов его развития; соотношение сонатности и вариационности. Функция финала. Оркестр Брамса.



Антон Брукнер (1824-1896). Творческий путь композитора, особенности мировоззрения. Становление Брукнера-симфониста. Преломление влияний Бетховена, Шуберта, Вагнера. Концепционность симфонизма Брукнера. Пантеизм как особенность мировосприятия композитора. Значение эпического начала. Особенности симфонической драматургии. Монументальность циклов. Особая роль медленных частей (adagio). Особенности строения тематизма и его развития. Оркестр Брукнера.

Значение творчества А.Брукнера в развитии австро-немецкого симфонизма.


Список литературы:

Амброс А. Р.Шуман. Жизнь и творчество. Пер. с нем. – М., 1988.

Галь Г. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера – три мира. Пер. с нем. – Ростов-на-Дону, 1998.

Друскин М.С. Иоганнес Брамс // М.С. Друскин. Избранное. – М., 1981.

Житомирский Д.В. Р.Шуман. – М., 2000.

Царева Е. М. И.Брамс. – М., 1986.
Тема 14. Эволюция камерно-инструментальных и камерно-вокальных жанров в XIX веке.
Разновидности камерно-инструментальных жанров в XIX веке. Усложнение и сближение с симфоническими и концертными формами. Обратная тенденция – расцвет жанра инструментальной миниатюры. Объединение их в циклы («Песни без слов» Ф.Мендельсона, «Карнавал», «Крейслериана», «Бабочки» Р.Шумана, «Годы странствий» Ф.Листа и др.). Связь камерно-инструментальных форм с бытовой музыкой в творчестве Ф.Шуберта, К.-М. Вебера, Ф.Шопена. Большие циклы вариаций (Ф.Мендельсон, И.Брамс). Новая трактовка сонатной формы (Р.Шуман, Ф.Шопен); соната b-moll Ф.Листа. Особенности одночастных поэмных форм (баллад, скерцо, фантазий). Особое значение виртуозного инструментального исполнительства. Виртуозность, техническая сложность произведений Н.Паганини, Г.Венявского, Ф.Листа, К.Сен-Санса, Э.Лало, Э.Шоссона. Развитие жанров транскрипции и парафраз; концертных этюдов.

Развитие жанров камерно-вокальной музыки. Их связь с бытовым музицированием. Немецкая Lied и ее традиции в творчестве Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона, Р.Шумана, И.Брамса. Песенные циклы Ф.Шуберта, Р.Шумана. Развитие жанра романса в XIX веке. Песни и романсы Ф.Листа, Э.Грига, Г.Вольфа, А.Дюпарка. Г.Форе. Соотношение вокальной и фортепианной партии, новая функция сопровождения.




Список литературы:

Жабинский К.А. «Годы странствий» Ференца Листа: от Байрона к Гете? // К.А.Жабинский, К.В.Зенкин. Музыка в пространстве культуры. – Ростов-на-Дону, 2001.

Жабинский К.А. Фортепианное творчество Р.Шумана и австро-немецкая клавирная традиция XYII-XYIII веков // К.А. Жабинский, К.В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры.– Ростов-на-Дону, 2005. – Вып.3.

Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М., 1997.

Хохлов Ю.Н. Песни Шуберта. Черты стиля. – М., 1987.

Хохлов Ю.Н. Строфическая песня и ее развитие от Глюка к Шуберту. – М., 1997.

Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. – М., 1998.

Цуккерман В.А. Соната си минор Ф.Листа. – М., 1984.

Ямпольский И.М. Николо Паганини. Жизнь и творчество. – М., 1968.


следующая страница >>