Учебно-методический комплекс учебной дисциплины латинский язык - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины макияж и прически (наименование... 1 523.53kb.
Учебно-методический комплекс «Русский язык 10-11 классы» 2 405.87kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 6 2412.88kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс... 2 279.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история религии 2 610.53kb.
Сургут Вьетнам Дата заезда: 10. 03. 2014, Пн 4 987.53kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины латинский язык - страница №1/10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

Специальность подготовки – 030501.65

Юриспруденция

Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя)
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности подготовки 030501.65 Юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., № 260 гум/сп
2) Учебный план по специальности подготовки 030501.65 Юриспруденция, утвержденный Ученым сСоветом РИ(Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол №12
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол №6



СОДЕРЖАНИЕ


1.Четыре основные формы глагола 54

Стандартные и нестандартные глаголы 55

Pronomĭna (Местоимения) 58

Pronomĭna personalia  (Личные местоимения) 58

Pronomen reflexīvum  (Возвратное местоимение) 58

Pronomĭna possessīva  (Притяжательные местоимения) 58

Pronomĭna demonstratīva (Указательные местоимения) 58

Склонение is, ea, id — тот, он 59

Склонение ille, illa, illud — тот 59

Склонение hic, haec, hoc 59

Pronōmen relatīvum (Относительное местоимение) 60

Pronomĭna interrogatīva  (Вопросительные местоимения) 60

Pronomĭna indefinīta  (Неопределенные местоимения) 60

Adjectīva prnominalia ( Местоименные прилагательные) 61

Примеры с оборотом accusatīvus cum infinitīvo 69

Дополнительные замечания к обороту accusatīvus cum infinitīvo 69

Примеры с оборотом ablatīvus absolūtus 75

Особые случаи ablatīvus absolūtus 76

Conjunctīvus (Условное или сослагательное наклонение) 80

Praesens conjunctīvi actīvi et passīvi 81

 Imperfectum conjunctīvi actīvi et passīvi 82

Perfectum conjunctīvi actīvi 82

Plusquamperfectum conjunctīvi actīvi 83

Perfectum conjunctīvi passīvi 84

 Plusquamperfectum conjunctīvi passīvi 84

Употребление конъюнктива в независимом предложении 85

Употребление конъюнктива (conjunctīvus) в придаточных предложениях 85

Придаточные предложения цели 87

Дополнительные придаточные предложения 87

Придаточные предложения времени 87



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юрспруденция», предполагающего изучение курса «Латинский язык» как общепрофессиональной дисциплины.

Целью изучения латинского языка на юридическом факультете является чтение в оригинале латинских источников по истории древнего мира, средних веков, западных и южных славян, отечественной истории периода феодализма; освоение международной латинской терминологии в области гуманитарных наук.

Курс латинского языка призван выработать у будущих юристов культуру филологического, источниковедческого, текстологического историко-терминологического, анализа документа написанного не на родном языке. Кроме того, изучение латинского языка должно облегчить усвоение новых европейских языков, углубить понимание грамматического строя русского языка и грамматического строя части его лексики.

В соответствии с этими целевыми установками студенты должны приобрести твердое знание основ латинской грамматики, прочно закрепить в памяти определенный лексический запас.

При прохождении общего курса грамматики около 60 % времени, предусмотренного учебным планом, читаются как отдельные фразы, так и связанные статьи исторического и мифологического содержания, а также вошедшие в международный обиход латинские крылатые выражения. Остальное время отводиться на чтение авторских (неадаптированных) текстов. Чтение авторских текстов сопровождается комментариями грамматического, стилистического и исторического характера.

Студент должен читать и переводить без словаря знакомый текст, со словарем – незнакомый, знать наизусть 50 международных латинских крылатых выражений. На экзамен выносятся только подлинные авторские тексты без адаптаций. Морфология и часть синтаксиса изучаются в логической последовательности, большая часть синтаксиса (в том числе синтаксис падежей) изучаются по мере чтения авторских текстов. Весь курс построен таким образом, чтобы как можно быстрее приступить к чтению подлинных текстов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Очная форма обучения



Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I

25 баллов

Введение

2

2







2

0

Письмо и фонетика

4

2







2

2

Морфология

16

8







8

8

Имя существительное.

Грамматическая система рода и числа. Существительные I и II склонений.



4

2







2

2

Глагол.

Категория спряжения: лицо, число, время, наклонение, залог. Четыре спряжения. Последние типовые звуки основы инфекта. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Образование времен инфекта от трех основ.Наклонение: indicativus, conniuctivus, imperatives



4

2







2

2

Имя прилагательное.

Классификация прилагательных по I-II и III склонениям. Парадигмы склонений



4

2







2

2

Местоимение.

Классификация местоимений



2

1







1

1

Предлоги.

2

1







1

1

Синтаксис

8

4







4

4

Синтаксис простого предложения.

8

4







4

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II

25баллов

Морфология.

10

5







5

5

Имя существительное

Существительные III, IV, V склонений. Закономерности образования падежных форм. Парадигмы склонений.



4

2







2

2

Местоимение

Парадигмы склонений местоимений.



1

0,5







0,5

0,5

Числительные

Классификация числительных: количественные (склоняемые и несклоняемые), порядковые (и их склонения), разделительные и наречные.



1

0,5







0,5

0,5

Глагол

Образование времен перфекта от трех основ. Типовые суффиксы времени. Синтаксические и аналитические формы в страдательном залоге.



4

2







2

2

Синтаксис

10

5







5

5

Функции падежей.

4

2







2

2

Синтаксис глагола.

Функции времен indicative.



6

3







3

3

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕIII

25 баллов

Морфология

4

2







2

4

Наречия

2

1







1

1

Союзы

2

1







1

1

Междометия

1

0,5







0,5

0,5

Частицы

1

0,5







0,5

0,5

Синтаксис

13

7







7

6

Синтаксис глагола.

Accusativuscuminfinitive. Nominativus cum infinitive. Supinum I и II. Gerundium. Gerundivum. Употребление coniunctivi в независимом предложении. Значение coniunctivi.



10

5







5

5

Синтаксис сложного предложения

Сочинение и подчинение. Правила последовательности времен consectiotemporum. Виды придаточных предложений



3

2







2

1

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ IV

25баллов

Синтаксис.

8

2







2

4

Синтаксис глагола.

4

2







2

2

Синтаксис сложного предложения.

4

2







2

2

Чтение авторских латинских (неадаптированных) текстов

15

6







6

7

Промежуточный контроль

Контрольная работа




Всего

90

46







46

44



Заочная форма обучения

Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


Введение

2

0,5







0,5

1,5

Письмо и фонетика

4

0,5







0,5

3,5

Морфология

16

3







2

13

Имя существительное.

Грамматическая система рода и числа. Существительные I и II склонений.



4

1







1

3

Глагол.

Категория спряжения: лицо, число, время, наклонение, залог. Четыре спряжения. Последние типовые звуки основы инфекта. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Образование времен инфекта от трех основ.Наклонение: indicativus, conniuctivus, imperatives



4

1







1

3

Имя прилагательное.

Классификация прилагательных по I-II и III склонениям. Парадигмы склонений



4

-







-

4

Местоимение.

Классификация местоимений



2

-







-

4

Предлоги.

2

-







-

2

Синтаксис

8

1







1

7

Синтаксис простого предложения.

8

1







1

7

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II


Морфология.

10

3







3

7

Имя существительное

Существительные III, IV, V склонений. Закономерности образования падежных форм. Парадигмы склонений.



4

1







1

3

Местоимение

Парадигмы склонений местоимений.



1

0,5







0,5

0,5

Числительные

Классификация числительных: количественные (склоняемые и несклоняемые), порядковые (и их склонения), разделительные и наречные.



1

0,5







0,5

0,5

Глагол

Образование времен перфекта от трех основ. Типовые суффиксы времени. Синтаксические и аналитические формы в страдательном залоге.



4

1







1

3

Синтаксис

10

1







1

9

Функции падежей.

4

0,5







0,5

3,5

Синтаксис глагола.

Функции времен indicative.



6

0,5







0,5

5,5

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕIII


Морфология

4

1







1

4

Наречия

1

-







-

1

Союзы

1

-







-

1

Междометия

1

-







-

1

Частицы

1

-







-

1

Синтаксис

13

-







-

13

Синтаксис глагола.

Accusativuscuminfinitive. Nominativus cum infinitive. Supinum I и II. Gerundium. Gerundivum. Употребление coniunctivi в независимом предложении. Значение coniunctivi.



10

1







1

9

Синтаксис сложного предложения

Сочинение и подчинение. Правила последовательности времен consectio temporum. Виды придаточных предложений



3

-







1

2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ IV


Синтаксис.

8

-







-

8

Синтаксис глагола.

4

-







-

4

Синтаксис сложного предложения.

4

-







-

4

Чтение авторских латинских (неадаптированных) текстов

15

-







-

15

Промежуточный контроль

Контрольная работа




Всего

90

10







10

80



Заочная сокращенная (на базе ВПО) форма обучения

Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


Введение

2

0,5







0,5

1,5

Письмо и фонетика

4

0,5







0,5

3,5

Морфология

16

3







2

13

Имя существительное.

Грамматическая система рода и числа. Существительные I и II склонений.



4

1







1

3

Глагол.

Категория спряжения: лицо, число, время, наклонение, залог. Четыре спряжения. Последние типовые звуки основы инфекта. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Образование времен инфекта от трех основ.Наклонение: indicativus, conniuctivus, imperatives



4

1







1

3

Имя прилагательное.

Классификация прилагательных по I-II и III склонениям. Парадигмы склонений



4

-







-

4

Местоимение.

Классификация местоимений



2

-







-

4

Предлоги.

2

-







-

2

Синтаксис

8

1







1

7

Синтаксис простого предложения.

8

1







1

7

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II


Морфология.

10

3







3

7

Имя существительное

Существительные III, IV, V склонений. Закономерности образования падежных форм. Парадигмы склонений.



4

1







1

3

Местоимение

Парадигмы склонений местоимений.



1

0,5







0,5

0,5

Числительные

Классификация числительных: количественные (склоняемые и несклоняемые), порядковые (и их склонения), разделительные и наречные.



1

0,5







0,5

0,5

Глагол

Образование времен перфекта от трех основ. Типовые суффиксы времени. Синтаксические и аналитические формы в страдательном залоге.



4

1







1

3

Синтаксис

10

1







1

9

Функции падежей.

4

0,5







0,5

3,5

Синтаксис глагола.

Функции времен indicative.



6

0,5







0,5

5,5

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕIII


Морфология

4

1







1

4

Наречия

1

-







-

1

Союзы

1

-







-

1

Междометия

1

-







-

1

Частицы

1

-







-

1

Синтаксис

13

-







-

13

Синтаксис глагола.

Accusativuscuminfinitive. Nominativus cum infinitive. Supinum I и II. Gerundium. Gerundivum. Употребление coniunctivi в независимом предложении. Значение coniunctivi.



10

1







1

9

Синтаксис сложного предложения

Сочинение и подчинение. Правила последовательности времен consectio temporum. Виды придаточных предложений



3

-







1

2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ IV


Синтаксис.

8

-







-

8

Синтаксис глагола.

4

-







-

4

Синтаксис сложного предложения.

4

-







-

4

Чтение авторских латинских (неадаптированных) текстов

15

-







-

15

Промежуточный контроль

Контрольная работа




Всего

90

10







10

80

Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО форма обучения



Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим.учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочная (вечерняя)форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


Введение

2
















Письмо и фонетика

4

1







1

3

Морфология

16

4







4

12

Имя существительное.

Грамматическая система рода и числа. Существительные I и II склонений.



4

1







1

3

Глагол.

Категория спряжения: лицо, число, время, наклонение, залог. Четыре спряжения. Последние типовые звуки основы инфекта. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Образование времен инфекта от трех основ.Наклонение: indicativus, conniuctivus, imperatives



4

1







1

3

Имя прилагательное.

Классификация прилагательных по I-II и III склонениям. Парадигмы склонений



4

1







1

3

Местоимение.

Классификация местоимений



2

1







1

3

Предлоги.

2

-







-

2

Синтаксис

8

1







1

7

Синтаксис простого предложения.

8

1







1

7

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II


Морфология.

10

5







5

5

Имя существительное

Существительные III, IV, V склонений. Закономерности образования падежных форм. Парадигмы склонений.



4

1







1

3

Местоимение

Парадигмы склонений местоимений.



1

1







1

0

Числительные

Классификация числительных: количественные (склоняемые и несклоняемые), порядковые (и их склонения), разделительные и наречные.



1

1







1

0

Глагол

Образование времен перфекта от трех основ. Типовые суффиксы времени. Синтаксические и аналитические формы в страдательном залоге.



4

2







2

2

Синтаксис

10

2







2

8

Функции падежей.

4

1







1

3

Синтаксис глагола.

Функции времен indicative.



6

1







1

5

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕIII


Морфология

4

1







1

4

Наречия

1

-







-

1

Союзы

1

-







-

1

Междометия

1

-







-

1

Частицы

1

-







-

1

Синтаксис

13

4







4

9

Синтаксис глагола.

Accusativus cum infinitive. Nominativus cum infinitive. Supinum I и II. Gerundium. Gerundivum. Употребление coniunctivi в независимом предложении. Значение coniunctivi.



10

2







2

8

Синтаксис сложного предложения

Сочинение и подчинение. Правила последовательности времен consectiotemporum. Виды придаточных предложений



3

2







2

1

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ IV


Синтаксис.

8

-







-

8

Синтаксис глагола.

4

-







-

4

Синтаксис сложного предложения.

4

-







-

4

Чтение авторских латинских (неадаптированных) текстов

15

-







-

15

Промежуточный контроль

Контрольная работа




Итоговый контроль

Зачет




Всего

90

18







18

72

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение.

Аудиторное изучение (при очной форме обучения):

Понятие «латинский язык». Краткие сведения о периодах развития литературного языка в античную эпоху. Латинский язык в средние века, в эпоху Возраждения, в XVII-XVIII вв. Памятники латинской письменности и степень их сохранности.



Самостоятельная изучение:

Народная латынь. Формирование романских языков. Влияние латинского языка на германские языки. Латинские заимствования в новых языках и слова с общеиндоевропейскими корнями. Латинские основы международной научной терминалогии.

Латинский язык как язык исторических источников. Общеобразовательное значение латинского языка. Международные латинские формулы, выражения, изречения.

Краткая характеристика латинского языка как индоевропейского языка синтетического строя.

Специфика методов изучения латинского языка как неживого языка источников.

Письмо и фонетика.

Аудиторное изучение: Латинский алфавит и его происхождение. Прописные буквы в названиях народов и в прилагательных наречиях, производных от этих названий. Условность современного произношения латинских букв. Дифтонги ae, oe, au, eu. Произношение i перед гласными в начале слова и между гласными в середине. Произношение c, сочетаний ch, ph, rh, th, ti, qu, nqu, su. Долгота и краткость слогов по природе и по положению. Правила ударения.

Латинское метрическое стихосложение.

Самостоятельная изучение:

Понятие о латинском метрическом стихосложении. Виды стоп: ямб, хорей, дактиль, анапест, спондей. Виды стихов: гексаметр, пентаметр, ямбический триметр, асклепиадовы стихи, фалекейский одиннадцатисложник. Элегическое двустишье. Элизия. Цезура.


Морфология.

Аудиторное изучение: Имя существительное. Грамматическая система рода и числа. Пять склонений существительных, конечные звуки их исторических основ: I – a, II – o/e, III – i/согласный звук, IV – u, V – e. Закономерности образования падежных форм. Сигматизм и асигматизм форм номинатива. Парадигмы склонений. Склонение vis, bos, Iuppiter. Двухосновные слова III склонения. Правила о роде существительных и исключения из этих правил.

Имя прилагательное. Классификация прилагательных по I-II и III склонениям. Парадигмы склонений. Количество родовых окончаний и их морфологические признаки. Архаичные формы существительных и прилагательных.

Местоимение. Классификация местоимений: личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные. Парадигмы склонений местоимений. Соотносительные местоимения. Местоименные прилагательные. Указательные частицы при местоимениях.

Числительные. Классификация числительных: количественные (склоняемые и несклоняемые), порядковые (и их склонения), разделительные и наречные. Атрибутивное согласование числительных с существительными. Римские цифры. Краткие сведения о римском календаре, мерах, денежной системе.

Глагол. Категория спряжения: лицо, число, время, наклонение, залог. Четыре спряжения. Последние типовые звуки основы инфекта: I–e спр. – a, II–e спр. – e, III–e спр. - согласный, u, i˘; (глаголы на i˘ o), IV–e спр. – i. Способы образования основ инфекта. Супплетивные формы. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Словообразующая роль основы supine. Система спряжений. Образование времен инфекта (Praesens, Imperfectum, Futurum I) и перфекта (Perfectum, Plusquamperfectum, Futurum II) от трех основ. Типовые суффиксы времени. Синтаксические и аналитические формы в страдательном залоге. Наклонение: indicativus, conniuctivus, imperatives (положительный и отрицательный). Инфинитивы всех времен и залогов. Supinum I, II. Причастие. Gerundium. Gerundivum. Описательное спряжение (coniugatio periphrastica) активное и пассивное. Глаголы отложительные (deponentia) и полуотложительные (semideponentia). Глагол sum простой и с приставками. Глагол possum. Глаголы с особенностями в спряжении fio, edo, fero, volo, nolo, malo, eo, aio, inquam. Претеритопрезентные глаголы memini, coepi, odi. Безличные глаголы. Паралельные глагольные формы: -ere вместо –erunt в перфекте; -re вместо –ris в футуральном пассиве, выпадение –v- в перфектной основе. Архаические формы глагола.

Наречия. Образование наречий от прилагательных суффиксальным и описательным способом. Наречное употребление именных форм acc. sing., abl. sing. Наречия, образованные от местоимений числительных. Наиболее употребительные непроизводные наречия. Степени сравнения наречий регулярные супплетивные.

Самостоятельная изучение:

Предлоги. Сочетания предлогов с падежами (accusativus, ablativus). Предлоги с разными падежами в зависимости от вопросов «где?» и «куда?». Постпозитивное слияние предлога cum с местоимениями. Постпозитивные предлоги causa и gratia (послелоги).

Союзы. Союзы сочинительные (соединительные, разделительные, противительные, заключительные) и подчинительные (см. синтаксис).

Междометия. Употребление междометий.

Частицы. Частицы вопросительные, указательные, усилительные, неопределенные.

Синтаксис.

Аудиторное изучение:

Синтаксис простого предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения. Сказуемое простое и составное. Согласование именной части сказуемого с подлежащим. Обратное согласование подлежащего, выраженного местоимением, с именной частью сказуемого. Согласование при нескольких подлежащих разного рода и числа. Отрицательная конструкция. Наиболее употребительный порядок слов в простом распространенном предложении. Страдательный оборот. Выражение действующего лица в нем.

Функции падежей. Nominativus и accusatives duplex. Genetivus: subiectivus, obiectivus, possessives, characteristicus, partitivus, generis, qualitatis, pretii, criminis. Dativus: косвенногодополнения, commode-incommodi, auctoris, possessivus, finalis. Dativus duplex. Accusativus: obiectivus, temporis, loci-extentionis, limitationis (sive Graecus), exclamationis, adverbialis. Ablativus: a) в собственном смысле: separationis, materiae, originis, auctoris, comparationis; б) в орудийном смысле: instrumenti, pretii, causae, limitationis, mensurae, modi, qualitatis; в) в местно-временном смысле: loci, temporis. Названия городов без предлогов. Различное управление падежами при глаголах одинакового значения в латинском и русском языках.

Синтаксис глагола. Infinitivus в функции подлежащего, дополнения, сказуемого. Infinitivus historicus. Accusativus cum infinitive. Nominativus cum infinitive. Значение глагола, управляющего этими оборотами. Выражение субъекта и предиката в инфинитивных оборотах. Значение времени инфинитива, употребленного в них. Supinum I и II. Gerundium и функции его падежей. Gerundivum: герундив как именная часть сказуемого, герундив как определение, герундив в роли существительного. Причастные обороты: participium coniunctum. Ablativus absolutus. Значение времен причастий, употребленных в нем. Субстантивированное употребление причастий (типа ab Urbe condita). Функции временindicative: praesens, praesenshistoricum, imperfectum deconatu, futurumI, perfectum, perfectum - praesens, plusquamperfectum, futurumI. Употребление coniunctivi в независимом предложении. Значение coniunctivi: а) оптативное (optativus, hortativus, iussivus, prohibitivus, concessivus); б) потенциальное (potentialis, dubitativus); в)ирреальное (irrealis); г) подчинительное (subiunctivus).

Синтаксис сложного предложения. Сочинение и подчинение. Правила последовательности времен consectio temporum. Виды придаточных предложений: Косвенный вопрос. Придаточное предложение с союзами ut и quod explicativum. Придаточные предложения с союзами ut и ne obiectivum. Придаточные обстоятельственные: а) цели с союзами ut и ne finale, б)следствия с союзом ut consectivum, в) времени с союзами cum historicum, temporale, iterativum, explicativum (coinsidens), inversum, ubi, postquam, dum etc; г) причины с союзами cum и quod causale, quia etc; д) уступления с союзами cum и ut concessivum, quamquam etc; е) условия реального, потенциального и нереального вида с союзами si, nisi (ni); ж) условно-желательные с союзами dum, modo etc; з) условно-сравнительные с союзами quasi, tamquam si etc; и) сравнительные с союзом ut comparativum. Придаточные определительные. Придаточные определительные с обстоятельственными оттенками. Употребление времени и наклонения в придаточных предложениях. Attraction modi.

Самостоятельная изучение:

Косвенная речь.



Лексика и словообразование.

Самостоятельная изучение:

Приблизительный лексический запас за годичный общий курс – 600 слов. Слова латинского происхождения в русском и западноевропейских (романских и германских) языках. Практические приемы работы со словарем.

Способы словообразования – словосложение и аффиксация. Наиболее употребительные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов. Приставки предложные и непредложные (dis-, re-, se-, in- в значении отрицания).

Изменения корневой гласной в глаголах с приставками. Ассимиляция последних звуков приставок с начальными звуками корня. Элементы словообразования.



Стилистические приемы.

Самостоятельная изучение:

Тропы: метафора, синекдоха, метонимия, антомасия, гипербола, ирония, эвфемизм, литотес, оксюморон.

Фигуры речи: эллипсис, удвоение, анафора, эпифора (или антистрофа), антитеза, гендиадис, зевгма.

Фигуры мысли: риторический вопрос, апосиопеза, персонификация.

Неправильность речи: анаколуф, плеоназм.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

  1. Латинский алфавит.

  2. Правила произношения.

  3. Долгота и краткость гласных звуков

  4. Правила ударения.


Упражнения:

1. Прочтите следующие слова, выпишите и напишите транскрипцию:

Clarus, causa, scientia, quot, amicitia, quinque, rhythmus, Theodora, aqua, pax, aurora, nauta, beatus, medicus, cultura, doctor, bestia, Quintus, poeta, Lucretius, littera, Juppiter, lectio, philosophus, poena, dexter, pinguis, Gaius Iulius Caesar, quadratus, consuetudo, Aegiptus, suadeo, Augustus, censura, potentia, October, suus, Euclides, zodiacus, Cyprus, chorus, Pithagoras, Athenae, Graecia, Roma, Italia.



Образец: clarus [кларус].

2. Прочтите, выпишите, проставив ударение:

Thesaurus, religio, audio, audire, theatrum, aetas, elegantia, domus, memoria, amica, historia, femina, publicus, decretum, vita, pater, magistra, studeo, studere, fortuna, fabula, spectaculum, beneficium, instrumentum, accusativus, quaestio, communis, agricola, honestus, humanus, laborare, scaena, respublica, universitas, Aristoteles, Danuvius, Scythia, Sicilia, Neapolis, Britannia, Germania.



3. Прочтите следующие слова

а) выпишите слова, где следует читать[ ц]:

scio, vinco, dictor, cursus, nascor, dico, pactum, cibus, doctor, docens, vicinus, intellectus, Cyprus, cognosco, victoria, conflictus, credo, civis, corpus, disciplina, scribo, secundus, curo.



б) выпишите слова, где следует читать [й]:

Juppiter, Gajus, Titus Livius, janua, Januarius, jus, patria, venio, seminarium, ubi, Februarius, major, Majus, Junius, Julius, Vergilius, proletarius.



в) выпишите слова, где следует читать [з]:

usus, scribo, disco, musca, silva, si, nisi, desertor, sed, semper, casus, senatus, solum, rosa, mensis, primus, praesidium.



г) выпишите слова, где следует читать [ти]:

amicitia, bestia, ostium, natio, initium, constitutio, Horatius, distantia, imitatio, gratia, scientia, satis, sapientia, potentia, uti, etiam, mixtio, Titus, amnestia.



д) выпишите слова, где диграфы читаются раздельно:

poena, poema, aetas, aeger, aer, proelium, poeta, praesidium, praetor, Graecus, Caesar.



4. Прочитайте вслух, объясните, какими правилами вы руководствуетесь при постановке ударения:

moveo, studere, studeo, arena, mittere, erudio, erudire, video, epistola, ego, hortus, Gallia, herba, humanus, charta, Achilles, Scyta, Rhodus, elephantus, rhetor, triumphus, Thebae, Thebanus, Pythagorus, Pyrrhus, fabula, pulcher, Hannibal, agricola, quinque, quis, quid, antiquus, equus, qui, quartus, suus, dux, radix, lux, pax, examen, exemplum, exactus, zona, philologia, universitas, oceanus, September, October, November, December, Res publĭca, Roma, Tibĕris, Gajus Julius Caesar, Marcus Tullius Cicĕro, Papiniānus, Ulpiānus, Justiniānus, praetor, aequus, equus, civis, civīlis, causa, codex, successio, habēre, gerĕre, judex, maxĭmus, thesaurus, suadeo, vacuus, pacta conventa, corpus juris civīlis, jus gentium, bona fides, decemvĭri legĭbus scribundis, leges duodĕcim tabulārum, status quo, nota bene, ager, nemo, poena, homo, locus, Quirītes, militia, justitia, pax, curricŭlum, delictum, tyrannus, accūso, relĭquus, constituo.


Занятие 2.

  1. Имя существительное.

  2. Существительные I и II склонения.

  3. Склонения словосочетаний.

  4. Praesens indicative глагола esse


Существительные I склонения

Имена существительные в латинском языке делятся на пять склонении в зависимости от конечных звуков основы.



1 скл.

-ā-

2 скл.

-ŏ-

3 скл.

согласный звук или -ĭ-

4 скл.

-ū-

5 скл.

-ē-

В соответствии с принадлежностью к тому или иному склонению они принимают различные падежные окончания.

Первое склонение, -A.

К первому склонению относятся существительные и прилагательные, основа которых оканчивается на -а; поэтому его можно также называть склонением -а. К нему принадлежат существительные женского рода, которые в nom. sing, имеют окончание -а, в gen. sing.-ае, напр.: schola, scholae — школа, школы; villa, villae — вилла, виллы.

Сюда относится также небольшая группа существительных мужского рода, обозначающих мужскую профессию или принадлежность к той или иной народности (решающим является естественный признак, связанный со значением слова); напр.: poeta, poetae — поэт; agricola, agricolae — земледелец;, Persa, Persae — перc.

Чтобы правильно определить, к какому склонению относится существительное, необходимо его выписывать и заучивать в двух падежах — именительном и родительном, напр.: schola, scholae; toga, togae; Roma, Romae.

Приводим образец склонения существительного с прилагательным Iсклонения в единственном числе. Обратите внимание на характерный для латыни порядок слов, где прилагательное стоит обычно после существительного:
Singularis

Nom. puella pulchra красивая девушка

Gen. puellae pulchrae

Dat. puellae pulchrae

Асc. puellam pulchram

Abl. puella pulchra

Voc. puella pulchra
Познакомимся теперь с множественным числом существительных I склонения. Обратите внимание на genetivus pluralis: если мы отбросим окончание -rum, останется чистая основа: Это правило относится ко всем пяти склонениям.

Pluralis


Nom. puellae pulchrae красивые девушки

Gen. puella-rum pulchra-rum

Dat. puellis pulchris

Асc. paellas pulchras

Abl. puellis pulchris

Voc. puellae pulchrae


Падежные окончания Iсклонения




Singulāris

Plurālis

Nom.

— a

— ae

Gen.

— ae

— ārum

Dat.

— ae

— is

Acc.

— am

— as

Abl.

— ā

— is

Voc.

— a

— ae

Примечание.

1) В singulāris формы nominatīvus и ablatīvus различаются только количеством гласного -а. Чтобы не путать эти падежи в тексте, в ablatīvus над гласной стоит знак долготы – ā.

2) В plurālis совпадают формы datīvus и ablatīvus. Совпадение этих падежей характерно для всех склонений.
Существительные II склонения

Ко второму склонению относятся существительные мужского и среднего рода с исторической основой на -o-. В nom. sing. существительные мужского рода оканчиваются на -us, -er, среднего рода — на -um. В gen. sing. они имеют окончание -i.



Второе склонение, -O




раб

книга

мальчик

война

Singulāris

Nom.

serv – us

liber

puer

bell – um

Gen.

serv – i

libr – i

puĕr – i

bell – i

Dat.

serv – o

libr – o

puĕr – o

bell – o

Acc.

serv – um

libr – um

puĕr – um

bell – um

Abl.

serv – o

libr – o

puĕr – o

bell – o

Voc.

serv – e

liber

puer

bell – um

Plurālis

Nom.

serv — i

libr — i

puĕr — i

bell — a

Gen.

serv — ōrum

libr — ōrum

puer — ōrum

bell — ōrum

Dat.

serv — is

libr — is

puĕr — is

bell — is

Acc.

serv — os

libr — os

puĕr — os

bell — a

Abl.

serv — is

libr — is

puĕr — is

bell — is

Voc.

serv — i

libr — i

puĕr — i

bell — a

Примечания:

  1. 1. Существительные мужского рода на -us образуют voc. sing. с помощью окончания –e, у всех остальных существительных второго склонения окончание voc. sing. совпадает с окончанием nom. sing.

  2. 2. В окончании er гласный e может относиться к основе (puer, puĕr-i) или выпадать (liber, libr-i).

  3. 3. Только одно существительное мужского рода не имеет обычного окончания в nom.: vir, viri – муж, мужчина, человек

Особенности склонения существительных среднего рода

  1. 1. И в singulāris, и в plurālis формы nominatīvus и accusatīvus всегда совпадают.

  2. 2. В plurālis эти падежи имеют окончание -a (ср. в рус. яз. склонение существительного среднего рода “окно”).

Эти правила распространяются и на склонение прилагательных, местоимений, числительных, причастий.
Упражнения:

1. Определите форму существительных (укажите все возможные случаи):

Puellae. Natura. Fortunam. Causis. Pennas. Siciliae. Tabularum. Victoriis. Patriam.



Образец: stella - stella, ae f - звезда; возможны nom. sing. и abl. sing.
2. Просклоняйте выражения:

cura magna, magistra nostra, stella clara, persona prima, sententia vera, terra pulchra, epistola mea, agricola liber, oppidum antiquum, nautra miser, incola antiquus, poeta magnus, collega bonus.



3. Прочитайте и переведите предложения

Scientia potentia est. Sine amicitiā vita non est. Ira saepe causa injuriae est. Vita rustĭca parsimoniae, diligentiae, justitiae magistra est. Collēgae sumus. Schola est via scientiārum. Roma est in Italiā. Athēnae sunt in Graeciā. Amica Tulliae sum.



4. Переведите на латинский язык:

Греция - родина науки и мудрости. Без справедливости нет жизни. Британия - остров Европы. Вы - подруги Юлии.



5. Прочитайте и переведите текст:

De Italia et de Graecia

Lingua Latina est lingua antiqua. Lingua Latina et lingua Graeca sunt linguae antiquae. Italia est terra Europae et patria linguae Latinae. Roma est in Italia. Lingua Latina est lingua poetarum Romae antiquae. Multis pugnis et multis victoriis Roma clara est. Sicilia est magna insula Europae inter Italiam et Africam sita. In ora Siciliae est Aetna. Nota est audacia nautarum Graeciae. Athenae in Graecia sunt. Athenae clarae sunt doctrina et litteris.



Слова к тексту

pugna, ae f - битва, сражение

Aetna, ae f - Этна (вулкан, город)

clarus, a, um - знаменитый

notus, a, um - известный

insula, ae f - остров

audacia, ae f - отвага

situs, a, um - расположенный

doctrina, ae f - наука, ученость

ora, ae f - побережье

litterae (pl) f - письменность,наука

6. Прочитайте и переведите, сделав полный разбор предложения. Запомните латинское выражение:

Scientia potentia est. Ignoratia non est argumentum. Sine ira et studio.


Занятие 3.

  1. Общие сведения о глаголе.

  2. Praesens indicativi activi

  3. Imperativus praesentis active


Praesens indicatīvi actīvi Четыре спряжения глагола

Латинский глагол имеет четыре спряжения. Тип спряжения определяется по конечному звуку основы инфекта.






Основа инфекта

I спр. -ā-

acussā- , monstrā-

II спр. -ē-

docē-, habē-

III спр.согл.звук, -ŭ-, - ĭ-

dic-, leg-, minŭ-, capĭ-

IVспр. -ī-

audī-, finī-


Образование времен в изъявительном наклонении от основы инфекта

Indicatīvus — изъявительное наклонение, как и в русском языке, указывает, что какое-то действие совершается, совершилось или будет совершаться в действительности.

От основы инфекта образуются praesens, imperfectum и futūrum I (primum) обоих залогов.

Praesens indicatīvi actīvi

Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога образуется от основы инфекта с помощью личных окончаний действительного залога



Личные окончания действительного залога:

singulāris plurālis

1. -o /-m -mus

2. -s -tis

3. -t -nt




I спр.

II спр.

III спр.

IV спр.




accusā-re

docē-re

scrib-ĕre

audī-re

1.

accusa-o >accūso я обвиняю

doce-o я обучаю

scrib-о я пишу

audi-o я слушаю

2.

accūsa-s

doce-s

scrib-i-s

audi-s

3.

accūsa-t

doce-t

scrib-i-t

audi-t

1.

accusā-mus

docē-mus

scrib-ĭ-mus

audī-mus

2.

accusā-tis

docē-tis

scrib-ĭ-tis

audī-tis

3.

accūsa-nt

doce-nt

scrib-u-nt

audi-u-nt

Примечания.

1. У глаголов I спр. в 1-м л. ед. ч. окончание -o поглощает конечный гласный основы -a-.

2. У глаголов III спр. между основой и окончанием употребляется соединительный краткий гласный по правилу: В глагольных формах, если на стыке морфем (основы и окончания, суффикса и окончания) оказываются два согласных, между ними вставляется соединительный гласный: ĕ ставится перед буквой r, ŭ — перед nt, ĭ — во всех остальных случаях.

3. У глаголов IV спр. в 3-м л. мн. ч. между основой и окончанием -nt употребляется соединительный гласный -u-, по аналогии с III спр. (audi-u-nt).

Эти правила распространяются и на спряжение глаголов в praesens indicatīvi passīvi.
Imperatīvus (Повелительное наклонение)

Imperatīvus praesentis activi во 2-м лице ед. ч. представляет собой чистую основу инфекта (кроме третьего спряжения, где к основе добавляется -ĕ), а практически образуется отбрасыванием суффикса -re в infinitīvus praesentis actīvi.

2е л. мн. ч. imperatīvus praesentis actīvi образуется путем прибавления к основе инфекта личного окончания -te, причем у глаголов III спр. между основой и личным окончанием -te вставляется соединительный гласный -ĭ-.
Infinitīvus Singulāris Plurālis

laudāre

хвалить

laudā

хвали

laudāte

хвалите

valēre

здравствовать

valē

будь здоров

valēte

будьте здоровы

legĕre

читать

legĕ

читай

leg-ĭ-te

читайте

audīre

слушать

audī

слушай

audīte

слушайте

esse

быть

es

будь

este

будьте

Три весьма важных глагола III спр. (dico, duco, facio) и глагол fero образуют 2е л. ед. ч. без конечного -e:

dic ─ говори, скажи; duc ─ веди; fac ─ делай; fer ─ неси.

Однако во 2-м л. мн. ч. эти глаголы, за исключением fero, образуют imperatīvus по общему правилу: dic-ĭ-te ─ говорите, duc-ĭ-te ─ ведите, facĭ-te ─ делайте, но fer-te ─ несите.

Отрицательная форма императива, т. е. запрещение, выражается несколькими способами. Основной из них — оборот, состоящий из императива от глагола nolo, nolle не желать: noli в sing., nolīte в plur. с инфинитивом данного глагола:

noli accusāre (не обвиняй), noli tangĕre (не трогай),

nolīte accusāre (не обвиняйте); nolīte tangĕre (не трогайте).
Упражнения:

1. Определите спряжение следующих глаголов и образуйте от них первое лицо настоящего времени:

sentire, errare, vincere, movere, curare, venire, mittere.



2. Проспрягайте в praesens indicativi activi следующие глаголы:

laboro, -are; lego, -ere; audio, -ire.



3. Прочтите, разберите и переведите следующие предложения:

Laboro. Semper bene labora. Noli male laborare. Bene lego. Narramus. Cur male audis? Vive valeque. Bene audire debet. Nolite tacere, si dicere debetis. Dum docemus, discimus. Nota bene. Divide et impera. Sic agite. Cantare amant. Discite, dum vivitis. Sede et narra. Festina lente. Salve. Salvete. Vale. Valete. Veto. Interdiu laborare, noctu dormire debemus. Quid agis? Saepe Latine legite et scribite. Latine multum legere et scribere debetis. Illiă cantat, nos tacemus (Pervigilium Veneris, 89). Facile omnes, quum valemus, consilia aegrotis damus (Ter. Andr. 309). It, redit et narrat (Hor. Epist. 1).

СЛОВА:

ago, ere 3 - делать; вести

amo, are 1 – любить

audio, ire 4 – слушать

bene – хорошо

canto, are 1 – петь

cur – почему?

dico, ere 3 – говорить

disco, ere 3 – учиться

divido, ere 3 – разделять

doceo, ere 2 – учить

dormio, ire 4 – спать

dum – пока

et – и

festino, are 1 – спешить, торопиться



impero, are 1 – приказывать, властвовать

interdiu – днем

laboro, are 1 – трудиться, работать

Latine - по латински

lego, ere 3 – читать

lente – медленно



male – плохо

multum – много

narro, are 1 – рассказывать

noctu – ночью

noto, are 1 – замечать

que – и (постпозитивный союз)

quid - что?

saepe – часто

salvo, ere 2 – быть здоровым, здравствовать

scribo, ere 3 – писать

sedeo, ere 2 – сидеть

semper – всегда

si – если

sic - так

spero, are 1 – надеяться

spiro, are 1 – дышать

taceo, ere 2 – молчать

valeo, ere 2 – быть здоровым

veto, are 1 – запрещать

vivo, ere 3 – жить




4. Переведите на латинский язык:

Римляне празднуют победу над свеями. Человек место украшает. Греческие учителя обучают римских мальчиков. Читайте хорошие книги



5. Прочитайте, разберите и переведите текст:

De Germania

Tacitus Germaniam et vitam incolarum describit. Incolae Asiae vel Africae vel Italiae Germaniam non petunt; metuunt enim silvas terrae et ferociam incolarum. Incolae Germaniae in pugna hastas gerunt. Galeis se non tegunt. Litteras incolae Germaniae neglegunt. Agriculturam saepe curae feminarum comittunt.

СЛОВА:

Africa, ae f – Африка

agricultura, ae f – земледелие

Asia, ae f – Азия

comitto, ere 3 – поручать

cura, ae f – забота

describo, ere 3 – описывать

enim – ведь

femina, ae f – женщина

ferocia, ae f - дикость

galea, ae f – шлем

Germania, ae f – Германия

gero, ere 3 – нести

hasta, ae f – копье


incola, ae m – житель

Italia, ae f – Италия

littera, ae f - буква; во множ. числе - письменность, литература

metuo, ere 3 – бояться

neglego, are 1 – пренебрегать

peto, ere 3 – нападать

pugna, ae f – битва

se – себя

silva, ae f – лес

Tacitus, i m – Тацит

tego, ere 3 – покрывать

terra, ae f - земля, страна

vita, ae f – жизнь



6. Прочитайте, разберите и переведите текст:

De Italia

Italia est magna paeninsula Europae. Incolas Italiae terra fecunda alit. In terra agricolae laborant. Familiae agricolarum in casis parvis habitant. Italia silvas magnas et pulchras habet. In silvis, ubi bestiae vivunt, multae herbae et aliae plantae sunt. Italiam aqua Hadriae quoque alit. In aqua Hadriae nautae navigant. Familiae nautarum in ora maritima vitam agunt. Hic mercatura floret.

Agricolae et nautae saepe de Italia et de historia Romae familiis suis narrant. Familiae agricolarum et nautarum historiam Italiae libenter audiunt et fabulas poetarum quoque saepe legunt. Historia docet, fabula delectat. Historia est magistra vitae.

СЛОВА


ago 3 - вести, делать

agricola, ae m - земледелец

alit - praes. ind. activi, 3 лицо, sing., от alo, ere 3 - кормить, питать

alius, a, um - другой

aqua Hadria - Адриатическое море

bestia, ae f - зверь, животное

casa, ae f - хижина

de (+abl.) - о, об

delecto 1 - услаждать

fabula, ae f - рассказ, басня, поэма

familia, ae f - фамилия, семья

fecundus, a, um - плодородный

floreo 2 - цвести, процветать

habeo 2 - иметь

habito 1 - жить, населять

herba, ae f - трава

hic - здесь

historia, ae f - история

in (+acc. на вопрос куда? +abl. -где?) - в, на


lego 2 - читать

libenter - охотно

magistra, ae f - учительница

magnus, a, um - большой

maritimus, a, um - морской

mercatura, ae f - торговля

nauta, ae m – моряк

navigo 1 – плавать

ora, ae f - берег, граница, край

paeninsula, ae f – полуостров

parvus, a, um – маленький

planta, ae f – растение

poeta, ae m – поэт

pulcher, chra, chrum – красивый

quoque – также

Roma, ae f – Рим

suus, a, um – свой

vivo 3 – жить





7. Прочитайте, разберите и переведите текст:

De Diana et Minerva
8. Прочитайте и переведите, сделав полный разбор предложения. Запомните латинское выражение:

Dum spiro, spero. Nolite mittere margaritas ante porcos. Historia est magistra vitae.



Занятие 4.


  1. Imperfectum indicativi active

  2. Прилагательные I и II склонений

  3. Притяжательные местоимения



Imperfectum indicatīvi actīvi

Это прошедшее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов. В русском языке соответствует прошедшему времени несовершенного вида (отвечает на вопрос: что делал?).

Оно образуется от основы инфекта с помощью суффиксов -bā- (I─II спр.), -ēbā- (III─IV спр.) и личных окончаний действительного и страдательного залогов.

Actīvum




I спр.

II спр.

III спр.

IV спр.

Sing.

1.aссusā-ba-m

я обвинял



docē-ba-m

я обучал


scrib-ēba-m

я писал


audi-ēba-m я слушал




2. accusā-ba-s

docē-ba-s

scrib-ēba-s

audi-ēba-s




3. accusā-ba-t

docē-ba-t

scrib-ēba-t

audi-ēba-t

Plur.

1. accusa-bā-mus

doce-bā-mus

scrib-ebā-mus

audi-ebā-mus




2. accusa-bā-tis

doce-bā-tis

scrib-ebā-tis

audi-ebā-tis




3. accusā-ba-nt

docē-ba-nt

scrib-ēba-nt

audi-ēba-nt


Упражнения:

1. Проспрягайте в praesens и imperfectum indicativi activi:

paro, are; doceo, ere; pono, ere; venio, ire.



2. Просклоняйте слова:

officium, modus, frugifer, frater.



3. Согласуйте следующие существительные с прилагательными или притяжательными местоимениями, переведите словосочетания на русский язык:

Cura (tuus, a, um). Schola (noster, tra, trum). Amicus (vester, tra, trum). Liber (meus, a, um). Poeta (antiquus, a, um). Scutum (novus, a, um). Agricola (liber, era, erum). Puer (miser, era, erum). Stella (magnus, a, um). Oppidum (parvus, a, um). Collega (tuus, a, um). Lupus (avidus, a, um). Discipulus (alius, a, um). Bellum (longus, a, um).



4. Прочтите, разберите и переведите следующие предложения:

In magno Delphorum templo Pythia multa oracula dabat, et fama eius non solum apud Graecos, sed etiam apud Romanos magna erat. Servorum officia varia erant: alii terram colebant, alii domi ministrabant, alii in agris laborabant, alii pueros et puellas docebant. Rustĭcus, qui parvum agellum habebat, magna cura laborare debebat et liberos quoque arare docebat. Reus culpam suam negabat. Servi dommis suis serviebant. Advocatus in foro causam dicebat. Candidatus togam candidam gerebat.



5. Прочитайте, разберите и переведите текст:

De deis antiquis

Romani antiqui multos deos colebant; in eorum numero Neptunum, Mercurium, Proserplnam, Vestam. Neptflnus dominus Oceani et fluviorum erat. Is in Oceano habitabat. Potentia eius magna erat. Nautae ei equos et tauros immolabant. Mercurius deus mercaturae erat eumque alii dei pro nuntio habebant. Praeterea is animos mortuorum ad inferos deducebat. Dei inferorum erant Pluto et Proserpina; eis tauros nigros rnactabant. Suis deis Romani multis in locis templa aedificabant et sacrificabant. Vesta erat dea focorum domesticorum, templa eius erant rotunda.


6. Прочитайте, разберите и переведите текст:

Галлия при Цезаре

Inter populos Galliae antiquae perpetua discordia erat. Itaque bella non desinebant. Validus populus Aeduorum velut dominus vicinos suos premebat. Aeduorum adversarii erant Sequani, qui ad Sequanae ripas incolebant. Sequani, fortuna sua non contenti, per legatos ab Ariovisto auxilium contra Aeduos petebant. Ariovistus cum magnis copiis Sequanis succurebat. Iam Germani sicut tyranni superbi Gallis suum imperium imponebant. Adimebant eis arma, expellebant agricolas ex vicis, nimia tributa exigebant.

Ariovistus ad Gallos sicut ad servos mandata mittebat. Galli Ariovistum, adhuc invictum, magis metuebant, quam Aeduos. Recedebat gratia Aeduorum apud populos Galliae. Sed populus Romanus fidus socius Aeduorum erat. Caesar in provinciis Romanis copias cogebat, nam in animo habebat Aeduos defendere atque Aeduorum auxilio Germanos ex Gallia expellere suumque imperium ceteris Gallis imponere.

СЛОВА


ad (+acc.) – к

adhuc - до сих пор

adimo 3 – отнимать

adversarius, i – противник

apud (+acc.) - у, около, возле

Ariovistus, i m – Ариовист

ceterus, a, um - прочий, остальной

cogo 3 – собирать

contentus, a, um – довольный

copia, ae f - мн.ч. войска

defendo 3 – защищать

desino 3 – прекращаться

discordia, ae f - раздор, разлад

dominus, i m – хозяин

exigo 3 – выгонять

expello 3 – изгонять

fidus, a, um - верный, надежный

fortuna, ae f - судьба, счастье

Gallia, ae f – Галлия

gratia (+gen.) - для, ради

imperium, i n – власть

impono 3 - класть; возложить

in animo habere – намереваться

inter (+acc.) - между, среди

invictus, a, um – непобедимый


legatus, i m - посол, легат

magis – больше

mandatum, i n - распоряжение, приказ

metuo 3 – бояться

mitto 3 – посылать

nam - так как, ибо

nimius, a, um – чрезмерный

perpetuus, a, um - постоянный

peto 3 – просить

populus, i m – народ

premo 3 - давить, подавлять

provincia, ae f – провинция

quam – чем

recedo 3 - отступать, идти назад

ripa, ae f – река

Sequani,orum m – секваны

socius, i m – союзник

succurro 3 - приходить на помощь

superbus, a, um - гордый, суровый

tributum, i n – налог

tyrannus, i m – тиран

validus, a, um –суровый

velut – как

vicinus, i m – сосед

vicus, i m - деревня, поселок


Занятие 5.


  1. Личные и возвратное местоимения

  2. Futurum I (primum) indicativi activi

  3. Imperativus futuri

  4. Указательные местоимения

  5. Местоименные прилагательные

Упражнения:

1. Определите форму глагола.

Mittes. Mittebat. Mittit. Habet. Vivent. Vivunt. Vivebant. Valent. Valebit. Dicetis. Dicebatis. Dicam. Docetis. Docebas. Ducet. Ducit. Ducebat. Videmus. Videbat. Parent. Parebam. Parabam. Parat. Parabunt. Parient. Parit.



Образец: mittes - fut.I, ind.act., 2 лицо, sing., от mitto 3 - ты пошлешь, ты будешь посылать.

2. Прочитайте, разберите и переведите предложения.

Verum amicum pecunia non parabis. Stellas caeli oculis nunquam numerabitis. Persa: "Prae copia sagittarum,-inquit,-solem (солнца) non videbitis!". Tum Lacedemonius: "In umbra, igitur, pugnabimus!"

СЛОВА:

amicus, i m – друг

caelum, i n - небо, воздух, климат

copia, ae f – обилие

igitur - следовательно, итак

inquit – говорит

Lacedemonius, i m – лакедемонянин

numero 1 – считать

nunquam – никогда

oculus, i m – глаз

paro 1 – приобретат



pecunia, ae f – деньги

Persa, ae m – перс

prae (+abl.) - из-за, перед

pugno 1 – сражаться

sagitta, ae f – стрела

stella, ae f – звезда

tum – тогда

umbra, ae f – тень

video 2 – видеть

verus, a, um – верный



3. Поставьте в нужном падеже слова, заключенные в скобках:

Venio ad (tu). Venit ad (ego). Fabulam (vos) narro.



4. Переведите на латинский язык:

Напишите мне письмо. Читайте нам басню. Гуляйте с нами. Приходи ко мне. Читай со мной. Пиши мне, друг.



5. Прочитайте, разберите и переведите предложения:

Inter dominum et servum nulla amicitia est. Totus populus noster pro patria fortiter pugnabat et, si opus erit, pugnabit. Alteram ille amat puellam, ego amo alteram. Utrumque vitium est: et omnibus (всем) credere et nulli. Avarus ipse miseriae causa est suae. Istam sententiam mutare debes. Videsne silvam illam? Alter alterius auxilii eget. Illius amicus sum. Liberabisne amicos tuos ab ista cura? Antigonum Phillippus filius interrogat: "Quando castra movebimus?" Tum Antigonus: "Num,-inquit,-solus tubae sonum non audies?"

СЛОВА

amicitia, ae f – дружба

amo 1 – любить

Antigonus, i m – Антигон

avarus, a, um - жадный, алчный

castrum, i n - мн.ч. военный лагерь

causa, ae f – причина

credo 3 - верить, доверять

debeo 2 - быть должным

egeo 2 – нуждаться

filius, i m – сын

fortiter – храбро

interrogo 1 – спрашивать

libero 1 – освобождать

miseria, ae f - беда, несчастье



moveo 2 - двигать, приводить в движение

muto 1 - менять, изменять

ne - ли (вопросительная частица)

opus est - нужно, необходимо

patria, ae f – родина

Philippus, i m – Филипп

puella, ae f - девушка, девочка

quando – когда

sententia, ae f - мнение, решение

sonus, i m звук

tuba, ae f – труба

utrumque - и то и другое

vitium, i n - ошибка, заблуждение



Занятие 6.


  1. Passivum времен инфекта

  2. Infinitivus praesentis passive

  3. Страдательный оборот

  4. Nominativus и accusatives duplex.



Praesens indicatīvi passīvi

Настоящее время изъявительного наклонения страдательного залога образуется от основы инфекта с помощью личных окончаний страдательного залога.



Личные окончания страдательного залога:

singulāris plurālis

1. -or /-r -mur

2. -ris -mĭni

3. -tur -ntur




I спр.

II спр.

III спр.

IV спр.

1

accusa-or>accūsor я обвиняюсь, меня обвиняют

dele-or

scrib-or

audi-or

2

accusā-ris

delē-ris

scrib-ĕ-ris

audī-ris

3

accusā-tur

delē-tur

scrib-ĭ-tur

audī-tur

1

accusā-mur

delē-mur

scrib-ĭ-mur

audī-mur

2

accusa-mĭni

dele-mĭni

scrib-i-mĭni

audi-mĭni

3

accusa-ntur

dele-ntur

scrib-u-ntur

audi-u-ntur


1. Прочитайте, разберите и переведите предложения:

1. Bonus liber non semel legitur. 2. Instrumenta et arma e ferro parantur. 3. Castra copiarum Romanarum vallo fossaque muniebantur. 4. Iucundum est amari, non minus - amare. 5. A probis probari, ab improbis improbari - aequum bonum est. 6.Memoria virorum magnorum civitatis nostrae nunquam exstinguetur semperque manebit. 7. Ubi vinci necesse est, expedit cedere. 8. Nilus Aegiptum irrigat et eam fertilem efficit. 9. Amicus me adiuvat; auxilium eius mihi gratum erat; gratias ei ago, diligo eum. 10. Is te heredem facit. 11. Nec possum (могу) tecum vivere, nec sine te.

СЛОВА:

bonus, a, um – хороший

liber, bri m – книга

semel – однажды

ferrum, i n – железо

vallum, i n – вал

fossa, ae f – ров

munio 4 – укреплять

iucundus, a, um – приятный

probus, a, um - порядочный, честный

improbus, a, um – непорядочный

probo 1 – судить

aequus, a, um – ровный

memoria, ae f – память

exstinguo, nxi, nctum 3 – стирать



vinco, vici, victum 3 – побеждать

necesse est – необходимо

expedit - (безл.) полезно, выгодно

cedo, cessi, cessum 3 - уходить, уступать

Nilus, i m – Нил

irrigo 1 – орошать

fertilis, e – плодородный

efficio, feci, fectum 3 – делать

adiuvo, iuvi, iutum 1 – помогать

gratias (graciam) agere – благодарить

diligo, lexi, lectum 3 - ценить, уважать

heres, edis m f – наследник

maneo, nsi, nsum 2 – сохраняться


2. Проделать следующие грамматические упражнения:

а) в 1-м предложении поставить подлежащее во множественном числе и соответственно изменить сказуемое;

б) в 10-м предложении поставить подлежащее и прямое дополнение во множественном числе и произвести вытекающие из этого изменения;

в) изменить время всех глаголов, стоящих в личной форме, так, чтобы каждый глагол выступал во всех уже известных временах;

г) найти accusativus duplex.
Занятие 7.


  1. III склонение существительных

  2. Разновидности III склонения существительных

  3. Соотношение форм косвенных падежей и именительного

  4. Род имен существительных III склонения.

  5. Функции Genetivus

Сводная таблица падежных окончаний III склонения






Sing.

Plur.

m

f

n

m

f

n

Nom., Voc.

различные

-es

-a, -ia

Gen.

-is

-um, -ium

Dat.

-i

-ibus

Acc.

-em

= Nom.

-es

-a, -ia

Abl.

-e, -i

-ibus

Различия между типами III склонения:






Abl. sing

Nom. – Acc. Plur.

Gen. plur.

согласный

-e

-a

-um

гласный

-i

-ia

-ium

смешанный

-e

-a

-ium

III согласное склонение



Singulāris




m

f

n

n

Nom., Voc

homo

lex

tempus

crimen

Gen.

homĭn-is

leg-is

tempŏr-is

crimĭn-is

Dat.

homĭn-i

leg-i

tempŏr-i

crimĭn-i

Acc.

homĭn-em

leg-em

tempus

crimen

Abl.

homĭn-e

leg-e

tempŏr-e

crimĭn-e

Plurālis

Nom.

homĭn-es

leg-es

tempŏr-a

crimĭn-a

Gen.

homĭn-um

leg-um

tempŏr-um

crimĭn-um

Dat.

homin-ĭbus

leg-ĭbus

tempor-ĭbus

crimin-ĭbus

Acc.

homĭn-es

leg-es

tempŏr-a

crimĭn-a

Abl.

homin-ĭbus

leg-ĭbus

tempor-ĭbus

crimin-ĭbus

Voc.

homĭn-es

leg-es

tempŏr-a

crimĭn-a

III гласное склонение

Singulāris

Nom. Voc.

mare

anĭmal

exemplar

Gen.

mar-is

animāl-is

exemplār-is

Dat.

mar-i

animāl-i

exemplār-i

Acc.

mare

anĭmal

exemplar

Abl.

mar-i

animāl-i

exemplār-i

Plurālis

Nom. Voc.

mar-ia

animal-ia

exemplar-ia

Gen.

mar-ium

animal-ium

exemplar-ium

Dat.

mar-ĭbus

animal-ĭbus

exemplar- ĭbus

Acc.

mar-ia

animal-ia

exemplar-ia

Abl.

mar-ĭbus

animal-ĭbus

exemplarbus

III смешанное склонение






Singulāris

Plurālis

Nom.

fin-is

urbs

fin-es

urb-es

Gen.

fin-is

urb-is

fin-ium

urb-ium

Dat.

fin-i

urb-i

fin-ĭbus

urb-ĭbus

Acc.

fin-em

urb-em

fin-es

urb-es

Abl.

fin-e

urb-e

fin-ĭbus

urb-ĭbus

Voc.

fin-is

urbs

fin-es

urb-es

Исключение:

pater, tris «отец»;

mater, tris «мать»;

frater, tris «брат»;

parens, entis «родитель»,

invenis, is «юноша»;

vates, is «пророк»,

senex, senis. «старик»;

canis, is «собака»


Запомнить:




Singulāris

Plurālis

Nom. Voc.

vis

vis

Gen.

-

virium

Dat.

-

viridis

Acc.

Vim

vires

Abl.

vi

virbis







Singulāris

Plurālis

Singulāris

Nom. Voc.

bos

boves

Iuppiter

Gen.

bovis

boum

Iovis

Dat.

bovi

bubus

Iovi

Acc.

bovem

boves

Iovem

Abl.

bove

bubus

Iove



1. Определите форму существительных, переведите:

Doctores. 2. Arboribus. 3. Civitate. 4. Obsides. 5. Commutatione. 6. Plebes. 7. Equitum. 8. Sermoni. 9. Rationem. 10. Magnitudine. 11. Vulnera. 12. Artium. 13. Pacem. 14. Orbi. 15. Morum. 16. Morte. 17. Finibus. 18. Fulminum. 19. Virtute. 20. Corpora.

Образец: Militibus - miles, itis m - воин; militibus - abl. или dat. plur. - воинами (воинам).

2. Просклоняйте, переводя каждый падеж:

flumen magnum; pars ignota; illa legio Romana; mons altus; animal ferum.



3. Прочитайте, разберите и переведите текст.

De servis Romanorum

Antiquis temporibus captivos in bellis Romani non necabant, sed illi servorum modo in civitatibus victorum suorum vivebant et dominis opulentis et superbis servebant. Multi servi iam in condicione servorum nati erant. Etiam cives liberi, qui (которые) pecuniam debitam solvere non poterant (могли), libertatem amittebant, et creditores illos servitute afficiebant. Domini in servos vitae necisque potestatem habebant. Servi privati apud dominos loco ministrorum, medicorum aut magistrorum serviebant, servi publici in agris summa corporum contentione laborabant. Servi miseri saepe a dominis fugiebant. Servos fugitivos domini duris poenis afficiebant. Multos etiam cruci affigebant et morte puniebant. Nonnumquam servi etiam contra dominos arma movebant. Magnam servorum seditionem Spartacus regebat.

СЛОВА


afficio 3 - наделять, снабжать

affigo 3 - прибивать, приколачивать

amitto 3 – терять

captivus, i m – пленник

civis, is m, f гражданин

civitas, atis f - государство, гражданство

conditio, onis f - состояние, условие

contentio, onis f - усилие; summa contentione - с величайшим напряжением

corpus, oris n - тело; мн.ч. силы

creditor, oris m – кредитор

crux, cis f - крест, орудие пыток

debitus, a, um - взятый в долг

durus, a, um - твердый, суровый

fugitivus, a, um – беглый

fugo 1 обращать в бегство, бежать

liber, era, um – свободный

libertas, atis f – свобода

locus, i m - место; loco - на месте, вместо

magister, tri m – учитель

medicus, i m – врач

minister, tri m – помощник


miser, era, um - жалкий, несчастный

mors, tis f – смерть

natus est - быть рожденным, родиться

neco 1 – убивать

nex, necis m - убийство, насильственная смерть, казнь

opulentus, a, um - состоятельный, богатый

poena, ae f - кара, наказание

potestas, atis f – власть

privatus, a, um – частный

publicus, a, um - общественный, государственный

punio 4 - наказывать, карать

rego 3 - править, управлять

seditio, onis f – мятеж

servio 4 – служить

servitus, utis f - рабство; servitute afficere - быть порабощенным

solvo 3 – уплачивать

Spartacus, i m – Спартак

victor, oris m – победитель

tempus, oris n – время



4. Прочитайте, разберите и переведите текст.

De aetate aurea

Scriptores antiqui quattuor aetates nominant: aetatem auream, argenteam, aeneam et ferream. De aetate aurea multa in Ovidii poetae carminibus, quae (которые) Metamorphoseon libri inscribuntur, legimus. In aetate aurea homines sine legibus tuti erant, nam iustitiam et veritatem colebant. Nec leges nec vectigalia timebant. Oppida nec fossis nee vallis aut mudris cingebantur. Bella hominibus ignota erant, oppida neque oppugnabantur, nec diruebantur. Navigia in maris undis non videbantur, ager non arabatur, nam terra ipsa per se frumentum dabat.



De militibus Romanis

Magnus erat numerus militum Romanorum. Milites Romani aut pedites erant aut equites. Arma peditum et equitum magnifica erant. Peditibus erant gladii, pila, lorica, galeae, scuta. Equiti-bus Romanis equi egregii erant. Magna erat constantia militum Romanorum. Milites Romani custodes et defensores patriae erant victoresque multorum populorum.


Capitis deminutio

Capitis deminutionis tria genera sunt: maxima, media, minima. Nam tria habemus: libertatem, civitatem, familiam. Si libertatem amittimus, maxima est capitis deminutio. Si libertatem retinemus, sed civitatem amittimus, media est capitis deminutio. Si et libertas et civitas retinentur, familia tantum mutatur, minima est capitis deminutio.


Занятие 8.

  1. Прилагательные III склонения.

  2. Participium praesentis activi

  3. Функции Dativus.

  4. Dativus duplex.


Прилагательные 3го склонения

По числу родовых окончаний в nom. sing. прилагательные 3-го склонения делятся на три типа:



1 тип. Прилагательные 3х окончаний, когда каждый род прилагательного имеет свое окончание: mer, fis, ne:

acer, acris, acre острый, -ая, -ое; словарная форма: acer, acris, acre;

celer, celeris, celereбыстрый, -ая, -ое; словарная форма: celer, -ĕris, -ĕre.

2 тип. Прилагательные 2х окончаний, когда прилагательные мужского и женского родов имеют одинаковое окончание –is, а среднего рода e:

brevis (m,f), breve (n) — короткий, -ая, -ое; словарная форма: brevis, -e.

3 тип. Прилагательные одного окончания, когда все три рода имеют одинаковое окончание:

felix (gen.sing. felīcis) — счастливый, -ая, -ое; словарная форма: felix, -īcis;

sapiens (gen.sing. sapientis) — мудрый, -ая, -ое; словарная форма: sapiens, -entis;

vetus (gen.sing. vetĕris) — старый, -ая, -ое; словарная форма: vetus, -ĕris;

dives (gen.sing. divĭtis) — богатый, -ая, -ое; словарная форма: dives, -ĭtis;

par (gen. sing. paris) -- равный, -ая, -ое; словарная форма: par, paris.

Основа прилагательных определяется по форме gen. sing. отбрасыванием окончания is.

Прилагательные 3-го склонения склоняются по третьему гласному склонению и имеют следующие окончания:

Прилагат. 3х окончан.

Прилагат. 2х окончан.

Прилагат. 1го окончан.

m f n

m, f n

m, f n

Singulāris

Nom. acer acr-is acr-e

rev-is brev-e

felix

Gen. acr-is

brev-is

felīc-is

Dat. acr-i

brev-i

felīc-i

Acc. acr-em acr-e

brev-em brev-e

felīc-em felix

Abl. acr-i

brev -i

felīc-i

Plurālis

Nom. acr-es acr-ia

brev-es brev-ia

felīc-es felic-ia

Gen. acr-ium

brev-ium

felic-ium

Dat. acr-ĭbus

brev-ĭbus

felic-ĭbus

Acc. acr-es acr-ia

brev-es brev-ia

felīc-es felic-ia

Abl. acr-ĭbus

brev-ĭbus

felic-ĭbus



следующая страница >>