Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спец семинар по языку» для специальности «Иностранный(Английский )язык» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности... 3 810.05kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Язык для специальных целей... 3 487.57kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функционирование современного... 1 154.54kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Aнглийский язык» для... 2 393.85kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 080503. 65 соответствует... 5 633.02kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс Иностранный язык (английский) (название... 1 234.57kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 515.73kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право и религия» для... 2 546.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социальная антропология... 2 693.58kb.
Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской. Библиография Т. 1 194.8kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спец семинар по языку» для специальности - страница №1/6



Кафедра английской филологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине



«Спец. семинар по языку»

для специальности — «Иностранный(Английский )язык»



Содержание учебно-методического комплекса:


  1. Пояснительная записка………………………………………1

  2. Задачи курса……………………………………………………2

  3. Тематический план занятий…………………………………4

  4. Учебная рабочая программа дисциплины…………………7

  5. Содержание курса……………………………………………..8

  6. Планы и задания семинарских занятий……………………11

  7. Учебно- методические материалы по дисциплине……….26

  8. Литература……………………………………………………..26

  9. Интернет источники…………………………………………..28

  10. Цели проведения контрольной работы со студентами…..32

  11. Темы контрольных работ…………………………………….34

  12. Вопросы к зачету………………………………………………36


Пояснительная записка

Курс «История культуры англоязычных стран» предназначен для подготовки студентов , обучающихся по специальности «Английский язык и литература». Основной целью данного курса является - подготовка высокообразованных специалистов с высоким стандартом культурных ценностей, формирование социально-культурной компетенции, которая является основой культурной грамотности, определяет понимание студентами национально-культурных особенностей изучаемого языка, ознакомление студентов с фундаментальными достижениями культуры англоязычных народов, которая является неотъемлемой и органической составляющей мировой культуры. Курс читается на русском и английском языках.

Исходя из поставленной цели, формируются основные образовательные задачи курса:

- рассмотреть историю культуры англоязычных народов, начиная с первобытного общества и кончая XX веком;


  • познакомить студентов с кратким историческим материалом, необходимым минимумом фактологической и социокультурной информации, т. е. с историко-культурными корнями англоязычных народов;


  • дать представление об основах государственности в англоязычных странах;


  • дать общую характеристику этнокультурных стереотипов англоязычных народов;


  • познакомить студентов с национально-культурными традициями и особенностями английской нации и других народов, населяющих Британские острова;


дать общую характеристику разнообразию культур, религий и традиций этнических групп в Великобритании В ходе изучения курса студенты должны:



а) знать:

- основные этапы формирования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии; влияние наследие завоеваний на формирование культурных особенностей, национальных языков, религий народов, населяющих Британские острова (как одного их механизмов межкультурной диффузии, т. е. межкультурного заимствования);

- основы государственности; государственные религии; этапы развития английского языка и других языков, имеющих статус государственных;

- место и роль ведущих англоязычных стран в мировой культуре;

б) уметь:

- выразить и аргументировать свою собственную позицию в оценке всего культурного наследия англоязычных народов на протяжении всей истории;

в) иметь представление:

- о национально-культурных особенностях современного британского общества; о «Британском» национальном характере;

- о разнообразии культур, религий и традиций этнических групп в Великобритании; Британском Содружестве стран;

- об особенностях систем образования в Англии и Шотландии;

- о памятниках истории и культуры, расположенных на территории Великобритании, входящих в Список Всемирного Наследия (ЮНЕСКО);

- о национально-культурных особенностях и традициях других англоязычных стран, так как США, Канады и Австралии.

- о выдающихся представителях и достижениях искусства, литературы, философии и науки англоязычной культуры.








Тематический план занятий





















Тема
1. Образование Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

всего
2

семинарские
2





СРС
1




2. Влияние завоеваний на формирование культурных традиций, национальных языков, религий народов, населяющих Британские острова


2

2





1





3. Основы государственности. Государственная символика. Государственные религии.


2

2





1





4. Языки народов, населяющих Британские острова. Этапы развития английского языка.


2

2





1





5. Особенности современного британского сообщества. «Британский» национальный характер. Разнообразие культур, религий и традиций этнических групп в Великобритании.


2

2





1





6. Памятники истории и культуры на территории Великобритании, входящие в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.


2

2





1





7. Национально-культурные особенности США


2

2





1





8. Национально-культурные особенности Канады


2

2





1





9. Национально-культурные особенности Австралии


2

2





1





Итого

18

18





9




















Учебная рабочая программа дисциплины.








  • ознакомить студентов с национально-культурными особенностями и традициями других англоязычных стран, так как США, Канады и Австралии.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников



Дисциплина. Курс «История культуры англоязычных стран» является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов-переводчиков, так как одновременное изучение языка и национально-культурных особенностей народа изучаемого языка является главным условием овладения иностранным языком. Предлагаемый материал дает возможность студенту приобщиться к сокровищнице мудрости и опыта, созданной человечеством на протяжении тысячелетий, а эти знания весьма способствуют усвоению всех остальных гуманитарных и специальных курсов, предусмотренных учебным планом. Для изучения курса необходимо знание основ английского языка, умение понимать содержание лекций на английском языке.


Требования к уровню освоения курса


Содержание курса


Тема 1. Полное официальное название страны. Административное деление. Исторические этапы формирование государства. Завоевание Уэльса Эдуардом I. Политический союз Англии, Уэльса и Шотландии. Политический союз Великобритании и Ирландии. Образование Республики Ирландия. Важные даты в истории Соединенного Королевства (1564г., 1588г., 1642г., 1653-1658гг., 1660г., 1689г., 1721г., 1783г., 1824г., 1832г., 1880г., 1914-1918гг., 1918г., 1928г., 1973г., 1998г., 1999г., 2007). Британское Содружество стран.


Тема 2. Завоевания, как один из механизмов взаимосвязи культур мира, их взаимодействия. История Британских островов в первобытные времена (до 6500г до н. э., 4000 – 1500гг. до н. э.). Стоунхендж (3000г до н. э. – 1500г до н. э.). Кельтское завоевание (500г до н. э.). Кельтская культура. Друиды. Культурное наследие кельтского завоевания. Римское завоевание (55г до н. э. – 410г н. э.). Римский вал (122г н. э. – 127г н. э.). Влияние римской культуры. Христианизация Англии. Англо-саксонское завоевание (с 400г н. э.). Культурное наследие англо-саксонского завоевания. Датское завоевание (с 800г н.э.). Альфред Великий (849г н. э. – 899г н. э.). Англия под владычеством Кнута Датского. Культурное наследие датского завоевания. Нормандское нашествие: завоевание Англии Вильгельмом Нормандским (1066г.). Эдуард Исповедник. Битва при Гастингсе. Политическое и социально-культурное наследие нормандского завоевания. Рождение английского языка.


Тема 3. Основы государственного управления Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Политический режим. Административное устройство. Монарх – символ единства нации. Полномочия Монарха. Великая хартия вольностей («Магна Карта» 1215г.). Возникновение общего права и суда присяжных. Возникновение Парламента. «Пороховой Заговор» (1605г.). Принципы формирования Правительства. Политические партии. Государственный Флаг. Государственный Герб. Государственный Гимн. Национальные символы Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Государственные религии. Реформация церкви Генрихом VIII (1534г.). Церковь Шотландии.

Тема 4. Государственный язык. Этапы формирования английского языка. Кельтские языки. Национальные языки народов, населяющих Британские острова. Национальный язык Шотландии. Валлийский язык – национальный язык Уэльса.


Тема 5. Состав население Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Понятие «этнокультурный стереотип». Понятия «менталитета» и «ментальности». «Британский» национальный характер. Национальный характер англичан. Особенности национального характера других народов, населяющих Британские острова.


Тема 6. Памятники мировой истории и культуры, входящие в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Стоунхендж. Римский вал. Лондон. Лондонский Тауэр. Вестминстерское аббатство. Эдинбург. Бат. Йорк. Английская драматургия. Английская литература. Поэты Шотландии. Английское изобразительное искусство и архитектура. Национальные праздники.


Тема 7. Национально-культурные особенности США. Полное название страны. Государственный язык. Государственная символика. Основы государственного управления. Политический режим. Административное устройство. Политические партии. Особенности национального характера американцев. Праздники и традиции календарного года.


Тема 8. Национально-культурные особенности Канады. Полное название страны. Государственные языки. Государственная символика. История возникновения. Акт о Британской Северной Америке 1867г. Конституция 1982г. Основы государственного управления. Политический режим. Административное устройство. Принципы политики мультикультуризма.


Тема 9. Национально-культурные особенности Австралии. Полное название страны. Государственные языки. Государственная символика. Основы государственного управления. Политический режим. Административное устройство. Культура Австралии. Социальная организация австралийцев. Жизненный цикл – детство, юность, вступление в брак, старость. Австралийская «страна сновидений». Представление австралийских аборигенов о человеке. Магия и колдовство. Искусство. Смерть и представление о загробной жизни.


Планы и задания семинарских занятий


Тема 1.

Основные вопросы:
  1. История объединения Англии и Уэльса (1283 г., 1301г., 1536г).


  2. Политический союз Англии, Уэльса и Шотландии (1603г., Акт Объединения 1707г.).


  3. Политический союз Великобритании и Ирландии (Акт Объединения 1800г.).


  4. Образование Республики Ирландия (1922г., 1949г.).


  5. Важные даты в истории Соединенного Королевства (1564г., 1588г., 1642г., 1653-1658гг., 1660г., 1689г., 1721г., 1783г., 1824г., 1832г., 1880г., 1914-1918гг., 1918г., 1928г., 1973г., 1998г., 1999г.).


  6. Британское Содружество стран.





Вопросы для самоконтроля:
  1. В каком году Эдуард I завоевал Уэльс, провозгласив своего новорожденного сына принцем Уэльским? Когда официально был провозглашен союз Англии и Уэльса?


  2. Как и когда образовался политический союз между Англией, Уэльсом и Шотландией, известный как Великобритания?


  3. Как и когда Великобритания образовала политический союз с Ирландией?


  4. Как и когда Южная Ирландия вышла из состава политического союза между Великобританией и Ирландией и стала независимым государством Республикой Ирландией?


  5. Прокомментируйте события, произошедшие в 1564 г., 1588 г., 1642 г., 1653-1658 гг., 1660 г., 1689 г., 1721 г., 1783 г., 1824 г., 1832 г., 1880 г., 1914-1918 гг., 1918 г., 1928 г., 1973 г., 1998 г., 1999 г.


  6. Что представляет собой организация, известная как Британское Содружество стран?



Литература:

[1-2, 4, 6-7, 8, 10, 12 - 14, 17, 19, 20]

Интернет сайты:

[1-8, 12-14]


Тема 2.

Основные вопросы:


  1. История Британских островов в первобытные времена (до 6500 г до н. э., 4000 – 1500 гг. до н. э.).

  2. Стоунхендж (3000 г до н. э. – 1500 г до н. э.).

  3. Кельтская культура. Друиды. Культурное наследие кельтского завоевания. Влияние римской культуры.

  4. Римский вал (122 г н. э. – 127 г н. э.).

  5. Христианизация Англии.

  6. Культурное наследие англо-саксонского завоевания.

  7. Датское завоевание (с 800 г н.э.). Альфред Великий (849 г н. э. – 899 г н. э.). Англия под владычеством Кнута Датского.

  8. Нормандское нашествие: завоевание Англии Вильгельмом Нормандским (1066 г.). Эдуард Исповедник. Битва при Гастингсе.

  9. Политическое и социально-культурное наследие нормандского завоевания. Рождение английского языка.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что представляли собой Британские острова в первобытные времена?

  2. Какое из кельтских племён дало острову своё имя?

  3. Кто такие друиды?

  4. Что представляли собой кельтские племена?

  5. Каково историческое наследие кельтского завоевания?

  6. Каково историческое наследие римского завоевания?

  7. Чем знаменит Римский вал?

  8. Каково историческое наследие англосаксонского завоевания?

  9. Какова роль викингов (датчан и норвежцев) в истории Великобритании?

  10. Почему Альфред получил титул Великий?

  11. Каково политическое и социально-культурное наследие нормандского завоевания?

Литература:

[1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 12-14, 16, 17]

Интернет сайты:

[1-8, 12-14]


Тема 3.


Основные вопросы:


  1. Основы государственного управления Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Политический режим. Административное устройство.

  2. Монарх – символ единства нации. Полномочия Монарха.

  3. Великая хартия вольностей («Магна Карта» 1215г.).

  4. Возникновение общего права и суда присяжных.

  5. Возникновение Парламента. «Пороховой Заговор» (1605г.).

  6. Принципы формирования Правительства.

  7. Политические партии.

  8. Государственный Флаг.

  9. Государственный Герб.

  10. Национальные символы Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Государственные религии. Церковь Шотландии.

  11. Реформация церкви Генрихом VIII (1534г.).



Вопросы для самоконтроля:

  1. Что представляет собой система государственной власти?

  2. В чем заключаются полномочия монарха?

  3. Когда и как была реставрирована монархия в Великобритании?

  4. В чем заключалась историческая значимость документа, известного как Великая хартия вольностей («Магна Карта» 1215г.)?

  5. Что лондонцы празднуют каждый год 5 ноября?

  6. По каким принципам формируется правительство?

  7. Какие две основные политические партии?

  8. Что представляет собой герб и национальный флаг страны?

  9. Какие национальные символы Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии?

  10. Какие две государственные религии в Великобритании?

  11. Чем отличается церковь Шотландии?

  12. Какова роль Генриха VIII в утверждении протестантства как государственной религии?

Литература:

[1,2, 4, 6, 7, 8, 10, 12 – 14, 16, 17, 19, 20]

Интернет сайты:

[1-8, 12-14]


Тема 4.

Основные вопросы:


  1. Государственный язык. Этапы формирования английского языка.

  2. Кельтские языки.

  3. Национальный язык Шотландии.

  4. Валлийский язык – национальный язык Уэльса.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы этапы развития английского языка?

  2. Какой группе языков относятся шотландский и валлийский языки?

Литература:

[1,2, 4, 6, 7, 8, 10, 12 – 14, 16, 17, 19, 20]

Интернет сайты:

[1-8, 12-14]


Тема 5.

Основные вопросы:


  1. Состав население Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

  2. Понятие «этнокультурный стереотип».

  3. Понятия «менталитета» и «ментальности».

  4. «Британский» национальный характер. Национальный характер англичан. Особенности национального характера других народов, населяющих Британские острова.



Вопросы для самоконтроля?

  1. Что понимается под «этнокультурным стереотипом»?

  2. Что такое «менталитет» и «ментальность»?

  3. Что понимается под «Британским» национальным характером?

  4. Каковы особенности национального характера англичан?

  5. Как разграничивать понятия «английский» и «британский»?

  6. Каковы отличительные черты шотландцев?

  7. Каковы отличительные черты валлийцев?

  8. Каковы отличительные черты ирландцев?

Литература:

[1,2, 4, 6, 7, 8, 10, 11 – 14, 16, 17, 19, 20, 21]

Интернет сайты:

[1-8, 12-14]


Тема 6.

Основные вопросы:


  1. Стоунхендж.

  2. Римский вал.

  3. Лондон. Лондонский Тауэр. Вестминстерское аббатство.

  4. Эдинбург.

  5. Бат.

  6. Йорк.

  7. Английская драматургия.

  8. Английская литература.

  9. Поэты Шотландии.

  10. Английское изобразительное искусство и архитектура.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие памятники истории и культуры, входящие в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО находятся на территории Великобритании?

  2. Что такое Стоунхендж?

  3. Что представляет собой Римский вал?

  4. Назовите достопримечательности Лондона.

  5. Назовите достопримечательности Эдинбург.

  6. Чем прославился Бат?

  7. Почему Йорк был включен в Список Мирового Наследия ЮНЕСКО?

  8. Каковы традиции английской драматургии?

  9. Каких английских поэтов и писателей, прославивших английскую литературу, вы знаете?

  10. Назовите наиболее ярких представителей английского изобразительного искусства?

Литература:

[2, 4, 7, 8, 10, 12 – 14, 16, 17, 19, 20]

Интернет сайты:

[1-8, 12-14]


Тема 7.

Основные вопросы:


  1. Национально-культурные особенности США. Полное название страны. Государственный язык.

  2. Государственная символика.

  3. Основы государственного управления. Политический режим. Административное устройство.

  4. Политические партии.

  5. Особенности национального характера американцев. Праздники и традиции календарного года.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Какой политический режим и административное устройство в США?

  2. Каковы общие принципы государственной власти?

  3. Что представляет собой государственная символика?

  4. Какие две основные политические партии?

  5. Каковы отличительные особенности национального характера американцев?

  6. Какие праздники широко отмечаются в Америке?

Литература:

[1, 3, 5, 6, 11, 15, 18, 20, 22]

Интернет сайты:

[7, 9, 10]


Тема 8.

Основные вопросы:


  1. Национально-культурные особенности Канады. Полное название страны. Государственные языки.

  2. Государственная символика.

  3. История возникновения. Акт о Британской Северной Америке 1867 г. Конституция 1982 г.

  4. Основы государственного управления. Политический режим. Административное устройство.

  5. Государственная символика.

  6. Принципы политики мультикультуризма.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Опишите национальный герб и флаг Канады?

  2. Охарактеризуйте историческую значимость Акта о Британской Северной Америке 1867 г.?

  3. Охарактеризуйте историческую значимость Конституции 1982 г.?

  4. Каковы общие принципы государственной власти?

  5. Что направлена политика мультикультуризма?

Литература:

[1, 6,]

Интернет сайты:



[15]


Тема 9.

Основные вопросы:

  1. Национально-культурные особенности Австралии. Полное название страны. Государственный язык.

  2. Государственная символика.

  3. Основы государственного управления. Политический режим. Административное устройство.

  4. Охарактеризуйте состав населения Австралии.

  5. Основные политические партии.

  6. Особенности культуры Австралии.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Что представляет собой национальный герб и флаг Австралии?

  2. Каковы общие принципы государственной власти?

  3. Кто является официальной главой государства?

  4. Какие основные политические партии?

  5. Какие праздники и обычаи существуют в Австралии?

Литература:



[9]

Интернет сайты:



[16]


ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методические материалы по дисциплине

  1. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1998. – 456 с.

  2. Васильев К. Б. История Великобритании: самое необходимое. – СПб, «Авалон»; «Азбука – классика», 2004. – 128 с.

  3. Власова Е. Л. Костенко С. М. Focus on the USA – Санкт-Петербург, «Наука»; С.-Петербургское отделение, 1992. – 252 с.

  4. Голицынский Ю. Б. Великобритания – СПб.: КАРО, 2004. – 480 с.

  5. Голицынский Ю. Б. The United States of America – СПб.: КАРО, 1999. – 447 с.

  6. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 744 с.

  7. Жигалов И.И. Современная история Великобритании: 1945-1975. – М.: Высшая школа, 1978. – 191 с.

  8. Мадзоевский С.П., Хесин Е.С. Великобритания – М.: Мысль, 1981. – 429 с.

  9. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. – 344 с.

  10. Пронин С.В., Хесин Е.С. Великобритания – М.: Мысль, 1972. – 478с.

  11. Романов Ю. И. Культурология. – СПб.: Питер, 2007 – 206 с.

  12. Симонов В.А. Британия без туманов – М.: Агентство печати «Новости», 1985. – 311 с.

  13. Цветков С.Э. Узники Тауэра – М.: Армада-Пресс, 2001. – 584 с.

  14. Штокмар В.В. История Англии в средние века/2-е издание/доп. – С.-Петербург: Алегейя, 2001. – 203 с.

  15. Bromhead Peter. Life in Modern America. Longman Group Limited, 1995 – 180 p.

  16. Fiedler Eckhard, Jansen Reimer, Norman-Risch Mil. America in close-up. . Longman Group Limited, 1995 - 276 p.

  17. Guryeva Yu. F. “Deep Are the Roots…”: A Concise History of Britain. = Гурьева Ю. Ф. Глубоки корни...: Очерки по краткой истории Британии. – Обнинск: Титул, 2003. – 72 с.

  18. Harvey Paul, Jones Rhodri. Britain Explored. New Edition. Pearson Education Limited, 2002.

  19. McDowall, David. Britain in Close-in. Longman Group Limited, 1993 - 208 p.

  20. Oxford Guide to British and American Culture. Oxford University Press, 2005 – 534 p.

  21. Pavlovskaya A. England and the English. M.: Moscow University Press; Pamyatniki istoricheskoy misli, 2005. – 270 p.

  22. Tokareva N. Peppard V.What it is like in the USA?: Учеб.: - М.: Высш. шк., 1998. – 334 с.



Интернет источники:

  1. http://www.uk.ru

  2. http://www.excurs.ru/flags/British_fkag.htm

  3. http://www.london.ru

  4. http://www.great-britain.ru

  5. http://www.simple/wikipedia.org/wiki/England

  6. http://www.simple/wikipedia.org/wiki/Englandlanguage

  7. http://www.krugosvet.ru

  8. http://www.enjoyengland.com/

  9. http://www.en/wikipedia.org/wiki/HistoryoftheUnitedStates

  10. http://www.historyplace.com/

  11. http://www.usahistory.com/trivia/histtriv.htm

  12. http://www.bbc.co.uk/wales/livinginwales/sites

  13. http://www.britannia.com/celtic/wales/index.html

  14. http://www.welshicon.org.uk/indexhtml

  15. http://www.simple/wikipedia.org/wiki/Canada

  16. http://www.simple/wikipedia.org/wiki/Australia

  17. http://www.wikipedia.ru



Cправочная литература

  1. ABBYY LINGVO 10, 11, 12. Электронный словарь.



Видеоматериалы

  1. Introducing Great Britain. Part 1, 2. Longman Group UK Ltd, 1990.

  2. Ireland. Longman Group UK Ltd, 1990.



Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению учебных занятий

Лекционные занятия по дисциплине «История культуры англоязычных стран» проводятся с применением курса лекций, содержание которых соответствует описанию тем настоящего курса в данном учебно-методическом комплексе. На семинарских и практических занятиях используются задания настоящего учебно-методического комплекса, а также специальные научно-популярные видеофильмы.




Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий для проведения учебных занятий

Проведение аудиторных занятий по дисциплине «История культуры англоязычных стран» требует специализированных аудиторий с видеомагнитофоном, компьютером, специальной приставкой для мультимедиа-демонстраций, экрана и т.д.




Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля



Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения


























Цели проведения контрольной работы студентами очной формы обучения

Написание контрольной работы преследует три основные цели:

А) научить студента самостоятельно работать со страноведческой и культурологической литературой;

Б) развить навыки по самостоятельному изучению, анализу и обобщению знаний;

Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки и последней цифрой темы по списку (например, зачетная книжка № 83 – тема может быть №3 или №13 или №23 или №33). При выборе темы студент должен творчески осмыслить ее, избрав такой аспект исследования, который соответствует его реальным интересам, профессиональным и мировоззренческим ориентациям. В отдельных случаях студент может подготовить контрольную работу по теме, не включенную в предлагаемый список, но особо заинтересовавшую его. При этом он обязан согласовать избранную тему с преподавателем и обосновать свой выбор. Контрольные работы, выполненные с нарушением описанных требований и неправильно оформленные, не рецензируются.

Контрольная работа по курсу «История культуры англоязычных стран» должна состоять из пяти частей:

Часть 1. План работы.

Часть 2. Введение в тему (актуальность, степень разработанности, новизна, практическая значимость работы).

Часть 3. Основная часть. Обращается внимание на полноту, точность и ясность изложения, соответствие выбранных методов поставленным задачам.

Часть 4. Выводы и перспективы развития темы.

Часть 5. Список использованной литературы.

Студенты очной формы обучения выполняют контрольную работу самостоятельно в межсессионный период. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче зачета не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения.



Темы контрольных работ

(для очной формы обучения)

  1. Разнообразие культур, религий и традиций этнических меньшинств в Великобритании.

  2. Характерные черты Англии в отличие от остальной Британии.

  3. Праздники и традиции календарного года Соединенного Королевства.

  4. Государственные религии Соединенного Королевства.

  5. Лондон - культурная столица мира.

  6. Влияние завоеваний и вторжений на формирование культурных традиций, национальных языков, религий и ландшафтов Соединенного Королевства.

  7. Этапы развития английского языка. Английский язык - язык международного общения.

  8. Кельтская культура. Кельтский язык.

  9. Своеобразие чувства юмора англичан.

  10. Памятники истории и культуры на территории Великобритании, входящие в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  11. Особенности политической системы Соединенного Королевства.

  12. Монарх - символ единства нации.

  13. Английская литература от Шекспира и Диккенса до современных писателей.

  14. Театр в Англии. Английская драматургия.

  15. Изобразительное искусство Великобритании.

  16. Государственная символика Соединенного Королевства.

  17. Особенности характера, истории и культуры Шотландии.

  18. Особенности характера, истории и культуры Уэльса.

  19. Особенности характера, истории и культуры Северной Ирландии.

  20. Система образования Шотландии.

  21. Эдинбург - мировой культурный центр.

  22. "Эпоха просвещения в Шотландии" 1740-1830

  23. Поэты Шотландии.

  24. Национальный костюм.

  25. Традиции и праздники календарного года США.

  26. Традиции и праздники календарного года Канады.

  27. Американский стиль жизни.

  28. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк…

  29. Традиции и праздники календарного года Австралии.

  30. Традиции и праздники календарного года Новой Зеландии.



Вопросы к зачету

  1. Образование современного Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

  2. Кельтское завоевание Британии и его влияние на британскую культуру.

  3. Вклад римской цивилизации в британскую культуру.

  4. Римский Вал.

  5. Англосаксонское завоевание и его влияние на английскую культуру.

  6. Историческая роль викингов на Британских островах.

  7. Нормандское завоевание Англии.

  8. Генрих VIII и утверждение протестантства как государственной религии.

  9. Реставрация монархии. Великобритании времен Оливера Кромвеля.

  10. Технический прогресс. Промышленная революция. Социальные изменения в обществе. Роль Британской империи в мире в конце 19 века.

  11. Революционные изменения в искусстве в 19 веке.

  12. Британское Содружество стран - приемник Британской империи.

  13. Система государственной власти Соединенного Королевства.

  14. Полномочия монарха.

  15. Государственные религии.

  16. Этапы развития английского языка.

  17. Характерные черты современного британского общества.

  18. Население Соединенного Королевства. Разнообразие культурных традиций этнических групп в Англии.

  19. Шотландия, отличительные черты.

  20. Ирландия, отличительные черты.

  21. Традиции и праздники календарного года.

  22. Английский театр.

  23. Система образования в Англии.

  24. Лондон - культурная столица мира.

  25. Эдинбург - культурная столица мира.

  26. Английская литература.


Конспекты лекций


Тема 1.

Полное официальное название страны: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland).

Сокращенная форма названия: Соединенное королевство (United Kingdom), аббревиатура: UK.

Столица: Лондон (London).

Административное деление: 47 графств, 7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов и 3 островные территории.

Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии понадобилось 300 лет, чтобы из древних разрозненных королевств Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии сформировать современное государство. Свое окончательное официальное название страна получила сравнительно недавно – в 1922 году.

Условно в истории формирования королевства можно выделить четыре этапа.

Англия завоевала Уэльс во времена правления английского короля Эдуарда I в 1283 году. Жители Уэльса обратились к королю-завоевателю с просьбой назначить им правителя из очень знатного рода, рожденного в их стране и не говорящего на языке завоевателей. Король удовлетворил все требования, провозгласив своего новорожденного сына принцем Уэльским в 1301 году. С того времени этот титул даруется наследнику английского престола. Но настоящее присоединение Уэльса к Англии произошло лишь 1536 году, когда актом парламента был официально провозглашен союз Англии и Уэльса.

Второй этап формирования произошел в 1603 году. Когда был провозглашен Акт Объединения Англии и Шотландии. Это произошло после того, как шотландский король Яков VI Шотландский стал королем Англии после смерти своей тети Елизаветы Тюдор. Яков VI стал известен в Англии как Яков I. Несмотря на то, что двумя странами правил один король, они оставались независимыми друг от друга. В двух странах существовал свой парламент и отдельная судебная система. Реальное объединение двух стран состоялось в 1707 году, когда объединились два парламента. С тех пор страна получила название Великобритания (официальное название – Соединенное Королевство Великобритании).

Третий этап произошел в 1800 году, когда был провозглашен второй Акт Объединения Великобритании с Ирландией. После этого страна приобрела новое официальное название – Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал англо-ирландский договор, заключенный 6 декабря 1921 г. Он предусматривал создание доминиона Британской империи «Ирландское свободное государство». Но шесть северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, остались в составе Соединенного Королевства и вошли в состав страны под названием Северная Ирландия. Национально-освободительная борьба ирландского народа хотя и заставила Великобританию пойти на создание Ирландского Свободного государства, не достигла всех своих целей. Ирландия была расчленена, ирландское государство осталось в рамках Британской империи. В 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решения Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской Республики.

Таким образом, в 1921 году страна получила свое окончательное имя, которое дошло до наших времен и остается до сих пор неизменным.



(Британское) Содружество (наций). В годы первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно усилилась экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности. В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи. В период после первой мировой войны доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений. На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией. В 30-е гг. обострились экономические и политические противоречия с доминионами, усилилось национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах. Основы Британской империи становились все более шаткими. Пытаясь сохранить империю, английское правительство пошло на новые уступки зависимым странам. В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в Британское содружество наций и определивший взаимоотношения его членов. Статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях, самостоятельно создавать законы. В 50-х годах происходит ослабление экономической, политической и военной зависимости стран – членов Содружества от Великобритании. Сейчас (Британское) Содружество (наций) объединяет 53 страны: 14 ныне независимых территорий и несколько Британских доминионов и колоний, которые входили в состав Британской империи (Индия, Пакистан, Гана, Нигерия, Кипр и др.) и призвана поддерживать торговые и культурные связи между этими странами. Британский монарх считается «символом свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и в качестве такового главой Содружества».

дата

событие



1564-1616

Годы рождения и смерти Уильяма Шекспира.




1588

Разгром непобедимой армады (флота, созданного Испанией в 1586-88 для завоевания Англии во время англо-испанской войны 1587-1604).




1642-1651

Гражданская война между Карлом I и парламентом.




1649

Казнь Чарльза I.




1665

Великая чума, последняя эпидемия чумы в Англии.




1653-1658

Правление Оливера Кромвеля.




1660

Восстановление монархии; возвращение на престол Карла II.




1665

Великая чума, последняя эпидемия чумы в Англии.




1666

Пожар в Лондоне.




1688

Славная революция (the Glorious Revolution or the Bloodless Revolution). Парламент избрал Уильяма Оранского, мужа Марии, дочери Якова II, королем. Сначала корона была предложена только Марии. Тогда Вильям пригрозил покинуть Англию, и парламент был вынужден согласиться.




1689

Провозглашение конституционной монархии. Принятие "Билля о правах", конституционного акта, который ограничивал власть короля. Король теперь не мог облагать налогами или содержать армию без согласия парламента и действовать против любого из членов парламента.




1721

Роберт Уолпол (Robert Walpole) выбран первым Премьер-министром




1783

Окончание Американской войны за независимость.




1824

Открыта первая пассажирская железная дорога.




1880

Введение обязательного среднего образования.




1914-1918

Первая Мировая Война.




1918

Женщинам, достигшим 30 лет, разрешено голосовать на выборах.




1928

Право голоса женщинам дается с 21 года, таким образом, уравниваются их права с мужчинами.




1973

Соединенное Королевство вступает в Европейский Союз.




1998

Согласно договору, заключенному 10 апреля 1998 года в Белфасте (его также называют «Соглашением страстной пятницы»), и вслед за выборами, которые состоялись 25 июня 1998 года, была образована новая Североирландская Ассамблея, которая, однако, еще не имела ни законодательных, ни исполнительных полномочий.




1999

Учреждение Национальной Уэльской Ассамблеи.

Учреждение Шотландского парламента



2007

Североирландская Ассамблея были официально предоставлены все полномочия с 26 марта 2007 года.






Тема 2.

В незапамятные времена Британские острова составляли единое целое с европейским континентом, не будучи отделены от него Северным морем и проливами Ла-Манш и Па-де-Кале. Изыскания палеонтологов показывают, что в глубокой древности на этой территории водились львы и гиппопотамы, тигры, антилопы и даже мамонты. Науке не известно, когда именно здесь появились первые люди. Сведения об их жизни, предоставленные археологами, крайне скудны. Можно с уверенностью утверждать, что это были пещерные люди, которые питались мясом и часто переселялись с места на место, идя вслед за мигрирующими стадами животных.

Бесконечные опасности подстерегали этих людей, и не приходится удивляться, что все они исчезли с лица земли. Это произошло еще до того, как море отделило Британские острова от остальной Европы. Поселившиеся на Британских островах люди эпохи неолита заметно отличались от прежних обитателей. Они уже походили на современного человека, но при этом значительно уступали в физическом развитии людям палеолита. Новые обитатели Британских островов имели в своем распоряжении гораздо более разнообразные орудия труда.

Около 4 тысяч лет тому назад Британские острова впервые столкнулись с приходом завоевателей, воинственных племен, переселившихся туда из Европы. Агрессивные пришельцы вытеснили местное население с его исконных территорий, захватив принадлежавшие ему пастбища, поселения и скот.

Завоеватели обладали не только большой физически силой, но и превосходили местных жителей интеллектуально. Показателен тот факт, что они уже изготавливали игрушки для своих детей. Они научились выделывать льняные и шерстяные ткани и шить из них платье. Более того, все кузнецы научились изготавливать ювелирные изделия.

Долгое время люди бронзового века по-прежнему жили в пещерах, а также землянках. Однако именно они научились строить каменные дома. Очевидно, люди бронзового века возводили из камня не только жилища, но и хозяйственные постройки, например кузнецы.

В эпоху позднего бронзового века, за 800-700 лет до н.э., на Британские острова начали переселяться кельтские племена. Около 400 г. до н.э. здесь появились кимры, или бритты, родственные проживавшим на территории современной Франции племена галлов.

Два столетия спустя на землю острова Великобритания хлынула еще одна волна кельтских переселенцев: южную часть острова заняли перебравшиеся на него из Северной Галлии белги.



Кельты. Римляне. В 55 г. до н.э. на берега нынешней Англии высадились войска Юлия Цезаря. С этого исторического момента мы располагаем достоверными сведениями о жизни этой страны.

Покорив континентальную Галлию, Цезарь вышел к узкому проливу, отделявшему от нее остров, ныне известный под именем Великобритания. За ослепительной полоской морской воды, на самом горизонте, римляне увидели белые скалы «неизвестной земли» - знаменитые меловые утесы Дувра. Покорив значительную часть неведомого острова, римляне назвали её Британией. Этим словом пользуемся и мы, называя им, однако, не только историческую римскую провинцию, но и все государство Великобританию.

Первый раз римляне пробыли на острове всего около трех недель. Их втрое вторжение в Британию состоялось летом 54 г. до н.э. На сей раз Цезарь высадился на остров уже с мощной армией, желая довести завоевание Британии до победного конца. Однако бритты не тратили времени понапрасну. Им удалось собрать значительное войско под командованием Кассибелана, и этим силам некоторое время удавалось сдерживать натиск захватчиков. И все же, несмотря на мужественное сопротивление местного населения, Цезарю удалось продвинуться к северу до Темзы, принудить потерпевших поражение бриттов к заключению мира и заставить их хотя бы пообещать выплачивать ежегодную дань Риму.

Добавив еще одну победу к своему огромному перечню, Цезарь вернулся в континентальную Галлию, а затем и в Рим, где 10 годами позднее был убит в римском сенате Брутом. Столетие спустя после первых высадок римлян в Британии древнеримский историк Корнелий Тацит дал более подробное описание бриттов в трактате «Агрикола».

Тацит рассказывает о коренных обитателях островов как о рослых, воинственных людях, живущих в маленьких деревеньках или городках, которые обнесены высокими стенами для защиты от диких зверей, и промышляющих в основном охотой и рыболовством.

В те далекие времена ландшафт Англии выглядел совсем иначе: страну покрывали густые леса, водившиеся в лесах животные были источником пищи, одежды, так как бритты шили ее из шкур убитых зверей. В отличие от римлян, бритты не знали вина – виноград на их родине не произрастал, а единственный известный им хмельной напиток, называвшийся mead, готовился из сброженного меда.

Огромным авторитетом у бриттов пользовались друиды, служители таинственного языческого культа. Святилища друидов находились в лесах, преимущественно в дубравах. Друиды поклонялись деревьям, воспринимая их как одушевленные существа. В наше время во всем мире распространен так называемый «гороскоп друидов», в котором каждому дню года соответствует некое дерево, определяющее характер родившегося в этот день человека. Конечно же, гороскоп этот сложился не в среде друидов и гораздо позже того времени, как сами друиды исчезли с лица земли. Однако память о них живет.

Сохранилось немало свидетельств о кельтских жрецах. Например, записки Юлия Цезаря «О галльской войне». Он причислял друидов к кельтской верхушке. «На друидов, - писал он, - возложены обязанности отправителей культа. Они занимаются жертвоприношением, как общественным, так и по просьбе отдельных людей. Еще они толкуют знамения и предсказывают будущее».

«Записывать тайные знания строжайше запрещено, - писал Цезарь. – Друиды хотели охранять их от непосвященных. Кроме того, записи отбивают у учеников желание размышлять и тренировать память». Сами друиды записывали лишь некоторые заклинания. Считалось, что записанное проклятие должно действовать вечно.

Для кельтов потусторонний мир существовал параллельно миру реальному. Но в нем не было ни рая, ни ада, ни болезней, ни страданий, ни старости.

Греческий историк Диодир Сицилийский описал страшные подробности ритуального убийства у кельтов. Жертву закололи кинжалом, а затем седовласый друид, внимательно наблюдая за предсмертными конвульсиями умирающего, предсказывал по ним будущее. Кельты недаром слыли «охотниками за головами» - из черепов своих жертв они изготавливали чаши.

Слово «Друиды» означает «люди дуба» - священного дерева кельтов. В своих племенах друиды были больше, чем просто жрецами. Они выступали в роли судей, провидцев, лекарей, колдунов, дипломатов и даже поэтов. В древних кельтских эпосах и легендах именно друиды – воспитатели и верные спутники королей. У валлийцев Мерлин всегда был рядом с королем Артуром, у ирландцев – друид Катбад давал советы королю Конхобару.

По-видимому, все друиды были членами тайного ордена. Кельтские жрецы подразделялись на три класса: собственно друиды (их греки сравнивают со своими философами), оваты (предсказатели) и барды (поэты, слагавшие песни и легенды). Предания ирландцев и валлийцев подтверждают наличие такого деления.

Однако без ответа остается главный вопрос – откуда же все-таки взялась религия друидов. Интересные сведения содержатся в ирландских источниках. В них говорится о некой «райской земле» под названием Авалон. В легендах о короле Артуре король и его сестра Моргана, получив ранения в битве за крепость Камлан, обретают здесь исцеление. Буквально Авалон можно перевести как «остров яблок». Этот плод так же означал для кельтов бессмертие и физическое здоровье. Но где точно находилась сказочная земля, остается только догадываться.

К времени друидов восходит и традиционный британский обычай украшать на Рождество дома ветками омелы.

Подлинное завоевание Альбиона римлянами началось при императоре Клавдии в 43 г. н.э., в нем принимало участие около 40 тысяч римских воинов. Бритты отчаянно сопротивлялись нашествию римлян. Одним из главных вождей коренного населения в этой борьбе был Карактак. Однако бритты мало, что могли противопоставить прекрасно вооруженным, вышколенным легионерам, войско Карактака было разбито, а сам он попал в плен и был отправлен в Рим.

Подлинной героиней борьбы с римлянами стала жена вождя племени иценов Боудикка, или, как ее называли по-латински, Боадеция. У нее были веские причины ненавидеть захватчиков: из-за них погиб её муж. Когда же Боудикка обратилась с жалобой к римскому наместнику новой провинции, тот не пожелал разбираться в её деле и попросту приказал выпороть гордую женщину. Оскорбленная повелительница иценов сумела объединить под своей рукой значительные силы. Вскоре римляне почувствовали, что обрели в ее лице непримиримого врага.

Воинство Боудикки не раз наносило поражение римским отрядам. Порой захватчикам начинало казаться, что недалек тот час, когда повелительница иценов очистит Британию от римлян.

Однако вскоре удача отвернулась от героической воительницы. Поняв, что дело её проиграно, героиня приняла яд. Это случилось в 62 г. н.э. восстание Боудикки было последним всплеском сопротивления римскому завоеванию. После гибели повелительницы иценов римляне смогли почувствовать себя полновластными хозяевами Британии.

Наибольшему влиянию римской культуры подвергся юго-восток острова Великобритания. Здесь находились главные римские поселения: Камулодин (Колчестер), Лондиний (Лондон) и Веруламий (Сент-Олбенс), и археологи обнаружили здесь много интересного. Вся провинция была перерезана линиями добротных дорог, остатки которых можно наблюдать и в наши дни. Качество этих дорого оставалось непревзойденным вплоть до 18 века. В сельской местности, неподалеку от берегов рек или новых дорог, поднимались виллы, окруженные пышными фруктовыми садами. Искусные земледельцы, римляне привезли в Британию и свои излюбленные сельскохозяйственные культуры, например вишню.

Исследованные археологами виллы, оказались прекрасно приспособленными для проживания в более суровом, чем средиземноморский, климате Британии. Цоколь здания выкладывали из камня, а верхнюю часть стен делали из дерева и глины. Крышу крыли либо красной черепицей, либо кусочками местного серого сланца. Пол вилл был немного приподнят над землей и покоился на массивных столбах. В свободном пространстве в холодные дни циркулировал нагретый печами воздух. Горячий воздух поднимался вверх и по проложенным в стенах трубам. Такой способ обогрева жилища был весьма кстати в довольно суровом британском климате для тех, кто привык к ласковым лучам средиземноморского солнца. Даже зимой в доме было тепло.

Римляне также заботились и о красоте своих жилищ. Цементный пол виллы традиционно украшался эффектной мозаикой. Образцы такой декоративной отделки в наши дни экспонируются в лондонском Британском музее. Внутреннее убранство жилища дополнялось настенными фресками и прекрасными статуями, которые привозили из Рима или почти так же искусно ваяли местные мастера. Римляне привезли в Британию всевозможную керамическую кухонную утварь, посуду. Привыкшие пользовать термами, захватчики оборудовали ванны и бассейны в новой провинции. Они создали и первый в британской истории бальнеологический курорт с горячими минеральными источниками на месте современного Бата, название которого происходит от английского bath – ванна.

Завоеватели позаботились и о собственных развлечениях. В Камулодине появился первый в Британии римский театр, а в Веруламии был воздвигнут амфитеатр, развалины которого можно увидеть и в наши дни.

Следы пребывания римлян в Британии многочисленны. Будучи народом более цивилизованным, нежели британские кельты, они способствовали насаждению римского образа жизни и в новой провинции своей империи. Зачастую, глядя на карту Великобритании, уже по названию населенного пункта можно догадаться, что он ведет свою историю с римских времен: окончание

«-честер», распространенное в английской топонимике, происходит от латинского caster – «укрепленный лагерь». Во многих городах Англии до сих пор сохранились остатки древних римских стен.

Около четырех столетий Римская Британия жила вполне размеренной жизнью, но настало время, когда легионы потребовались для защиты самого Рима, и колонизаторы покинули свои островные владения.



Англо-саксы. После ухода римлян население Британии оказалось беззащитным перед угрозой нового завоевания.

Еще в последние годы римского владычества к британским берегам приплывали длинные ладьи с белокурыми, рослыми морскими разбойниками из германских племен саксов, англов и ютов, живших в те времена на юге Дании, северном побережье нынешней Германии и в Голландии. Когда же страну покинули римские воины, присутствие которых сдерживало непрошенных гостей, набеги германцев участились. Привлеченные плодородием британской земли, они начали основывать собственные поселения в Британии, и вскоре воинственным захватчикам удалось вытеснить кельтов в Корнуолл, Уэльс и Шотландию.

Англосаксонское, или, как его еще называют, германское, завоевание Британии коренным образом отличалось от римского. Разбив кельтские войска, римляне подчинили кельтов своей власти. Основная часть населения осталась жить на своих исконных землях, мирно сосуществуя с завоевателями. Римляне вступали в браки с кельтскими женщинами, кельты многому учились у более цивилизованных римлян. Германцы же не щадили местное население. Они сгоняли людей с насиженных мест, а тех, кто отказывался уходить, безжалостно убивали. К середине 7 века почти вся территория современной Англии была очищена от кельтов и заселена англами, ютами и саксами. Коренное население Британии было вытеснено к западу. В этих областях Великобритании, особенно в Уэльсе, лучше всего сохранились остатки кельтской культуры, а валлийский язык, на котором говорят в Уэльсе, развился на основе языка древних бриттов и ничуть не похож на английский, принадлежащий к группе германских языков и развившийся из языков англосаксонских завоевателей.

Длительное время англы, саксы и юты держались особняком. Англы, высадившиеся в районе нынешнего Ярмута (Yarmouth), разделились на две ветви – северную (North Folk) и южную (South Folk). Отсюда берут начало и названия современных английских графств Норфолк и Суффолк. В центральной области страны пришельцы основали королевство Мерсия (Mercia). Саксы так же разделились на южных, западных, восточных и средних (центральных), дав названия современным графствам Сассекс (южные саксы), Уэссекс (западные саксы), Эссекс (восточные саксы), Миддликс (средние саксы). В 5 веке в бассейне реки Темза возникло королевство ютов Кент с главным городом Кентербери (Canterbury).

К концу 6 века на завоеванной территории было семь англосаксонских государств – восточная Англия, Эссекс, Сассекс, Уэссекс, Кент, Мерсия и Нортумбрия (Гептархия). Взаимоотношения между ними складывались далеко не гладко. Вплоть до 832 года наиболее могущественной была Мерсия. Самым знаменитым мерсийским королем был Оффа (ум. 795). После смерти Оффы начался закат мерсийского могущества. В 9 веке уэссекские короли подчинили себе не только Мерсию, но и остальные англосаксонские королевства, за исключением Нортумбрии, ослабленной набегами северных соседей и потому добровольно попросившейся под руку Уэссекса. Таким образом, уэссекский король Эгберт в 828 г. стал властелином всех англосаксонских земель, первым королем Англии.

Христианизация Англии при римлянах Британия подверглась первой волне христианизации. Как и в самом Риме, ранние христиане в Британии подвергались суровым гонениям. Так, в 304 г. за нежелание отречься от своей веры был предан лютой смерти праведник Олбен, ставший первым мучеником в истории британского христианства. Позднее в честь Св. Олбена был возведен собор в Хертфордшире, и сейчас на карте страны можно найти город Сент-Олбенс, названный его именем.

Древнебританская христианская церковь значительно отличалась от римской. Ее обрядовая сторона была позаимствована из языческих кельтских культов, а таким существенным для римской христианской церкви элементам, как безбрачие священнослужителей, покаяние и посты, не придавалось особого значения.

В эпоху англосаксонского вторжения христиане-кельты были оттеснены язычниками в Корнуолл, Уэльс, в северные области острова Великобритания, и лишь в конце 6 века началась вторая волна христианизации населения Британских островов, благодаря которой Англия с её англосаксонским населением перешла в новую веру.

В 597 году на берега Кента высадились посланные Папой Григорием I миссионеры, возглавляемые приором (выборной главой) римского монастыря Св. Андрея, Августином. Они произвели огромное впечатление на кентского короля Этельреда, который разрешил христианским подвижникам поселиться в его стольном городе Кенте. Миссионеры ревностно взялись за дело и в Рождество 597 года окрестили около 10 000 язычников. Поскольку центром подвижнической деятельности Августина стала столица Кента город Кентербери, Папа Григорий I в 601 году пожаловал ему сан архиепископа Кентерберийского. С тех пор этот титул носит верховный иерарх английской церкви. После смерти Августина католическая церковь причислила его к лику святых.

Если древнебританская христианская церковь не зависела от Рима, то новая волна христианизации поставила страну в духовную зависимость от папского престола.

Орудием клерикального просвещения, языком науки и школы стала латынь, владение которой расширяло возможности контактов с другими христианскими народами. Изучению латинского языка уделялось самое пристальное внимание в монастырских школах. В этих учебных заведениях молодые англосаксы впервые познакомились с античным наследием.

Одним из самых знаменитых англосаксов являлся ученый клирик Беда Достопочтенный (673-735), автор более 45 латинских сочинений. Главной работой Беды является «Церковная история англов» (Historia ecclesiastica gentis anglorum), в которой изложена история Британии со времен Юлия Цезаря.

Крупнейшие монастырские центры возникли в 7-8 веках в англосаксонских королевствах Кент, Уэссекс и Нортумбрия, а в нортумбрийском городе Йорке находилась лучшая по тем временам британская библиотека, принадлежавшая архиепископу Йоркскому.

Захватывая кельтские поселения или основывая новые, англосаксы давали им свои названия. Глядя на карту Великобритании, нетрудно обнаружить множество топонимов, оканчивающихся на «-тон», «-боро» или «-форд»: Брайтон, Кингстон, Оксфорд, Питерборо. Эти названия – англосаксонские. «Тон» означало «деревня», «форд» - «брод», а «боро» - «укрепленное поселение». Почти наверняка эти населенные пункты ведут свою историю с середины первого тысячелетия нашей эры, когда на их местах возникли англосаксонские поселения.

Датское завоевание. В конце 8 века Великобритания привлекла внимание викингов, которые впервые достигли берегов острова в 787 году. Викинги, или датчане (как их называли в Англии, несмотря на то, что среди них были и жители Скандинавского полуострова), не довольствовались опустошительными набегами. Они основали несколько прибрежных поселений, которые стали их опорными пунктами в завоевании Англии. Примерно в то же самое время корабли викингов устремились к берегам Шотландии и Ирландии, а высадившиеся на севере Франции пришельцы основали там свое государство – Нормандию (название происходит от «Norseman» - викинг, северный человек).

Начало массового вторжения датчан в Англию пришлось на правление английского короля Этельвульфа (правил с 839 по 856). Это был великий военачальник, который достойно встретил непрошенного врага в битве при Экли в 851 году. Эта победа над датчанами – одна из немногих, которыми могли похвастаться англичане. Удача и сила были на стороне завоевателей.

У короля Этельвульфа было шесть сыновей, из которых особого внимания заслуживает младший сын – Альфред, вошедший в историю с прозвищем «Великий».

Альфред стал королем Уэссекса в 871 году. Когда Альфред взошел на престол, северная часть Англии была оккупирована датчанами, которые намеривались завоевать и весь Уэссекс. Молодому королю пришлось с мечом в руках отстаивать свои владения. Особенно тяжело пришлось англосаксам в 875-877 гг. Альфред потерял множество своих воинов в кровопролитных битвах. Дошло до того, что самому королю пришлось спасаться унизительным бегством. Потерпев поражение в 877 году, он был вынужден искать убежище в болотах графства Сомерсет.

Однако всего год спустя Альфреду удалось собрать новое войско, которое нанесло сокрушительное поражение датчанам в битве при Эддингтоне (878), вынудив их подписать Уэдморский договор, по которому они обязывались никогда впредь не посягать на владения англосаксонского короля. По этому договору юг и запад Англии (включая Лондон) закреплялись за Альфредом, а север и восток, т.е. большая часть страны, доставалась датскому королю Гутруму. Его владения стали называться «Областью датского права».

Уэдморский договор 878 года принес длительный мир Уэссексу, и оставшиеся ему 14 лет жизни Альфред посвятил мирным делам и заботам.

В этот период королевский двор в Уинчестере стал одним из крупнейших в Европе научных и культурных центров. Король покровительствовал образованию, и вскоре в Уэссекс потянулись многие лучшие умы.

В годы правления Альфреда Англия получила свод законов, называвшийся «Правды Альфреда». Для защиты от врагов было создано народное ополчение. Если подданный был беден, то оружием его обеспечивал местный тан. Деревенские таны так же были обязаны посылать в укрепленные города вооруженные на их средства отряды и обеспечивать их продовольствием. При Альфреде начался быстрый рост городов. Этому королю Англия обязана и своим первым военно-морским флотом: построенные при Альфреде корабли намного превосходили датские. После смерти Альфреда королем Уэссекса стал его сын Эдуард Старший, правивший с 899 по 924 год. Эдуард оказался достойным преемником своего отца. Он существенно увеличил свои владения и к 920 году отвоевал всю датскую Восточную Англию и отодвинул северную границу к реке Хамбер. Ему удалось распространить власть и на значительную часть Уэльса. Постепенно он утвердил себя правителем всех семи англосаксонских королевств, которые под его рукой объединились в единое государство – Англию.



Кнуд Датский. В 1017 году Англия покорилась Кнуду. Несмотря на жестокость, с которой в первые месяцы своего правления Кнуд преследовал врагов, в дальнейшем он оказался неплохим английским королем.

Он правил страной с 1016 по 1035 г. и провел в Англии большую часть этого периода, одновременно был также королем Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035). Кнуд говорил, что в Англии должны соблюдаться английские, но не датские законы, перед которыми должны быть равны и англичане, и датчане. Для удобства управления Англия была разделена на 4 области – Мерсию, Нортумбрию, Уэссекс и Восточную Англию, - во главе каждой из них был поставлен наместник, эрл, или ярл. Век спустя «эрл» стало обозначать аристократический титул, соответствующий русскому «граф».

Имя Кнуда гремело по всей Европе; при нем Англия возвысилась настолько, что соседи стали поглядывать на неё с уважением и опаской.

18 летнее правление Кнуда было временем наивысшего расцвета датского государства и периодом относительного благополучия для Англии. Со смертью этого великого короля страна оказалась ввергнутой в династическую распрю.

У Кнуда было три сына: Хартакнуд, Свейн и Гарольд, из которых только первый был рожден в законном браке. Ни одному из потомков Кнуда I Датского не удалось удержать завоеванную им территорию и предотвратить её распад. После смерти Хартакнуда Англия, наконец, избавилась от датского владычества.

Уэльс. К началу восьмого века большинство кельтов были оттеснены на территорию Уэльса. Из-за того, что Уэльс - горная страна, кельты были вынуждены селиться в тесных долинах. Остальная земля была бесплодна и недоступна, и на ней можно было только пасти домашних животных. Именно поэтому численность уэльсцев оставалась небольшой вплоть до восемнадцатого века, когда она, наконец, перевалила за полмиллиона человек. Люди жили родами, образовывая деревни и небольшие скопления ферм. Лидеры таких родов, или племен, провозглашали себя королями, постепенно захватывая соседние деревни и расширяя свои владения. В 10-11 веках на территории Уэльса было шесть королевств. Короли в основном умирали не своей смертью, а жизнь обычных жителей была не менее опасна, когда люди короля приближались к их деревням. В 1283 году Уэльс фактически перестал быть независимым после того, как уэльские короли присягнули на верность Эдуарду, королю Англии.

Ирландию не захватывали ни англосаксы, ни римляне. Кельтская культура процветала. Как и в Уэльсе, люди жили родами, от которых они полностью зависели. Короли в этих племенах выбирались, согласно системе, по которой править должен был сильнейший. В Ирландии было четыре королевства. Христианство принесли в Ирландию около 430 г. н.э. Оно было принесено британским рабом, Патриком, который позднее стал покровителем Ирландии. Христианство принесло с собой письменность, что позволило писать историю и ослабило позиции друидов, которые полагались на память, а не на письменное слово. Но пришли викинги, и относительно мирный период в жизни Ирландии окончился. Викинги унесли все, что могли, уделяя особое внимание ценностям в монастырях. Набеги викингов вынудили ирландских королей объединиться. В 859 году Ирландия выбрала своего первого короля, но это не привело к фактическому объединению Ирландии. Лишь Брайан Бору, которой правил Ирландией в 1002-1014 годах, пытался создать единую Ирландию и поощрял распространение христианства и грамотности среди населения. Его до сих пор считают величайшим правителем Ирландии, который умер в бою против викингов. Ссоры среди королей привели к тому, что один из них пригласил норманнов стать высшей властью, чем они и воспользовались, чтобы захватить Ирландию.

Нашествие норманнов после смерти последнего датского короля Хартакнуда (у него не было детей), английский престол оказался свободным, и англичане вынуждены были подумать о новом правителе.

Эдуард, второй сын Этельреда Неразумного в годы правления Кнуда Датского и его наследников жил в Нормандии. Он казался идеальной кандидатурой, поскольку с восстановлением англосаксонской династии связывались самые радужные надежды. Эдуард стал королем Англии (1042-1066 гг.)

Король гораздо больше интересовался вопросами религии. По своему складу он был скорее богомольцем, чем государственным деятелем – неслучайно после смерти его признали святым и прозвали Эдуардом Исповедником. Был у короля и более серьезный недостаток: за долгие годы, прожитые в Нормандии, он перестал быть настоящим англосаксом.

Эдуард Исповедник насаждал в Англии нормандскую культуру и язык. Среди наиболее известных нормандских нововведений Эдуарда оказался и обычай пользоваться большой государственной печатью, которой скреплялись государственные документы, - прежде англосаксы обходились простым их подписанием.

К началу 1050-х годов недовольство нормандским засильем достигло апогея. Противостояние норманнов и англичан перешло в открытую фазу после событий в Дувре, где горожане напали на Юстаса Булонского, нормандского аристократа, женатого на сестре короля Эдуарда. Поводом для нападения послужило оскорбление, нанесенное Юстасом одному из горожан. Эдуард принял решение покарать жителей Дувра. В ходе этой вооруженной смуты перевес оказался на стороне короля.

Поскольку Эдуард Исповедник был бездетным, за его смертью неминуемо последовала бы очередная борьба за английский престол. По праву наследником Эдуарда должен был стать другой Эдуард, племянник короля. Поэтому племянник Эдуард со своими детьми, сыном Эдгаром и дочерьми Маргарет и Кристиной, был приглашен в Англию, но сразу по приезде умер. Тем самым потенциальным наследником престола оказался его сын Эдгар Этлинг.

Таким образом, главные события последних лет правления Эдуарда Исповедника были связаны с вопросами престолонаследия. После смерти Эдуарда Исповедника английская корона должна была бы перейти к Эдгару Этлингу, но в те далекие времена не было четкого закона о престолонаследии, и государственный совет, уитанагемот, избрал королем могущественного Гарольда Годвинсона, графа Уэссекского. С первых дней Гарольд продемонстрировал силу, усмирив своих недругов внутри страны.

Между тем главный враг Гарольда находился в Нормандии. Это был нормандский герцог Вильгельм. Вильгельм был внебрачным и единственным сыном герцога Роберта Нормандского.

Желая присоединить Англию к своим владениям, Вильгельм Нормандский решил заручиться поддержкой норвежского короля Гаральда Гардерады. Кроме того, на стороне герцога выступил Тостиг, безумно завидовавший своему ставшему английским королем брату Гарольду.

Высадившись на севере Британии, Гаральд Гардерада соединился с войском Тостига, который, получив подкрепление, послал гонца к королю. Гарольду предлагалось заключить мир с братом и полюбовно уступить ему половину Англии. Король отклонил предложение. Противники сошлись в битве на йоркширской реке Деруэнт. 25 сентября 1066 года на ее берегу состоялось ожесточенное сражение, вошедшее в историю как битва при Стэмфордском мосту. Оно закончилось триумфом Гарольда, а оба его врага – Гаральд Гардерада и Тостиг – были убиты. К несчастью для английского короля, эта победа была его последним успехом. Всего через 4 дня после окончания битвы при Стэмфордском мосту неподалеку от Гастингса высадился герцог Вильгельм со своей армией. Гарольд вступил в бой с норманнами 14 октября 1066 года. Это была знаменитая битва при Гастингсе, в которой Гарольд был убит. Победа норманнов предопределила дальнейшую судьбу страны.

После победы при Гастингсе Вильгельм устремился к Лондону. Даже крупные города, такие как Дувр, Кентербери, Уинчестер, сдавались ему без боя. Лондон тоже отдал себя на милость победителя, после чего Вильгельм провозгласил себя королем Англии и вошел в историю под именем Вильгельма Завоевателя.

Прибывшие с Вильгельмом нормандские бароны, были настроены изрядно поживиться за счет англичан. В награду за доблесть, проявленную при завоевании Англии, они получали от Вильгельма щедрые дары, в том числе и огромные земельные угодья. В английском языке стало укореняться слово «лорд» для обозначения землевладельца.

Искусство возведения замков норманны вывезли из континентальной Европы – во Франции их стали строить уже в 10 веке. При Вильгельме Завоевателе было начато строительство самых знаменитых английских замков – лондонского Тауэра и Виндзорского замка. Большинство нормандских замков в Англии было построено у перепутий дорог, проложенных еще в римские времена, и на берегах рек – так было проще контролировать передвижение англичан, да и легче посылать за подмогой.

Вскоре между королем и нормандскими баронами начались терния. Вильгельм последовательно вводил в Англии феодальные отношения: наделяя землями своих сторонников, он требовал, чтобы они ежегодно делали отчисления в его казну, а также были бы готовы в любой момент поставить под королевские знамена определенное количество воинов в полном боевом снаряжении. С 1087 года Вильгельм принуждал подданных приносить ему вассальную присягу при получении земельных угодий. Вассал был обязан в течение 40 дней в году нести службу у своего сеньора, присутствовать в суде и совете сеньора. Вассал приносил королю клятву верности. Вассальная присяга накладывала на приносящего ее тяжкие обязательства вносить в королевскую казну деньги по случаю посвящения сына вассала в рыцари, при вступлении дочери вассала в брак, а также, в случае если король будет взят в плен и за него потребуется платить выкуп.

Благодаря жестокой централизации власти Вильгельму удалось держать под контролем своих буйных вассалов. Такая политика способствовала росту популярности Завоевателя среди коренного населения, однако любви народа Вильгельм так и не обрел.

Скончался Вильгельм Завоеватель 9 сентября 1087 года. Ему было 61 год, из которых 21 он был королем Англии.

Завоевание Англии Вильгельмом Нормандским имело важнейшие последствия для дальнейшего развития страны. Объединение английских и нормандских земель на основе личной унии (общности правителя) способствовало расширению экономических и культурных связей Англии. Кроме того, с окончательным покорением страны и распределением земель между норманнами завершился процесс феодализации Англии, ускоривший закрепощение сельских жителей.

Норманны принесли в Англию более высокую французскую культуру. После Нормандского завоевания 1066 года в страну хлынула волна переселенцев с континента; в основном это были горожане – ремесленники и торговцы. Они селились в английских городах или в замках нормандских баронов, а своей деятельностью способствовали оживлению английской городской жизни. Со временем нормандские обычаи вошли в обиход англичан. Норманны были гораздо более разборчивы в еде. Они познакомили коренное население Англии с заморскими блюдами, например паштетами из разных сортов мяса, сладкими пирогами, тонкими винами. Однако все эти лакомства появлялись лишь на столах самых богатых англосаксов, в то время как остальным приходилось довольствоваться привычной простой и грубой пищей.



Рождение нового языка. Держась с коренным населением крайне надменно, завоеватели продолжали говорить на своем языке, являвшемся нормандским диалектом французского. Язык иноземцев стал языком английского судопроизводства.

Понятно, что для англосаксов, желавших чего-то добиться в этой жизни, было важно выучиться говорить на языке господствующей верхушки. В 12 веке шло интенсивное онорманнивание англичан. Этот процесс очень ярко описал Вальтер Скотт в романе «Айвенго».

Показательно, что со времен Нормандского завоевания первым из королей по-английски заговорил только Генрих IV (правил с 1399 по 1413 г.). Действительно, к этому времени уже сложился новый язык, среднеанглийский, родившийся за счет слияния древнеанглийского и норманно-французского.

Во всем мире знают пословицу: «Англичане пишут «Манчестер», а читают «Ливерпуль». В этой шутке отражается одна из особенностей современного английского языка, в котором написание и произношение слов очень часто не совпадают. Мы до сих пор ощущаем в английском языке последствия Нормандского завоевания. Некоторое время французский и англосаксонский язык в Англии сосуществовали, затем слились в единый английский язык.




следующая страница >>