Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа Работу студент 5 курса группы «А» специальности... 2 610.06kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В. 1 Лингвострановедение... 2 368.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление... 1 549.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного... 10 2895.3kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного... 5 2106.17kb.
Учебно-методический комплекс «Русский язык 10-11 классы» 2 405.87kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний... 7 2726.59kb.
Учебно-методический комплекс история криминалистики направление подготовки... 1 406.13kb.
$$ Языкознание является наукой, так как язык представляет собой весьма... 1 213.41kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика - страница №3/3

Список работ для обязательного конспектирования


  1. Раск Р. Исследования в области древнесеверного языка, или Происхождение исландского языка.

  2. Шлейхер А. Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков (Предисловие).

  3. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода.

  4. Потебня А. А. Мысль и язык; Из записок по русской грамматике.

  5. Пауль Г. Принципы истории языка.

  6. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики (Введение).

  7. Вандриес Ж. Язык.

  8. Ельмслев Л. Метод структурного анализа в лингвистике.

  9. Блумфилд Л. Язык (глава «Употребление языка»).

  10. Трнка Б. и др. К дискуссии по вопросам структурализма.


Источник:

Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ веков в очерках и извлечениях: В 2-х частях. М., 1960.



Форма представления конспектов: в ученической тетради в рукописном виде.

Предостережение: конспекты, выполненные на компьютере или с помощью иной множительной техники, к рассмотрению не принимаются!

Планы конспектов





  1. Раск Р. Исследования в области древнесеверного языка или происхождение исландского языка

Источник: Звегинцев I. С.36-42.

  1. Значение языка для познания происхождения и истории народов. Тезис о медленности языковых изменений (с.36-37).

  2. Лексика и грамматика как две стороны языковой материи (с.37); их разное значение для сравнения и установления родства языков (с.37-38).

  3. Какие языки могут считаться родственными? Какие слова следует привлекать для установления родства языков? (с.38-39)

  4. Об изменении значений слов в процессе развития родственных языков (с.40); об изменении значений окончаний (с.40-41).

  5. Признаки заимствований (с.41-42):

а) отсутствие производных или малое их количество;

б) отсутствие форм словоизменения.





  1. Шлейхер А. Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков

Источник: Звегинцев I. С.89-92.

  1. Языкознание (глоттика) как отрасль естествознания. Основные задачи языкознания (с. 89).

  2. Грамматика, ее предмет, задачи, разделы. Историческая грамматика (с.89).

  3. Предмет сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков (с.89-90).

  4. Два периода в истории языка (с.90).

  5. Генеалогическая классификация индоевропейских языков (с.91-92):

а) понятие о праязыке, языках-основах, языковом древе;

б) процесс дробления индоевропейского праязыка в представлении Шлейхера;

в) прародина индоевропейцев;

г) « генеалогическое древо» индоевропейских языков в изображении Шлейхера (рис.)




  1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода

Источник: Звегинцев I. С. 68-86.

  1. Связь языка с «духом народа» (с.68-71).

  2. Язык как «процесс» (energeia), как «деятельность духа» (с.72-73).

  3. Понятие формы языка; связь «материи» и «формы» (с.74; 76).

  4. Тождество и родство языков (с.76-77).

  5. Связь языка и мышления:

а) язык как «орган, образующий мысль» (с.78-79);

б) общественный характер языка (с.80);

в) речь (говорение) и понимание (с.80-81);

г) язык как «посредник», стоящий между «вещью» (действительностью) и человеком (с.81);



  1. Слово и речь (с.82).

  2. Внутренняя форма языка; Связь внутренней формы с внешней (с.83-86).




  1. Потебня А. А. Мысль и язык

Источник: Звегинцев I. С.117-123.

  1. О значении сравнительно-исторического языкознания (с.117).

  2. Два отличия слов человеческого языка от междометий (непроизвольных «животных» звуков (с.118-119): а) членораздельность; б) воспроизводимость значения.

  3. Понятие о внутренней форме слова (с.119-120).

  4. Генетическое объяснение полисемии и синонимии (с.120).

  5. Слово и понятие:

а) отношение понятия к слову (с.120, 121);

б) понятие с психологической и логической точек зрения (с.120-121);

в) понятие и образ (с.121).


  1. Язык как деятельность (речемыслительная деятельность) (с.122).

Из записок по русской грамматике Т.1.

  1. Предварительное определение слова. Отношение Потебни к многозначности (с.123-124).

  2. Три стороны в слове (на примере слов «верста», «арбузик»). (с.124-125).


  3. Собственное и переносное (производное) значение слова. Почему каждое значение слова является его собственным и в то же время производным значением? (с.125-126).

  4. Представление в понимании Потебни. Чем это понимание отличается от традиционного (буслаевского)? (с.126)

  5. «Ближайшее» и «дальнейшее» значения слова (с.127-128).



  1. Пауль Г. Принципы истории языка

Источник: Звегинцев I. С.165-182.

  1. Место языкознания в системе наук (с.165-167).

  2. Бессознательное и сознательное в языковых изменениях (с.168-169).

  3. Обоснование принципа историзма: научное изучение языка может быть только историческим (с.170-171).

  4. Задачи описательной и исторической грамматик. Отношение Г. Пауля к сравнительному методу: Отсутствие «историзма» и «причинности» как главный недостаток старого сравнительного метода (с.171-172).

  5. Изучение физической и психической сторон речевой деятельности (с.171-172).

  6. Причины изменений языкового узуса (с.179-180).

  7. Классификация языковых изменений: а) положительные, отрицательные изменения и замены; б) фонетические изменения, семантические изменения и аналогия (с.181).

  8. Методологический подход к вопросу о происхождении языка (с.182).

  9. Отношение грамматики к логике и психологии (с.182).



  1. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики

Источник: Звегинцев I. С.323-359.

  1. Определение языка и речевой деятельности (с.324-325).

  2. Вопрос о сущности языка (с. 327).

  3. Понимание лингвистики как раздела семиологии (с.327).

  4. Лингвистика языка и лингвистика речи (с.329, абз.5-6, 330).

  5. Внутренние и внешние элементы языка. Связь языкознания:

а) с этнологией (с.330),

б) с историей (с.330-331),

в) с диалектологией (с.331).


  1. Вывод Ф. де Соссюра о необходимости самостоятельного изолированного изучения «собственно внутренней системы языка» в отвлечении от «внешних» элементов. Аргументация Соссюра (с.332).

  2. Природа языкового знака (с.333-335).

а) Почему языковой знак, с точки зрения Соссюра, не материален, а психичен (идеален)?

б) Определение знака.

в) Означаемое и означающее.

г) Принцип произвольности языкового знака.

д) Междометия и звукоподражания как мнимые отступления от принципа произвольности.


  1. Неизменчивость языкового знака (с.335-337).

а) Сущность принципа неизменчивости.

б) Неизменчивость языкового знака как следствие его произвольности.

в) Факторы, обусловливающие неизменчивость языкового знака (4 фактора).

9. Изменчивость языкового знака (с.338-340).

а) Сущность принципа изменчивости языкового знака.

б) Изменчивость языкового знака как следствие его произвольности.

10. Синхрония и диахрония (с.344-345, 348).

а) Разграничение Соссюром синхронной и диахронической лингвистик.

б) Главенство синхронного подхода к языку в теории Соссюра.

в) Выводы (с.348).





  1. Вандриес Ж. Язык

Источник: Звегинцев I. С.386-404.

  1. Общее понятие о языке (с.386-387).

а) общее определение языка;

б) определение знака;

в) о слуховом языке;

г) о языке жестов.



  1. Социальность языка (с. 387-388):

а) два условия возникновения языка: наличие общества и высокий уровень развития мышления;

б) отличия человеческого языка от «языков» животных;



  1. Объяснение происхождения языка (с.388-389):

а) «символизация» звука;

б) общественное закрепление путем повторения;

в) усложнение и дифференциация.

4.Язык и языки:

а) смысл антиномии В. Анри: язык одновременно и един и многообразен (с.390);

б) трудность определения границ лингвистического описания (с.391);

в) Вандриес о различии между «языком» и «языками» (с.391); понятие о языке социальной группы (с.391-392);

г) понимание Вандриесом языковой нормы (с.392-393);

д) обобщающее определение языка и социальной группы (с.393-394);

е) две противоположные тенденции в развитии языков: к дифференциации и унификации (с.394);

5.Родство языков и сравнительный метод:

а) о неточности термина «родство языков» (с.395, абз. 1);

б) родство языков в диахронии (язык-«предок» и язык-«потомок») и в синхронии (с.395, абз.2, 3);

в) понятие о сравнительном методе и сравнительной грамматике (с.395-396);

г) особенности понимания Вандриесом индоевропейского праязыка; что стоит, с точки зрения Вандриеса, за этим термином? (с.396-397);

д) Вандриес о недостатках сравнительного метода и о возможностях реконструкции культуры индоевропейцев (с.397).



  1. Прогресс в языке:

а) «филологическая» точка зрения на прогресс в языке и отношение к ней Вандриеса (с.399-400);

б) о неприменимости понятия «прогресс» к фонетике и морфологии (с.400-401);

в) зависимость развития языка от социально-исторического фактора (с.401-402);

г) тенденция к абстрагированию в языках и ее связь с развитием мышления (с.402-403);

д) об относительности понятия «прогресс» применительно к языку (с.403-404).



  1. Ельмслев Л. Метод структурного анализа в лингвистике

Источник: Звегинцев II. С. 49-56.

  1. В чем Ельмслев видит основную заслугу Ф. де Соссюра перед языкознанием? (с.50-53)

  2. Связь структурного языкознания с логической теорией языка (с.53).

  3. Соотношение «лингвистики» (глоссематики) с «фонетикой» и «семантикой», по Ельмслеву (с.54).

  4. Обоснование семиологического подхода к языку (с.55-56).



  1. Блумфилд Л. Язык

Источник: Звегинцев II. С.125-144.

  1. Причины возникновения языка (с.125).

  2. Язык, письмо и литература (с.125-126; 142-143).

  3. Бихевиористская модель языка (стимул – реакция) в изложении Блумфилда (с.126-130).

  4. Отличие человеческого языка от «языков» животных (с.130-131).

  5. Язык и мышление (с.132-133).

  6. Речевой коллектив (с.133).

  7. развитие речи у ребенка: 5 этапов (с.133-135).

  8. Понятие об афазии. Виды афазии (с.137-139).

  9. Метод наблюдения в лингвистике (с.140).

  10. О языке жестов и его отношении к звуковому языку (с.141-142).



  1. Трнка Б. и др. К дискуссии по вопросам структурализма

Источник: Звегинцев II. С.100-110.

  1. Понятие о структурализме. Три основные школы структурализма и их объединяющие особенности (с.100-101).

  2. Фонология Пражской школы в сопоставлении с фонологией глоссематики и дескриптивной лингвистики (с.102-103).

  3. Морфология Пражской школы (с.104-106):

а) две задачи структурной морфологии; понимание морфологической оппозиции;

б) понимание частей речи;

в) понимание морфологической аналогии;


  1. Синтаксис Пражской школы (с.106).

  2. Особенности Пражской школы в трактовке категорий синтагматики и парадигматики, языка и речи (с.106-107).

  3. Проблема «язык и общество» в разных школах структурализма. Особенности подхода Пражской школы к проблемам диахронической лингвистики:

а) отличие Пражской школы в отношении к языковой диахронии от других школ структурализма (с.103);

б) недостаточное внимание к проблеме влияния общества на язык – основной порок всех школ структурализма (с.108-109);

в) разная степень влияния общества на разные стороны языка (с.109);

г) о возможности использования структурных методов в историческом языкознании (с.110)



  1. Сочетание методов количественного и качественного анализа (с.110).

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Тема 1. Введение

  1. Что изучает история языкознания?

  2. Каковы исторические предпосылки возникновения языкознания?

  3. Какие два этапа выделяют в истории языкознания? Какое лингвистическое событие служит водоразделом между ними?

  4. Какие периоды выделяют в донаучном этапе развития языкознания? Каковы их хронологические границы?

  5. Что такое направление языкознания?

  6. Перечислите основные направления языкознания.

  7. Назовите основных представителей логического направления.

  8. Назовите основных представителей сравнительно-исторического направления.

  9. Назовите основных представителей натуралистического направления.

  10. Назовите основных представителей психологического направления.

  11. Назовите основных представителей социологического направления.

  12. Что такое лингвистическая школа? Назовите известные вам крупнейшие лингвистические школы.

  13. Назовите основные школы неограмматизма и их крупнейших представителей.

  14. Назовите основные школы лингвистического социологизма и их крупнейших представителей.

  15. Назовите основные школы структурализма и их крупнейших представителей.


Тема 2. Античное языкознание

  1. Два этапа античного языкознания. Их условные хронологические границы.

  2. Перечислите основные гипотезы происхождения языка.

  3. Гипотеза звукоподражания, ее сущность, представители.

  4. Гипотеза междометий, ее сущность, представители.

  5. Гипотеза социального договора, ее сущность, представители.

  6. Теория «фюсей», ее сущность, представители.

  7. Теория «тесей», ее сущность, представители.

  8. Основное содержание диалога Платона «Кратил».

  9. Сущность теории идей Платона.

  10. Возражения Аристотеля на теорию идей Платона.

  11. Значение идей Платона и Аристотеля для развития языкознания.

  12. Логика Аристотеля как предпосылка грамматики.

  13. Общая характеристика филологического этапа античного языкознания.

  14. Назовите основных представителей александрийской филологической школы.

  15. Античное понимание «грамматического искусства»: 4 «умения».

  16. Фонетическое учение александрийцев.

  17. Учение александрийцев о частях речи.

  18. Синтаксическое учение александрийцев.

  19. Продолжение александрийской традиции римскими, средневековыми грамматиками и грамматиками Нового времени.

  20. Этимологические идеи Платона.

  21. Стоики об этимологии.

  22. Аналогисты и аномалисты.

  23. Этимологические идеи Варрона.

  24. Античное словообразование. Кто из античных ученых уделял внимание вопросам словообразования?

  25. Назовите античных ученых, посвятивших исследования поэтике и риторике.

  26. Предмет и разделы античной поэтики.

  27. Предмет и разделы античной риторики.

  28. Значение античной поэтики и риторики для языкознания.

  29. Ограниченность античного языкознания.

  30. Значение античного языкознания.


Тема 3. Восточное языкознание

  1. Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини.

  2. Какой язык описывается в грамматике Панини? Какие два типа правил выделяются в ней?

  3. Учение о звуках в грамматике Панини.

  4. Учение о морфеме в грамматике Панини.

  5. Части речи в грамматике Панини.

  6. Особенности древнекитайского языкознания.

  7. Особенности арабского языкознания.


Тема 4. Языкознание Средних веков и Возрождения

  1. Основные особенности средневекового языкознания.

  2. Особенности средневековой риторики.

  3. Номинализм и реализм, сущность этих течений, основные представители.

  4. Средневековый концептуализм.

  5. Значение спора номиналистов с реалистами для языкознания.

  6. Номинализм и реализм в национальных традициях философствования.

  7. Назовите основных представителей школы модистов.

  8. Что такое модусы? Основные типы модусов в учении модистов.

  9. «Основы логики» Петра Испанского. Значение этого труда для языкознания.

  10. «Спекулятивная грамматика» Томаса Эрфуртского.

  11. Учение Данте о природе и сущности языка.

  12. Данте об итальянском языке и латыни.

  13. Учение Данте о литературном языке.

  14. Особенности языкознания эпохи Возрождения.

  15. Назовите наиболее важные грамматические сочинения и филологов эпохи Возрождения.


Тема 5. Логическое направление языкознания

  1. Назовите основные предпосылки развития логического направления.

  2. Перечислите основные особенности логического направления.

  3. Задача и принципы грамматики Пор-Рояля.

  4. Материал грамматики Пор-Рояля.

  5. Структура грамматики Пор-Рояля.

  6. Фонетическое учение в грамматике Пор-Рояля.

  7. Учение о слове в грамматике Пор-Рояля.

  8. Синтаксическое учение в грамматике Пор-Рояля.

  9. Значение грамматике Пор-Рояля.

  10. Перечислите важнейшие нормативные грамматики XVI-XVIII вв.

  11. Перечислите важнейшие нормативные словари XVI-XVIII вв.

  12. Первые опыты классификаций языков.


Тема 6. Сравнительно-историческое языкознание

  1. Основные предпосылки развития сравнительно-исторического языкознания.

  2. Основные лингвистические события, предшествовавшие открытию сравнительно-исторического метода.

  3. Назовите основоположников сравнительно-исторического языкознания и их основные сочинения.

  4. Заслуги Ф. Боппа в разработке сравнительно-исторического метода.

  5. Заслуги Р. Раска в разработке сравнительно-исторического метода.

  6. Заслуги Я. Гримма в разработке сравнительно-исторического метода.

  7. Заслуги А. Х. Востокова в разработке сравнительно-исторического метода.

  8. Перечислите основные принципы сравнительно-исторического анализа.

  9. Что такое родство языков, дивергенция, конвергенция?

  10. Что такое праязык и праформа (архетип)?

  11. Какие слова следует привлекать для установления лексических соответствий между родственными языками?

  12. Как устанавливаются грамматические соответствия между родственными языками? Приведите примеры. Почему грамматические соответствия важнее лексических?

  13. Как устанавливаются словообразовательные соответствия между родственными языками? Приведите примеры.

  14. Приведите примеры фонетических соответствий между родственными языками.

  15. Что такое фонетический закон? Приведите пример фонетического закона. Какие два следствия имело открытие фонетических законов?

  16. Приведите примеры семантических соответствий между родственными языками.

  17. Метод «расширяющихся кругов» в сравнительно-исторической грамматике.

  18. Почему для сравнительно-исторического метода исключительно важны древние тексты?

  19. Какое значение имеет изучение заимствований для сравнительно-исторического метода?

  20. Значение сравнительно-исторического метода.


Тема 7. Натуралистическое направление языкознания

  1. Предпосылки натуралистического направления.

  2. Перечислите основных представителей натуралистического направления.

  3. Перечислите основные труды А. Шлейхера.

  4. А. Шлейхер о предмете языкознания.

  5. Сущность натуралистического понимания языка.

  6. А. Шлейхер об эволюции языка. Три этапа эволюции человеческого языка. Три грамматических типа языков.

  7. Реконструкция индоевропейского праязыка А. Шлехером.

  8. Генеалогическое древо индоевропейских языков А. Шлейхера.

  9. А. Шлейхер о прародине индоевропейцев.

  10. Общая оценка лингвистического натурализма: его достоинства и недостатки.


Тема 8. Психологическое направление языкознания

  1. Перечислите основные труды В. фон Гумбольдта.

  2. Гумбольдт о месте языкознания в системе наук.

  3. Гумбольдт о «духе народа» и «духе языка».

  4. Гумбольдт о сущности языка.

  5. Гумбольдт о роли языка в познании.

  6. Учение В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка.

  7. Классификация языков В. фон Гумбольдта.

  8. Отношение Гумбольдта к сравнительно-историческому методу.

  9. Что такое антиномия? Перечислите основные лингвистические антиномии, сформулированные В. фон Гумбольдтом.

  10. Антиномия языка и мышления.

  11. Антиномия языка и речи. Язык как деятельность и произведение.

  12. Антиномия говорения и понимания.

  13. Антиномия произвольности-непроизвольности языкового знака.

  14. Антиномия необходимости и свободы в языке.

  15. Общая характеристика психологического направления языкознания.

  16. Назовите основных представителей психологического направления.

  17. Назовите основные сочинения Х. Штейнталя.

  18. Штейнталь об отношении языкознания к логике.

  19. Штейнталь об отношении языкознания к психологии.

  20. Сущность индивидуально-психологического понимания языка Х. Штейнталем. Штейнталь о причине единства этнического языка.

  21. Развитие Штейнталем гумбольдтовского учения о внутренней форме языка.

  22. Назовите основные научные сочинения А. А. Потебни.

  23. Кратко охарактеризуйте научный метод А. А. Потебни.

  24. Потебня о сущности языка.

  25. Потебня о связи языка и мышления.

  26. Потебня о происхождении языка.

  27. Потебня о происхождении частей речи и развитии предложения.

  28. Учение Потебни о внутренней форме слова.

  29. Потебня о значении слова. «Ближайшее» и «дальнейшее» значение.

  30. Учение Потебни о грамматической форме.

  31. Потебня о семантической эволюции слова в связи с тремя этапами развития мышления.

  32. Эстетика Потебни.

  33. Назовите основных представителей лейпцигской школы младограмматизма.

  34. Понимание языка как психического явления у младограмматиков.

  35. Обоснование принципа историзма младограмматиками.

  36. Младограмматики о фонетических законах.

  37. Младограмматики о морфологической аналогии.

  38. Младограмматики о семантических законах.

  39. Отношение младограмматиков к праязыку.

  40. Общая оценка младограмматизма: его достоинства и недостатки.


Тема 9. Неограмматизм

  1. Общая характеристика неограмматизма как этапа в развитии языкознания.

  2. Представители Женевской школы, их основные труды.

  3. Ф. де Соссюр о языке и речи. Лингвистика языка и лингвистика речи.

  4. Ф. де Соссюр о языке как знаковой системе и языкознании как отрасли семиологии.

  5. Ф. де Соссюр о системности языка. Два типа отношений в языковой системе.

  6. Ф. де Соссюр структуре языкового знака.

  7. Обоснование принципа произвольности языкового знака. Соссюр об изменчивости и неизменчивости языкового знака.

  8. Соссюр о синхронии и диахронии, синхронной и диахронической лингвистиках.

  9. Соссюр о внутренней и внешней лингвистиках.

  10. Представители Казанской лингвистической школы, их основные труды.

  11. Понимание языка как социально-психологического явления представителями Казанской школы.

  12. Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ о двух видах ассоциаций в языке.

  13. И. А. Бодуэн де Куртенэ о фонеме и морфеме.

  14. И. А. Бодуэн де Куртенэ о статике и динамике в языке. Открытие принципа относительной хронологии.

  15. Внешняя и внутренняя история языка в трактовке Казанской школы.

  16. Представители Казанской школы о причинах языковых изменений.

  17. Теория чередований Бодуэна де Куртенэ.

  18. И. А. Бодуэн де Куртенэ о фонетических законах и морфологической аналогии.

  19. Представители Петербургской (Ленинградской) школы, их основные сочинения.

  20. Основные идеи Петербургской лингвистической школы.

  21. Л. В. Щерба о трояком аспекте языковых явлений.

  22. Л. В. Щерба об эксперименте в языкознании.

  23. Учение Л. В. Щербы о частях речи.

  24. Основные положения Ленинградской фонологической школы.

  25. Представители Московской (фортунатовской) школы, их основные сочинения.

  26. Учение Ф. Ф. Фортунатова о грамматической форме и частях речи.

  27. Учение Ф. Ф. Фортунатова о форме словосочетания.

  28. Обоснование Фортунатовым принципа историзма в языкознании и языкознания как исторической науки. Открытия Ф. Ф. Фортунатова в области сравнительно-исторического языкознания.

  29. Развитие грамматических идей Фортунатова учеными Московской школы.

  30. Основные положения Московской фонологической школы.


Тема 10. Социологическое направление языкознания

  1. Общая характеристика социологического направления.

  2. Назовите основных представителей французской социологической школы.

  3. Охарактеризуйте философско-методологические основы французской социологической школы.

  4. Социально-психологическое понимание языка во французской социологической школе.

  5. А. Мейе о причинах языковых изменений.

  6. Отношение А. Мейе и Ж. Вандриеса к проблеме праязыка.

  7. Сущность гипотезы Сепира-Уорфа.

  8. Сущность неогумбольдтианства. Основные представители этого течения.

  9. Понимание социальной сущности языка в «Новом учении о языке» Н. Я. Марра.

  10. Теория единого глоттогонического процесса Н. Я. Марра. Стадиальная типология языков.

  11. «Четырехэлементный анализ» Н. Я. Марра.

  12. Развитие учения Марра в работах его учеников.

  13. Синтаксическая типология языков И. И. Мещанинова.

  14. Лингвистическая дискуссия 1950 г. и ее итоги.

  15. Перечислите основные лингвистические сочинения В. В. Виноградова (не менее пяти).

  16. Перечислите основные особенности научного метода В. В. Виноградова.

  17. Грамматическое учение о слове В. В. Виноградова. Особенности виноградовского подхода к классификации частей речи.

  18. Учение В. В. Виноградова о словосочетании.

  19. Учение В. В. Виноградова о предложении.

  20. В. В. Виноградов о типах лексических значений.

  21. В. В. Виноградов о типах фразеологических единиц.

  22. Значение трудов В. В. Виноградова по исторической лексикологии.

  23. Основные положения стилистического учения В. В. Виноградова.

  24. Создание В. В. Виноградовым истории литературного языка.

  25. Назовите основных представителей виноградовской школы в отечественном языкознании.


Темы 11, 12. Структурализм и современное языкознание

  1. Перечислите общие признаки структурализма как направления в языкознании.

  2. Перечислите основные школы структурализма.

  3. Назовите основных представителей копенгагенской школы.

  4. Методологические основы глоссематики.

  5. Взаимоотношения языкознания и логики по Л. Ельмслеву.

  6. Противопоставление языка и речи у Ельмслева. Схема, норма и узус.

  7. План содержания и план выражения языкового знака у Ельмслева. Язык как система инвариантов.

  8. Знаки, фигуры и функции у Ельмслева.

  9. Учение Л. Ельмслева о форме и субстанции.

  10. Назовите основных представителей дескриптивной лингвистики.

  11. Металингвистика и микролингвистика у дескриптивистов.

  12. Язык как разновидность человеческого поведения у Л. Блумфилда.

  13. Учение о языковых уровнях Л. Блумфилда.

  14. Фонология дескриптивистов.

  15. Морфология, морфемика и морфотактика у дескриптивистов.

  16. Синтаксис дескриптивистов: понятие о конструкции и непосредственно составляющих.

  17. Трансформационная методика и порождающая грамматика.

  18. Проблема значения у дескриптивистов.

  19. Назовите основных представителей Пражской школы.

  20. Сущность функционального подхода к языку у Пражской школы.

  21. Особенности фонологии Пражской школы: понимание фонемы.

  22. Понятие о фонологических оппозициях. Типы оппозиций у Н. С. Трубецкого.

  23. Морфема и сема в Пражской школе.

  24. Учение о морфологических оппозициях в Пражской школе.

  25. Синтаксическое учение Пражской школы. Предложение и высказывание. Актуальное членение предложения.

  26. Отношение Пражской школы к оппозиции «синхрония-диахрония».

  27. Диахроническая фонология Пражской школы.

  28. Учение о литературном языке в Пражской школе.

  29. Назовите основных представителей Лондонской школы структурализма.

  30. Дингвофилософские основы Лондонской школы.

  31. Теория значения в Лондонской школе.

  32. Изучение функционирования языка в разных сферах общения Лондонской школой.

  33. Назовите основных представителей Московско-Тартуской семиотической школы.

  34. Охарактеризуйте основные идеи Московско-Тартуской семиотической школы.

  35. Кратко охарактеризуйте современный этап развития языкознания.

V. ПЕРСОНАЛИИ

Абеляр Пьер (1079-1142, Франция)

Аванесов Рубен Иванович (1902-82, СССР)

Аделунг Иоанн Кристоф (1732-1806, Германия)

Аллен Уолтер (Англия)

Анаксагор (ок. 500-428 г. до н. э., Др. Греция)

Анаксимен (4 в. до н. э., Др. Греция)

Ансельм Кентерберийский (1033-1109, Англия)

Аполлоний Дискол (2 в. н. э., Др. Греция)

Апресян Юрий Дереникович (р. 1930, СССР, Россия)

Аристарх Самофракийский (215-143(145) до н. э.)

Аристотель (384-322 до н. э.)

Аристофан Византиец (ок.257-180 до н. э., Др. Греция)

Арно Антуан (1612-94)
Балли Шарль (1865-1947, Франция)

Барсов Антон Алексеевич (1730-91, Россия)

БелошапковаВера Арсеньевна (1917-96, СССР)

Бенфей Теодор (1809-81, Германия)

Блумфилд Леонард (1887-1949, США)

Боас Франц (1858-1942, США)

Богородицкий Василий Алексеевич (1857-1941, Россия, СССР)

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (1845-1929, Россия, Польша)

Бопп Франц (1791-1867, Германия)

Брёндаль Вигго (1887-1942, Дания)

Бругман Карл (1849-1919, Германия)

Брюно Шарль (1883-1969, Франция)

Булич Сергей Константинович (1859-1921, Россия)

Буслаев Федор Иванович (1818-97, Россия)


Вайсгербер Лео (Германия)

Вандриес Жозеф (1875-1960, Франция)

Варрон Марк Теренций (116-27 до н. э., Др. Рим)

Верещагин Евгений Михайлович (р.1939, СССР, Россия)

Виноградов Виктор Владимирович (1894/95-1969, СССР)

Винокур Григорий Осипович (1896-1947, СССР)

Витрувий (1 в. до н. э., Др. Рим)

Вожла Клод Фавр (1585-1650, Франция)

Востоков Александр Христофорович (1781-1864, Россия)

Вундт Вильгельм (1832-1920, Германия)


Гавранек Богуслав (1893-1978, Чехословакия)

Галкина-Федорук Евдокия Михайловна (СССР)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831, Германия)

Гераклит Эфесский (4 в. до н. э., Др. Греция)

Гербарт Иоганн Фридрих (1776-1841, Германия)

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803, Германия)

Гермоген (Др. Греция)

Глисон Генри (р.1917, США)

Горшков Александр Иванович (СССР, Россия)

Граммон Морис (1866-1946, Франция)

Греч Николай Иванович (1787-1867, Россия)

Гримм Вильгельм (1786-1859, Германия)

Гримм Якоб (1785-1863, Германия)

Гумбольдт Вильгельм фон (1767-1835, Германия)


Данте Алигьери (1265-1321, Италия)

Декарт Рене (1596-1650, Франция)

Дельбрюк Бертольд (1842-1922, Германия)

Деметрий (Др. Греция)

Демокрит (ок. 460 г. до н. э. – неизв., Др. Греция)

Джоунз Уильям (1746-94, Англия)

Диодор Сицилийский (1 в. до н. э., Др. Греция)

Дионисий Галикарнасский (Др. Греция)

Дионисий Фракийский (170-90 до н. э., Др. Греция)

Доза Альбер (1877-1955, Франция)

Донат Элий (4 в. н. э., Рим)

Дюркгейм Эмиль (1858-1917, Франция)


Едличка Алоис (Чехословакия)

Ельмслев Луи (1899-1965, Дания)

Ефимов Александр Иванович (1909-66, СССР)
Живов Виктор Маркович (СССР, Россия)
Зализняк Андрей Анатольевич (р. 1935, СССР, Россия)

Земская Елена Андреевна (р. 1926, СССР, Россия)

Зенодот Эфесский (320-260 до н. э., Др. Греция)
Иванов Вячеслав Всеволодович (р. 1929, СССР, Россия)

Ионанн Скот Эриугена (ок. 810-877, Ирландия, Франция)

Исидор Севильский (ок. 560-636, Испания)
Кант Иммануил (1724-1804, Германия)

Караулов Юрий Николаевич (р.1935, СССР, Россия)

Карцевский Сергей Осипович (1884-1955, Россия, Швейцария)

Кассирер Эрнст (1874-1945, Германия)

аль-Кашгари Махмуд (Махмуд Кашгарский) (11 в.)

Квинтилиан Марк Фабий (ок.35-ок.96, Др. Рим)

Кёрду (18 в., Франция)

Кожина Маргарита Николаевна (СССР, Россия)

Колесов Владимир Викторович (р.1934, СССР, Россия)

Кондильяк Этьен Бонно (1715-80, Франция)

Конт Огюст (1798-1857, Франция)

Костомаров Виктор Григорьевич (р.1930, СССР, Россия)

Коэн Марсель (1884-1975, Франция)

Кратет (Др. Греция)

Кратил (Др. Греция)

Крижанич Юрий (ок.1618-83, Хорватия)

Кроче Бенедетто (1866-1952, Италия)

Крушевский Николай Вячеславович (1851-87, Россия)

Курциус Георг (1820-85, Германия)
Лаврентий Зизаний (сер.16-перв.треть 17 в., Белоруссия)

Лансло Клод (1616-95, Франция)

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716, Германия)

Лескин Август (1840-1916, Германия)

Локк Джон (1632-1704, Англия)

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-65, Россия)

Лопатин Владимир Владимирович (р.1935, Россия)

Лотман Юрий Михайлович (1922-93, СССР)

Лю Си (2 в. н. э., Китай)
Марр Николай Яковлевич (1864/65-1934, СССР)

Марузо Жюль (1878-1964, Франция)

Матезиус Вилем (1882-1945, Чехословакия)

Мегре Луи (сер. 16 в., Франция)

Мейе Антуан (1866-1936, Франция)

Мелетий Смотрицкий (ок. 1578-1633, Украина)

Мещанинов Иван Иванович (1883-1967, СССР)

Мюллер Макс (1823-1900, Германия, Англия)


Николь Пьер (1625-95, Франция)
Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853-1920, Россия)

Одинцов Виктор Васильевич (СССР)

Оккам Уильям (ок.1285-1349, Англия)

Остгоф Герман (1847-1909, Германия)


Паллас Петр Симонович (1741-1811, Россия)

Панини (4 в. до н. э., Индия)

Панов Михаил Викторович (СССР)

Пауль Герман (1846-1921, Германия)

Петерсон Михаил Николаевич (1885-1962, СССР)

Петр Гелийский (12-13 в., Франция)

Петр Испанский (Иоанн XXI, папа Римский) (ок.1226-1277)

Пешковский Александр Матвеевич (1878-1933, СССР)

Пифагор (ок.580-500 до н. э., Др. Греция)

Платон (427-347 до н. э., Др. Греция)

Поливанов Евгений Дмитриевич (1891-1938, СССР)

Поспелов Николай Семенович (1890-1984, СССР)

Постелл (Постеллус) Гвилельм (1510-81, Франция)

Потебня Александр Афанасьевич (1835-91, Россия)

Потт Август Фридрих (1902-87, Германия)

Присциан (кон. 5-нач.6 в. н. э., Рим)


Раме (Рамус) Пьер (1515-1582, Франция)

Рапп Мориц Карл (1803-83, Германия)

Раск Расмус Кристиан (1787-1832)

Реформатский Александр Александрович (1900-78, СССР)

Робинс Роберт (Англия)

Росцелин Иоанн (ок.1050-ок.1120, Франция)


Секст Эмпирик (2-нач.3 в. н. э., Греция)

Сепир Эдвард (1884-1939, США)

Сеше Альбер (1870-1946, Швейцария)

Сибавейхи (ок.753- ок.796, арабский халифат)

Сидоров Владимир Николаевич (1902-68, СССР)

Скалигер Юлий Цезарь (1484-1558, Франция)

Скалигер Юстус (1540-1609, Франция, Нидерланды)

СкаличкаВладимир (Чехословакия)

Сократ (469-399 до н. э., Др. Греция)

Соссюр Фердинанд (1857-1913, Швейцария)

Сталин Иосиф Виссарионович (1879-1953)

Степанов Юрий Сергеевич (р.1933, СССР, Россия)

Стефанус Генрих (1528-1598, Франция)

Сю Шень (30-124, Китай)


Тен-Кате Ламберт (1674-1731, Нидерланды)

Толстой Никита Ильич (1923-1996, СССР, Россия)

Томас Эрфуртский (13-14 в.)

Топоров Владимир Николаевич (1928-, СССР)

Трир Йост (1894-1970, Германия)

Трнка Богумил (1895-1984, Чехословакия)

Трубецкой Николай Сергеевич (1890-1938, Россия, Чехословакия)
Уитни Уильям Дуайт (1827-94, США)

Улуханов Игорь Степанович (р. 1935, СССР, Россия)

Ульдалль Ханс Йорген (1907-57, Дания)

Уоллис Джон (1616-1703, Англия)

Уорф Бенджамен (1897-1941, США)

Успенский Борис Андреевич (р. 1937, СССР, Россия)

Ушаков Дмитрий Николаевич (1873-1942, СССР)

Фёрс Джон Руперт (1890-1960, Англия)

Филоксен (Др. Греция)

Фома Аквинский (1225-1274, Доминиканский орден)

Фортунатов Филипп Федорович (1848-1914, Россия)

Фосслер Карл (1872-1949, Германия)

Фрейденберг Ольга Михайловна (1890-1955, СССР)
Халлидей Майкл Александр Кёрквуд (Англия)

Хоккет Чарлз (США)

Хомский Ноам (США)

Хрисипп (280-208 или 205 до н. э., Др. Греция)

Цицерон Марк Туллий (106-43 до н. э., Др. Рим)
Шанский Николай Максимович (СССР)

Шахматов Алексей Александрович (1864-1920, Россия)

Шведова Наталья Юльевна (р.1916, СССР, Россия)

Шлегель Август-Вильгельм (1767-1845, Германия)

Шлегель Фридрих (1772-1829, Германия)

Шлейхер Август (1821-68, Германия)

Шмелев Дмитрий Николаевич (СССР)

Шмидт Йоганн (1843-1901, Германия)

Штейнталь Хейман (1823-99, Германия)
Щерба Лев Владимирович (1880-1944, СССР)
Эмпедокл (ок.490-430 до н. э., Др. Греция)

Эпикур (341-270 до н. э., Др. Греция)

Эратосфен Филолог (ок.276-194 до н. э., Др. Греция)
Якоб Людвиг Генрих (1759-1827, Россия)

Якобсон Роман Осипович (1896-1982, Россия, Чехословакия, США)



Якубинский Лев Петрович (1892-1945, СССР)


СОДЕРЖАНИЕ





  1. Программа курса (с.3-13)

  2. Тематика семинарских занятий (с.14-18)

  3. Задания для самостоятельной работы (с.19-24)

  4. Вопросы для самопроверки (с.25-32)

  5. Персоналии (с.33-37)



<< предыдущая страница