Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической... 2 1037.06kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 6 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... 1 313.96kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 1062.39kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история 2 442.76kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 3 1274.69kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность... 2 624.64kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория государства... 14 6458.41kb.
Андрей Слюшкин Представляет 4 714.71kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАУКИ
Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисципли

Рубцовск – 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.

боровков

СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

4.МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 24



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методический комплекс курса «Теория и история науки» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.

Современное состояние историко-научной и историко-технической мысли характеризуется наличием множества дискуссионных проблем, которые наиболее ярко проявляются в конкурирующих концепциях развития науки.

Основной момент рассуждений - возникновение науки (классического естествознания). По времени это практически весь XVII в. До этого все должно быть отнесено к предыстории науки, и только после начинается собственно история науки.

Основные критерии выделения науки:

• экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом);

• теоретическая форма представления научного знания с логико- математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формами);

• наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка).

В предыстории можно выделить этапы: архаико-мифологический, доксографический, ранней формы научности; ритуально-рецептурный; в исторический период - этапы классической науки (XVII-XIX вв.), «неклассической науки» (конец XIX - середина XX в.), «постнеклассической науки» (с середины XX в.). Как бы в особый этап может быть выделен период современных концепций развития науки - с 60-х гг. XX в.

В предлагаемом описании речь идет о естествознании, однако выделяемые этапы неплохо коррелируют с основными этапами развития гуманитарного знания и техники.



Цели и задачи курса

Главную цель можно сформулировать так: базе комплексного исторического материала предоставить студенту возможность осуществлять учебно-научную деятельность и самостоятельно оценивать место и роль науки и техники в социокультурном развитии.

Предмет курса - основные познавательные модели, факты, законы и закономерности научного и технологического развития человечества как формы его культурного развития от древности до современности.
Цели курса:

• сформировать у студентов целостное представление о развитии науки и техники как историко-культурном явлении;

• структурировать информацию о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории;

• обобщить сведения, полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества;

• показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей, в деле построения гармоничного, здорового демократического общества XXI в.

Задачи курса:

• обучить студентов методике профессиональной оценки событий истории науки и техники;

• обучить студентов пользованию основными источниками по истории науки и техники;

• обучить студентов системному подходу в восприятии развития любой научной дисциплины.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Студент должен знать:

• системную периодизацию истории науки и техники и основные направления развития их важнейших отраслей и проблем;

• основные даты, события и достижения мировой истории науки и техники;

• имена и краткие биографии выдающихся ученых и инженеров;

• историографию, основные методологические концепции и исследовательские школы в истории науки и техники.

Студент должен уметь:

• аналитически представлять важнейшие события в истории науки и техники, роль и значение выдающихся ученых и инженеров;

• проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки и техники;

• дать квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях;

• провести рациональную реконструкцию отдельных фактов и явлений истории науки и техники;

• грамотно прокомментировать основное содержание конкретных важнейших научных теорий и основополагающих научно-концептуальных моделей;

• воспроизвести графически и словесно информацию, касающуюся предмета обсуждения, связанного с историей науки и техники.
Студент должен иметь навыки:

• комплексного подхода к оценке истории науки и техники;

• самостоятельной постановки локальной исследовательской историко-научной проблемы;

• работы с основными видами источников по истории науки и техники;



• пользования компьютерными программами и базами данных по истории науки и техники, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Очно-заочная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1

1. Структура теоретико-методологических основ истории науки и техники

8

2

2




6

2. Знания и технологические возможности доцивилизационного периода развития человечества.

8

2

2




6

3. Знания о мире и человеке, уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях

8

2

2




6

4. Научная и техническая культура античности

8

2

2




6

5. Пути и специфика освоения античного наследия в Средние века

8

2

2




6

ДЕ 2

6. Европейское Возрождение. Разрушение «старого» Космоса и становление новой картины мира

8

2

2




6

7. Научная революция XVII в.: истоки, этапы, структура, герои, результаты

10

2

2




8

8. Механическая картина мира и классическая наука. Промышленная революция

8

2

2




6

9. Электродинамическая картина мира. Становление «неклассической науки»

8

2

2




6

10. Системное видение мира и «постнеклассическая наука». Технология как фактор революции

8

2

2




6

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

82

20

20




62

3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ 1. Зарождение научных и технических знаний и их развитие до эпохи Ренессанса
Введение

Роль и значение истории науки и техники. Историография истории науки и техники. Дж. Сартон, Дж. Бернал, А. Уайтхед, В.И. Вернадский, А. Койре, Т. Кун. История науки: внешний взгляд на науку и саморефлексия науки. Принципы определения понятия «наука». Наука и другие формы познания мира: философия, религия, искусство, миф.


ТЕМА 1

Структура теоретико-методологических основ истории науки и техники
Аудиторное изучение:

Цели и задачи истории науки и техники как дисциплины: в научном исследовании; в учебном процессе; в создании музейной (исторической) экспозиции. Место истории науки в системе как гуманитарных, естественных наук, так и технических. Понимание нового знания в истории науки. Предмет истории науки и техники. Когнитивная и социальная история науки и техники. Условность разделения науки и техники. Различия в понимании техники и технологии. Соотношение понятий «наука» и «знание». Понятие рационального знания. Историко-культурная обусловленность любой понятийной системы. История науки как лингвистическая проблема, как семиотическая проблема. Методы истории науки и техники. Методы рациональной реконструкции, презентизма, антикваризма, тематического анализа. Историко-научная закономерность как тенденция: применимость концепции идеальных типов М. Вебера в методологии истории науки. Рациональное и эмпирическое, логическое и историческое в методологии истории науки; соотнесенность и взаимодействие этих категорий, их роль для различных методов, применяемых в данной области. Фальсификаторский подход К. Поппера, соотношение его с классическим верификационизмом.



Самостоятельное изучение: Категории «история», «историзм» применительно к исследованиям развития науки. Сравнительно-исторический метод; особенности его применения в области методологии истории науки по сравнению с применением в области общеисторической методологии. Общее понятие о возможности использования системно-структурных методов в историко-научном исследовании относительно изучения самого этого исследования как многоаспектной системы. Альтернативная (антисистемная) точка зрения; методологический анархизм П. Фейерабенда. Ценностные проблемы в истории науки. Методологическая роль категорий исторического прогресса, регресса, круговорота; историко-научного факта; внешнего и внутреннего факторов развития науки. Относительность противопоставления внешних и внутренних факторов. Проблема соизмеримости сменяющихся теорий. Обновление методологических подходов к историко-научному исследованию на современном этапе. Изучение диспутов и дискуссий (М. Мендельсон, Э. Макмиллан), антропологический подход (К. Кнорр-Цетина), метод «кейс-стадис» (Р. Телнер, Г. Коллинз, Т. Пинч). Источниковая база истории науки и техники. Памятники науки и техники. Пределы рациональной реконструкции. История науки как сопереживание, как погружение. Новая информационная среда истории науки и техники. Понимание и ограничения интерактивности. Соотношение истории науки и науковедения. Основные науковедческие направления XX столетия: экстернализм и интернализм, изучение деятельности ученых в организациях, научных революций и закономерностей роста науки; анализ научного сообщества и научных школ. Значение работ В. Вернадского, А. Богданова, К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, А. Кой-ре, М. Фуко, Р. Мертона, М. Полани для науковедческих исследований. Современное состояние науковедения в различных странах Европы, Америки, Востока.
ТЕМА 2

Знания и технологические возможности периода доцивилизационного развития человечества
Аудиторное изучение:

Неадекватность классической схемы истории появления человека и общества. Наиболее острые несоответствия. «Ачинский жезл», «Стоунхендж» и другие современные интерпретации. Возможность существования в древности иной информационной системы. Роль знания в традиционном обществе. Мифологические формы знания. Современные исследовательские подходы к анализу мифа. Концепция структурной антропологии К. Леви-Строса. От структурной антропологии к постструктурализму. Современные традиционные общества как «историческая лаборатория». Возможности датировки и реконструкции появления сложных орудий. «Неолитическая революция». Освоение первых технологических процессов; современная оценка их эффективности. Эволюция простых и сложных орудий труда.


ТЕМА 3

Знания о мире и человеке, уровень технического

и технологического развития в древних цивилизациях
Аудиторное изучение:

Источниковая база изучения истории научных и технических знаний древних цивилизаций. Проблемы уверенной датировки. Существующие хронологии и периодизации. Концептуальные модели мира, характерные для древних цивилизаций. Сакральность знания, сакральность власти. Знание как путь, как откровение, как посвящение. Постижение знания. Системы кодирования знания, механизмы его передачи. Возможность современной интерпретации древнего знания. Реконструкция канонов древних цивилизаций. Геометрическая версия «золотого сечения». «Внезапность» древнеегипетского и вавилонского знания и технологий. Проблема языка: происхождение, развитие, понимание.



Самостоятельное изучение: Современные версии реконструкции знания и отдельных технологических решений (пирамиды, зиккураты, ирригация и т. д.). Специфика знания и технологического уровня развития древних цивилизаций. Понимание времени; цикличность как форма жизни. Особая роль календаря. Типы календарей. Уникальность календаря майя. Предсказания астрономических и природных явлений в древности - высшая форма рационального знания.
ТЕМА 4

Научная и техническая культура античности
Аудиторное изучение:

Периодизация античности. Основные центры культуры и науки. Принципиально новое концептуальное видение мира: «понижение уровня» сакральности и «повышение уровня» личности. Пантеон античных богов. Культурный герой. Семантическая нагруженность мифа о Прометее. Основные коды и знаковая система античности. Переход от Мифа к Логосу. Фиксируемый процесс развития научных представлений - появление собственно истории. Источниковая база истории науки и техники античности. Основная особенность интеллектуальной жизни античности -новая культура мышления и обоснования знания. Взаимосвязь полисной демократии и возникновение науки. Десакрализация знания, его доказательность. Особое положение математики (матема - знание). От пифа-горейско-платоновского понимания числа как богословия до «чистого» числа Диофанта. Фундаментальность античного понимания проявления. Техника («технэ») как искусство сочетания (поиска) эйдоса и материальной формы его воплощения (отрицания). Понимание гармонии природы (фюсис) у древних греков. Понятие гармонии, формы ее проявления в мире и человеке, методы ее поиска как смысла существования. Проблемы взаимосвязи греческой науки со знанием Востока, характерные мотивы и формы заимствований. Греческие «посвященные».

Основные античные школы, мыслители, научные направления и достижения. Милетская школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. «Пифагорейский союз». Фундаментальные пары противоположностей. Гераклит: идея всеобщей изменчивости. Эмпедокл: концепция четырех элементов и эфира. Эволюционная космология и «строение» Космоса. Теория материи и космология у атомистов. Роль принципа причинности. Концепция множественности миров. Платон и его картина мира. Афинская академия. Принципы античного образования. Система Аристотеля. Универсальность научного синтеза в гуманитарной и естественно-научной областях в сочинениях Аристотеля и его школы. Биологический аспект ее важнейших категорий: «энтелехия», «вид», «цель» и др. Уровни строения живых тел по Аристотелю («однородные» и «неоднородные» части, «члены», «организм», «сообщество»). Элементы экологии в «Истории животных» Аристотеля. Биологические аналогии в его политических учениях. Синтез этики и технологии в «Характерах» Теофраста. Физика Аристотеля и ее место в философской системе. Учение о естественном месте, четырех видах причин, абсолютности кругового движения за «лунной гранью»; о первоначалах и элементах. Аристотелевская химия. Необычайная устойчивость аристотелевской парадигмы в истории науки и философии. Учение о материи и форме, градация причин. Создание классификации как научного принципа. Доксография и возникновение истории науки. Александрийская школа; музей, библиотека. Особенности эллинистической науки в целом. Измерение видимого мира. Эратосфен Киренский. Аристарх Самофракийский. «Начала» Евклида. Архимед -новый тип ученого. Евдокс Книдский - Гиппарх - Птолемей - вершина геометризации античной картины мира. Наука как синоним предсказа-тельности.

Возникновение ранних форм исследования в общественной сфере. Сходства и различия между греческими государствами, а также между ними и другими регионами древнего мира. Общественные идеи Питтака Митиленского и других деятелей периода «семи мудрецов». Реформаторская мысль Солона. Консервативные социальные концепции пифагорейцев и орфиков; реализация аристократических общественных идеалов в государственном строе Спарты, демократических - в Афинах и других полисах. Социальные идеи Гераклита, их отличие от традиционного аристократизма; преемственность между ними и воззрениями софистов.

Софисты старшего поколения, релятивизм их воззрений на право, мораль, религию. Зарождение искусствоведения, обществоведения, языковедения; учение об ораторском искусстве, о наилучшем государственном устройстве. Зарождение педагогики, этнографии, психологии и других областей социально-гуманитарного познания. Связь процесса их зарождения с культурным прогрессом Эллады, с философией, с объективными интересами социальных групп. Младшие софисты, их роль в разработке логических приемов, косвенно - в формировании платоновских и перипатетических взглядов в сфере обществознания. Условный характер применения понятия «дисциплина» к истории античной общественной мысли.

Воззрения Сократа, Платона, Аристотеля в области социального устройства, экономики, теории исторического процесса, педагогики, теории искусства и литературы, управления и права. Постановка теоретических вопросов юриспруденции в древнегреческой мысли как пример ранненаучного мышления.

Развитие представлений о ходе истории в трудах Гекатея Милетского, Геродота, Фукидида. Универсальный (нерасчлененный, включающий этнографические, литературные, политико-социальные, даже естественно-научные вопросы) характер историографии Геродота; понимание им истории в плане взаимодействия концепции судьбы и миссии афинской демократии. Появление элементов исторической критики. Ее развитие в «Истории» Фукидида - труде, посвященном истории Пелопоннесской войны; идея о едином историческом процессе (через сходные фазы проходят различные народы). Александрийская библиотека как центр переводов и филологических исследований. Эратосфен Киренский - тип ученого-энциклопедиста, историка, естествоиспытателя, математика, географа и филолога одновременно. Другие главные библиотекари: Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. Разработка методики сплошного комментирования древних текстов. Труд пергамского ученого Кратета из Малы «Об аттическом диалекте», его роль в формировании лингвистики. Достижения стоической школы в области риторики и грамматики.

Научное знание и технологические достижения Рима. Упадок науки в Риме по сравнению с Элладой. Причины этого упадка; области, не затронутые им или затронутые лишь частично (социальные науки, сфера практического приложения точных и естественных наук). Первые оригинальные научные труды римских авторов («О земледелии» Катона Старшего, свод прикладных знаний - «Искусства» А. Цельса). Возникновение римского энциклопедизма. М. Варрон, его труды по истории, его девять книг по различным дисциплинам - попытка объединить накопленные знания по грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии, музыке, медицине и архитектуре в общей энциклопедии. Варроновский цикл как основа средневекового «тривизма и квадривизма». «Естественно-научные вопросы» Сенеки и «Естественная история» Плиния Старшего - апогей римского энциклопедизма. Возрождение античной атомистики и эпикурейской физики в поэме Лукреция; биологические вопросы в ней. Биология в трудах М. Варрона, Плиния, Колумеллы. Развитие методов медицинского наблюдения и вскрытие человеческого тела в трудах Галена и его школы; описание мускульной, пищеварительной и других систем человеческого организма. Специально-прикладные сочинения в римской империи: «Десять книг об архитектуре» Витрувия, «О строении Земли» Мелы Помпония, трактат о римских водопроводах С. Фронтина. Деградация римского естествознания во II-V вв. н. э., ее причины и последствия для позднейшего (средневекового) этапа развития науки.



Самостоятельное изучение: Гуманитарные науки в римскую эпоху. Элементы филологических, этнографических, психологических, политических знаний. Своеобразие римской историографической традиции. Жанр «анналов» у ее истоков. Особенности трудов старших (Катон Старший), средних (Л. Кальпурний) и младших (Клавдий Квадригарий, Валерий Анциат, Лицизий Макр) анналистов. Полибий - первый представитель зрелого периода римской историографии, основатель ее направления.

Художественно-дидактическое направление (Тит Ливии, Тацит). Попытки построить всемирную историю (Диодор Сицилийский). Развитие биографического жанра и исторического портрета (Саллюстий, Корнелий Непот, Плутарх, Светоний). Христианская историография (Евсевий Кеса-рийский, Августин, Орозий).

Достижения римской правовой мысли и их всемирное значение. Факторы развития римского права и его позднейшей рецепции. Процесс восполнения квиритского (цивильного) права преторским и «общенародным» - основы развития римской юриспруденции. Ее расцвет в I-III вв. н. э.

Формирование понятия источника права. Приобретение трудами Гая, Цельсов (старшего и младшего), Помпония статуса источников права наравне с законами, сенатус-консультами, императорскими конституциями. Кодифицирующая природа позднеримской юриспруденции.

Памятники позднеримского энциклопедизма и образованности (труды Марциана Капеллы, Боэция, физика Иоанна Филопона, логика Симп-ликия) - переход к раннесредневековой науке.
ТЕМА 5

Пути и специфика освоения античного наследия
Аудиторное изучение:

Общая оценка истории античного наследия. Ассимиляция греческой науки арабской культурой. Возникновение ислама. Расцвет арабской науки: Аль-Фазари, Аль-Хорезми, Аль-Баттани, Омар Хайям, Аль-Бируни, Ибн Сина (Авиценна). Химия и медицина, астрономия и география. Математика. Специфика православия. Византийская наука. Лев Математик. Иоанн Дамаскин. Михаил Пселл. Школы и образование. Кас-сиодор, Исидор Севильский, тривиум и квадривиум. Ретрансляция античного знания в Древнюю Русь. Сохранение и усиление эзотерических составляющих античного наследия.

Понятие и периодизация средневековья в европейской культуре. «Новое средневековье». «Остатки» греко-римской культуры на территории Европы. «Последний римлянин» Боэций. Симпликий. Плотин. Прокл. Христианство в Европе. Роль мавританской культуры. Конфессиональное, интеллектуальное, лингвистическое и этническое многообразие -«перекресток» трех культур кордовского халифата. Толедская школа переводчиков - основной канал ретрансляции эллинистической науки и греческой философии на христианский Запад (в переводе на латынь с арабского) в XII-XIII вв. Аверроэс (Ибн Рушд). Моше Маймонид. Джерар-до из Кремоны. Майкл Скот. Специфика концептуально-познавательной модели. Две формы откровения. Текст как Бог. Текст как Истина (сказанная). Текст как учитель. Теория - толкование текста; в опыте и наблюдениях нет необходимости. Комментирование, «раскрытие» текста вплоть до каждой буквы - суть средневековой учености. Суть схоластики - постоянное «схватывание» Истины. Филология - «плоть» богословия. Латынь - фундаментальная наука. Культура университетов - культура диспутов. Основная цель средневековой науки - адаптация знания к массовому потребителю. Вторичная сакрализация знания через процедуру его десакрализации.

Мифологический и аллегорический компоненты средневековой биологии и смежных отраслей знания. Фольклорный и практически медицинский компоненты. Фармакопеи и руководства по земледелию и садоводству в Европе и на Востоке. Символизм как особенность средневековой биологической литературы, в том числе «Шестодневов», «Физиологов», «Луцидариусов», травников, бестиариев. Создание первых учебно-научных центров в области биологических знаний. Появление в Византии, затем у Ибн Сины представлений о роли «зародышей» в передаче чумы и оспы через воздух. Учение о наследовании приобретенных признаков, о роли полов в животном и растительном мире. Средневековые классификации организмов. Возникновение «зоопарков». Особенности садового дела в странах Запада и Востока. Византия - родина специализации врачей по отраслям медицины. «Геопоники» Кассиана Басса. Биология Альберта Великого. Концепция лестницы существ на Западе.

Алхимия как альтернативная «диссидентствующая» модель познания в средневековье. Алхимия - источник и граница рационального знания: феномен средневековой культуры. Алхимия - исторический транслятор различных фрагментов эзотерического и оккультного знания. Многоуровневая структура алхимического трактата. Трактат как знаковая система средневековья.

Возобновление интереса к рациональному знанию в Европе в XI-XII вв. Образование университетов и научных школ. Программа университетов, их цели и специфика учебного процесса. Номинализм и реализм. Проблема примирения веры и разума. Фома Аквинский. Доминиканцы: Альберт Великий, Вильем Мербеке. Францисканцы: Бонавентура, Дуне Скот, Роджер Бэкон. Оксфордская школа: Т. Брадвардин, Р. Суиссет. Парижская школа: Н. Орем, Ж. Буридан. Многоплановая критика Аристотеля. Создание теории импетуса. Возникновение финансовой науки и осознание объективности массовых (статистических) законов. Обоснование понятий риска и вероятности. Новые явления в гуманитарном знании. Описание звукового состава арабского языка (VIII в.); синтез аристотелевских логических принципов с системным описанием языка индийскими грамматиками. Учение модистов (XIII—XIV вв.) о знаковой природе языка и о грамматических универсалиях. Вспомогательная роль грамматики по отношению к поэзии в ряде средневековых школ. Индийская средневековая лингвистическая мысль: тенденция к составлению словарей и энциклопедий. Фонетика и словари рифм в средневековом Китае; зарождение исторической фонетики в эпоху Сун. Средневековые концепции государства и права. Политические доктрины Аль-Фараби. «Социальная робинзонада» Ибн Туфейля. Теория идеального государства Ибн Рушда. Концепция социальной и географической детерминированности культуры у Ибн Хальдуна.



Самостоятельное изучение: Стремление найти равновесие между духовной и светской властями в Западной Европе, России, других регионах. Обоснование разделения законодательной и исполнительной власти Марсилием Падуанским. Средневековые хронисты; периодизация истории «по четырем монархиям», идея Римской империи как непреходящего объединяющего начала христианского мира. Зарождение элементов исторической критики в XI—XII вв.

Историографические концепции в Византии, средневековой Руси, в странах Востока. Династийные истории. Экономическая модель средневековой Европы. Оценка влияния заимствования изобретений пороха, часов, бумаги, компаса, лошадиной упряжи на формирование европейской цивилизации. Технологический уровень средневековой Европы.


ДЕ 2. Становление и развитие новоевропейской науки.

ТЕМА 6

Европейское Возрождение. Разрушение «старого» Космоса и становление новой картины мира
Аудиторное изучение:

Понимание Возрождения. Смена средневековой науки ренес-сансной - аспект глобальной культурной эволюции. Критерии отличия средневековой науки от ренессансной. Переход к национальным наречиям (в европейском случае - от латыни), к более эмпирическому подходу. Ослабление символизма и аллегоричности в интерпретациях; попытка реставрировать древнее знание и опереться на него в борьбе с устоявшейся, но более поздней традицией. Роль городов.

Универсализм ученых XV в.; отсутствие четких дисциплинарных границ. Социальные и культурные условия, породившие Ренессанс. Укорененность научного мышления в сознании свободы. Различия в ценностной основе Возрождения и античности; многомерное расширение и углубление этой основы. Культ античности и Аристотеля. Философские предпосылки ренессансной науки. Учение Николая Кузанского о приблизительности знания, «предельных природах», совпадении противоположностей. «Естественная магия» как зачаточная форма нового естествознания. Гуманистическое и естествоиспытательское движения.

Меценатство и первые формы «просвещенной монархии», их роль в становлении новой науки (Медичи во Флоренции, Борджиа в Риме, Габсбурги в Праге и Вене). Роль науки в совершенствовании навигации, строительства, горного дела, сельского хозяйства. Роль техники в формировании науки. Описание металлургического, стекольного, химического производств в «О пиротехнике» В. Бирингуччо. Описание горнорудного дела и минералогии у Г. Агриколы. Страноведческие монографии. Навигационные карты Г. Меркатора. Развитие биологии от чисто прикладных знаний к теоретической дисциплине. Анатомия и физиология в трудах врачей М. Сервета, Дж. Фракастро, А. Везалия, А. Паре и других. Обновление биологической систематики в сводах К. Геснера, А. Чезальпино. Ятрохимия Т. Парацельса и Я. ван Гельмонта. Книгопечатание. Латынь и национальные языки в науке. Первые кругосветные путешествия и их научные результаты. Великие географические открытия и их влияние на развитие естествознания. Наукометрические оценки периода: рост численности населения городов; увеличение тоннажа судов; расширение освоенной территории; рост числа представителей флоры и фауны и т. д. Первые коллекции и ботанические сады как новые типы научных образований и систематизации. Гуманизм и итальянская натурфилософия. Проблема «реабилитации материи». Искусство Возрождения как форма познания, как точка роста новой науки. Проблема перспективы в живописи. Естественно-научная и инженерная деятельность Леонардо да Винчи. Идея каузальной картины мира. Роль наблюдения, эксперимента, специального языка науки. Мистические стороны деятельности ученых средневековья. Реформация. Новая мотивация к труду, научному и техническому творчеству. Отражение социальных изменений в гуманитарной, особенно правовой и историографической, мысли на рубеже нового времени. Моменты преемственности в переходе от средневековой науки к науке Возрождения. Ученые на грани средневековья и нового времени (Леонардо да Винчи, Лука Пачоли и др.); зарождение гуманизма как исследовательского направления («Генеалогия богов» Дж. Боккаччо, «О красотах латинского языка» Л. Баллы). Рождение новоевропейской науки как неповторимого историко-культурного феномена.



Самостоятельное изучение: Поздние гуманисты (Эразм Роттердамский, И. Рейхлин, У. фон Гуттен), их филологические воззрения; критика источников; роль их трудов в формировании самосознания европейских народов и в становлении филологии как науки. Появление грамматик ряда национальных языков Европы: немецкого, английского, польского, чешского и др. Логическая грамматика Ф. Санчеса. Учение Ф. Гвиччардини, Н. Макиавелли, Ж. Бодена о государстве. Ранний меркантилизм (монетаризм). Развитие исторической мысли. Первые этнографические сводки.

Прогресс педагогической мысли. Идея всестороннего и гармоничного развития человека у деятелей Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень). Попытки ввести гуманитарное (Королевский коллеж во Франции, 1530 г.), математическое и естественно-научное (Грешем-колледж, 1579 г., Англия) образование, относительно независимое от государства.


ТЕМА 7

Научная революция XVII в.: истоки, этапы, структура, герои, результаты
Аудиторное изучение:

Культурологическая и цивилизационная особенность периода, его хронология, география (общая и локальная). Новая концептуальная ориентация европейской цивилизации: дальнейшая десакрализация жизни - от Бога (но вместе с Богом) к человеку. Самодостаточность человека, его права и обязанности. Возрастание роли научности и расширение границ ее применимости. «Общественный договор» как форма научности. Парламент - социальная лаборатория. Право как пространство научного метода. Институализация науки. «Республики ученых» - академии: типы, ориентации, развитие. Лондонское королевское общество, Французская академия, Прусская академия, Санкт-Петербургская императорская академия. История возникновения и развития; цели и структуры, особенности функционирования; характер финансирования; инфраструктура академий: экспериментальная база, научные публикации, организация научной жизни. Тип «среднего» ученого и научного лидера. Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. Ломоносов. Коллективизация и индивидуализация научной деятельности, ее психологические особенности. Споры о приоритетах: Ньютон и Лейбниц. Величие Ньютона. Персонификация новой научной картины мира. Научное мировоззрение - форма идеологии. Ньютон - Вольтер и идеология Просвещения. Идеи научного конструирования социума. Мир как механизм, общество как конвенциалистское сообщество. Новые принципы образования и новые типы учебных заведений. Идеологизация «научных героев». «Запреты» и борьба с учением Коперника. Трагичная судьба Дж. Бруно. Мировоззренческая фундаментальность проблемы множественности обитаемых миров. Процесс Галилея и его «полная реабилитация» в 1992 г.

Конкретные предпосылки научной революции XVII в. Наука как форма диссидентства. Практичность Т. Браге и И. Кеплера и идеологичность Н. Коперника. Галилей и окончательное разрушение аристотелевской картины мира. Астрономические открытия Галилея. «Звездный вестник». Эксперименты по выяснению законов движения тел. Мысленный эксперимент. Геометризация движения. Основные результаты новой механики: принцип инерции, принцип относительности движения, закон падения и закон параболической траектории снаряда. Методология новой науки: Ф. Бэкон, Р. Декарт. Картезианская картина мира, ключевое понятие «развитие мира» и первая модель процесса. Оптика. Аналитическая геометрия. И. Ньютон, «Математические начала натуральной философии» и завершение создания новой картины мира: пространство и время независимы и абсолютны; время обратимо; материя имеет атомарное строение; движение - как механическое перемещение тел - определяется тяготением; линейная связь между причиной и следствием. Другие работы И. Ньютона. Механика И. Ньютона как образец системы научного знания. Измерение О. Ремером скорости света. Ф. Гримальди. Революция в приборостроении; изобретение и распространение барометра, воздушного насоса, автоклава, хронометра, микроскопа, теодолита. Попытка Р. Бой-ля создать научную химию на принципах механической натурфилософии и атомизма. Биологические исследования С. Санторио, Н. Грю, М. Мальпиги, А. Левенгука, Дж. Рея. Открытие кровообращения У. Гарвеем. Правомерность концепции оккультных корней науки нового времени. Личные оккультные и алхимические пристрастия Дж. Бруно, И. Кеплера, И. Ньютона и возможность логического обоснования следов эзотерического знания в завершенной системе науки нового времени.

Самостоятельное изучение: Развитие государства и права в XVII в. Идеи Дж. Локка о разделении властей. Концепция естественного права. Основание теории международного права (Г. Гроций, С. Пуфендорф). Развитие экономической мысли. Поздние меркантилисты (А. Монкретьен, С. Фортрей, Т. Мен); переход к представлению о сфере производства как источника богатства (У. Петти). Идеи меркантилизма в России.

Прогресс в педагогике. Классно-урочная система и другие нововведения Я. Коменского. Развитие психологии (учение Р. Декарта о рефлексе; психофизическая проблема; ассоциационизм Дж. Локка). Появление языковедческих исследований. Стремление построить грамматику на чисто рациональной основе (А. Арно и К. Лансло; Г. Лейбниц). Развитие исторической мысли. Появление палеографии, дипломатики и других вспомогательных исторических дисциплин. Формирование систематической критики документов; публикации болландистов, мавристов.


ТЕМА 8

Механическая картина мира и классическая наука. Промышленная революция
Аудиторное изучение:

Глобальные изменения в мире в XVIII—XIX вв. Просветительский рационализм в сопоставлении с рационализмом XVII вв. Взаимосвязь (единство): изменений религиозной ориентации; научного мышления и смены картины мира; социального устройства и появления нового типа государства; изменения типа экономики и ее технологического уровня. Понятие промышленной революции. Структура, предпосылки и история создания промышленной базы Запада. Рабочие машины. Универсальный паровой двигатель. Дж. Уатт. Новый транспорт, новая связь. Новая организация пространства и общества. Новая философия истории. Концепция прогресса.

Изменение социальной роли науки. «Модность» науки. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». Новый тип ученого и научного сообщества. «Лунное общество» в Англии. Новые принципы образования и новые типы учебных заведений. Медицинская и политехническая школы во Франции. Становление инженерной профессии. Становление дисциплинарной организации науки. Специфика создания, структуры и деятельности Петербургской академии наук.

Освоение Ньютонова наследия. Особенности методологии новой науки. Новые научные проблемы. Математика и аналитическая механика: Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж. Д'Аламбер, Ж. Лагранж, П. Лаплас. Дифференциальные уравнения движения, вариационные (интегральные) принципы механики; общие уравнения статики и динамики; создание основ механики сплошной среды. Астрономия: открытие аберрации света; открытие планеты Уран; ахроматические линзы. Химия: проблема превращения материи и теория флогистона Г. Шталя; Дж. Пристли и открытие кислорода; А. Лавуазье и создание научной химии; закон сохранения вещества. Электричество и магнетизм: В. Франклин и начало теоретических и экспериментальных исследований; Л. Гальвани и А. Вольта; опыт X. Эрстеда - первый пример ньютоновых взаимодействий; электродинамика А. Ампера; М. Фарадей и открытие электроиндукции; понимание связи электрических и магнитных, химических и оптических явлений. Теплота: континуальное представление о материи; теплород и «вещественная» теория теплоты; С. Карно и создание термодинамики; математизация идей Карно; Э. Клапейрон; проблема сводимости теплоты и механической работы; Дж. Джоуль, Р. Майер, А. Ре-ньо; закон сохранения энергии, Дж. и У. Томсоны, Г. Гельмгольц; введение понятия энтропии, Р. Клаузиус. Биология: классификация Ж.Л. Бюффона и К. Линнея; проблема изменчивости и этапы создания эволюционной теории; Ж. Ламарк, Ч. Дарвин; влияние дарвинизма на мировоззрение общества.



Самостоятельное изучение: Идеи закономерности исторического процесса, круговорота (Дж. Вико), естественного состояния (Ж. Руссо, Д. Дидро), влияние географической среды на общественное развитие (Ш. Монтескье), всеобщий прогресс культуры (Ж. Кондорсе, И. Гердер). Сравнительно-этнографический метод Дж. Толанда и Ж. Лафито. Выделение ступеней дикости, варварства и цивилизации А. Фергюссоном. Просветительская историография в России (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин). Классическая форма (у Ш. Монтескье, Э. Канта и в Конституции США 1787 г.) доктрины разделения властей; ее отрицание в концепции «общественного договора» Ж. Руссо и в Якобинской конституции 1793 г.

Формирование политической экономии как системы знаний. Деятельность физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Учение Франклина о стоимости. Труды А. Смита, Д. Рикардо, П. Буагильбера, Т. Мальтуса. Появление ряда конкретных экономических наук: бухгалтерского учета, статистики, финансовой науки, науки об управлении хозяйством.

Педагогические теории, основанные на принципах равенства людей и решающей роли воспитания и среды в формировании личности (Д. Дидро, Ж. Руссо, К. Гельвеции). Психологическое обоснование теории воспитания и обучения у И. Песталоцци. Ассоцианизм школы Д. Гартли.

Зарождение сравнительной точки зрения в лингвистике (Ф. Руих, И. Добровский и др.; открытие общности индоевропейских языков как группы). «Сравнительный словарь всех языков и наречий» П. Палласа.


ТЕМА 9

Электродинамическая картина мира. Становление «неклассической науки»
Аудиторное изучение:

Окончательное формирование индустриальной технофетишизированной концепции цивилизационного развития. Будущее как инженерный проект. Взрывной характер технического развития: техническое и промышленное освоение электричества («свободно конвентируемой энергии»); электропривод; двигатель внутреннего сгорания и возникновение автомобилестроения и авиастроения; первые работы в области ракетной техники; глобальные системы транспорта и связи. Легированные стали. Промышленное использование почти всех элементов. Пластмассы. Массовое производство оружия. Специализация технологий видов оружия. Масштабная организация научной и инженерной деятельности, массовость инженерной профессии. Стандартизация и унификация измерений и производства, международное научно-техническое сотрудничество, международные промышленные выставки.

Представления о полноте и завершенности научной картины мира. Основные предметно-содержательные направления научного и научно-технического исследования мира к концу XIX в. Атомизм и физико-химические представления о строении вещества. Периодический закон и периодическая система элементов Д. Менделеева. Органическая химия. Представления о химических и химикоорганических превращениях, возможности синтезирования новых веществ и материалов. Исследование электромагнитных явлений и осознание возможности полевой организации материи. Дж. Максвелл и создание электромагнитной теории. Электромагнитная теория света. Уравнения Максвелла и их физический смысл. Экспериментальное подтверждение теории Максвелла. Опыты Герца.

Самостоятельное изучение: Проблема эфира. Опыт Майкельсона - Морли и его фатальность для всей системы классического естествознания. Преобразования X. Лоренца, инвариантность уравнений Максвелла относительно этих преобразований; изменение времени при переходе от одной системы координат к другой. Относительность времени и пространства. А. Эйнштейн и создание специальной и общей теории относительности. Философский и физический смысл теории относительности. Новая геометрия пространства. Новое понимание энергии. Новое понимание «истории мира», модели Вселенной. Экспериментальные подтверждения теории относительности в научном сообществе, в философии и идеологии. Проблемы вульгаризации и неприятия теории относительности. Смена представлений о микромире. Открытие электрона. Модель атома Э. Резерфорда. Первые опыты по трансмутации элементов. М. Планк и начало квантовой теории. Н. Бор и универсальность «принципа дополнительности». Неопределенность В. Гейзенберга. Мир стал вероятностным и «субъективным». Проблема живого. Развитие генетических исследований. Глобальная концентрация власти и технологии. Тоталитаризм. Попытки регионального уничтожения социальных групп (ликвидация плюрализма и ретроэволю-ция).

Изменение философских, социальных и политических ориентации. Новое художественное видение мира. Развитие фотографии. Кинематография. Предпосылки телевидения.


ТЕМА 10

Системное видение мира и «постнеклассическая наука».

Технология как фактор революции
Аудиторное изучение:

Причины и условия возникновения кризисных явлений в кван-тово-механическом описании мира. Кризис концепции обратимости времени, понимание асимметричности будущего и прошлого в физических процессах. Достижения общей теории систем, кибернетики, теоретической биологии, эволюционизма как предпосылка создания теории поведения сложных открытых (обменивающихся энергией, веществом и информацией с окружающей средой) систем различной природы. Создание неравновесной термодинамики открытых систем (И. Пригожий). Необратимость времени. Динамический Хаос. Синергетика как естественная наука о структурных преобразованиях в открытой диссипативной нелинейной системе (Г. Хакен). Детерминированный Хаос и фракталы. Теория катастроф (Р. Том, В. Арнольд). Информационные процессы и реальность. Динамическая теория информации (Д. Чернявский). Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма.

Невозможность построения методологии синтеза естественных и гуманитарных наук в рамках прежних парадигм - обратимости времени, детерминизма, линейности. Радикальное изменение ситуации в условиях «постнеклассической науки» с использованием теории самоорганизации, нелинейных эффектов, принципов иерархизации самовозникающих структур, динамики информации. Возможности социальной синергетики -примеры построения моделей, адекватных сложным социальным системам, системам искусства, семиотическим системам. Принципы обоснования такой возможности: идентичность подходов к проблеме необратимости времени в естественных науках и гуманитарном знании, достигаемая на пути раскрытия природы необратимости на фундаментальном уровне; признание конструктивности хаотических состояний, нестабильности; установление равноправного сосуществования случайного выбора и закона, связанных отношением «партнерства». Идеи Ю. Лотмана, Б. Успенского; множественность путей эволюции.

Распространение технологий на атомное ядро, микроструктуру вещества, генетику, среду интеллекта, экосистему планеты, т. е. на все уровни земной эволюции, и выход в Космос. Микропроцессорная революция и интеллектуализация техносферы. Первые глобальные экологические кризисы.

Компьютер. Транзистор. Микроэлектроника. Лазерная техника. Атомная энергетика. Генная инженерия. Аэрокосмическая техника и технологии. Композиционные материалы. Микропроцессоры. Мембранная технология. Трансплантационная медицина. Локальные и глобальные информационные компьютерные сети. Технология искусственного интеллекта. Промышленная биотехнология молекулярно-генетического уровня измерений. Алмазоподобные защитные покрытия. Магнитная и оптическая память. Ресурсообеспечивающие технологии.

Самостоятельное изучение: Наука как информационная система - нелинейная и открытая, способная создавать (генерировать), воспринимать (рецептировать), кодировать, запоминать и хранить новую, ценную информацию. Информация как процесс. Понимание акта генерации информации любого вида (генетической, поведенческой, логической) как выбор пути эволюции, осуществляемой системой при выходе из очередного хаотического состояния.

Техника как техносфера. Массмедиа как «интегральный интеллект». Унификация образования. Проблема выбора цели и смены приоритетов цивилизационного развития. Новое понимание человека и его места в мире.

Возможности информационно-синергетического подхода к истории науки и техники. Новая трактовка таких понятий, как «парадигма», «эписистема», «познавательная ситуация», «научная революция» и др.


следующая страница >>