Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа Работу студент 5 курса группы «А» специальности... 2 610.06kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В. 1 Лингвострановедение... 2 368.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление... 1 549.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного... 10 2895.3kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного... 5 2106.17kb.
Учебно-методический комплекс «Русский язык 10-11 классы» 2 405.87kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний... 7 2726.59kb.
Учебно-методический комплекс история криминалистики направление подготовки... 1 406.13kb.
$$ Языкознание является наукой, так как язык представляет собой весьма... 1 213.41kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика - страница №2/3

Дополнительная





  1. Алпатов В. М. История лингвистических учений/ В. М. Алпатов. – М., 2001.


Вспомогательная


  1. Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм/ В. М. Алпатов. – М., 2004.

  2. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996.

  3. Арно А. Грамматика Пор-Рояля/ А. Арно, К. Лансло. – СПб., 1991.

  4. Безлепкин Н. И. Философия языка в России/ Н. И. Безленкин. – СПб., 2002.

  5. Бенвенист Э. Общая лингвистика/ Э. Бенвенист. – М., 2009.

  6. Березин Ф.М. История лингвистических учений/ Ф. М. Березин. – М.,1975.

  7. Березин Ф.М. Русское языкознание конца XIX – начала ХХ в. / Ф. М. Березин. – М., 1976.

  8. Бодуэн де Куртенэ И. А. Введение в языковедение/ И. А. Бодуэн де Куртенэ. –  М., 2004.

  9. Будагов Р. А. Писатели о языке и язык писателей/ Р. А. Будагов. – М., 2001.

  10. Будагов Р. А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени/ Р. А. Будагов. – М., 1978.

  11. Верлинский А. Л. Античные учения о возникновении языка/ А. Л. Верлинский. – СПб., 2006.

  12. Виноградов В. В. История русских лингвистических учений/ В. В. Виноградов. – М., 1978.

  13. Гордина М. В. История фонетических исследований (от античности до возникновения фонологической теории)/ М. В. Гордина. – СПб., 2006.

  14. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию/ В. Гумбольдт. – М., 1984.

  15. Зарубежная лингвистика: в 2-х ч. / под ред. В.А.Звегинцева и др. – М., 1999.

  16. Звегинцев В. А. История языкознания XIX–XX вв. в очерках и извлечениях/ В. А. Звегинцев. – Ч. I,II. М., 1960.

  17. Исидор Севильский. Этимологии, или Начала в ХХ книгах/ Исидор Севильский. – СПб., 2006.

  18. История лингвистических учений. Древний мир. – Л., 1980.

  19. История лингвистических учений. Позднее Средневековье. – Л., 1991.

  20. История лингвистических учений. Средневековая Европа. – Л., 1985.

  21. История лингвистических учений: Средневековый Восток. – Л., 1981.

  22. Кодухов В. И. Общее языкознание/ В. И.  Кодухов. – М., (1974) 2008.

  23. Колесов В. В. История русского языкознания/ В. В. Колесов. – СПб., 2003.

  24. Колесов В. В. Реализм и номинализм в русской философии языка/ В. В. Колесов. – СПб., 2007.

  25. Комаров А. П. История лингвистических учений/ А. П. Комаров. – Алма-Ата, 1993.

  26. Кондильяк Э. Б. О языке и методе/ Э. Б. Кондильяк. – М., 2006.

  27. Кондрашов Н. А. История лингвистических учений/ Н. А. Кондрашов. – М., 1979.

  28. Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.,1990. [ЛЭС].

  29. Основные направления структурализма. – М., 1964.

  30. Пауль Г. Принципы истории языка/ Г. Пауль. – М.,1960.

  31. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию/ Е. Д. Поливанов. – М., 1968.

  32. Понимание историзма и развития в языкознании первой пол. – XIX в. Л.,1984.

  33. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике/ А. А. Потебня. – М., 1958. – Т. 1-2.

  34. Пражский лингвистический кружок. – М., 1967.

  35. Савельев А. Л. История идеи универсальной грамматики/ А. Л. Савельев. – СПб., 2006.

  36. Сепир Э. Избранные работы по языкознанию и культурологи/ Э. Сепир. – М., 2001.

  37. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике: пер. с фр./ Соссюр Ф. де. – М., 1990.

  38. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики/ Соссюр Ф. де; ред. Н.А.Слюсарева. М.,1999.

  39. Степанова Л. Г. Итальянская лингвистическая мысль XIV–XVI веков: (от Данте до позднего Возрождения)/ Л. Г. Степанова. – СПб., 2000.

  40. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания. Антология. М., 2001.

  41. Сусов И. И. История языкознания/ И. И. Сусов. – Тверь, 1999.

  42. Томсен В. История языковедения до конца XIX в./ В. Томсен. – М., 2004.

  43. Трубецкой Н. С. Основы фонологии/ Н. С. Трубецкой. – М., 2000.

  44. Хрестоматия по истории русского языкознания/ под ред. Ф. П. Филина. – М., 1973.

  45. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность/ Л. В. Щерба. – Л., 1974 и след.

  46. Якобсон Р.О. Избранные работы/ Р. О. Якобсон. – М., 1985.

  47. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование/ Л. П. Якубинский. – М., 1986.


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
В силу ограниченного количества часов, отводимого на семинарские занятия, каждый семинар включает в себя несколько тем (материал нескольких лекций). Семинарское занятие может быть организовано либо как заслушивание реферативных сообщений по основным вопросам, либо как письменное тестирование по подвопросам (вопросам для самопроверки); возможно сочетание обеих форм контроля.
Семинар 1

Логическое, сравнительно-историческое и натуралистическое языкознание.
Основные вопросы:

1.Предпосылки логического языкознания.

2.Основные принципы логического языкознания.

3.Грамматика Пор-Рояля.

4.Нормативные грамматики и словари XVI-XVIII вв.

5.Первые опыты классификаций языков.

6.Предпосылки сравнительно-исторического языкознания.

7.Основоположники сравнительно-исторического языкознания.

8.Принципы сравнительно-исторического анализа.

9.Значение сравнительно-исторического метода.

10.Предпосылки лингвистического натурализма.

11.Основные представители лингвистического натурализма.

12.Лингвистический натурализм А. Шлейхера.

13.А. Шлейхер-компаративист.

14.Общая оценка лингвистического натурализма, его место в истории языкознания.
Персоналии: А. Арно, К. Лансло, П. Николь, Э. Б. де Кондильяк, Р. Декарт, Дж. Локк, Г. В. Лейбниц, М. В. Ломоносов, А. А. Барсов, Ф. И. Буслаев, Н. И. Греч, Н. И. Язвицкий, Л. Г. Якоб, П. Раме (Рамус), К. Вожла, Дж. Уоллис, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Г. Постелл (Постеллус), И. Ю. Скалигер, Ю. Крижанич, П. С. Паллас, И. Х. Аделунг, Кёрду, У. Джоунз, Ф. Шлегель, А. Шлегель, И. Г. Гердер, Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, В. Гримм, А. Х. Востоков, Ч. Дарвин, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, А. Ф. Потт, Г. Курциус, Т. Бенфей, А. Кун, А. Шлейхер, М. Мюллер, М. Рапп, У. Уитни, Й. Шмидт.
Литература:


  1. Амирова Т. А. История лингвистики/ Т. А. Амирова. – М., 2009. – Гл. 3–2.

  2. Кодухов В. С. Общее языкознание/ В. С. Кодухов. – М., 2008. – Гл. 1–2

  3. Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. редактор В. Н. Ярцева. – М., 1990. Статьи: Логическое направление в языкознании; Сравнительно-исторический метод; Сравнительно-историческое языкознание; Праязык; Генеалогическая классификация языков; Натуралистическое направление в языкознании.

  4. Раск Р. Исследование в области древнесерверного языка, или происхождение исландского языка // Звегинцев I. С.36-47.

  5. Шлейхер А. Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков // Там же. С. 89-92.

  6. Бопп Ф. О системе спряжения санскрита в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германских языков (Предисловие)// Там же. С. 28-30.

  7. Гримм Я. Немецкая грамматика. Предисловие //Там же. С.52-53.

  8. Гримм Я. О происхождении языка // Там же. С. 53-64.

  9. Востоков А. Х. Рассуждение о славянском языке // Там же. С.48-51.

  10. Арно А., Лансло К. Грамматика Пор-Рояля. СПб., 1991

  11. Исидор Севильский. Этимологии, или начала в ХХ книгах. СПб., 2006.

  12. Колесов В. В. История русского языкознания. СПб., 2003. С.162-213.

  13. Колесов В. В. Реализм и номинализм в русской философии языка. СПб., 2007. Гл. 1-5.

  14. Кондильяк Э. Б. О языке и методе. М., 2006.

  15. Понимание историзма и развития в языкознании первой пол. XIX в. Л.,1984.

  16. Савельев А. Л. История идеи универсальной грамматики. СПб., 2006.



Семинар 2

Психологическое направление в языкознании
1.Философия языка В. фон Гумбольдта.

2.Общая характеристика психологического направления.

3.Лингвистические взгляды Х. Штейнталя.

4.Лингвистические взгляды А. А. Потебни.

5.Лейпцигская школа младограмматиков.
Персоналии: В. фон Гумбольдт, В. Вундт, Х. Штейнталь, И. Ф. Гербарт, А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Г. Остгоф, К. Бругман, Б. Дельбрюк, А. Лескин, Г. Пауль, Б. Кроче, К. Фосслер.
Литература:


  1. Учебники: Амирова, гл. 5, 6; Кодухов, Гл. 3; Шулежкова, Раздел III, Гл.3,4.

  2. ЛЭС. Статьи: Психологическое направление, Гумбольдтианство, Харьковская лингвистическая школа, Младограмматизм.

  3. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев I. С.68-86.

  4. Потебня А. А. Мысль и язык // Там же. С. 117-123.

  5. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике // Там же. С. 123-149.

  6. Пауль Г. Принципы истории языка // Там же. С. 165-182.

  7. Штейнталь Х. Грамматика, логика и психология (их принципы и взаимоотношения) // Там же. С. 108-116.

  8. Безлепкин Н. И. Философия языка в России. СПб, 2002. Глава «Позитивизм и психологическая теория языка».

  9. Колесов В. В. История русского языкознания. СПб., 2003. С.237-254.

  10. Колесов В. В. Реализм и номинализм в русской философии языка. СПб., 2007. Гл. 6-7.



Семинар № 3

Неограмматизм и социологизм
Основные вопросы:

1.Общая характеристика неограмматизма.

2.Ф. де Соссюр и Женевская школа.

3.И. А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская школа.

4.Петербургская лингвистическая школа.

5.Ф. Ф. Фортунатов и Московская школа.

6.Общая характеристика социологического направления.

7.Французская социологическая школа.

8.Американская этнолингвистика и неогумбольдтианство.

9.«Новое учение о языке» Н. Я. Марра.

10.Виноградовская школа в советском языкознании.
Персоналии: Ф. де Соссюр, Ш. Балли, А. Сеше; И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий, С. К. Булич; Л. В. Щерба, Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский; Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон, Г. О. Винокур, Д. Н. Ушаков, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский, М. В. Панов; А. Мейе, Ж. Вандриес, Ф. Брюно, М. Граммон, А. Доза, М. Коэн, Ж. Марузо, О. Конт, Э. Дюркгейм; Э. Сепир, Б. Уорф, Л. Вайсгербер, Й. Трир, Э. Кассирер; Н. Я. Марр, И. И. Мещанинов, О. М. Фрейденберг, И. В. Сталин; В. В. Виноградов, Н. Ю. Шведова, В. А. Белошапкова, Н. С. Поспелов, Е. М. Галкина-Федорук, Е. А. Земская, В. В. Лопатин, И. С. Улуханов, Д. Н. Шмелев, Н. М. Шанский, Ю. Н. Караулов, А. И. Ефимов, В. В. Одинцов, А. И. Горшков, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, М. Н. Кожина.
Литература:


  1. Учебники: Амирова, гл. 7; Кодухов, гл. 4,6; Шулежкова, разделы IV, VI.

  2. ЛЭС. Статьи: Женевская лингвистическая школа, Казанская лингвистическая школа, Петербургская лингвистическая школа, Московская лингвистическая школа, Социологическое направление в языкознании, Новое учение о языке, Виноградовская школа.

  3. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Звегинцев I. С.323-359.

  4. Вандриес Ж. Язык // Там же. С. 386-404.

  5. Бодуэн де Куртенэ И. А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // Там же. С. 226-247.

  6. Фортунатов Ф. Ф. Сравнительное языковедение // Там же. С.201-225.

  7. Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм. М., 2004.

  8. Безлепкин Н. И. Философия языка в России. СПб, 2002. Глава «Язык как форма воплощения национального самосознания».

  9. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М., 1978. С.110-181; 252-335.

  10. Колесов В. В. История русского языкознания. СПб., 2003. С. 286-364.

  11. Колесов В. В. Реализм и номинализм в русской философии языка. СПб., 2007. Гл. 22.

  12. Колесов В. В. Лев Владимирович Щерба. М., 1987.

  13. Одинцов В. В. Виктор Владимирович Виноградов. М.,1983.

  14. Сепир Э. Избранные работы по языкознанию и культурологии. М., 2001.

  15. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания. Антология. М., 2001.


Семинар 4

Структурализм и современное языкознание
Основные вопросы:

1.Общая характеристика структурализма.

2.Глоссематика (копенгагенская школа).

3.Дескриптивная лингвистика (американский структурализм).

4.Пражская лингвистическая школа (функциональная лингвистика).

5.Лондонская лингвистическая школа.

6.Советский структурализм: московско-тартуская семиотическая школа.

7.Общая характеристика современного этапа развития языкознания.


Персоналии: В. Брёндаль, Л. Ельмслев, Х. Й. Ульдалль; Э. Боас, Л. Блумфилд, З. Хэррис, Ч. Хоккет, Г. Глисон, Н. Хомский; В. Матезиус, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, С. О. Карцевский, Б. Гавранек, В. Скаличка, А. Едличка, Б. Трнка; Дж. Р. Фёрс, М. А. Халлидей, У. Аллен, Р. Х. Робинс; Ю. М. Лотман, Ю. Д. Апресян, Ю. С. Степанов, А. А. Зализняк, Б. А. Успенский, В. М. Живов, В. Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов.
Литература:

  1. Учебники: Амирова, гл. Кодухов, гл. 5, 6; Шулежкова, разделы V, VII.

  2. ЛЭС. Статьи: Структурная лингвистика, Глоссематика, Дескриптивная лингвистика, Пражская школа, Лондонская школа.

  3. Ельмслев Л. Метод структурного анализа в лингвистике // Звегинцев II. С. 49-56.

  4. Блумфилд Л. Язык (Глава «Употребление языка») // Там же. С.100-110.

  5. Трнка Б. и др. К дискуссии по вопросам структурализма // Там же. С. 144-152.

  6. Будагов Р. А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1978.

  7. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс Лекций. М., 2004. Лекции 1, 2.

  8. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.

  9. Основные направления структурализма. М., 1964.

  10. Пражский лингвистический кружок. 1967.


III. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

<< предыдущая страница   следующая страница >>