Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 1062.39kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история 2 442.76kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 3 1274.69kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической... 2 1037.06kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность... 2 624.64kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины макияж и прически (наименование... 1 523.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история религии 2 610.53kb.
Шарль фоссе емельянов В. В. Шарль Фоссе и ассирийская магия I ii... 18 2688.9kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история - страница №1/6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Специальность – 080801.65

Прикладная информатика (в экономике)

Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденный Министерством образования РФ «14» марта 2000 г., № 52мжд/сп

2) Учебный план по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Отечественная история» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием. Настоящая программа является модификацией Примерной программы дисциплины, рекомендованной Министерством образования РФ и учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.

Курс «Отечественная история» предназначен для студентов 1 курса неисторических специальностей. Дисциплина изучается в первом семестре.

Программа изначально спланирована и сконструирована под блочно-модульную систему обучения. При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Курс отечественной истории имеет целью систематизировать и дополнить знания студентов по истории, помочь им разобраться в сложных проблемах современной общественной жизни, уяснить диалектику общего и особенного в истории, ее логику, понять место российской истории в мировой цивилизации. Эти знания необходимы каждому образованному человеку, независимо от его профессиональной деятельности, они помогут выразить и обосновать свою систему ценностных ориентиров в общественном развитии.

Задачи учебного курса.


  • выработать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик;

  • сформировать объективное знание об истории России;

  • рассмотреть сложнейшие социально-политические процессы, происходившие в нашей стране на протяжении всей её истории;

  • осмыслить такие важнейшие теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, национальные процессы развития российского общества;

  • проанализировать альтернативные пути развития России;

  • познакомить студентов с наиболее важными понятиями, источниками и историографической традицией по истории России;

  • сформировать на основе научного анализа собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее;

  • привить уважение к истории страны.

В итоге изучения курса истории России студенты должны усвоить и научиться понимать:

  • закономерности общественного развития;

  • особенности общественно-политического и социального развития России;

  • основные исторические факты и события социально-экономической и политической жизни России на всех этапах её развития;

  • историческую роль общественно-политических движений, содержание деятельности политических партий и организаций;

  • развитие национальных процессов в России;

  • уроки истории для современности.

В соответствии с ГОС и РУП курс входит в блок общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

очная форма обучения

Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим.учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

практика

семинары

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕI

20баллов

ДЕI. История как наука.

16

8

4




4

8

Тема 1.История как наука. Методологические проблемы исторической науки.

16

8

4




4

8

Промежуточный контроль

собеседование, тестирование

ДЕ –II

40 баллов

ДЕ II. История России с древнейших времен до начала XXв.

54

26

12




14

28

Тема 1. Зарождение и развитие древнерусской государственности

6

4

2




2

2

Тема 2.Русские земли в XII-XV вв.

8

4

2




2

4

Тема 3.Россия в XVI веке.

6

2

-




2

4

Тема 4. Россия в XVII столетии.

8

4

2




2

4

Тема 5.Россия на путях модернизации. XVIII век.

8

4

2




2

4

Тема 6.Россия в первой половине XIXв.

8

4

2




2

4

Тема 7.Россия во второй половине XIXв. «Эпоха великих реформ».

8

4

2




2

4




Промежуточный контроль

тестирование, реферат

ДЕIII

40 баллов

ДЕIII. Россия в XXв.

62

32

14




18

30

Тема 1.Россия в начале XX в..

8

4

2




2

4

Тема 2. Россия в 1917-1918 гг.: альтернативные пути развития и установление большевистской диктатуры

8

4

2




2

2

Тема 3.Гражданская война в России.

8

4

2




2

2

Тема 4.Советское общество в 20-е годы.

8

4

2




2

2

Тема 5. Сталинизм как теория и практика социалистического строительства.

8

4

2




2

4

Тема 6.Советская внешняя политика. Великая Отечественная война.

6

2

-




2

4

Тема 7. Общественно-политическое развитие СССР в 50-80-ее годы.

8

4

2




2

4

Тема 8.«Перестройка» в СССР.

8

4

2




2

4

Тема 9. Российская Федерация на современном этапе.

6

2

-




2

4

Промежуточный контроль

тестирование, реферат




Итоговый контроль

экзамен




Всего

132

66

30




36

66

Заочная форма обучения

Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим.учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

практика

семинары

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕI

20баллов

ДЕI. История как наука.

16

2

2




-

14

Тема 1.История как наука. Методологические проблемы исторической науки.

16

2

2




-

14

Промежуточный контроль

собеседование, тестирование

ДЕ –II

40 баллов

ДЕ II. История России с древнейших времен до начала XXв.

54

8

4




4

46

Тема 1. Зарождение и развитие древнерусской государственности

6

2

2




-

4

Тема 2.Русские земли в XII-XV вв.

8

-

-




-

8

Тема 3.Россия в XVI веке.

6

2

-




2

4

Тема 4. Россия в XVII столетии.

8

-

-




-

8

Тема 5.Россия на путях модернизации. XVIII век.

8

2

-




2

6

Тема 6.Россия в первой половине XIXв.

8

-

-




-

8

Тема 7.Россия во второй половине XIXв. «Эпоха великих реформ».

8

2

2




-

6




Промежуточный контроль

тестирование, реферат

ДЕIII

40 баллов

ДЕIII. Россия в XXв.

62

6

2




4

54

Тема 1.Россия в начале XX в..

8

-

-




-

8

Тема 2. Россия в 1917-1918 гг.: альтернативные пути развития и установление большевистской диктатуры

8

2

2




-

6

Тема 3.Гражданская война в России.

8

-

-




-

8

Тема 4.Советское общество в 20-е годы.

8

-

-




-

8

Тема 5. Сталинизм как теория и практика социалистического строительства.

8

2

-




2

6

Тема 6.Советская внешняя политика. Великая Отечественная война.

6

-

-




-

6

Тема 7. Общественно-политическое развитие СССР в 50-80-ее годы.

8

-

-




-

8

Тема 8.«Перестройка» в СССР.

8

2

-




2

8

Тема 9. Российская Федерация на современном этапе.

6

-

-




-

6

Промежуточный контроль

тестирование, реферат




Итоговый контроль

экзамен




Всего

132

16

8




8

116

Заочная сокращенная (на базе СПО) форма обучения

Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим.учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при заочной (сокращенной) форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

практика

семинары

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕI

20баллов

ДЕI. История как наука.

16

2

2




-

14

Тема 1.История как наука. Методологические проблемы исторической науки.

16

2

2




-

14

Промежуточный контроль

собеседование, тестирование

ДЕ –II

40 баллов

ДЕ II. История России с древнейших времен до начала XXв.

54

8

4




4

46

Тема 1. Зарождение и развитие древнерусской государственности

6

2

2




-

4

Тема 2.Русские земли в XII-XV вв.

8

-

-




-

8

Тема 3.Россия в XVI веке.

6

2

-




2

4

Тема 4. Россия в XVII столетии.

8

-

-




-

8

Тема 5.Россия на путях модернизации. XVIII век.

8

2

-




2

6

Тема 6.Россия в первой половине XIXв.

8

-

-




-

8

Тема 7.Россия во второй половине XIXв. «Эпоха великих реформ».

8

2

2




-

6




Промежуточный контроль

тестирование, реферат

ДЕIII

40 баллов

ДЕIII. Россия в XXв.

62

6

2




4

54

Тема 1.Россия в начале XX в..

8

-

-




-

8

Тема 2. Россия в 1917-1918 гг.: альтернативные пути развития и установление большевистской диктатуры

8

2

2




-

6

Тема 3.Гражданская война в России.

8

-

-




-

8

Тема 4.Советское общество в 20-е годы.

8

-

-




-

8

Тема 5. Сталинизм как теория и практика социалистического строительства.

8

2

-




2

6

Тема 6.Советская внешняя политика. Великая Отечественная война.

6

-

-




-

6

Тема 7. Общественно-политическое развитие СССР в 50-80-ее годы.

8

-

-




-

8

Тема 8.«Перестройка» в СССР.

8

2

-




2

8

Тема 9. Российская Федерация на современном этапе.

6

-

-




-

6

Промежуточный контроль

тестирование, реферат




Итоговый контроль

экзамен




Всего

132

16

8




8

116

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание ГОС по дисциплине «Отечественная история»

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Содержание учебной дисциплины
ДЕ 1.История как наука.

Тема 1. История как наука. Методологические проблемы исторической науки.

Аудиторная работа (при очной форме обучения):

Понятие истории. Предмет исторической науки. Методология истории. Исторический факт и исторический источник. Принципы, основные категории и методы исторического исследования. Историческое сознание и его функции. Основные концепции исторического процесса. Проблема особенностей исторического развития России в исторической науке.



Самостоятельная работа:

Значение изучения отечественной истории. Периодизация истории России. Дискуссионные проблемы отечественной истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Факторы самобытности исторического пути России. Проблемы типологизации российской цивилизации.

Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Отечественная историческая наука в прошлом и настоящем: общее и особенное. Исторические школы. Выдающиеся российские историки.
ДЕ II. История России с древнейших времен до начала XXв.
Тема1. Зарождение и развитие древнерусской государственности.

Аудиторная работа:

Восточные славяне в древности. Проблема происхождения восточных славян. Догосударственная Русь: расселение, соседи, занятия, верования восточных славян.

Древнерусское государство – Киевская Русь. Образование древнерусского государства: проблема «норманнского влияния» и «двух центров» в образовании древнерусского государства. Политический и социальный строй древнерусского государства.

Самостоятельная работа:

Первые киевские князья: основные направления деятельности. Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Государственный строй Киевской Руси. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии.



Аудиторная работа:

Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Древнерусское государство в оценках современных историков. Социально-экономический строй: основные категории населения, проблема генезиса феодализма. Принятие христианства и его роль в становлении культуры и государственности на Руси. Международное положение древнерусского государства: путь «из варяг в греки», Русь и Византия, Киевская Русь и её южные соседи.


Тема 2.Русские земли в XII-XV вв.

Аудиторная работа:

Политическая раздробленность русских земель: объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси; феодальная раздробленность в России и на Западе: общее и особенное; дискуссии о начале феодальной раздробленности; государственность Руси в период феодальной раздробленности.



Самостоятельная работа:

Характеристика основных княжеств и земель; общее и особенное в политическом развитии русских земель в XII - начале XIII вв.; экономика русских земель в XII – начале XIII вв.;



Аудиторная работа:

Борьба русских княжеств и земель с иноземной агрессией в XIII в.: экономические и политические предпосылки экспансии на Русь с Запада и востока в XIII в. Возникновение империи Чингисхана, военная доктрина татаро-монгол и их завоевания, политическое состояние Руси перед нашествием, битва на р. Калке, татаро-монгольское нашествие и его последствия для Руси. Эпоха крестовых походов в Западной Европе: основные направления, германо-скандинавская экспансия в Северо-Западной Руси, военно-монашеские ордена, личность Александра Невского, Невская битва, Ледовое побоище, причины поражений и побед; международное положение Русских земель в середине XIII - XIV вв.

Образование единого государства: изменения в политическом строе русских княжеств второй половины XIII в.; дискуссии о влиянии татаро-монгольского ига на политическое развитие Руси; экономические, социальные, политические предпосылки создания единого централизованного государства; основные политические центры Руси: проблема лидерства; этапы объединения русских земель в единое государство; причины возвышения Москвы.
Тема 3.Россия в XVI веке.

Аудиторная работа:

Россия и Западная Европа в XVI в.: общее и особенное. Ведущие тенденции политического развития России на рубеже XV – XVI в. Проблема борьбы двух тенденций политического развития (самодержавие и представительная монархия). Формирование сословно-представительной монархии в России. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России. Эволюция власти великого князя. Иван IV – первый царь всея Руси. Царь и Боярская Дума: проблема взаимоотношений. Альтернативы реформирования страны: «Избранная Рада» и опричнина. Становление нового аппарата центральной власти: дворцово-вотчинная и приказная системы управления. Сословно-представительные учреждения в России и Западной Европе: общее и особенное. Кризис власти конца XVI в.: предпосылки, сущность, последствия.

Особенности социально-экономического развития России в первой половине XVI в. Основные тенденции эволюции форм собственности в России в XVI в. Основные этапы закрепощения крестьян в XVI в. Экономика русского города. Усиление роли государства в экономике страны.

Предпосылки усиления социальной напряженности в российском обществе в XVI в. Межнациональные противоречия: предпосылки, сущность, попытки преодоления. Крестьянские выступления. Городские восстания. Последствия усиления сословной разобщенности российского общества в конце XVI в.



Самостоятельная работа:

Специфика формирования внешней политики Московского царства в первой половине XVI в. Цели, приоритеты, основные направления внешней политики Ивана IV. Восточной направление внешнеполитической экспансии Ивана Грозного: присоединение Казанского и Астраханского ханств, отношения с Крымским ханством, завоевание Сибири, присоединение Ногайской Орды. Западное направление внешней политики: Ливонская война ее основные периоды. Итоги внешней политики России в XVI в.


Тема 4. Россия в XVII столетии.

Аудиторная работа:

«Смутное время» в истории России. Россия и ее соседи в начале XVII в.: общая сравнительная характеристика; причины «великой Смуты» начала века; общественные движения начала века как особая форма социального протеста; кризис власти и специфика ее организации в 1605 - 1612 гг.; проблема самозванства; роль внешнего фактора в национальном кризисе начала века; проблема выбора альтернатив политического развития России; итоги и уроки Смутного времени.

Россия в начале Нового времени. Альтернативы и особенности организации политической власти при первых Романовых; переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму: предпосылки, сущность, последствия; западническое влияние на политическое реформирование России при первых Романовых; реформаторство А. Ордина-Нащокина, идеи и реформы В. Голицына.

Самостоятельная работа:

Экономика страны в начале века. Социальная цена преодоления экономического упадка после Смуты. Новые явления в экономике России, ранний меркантилизм, начало формирования всероссийского рынка, направленность экономических реформ. Крепостное право: причины, сущность, границы, последствия. Соборное уложение 1649г. Причины социальных конфликтов в XVII в.; казацко-крестьянские выступления, городские восстания, церковный протест.



Аудиторная работа:

Внутренние и внешние причины территориальной экспансии России в XVII в.; борьба первых Романовых за выход к морям и ее результативность; проблема колонизации Сибири и Дальнего Востока: цели, результаты, последствия; вхождение в состав России Украины.


Тема 5.Россия на путях модернизации. XVIII век.

Аудиторная работа:

XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Страна на рубеже ХVII - ХVIII вв. Исторические предпосылки российской модернизации XVIII в.

Исторические условия реформ Петра I. Великое посольство. Стрелецкий бунт. Начало культурных преобразований. Экономические реформы: Состояние всероссийского рынка, развитие промышленности, сельского хозяйства, политика меркантилизма, финансы. Социальные реформы: положение сословий в России накануне реформ; изменения в положении боярства, дворянства, купечества; указ о единонаследии 1714г.; Табель о рангах. Реформы государственно-административного аппарата: переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму, образование Сената, коллегий, института фискалов, областная реформа, принятие императорского титула Петром I. Военная реформа, создание военно-морского флота и регулярной армии. Реформа церкви.

Внешняя политика Петра I. Положение России в мире накануне петровских реформ. Азовские походы. Идея Северной войны, ее причины и характер. Начало военных действий, причины неудач. Строительство флота и комплектование армии. Первые победы в Прибалтике. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавское сражение. Прутский поход. Победы на море. Ништадский мир. Итоги Северной войны. Персидский поход Петра.



Самостоятельная работа:

Судьба престолонаследия в России после смерти Петра I, «эпоха дворцовых переворотов». Роль гвардии. Верховный тайный совет. Идея ограничения самодержавия в России (1730 г.). Анна Иоанновна, бироновщина. Елизавета Петровна. Расширение привилегий дворян. Расширение крепостного права. Отмена внутренних таможенных пошлин. Петр III, его личность и политическая роль. Указ о вольности дворянства 1762г. Переворот 28 июня 1762г.

Внешняя политика России после Петра I. Восточный вопрос и русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741 – 1743 гг. Семилетняя война (1757-1763).

Аудиторная работа:

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Происхождение и личность Екатерины II. Формирование идеологии просвещенного абсолютизма, Екатерина и французские просветители. Законодательство первых лет царствования. Уложенная комиссия. Екатерина II и православная церковь. Крепостное право. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Внешняя политика Екатерины II. Русская дипломатия середины XVIII в. Польский и восточный вопросы. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Первый раздел Польши. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Русско-турецкая война 1768-1791 гг. Русско-шведская война 1788-1790 гг. Второй и третий раздел Польши. Россия и французская революция.
Тема 6.Россия в первой половине XIX в.

Аудиторная работа:

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.: особенности социально-экономического развития, основные тенденции в изменении сословной структуры.

Правление Александра I. «Негласный комитет»; указ о «вольных хлебопашцах», Сперанский М.М., административные реформы. Война 1812г. Особенности внутренней политики в 1815-1825гг. Наступление реакции. Политика российского правительства в отношении западных регионов после Отечественной войны 1812г.: Конституция царства Польского 1815г., отмена крепостного права в Прибалтике. А.А. Аракчеев и «аракчеевщина». Крестьянский вопрос в политике правительства. Указы 1822-1823 гг. в отношении помещичьих крестьян.

Самостоятельная работа:

Политика Александра I в области просвещения и цензуры. Последние проекты реформ: Конституционный проект Н.П. Новосильцева, проекты отмены крепостного права.

Особенности внутренней политики Николая I. Централизация и бюрократизация управления. Кодификация законов. Политика в области просвещения и цензуры. Устав училищ и гимназий 1828г., университетский устав 1835г. Цензурные уставы 1826 и 1828 гг. Крестьянский вопрос в политике правительства Николая I: секретные комитеты 1835 и 1839 гг., реформа П.Д. Киселева в государственной деревне, ее содержание и значение, указы 1840-х годов по крестьянскому вопросу. Усиление реакции в 1848-1855 гг.

Аудиторная работа:

Освободительное движение и общественная мысль России в первой половине XIX в. Движение декабристов. Внутренние и внешние факторы, оказавшие влияние на формирование идеологии декабристов. Ранние декабристские организации: «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия», их программы и деятельность. Образование Южного и Северного обществ и их деятельность в 1821-1825 гг. «Русская правда» П.И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьева. Общество Соединенных славян, его состав и программа. Восстания декабристов в Петербурге и Черниговского полка на Украине. Значение движения декабристов, оценка их места и роли в общественном движении в современной историографии.

Русское общество в 1830-40-е гг. Основные причины и предпосылки развертывания освободительного движения в России. Начало оформления трех течений в общественной мысли России: консервативного, либерального и радикально-демократического. Кружки 20-30-х гг. Н.В. Станкевич. Теория официальной народности, ее содержание и методы проведения в жизнь. С.С. Уваров. Протест П.Я. Чаадаева и его «Философические письма». Славянофилы и западники. Основное содержание их взглядов на прошлое, настоящее и будущее России. А.И. Герцен и его отношение к российской действительности. Движение петрашевцев, его участники и их взгляды. Революции 1848-1849 гг. и русское общество.

Самостоятельная работа:

Внешняя политика первой половины ХIХ в. Основные направления внешней политики. Ближневосточное направление: присоединение Грузии, войны с Ираном и Османской империей. Международное положение в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Коалиционные войны с Наполеоновской Францией, Тильзитский мир. Отечественная война 1812г., заграничный поход русской армии. Венская система. Священный союз. Внешняя политика в правление Николая I. Крымская война. Парижский конгресс 1856г.


Тема 7.Россия во второй половине XIX в.

«Эпоха великих реформ».

Аудиторная работа:

Внутреннее и внешнее положение страны в середине ХIХ в. Специфика структурного кризиса конца 50-х гг. Столкновение альтернативных вариантов развития страны: 1) консервация крепостных порядков, 2) модернизация путем реализации в стране буржуазных социальных, политических, экономических свобод, 3) революционный переворот силами демократической интеллигенции. Роль Александра II в преобразовании России.

Отмена крепостного права: разработка законодательных актов отмены крепостного права и борьба мнений по вопросу об освобождении крестьян. Манифест и «Положение» 19 февраля 1861г. о правовом положении крестьян, вышедших из крепостной зависимости. Условия освобождения крестьян: уставные грамоты, временнообязанное положение, повинности временнообязанных крестьян, крестьянские наделы, выкупная операция. Компромиссный характер крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права для социально-экономического и политического развития России.

Причины «цепной реакции» реформ и специфические условия их реализации. Судебная реформа. Радикальные и консервативные черты в судебной реформе. Значение новой буржуазной системы судопроизводства. Реформы в области местного самоуправления. Разработка и столкновение различных проектов земской реформы. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1863г. Деятельность земских органов, их значение. «Городовое положение» 1870г. Система выборов в городские думы. Функции городских дум и управ. Значение городского самоуправления. Военные реформы 1861-1874 гг. Финансовые реформы. Реформы в сфере образования и печати.



Самостоятельная работа:

Итоги буржуазных преобразований 60-70-х гг. XIX в.: противоречивость целей и последствий. Внутренняя политика самодержавия в 80-х – начале 90-х гг. XIX в. Кризис самодержавной власти и попытки политического лавирования. Поворот к реакции. Контрреформы 80-х – 90-х гг.



Аудиторная работа:

Общественно-политическое движение и общественная мысль в России во второй половине XIX века.Периодизация и типология общественного движение в пореформенной России.

Дворянско-консервативное социально-политическое движение в пореформенный период. Охранительная идеология и политика властей. Буржуазно-либеральное движение во второй-половине XIX в. Российский либерализм второй половины XIX в.: славянофилы, либеральные народники, земская оппозиция.Предпосылки и источники социализма в России.

«Русский социализм» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Идеология народничества. Цели, методы, средства. Основные течения народничества. П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин. Кружковая деятельность народников. Организация «Земля и воля». Программа и деятельность. Хождение в народ. Раскол «Земли и воли». Деятельность «Народной воли».

Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов, «Группа освобождения труда». Марксистские кружки в 1880-е гг. В.И. Ульянов(Ленин
ДЕIII. Россия в XXв.

Тема 1.Россия в начале XX в..



Аудиторная работа:

Россия в начале XX в.: Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.; объективная потребность индустриальной модернизации России; форсирование индустриализации «сверху», усиление государственного регулирования экономики. Экономические реформы С.Ю. Витте и полицейские реформы В.К. Плеве - отражение колебаний царизма.

Революционный кризис 1905-1907 гг.: предпосылки, характер, последствия. Эволюция государственной власти: изменения в политической системе в 1905–1907 гг. Предпосылки и особенности формирования российской многопартийности, политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.

Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса, Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия; правительственные реформы П.А.Столыпина.

Внешняя политика России в начале XX в.: Русско-японская война 1904-1905 гг. Портсмунский мирный договор. Причины поражения России в войне. Внешняя политика России в 1905-1914 гг. Антанта и Тройственный союз. Участие России в первой мировой войне.

Самостоятельная работа:

Общественно-политическая жизнь России в годы первой мировой войны: отношение к войне различных политических партий, рост оппозиционных настроений в либеральных кругах в связи с военными неудачами, развитие рабочего и крестьянского движения, усиление влияния радикальных партий.


Тема 2. Россия в 1917-1918 гг.: альтернативные пути развития и установление большевистской диктатуры.

Аудиторная работа:

Февральская революция 1917г.: Февральская революция и вопрос власти. Образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Приказ №1. Отречение Николая II. Образование и состав Временного правительства. Установление двоевластия. Причины победы и значение Февральской революции.

Политические силы от Февраля к Октябрю: основные политические группы и партии, их требования, программы. Многовариантность развития политической ситуации после февральской революции.

Октябрьский революция: лозунги новой власти, II съезд Советов и его решения. Вопрос об Учредительном собрании. Брестский мир. Установление однопартийного политического режима. Социально-экономические преобразования новой власти, завершение социалистического переворота летом 1918 г. Политика «военного коммунизма»: сущность, методы, результаты.


Тема 3.Гражданская война в России.

Аудиторная работа:

Дискуссии в историографии об истоках и хронологических рамках гражданской войны. Начало гражданской войны. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, «белое движение», «демократическая контрреволюция». Интервенция: причины, формы, масштаб. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры


Тема 4.Советское общество в 20-е годы.

Аудиторная работа:

Обстановка в стране после окончания военных действий. Социально-политический кризис 1920 г. Причины и значение перехода к НЭПу. НЭП и военный коммунизм: сравнительный анализ. Экономические и политические реформы начала 20-х гг., их непоследовательность и противоречивость. Сущность и итоги НЭПа. Образование СССР.



Самостоятельная работа:

Принципы мирного сосуществования и конфронтация во внешнеполитической деятельности СССР в 20-30-е гг.


Тема 5. Сталинизм как теория и практика социалистического строительства.

Аудиторная работа:

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.

Объективные и субъективные причины возникновения культа личности как исторического феномена. Основные этапы становления режима личной власти Сталина.

Выбор варианта социалистических преобразований: экономические дискуссии и политическая борьба в 20-е гг. Начало борьбы за формирование концепции индустриализации страны, дискуссии по проблемам темпов и источников накопления индустриального развития страны, борьба по вопросу составления первого пятилетнего плана и первые итоги индустриализации. Дискуссии конца 20-х гг. по проблемам кооперативного движения. Курс на «сплошную коллективизацию». Политические и социально-экономические последствия коллективизации.

Борьба за власть и победа авторитаризма в партийно-государственном руководстве. Политические процессы и массовые репрессии 30-х гг., их последствия.
Тема 6.Советская внешняя политика. Великая Отечественная война.

Аудиторная работа:

Принципы мирного сосуществования и конфронтация во внешнеполитической деятельности СССР в 20-30-е гг.

Современные споры о международном кризисе 1939 - 1941 гг. Внешняя политика СССР накануне и в начале второй мировой войны. Военно-стратегическое положение СССР накануне Великой Отечественной войны, военно-экономическая и идеологическая подготовка к войне.

Самостоятельная работа:

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Перестройка народного хозяйства, идеологической работы, методов государственного управления. Освобождение Советской Армией Отечества и стран Восточной Европы. Сотрудничество стран антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Цена и значение победы СССР в войне.

Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны.
Тема 7.Общественно-политическое развитие СССР в 50-80-ее годы.

Самостоятельная работа:

СССР в послевоенный период. 1945-1953 гг.Восстановление промышленности и сельского хозяйства в послевоенный период. Усиление авторитарного режима, массовые политические репрессии: борьба с космополитизмом, ленинградское дело, дело врачей.



Аудиторная работа:

СССР в постсталинский период (сер.50 - сер.60-х гг.). Перестановки в политическом руководстве страны после смерти Сталина, приход к власти Н.С. Хрущева. Восстановление законности в стране. ХХ съезд КПСС и его значение, оценка культа личности Сталина. «Хрущевская оттепель»; политические реформы. Попытка смещения Хрущева с поста Первого секретаря (1957 г.). Преобразования в области экономики, их непоследовательность, результаты. Коммунистические иллюзии Хрущева.



Самостоятельная работа:

СССР в середине 60-х первой половине 80-х гг. Отставка Хрущева, приход к власти Л.И. Брежнева и его команды, победа консервативных сил в партийном руководстве. ХХIII съезд партии; «Золотой век номенклатуры». Усиление роли репрессивных органов. Формирование нового культа личности. Конституция 1977 г.; закрепление господства номенклатуры. Экономическое развитие страны: основные направления и содержание дискуссии по экономическим реформам, содержание и результаты реформ (1965 г.), основные причины краха реформ. Экономический и политический кризис СССР. Общественные течения.



Внешняя политика СССР. Противостояние двух мировых общественно-политических систем в 50 – 80-е годы XX в. Отношения между СССР и капиталистическими государствами, Советский Союз и страны социализма, советская внешняя политика в третьем мире.
Тема 8.«Перестройка» в СССР.

Аудиторная работа:

Кризис административно-командной системы; объективная необходимость политических и экономических преобразований в стране. «Перестройка» в СССР. Борьба за реформирование СССР. Август 1991 г. Распад СССР, образование СНГ.


Тема 9. Российская Федерация на современном этапе.

Аудиторная работа:

Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.



Самостоятельная работа:

Геополитическая ситуация после упразднения Советского Союза. Внешняя политика Российской федерации. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей


Общие методические рекомендации

Учебный курс призван дать студентам систематическое представление об узловых проблемах отечественного исторического процесса. Курс предусматривает и ознакомление студентов с алгоритмом исторического исследования: основными принципами сбора информации и работы с источниками, обобщения эмпирических данных и их концептуальному оформлению, ориентации на дискуссионном поле современной исторической науки. Студенты, прослушавшие курс и успешно справившиеся с его требованиями, должны быть в состоянии при необходимости провести самостоятельное исследование.

Изучение отечественной истории в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Может показаться, что студентам приходится просто повторять материал, уже знакомый по школе. В действительности целью изучения данной дисциплины в вузах является не только закреплении в памяти студентов знания исторических фактов, но и углубленного понимания прошлого нашей страны, систематизации курса отечественной истории. В отличие от школьных аналогов в данном курсе предполагается качественно более высокий уровень обобщений. Обучение в вузе призвано помочь каждому будущему специалисту овладеть навыками исторического анализа, умением проникать в сущность исторических явлений, событий.

Основой обучения являются современные вузовские учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники документов и материалов, атласы по отечественной истории, специальная литература. Выбор учебников жестко не регламентируется. Список рекомендуемой литературы приведен к каждому разделу рабочей программы. Следует активно работать в читальном зале библиотеки филиала. Кроме того, необходимо использовать фонд методического кабинета кафедры общественных дисциплин, который располагает необходимой литературой подобранной и сгруппированной в методические папки по соответствующим разделам рабочей программы.

Изучайте каждый раздел, руководствуясь программой, по выбранному вами учебнику. Программа помогает определить приоритетность проблематики отечественной истории, намечает круг основной литературы. В процессе работы вам предстоит решить несколько основных учебных задач.

Усвоение фактического материала: постарайтесь выделить наиболее существенные для характеристики исторического процесса события, явления, даты, имена. Лучшему усвоению материала будет способствовать конспектирование, хронологические выписки, сведение фактов в тематические подборки, использование карт, иллюстративных приложений. Составив по каждому разделу сводку основных событий, имен, дат, не ограничивайтесь этим. Усвоение общей картины происходивших в определенный период событий требует активного осмысления. Если постоянно иметь в виду связь изучаемых фактов с предшествующими явлениями, степень важности для развития общества, обобщать и сопоставлять факты, то не только быстрее и прочнее запомните их, но и глубже проникните в понимание истории эпохи. Этому будет способствовать также фиксирование внимания на новых явлениях, тенденциях развития, времени их возникновения.

Вопросы , связанные с изучением войн. Отметьте даты войны. Сформулируйте цели (причины) войны. Укажите союзников у России и у ее противника. На карте найдите районы, где проходили военные действия, места крупнейших сражений. Зафиксируйте имена полководцев, результаты основных битв и войны в целом. Выделите своеобразные черты военных действий. Определите причины победы (поражения) российских войск и основные итоги войны для России.

Вопросы, связанные с изучением выбора геополитических приоритетов. Сформулируйте основные цели и задачи внешней политики нашего государства в данный исторический период. Укажите, какие страны можно отнести к союзникам, какие - к противникам, в каких международных организациях участвовало наше государство. Определите, какие направления были приоритетными для отечественной дипломатии в это время. Отметьте, каким образом решалась в это время проблема военной безопасности для нашей страны. Дайте оценку важнейшим международным договорам и соглашениям, заключенным в этот период нашим правительством.

Освоение теоретического материала: системы новых понятий, причинно-следственных связей, закономерностей общественного развития. Вы должны стараться в равной степени свободно постигать смысл отдельных терминов и ориентироваться в тех гипотезах и концепциях, которые касаются истории нашей страны на отдельных этапах ее развития и излагаются в специальной и учебной литературе. Поэтому при ознакомлении с монографическими работами и научными статьями необходимо обращать внимание на позицию авторов, сравнивать взгляды различных исследователей по одной и той же проблеме, пытаться понять, чем вызваны различные толкования, как аргументирует каждый из авторов свои вывод. В научных трудах, как правило, присутствует историографический обзор, который поможет сориентироваться в том, каков спектр мнений в науке по той или иной проблеме.

Работа с историческими источникам: знакомство с источниками целесообразно и полезно, так как позволяет лучше понять конкретный материал, прочувствовать дух эпохи. Работа с источниками должна вестись параллельно с изучением соответствующего раздела учебного курса. Старайтесь получить представление о комплексе ведущих источников по определенному хронологическому периоду. Важной является работа с источниками при выполнении письменных контрольных заданий, поскольку все факты и положения в них должны основываться на источниках и ссылка на них обязательна.

Указания по работе с историческим документом.

Приступая к изучению исторического источника, необходимо обратить внимание на формулировку его названия и дату написания. В ходе работы необходимо установить связь источника с конкретной исторической эпохой.

После прочтения документа необходимо выделить основные понятия и сформулировать основные проблемы, освещенные в нем. Основные фрагменты, раскрывающие содержание главных положений текста, необходимо законспектировать. Записи должны быть достаточно полными, близкими к тексту (возможно цитирование), содержать необходимые даты. Студент (курсант) должен сформулировать выводы по тексту. В итоге нужно указать литературу, из которой взят данный источник (библиография должна быть оформлена в соответствии с ГОСТом).
Методические рекомендации по тематическим блокам
Тема 1. История как наука.


следующая страница >>