Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права» Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруде - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины история отечественного государства и... 4 1130.43kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление... 1 549.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного... 5 2106.17kb.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория государства... 14 6458.41kb.
Учебно-методический комплекс история криминалистики направление подготовки... 1 406.13kb.
Учебная программа дисциплины «История отечественного государства... 2 381.49kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 55.28kb.
Учебно-методический комплекс английский язык в сфере юриспруденции... 1 329.75kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс для студентов по специальности 030501... 28 4465.27kb.
Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим... 1 312.97kb.
«Деятельность партийных и комсомольских органов и организаций в условиях... 1 203.23kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и - страница №9/10



66. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1950-х – СЕРЕДИНЕ 1960-х гг

Неоднократно поднималась заработная плата ряда категорий трудящихся, значительно улучшались условия труда (особенно для несовершеннолетних работников и женщин). Были значительно расширены права работников, в частности, работники и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора (увольнения с работы по собственному желанию) с предупреждением администрации работодателя за две недели.

Уголовная ответственность за самовольный уход с предприятия, а также за прогул была заменена дисциплинарной ответственностью. Развивалась система товарищеских судов на предприятиях. Первичным органом, рассматривавшим трудовые споры, становились комиссии по трудовым спорам смешанного состава. Вышестоящим органом для комиссии по трудовым спорам являлся местный (фабричный, заводской) комитет профессионального союза, чье постановление в свою очередь можно было обжаловать в соответствующий народный суд.

Принят Закон о гос. пенсиях. Пенсии по старости назначались мужчинам – по достижении 60-летнего возраста при 25-летнем стаже; женщинам – по достижении 55-летнего возраста при 20-летнем стаже. Размер пенсий (в том числе по старости и по инвалидности) значительно увеличивался.

Повышена роль профсоюзов в решении вопросов пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

Расширены права колхозов в области планирования своей хозяйственной деятельности. Произошли изменения в принципах и форме оплаты труда колхозников.

была увеличена их материальная заинтересованность в результатах своего труда. Реорганизовывалась система машинно-транспортных станций на селе.

Значительно облегчил налогообложение колхозов Закон о сельскохозяйственном налоге 1953 г.

В 1960 г. принят Закон «Об охране природы в РСФСР».

В 1958 г. были изданы Основы уголовного законодательства СССР 1958 г., заменившие Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, действовавшие с 1924 г.

В уголовном праве была впервые прямо запрещена аналогия. Смертная казнь – расстрел – допускалась в качестве исключительной высшей меры наказания. Она применялась лишь против изменников Родины, шпионов, диверсантов, террористов, бандитов, наиболее отъявленных убийц.

Минимальный возраст уголовной деликтоспособности был повышен с 14 до 16 лет.

Был подробно регламентирован институт условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы.

В 1960 г. был принят УК РСФСР, заменивший аналогичный Кодекс 1926 г.

Приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1961 г. были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1964 г. был принят ГПК РСФСР.


67. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В СЕРЕДИНЕ 1950-х – СЕРЕДИНЕ 1960-х гг. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК 1961 г.

В 1956 г. была ликвидирована Карело-Финская ССР, а Карельская автономная ССР в составе РФ – воссоздана.

Восстанавливались права горских народов, репрессированных в годы Великой Отечественной войны Так, Кабардинская автономная ССР в составе Российской Федерации была преобразована в Кабардино-Балкарскую автономную ССР в составе Российской Федерации. Черкесская автономная область в составе Российской Федерации была преобразована в Карачаево-Черкесскую автономную область в составе Российской Федерации. Была восстановлена Чечено-Ингушская автономная ССР в составе Российской Федерации. Была восстановлена Калмыцкая автономная область в составе Российской Федерации, преобразованная в 1958 г. в Калмыцкую автономную ССР в составе Российской Федерации.

При Хрущеве (с 1953 по 1964 г.) были расширены права союзных республик. Так, в 1957 г. им вновь было предоставлено право решать вопросы о судоустройстве, принимать собственные кодексы, в соответствии с Основами законодательства СССР (по соответствующей отрасли права), утверждаемыми Верховным Советом СССР.

В ведение союзных республик было передано решение вопросов административно-территориального устройства.

Были расширены бюджетные права союзных республик. При Совете Национальностей Верховного Совета СССР была создана специальная Экономическая комиссия, готовившая заключения о соответствии народно-хозяйственных планов, вносимых на утверждение Верховного Совета СССР, задачам экономического развития союзных республик.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик были утверждены Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г.

Основы закрепляли государственную, кооперативно-колхозную формы собственности, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Собственником всего гос. имущества провозглашалось советское государство.

Договорная система воспринималась как инструмент выполнения народно-хозяйственных планов в Советском Союзе, обеспечения ответственности предприятий и организаций за ассортимент, качество и комплектность продукции, своевременность ее поставки.

Устанавливалось, что государство защищает также личную собственность граждан, т. е. собственность, основанную на труде граждан и предназначенную для удовлетворения их насущных материальных и культурных потребностей. Личное имущество граждан запрещалось использовать для извлечения нетрудовых доходов.

В целом Основы подчеркивали неизменность и единственность социалистической системы ведения народного хозяйства в СССР.

В 1964 г. на базе Основ были приняты гражданские кодексы союзных республик, в том числе ГК РСФСР.




68. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В СЕРЕДИНЕ 1960-х гг.

В Советском Союзе продолжается сращивание партийной и государственной систем, вплоть до подмены государственных органов (например, местных Советов депутатов трудящихся) партийными (например, местными партийными комитетами). Попытки противостоять этому процессу (например, постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» 1971 г.) успехом не увенчались.

Эта ситуация ярко проявлялась и в том, что Л.И. Брежнев долгое время совмещал должности Председателя Президиума Верховного Совета СССР (высшая государственная должность) и Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС (высшая партийная должность).

В 1964 г. разделенные при Н.С. Хрущеве промышленные и сельскохозяйственные краевые и областные Советы депутатов трудящихся России были вновь объединены.

Советы всех уровней обрастают различными дополнительными органами – всевозможными комиссиями, комитетами. (Например, постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР, на основании Положения о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР 1967 г. Эти постоянные комиссии использовали в своей работе технический аппарат Президиума Верховного Совета СССР.) Аналогичные постоянные комиссии появились при Верховном Совете РСФСР в 1968 г.

Был увеличен срок полномочий Советов всех уровней: Верховного Совета СССР с 4 до 5 лет; местных Советов с 2 до 2,5 лет. Снижен возрастной ценз для обретения пассивного избирательного права на выборах депутатов Советов всех уровней.

В 1966 г. были изменены нормы представительства союзных республик в Совете Национальностей Верховного Совета СССР: они стали посылать в эту палату высшего органа государственной власти Советского Союза по 32 депутата.


69. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В КОНЦЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг.

После прихода к власти Л.И. Брежнева (с 1964 по 1982 г.) произошел обратный переход от территориального к отраслевому принципу управления народным хозяйством. Советы народного хозяйства и их объединения были вновь заменены министерствами, государственными комитетами и иными подобными общесоюзными ведомствами.

Количество министерств стремительно увеличивалось. В 1967 г. было образовано общесоюзное Министерство медицинской промышленности СССР: в 1972 г. такое узкоспециализированное ведомство: как Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР: было разделено еще на два министерства. Проводились многочисленные преобразования ведомств отраслевого управления: например, в 1972 г. Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии.

В 1978 г. в Советском Союзе было 80 министерств и государственных комитетов (государственный комитет – специализированное ведомство отраслевого управления, подчиненное Совету Министров СССР).

Хозяйственная реформа 1965 г. (так называемая косыгинская реформа) привела к определенному расширению прав самостоятельного хозяйствования отдельных промышленных предприятий.

В 1966 г. было воссоздано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, позже переименованное в Министерство внутренних дел СССР.

Принцип двойного подчинения органов милиции (как по линии МВД, так и местным Советам) был закреплен в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». Продолжалось существование добровольных народных дружин, действовавших на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка». Добровольные народные дружины оказывали серьезное содействие органам милиции (например, в деле борьбы с браконьерами).

Активную деятельность продолжала основная советская спецслужба – Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР.

В 1965 г. была создана единая централизованная система государственных органов народного контроля СССР, возглавляемая Комитетом народного контроля СССР.

Чтобы привлечь работников промышленных предприятий к управлению народным хозяйством, в 1983 г. был принят Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями учреждениями, организациями».




70. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г.

Решение о необходимости выработки и принятия новой Конституции СССР было принято XXII съездом КПСС (1961), кот. взял курс на полную победу социализма. Было объявлено, что советское государство действительно стало общенародным.

Для разработки проекта новой Конституции СССР была создана Конституционная комиссия под председательством первого секретаря ЦК КПСС Хрущева. Однако при нем завершить эту работу не удалось, и Конституционную комиссию возглавил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС, а позже и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Брежнев.

Новая Конституция была принята в 1977 г., на ее основе были приняты новые Конституции союзных советских социалистических республик, в том числе Конституция РСФСР 1978 г., действовавшая в России (с многочисленными изменениями и дополнениями) вплоть до конца 1993 г.

В Конституции 1977 г. констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели развития указывалось построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы народных депутатов.

Закреплялась «руководящая и направляющая роль» Коммунистической партии Советского Союза.

Установлены новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум новые гражданские права – на обжалование действий должностных лиц, на суд. защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий гос. и общественных организаций и т. д. Впервые на конституционном уровне были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. Конституция подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

Конституция утверждала за каждой союзной республикой право на свободный выход из состава СССР. СССР определялся как «единое союзное многонациональное государство», что указывало на стремление усилить федеральные централистские начала в советской государственно-правовой жизни.

Высшим органом гос. власти был Верховный Совет СССР, фактически же власть была сосредоточена в его постоянно действующем Президиуме, председатель которого де-юре являлся главой советского государства. Правительственные функции осуществлял Совет Министров СССР, ему были подчинены советы министров союзных республик.

Была выстроена суд. система: народный (районный) суд – областной (краевой) суд, суд автономной республики – верховный суд союзной республики – Верховный суд СССР в Москве. Аналогично строилась система советской прокуратуры. Конституция СССР 1977 г. закрепила также систему органов гос. арбитража (прообраз арбитражных судов).




71. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ЖИЛИЩНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.

Создаются общесоюзные кодексы (напр., Воздушный кодекс), Основы законодательства СССР и союзных республик, одни из которых затем получили развитие в республиканских кодексах (напр., Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик). Венцом этой кодификации стала работа над Сводом законов СССР. В это издание предлагалось включить Конституцию СССР 1977 г., общесоюзные законодательные акты, а также совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, носящие нормативный характер. Указание на необходимость скорейшей разработки Свода законов СССР содержалось в совместном постановлении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 23 марта 1978 г.

В 1980–1981 гг. после принятия постановления Верховного совета СССР «О введении в действие Основ законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях» и Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке введения в действие Основ законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях» в нашей стране впервые появилось кодифицированное административное законодательство. В 1984 г. в соответствии с Основами законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях был принят КоАП РСФСР.

Отражением экономической реформы советского народного хозяйства в правовой сфере стали, в частности, совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» и постановление Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. «О материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств».

В 1981 г. после принятия Верховным Советом СССР Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик в нашей стране впервые появилось кодифицированное жилищное законодательство. В 1983 г. в соответствии с Основами жилищного законодательства СССР и союзных республик был принят Жилищный кодекс РСФСР.

В 1968 г. были утверждены Основы законодательства СССР и союзных республик о семье и браке. В 1969 г. принят Кодекс РСФСР о семье и браке.

По-прежнему законным признавался лишь брак, зарегистрированный надлежащим образом в органах ЗАГС. Подтверждалась возможность браков советских граждан с иностранцами.

Был существенно упрощен порядок развода (по сравнению с Указом 1944 г.). Так, если разводящиеся супруги не имели детей и претензий друг к другу, брак расторгался не в судебном порядке, а в соответствующем органе записи актов гражданского состояния.


72. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. ТРУДОВОЕ, ЗЕМЕЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.

В 1970 г. вступили в действие Основы законодательства СССР и союзных республик о труде. В 1971 г. в соответствии с Основами законодательства СССР и союзных республик о труде был принят КЗоТ РСФСР. Было утверждено Положение о порядке рассмотрения трудовых споров. В 1980 г. были значительно увеличены надбавки к пенсии по старости.

В 1968 г. были утверждены Основы земельного законодательства СССР и союзных республик. В 1970 г. в соответствии с Основами земельного законодательства СССР и союзных республик был принят Земельный кодекс РСФСР. Основными задачами советского земельного законодательства Основы земельного законодательства СССР и союзных республик провозглашали регулирование земельных отношений в целях рационального использования земель, создания условий повышения их эффективности, а также охрану прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений. Последовательно исключалась сама возможность частной собственности на землю.

В 1970 г. были приняты Основы водного законодательства СССР и союзных республик. Принят Водный кодекс РСФСР. Основными задачами советского водного законодательства провозглашались регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охраны вод от загрязнения засоления и истощения, улучшения состояния водных объектов, а также обеспечение охраны прав предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан Воды при этом объявлялись всенародным достоянием.

В 1975 г. были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о недрах. Принят Кодекс о недрах РСФСР. Основными задачами советского законодательства о недрах провозглашались регулирование горных отношений в целях обеспечения рационального, комплексного использования недр, охраны недр, обеспечения безопасности работ при пользовании недрами, а также обеспечение охраны прав предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан. Недра при этом объявлялись всенародным достоянием.

В 1977 г. были утверждены Основы лесного законодательства СССР и союзных республик. Принят Лесной кодекс РСФСР. Леса, как и прежде, объявлялись всенародным достоянием.

В 1980 г. были приняты экологические общесоюзные законы: Закон СССР об охране атмосферного воздуха, Закон СССР об охране и использовании животного мира.




73. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ, УГОЛОВНОЕ, ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО

Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.

На основе интенсивно развивавшегося колхозного права формировалась такая отрасль советского права, как сельскохозяйственное право.

В ноябре 1969 г. Ill Всесоюзный съезд колхозников принял Примерный устав коллективного хозяйства (колхоза), внесший изменения в ранее действовавший Примерный устав сельскохозяйственной артели, значительно расширивший права основного сельскохозяйственного производителя в Советском Союзе – коллективного хозяйства.

Для советского уголовного права в середине 1960-х – 1980-х гг. характерна тенденция смягчения уголовной ответственности за малозначительные преступные деяния. Ряд деяний был декриминализован (перестал признаваться преступлениями), в том числе незаконная порубка леса в некрупных размерах, нарушение правил торговли и др.

Шире стал применяться такой институт уголовного права, как условное осуждение, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы. Тенденция общей гуманизации советского уголовного права была отражена в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства»

Вместе с тем была усилена борьба с наиболее опасными в современных условиях преступлениями. Это было, в частности, отражено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности, и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений»

В 1973 г. были установлены самые суровые меры наказания (вплоть до смертной казни) за угон воздушного судна (самолета).

В 1974 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об усилении борьбы с наркоманией».

Впервые было кодифицировано отечественное исправительно-трудовое законодательство. В 1969 г. были утверждены Основы исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, в соответствии с ними в 1970 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 июня 1971 г.

Дальнейшее развитие, прежде всего в сторону приближения к международным демократическим стандартам, получило советское уголовно-процессуальное право (были скорректированы права защитников в сторону их увеличения).


74. СЛОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СЕРЕДИНЕ 1980-х – СЕРЕДИНЕ 1990-х гг.

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, провозгласивший курс на перестройку, целями которой провозглашались укрепление демократических основ советского общества и государства и развитие рыночных отношений на базе частного предпринимательства.

В 1988 г. в качестве высшего органа государственной власти СССР был учрежден Съезд народных депутатов СССР, а Верховный Совет СССР назначался постоянно действующим государственным органом в периоды между съездами народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР стал избираться съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР.

В 1990 г. была учреждена должность Президента СССР, а Съезд народных депутатов СССР ликвидирован. СССР стал президентской республикой (первым Президентом СССР был М.С. Горбачев, его в порядке исключения избрал Верховный Совет СССР, хотя в соответствии с новой редакцией Конституции СССР Президента СССР должны были выбирать все советские граждане).

Из Конституции СССР была изъята знаменитая ст. 6 о главенствующей роли КПСС.

В этот период обстановка в стране накалялась, союзные республики требовали укрепления своих суверенных прав, заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. советские граждане на референдуме высказались за сохранение СССР, однако это решение оказалось нарушенным последующим ходом событий. В августе 1991 г. партийная верхушка попыталась переломить обстановку с помощью создания Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и отстранения от власти Президента СССР М.С. Горбачева, но эта попытка провалилась вследствие активной позиции российского руководства во главе с Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным (был избран россиянами 12 июня 1991 г.). после чего распад СССР стал необратимым процессом. Была запрещена деятельность Коммунистической партии Советского Союза.

Осенью 1991 г. независимыми государствами были провозглашены Эстония, Латвия и Литва, они были признаны СССР.

В декабре 1991 г. Президент России Б. Ельцин Президент Украины Л. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевич в Беловежской пуще приняли решение о выходе своих республик из состава СССР, о прекращении существования СССР и учреждении Содружества Независимых Государств (СНГ). Было продемонстрировано бессилие союзного руководства: М.С. Горбачев даже не был приглашен в Беловежскую пущу. Решение, принятое в Беловежской пуще, было подтверждено на встрече руководителей союзных республик в Алма-Ате. В конце декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев был вынужден уйти в отставку, СССР окончательно прекратил свое существование.







75. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1980-х – НАЧАЛЕ 1990-х гг.

В сфере гражданского права период, начинающийся с 1985 г., характеризуется постепенным допущением, а затем повсеместным распространением рыночных отношений.

В 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», кот. допускал, в частности, создание семейных кустарных мастерских. Принят Закон СССР «О гос. предприятии (объединении)», устанавливавший, что гос. предприятие (объединение) должно осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Поистине революционным стал Закон СССР «О кооперации в СССР». С этого времени началось массовое распространение кооперативов в Советском Союзе.

Важными для становления арендных отношений были указ Президиума Верховного Совета СССР «Об аренде и арендных отношениях СССР», Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде, утвержденные Верховным Советом СССР.

Большое значение для правовой регламентации произошедших изменений в экономической сфере имели Законы СССР «О собственности в СССР» и «О предприятиях в СССР». Устанавливалось, что в Советском Союзе может существовать собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан (иностранцев); допускались смешанные формы собственности. Устанавливались ел. виды советских предприятий: индивидуальные и семейные, основанные на собственности советских граждан коллективные предприятия, государственные (союзные и республиканские) предприятия и др.

Принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Устанавливалось, что интересы трудового коллектива представляет уполномоченный им орган – профсоюзный комитет (совет трудового коллектива). Споры, возникающие между работниками (уполномоченным им органом) и администрацией работодателя, предписывалось рассматривать в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. В случае недостижения согласия с администрацией закреплялось право работников на забастовку.

Процессы либерализации в советском обществе находили свое отражение и в уголовно-правовой сфере. В частности, из перечня гос. преступлений исключаются диверсия; особо опасные гос. преступления совершенные против другого государства трудящихся; нарушение правил о валютных операциях. Перестают действовать такие хозяйственные уголовно-правовые составы, как спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество. Из преступлений против порядка управления исключается распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. В совершенно другой редакции излагается уголовно-правовой состав об антисоветской агитации и пропаганде.


76. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

В конце 1990 г. начался процесс суверенизации РФ (на основе Декларации от 12 июня 1990 г.). Так. в соответствии с Законом РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» от 31 декабря 1990 г. до принятия своих законов о собственности, приватизации и до заключения нового Союзного договора не подлежали исполнению на территории России любые акты органов государственной власти и управления СССР, связанные с изъятием материальных, финансовых, валютных и денежных ценностей. Фактически общесоюзное законодательство перестало действовать на территории России с осени 1991 г.

1 ноября 1991 г. постановлением Съезда народных депутатов РСФСР Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину были предоставлены чрезвычайные полномочия связанные с осуществлением экономической реформы. В частности, ему было предоставлено право издавать указы по вопросам банковской, биржевой валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, даже находящиеся в противоречии с действующим законодательством РСФСР.

Принят Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» Впервые в отечественной истории допускалось существование для российских граждан двойного гражданства.

Принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» Было установлено, что наряду с государственной и муниципальной собственностью, а также собственностью общественных объединений в России признается и защищается государством частная собственность. Было введено такое основание приобретения права собственности, как приобретательская давность. В 1991 г. был принят также Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Приняты Законы РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «О приватизации жилищного фонда»

Чтобы перехватить инициативу в начавшейся «войне законов» между союзным центром и республиками (в частности, РСФСР), Верховный Совет СССР в 1991 г. утвердил Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, предполагалось, что они вступят в действие 1 января 1992 г. Однако к этому времени Советский Союз прекратил свое существование, что не помешало российскому законодателю санкционировать введение на территории РФ положений Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 г. с 3 августа 1992 г.

В 1991 г. был принят Закон «О занятости населения в РСФСР», которым определялся статус безработного, а также порядок выплаты гос. соц. пособия по безработице. В 1992 г. был принят Закон РФ Ю коллективных договорах и соглашениях» (в 1995 г. по этой теме был принят специальный ФЗ «О порядке разрешения коллективных споров»).




77. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1990-х гг.

В середине 90-х гг. в России формируется стабильное гражданское законодательство: принимаются первые две части Гражданского кодекса РФ, пришедшие на смену ГК РСФСР 1964 г. и Основам гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 г., федеральные законы о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о некоммерческих организациях, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью и пр.

В декабре 1995 г. был принят Семейный кодекс РФ, с введением в действие которого в основном утратил силу Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. Была значительно усилена защита прав детей (так, дети впервые получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд) Семейный кодекс РФ определил такие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление; опека и попечительство; передача в приемную семью; воспитание в учреждениях всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Был введен судебный порядок усыновления детей, закон стал охранять тайну усыновления.

В 1994 г., на основании соответствующего Федерального закона РФ, каждый получил право на необходимую оборону независимо от возможности избежать преступного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти Это было обусловлено обострением криминогенной ситуации в нашей стране после обретения государственной независимости.

Резкий рост преступности вынудил Президента РФ Б.Н. Ельцина даже принять беспрецедентный для российского уголовно-процессуального права Указ от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», в соответствии с которым к подозреваемым по указанным преступлениям задержание могло быть применено на срок до 30 суток. Чуть позже этот президентский указ был отменен.

В 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс РФ. Было введено такое наказание, как пожизненное лишение свободы.

В 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде» государственный арбитраж в России был преобразован в систему арбитражных судов. Этот закон в 1995 г. был заменен Федеральным законом «Об арбитражных судах в РФ». Данным законом был возрожден порядок апелляционного производства, отмененный еще Декретом о суде № 1 в ноябре 1917 г.


Рекомендации по работе с учебной и научной литературой

При изучении курса надо постоянно работать с учебной и научной литературой. Чем больше литературы вы успеете прочитать, тем лучше. Необходимо постоянно тренировать свою память – пытаться пересказать прочитанное. Чтобы ориентироваться в основных проблемах науки следует прочитать два-три учебника полностью. При чтении монографий и научных статей рекомендуется делать конспекты и выписки.



Рекомендации по подготовке к практическим занятиям и зачету

Задания и вопросы на практических занятиях, к зачету в основном по лекциям. Поэтому при подготовке к ним полезно несколько раз внимательно перечитать лекции, обращая внимание на запоминание фактического материала. Наиболее важные определения полезно заучивать. Кроме того, необходимо знать, что по изученным темам написано в двух-трех наиболее известных учебниках. При подготовке к зачету надо систематизировать материал по темам, запомнить логику изложения материала, уметь пояснять понятия, приводить примеры.


Задания для самостоятельной работы

Методические указания по самостоятельной работе

Важно уяснить, что история отечественного государства и права имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая объективно изучать определенный уровень общественных отношений в экономической, политической и социальной сферах жизни общества конкретного государства.

Изучение истории государственно-правовых явлений на фоне экономического, социального и политического развития стран, международных событий, их взаимосвязи с процессами в идеологии и культуре позволяет постичь закономерности, направления и динамику изменений в государстве и праве, их эффективность и значение для человека.

Конкретно-исторический подход в сочетании с методом сравни­тельного анализа, широко используемый дисциплиной «История отечественного государства и права», позволяет не только проследить особенности формирования и эволюции государственности у отдельных народов и их национальных правовых систем, но и лучше понять происхождение современной государственно-правовой картины мира, весьма сложной, многообразной и противоречивой.

Учитывая, что значительная часть литературы в настоящее время устарела в связи с большим потоком новой информации и пересмотром концептуальных подходов, утвердившихся ранее в историко-правовой науке, при самостоятельной работе студентам следует обращаться лишь к той литературе, которая рекомендована в перечне к каждой теме и в целом по курсу.

Умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного курса, могут быть использованы в исследовательских целях, а также в практической деятельности юриста.

При подготовке к экзамену надо делать выписки из изученных нормативных и литературных источников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тема

Содержание самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

1

Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук.

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права».

2

Государство и право Древней Руси.

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Чтение и конспектирование материалов хрестоматии по курсу «История отечественного государства и права».

3

Государство и право в период феодальной раздробленности (12-15 вв.)

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Решение задач по теме.

4

Образование русского централизованного (Московского) государства и развитие общерусского феодального права (15-сер.16вв.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Чтение и конспектирование материалов хрестоматии по курсу «История отечественного государства и права».

5

Сословно-пердставительная монархия в России (сер.16-17 вв.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Решение задач по теме.

6

Абсолютная монархия в России. Образование Российской империи и развитие российского права в 18в.

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Чтение и конспектирование материалов хрестоматии по курсу «История отечественного государства и права».

7

Государственно-правовое развитие Российской империи в период кризиса феодально-крепостнического строя (первая пол.19 в.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права».

Просмотр документальных фильмов по теме.



8

Буржуазные реформы государственного аппарата и развитие права Российской империи (вторая пол. 19в.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Чтение и конспектирование материалов хрестоматии по курсу «История отечественного государства и права».

9

Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (1900-1917гг.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Решение задач по теме.

10

Российское государство и право в период февральской революции (февраль-октябрь 1917г.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права».

Просмотр документальных фильмов по теме.



11

Октябрьская революция и создание Советского государства и права (октябрь 1917-1918гг.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Чтение и конспектирование материалов хрестоматии по курсу «История отечественного государства и права».

12

Советское государство и право в годы гражданской войны и военного коммунизма (1918-1921гг.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права».

Просмотр документальных фильмов по теме.



13

Государство и право в условиях НЭПа (1921-1928гг.) Образование СССР.

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Решение задач по теме.

14

Советское государство и право в период ускоренной модернизации экономики и общества (1929-1941гг.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права».

Просмотр документальных фильмов по теме.



15

Государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Чтение и конспектирование материалов хрестоматии по курсу «История отечественного государства и права».

16

Развитие советского государства и права в послевоенный период и либерализация общественных отношений в СССР (1946-сер.70-х гг.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права».

Просмотр документальных фильмов по теме.



17

Нарастание кризиса. Распад СССР (сер.70-х – 1991г.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права». Решение задач по теме.

18

Российская Федерация – независимая суверенная республика (к.20-н.21вв.).

Ведение словаря по курсу «История отечественного государства и права».

Просмотр документальных фильмов по теме.





Словарь основных терминов и понятий

БЕЛОМЕСТЦЫ — светские и духовные феодалы, проживающие в городах Руси XVII в., создавали вокруг городов торгово-ремесленные поселки, захватывали земельные угодья, беспошлинно вели торговлю.

БОБЫЛИ — в Русском государстве XV- начале XVIII века — обед­невшие феодально-зависимые люди, которые не несли государствен­ного тягла. Бобыли платили своему владельцу оброк — бобылыцину. В просторечье бобыли — обнищавшие, одинокие, бездомные люди.

БОЯРЕ (истор.) — высший слой феодального общества в Русском государстве в 1Х-Х\Щ вв. В России с XV в. — высший чин «Служилых людей по отечеству», которые имели право участвовать в заседаниях Боярской думы, а также занимали наиболее важные административ­ные, судебные и военные должности, возглавляли Приказы, были воеводами. В начале XVIII в. звание бояр было отменено Петром I.

БОЯРИН ВВЕДЕННЫЙ — в период образования Русского цен­трализованного государства высший придворный чин, «введенный» в состав Боярской думы, состоящий на государственной службе.

БОЯРСКИЙ СОВЕТ («ОСПОДА») - в период Новгородской феодальной республики носитель верховной власти Новгорода. В со­став Совета входили представители высшей администрации (архи­епископ, князь, посадник и др).

БРАТЧИНА — а) общество, артель; б) обычай у русского кресть­янства проводить в складчину религиозные праздники, обществен­ные пирушки.

БУРМИСТЕРСКАЯ ПАЛАТА — создана в России при Петре I в 1699 г. как центральное финансовое учреждение и выборный орган самоуправления посадского (городского) населения. Она ведала сбо­ром основной части государственных налогов.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ — а) глава великого княжества на Руси се­редины XVI в.; б) в Российской империи член императорской фами­лии, родственник императора (титул сына, брата или внука импера­тора); в) часть полного титула Российского императора; г) киевские князья как сюзерены в отношении зависимых князей носили назва­ние «великих», «старейших». В период феодальной раздробленно­сти великими князьями стали именоваться князья Тверские, Рязан­ские и др. За Московским князем титул «великого» закрепляется, начиная с Ивана Калиты. Иван Ш после присоединения Твери (1485 г.) принимает титул великого князя «всея Руси». В 1547 г. ве­ликий князь Московский Иван IV принял титул царя.

ВЕРВЬ — крестьянская община в Древней Руси. Первоначально вервь — организация кровнородственного характера, а затем — пол­ное отсутствие признаков родственного коллектива. Члены верви бы­ли связаны круговой порукой.

ВЕРСТАНИЕ — в России с XVI в. до военной реформы Петра I за­числение дворян, детей боярских и городовых казаков на военную службу с одновременным назначением земельного (поместья) и де­нежного жалованья.

ВИДОКИ — по древнерусскому праву свидетели, лично подтвер­ждающие событие, факт.

ВИРА — в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убий­ство или нанесение телесных повреждений свободному человеку. По «Русской Правде» (пространная редакция) вира за убийство простого свободного человека взыскивалась в размере 4О гривен серебра, за убийство представителя княжеской администрации (тиуна, огнища­нина) — 8о гривен; за нанесение тяжелых увечий.

ВИРА «ДИКАЯ» — в Древней Руси денежный штраф, который платила община, если на ее территории был найден труп, а убийца не был обнаружен.

ВИРНИК — должностное лицо в Древней Руси, собиравшее виры и продажи.

ВОЕВОДА (истор.) — а) военачальник, правитель; б) начальник княжеской дружины, глава народного ополчения; в) в конце XVI в. — представитель царского правительства на местах во главе области (разряда), например воевода Тобольского разряда; г) глава городско­го управления (середина XVI в.).

ВОЛОСТЬ — (от слова «владеть» или «володеть»); а) в Древней Руси административно-территориальная единица, подчиненная во­лостелю, или определенная территория, подчиненная одной власти; б) в царской России с конца ХЛГШ в. — низшая административно-тер­риториальная единица в составе уезда.

ВОТЧИНА — разновидность феодальной земельной собственно­сти в Русском государстве и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян. Экономическая структура вотчины — различные формы эксплуатации крестьян (барщина, натуральный и денежный оброк и т.п.). В отличие от поместья вотчину могли передавать по на­следству, продавать, менять, дарить и т. п. В период феодальной раз­дробленности Руси (ХШ-ХУ вв.) вотчина являлась господствующей формой феодального землевладения. Владельцы вотчин имели осо­бые привилегии в суде, уплате торговой пошлины и т.п.

ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР высший чиновник местной администрации в царской России, стоявший во главе генерал-губернаторства (одна или несколько губерний). Начиная с губернской реформы 1775 г., генерал-губернатор подчинялся непосредственно императорской власти. Кроме прав, которыми обладали губернаторы, генерал-губернатор стоял во главе вооруженных сил на вверенной ему территории и наделялся правами внешних сношений. Должность генерал-губернатора, как и губернатора, была ликвидирована Февральской буржуазно-демократической революцией 1917Г.

ГОНЕНИЕ СЛЕДА — поиск преступника непосредственно по его следам.

ГОРОДНИЧИЙ — с конца XVIII в. до второй половины XIX в. глава административной власти города.

ГОСТИ — а) на Руси до XVI в. крупные купцы, которые вели меж­дугородную и зарубежную торговлю; б) в конце XVI- начале XVIII века — члены высшей привилегированной корпорации купцов. Гости на Руси пользовались такими привилегиями, как освобождение от тягловых повинностей, свободный выезд за границу по торговым де­лам, право приобретать вотчины и поместья, подсудность их непо­средственно царю и т.п. Вместе с тем гости в обязательном порядке выполняли важные государственные поручения, обязанности — воз­главляли наиболее крупные таможни, заведовали кабацкими сбора­ми, торговали казенными товарами (солью, пушниной). В начале XVIII в. гости были внесены в купеческое сословие.

ГРАМОТА — на Руси в X—XVIII вв. всякого рода письменный акт, исходящий от государственных органов, а также от церковных и част­ных лиц. Грамота могла быть пожалованием лицу или общине, соци­альному слою, классу определенных прав, отличий, наград либо под­тверждением какой-то совершенной сделки.

ГРИВНА — слиток серебра, который служил денежной и весовой единицей в Древней Руси. Различались гривна серебра — весовая единица и гривна-кун — денежно-счетная единица. Весовая гривна вначале равнялась одному фунту серебра. Впоследствии весовая гривна составляла 48 золотников (1 золотник — 4>266 г.). Денежно-счетная гривна соответствовала эквиваленту ценных мехов или ино­странных монет. Во второй половине XIII в. денежной единицей стал слиток серебра в половину денежной гривны — рубль. С XVI в. грив­на — денежно-счетная единица, которая равнялась ю копейкам.

ГУБЕРНАТОР — начальник губернии в дореволюционной России (до февраля 1917 г.), осуществлял административную, полицейскую, финансовую власть на территории губернии.

ГУБЕРНИЯ — основная административно-территориальная еди­ница в царской России и СССР до районирования (1923-1929 гг.).

ГУБНАЯ ГРАМОТА — великокняжеская, царская грамота в Рус­ском государстве (Х\ГГ-Х\Ш вв.), которая определяла организацию и компетенцию органов губного самоуправления. Губные грамоты ус­ловно можно разделить на уставные (адресованные местным жите­лям для введения губного самоуправления) и губные наказы (для введения особых мер по борьбе с разбоями).

<< предыдущая страница   следующая страница >>