Учебно-методический комплекс «Русский язык 10-11 классы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 032301. 65 (350300) 2 363.97kb.
Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 ббк 74. 03 Р 76 3 1348.87kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 2 603.8kb.
Учебно-методический комплекс по специальному курсу «Охрана прав потребителей» 4 1699.95kb.
Союз как часть речи 1 37.85kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс «Русский язык 10-11 классы» - страница №1/2

Учебно-методический комплекс «Русский язык 10-11 классы»

1. Структура учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) "Русский язык" разработан в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров "Развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками".

УМК "Русский язык" направлен на совершенствование навыков владения родным языком, углубленное его изучение и включает в себя основные вопросы базового курса и отдельные вопросы программы спецкурсов, что позволяет строить процесс с учетом индивидуальных способностей и интересов учащихся.

Общий уровень владения русским языком среди поступающих в высшие учебные заведения чрезвычайно неровен, можно утверждать, что весьма низок. Данный УМК поможет корректировать уровень знаний, умений и навыков по русскому языку с учетом дальнейшей профессиональной ориентации учащихся. Материалы предназначены для школьников, желающих скорректировать свой уровень владения русским языком, а также получить углублённые знания по предмету, имея в виду дальнейшее поступление в вуз.

УМК адресован учащимся 10-11-х классов средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также выпускникам средних специальных учебных заведений, планирующим сдавать выпускные или вступительные экзамены по русскому языку. Материал УМК "Русский язык" является дополнением к разным учебным пособиям и учебникам по РЯ для старших классов, а также дополняет авторские учебники А.А Штоля (см. список литературы).

Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью компьютерных технологий, составляют:



  • электронное учебное пособие,

  • тестирующий модуль,

  • справочник.

Представленные компоненты интегрированы в электронном учебном пособии "Русский язык".

Тестирующий модуль предназначен для самопроверки и оценивания знаний учащихся. Тестовые задания завершают изучение ключевых тем. Они представлены различными видами тестов: тесты единственного и множественного выбора, тесты открытой формы.

Пособие содержит справочник, включающий материалы, необходимые школьнику для более успешного усвоения материала курса, для решения задач и выполнения практических заданий. Справочник поможет учащимся в освоении основных явлений языка с помощью основных правил и справочных таблиц.

Кроме вышеперечисленного, в комплект УМК "Русский язык" входят неинтерактивные элементы, также встроенные в электронное учебное пособие:



  1. рабочая программа курса,

  2. материалы для практических занятий,

  3. методические рекомендации для педагогов.

В рабочей программе отражены цели и задачи изучения курса "Русский язык", содержание деятельности учащихся; приводится содержание программы с подробным описанием всех изучаемых тем, учебно-тематический план, список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

Материалы для практических занятий содержат темы занятий, примеры выполнения упражнений, набор задач для самостоятельного решения, приводится список рекомендуемой для подготовки литературы.


2. Содержание курса.
Часть 1. САМОУЧИТЕЛЬ. Русский язык

1. Специфика, назначение, состав учебника


    1. «Русский язык. Самоучитель» – рабочее название учебника – является интерактивной программой, направляющий и корректирующей действия ученика во время его работы над предлагаемыми материалами, оценивающей результаты этой работы.

Специфика программы затрудняет представление материалов учебника в «унифицированном виде», рубрикацию уроков.
1.2 Программа может применяться на завершающем этапе изучения русского языка в школе, при подготовке к поступлению в вуз.

Цель: закрепление навыков практической грамотности на основе повторения и обобщения правил правописания, тренировка умения ясно видеть, в каком случае какое правило надо применить (ведь нередко, даже зная какие-то правила, ученик не умеет их применять, не помнит о них, когда пишет).


1.3 Программа рассчитана на проведение 12 уроков и включает в себя:

  • 12 текстов упражнений, построенных так, чтобы при работе над ними ученику пришлось применить все основные орфографические, пунктуационные правила по какой-либо теме (например, правописание причастий);

  • примерно 250 правил правописания, объединённых в 36 «блоков правил», соответствующих различным разделам орфографии и пунктуации (такая их организация способствует формированию системного «грамматического сознания» ученика);

  • комментарии к некоторым случаям правописания, требующим пояснения;

  • наборы проверочных слов – для случаев, когда ученику при выполнении упражнения надо ввести проверочное слово.


2. Ход работы с учебником.
2.1 После запуска программы предлагается "меню" (список текстов упражнений по различным темам), из которого ученик (или учитель для ученика) выбирает нужный ему текст.

Определяется режим работы программы (см.3).




    1. Программа дает инструкцию по работе с текстом и по ходу её указывает учащемуся, какие его действия нужны на каждом этапе работы. При выполнении задания ученик, что-то забыв из инструкции, может вызвать ее.




    1. В левой половине экрана даётся текст упражнения; правая – "окно", в котором появляются "блоки правил", комментарии, прочая информация, ответы, замечания программы.

При работе над текстом упражнения программа просит вставить пропущенную в слове букву, указать, пишется данное слово через дефис, слитно или раздельно; есть ли в указанном ею месте знак препинания и какой.

Прочие действия программы зависят от выбранного режима работы.


3. Режимы работы программы
3.1 Режим О – основной обучающий режим работы.

После каждого ответа ученика по тексту (написание слова, постановка знака препинания) программа, не сообщая сразу, верен ли ответ (кроме как в случае словарных слов или повторения написания на уже определённое ранее правило), дает "блок правил" по теме, к которой относится данный случай (например, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи), и ученик должен указать в этом списке то правило, которое "работает" здесь.

Если ученик, просмотрев "блок правил", решит, что написание в тексте указал ошибочно, он имеет возможность его исправить. Если ученик не увидел сам своей ошибки, программа указывает на нее и требует исправить – ошибку как в тексте, так и при указании правила. При повторной ошибке ученика верное написание, соответствующее ему правило программа указывает сама. К некоторым сложным случаям написания программа даёт комментарии.

Такая работа заставляет ученика хорошо подумать над обоснованием своего ответа: сначала (до появления "блока правил") поискать его в памяти, в имеющемся языковом опыте, потом – в списке данных программой правил (что расширяет, систематизирует его знание правил, приучает их применять).

По окончании работы над текстом программа дает информацию о сделанных и исправленных учеником ошибках, раздельно отмечая ошибки по тексту и на правило, орфографические и пунктуационные.


    1. Режим С – «свободный».

В отличие от режима О, где программа ведёт ученика по тексту упражнения последовательно от задания к заданию и в обязательном порядке выясняет, какое правило правописания надо применить в данном случае, в этом режиме ученик может свободно перемещаться по тексту упражнения, выбирая те задания по написанию слова или постановке знака препинания, выполнение которых ему важно, интересно; при этом программа выдаёт «блок правил» или по просьбе ученика (перед выполнением какого-либо задания, чтобы он мог опираться на эти правила), или в том случае, когда ученик делает ошибку и надо определить, какому правилу нужно следовать, чтобы её избежать. Подсчёт сделанных ошибок делается по желанию ученика.
3.3 Режим К – контрольный.

Программа последовательно по тексту упражнения ставит задания, не задавая вопросов о правилах, которыми определяются данные написания. В конце даётся информация о сделанных орфографических и пунктуационных ошибках.


4. Каталог (список названий текстов программы)


    1. Названия упражнений:

Правописание приставок

Правописание корней слов

Гласные после шипящих и Ц

Правописание Ь и Ъ

НЕ и НИ; НЕ слитно и раздельно

Написание через дефис, слитно, раздельно

Н и НН; суффиксы причастий и прилагательных

Всё о причастиях (текст "Баргламот")

Обособленные члены предложения (текст "Тюльпаны")

Пунктуация в союзном сложном предложении

Двоеточие и тире

Комплексный текст ("Возвращение Иона Тихого")




    1. Блоки правил:

block 01 Согласные на конце приставок

02 Приставки ПРЕ- и ПРИ-

03 Правописание согласных в корне

04 Безударные гласные в корне

05 Чередование в корне гласных А/О

06 Чередование в корне И/Е; А,Я/ИМ,ИН

07 Гласные после шипящих и Ц

08 О и Ё после шипящих

09 Ь после шипящих на конце слова

10 Употребление Ь между согласными

11 Разделительные Ь и Ъ

12 Слитное и раздельное написание НЕ

13 Употребление частиц НЕ и НИ

14 НЕ и НИ с отрицательными и неопределёнными местоимениями и наречиями

15 Случаи написания Н и НН

16 Н и НН в прилагательных

17 Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных

18 Суффиксы причастий, гласные перед НН, Н причастий, отглагольных прилагательных

19 Дефис в существительных

20 Дефисное и слитное написание прилагательных

21 Дефисное, раздельное, слитное написание наречий

22 Дефисное, раздельное, слитное написание частиц и предлогов

23 Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ПРИЧЕМ, ОТЧЕГО и т.п.

24 Дефисное и слитное написание приложений

block 31 Случаи постановки знаков препинания (обобщенно)

32 Случаи постановки знаков препинания в простом предложении

33 Обособление определений

34 Обособление приложений

35 Обособление обстоятельств

36 Обособление и необособление деепричастий, деепричастных оборотов

37 Пунктуация при выражениях со сравнительными союзами (КАК и др.)

38 Тире между подлежащим и сказуемым

39 Пунктуация при однородных членах предложения

40 Запятая (и ее отсутствие) в сложном союзном предложении

41 Тире, двоеточие, точка с запятой в сложном союзном предложении

42 Пунктуация в сложном бессоюзном предложении


4.3 Список проверочных слов (к 31 случаю)


    1. Комментарии к сложным случаям написания слов, постановки знаков препинания.


5. Тексты упражнений
1. Правописание приставок
Понятна мне времен пр_вратность, не пр_кословлю, право, ей.

Он знамя пр_клонил к стене и пр_клонил пред ним колена.

Пр_тензии и пр_тязания пр_тендента на пост пр_зидента бе_пр_це_дентны.

Бе_пр_станно пр_одолевай пр_пятствия!

Бе_пр_страстный, пр_странно, пр_старелый, пр_успевать, пр_подать, пр_мьер, пр_мер, пр_ват_зация, пр_в_легии, пр_проводить, пр_вскочить, пр_м_тивный, пр_иноровился, пр_непр_ятно, пр_умножить, пр_еувеличить, сильно пр_уменьшить, слегка пр_уменьшить, пр_частен, пр_поднять, пр_поднести, пр_ключение, пр_грешение, пр_еисподняя, пр_баутка, пр_чуда, пр_бежище, пр_стиж, пр_п_рался, пр_ем, непр_ходящие ценности, пр_терпеть, пр_терпеться, пр_вратник.

Бе_вкусно, бе_шумно, бе_жалостно, _жечь, _десь, _дача, во_делать, во_торжествовать, ра_считать, ра_счёт, и_жога, и_тыкать, и_/под/тишка, и_/под/лобья, и_/под/стола, чере_чур, чере_/час, чре_мерно; о_блеск.



2. Правописание корней слов
Заб_райся и ра_пол_гайся" предл_жил Пете изма__ному дорогой Р_стислав и к_снувшись его ук_зал на оз_рен_ый тр_пещ_щим огнем свечи оплывшей и накл_нившейся д_ван заст_лавшийся для гостя.

Над р_вниной г_рели бл_cта_щие з_рницы и бл_стели разг_ра_щиеся звезды.

Проск_чив лес он ск_чками как ск_кун прод_рался сквозь зар_сли ни_кой лесной м_лины и иной р_стительности прим_ная ги_кие р_стки и чу_cтвуя как пром_кает ровно ее куда обм_кнули майка на сп_не.

Пор_внялся, подр_вняй, р_вномерно. Это не/раств_римый сахар, а не/пром_каемый.

Грус_но, безвес_ный, опас_но, чудес_но, безглас_ный, доблес_ный, интерес_ный, вкус_но, сверс_ник, ровес_ник, рес_ница, лес_ница, наперс_ник, уча_ствовать.

Тер_ас_а, проф_ес_ия, оп_ерет_а, ап_етит, гал_ер_ея, кор_идор, грам_ота, драм_а, ком_ис_ар, ком_ун_ар, прив_л_егии, интел__генция, ис_кус_тво, ис_кус_но.




3. Гласные после шипящих и Ц
Послышался ш_рох и ш_пот; чья-то ж_лтая ч_лка мелькнула над забором, чей-то ч_рный глаз напр_ж_нно глядел в щ_лку.

Щ_голь в ц_линдре сидел на деш_вой ц_новке, гладя ш_лковую ш_рстку бельч_нка.

Цариц_н сар_фан холщ_вый ч_десным стал плащ_м парч_вым - оц_пенели молодц_...

Брош_ра с его лекц_ями вышла в Ш_ньяне.

Пар_ш_тист ч_порно ел ч_рствую г_лету.

Ож_г ц_пленок лапку; тяж_лым был ож_г.

Галч_нок, ра_сеч_т, недоч_т, печ_ный, печ_нка, толч_ный, толч_к, освеж_нный, пережж_т, еж_вый, крыж_ник, раздраж_нно, напр_ж_нка, реш_нный, реш_тка, шпаж_нка, ж_нка, жж_нка, ж_рдочка, изж_га, обж_ра, ж_лудь, с меч_м, напеч_м, нипоч_м, прощ_нный, щ_тка, щ_чка, щ_лочь, сгущ_нка, руч_нка, крюч_ок, круч_ный, девч_нка, туш_нка, душ_нка, незаверш_нка, плащ_овка, ноч_вка, б_ч_вка, выкорч_вывал, трущ_ба, на/переч_т, уч_ба, горяч_, ра_зж_вывать, дир_ж_р, танц_р, лиш_н, cмеш_н.

4. Правописание Ь и Ъ
Нян_ка нян_чилась с девоч_кой ран_ше...

По прос_бе кровел_щика на его сва__бе, славя невесту, пели пес_ю о камен_щице.

Дикари пов_семестно кул_тивировали ре__бу по кос_ти и рисунок кис_тью.

Пис_менно, низ_менно, рязан_ский, чер_ти, чер_ви, рыцар_ский, декабр_ский, сел_дь, ден_ди, ден_ги, ил_люзия, воз_ми зон_тик.

Плащ_, плющ_, сплющ_, плюш_, плеш_, мяч_, стереч_, навзнич_, шалаш_, пустош_, жгуч_,

кирпич_, много туч_, среж_, свеж_, съеш_, спряч_, в/скач_, учиш_, замуж_, замаж_, настеж_, на/отмаш_, сплош_, соб_еш_ся.

Cуб_ект, с_экономил, из_ян, п_едестал, без_аварийный, сверх_естествен_о, бар_ер, меж_региональный, меж_ярусный, трех_ярусный, трех_этажный, под_ём, д_явол, из_ясняюсь, п_еса, всеоб_емлющий, фел_д_егерь, об_ективно, пред_октябр_ский, пред_январ_ский, в_юк, интерв_ю, в_езд, с_обез_ян_ичать, с_узить, ар_ер_гард, прем_ера, компан_он, c_ест, небез__нтересно, сверх__нтересно.


5. НЕ и НИ; НЕ слитно и раздельно
Он не/обыкновен_о худ, не/красив, ростом не/высок и не/низок, одет не/брежно...

Это не/быль, а не/былица, притом вовсе не/зан_мательная и крайне не/пр_ятная.

Не/громкие, но ясные звуки не/понятного ей языка звучали уже не/далеко, а рядом.

Не/дописан_ая статья, не/дописан_ая им и не/нужная н_/кому, книга не/дописан_а.

Не/доедал, не/досыпал, пил только чай...

Пусть не/любя, пусть не/навидя, не/правдой не/друга не/должно нам язвить;

н_/льсти, н_/пакости н_ другу, н_ врагу.

Н_ могу н_ заметить: кто там н_ бывал, н_ поймет, почему всякий, кто н_ побывает там, доволен. Чего там только н_ бывает!

Н_ один того хотел, но н_ один н_ смог.

Н_ ты ли говорил, что в доме н_ души.

Когда к нему н_ приди, чего н_ попроси, н_/когда и н_/почем н_ даст он н_ ценного, н_ не/нужного. И сам он н_ получал н_/от/кого и н_/от/куда н_ подарков, н_ посылок.

Н_/при/чём, не/за/чем.




6. Написание через дефис, слитно, раздельно
Иван/то то/же делал то/же, да вышло вовсе не/похоже. Петр сделал то/же самое и точно так/же. Иван, так/же как Петр, собрался в путь и оделся так/же, как он.

Петю радовало так/же то, что мы так/же идем, при/чем так/же охотно, как и он.

Что/бы н_ случилось, он тут н_ при/чем.

Следи, что/бы н_ случилось чего/нибудь.

Все/таки не судите о нем по/тому, что он сделал, по/тому/что сделал по/неволе, по/тому и не/по/доброму, не/по/совести.

Как/бы узнать кое/у/кого, пришёл/ли он.

Крепко/накрепко связала петля/злодейка беднягу/чижа.

Унтер/офицер/чех надел плащ/палатку и темно/синие брюки/галифе.

Бабочка/капустница села на цветок/розу.

Во/веки, на/веки, на/века, в/старину, в/старь, на/миг, в/миг, в/даль, c/переди, в/одиночку, по/одиночке, по/одному, по/двое, в/двоем, в/двое, на/двое, на/бок, на/спех, на/смех, на/смерть, на/последок, в/последстви_, в/пол/лица, в/пол/оборота.


7. Н и НН,

суффиксы причастий и прилагательных, гласные перед ними
Крашен_ое полотно, крашен_ый охрой, не/покрашен_ный пол, рама не/покрашен_а.

Серебр_н_ые ложки и посеребр_н_ое блюдо на не/крашен_ом деревян_ом столе.

Стрел_н_ый воробей, подстрел_н_ая утка, ра_стрел_н_ый тер_ор_ист.

Масл_н_ый блин, замасл_н_ый х_лат, масл_н_ый насос.

Увеш_н_ый значками, занавеш_н_ы шторой.

Пустын_ы песчан_ые дюны ветрен_ым днем.

Родствен_ик воспитан_ицы, лиш_н_ый вал_н_ых с_пог и вязан_ых ею чулок длин_ой в метр, cел в гостин_ой на подокон_ик. Смешат круч_н_ые фразы тружен_ика пера.

Балован_ое дитя, избалован_ый ребенок.

Дочь образован_а, ком_ис_ия образован_а.

Кован_ый меч, худо кован_ый, скован_ые жесты, узники скован_ы, жесты скован_ы.

Просо рассе_н_о; глядит рассе_н_о; дама рассе_н_а; се_н_ая мука. Это не/слыхан_о!

Дыш_щий, пил_щий, бор_щийся, стро_щий, кле_щий, стел_щий, дремл_щий, cмотр_щий, мел_щий, мол_щий, пряч_щий, вид_мый, ча_мый.




8. Баргламот (всё о причастиях)
Где-то за поля кромкой звук раздался не/громкий не/звонок он был а глух.

То бежал во весь дух не/году_щий не/кто не/стрижен_ый с прошлого лета не/чёсан_ый и не/бритый а потому сердитый.

След остается вы_жен_ый волосы не/подстрижен_ы дикие но смышлен_ые светятся очи зеленые жесты не/много беш_н_ые а сужденья не/взвеш_н_ые.

Зеленели травы колебл_мые ветром клон_щиеся стел_щиеся по земле и кол_ющиеся не/кош_н_ые н_/когда и н_/кем. По не/кош_н_ым травам бежал не/стрижен_ый обижен_ый но н_/в/чём не/замеш_н_ый и н_/чуть не/опасный Баргламот изд_вавший не/громкий но хорошо слыш_мый звук.




9. Тюльпаны (обособленные члены предложения)
В это время в конце апреля там в горах цветет множ_ство тюльпанов пр_враща_щих в цветник горные склоны но скоро ув_да_щих и позднее летом здесь не останется н_/чего кроме ж_\сткой травы а открытые безводные пространства в/низу у подножия гор солнце всё сж_гая обр_тит в пустыню где не р_стет н_/чего за исключен_ем колючки которой способны питаться лишь верблюды или кор_бли пустыни как их называют для красоты слога не/смотря на отсутств_е парусов у этих зна_щих себе цену животных покорит_лей песков.

Но пока ещё светило бе_пощадное летом тихо гладит лучами тугие бутоны цветов и обласкан_ые тюльпаны ра_скрывают ему на/встречу свои чашечки яркие и зубчатые и тянутся в/верх особен_о весной долгою и влажною и пусть вскоре они пламене_щие пр_дстанут глазам путн_ка поникшие и блеклые новой весною цветочный пожар вновь охватит р_скошный склоны гор.


10. Пунктуация в союзном сложном предложении
Каждый день снег идёт либо дождь льёт.

Вероятно он устал и у него болит сп_на.

Звезды уже нач_нали бледнеть и небо серело когда эк_паж подкатил к станц_и.

Слышно было как пов_рнулся ключ_ в замке и как по/тихоньку отв_рилась дверь.

Он тоскливо устав_лся в окошко за которым св_ркало солнце и г_лдели воробьи.

И как у дитя глаза наивны и губы пухлы.

Он сердится или когда о нем забывают или когда чере_/чур хорошо о нём помнят.

Ученику было сказано что если он снова прогуляет вызовут родителей.

Знаю что если не решусь сегодня то завтра будет поздно.

Январь выдался студён_ый и хотя жарко топили печь но окна облед_нели.

Раздался свист и был герой таков.

Знай то что он скрывал что он уже женат.

Ген_ралы думали что булки р_стут на деревьях и что дич_ родится в том самом виде как её на стол подают.

Он к_зался дельным тогда как был прямо/таки глуп.



11. Двоеточие и тире
Я не мог ехать дальше очень болел бок.

Взялся за гуж не говори что не дюж.

Хвалы пр_манч_вы как их не пожелать?

Засмеется она колокольчик звенит .

Любить человека значит жить для него.

Я выглянул в окно деревья дома всё скрыл туман.

Другие факторы как/то ветры разность темп_ратур днем и ночью летом и зимою и прочее второстепен_ы.

Буран крутит швыряет снегом и свистит и зал_вается воем и на/конец пон_маешь с дороги сбился окон_чат_льно и уже не/возможно разл_чить где земля и где небо сплошная белая стена перед тобой.

Пол/века на свете живу такого еще не видел.

Хорошо ружье б_ет с печки упало семь горшков разбило.

Я хвать за ружье заяц уже в лесу и тут стрелять бе_полезно косой в кустах где его не видно.

Нынче Волга/река река/тружен_ица.

Итак вывод был печален он без_условно убедился н_/кому он не/нужен.

12. Возвращение Иона Тихого
В/течени_ суток по возвр_щени_ со звездного скопления Гиады я не расп_ков_вал тюки с обр_зцами привезен_ыми от/туда и чем_данов с б_гаж_м так/же не к_сался соб_раясь заняться ими по/позже потому/ что дорога домой была ч_резвычайно длин_а и н_/о/чём я так н_е мечтал как сесть у к_мина выт_нуть ноги и сказать себе что н_/чего мне больше н_ угрожает если конечно н_ убежит молоко поставлен_ое на плиту.

В/продолжени_ многих лет я не/смотря на мою опытность в/следстви_ разных пр_чин за/ч_стую поп_дал в опас_ные с_туац_ когда напр_мер пр_ходилось л_вировать что/бы увернуться от к_мет несшихся мне на/встречу в то время как сзади меня догонял аст_роид. Однако все к счастью по/зади и сейчас я насл_ждался покоем чу_вствуя в/прочем что это не/надолго и что скоро я быть может буду пить чай с не/пуган_ыми и не/испорчен_ыми ц_вилизац_ей абор_генами Большой Медведиц_.




  1. Пример работы ученика с упражнением в режиме О

Возьмём для примера первую фразу упражнения 2 и представим для наглядности фрагмент работы ученика с программой над текстом.

Заб_райся и ра_пол_гайся” предл_жил Пете изма__ному дорогой Р_стислав и к_снувшись его ук_зал на оз_рен_ый тр_пещ_щим огнем свечи оплывшей и накл_нившейся д_ван заст_лавшийся для гостя.
В слово заб_райся ученик предлагает вставить и.

Программа в окне справа задаёт вопрос:



Какой случай из указанных представлен в тексте?– и представляет следующий список:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

1. Чередование гласных в корне

2. Безударная гласная, проверяемая ударением

3. СЛОВАРНОЕ СЛОВО (непроверяемая гласная)

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Допустим, ученик указывает 2. Безударная гласная, проверяемая ударением.

Программа отвечает: Ответ неверен. Подумайте и ответьте ещё раз.

Теперь ученик выбирает 1. Чередование гласных в корне.

Программа даёт задание:



Укажите, какому правилу соответствует написание данного слова

и выдаёт блок правил

ЧЕРЕДОВАНИЕ В КОРНЕ гласных И/Е

(-БЕР/БИР-А, -ДЕР/ДИР-А, -СТЕЛ/СТИЛ-А, -ПЕР/ПИР-А,-МЕР/МИР-А, -БЛЕСТ/БЛИСТ-А,

-ТЕР/ТИР-А, -ЖЕГ/ЖИГ-А, -ЧЕТ/ЧИТ-А)

1. В корне И, если после него есть суффикс -А-

2. В корне Е, если после него нет суффикса -А-

3. ЧЕРЕДОВАНИЕ В КОРНЕ А,Я / ИМ,ИН:

ИМ,ИН, если дальше – суффикс -А- (напр.: занЯть–занИМАть)

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Ученик указывает 1. В корне И, если после него есть суффикс -А-.

Программа отвечает: ВЕРНО!

и переходит к слову ра_пол_гайся.

На месте первого пропуска буквы ученик набирает с.

Программа даёт задание:

Укажите, какому правилу соответствует написание данного слова

и выдаёт блок правил

СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

1.Чтобы проверить, какая согласная буква пишется на конце приставки (звонкая или глухая - кроме

З,С), надо найти такое слово, где после согласной есть гласная (по?писать-подобрать).

В ПРИСТАВКАХ, оканчивающихся на З,С:

2.Пишется З перед последующим звонким согласным (разделить, изломать).

3.Пишется С перед последующим глухим согласным (расколоть, испортить).

4.Приставки З- не бывает,есть С-(сдать).

5.ВНИМАНИЕ: З бывает первой буквой корня (здание).

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Ученик указывает 3.Пишется С перед последующим глухим согласным (расколоть, испортить).

Программа отвечает: ВЕРНО!

и переходит ко второй пропущенной в этом слове букве.

Допустим, ученик набирает о.

Программа задаёт вопрос:



Какой случай из указанных представлен в тексте?

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

1. Чередование гласных в корне

2. Безударная гласная, проверяемая ударением

3. СЛОВАРНОЕ СЛОВО (непроверяемая гласная)

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Ученик указывает: 1. Чередование гласных в корне

Программа даёт задание:



Укажите, какому правилу соответствует написание данного слова

и выдаёт блок правил

ЧЕРЕДОВАНИЕ В КОРНЕ гласных А/О

1.-ЛОЖ-/-ЛАГ-: О перед Ж, А перед Г

2.-КОС-/-КАС-А-: А, если суффикс -А-

3.-РОС-/-РАСТ,РАЩ-: О перед С, А перед СТ,Щ



Исключения: отрасль; росток, ростовщик, Ростов ,Ростислав

4.-ЗОР-/-ЗАР-: без ударения – А

5. -ГОР-/-ГАР- ;

-КЛОН-/-КЛАН-;

-ТВОР-/-ТВАР-: без ударения – О Исключение: утварь

6.-СКОЧ-/-СКАК,СКАЧ-: без ударения О перед Ч, А перед К.



Исключения: скачок, скачу, скачите

7.-РОВН-/-РАВН-: по смыслу: О – ровный, А – равный, одинаковый



Исключения: равнина, равнение, равняться.

8.-МОЧ,МОК-/-МАК-: О перед Ч и по смыслу: мокнуть, пропускать, впитывать жидкость;

А – макать, погружать в жидкость.

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Просмотрев правила и убедившись, что неправильно вставил букву, ученик указывает:

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Программа даёт возможность исправить букву (надо писать а) и повторяет задание по блоку правил ЧЕРЕДОВАНИЕ В КОРНЕ гласных А/О.

Ученик указывает: 1.-ЛОЖ-/-ЛАГ-: О перед Ж, А перед Г

Программа отвечает: ВЕРНО!

Курсор останавливается на пустом месте после слова располагайся, программа даёт задание:



Вставьте знак препинания. Если он не нужен, нажмите <ПРОБЕЛ>

Ученик ставит на этом месте запятую.

Программа спрашивает: Какой случай из указанных представлен в тексте?

СЛУЧАИ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ:

1. В простом предложении - при различных оборотах, однородных членах и пр.

(НЕ между простыми предложениями!)

2. В сложном предложении между простыми при союзной СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связи

3. В сложном предложении между простыми при ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связи

4. В сложном предложении между простыми при БЕССОЮЗНОЙ связи

5. При ВВОДНОМ (ВСТАВНОМ) предложении

6. При прямой речи

7. ЗНАКА НЕТ

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Ученик указывает 6. При прямой речи.

Программа отвечает: ВЕРНО! – и даёт задание по второму пробелу после слова располагайся:

Вставьте знак препинания. Если он не нужен, нажмите <ПРОБЕЛ>

Ученик ставит на этом месте тире.

Программа спрашивает: Какой случай из указанных представлен в тексте? – и снова даёт блок

СЛУЧАИ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Ученик указывает 6. При прямой речи.

ВЕРНО!

Со пропуском буквы в слове предложил проводится такая же работа, как со вторым пропуском в слове располагайся.

На пробеле после слова Пете программа даёт задание:

Вставьте знак препинания. Если он не нужен, нажмите <ПРОБЕЛ>

Ученик, предположим, указывает пробел.

Программа спрашивает: Какой случай из указанных представлен в тексте?

СЛУЧАИ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ:

1. В простом предложении - при различных оборотах, однородных членах и пр.

(НЕ между простыми предложениями!)

2. В сложном предложении между простыми при союзной СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связи

3. В сложном предложении между простыми при ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связи

4. В сложном предложении между простыми при БЕССОЮЗНОЙ связи

5. При ВВОДНОМ (ВСТАВНОМ) предложении

6. При прямой речи

7. ЗНАКА НЕТ

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Ученик указывает: 7. ЗНАКА НЕТ.

Программа не согласна: Ответ неверен. Даю правильный

1. В простом предложении – при различных оборотах, однородных членах и пр.

(НЕ между простыми предложениями!)

Программа даёт задание: Укажите правило, которому соответствует пунктуация в этом случае –

и появляется блок правил

СЛУЧАИ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1. Однородные члены предложения, обобщающее слово при однородных членах

2. Обособленное определение (причастный оборот и прочее - КРОМЕ приложений)

3. Обособленное приложение

4. Обособленное обстоятельство

5. Обособленное уточняющее дополнение

6. Присоединительный оборот

7. Сравнительный оборот

8. Вводное слово, словосочетание

9. Обращение

10 Междометие

11 Утвердительные, отрицательные слова: ДА, НЕТ; вопросительные, восклицательные:

ЧТО, ЧТО ЖЕ (Ж), КАК ЖЕ: (Что, устал? Как же, знаю!)

12 ТИРЕ между подлежащим и сказуемым

13 ТИРЕ в неполном предложении

14 ЗНАКА НЕТ

0. Я ОШИБСЯ. ХОЧУ ИСПРАВИТЬ

Предположим, ученик указал: 4. Обособленное обстоятельство

Программа опять не согласна: Ответ неверен. Даю правильный

2. Обособленное определение (причастный оборот и прочее - КРОМЕ приложений)

Далее программа требует: Исправьте пунктуацию.

Если ученик теперь ставит запятую, программа соглашается с ним и продолжает движение по тексту; если он ставит иной знак (например, тире), программа поправляет его, сама ставит нужный знак – и опять же работа продолжается....
При приобретении минимальных навыков работы с программой ученик справляется с ней быстрее, чем может показаться по представленному фрагменту её, и обработка текста одного упражнения укладывается во время урока.
Литература.

Авторские разработки – основа курса.



  1. Штоль А.А. Русский язык в таблицах. Новосибирск, 2003г.

  2. Штоль А.А. Знаете ли вы русский язык? – серия «Готовимся к ЕГЭ», Новосибирск, 2004г.


Часть 2. Планирование курса

Решение лингвистических задач

повышенной трудности.
Рубрикатор Интернет-уроков:


  1. План урока.

  2. Понятия и термины.

  3. Это интересно.

  4. Иллюстративный материал.

  5. Биографическая справка.

  6. Домашнее задание.

  7. Читальный зал.

Тема 1: Фонетика.



План:

  1. Что изучает фонетика? Какие бывают звуки речи?

  2. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение.

  3. Твёрдость и мягкость согласных.

  4. Омофоны.


Понятия и термины.

Аканье, высота голоса, звук, иканье, оканье, омофон, орфоэпия, слог, тембр, транскрипция, ударение, фонема.


Это интересно:

  1. Иканье.

  2. Аканье.

  3. Оканье.

  4. Старославянизмы.

  5. Русское литературное произношение.

  6. Московская лингвистическая школа.


Иллюстративный материал:

  1. [чн] или [шн]?

  2. СвЁкла или свеклА? Знакомимся с орфоэпией.


Биографическая справка:

  1. Пётр Савич Кузнецов

  2. Александр Александрович Реформатский

  3. Владимир Николаевич Сидоров


Домашнее задание:


  1. В «Словаре эпитетов русского литературного языка» К. С. Горбачевича и Е. П. Хабло более четырёх страниц посвящено описанию голоса. Он бывает бархатным, визгливым, звонким, бесцветным… Подберите не менее 10 эпитетов, чтобы описать голос каждого из приведённых в списке персонажей (в работе можете пользоваться словарём эпитетов): Баба-Яга, Вини Пух, Кот Матроскин, Пятачок, Терминатор.


Читальный зал:

  1. Введенская Л. А. Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. М., 1996.

  2. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, «Академия развития», 1998.

  3. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 2: Фонетика. Интонация. Звукопись.

План:

  1. Что такое интонация?

  2. Мелодика. Логическое ударение. Пауза. Темп речи. Тон. Ритм.

  3. Звукопись.


Понятия и термины:

Аллитерация, ассонанс, звукопись, логическое ударение, пауза, ритм, темп речи, тон.


Это интересно:

Что такое звуковой символизм?


Иллюстративный материал:

  1. Стихи Константина Бальмонта.

  2. Стихи Велемира Хлебникова.

  3. Поэты и писатели о звуковом символизме.


Биографическая справка:

  1. Константин Бальмонт.

  2. Евгений Замятин.

  3. Велемир Хлебников.


Домашнее задание:

  1. Найдите примеры звукописи в стихах тех авторов, творчество которых вы изучаете в этом учебном году (10 класс – Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов; 11 класс – А. А. Блок, Н. С. Гумилёв, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, С. А. Есенин и др.) и объясните, зачем поэты употребили этот приём в каждом конкретном случае.

  2. Напишите небольшое сочинение (150-200 слов) на свободную тему, используя приём звукописи (например, опишите деятельность дорожных рабочих, вскрывающих асфальт с помощью отбойного молотка).


Читальный зал:

  1. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, «Академия развития», 1998.

Тема 3: Графика и орфография.



План:

  1. В каких отношениях находятся фонемы и буквы?

  2. «Фонемные» и «нефонемные» правила русской орфографии.

  3. Что такое морфема?


Понятия и термины:

Буква, графика, корень слова, морфема, окончание, орфография, приставка, соединительная гласная, суффикс, фонема.


Это интересно:

  1. В. Богородицкий о морфемах.

  2. «Российская грамматика» М. Ломоносова.

  3. Самые молодые буквы русского алфавита.

  4. Что такое редуцированные гласные?


Иллюстративный материал:

Письменные знаки вавилонян, шумеров, индейцев майя, армянский алфавит, глаголица.


Биографические справки:

  1. Михаил Васильевич Ломоносов.

  2. Василий Кириллович Тредиаковский.

  3. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.

  4. Василий Алексеевич Богородицкий.


Домашнее задание:

1. Какие изменения произошли в русском языке в связи с утратой Ъ и Ь в слабой позиции? Проиллюстрируйте свой ответ словами из современного русского языка.


Читальный зал:

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М., «Просвещении», 1991.

  2. Панов М. В. Занимательная орфография. М., Просвещение, 1984.

  3. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 4: Словообразование.


План:

  1. Что такое словообразование?

  2. Как морфемы живут в языке?

  3. Решаем задачи, связанные с морфемным составом слов.


Понятия и термины:

Интерфикс, инфикс, корень слова, морфема, окончание, парадигма, приставка, соединительная гласная, суффикс, унификс.



Это интересно:

1. Существуют ли в русском языке нулевые морфемы?



Иллюстративный материал:

1. Словообразовательная парадигма существительных – названий животных.

2. Словообразовательная парадигма прилагательных со значением цвета.
Биографические справки:
Домашнее задание:

1. Составьте 5 задач, связанных с морфемным составом слов, используя в качестве образца варианты, рассмотренные на уроке.


Читальный зал:

  1. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 5: Лексика.
План:

  1. Слово и его значение.

  2. Где «хранится» словарный запас языка?

  3. Как появляются новые слова и куда «уходят» устаревшие?


Понятия и термины:

Антоним, архаизм, историзм, лексика, лексические явления, лексическое значение, неологизм, омоним, пароним, полисемия, синоним, словарь, табу, эвфемизм.


Это интересно:

  1. Сочиняем неологизмы сами.


Иллюстративный материал:

1. Как разные словари могут объяснять одно и то же слово.


Биографические справки:

  1. Владимир Иванович Даль.

  2. Сергей Иванович Ожегов.


Домашнее задание:

  1. Представьте, что Вы получили задание подготовить дополнения для ряда различных словарей, а именно включить в них слова (или дополнить уже существующие статьи новыми значениями): бумер, графитти, копейка, креатив, ксерокопировать, памперс, плеер, рэп, секвестр, стрелка, трафик, фитнес. Напишите статьи, которые будут включены в толковый словарь русского языка, в словарь иностранных слов, словарь жаргона, этимологический словарь и иные специализированные словари.


Читальный зал:

  1. Волков С. Рассказы учителя-лингвиста о русском языке. «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»), № 7, 1999.

  2. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. М., Просвещение, 1984.

  3. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 6: Фразеология.


План:

  1. Фразеологизмы и их виды.

  2. Пословицы и поговорки.


Понятия и термины:

Идеома, каламбур, свободные и несвободные значения слов, фразеологизм, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое сращение.


Это интересно:

  1. Фразеологизмы и анекдоты.

  2. Имена собственные в составе фразеологизмов.


Иллюстративный материал:

Сергей Волков работает с фразеологизмами.


Биографические справки:
Домашнее задание:

  1. Прочитайте раздел «Иллюстративный материал» и выполните самостоятельную работу с фразеологизмами.

  2. Вспомните по 10 (или более) фразеологизмов со словами ухо, глаз и объясните их значение (если необходимо, обратитесь к фразеологическому словарю).


Читальный зал:

  1. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. М., Детская литература, 1973.

  2. Волков С. Фразеологизмы и их изучение. «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»), № 11, 1999.

  3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург, Авалон, Азбука-классика, 2005.

  4. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 7: Этимология.



План:

  1. Что изучает этимология?

  2. Звуковые соответствия.

  3. Диалекты и этимология.

  4. Калька как особый вид заимствования слов.

  5. Народная или ложная этимология


Понятия и термины:

Диалект, диалектизм, заимствованные слова, калька, народная (или ложная) этимология, этимологизация заимствованных слов, этимологические дублеты, этимология.


Это интересно:

  1. Этимологические дублеты.

  2. Путешествуем на машине времени, или как произошли слова, обозначающие различные отрезки времени.


Иллюстративный материал:

  1. «Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!» (Корней Чуковский о детской этимологии.)

  2. Наиболее употребительные словообразовательные элементы из латыни и греческого языка.

  3. Старославянизмы.


Биографические справки:

  1. Фасмер

  2. Корней Иванович Чуковский

  3. Н М Шанский


Домашнее задание:

  1. Выберите 10 словообразовательных элементов из п. 2 раздела «Иллюстративный материал» и запишите как можно больше слов, в состав которых они входят. Объясните их значение.


Читальный зал:

  1. Волков С. Рассказы учителя-лингвиста о русском языке. «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»), № 7, 1999.

  2. Лутовинова И. С. Слово о пище русской. Санкт-Петербург, Авалон, Азбука-классика, 2005.

  3. Откупщиков Ю. В. К истокам слова. Санкт-Петербург, Авалон, Азбука-классика, 2005.

  4. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 8: Ономастика.



План:

  1. Ономастика – наука об именах и названиях.

  2. Русские имена.

  3. Русские отчества.

  4. Русские фамилии.

  5. Топонимика.

  6. Где ещё мы встречаемся с именами собственными и какими они бывают?


Понятия и термины:

Агороним, зооним, космоним, ойконим, ономастика, псевдоним, топоним, этноним.


Это интересно:

  1. Личные имена в Древнем Риме.


Иллюстративный материал:

  1. Почти всё о псевдонимах…

  2. Фамилии и личные имена учащихся СУНЦ НГУ 1999-2000 уч. года.

  3. Наиболее распространённые русские имена и их значения в языке происхождения.


Биографические справки:

  1. Александра Васильевна Суперанская


Домашнее задание (одно на выбор):

  1. Напишите небольшую исследовательскую работу об именах и фамилиях твоей семьи. (Фамилии во множественном числе, потому что ваши мама и папа, бабушки и дедушки имели до образования своих семей разные фамилии).

  2. Знаете ли вы историю названия своей улицы, своего населённого пункта? Расскажите об этом в небольшой письменной работе (объём 200-250 слов).


Читальный зал:

  1. Дмитриев В. Г. Скрывшие имя своё. М., Наука, 1980.

  2. Мурзаев Э. М. География в названиях. М., Наука, 1982.

  3. Суперанская А. В. Имя через века и страны. М., Наука, 1990.

  4. Суперанская А. В. Что такое топонимика? М., Наука, 1985.

  5. Суперанская А. В., Суслова А. В. Современные русские фамилии. М., Наука, 1981.

Тема 9: Морфология. Имя существительное.


План:

  1. Род имени существительного.

  2. Число существительного.

  3. Падежи.

  4. Живой или нет? Категория одушевлённости в русском языке.


Понятия и термины:

Грамматическая категория, падеж, род, склонение, число,


Это интересно:

  1. Сколько же падежей в русском языке?

  2. Двойственное число существительного и его «следы» в современном русском языке.

  3. Действительно ли не склоняются несклоняемые существительные?


Иллюстративный материал:

  1. Стилистика частей речи (существительное).


Биографические справки:
Домашнее задание:

  1. Напишите небольшое сочинение, включив в него все слова общего рода из предложенного списка: выскочка, забияка, задира, милашка, недотёпа, непоседа, обжора, растеряха, растяпа, рёва, сирота, соня, умница.


Читальный зал:

  1. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М., Самовар, 1994.

  2. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 10: Морфология. Глагол.


План:

  1. Что такое действие с точки зрения грамматики?

  2. Вид глагола.

  3. Время в грамматике.

  4. Что наклоняет наклонение?

  5. Переходность глаголов в русском языке.

  6. Причастие.

  7. Деепричастие.


Понятия и термины:

Глагол, деепричастие, залог, наклонение, переходность, причастие.


Это интересно:

  1. Двувидовые глаголы.

  2. Категория состояния.


Иллюстративный материал:
Биографические справки:
Домашнее задание:

  1. Попробуйте описать свой рабочий день при помощи одних глаголов (не менее 50).


Читальный зал:

  1. Рик Т. Г. Здравствуйте, Дядюшка Глагол! М., Самовар, 1996.

  2. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 11: Синтаксис и пунктуация.


План:

  1. Связи между словами. Словосочетание. Предложение.

  2. Что такое члены предложения?

  3. Сколько смыслов может иметь одно предложение?

  4. Знаки препинания и их роль в русском языке.



Понятия и термины:

Дополнение, знаки препинания, обстоятельство, однородные члены предложения, определение, подлежащее, предложение, синтаксическая омонимия, сказуемое, словосочетание, субстантивация, члены предложения.



Это интересно:

1. Одного ли возраста знаки препинания?


Иллюстративный материал:

Таблица «Смысловая противопоставленность знаков препинания».


Биографические справки:
Домашнее задание:

  1. Придумай 10 (можно и больше) предложений-синтаксических омонимов. Воспользуйся материалом урока из п. 3.

  2. Напиши небольшое сочинение (200-250 слов) о любом из знаков препинания. Выбор жанра не ограничен – от сказки до детектива.


Читальный зал:

  1. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. М., Просвещение, 1995.

  2. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998.

Тема 12: Стилистика.


План:

  1. Стили русского языка.

  2. Стилистическая окраска слов.

  3. Стилистические особенности произведений авторов различных литературных направлений.


Понятия и термины:

Авторская пунктуация, литературное направление, стиль,


Это интересно:

  1. Стилистическая оценка многословия.


Иллюстративный материал:


  1. Фрагменты из произведений писателей-сентименталистов и романтиков.

  2. Стихи Марины Цветаевой.

  3. «Лесенка» Владимира Маяковского.

  4. Из школьных сочинений.


Биографические справки:

Домашнее задание:


  1. Соотнеси фамилии авторов, чьё творчество изучается в 11 классе, с названиями литературных направлений и приведи небольшие примеры (объёмом не более 50 слов) из их произведений, ярко демонстрирующие принадлежность писателя или поэта к тому или иному литературному направлению:

следующая страница >>