Учебно-методический комплекс по дисциплине «право и религия» для студентов специальности «Юриспруденция» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «налоговое право» для... 6 934.81kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности... 3 810.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 080503. 65 соответствует... 5 633.02kb.
Учебно-методический комплекс для студентов по специальности 030501... 28 4465.27kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Aнглийский язык» для... 2 393.85kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... 1 290.01kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине преступления в сфере экономической... 1 505.14kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «регулирование деятельности... 1 356.74kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 1 224.3kb.
Курс "Искусство дыхания" 1 21.38kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право и религия» для студентов специальности - страница №1/2



ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ и ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Хмель И.В.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВО И РЕЛИГИЯ»

для студентов специальности «Юриспруденция»

(заочная форма обучения)

Ростов-на-Дону

2010

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Право и религия» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 021100 – Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, краткий план лекций, перечень тем для рефератов, описание модулей.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Гуманитарных и Государственно-правых дисциплин Института управления, бизнеса и права, протокол № 3 от 19.02.2010 года. и рекомендован к печати Учебно-Методическим советом образовательного проекта «Юриспруденция», протокол №2, от ..2010


Составитель: к.ф.н. Хмель И.В. (ИУБиП)
Рецензенты: д.ф.н., профессор Тазаян А.Б.,

к.ист.н. доцент Быльченко О.И.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа

1.1 Учебно-тематический план дисциплины……………………………….

1.2. Цели изучения дисциплины

1.3. Содержание дисциплины

1.4 Учебно-тематическое обеспечение дисциплины

1.4.1. Основная литература

1.4.2. Дополнительная литература

1.4.3 Ресурсы Интернет

1.5 Требования к уровню усвоения программы

2. Конспекты лекций………………………………………….

3. Практика

3.1. Планы проведения семинарских занятий………………………………..

4. План самостоятельной работы студентов

5. Контрольные работы

5.1.Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ

5.2 Перечень рекомендуемой литературы………………………

5.3 Темы контрольных работ

6. Контроль

6.1. Примеры тестов для самопроверки

6.2. Примеры итоговых тестовых заданий

6.3 Примеры практических задач для оценки приобретенных студентами компетенций …………………

7. Контактная информация прподавателя


1.1. Учебно-тематический план дисциплины





Наименование тем

Лекции

Семинары



Понятие религии

1 час






Религиозные организации

1 час






Церковь и государство

1 час






Псевдоевангелистские церкви

1 час






Псевдоиндуистские культы

1 час






Постсоветские культы и Нью-Эйдж

1 часа






Законодательство РФ «О свободе

Совести»





2 часа




ИТОГО:

6 часов

2 часа


1.2. Цели изучения дисциплины:



  • повышение общей религиоведческой культуры;

  • формирование целостного представления о феномене нетрадиционных религиозных движениях и культах в зарубежных странах и в России, – умению с позиций современного религиоведения самостоятельно характеризовать вероучительные и иные особенности конкретного типа новых религиозных образований, его место в жизни российского общества;

  • приобретение опыта анализа степени, форм, и способов распространения новых религиозных движения среди различных слоев населения, в том числе молодежи.


Задачи курса:

  • приобретение опыта комплексного анализа с позиций современного религиоведения сущности и конкретных форм проявления феномена новых религий;

  • овладение понятийным аппаратом, описывающим вероучительное, обрядовое и социально-нравственное содержание, компенсаторную и регулятивную функцию, мотивационную и эмоционально-волевую стороны деятельности различных типов новых религиозных образований;

  • ознакомление с основными направлениями исследования различных аспектов функционирования современных нетрадиционных религий, их типологизации в отечественном и зарубежном религиоведении и социологии религии;

  • усвоение причин, механизмов, социальных, экономических, политических и психологических предпосылок возникновения нетрадиционных религиозных движений и культов в зарубежных странах и в России;

  • ознакомление с государственно-правовым регулированием деятельности новых религиозных объединений, отношением к ним традиционных конфессий России, политических партий и движений;

  • приобретение опыта изучения индивидуально-психологических и личностных особенностей последователей нетрадиционных религиозных движений и культов.



1.3. Содержание дисциплины


Тема 1. Понятие религии

Понятие религии. Происхождение термина «религия». Сущностные характеристики религии. Классификация религий: Монотеистические и политеистические, живые и мертвые, родоплеменные, народностно-государственные, мировые. Природные и религии откровения.


Социальная роль и функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующая. Положения, которые религия занимала в обществе.

Тема 2. Религиозные организации


Религиозные организации. Типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация.

Понятие «секта». Типология сект. Тоталитарные и деструктивные секты – критерии выделения.

Нетрадиционные культы и тоталитарные секты в современном мире. Причины возникновения нетрадиционных культов. Общие черты новых религиозных образований.

Контингент последователей. Методы психического воздействия на личность применяемые в сектах. Классификация нетрадиционных культов.

Перечень тоталитарных культов.

Тема 3. Церковь и государство


Взаимоотношения религиозных и политических институтов. Характер и история взаимоотношений государства и церкви в христианской традиции. Модели взаимодействия церкви и государства. Теократия. Проблема отделения церкви от государства. Свобода совести и светское государство.

Теория секуляризации. Пять этапов эволюции религии. Проявления и последствия секуляризации в современном обществе. Всплеск интереса к религии – причины и перспективы «религиозного ренессанса». Фундаментализм.




Тема 4. Псевдобиблейские церкви


«Общество Сторожевой башни» (Иеговисты). История возникновения. Основатель. Особенности вероучения. Отрицание Троицы. Распространенность. Пацифизм на религиозной основе. Печать.

«Новоапостольская церковь». История возникновения. Основатель. Особенности вероучения. Специфика богослужения. Таинства. Структура церкви. Социальная деятельность. Печать.

«Церковь Христа». Зарождение. Особенности вероучения. Система наставничества. Прозелитическая деятельность.

«Поместная церковь Уитнеса Ли». Возникновение. Распространение. Печатный орган. Система вероучения.



Тема 5. Псевдоиндуистские культы


Индуизм как национальная религия Индии. Священные книги индуизма. Тримурти. Тантризм. Причины распространения и популярности псевдоиндуистских культов.

Основные понятия индуизма – карма, мантра, сансара, нирвана, гуру, ахимса, пуджа, медитация.

ТМ – трансцендентальная медитация. История возникновения. Институт Махариши. Использование маркетинговых методов для продвижения. Левитация. ТМ в России.

«Искусство жизни». Личность основателя. Рекламная и маркетинговая позиция. Особенности практики.



Тема 6. Постсоветская эклектика


«Белое братство». История возникновения и распространения. Особенности вероучения. Конфликт с правоохранительными органами.

«Аят Фарахата Аты». История возникновения. Особенности вероучения. Методы целительства. Печатное издание.

«Страна Анура». Время и место возникновения. Театральная деятельность. Особенности вероучения. Система запретов.

«Церковь Адамитов». Личность основателя. Ритуалы. Особенности вероучения. Целительство.



«Анастасийцы». Источник вероучения. Особенности религиозной практики. Понятие «родового поместья». «Звенящие кедры России».

1.4 Информационно-методическое обеспечение дисциплины
1.4.1.Основная литература
Первоисточники

  1. Библия. – Любое изд.

  2. Будда: История о перерождениях / Пер. с пали Б. Захарьина. – М., 1991.

  3. Бхагавад гита / Пер. с санскр., исслед. и примеч. В. С. Семенцова. – 2-е изд., испр. и доп. М., 1999.

  4. Всемирное Писание. Сравнительная антология священных текстов / Пер. с англ. – М., 1995.

  5. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. – М., 1990.


Общая и учебно-методическая литература

  1. Будда. Конфуций. Саванарола. Торквемада. Лойола: [Биогр. очерки] / К. М. Корягин, А. К. Шеллер, М. В. Барро, А А Быков. – СПб; 1998.

  2. Будда Шакъямуни. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – 2-е изд. – Челябинск, 1998.

  3. Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под ред. И. Н. Яблокова. – М., 2001.

  4. История религий в России: Учебник / Под ред. Н. А. Трофимчука. – М., 2002.

  5. История религии: Учеб. пособие / Под ред. А. Н. Типсиной. – СПб., 1997.

  6. Поликарпов В. С. История религий: Лекции и хрестоматия. – М., 1997.

  7. Радугин А. А. Введение в религиоведение: Курс лекций. – 2-е изд. – М., 1999.

  8. Религиоведение: Хрестоматия: [Для высш. учеб, заведений] / Авт.-сост. П. И. Костюкович. – Минск, 2000.

  9. Религиоведение. /под ред. К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. – Ростов, 2003.

  10. Тараненко В. М. Религиоведение: Учеб.-справ, пособие. – X., 1999.

  11. Щекин Г. В. Религии мира: Справ.-метод, пособие. – 2-е изд. – К., 1997.

  12. Щипков А. В. Во что верит Россия: Курс лекций. – СПб., 2008.



1.4.2 Дополнительная литература


  1. Библейская энциклопедия. – М., 1990.

  2. Буддизм: Словарь. – М., 1992.

  3. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: В 2 кн. – Репринт. изд. – М., 1992.

  4. Ислам: Краткий справочник. – 2-е изд. – М., 1986.

  5. Ислам: Энцикл. словарь. – М., 1991.

  6. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. – М., 1996.

  7. Иудаизм и христианство: Словарь. – М., 1995.

  8. Католицизм: Словарь. – М., 1991.

  9. Кон-Шербок Д., Кон-Шербок А. Иудаизм и христианство: Словарь / Пер. с англ. – М., 1995.

  10. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Сло­варь-справочник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1998.

  11. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. – 5-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. И. Куликов. – М., 2009.

  12. Покровский Д. Л. Словарь церковных терминов. – М., 1995.

  13. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. – Репринт. изд. – М., 1992.

  14. Протестантизм: Словарь. – М., 1990.

  15. Религии народов совр. России: Словарь: А–Я / Отв. ред. М. П. Мчедлов – М., 1999.

  16. Христианство: Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. – М., 1994.

  17. Христианство: Энцикл. словарь: В 3 т. – М., 1993–1995.



1.4.3 Ресурсы Интернет
1. www.confession.newmail.ru

2. www.buddha.ru

3. www.zen.ru

4. www.rpc.ru

5. www.orthodox.ru

6. www.vatican.va

7. www.state-religion.ru

8. www.bahai.org

9. www.wissarion.ru

10. www.yazychestvo.ru


1.5. Требования к уровню освоения программы:

  • Студенты должны иметь представление и сущности, причинах возникновения новых религиозных движений;

  • Студенты должны владеть понятийно-категориальным аппаратом изучения деятельности новых религиозных объединений;

  • Студенты должны знать основные особенности и отличительные признаки неорелигиозных образований;

  • Студенты должны уметь провести сравнительный анализ распространения нетрадиционных религиозных движений в зарубежных странах и в России;

  • Студенты должны знать особенности вероучения, обрядов, социально-нравственных наставлений основных типов нетрадиционных религиозных движений и культов;

  • Студенты должны иметь представление о месте и функциях новых религиозных движений в современном российском обществе и религиозной жизни России;

  • Студенты должны владеть системой знаний об основах государственно-правового регулирования деятельности неорелигиозных объединений в России;

  • Студенты должны знать отношение к новым религиозным движениям и культам традиционных конфессий России;

  • Студенты должны иметь представление о мотивациях приобщения молодежи к нетрадиционным религиям и культам;

  • Студенты должны знать структурно-организационное строение новых религиозных движений и особенности регулирование ими поведения и деятельности личности.


    1. Конспекты лекций



Лекция 1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ.
Термин «религия» происходит от лат. «релиджио». Вариант этимологии этого термина предложен Цицероном – идти назад, возвращаться, созерцать, бояться, обдумывать.
Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера – это особое психологическое состояние уверенности в истинности какого-либо положения при отсутствии точной информации.

Особенности веры:



  • предельная индивидуализированность, так как любая религия подразумевает наличие определенной организационной структуры, выполняющей роль посредника между богом и человеком.

  • личное отношение к предмету веры (в виде любой разновидности сверхъестественного), поскольку верующий, как правило, подсознательно оценивает его положительно.

  • Эмоционально-чувственный характер.

Из-за последнего признака веру часто противопоставляют знанию, получаемому наукой и философией.

Вера строится на естественных психологических основаниях: эмоции и чувства (положительные и отрицательные), воля (так как религиозная вера предусматривает сознательную концентрацию всей психической жизни человека на религиозных образах), воображение.



Вероучение – систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинами, которые не подлежат критике.

В наиболее значительных религиях вероучение содержится в Священных книгах. В определенной степени комментаторскую функцию по отношению к Священному писанию содержит священное предание.


Классификация религий.

Живые и мертвые.

Естественные и религии откровения – опирается на генетический принцип. Естественные – те, кот возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе. Верования передавались из поколение в поколение. (первобытные и родоплеменные религии). Религия откровения – связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения или озарения.

Другие критерии:



  • количество верующих, их удельный вес в общей численности населения (статистический)

  • ареал распространения (картографический)

  • формы распространения (дискретные – иудаизм) и континуальные (христианство)

  • правовой статус (поддерживаются государством, не поддерживаются, относятся нейтрально)

  • гос. статус (религия имеет статус гос. религии, не имеют, религии меньшинств)

  • уровень организации (жестко центрированные, не жестко, децентрализизованные)

  • урбанистические или сельские.

Родоплеменные, национально-государственные, мировые. нетрадиционные (генетически происходят от национальной или мировой религии, но претендуют на уникальность.



Сущностные хар-ки религии

Любая религия имеет такие элементы:


1. Представление о Высшей силе.

Н-р, это может быть

(а)абстрактное преставление, в котором просто мыслится лишь одно, что есть какая-либо высшая сила. В какой-то мере конкретизация этой идеи идет через

(б) магические действия

(в) представления о необычной власти каких-либо предметов /фетишизм/,

(г) представление о мире духов /аниміим, тотемизм, земледельческие культы, шаманизм/,

(д) представления про богов или Бога.
Представления про Бога могут быть:


  • теистическими, когда Бог мыслится как личность, во всем напоминающая человека, которая может радоваться, гневаться (античные боги, библейский бог)

  • политеистические (многобожие)

  • генотеистический (когда представляется один бог, но является в разных ипостасях – индуизм, христианство)

  • монотеистические (иудаизм, ислам)

  • пантеистические (безличен, абсолютное бытие, мировой разум)

2. Вера в реальное существование этой силы.

Вера может быть религиозной и нерелигиозной.

Религиозная – направленная на Высшую силу. В основе веры – ценность.

Ценности передаются путем наследования, закрепляются в искусстве, а потом переосмысливаются. Высшими среди ценностей считаются те, что ориентируют людей на социально полезную деятельность.
3. Эмоциональное отношение к этой силе.

Можно много рассуждать о силе, но не чувствовать никаких эмоций. Философ может верить в существование силы, принимать какие-то предпосылки. но при этом жить своей отдельной от нее жизнью. Сама философия не сделает человека религиозной, для этого нужно мистическое отношение к Высшей реальности.


4. Культовые действия –

Религиозный человек намерен вступить с этой силой в контакт. Возможность этого контакта – один из признаков религии. Контакт может осуществлен путем определенных культовых действий (н-р, чтение культовых текстов, молитвы).

В политеизме по определенному вопросу обращаются к определенному богу. В случае пантеизма молитвы направлены на восхваление величия Бога и благодарность за дары, что он дает. В монотеизме – отпущение грехов.

Итак, в самой общей форме можно сказать: религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически духовного освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой 1. проявление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5)общественную подсистему; 6)феномен культуры.



СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ:
(1) Мировоззренческая – религия представляет собою одну из форм мировоззрения. Религиозное мировоззрение задает способ осмысления мира, она включает в себя миропонимание, задает критерии. Характер религии влияет на характер осмысления мира человеком.

(2) Компенсаторная – религия обещает будущую компенсацию за страдания на этом свете. Дает чувство облегчения от переживания близости к богу. Это помагает мириться со своим тяжелым положением в этом мире. (отсюда марксистское «опиум для народа»). Однако, в этом и позитивный смысл религии – она облегчает переживание отчужденности, потерянности, компенсирует затрату духовных сил.

(3) Регулятивная – каждая религия поддерживает определенные моральные и юридические нормы, строит нормативную иерархию, регулирующую людские отношения. (Пример – в Торе имеется 613 заповедей, которые вошли в современное законодательство Израиля. Туда же – мусульманские государства и закон шариата).

(4) интегративная и дифференцирующая - религия может как сберечь, так и уничтожить социальную систему (государство). (Православие поддерживало крепость Российской империи). С другой стороны, с принятием христианства развалилась Римская империя и Киевская Русь. Также, объединение разных народов (буддизм, христианство, ислам), объединение одного народа, рассеянного по всему свету (иудаизм), разъединить один народ (современная ситуация в России).

(5) Культуротранслирующая - способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатанья, искусства, обеспечивает сохранение и передачу ценностей.

(6) Легитимирующе-разлегитимирующая – узаконивание некоторых общественных порядков и институтов. Религия выдвигает высшее требование – максиму – в соответствии с которой дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним.

(7) Коммуникативная – как форма взаимодействия.
Элементы и стр-ра религии.

Складываются и изменяются в ходе истории. Традиционно в сложившихся религиях выделяют религиозное сознание, деятельность, отношения, институты и организации.



Лекция 2. Секта. Религиозная организация.
Религиозная община первоначально — группа, объединяющая учителя, основателя религии, и его учеников. Это связь личностная, не имеющая какого-либо официального закрепления. Лишь позже в христианстве формируется религиозная иерархия, она становится церковью.

Вопрос об отношении религиозных организаций к обществу, в котором они действуют, в социологическом анализе типов религиозных органи­заций занимает центральное место и определяет отношение между “церковью” и “сектой”. Исторический аспект этой проблемы — превращение христианства из секты, возникшей в лоне иудаизма, в церковь.


Своеобразие “секты”, согласно Веберу, заключается в том, что она всегда формируется как замкнутое объединение общин, так что принадлежность к секте зависит всегда от вступления на основе договора в отдельную общину. Церкви же — учреждения, которые ведают делом спасения для всех. Секты, напротив, хотят быть общиной избранных.

Церковь обращена ко всем членам общества, тогда как вступление в секту является сознательно принимаемым решением; оно обязывает к большему, чем принад­лежность к церкви, предполагается активное участие членов секты в ее деятельности. Секта несет ответственность за своих членов и исключает тех, кто не выполняет обязательства, добровольно взятые при вступлении в нее. Поэтому принадлежность к секте может служить достаточно серьезной гарантией респектабельности чело­века, свидетельством того, что с ним можно иметь дело.

Вебер и Трельч сводили религиозные объединения в основном к двум типам — церковь и секта. Следующий шаг в разработке типологии религиозных организаций был сделан Р. Нибуром в 20-х годах. Он представил секту и церковь как этапы в развитии религиозной организации: секта может развиться в церковь, цер­ковь—стать сектой. Нибур ввел понятие деноминации для обозна­чения религиозных объединений, находящихся в стадии становле­ния, организационного оформления. Он обратил внимание на от­сутствие четких границ между церковью и сектой, уже сложившей­ся и утратившей былую оппозиционность. Отрицание “мира” сменяется принятием, секты перестают отличаться от церкви в своем отношении к миру, хотя в ряде других отношений они не подходят под понятие “церковь”. Такие промежуточные организа­ции и получают название деноминация.

Г. Беккер предложил другое обозначение “застывшей” секты, утратившей критический дух,—вероисповедание. Секты, сущес­твующие длительное время, становятся в конце концов вероиспо­веданиями, например методизм. Он предложил также еще одно понятие—культ. Как правило, это напоминающее секту по отноше­нию к миру объединение людей, не приемлющих ценности, сущес­твующие в обществе, официальные взгляды и т. д. Это достаточно аморфные объединения, подчас с очень большим числом последо­вателей, которые сплачиваются вокруг какого-либо религиозного лидера харизматического типа. Примерами современных культов могут служить спиритуализм, движение трансцендентальной меди­тации, вера в астрологию. Иногда этот термин используется для обозначения милленаристских (от лат. nullenium — тысячелетие) движений за установление тысячелетнего царства Христа.

Все эти понятия основаны на анализе христианства, отражают Присущие ему особенности религиозной организации. Однако в ряде крупных религий нет развитой бюрократической иерархии, например в индуизме. Применительно к исламу можно говорить о сектах. И в других мировых религиях существуют такого рода группировки. Но они не обязательно включены в дихотомию “секта — церковь”.

Социология так же выделяет секту, как некий социум, замкнутый в себе. Но этот термин не несет негативной нагрузки в социологии.


Как известно Российское Законодательство не предусматривает такого термина. Все группы верующих определяются, как Религиозные объединения (тем самым подчеркивается их организованность). Объединения в свою очередь подразделяются, на Религиозные группы и Религиозные Организации.
Вот как Федеральный Закон "О свободе совести и Религиозных Объединениях" определяет эти понятия:
Религиозная группа:
"Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица". (Ст.7)
Говоря "неюридическим" языком, религиозная группа, представляет собой объединение граждан, которые проводят свою деятельность без государственной регистрации. Собираются, молятся, но регистрироваться не хотят или не могут по тем или иным причинам.
Религиозная Организация:
"Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица". (Статья8)
В чем же отличие между этими двумя видами Религиозных Объединений? Первые не могут выступать, как юридическое лицо, вторые таковым являются. Конечно, если есть статус юридического лица, то намного проще выступать субъектом права в силу сложившегося в обществе отношения к незарегистрированным РО.
Определение термина.
Здесь мы говорим о самом важном аспекте, поставленного мною вопроса. Так что же включает в себя термин «секта»?
Определение этого слова мы не найдем в праве. Как мы выяснили основной закон, регламентирующий Религиозную жизнь в нашей стране, вообще не содержит такого термина. Нет его и в других Федеральных Законах или иных нормативных актах.
Теперь другой момент. Слова секта нет в Библии. Поэтому говорить о том, что он относится к сфере теологии, также не совсем корректно. Христианское Богословие опирается на Библию. Но в ней нет этого слова, т.к. оно происходит из латинского языка. А этот язык не является языком оригинала Библии.
Есть в Библии греческое слово "ересь", которое переводится, как "разномыслие", "разделение во мнениях". Основное значение этого слова - "тот, кто думает не так как мы".


Лекция 3. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО.
В современном обществе взаимоотношение религиозных и политических институтов рассматривается в следующих двух ас­пектах. Первый связан с выполняемой религией функцией обосно­вания и поддержания ценностей данного общества. Эти ценности вовлечены также в политическую деятельность, оказывая влияние на отношение к закону и власти — поддержку или противодействие им. Второй — соотнесение религии с политикой в качестве инсти­туции, представляющей интересы тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния.

Религиозные организации на разных уровнях, включая и институциональный, принимают учас­тие в политике через активную идеологическую деятельность, участвуют в идеологических битвах за умы людей. Так или иначе, в разных формах религиозные группы участвуют в политической жизни общества. Это участие определяется либо религиозной Идеологией, либо объективными обстоятельствами их функциони­рования. Участие может выражаться и в политической пассивности, ориентации на неучастии, невовлеченности этих групп, которая выражает отчуждение от власти определенной части населения.

Особенностью современного исторического этапа является потребность в политике, считающейся с этическими критериями. Свободная от моральных обязательств политика в ядерный век особенно опасна. В этой связи возрастает воздействие религии на политику как этического фактора, выполняющего роль арбитра в борьбе политических сил.

Модели взаимодействия церкви и государства:



  1. Теократическая (Ватикан).

  2. Цезаропапизм – секуляризированная церковь с приоритетом государства. Церковь – как часть гос. Машины – православная традиция.

  3. Государственная церковь – особое приоритетное положение одной из церквей, которое закрепляется в законах и финансируется из бюджета. Необходимость принадлежности к цервки. Браки. (Испания, Англия, Греция)

  4. С культурно исторической традиуией приоритета одной из церквей. (н-р, даются привелегии местным церквям – в германии – католики и лютеране). Большинство всех праздников связано именно с религиозными датами. Все, вне зависимости от вероисповедания, обязаны закрыть лавку.

  5. Полное отделение церкви от государства, закрепленное законодательно. (СССР). (США, Россия – все равно много праздников совпадают с религиозными).

Отделение церкви от государства


принцип взаимоотношений между государственной властью и церковью, означающий отказ государства от вмешательства в дела церкви и свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; в свою очередь, церковь не имеет никаких государственных функций. Принцип отделения церкви от государства начал утверждаться с кон. 18 в. (США, Франция). В России отделение церкви от государства было провозглашено декретом Совнаркома РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918. Этот принцип закреплен в действующей Конституции Российской Федерации.
Свобода совести.
Со свободой совести несовмес­тима государственная религия, обеспечивающая привилегии своим последователям и ущемляющая интересы инаковерующих и атеистов, так же несовместим со свободой совести и “государствен­ный атеизм”, который не признает верующих полноценными гражданами общества.
Демократическое государство — это светс­кое государство, которое не занимается пропагандой ни религии, ни атеизма и права граждан которого действительно не зависят от их отношения к религии, от их выбора между религиозной верой и атеистическими убеждениями. Нетерпимость по отношению к церкви и верующим рождает ответную реакцию, может способство­вать лишь разжиганию религиозного фанатизма, т. е. вражды и ненависти между людьми в связи с их отношением к той или иной религии. Степень реализации свободы совести является мерой достигнутой обществом свободы.

Любое — прямое или косвенное — ограничение прав граждан, или установление каких бы то ни было привилегий и преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и уклонение от исполнения установленных законом обязанностей по религиозным мотивам, не должны допускаться. Закон один для всех — и верующих, и неверующих. Принцип отделения церкви от государства означает, что все религии перед законом равны, что государство не возлагает на церковь выполнение каких-либо госу­дарственных функций и само не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансиро­вать деятельность религиозных организаций, равно как и деятель­ность по пропаганде атеизма. Так же как и религия, атеизм становится, таким образом, “частным делом” гражданина по отно­шению к государству.



ТЕОРИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

Во-пер­вых, секуляризация как процесс сокращения или исчезновения массовой вовлеченности в религиозную жизнь ведет к появлению такого феномена, который можно обозначить как “нерелигиоз­ность”. Он включает широкий спектр позиций: от простого равно­душия к религии, арелигиозности, до атеизма и антирелигиозных движений. Очевидно, что судьба этих альтернатив зависит в первую очередь от их способности предложить конструктивное решение тех проблем, с которыми не справляется религия. Решающим является вопрос: способно ли рациональное мышление, базирую­щееся на научных методах, выработать мировоззрение, дающее ответы на “конечные вопросы” о смысле человеческой жизни. Речь идет, конечно, не о “науке” в узкоспециальном смысле слова, но об интеллектуальном багаже секулярного общества, включая все виды светского сознания, весь его духовный багаж, философию, этику, эстетическое сознание, социальную мысль. Одна из альтернатив религии в секулярном обществе — светский гуманизм.

Во-вторых, “религиозный вакуум”, образующийся в результате упадка христианства, ведет к появлению и такой альтернативы, которая выражается в возврате к примитивным формам религии-суеверию, магическим ритуалам, мифологии, астрологии, оккуль­тизму и т. д. Эти верования, своими корнями уходящие в дохрис­тианскую эпоху, достаточно живучи. А в более широком плане — это широкий спектр “заменителей религии”, начиная от новых социальных утопий и идеологических мифов и кончая коммерчес­ким культом секса.

Опросы общественного мнения, анализ статистических данных о показателях и динамике религиозности отражают долговремен­ную тенденцию к упадку религиозной веры, подтверждают умень­шение ее влияния на жизнь современного общества. Христианство сопротивляется секуляризации, стремится доказать свою жизнен­ную силу, обращаясь к социальным проблемам, осмыслению серьезных моральных проблем, поиску путей их решения; и доби­вается за счет этих усилий определенных результатов. Так, 80-е годы принесли в США расцвет консервативного евангелического направления христианства. Протестантские фундаменталисты пре­тендуют на абсолютную моральную и религиозную исключитель­ность, обладание вечными истинами спасения, счастья и процве­тания. Они выступают за запрещение абортов и наркотиков, в защиту традиционной семьи, против сожительства без освященно­го церковью брака, против легких разводов. Фундаментализм проповедует буквальное восприятие библейского учения и требует, чтобы креационизм изучался в школах наряду со светскими теори­ями происхождения мироздания. Фундаменталисты прилагают массу усилий, чтобы доказать вред не только светского гуманизма, но и “либерального” христианства, вставшего на путь его обновле­ния и приспособления к современной науке и современному миру.

Однако исследования, которыми были охвачены буквально все слои американского общества и все религиозные группы, показали не только общий долгосрочный спад в масштабах и интенсивности религиозности в США, но и то, что упадок веры в “фундаменталистские” религиозные построения (типа креационизма) оказался еще более быстрым, чем упадок веры в “либеральные” религиозные направления. Кроме того, международные опросы постоянно по­казывают, что население Западной Европы намного менее религи­озно, чем американцы.

Чем можно объяснить повышенный интерес к религии в России? Современные исследователи выделяют следующие причины, или факторы:

1) Прежде всего это политические и правовые перемены, которые привели к ликвидации существовавших на протяжении десятилетий официальных и неофициальных запретов, административных гонений на верующих. После того, как были приняты прогрессивные законы о свободе совести, религиозные организации вышли из полуподпольного состояния, а верующим было предоставлено право свободно, без боязни исповедовать свою веру. Это подтверждают сами верующие и религиозные деятели, действующие как в России, так и на Украине.

2) Свое воздействие на состояние общества оказывают общественная неразбериха и ухудшение экономического и экологического положения большей части населения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты. Все это рождает у людей недоверие к заявлениям политиков. У многих возникает чувство страха, непредсказуемым кажется будущее. В результате, разочаровавшись в реальной жизни, в бесчисленных обещаниях, люди обращаются в поисках выхода из сложившихся условий жизни к авторитету религии и церкви.

3) В немалой степени этому способствует стремительный отказ от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество. Образовавшийся духовный вакуум нужно было заполнить системой идей и ценностей, которые имеют вековую историю и проверены временем. Опросы, проведенные среди интеллигенции, выявили характерную для многих ее представителей позицию, исходящую из неправомерности жесткого противопоставления научного знания религиозной вере. Рациональное научное знание и религиозное чувство, базирующееся на ценностном подходе к действительности, взаимно дополняют друг друга, образуя некое единство.

4) Существенный фактор повышения религиозности - это необходимость преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший все общество. Люди, привыкшие жить по совести, все чаще стали обращаться к религии и церкви как к оплоту моральных ценностей. По­стоянно проявляющиеся в нашем обществе коррупция, спекуляция, пьянство, наркомания мешают нормальной жизни людей и способствуют тому, что многие из них стремятся компенсировать эти пороки обращением к об­щечеловеческим ценностям, проповедуемым церковью, таким как милосердие, добро, внимание к окружающим. В этих гуманистических ценностях они видят заслон от тех норм и привычек, которые подобно ржавчине разъедают душу, плодят безнравственность, жестокость, отчаяние и страх.

5) Огромное значение в усилении религиозности имеет историческая традиция. Историческая память народа запечатлела прогрессивную деятельность православной Церкви в кризисные и переломные периоды истории нашего общества (формирование Российского государства, освобождение от татаро-монгольского ига, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война). В наши сложные времена к церкви люди обращаются как к надежной общественной силе, которая способна помочь народу выстоять в нелегких условиях современной жизни.

в) Важнейшей причиной возрастания интереса к религии является повышение национального самосознания, которое вызывает тягу людей к национальным ценностям, в том числе религиозным. По данным социологического опроса, более 60% граждан считают, что религия нужна для сохранения национального самосознания. К то­му же религия сближает представителей различных национальностей, придерживающихся той или иной конфессии. Так, православие объединяет большие и малые народы, живущие в странах СНГ. Ислам сближает культуру и быт татар, башкир, многие кавказские народы и т.д.

Наряду с положительными, следует отметить и ряд отрицательных явлений, связанных с распространением в обществе религиозных идей и взглядов. Прежде всего речь идет о не всегда продуманных действиях в отношении к религии некоторых политических деятелей. Например, вошло в моду присутствие многих государственных деятелей в храмах со свечами в руках. С другой стороны, служители культа становятся чуть ли не обязательными персонами на разного рода приемах, презентациях, митин­гах, кинофестивалях и т.д. Многие из них стремятся навя­зать религиозные взгляды учащимся, студентам, воинам. Религиозные организации нередко стремятся решать политические проблемы, что им никак не свойственно. Здесь можно предположить лишь одно противодействие - последовательно отделить государственные вопросы от религиозных. Это особенно необходимо в условиях многоконфессионального общества, когда на территории стран СНГ представлены различные религиозные организации. В обществе следует соблюдать принципы равенства всех конфессий, а также права неверующей части населения.

Попытаемся дать прогноз возможного развития религиозности в нашем обществе. Специалисты считают, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться - число верующих людей должно составлять примерно 30%.




Лекция 4.

Псевдоевангелистские секты
"Общество Сторожевой башни"
"Свидетели Иеговы" считают, что находятся в состоянии духовной войны со всем обществом, в котором существует их организация. Этот мир, по их мнению, лежит под властью сатаны. Отсюда запреты приветствовать флаг, главу государства или другие национальные символы, служить в вооруженных силах любого государства и вообще защищать что-либо, кроме своей организации, говорить "врагам" (не членам организации) правду о деятельности секты (зачастую предписывается преднамеренная ложь), и т. п. ("Сторожевая Башня", 1 февраля 1956 г., с.80, с.86; "Сторожевая Башня", 1 сентября 1960 г., с. 351 - 352; "Руководство для местных отделений", гл. 24, §11).

Отличительной особенностью вероучения организации является его изменчивость. Так, до октября 1931 г. иеговисты признавали крест своим символом, сохраняя хотя бы в символике христианские элементы, но в 1931 г. крест исчез с обложки "Сторожевой башни", а несколько лет спустя они объявили, что Иисус был повешен на столбе. С тех пор крест в изданиях иеговистов подвергается оскорблениям (срв.: "слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — Сила Божия" (1 Кор. 1:18)).

Все члены организации считают себя гражданами единого государства — "Общества Сторожевой башни" — со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где находится их управленческий центр "Вефиль". Там заседает правящая корпорация, которую свидетели называют "верным и благоразумным рабом Иеговы", единственным представителем Бога на земле.

Исследователи истории религии считают, что история "Свидетелей Иеговы" началась около ста двадцати лет назад: в середине 80-х годов XIX века в США стал выходить журнал "Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова". Его основателем был Чарльз Тейз Рассел, кружок последователей которого назывался "Исследователи Писания". Сам термин "свидетели Иеговы" появился в начале XX века.

Число адептов "Сторожевой башни" во всем мире исчисляется миллионами. "Вефиль" в Москве появился в марте 1991 года. Хотя официально в Минюсте России эту организацию зарегистрировали лишь в 1996 году, уже летом 1993-го в Петербурге проходил всемирный конгресс "Свидетелй Иеговы" — там, в поселке Солнечный, с 1997 года находится переехавший из Москвы "Вефиль".

26 марта 2004 года Головинский суд Москвы принял решение о ликвидации московской общины "Свидетели Иеговы". Суд удовлетворил ходатайство прокуратуры Северного округа столицы, которая обвиняет членов общины в нарушении Федерального закона "О свободе совести и религиозных организациях". Адвокаты иеговистов пытались навязать суду представление, что обвинения прокуратуры носят не правовой, а вероучительный характер. Судом были назначены психолингвистическая, социально-психологическая и филолого-психолингвистическая экспертизы, результаты которых легли в основу решения о роспуске секты. Кроме того, суд принял во внимание многочисленные свидетельские показания о деструктивном характере деятельности секты иеговистов.



Новоапостольская церковь

Вероучение

1. Главные положения вероучения содержатся в десяти статьях "Новоапостольского Символа веры". Первые три утверждают веру в Пресвятую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и Пресвятого Духа, во святую единую Апостольскую Церковь, в воскресение мертвых и вечную жизнь. С некоторыми допущениями эти статьи выглядят вполне традиционно. Но со статьи 4-й вводятся новые положения, которые никак не могут быть признаны традиционными христианскими церквами. Так, утверждается, что "Господь Иисус правит Своей Церковью через живущих апостолов,... которых Он послал и еще посылает". То есть вся полнота духовной власти присваивается руководителям Новоапостольской церкви - совету двенадцати апостолов и главному апостолу. И далее, в пятом пункте подтверждается, что "все служители в Церкви Христовой выбираются только апостолами".


2. Вторым источником учения является Библия. В то же время подчеркивается, что Библия не может заменить апостолов Христовых в качестве проповедников Его учения и дарователей таинств. Только апостолы, ведомые Святым Духом, могут верно истолковать Писание, и свободное чтение Библии верующими не поощряется.

3. Вероучительной книгой для простых верующих является периодически переиздаваемый катехизис "Новоапостольская вера: вопросы и ответы", в которой содержится всё, что необходимо знать верующему.

4. Для священнослужителей есть книга "История Царства", где содержится новоапостольская оценка всех традиционных христианских церквей, ни одна из которых не выполнила своего предназначения - привести людей ко спасению. Раскрывается содержание таинств, которых в НАЦ три - Крещение, запечатление Святым Духом и Евхаристия. Больше книг в обиходе Новоапостольской церкви нет. Нет и духовных учебных заведений, поскольку век апостольский - был веком простоты, а не богословских умствований.

Богослужения

1. Богослужения совершаются каждое воскресенье по образцу простой реформатской службы и сопровождаются пением хора. Схема такова: песнь, вступительная молитва, хор, проповедь главного апостола на библейский текст, хор, вторая проповедь, евхаристическая литургия с молитвой "Отче наш", "отпущение грехов", причастие, молитва, благословение, хор.

2. На неделе бывают собрания по частным квартирам. Содержание этих собраний неизвестно.

3. Три раза в году совершаются богослужения по "неспасенным усопшим", молитвы об их спасении, и затем усопших символически причащают - двое носителей сана подходят к апостолу. Он крестит их, запечатлевает Святым Духом и преподает причастие. Этот обряд напоминает крещение усопших в секте мормонов.

Таинства

1. Крещение совершается водой во имя Пресвятой Троицы. Как правило, крестят детей. За правильное воспитание их в духе новых апостолов поручаются родители.

2. Запечатление Святым Духом - необходимое таинство для полноценного вступления в Новоапостольскую церковь. Крещение - только необходимое таинство для принятия Святого Духа, преподаваемого в запечатлении, совершать которое может только апостол

3. Евхаристия совершается в память о крестной Жертве Христа. Причастие преподается верующим после покаяния, которое не является таинством - в виде облатки и запеченных в нее трех капель крови - вина. Облатки рассылаются также верующим, не имеющим возможности посетить храм - воинам, больным, в отдаленные области.


Масштаб современного распространения

В странах немецкого языка НАЦ - одна из самых сильных и крупных. Третья по численности церковь в Германии - после лютеран и католиков.

В настоящее время новоапостолов в мире около 7.000.000. Из них 3.400.000 в Африке и в Азии - 1.000.000. Очень много новоапостолов в Индии и в Заире. В Европе - более 500.000 человек.


В результате этой поездки были крещены 23 человека. В настоящее время в России 67 общин новоапостолов. И это всего за семь лет миссионерской работы. Уже с 1991 года журнал "Наша семья" стал издаваться и на русском языке. В сентябре 1992 года Москву посетил первоапостол Рихард Фер. К этому времени в Москве было уже 1000 новоапостолов и 20.000 по всей России. Москва была поделена на два округа: севернее Москвы-реки - с управлением из Австралии и Швейцарии, южнее - из Германии, и новоапостолы управляются здесь двумя окружными апостолами. В 1991 году в Москве открылся Административный центр НАЦ. Первый визит первоапостола в Россию был отмечен концертом в Большом зале консерватории, в котором участвовали знаменитые российские исполнители, в том числе органист Гарри Гродберг. На торжественном богослужении по усопшим святого причастия удостоились все похороненные у Кремлевской стены и также царь Александр III, некогда изгнавший английского первоапостола из России, который развернул проповедь своего учения.


ЦЕРКОВЬ ХРИСТА

"Церковь Христа" (далее ЦХ) зародилась совсем недавно, в 1979 году, когда в небольшую протестантскую общину в Бостоне был назначен молодой пастор Кип МакКин. Большая часть прихожан покинула приход, когда МакКин начал проповедовать собственное учение, но вскоре стали появляться новообращенные. За первые десять лет существования секты число последователей МакКина выросло во много тысяч раз и новые церкви открылись в десятках городов многих стран мира. В последние годы бурный рост секты продолжается.

Чем же объясняется такой невероятный успех нового культа? Прежде всего удачным сочетанием крайне примитивного, буквалистического (а следовательно и доходчивого), толкования христианства с необычайно агрессивными методами воздействия на личность, цель которых в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека. Характерной особенностью секты является система "наставничества", согласно которой, каждое слово "наставника" становится высшим законом для "ученика". Хотя ЦХ и утверждает непререкаемость авторитета каждой буквы Священного Писания для своих членов, на деле единственным критерием истины становятся слова "наставника". Секта построена по "пирамидальному" принципу: у каждого "наставника" есть несколько "учеников", которые, в свою очередь, являются "наставниками" и имеют своих "учеников", и так далее. Тот же самый принцип соблюден в административном строении ЦХ: Бостонская церковь управляет двадцатью четырьмя столповыми церквями, которые в свою очередь основывают свои дочерние церкви в разных местах.

«Основные» Церкви Христа – это консервативно настроенная евангелическая группировка, учение которой, как правило, характеризуется термином «библейский фундаментализм». Последователи Церквей Христа в основном проживают на территории «Библейского пояса» - на Юге и Среднем Западе Соединенных Штатов.

· Делать учеников Христа – вот главный смысл и цель жизни христианина
· Чтобы сделать человека учеником, необходимо выйти в мир, не дожидаясь, пока мир обратиться к тебе с просьбой, привести человека к обращению (Крещение в Церкви Христа) и затем научить его всему, чему Христос научил тебя
· Процесс превращения в ученика подразумевает, что молодой христианин проходит его при теснейшей поддержке более опытного христианина, как наставника, или «партнера по молитве», который обучает подопечного Евангелию, и которого обучаемый должен слушаться и уважать
К этому Лукас добавил еще один важный пункт:
Быть учеником Христа означает «полную преданность» Богу, Церкви Христа и процессу «ученичества».
ЛЕКЦИЯ 5 ПСЕВДОИНДУИСТСКИЕ СЕКТЫ

ТМ (Трансцендентальная медитация)

Эта секта была основана в 1952 г. в США Махариши Махеш Йоги (род. 1911 г.), бывшим монахом индуистского ордена Сарасвати, ставшим на Западе самым богатым бизнес-гуру. В то время как другие секты добиваются признания за собой религиозного статуса (например, сайентология, которая во всех странах требует, чтобы ее считали религией), ТМ, наоборот, всячески от этого открещивается. Ее организатор Махариши Махеш Йоги избрал другой путь распространения своей организации: он утверждает, что ТМ не имеет ничего общего ни с какой религией — это исключительно научный медицинский метод, разработанный для помощи человечеству. Особое внимание уделяется медитациям.

Секта стала популярной благодаря Джорджу Харрисону. Основной рекламный упор делался на то, что трансцендентальной медитации очень легко научиться, что она может дать наслаждение, обеспечить глубокий отдых и расслабление, необходимые при динамичной работе, улучшить ясность восприятия, активизировать творческий ум, расширить осознание действительности, обеспечить развитие личности естественным путем. По словам Махариши, все это очень просто: медитируйте по 20 минут утром и вечером — повторяйте данную вам мантру, и пользуйтесь методом, который практикуют во всем мире пилоты, министры, домохозяйки, строители, лесорубы, ученые — все, все, все.

В ряде стран ТМ создала свои политические партии под названием “Партия естественного закона”. Правда, им пока еще нигде не удавалось добиться успеха на выборах. Самого большого на сегодняшний момент успеха ТМ добилась в 1997 году, когда медитатор Уильям Хэйг был избран лидером главной оппозиционной партии Великобритании — консервативной партии. Но с тех пор консерваторы так и не смогли выйти из глубокого внутреннего кризиса.

ТМ использовалась в различных программах по излечению от алкоголизма и наркомании, в том числе и в армии США (до 1977 г.). Использовалась она и в тюрьмах. Махариши смог добиться этого, уверяя, что ТМ не имеет никакого отношения к религии.

"Искусство жизни" (далее - ИЖ).

Основатель группы - "Его Божественная милость" Шри Шри Рави Шанкар. Интересно, что даже инструкторы, люди, проработавшие в ИЖ не один год, не знают его подробной биографии. Эта информация закрыта для всех, во всяком случае, российских, отделений. Существует так называемая официальная биография. Она содержит типичный для жизнеописаний неогуру набор штампов и сводится к следующему: Рави Шанкар родился в Бангалоре (Индия) и с самого рождения был необыкновенным ребенком. Он пребывал в глубоких медитациях, будучи еще совсем маленьким, в четыре года наизусть цитировал "Бхагавадгиту" и к 17 годам изучил не только духовную мудрость индийской религии и философии, но и получил классическое европейское образование, развернув также широкую благотворительную деятельность.

Рекламная и маркетинговая позиция ИЖ строится на отрицании всякой религиозной природы своего учения или практики. "Человек любой конфессии, так же как и атеист в результате курса становится более осознающим, идет к корням того, что делает...". Методы ИЖ выдаются за абсолютно научные, их будто бы изучают в ряде университетов на западе, например, в Германии (правда, точного места, где проводятся исследования, вы в материалах не найдете). Регулярные занятия (каждый день + 1-2 раза в неделю в группе) сударшен крией, йогой и медитацией по методам ИЖ должны, согласно рекламе ИЖ, привести к очистке организма от ядов и токсинов, психики - от накопившихся стрессов и "расширить осознанность".
.
Религиозный характер учения ИЖ подтверждается следующим:
1. Наличие концепции Бога.
2. Вытекающая из теологии монизма идея отсутствия индивидуальной личности человека.
3. Учение о предсуществовании и переселении душ.
4.Учение о существовании мира, как результате Божественной игры (лилы).
5. Учение о спасении как избавлении от кармы.
6. Религиозная практика ИЖ: Совершение пуджи.

Лекция 6 Постсоветская эклектика

Белое Братство


следующая страница >>