Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа Работу студент 5 курса группы «А» специальности... 2 610.06kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В. 1 Лингвострановедение... 2 368.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление... 1 549.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного... 10 2895.3kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного... 5 2106.17kb.
Учебно-методический комплекс «Русский язык 10-11 классы» 2 405.87kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний... 7 2726.59kb.
Учебно-методический комплекс история криминалистики направление подготовки... 1 406.13kb.
$$ Языкознание является наукой, так как язык представляет собой весьма... 1 213.41kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика - страница №1/3




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

направление

подготовки специалиста: 031200 – Лингвистика


и межкультурная
коммуникация

специальность: 031202.65Перевод и

переводоведение

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

ББК 81.2г



Н 90

История языкознания: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. П.А. Семенов СПб.: ИВЭСЭП, 2010. – 38 с.

Утверждeн на заседании кафедры лингвистики и перевода,

протокол № 6 от 17.03.2010 г.
Утверждeн и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 5 от 23. 03. 2010 г.


Автор-составитель

доктор филологических наук, доцент

П. А. С е м е н о в

Ответственная за выпуск

Компьютерные работы


© П.А. Семенов, 2010

© СПбИВЭСЭП, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История языкознания – важная составляющая дисциплины «Общее языкознание», читаемой на 1-3 курсах и состоящей из трех частей: Введение в языкознание, История языкознания и Общее языкознание (теория языка). История языкознания соединяет подготовительный курс введения в языкознание (1 курс) и итоговый курс общей теории языка (3 курс). В связи с этим перед курсом истории языкознания стоит задача, с одной стороны, показать, как формировались базовые лингвистические понятия, с другой стороны, подготовить студентов к восприятию сложных, проблемных вопросов общего языкознания.

Цель курса – познакомить студентов с важнейшими этапами развития языкознания от зарождения лингвистических идей до становления современной лингвистики, показать вклад выдающихся лингвистов в развитие науки о языке.

Основные задачи:


  • охарактеризовать основные этапы развития языкознания, направления в языкознании и лингвистические школы;

  • показать непрерывность и преемственность развития лингвистических идей и традиций, вскрыть логику этого развития;

  • показать многоаспектность, разносторонность и сложность различных подходов к изучению языка;

  • раскрыть вклад выдающихся лингвистов прошлого в развитие общей теории языка и в изучение конкретных языков;

  • дать анализ и оценку лингвистических теорий с точки зрения контекста эпохи и раскрыть их значение для современного языкознания.


Требования к студентам. По окончании курса студент должен:

знать:

  • основные этапы развития языкознания, их хронологические рамки;

  • основные направления языкознания, их хронологические границы и виднейших представителей;

  • философские основания разных направлений языкознания, исторические условия их формирования и комплекс идей;

  • основные лингвистические школы, имеющие мировое значение, их основателей и выдающихся представителей;

  • научную деятельность и важнейшие труды выдающихся лингвистов прошлого;

уметь:

  • анализировать, как и почему исторически менялись взгляды на основные вопросы философии языка: природа, сущность, функции языка, его происхождение и связь с мышлением;

  • конспектировать первоисточники;

  • выступать с реферативными сообщениями.

Итоговая форма контроля – зачет.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы


Количество аудиторных часов

всего

лекции

семинары

1.

Введение

2

2




2.

Античное языкознание

2

2




3.

Восточное языкознание

2

2




4.

Языкознание Средних веков и Возрождения

2

2




5.

Логическое направление

2

2




6.

Сравнительно-историческое направление

4

4




7.

Натуралистическое направление

4

2

2

8.

Психологическое направление

6

4

2

9.

Неограмматизм

2

2




10.

Социологизм

4

2

2

11.

Структурализм

4

2

2

12.

Современное языкознание

2

2







Итого

36

28

8



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Т е м а 1. Введение.

История языкознания как раздел общего языкознания.

Предмет истории языкознания.

Исторические условия возникновения языкознания.

Этапы развития языкознания.

Направления языкознания.

Лингвистические школы.


Т е м а 2. Античное языкознание.

Два этапа античного языкознания – философский и филологический.

Философский этап: основные гипотезы происхождения языка (гипотезы звукоподражания, междометий, социального договора); Спор о природе названий (гипотезы «фюсей» и «тесей», диалог Платона «Кратил»); спор о природе идей между Платоном и Аристотелем; значение философских идей Платона и Аристотеля для языкознания.

Филологический этап: исторические условия возникновения филологии и грамматического искусства; система александрийской грамматики (грамматические сочинения Аристарха Самофракийского, Дионисия Фракийского, Дионисия Галикарнасского, Аполлония Дискола и др.); значение александрийской грамматической традиции.

Античная этимология и словообразование: этимологические идеи Платона, стоиков, спор «аналогистов» и «аномалистов»; Варрон; Филоксен.

Античная поэтика и риторика.

Ограниченность античного языкознания и его мировое значение.
Т е м а 3. Восточное языкознание.

Грамматические традиции Древней Индии и Древнего Китая. Языкознание в арабском халифате.

Древнеиндийская грамматическая традиция. Описание санскрита в грамматике Панини (IV в. до н. э): полнота описания; открытие фонемы и морфемы; грамматика как система правил; две группы правил: правила называния и правила применения.

Языкознание в Древнем Китае. Описание и систематизация иероглифического письма – главная цель китайского языкознания. Преимущественно лексикографический (словарный) и этимологический характер китайского языкознания. Два типа этимологий: этимологизация иероглифов и этимологизация звучаний. Четыре важнейших лингвистических сочинения: «Эръя» (тематический словарь канонических иероглифов); «Фанъянь» («Местные речения» – тематический словарь неканонических иероглифов); «Шовэнь цзецзы», автор Сю Шэнь («Описание простых и сложных знаков» – этимологизация иероглифов); «Шимин», автор Лю Си («Объяснение имен» – фонетическая этимология).

Арабское языкознание. Возникновение арабской филологии в связи с необходимостью изучения Корана. Басрийская и Куфийская школы. Преимущественно лексикографический характер арабского языкознания. «Аль-Китаб» Сибавейхи – стихотворный грамматический трактат VII в. «Диван тюркских языков» Махмуда аль-Кашгари (XI в.).
Т е м а 4. Языкознание Средних Веков и Возрождения.

Особенности схоластической науки Средневековья. Система университетского образования: «тривиум» и «квадриум». Место грамматики и риторики в системе университетского образования.

Общая характеристика языкознания Средних веков: латиноцентризм, застой, логицизм, развитие методики, особенности средневековой риторики.

Спор номиналистов и реалистов и его значение для языкознания.

Школа модистов (Петр Гелийский, Петр Испанский, Томас Эрфуртский).

Лингвистические взгляды Данте (трактат «О народном красноречии»).

Языкознание эпохи Возрождения: расширение эмпирической базы языкознания; появление грамматик национальных языков.
Т е м а 5. Логическое направление в языкознании.

Исторические условия и философские основы формирования логического направления. Основные представители: А. Арно, К. Лансло, Э. Б. де Кондильяк (Франция), Г.-В. Лейбниц (Германия), М. В. Ломоносов, А. А. Барсов, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев, Н. И. Греч (Россия).

5.1.Исторические события и языкознание: великие географические открытия, развитие торговли, становление национальных государств и национальных литературных языков.

5.2.Общая характеристика логического направления: рационализм и сенсуализм как философская основа; единство языка и мышления; тождество логического и грамматического; универсализм; синхронизм и нормативность.

5.3.Грамматика Пор-Рояля А. Арно и К. Лансло: ее задачи, философские основы, материал, структура, значение.

5.4.Нормативные грамматики и словари XVI-XVIII вв.

5.5.Первые опыты классификаций языков: Г. Постелл, И. Ю. Скаллигер, Г. В. Лейбниц, Ю. Крижанич, М. В. Ломоносов, П. С. Паллас, И. Х. Аделунг.

Т е м а 6. Сравнительно-историческое языкознание.

Исторические условия открытия сравнительно-исторического метода. Основные представители: Р. Раск (Дания), Ф. Бопп, Я. Гримм (Германия), А. Х. Востоков (Россия).

6.1.Предпосылки сравнительно-исторического языкознания: расширение эмпирической базы языкознания, первые опыты сравнения и классификации языков; открытие санскрита и его научное изучение; сочинения Кёрду, У. Джоунза, Ф. Шлегеля («О языке и мудрости индусов»), анонимный трактат «О сходстве санскритского с русским, Б. О. Рейта («Дух и литературная культура Востока и Запада»).

6.2.Основоположники сравнительно-исторического языкознания: важнейшие открытия Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма, А. Х. Востокова.

6.3.Принципы сравнительно-исторического анализа.

6.4.Значение сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод – первый научный метод языкознания. Выделение языкознания в самостоятельную науку.
Т е м а 7. Натуралистическое направление в языкознании.

Натуралистическое направление как новый закономерный этап в развитии компаративистики.

7.1.Философские и естественнонаучные предпосылки лингвистического натурализма.

7.2.Основные представители: А. Шлейхер, М. Мюллер, М. Рапп (Германия), У. Уитни (США).

7.3.Лингвистический натурализм А. Шлейхера: аналогия между языком и биологическим организмом; разделение предметов языкознания и филологии; языкознание как естественная наука; применение учения Ч. Дарвина о биологической эволюции к языку; влияние диалектики Гегеля на лингвофилософию Шлейхера; три стадии развития языков (аморфные, агглютинативные и флективные).

7.4.Шлейхер-компаративист: реконструкция праиндоевропейского языка; генеалогическое древо индоевропейских языков; гипотеза о прародине индоевропейцев.

7.5.Общая оценка лингвистического натурализма, его место в истории языкознания.
Т е м а 8. Психологическое направление в языкознании.

Смена натуралистического взгляда на язык психологическим. Основные представители лингвистического психологизма: В. фон Гумбольдт как предтеча психологизма; социально-психологическое направление (В. Вундт, А. А. Потебня, младограмматики); индивидуально-психологическое направление (Х. Штейнталь, Б. Кроче, К. Фосслер и др.).

8.1. Философия языка В. фон Гумбольдта как предпосылка лингвистического психологизма. Понимание языкознания как исторической дисциплины и языка как выражения «духа народа». Сущность языка как «деятельность духа»; когнитивная (мыслительная) функция как главная функция языка. Гумбольдт о происхождении языка и его роли в познании. Учение о внутренней форме языка. Учение о внутренней форме языка и о природе языковых значений. Классификация языков В. фон Гумбольдта. Отношение Гумбольдта к сравнительно-историческому методу; Гумбольдт как основоположник общего языкознания. Языковые антиномии Гумбольдта: язык и мышление, язык и речь, язык как деятельность и произведение, говорение и понимание, индивидуальное (субъективное) и общее (объективное), необходимость и свобода в языке, произвольность и мотивированность языкового знака и др.

8.2. Общая характеристика психологического направления: философская основа психологизма; подчеркивание национальной специфики языков; роль бессознательного в развитии языка; нетождественность логических категорий и языковых форм; связь языка с мышлением и психикой; историзм и антропоцентризм как методологические принципы психологического направления.

8.3. Лингвистические взгляды Х. Штейнталя: отношение языкознания к логике и психологии; сущность индивидуальнол-психологического понимания языка; причины единства этнического языка; развитие гумбольдтовского учения о внутренней форме языка.

8.4. Лингвистические взгляды А. А. Потебни. Общая характеристика научного метода Потебни. Развитие идей В. фон Гумбольдта. Понимание сущности языка как деятельности, направленной на соединение мысли с членораздельным звуком; отсутствие противопоставления языка и речи; речемыслительная функция как основная функция языка; связь языка с мышлением и ономатопоэтическая гипотеза происхождения языка. Происхождение частей речи и развитие предложения. Учение о внутренней форме слова. «Ближайшее» и «дальнейшее» значения слова. Учение о грамматической форме. Этапы семантической эволюции слова в концепции Потебни. Эстетика Потебни как развитие и распространение учения о внутренней форме слова. А. А. Потебня – основатель Харьковской лингвистической школы.

8.5. Лейпцигская школа младограмматиков: К. Бругман, Г. Остгоф, Б. Дельбрюк, А. Лескин, Г. Пауль. Основные идеи младограмматизма: понимание языка как психического явления; обоснование принципа историзма; открытие фонетических законов и постулата о непреложности фонетических законов; антропофонический фактор языковых изменений; учение о морфологической аналогии; учение о семантических законах; отказ от реконструкции праязыка; внимание к живым языкам и диалектам. Основные достижения младограмматизма и ограниченность младограмматиков.
Т е м а 9. Неограмматизм.

Общее состояние научной и философской мысли на рубеже XIX–XX вв. Кризис психологизма. Развитие философии позитивизма и социологии. Формирование новых лингвистических школ: Женевской, Казанской, Петербургской, Московской.

9.1. Общая характеристика неограмматизма: социально-психологическое понимание языка; тезис о системном характере языка, критика «атомизма» младограмматиков; внимание к живым языкам и диалектам, «антифилологизм»; внимание к проблемам языковой формы; позитивизм.

9.2. Ф. де Соссюр и Женевская школа. Основные положения «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра: о языке и речи, лингвистика языка и лингвистика речи; язык как знаковая система, языкознание как отрасль семиологии; системность языка: синтагматические и ассоциативные отношения; знаковость языка: структура языкового знака (означающее и означаемое), принцип произвольности языкового знака, понятие о значимости (ценности); синхрония и диахрония, синхронная и диахроническая лингвистика; внутренняя и внешняя лингвистика. Значение Соссюра. Развитие идей Ф. де Соссюра учеными Женевской школы (Ш. Балли, А. Сеше и др.).

9.3. И. А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская школа. Основные принципы Казанской лингвистической школы. Основные представители школы: И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий, С. К. Булич и др. Лингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского: социально-психологическое понимание языка; статика и динамика в языке; системность языка; учение о фонеме и морфеме; фонетические законы и морфологическая аналогия; теория чередований; принцип относительной хронологии.

9.4. Петербургская лингвистическая школа. Общие принципы Петербургской школы: понимание языка как социально-психической деятельности; функциональный подход к языку; разграничение сознательного и бессознательного в развитии языка; принцип лингвистического эксперимента внимание к живым языкам; описание языка как функционирующей системы, сущность функционального подхода к языку. Лингвистические взгляды Л. В. Щербы, Е. Д. Поливанова, Л. П. Якубинского. Л. В. Щерба как основатель Ленинградской фонологической школы; теория письма; щербовский принцип классификации частей речи; значение работы Л. В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».

9.5. Ф. Ф. Фортунатов и Московская школа. Ф. Ф. Фортунатов – основатель формального направления в отечественном языкознании: учение о форме слова и форме словосочетания; формальная классификация частей речи; учение о словосочетании как основа фортунатовского синтаксиса; принцип историзма, понимание языкознания как исторической науки; открытия Ф. Ф. Фортунатова в области сравнительно-исторического языкознания; принцип относительной хронологии и метод внутренней реконструкции. Развитие идей Ф. Ф. Фортунатова в трудах А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, М. Н. Петерсона, Г. О. Винокура, Д. Н. Ушакова и др. Создание Московской фонологической школы и московской теории письма как логическое продолжение идей Ф. Ф. Фортунатова (Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский, М. В. Панов и др.).
Т е м а 10. Социологическое направление в языкознании.

Критика формализма в подходе к языку в первой половине ХХ в. Зарождение социологического направления в рамках Французской (Парижской) социологической школы и «Нового учения о языке» в СССР.

10.1. Общая характеристика социологического направления: признание социальной сущности языка и коммуникативной функции как важнейшей функции языка; обусловленность языковых изменений социальными факторами, зависимость языка от общества; тезис о связи истории языка с историей народа; границы между языками как границы между этносами и социумами: изучение лингвистической географии, диалектологии, социальной стратификации языков, развитие социолингвистических исследований (язык города, язык деревни, жаргоны, гендерная лингвистика и др.).

10.2. Французская социологическая школа. Основные представители: А. Мейе, Ж. Вандриес, Ф. Брюно, М. Граммон, А. Доза, М. Коэн, Ж. Марузо и др. Методологическая основа школы – позитивизм О. Конта и социология Э. Дюркгейма. Влияние идей Ф. де Соссюра на французскую социологическую школу. Лингвистические взгляды А. Мейе и Ж. Вандриеса: социально-психологическое понимание языка; язык – система знаков; приоритет коммуникативной функции языка; обусловленность языковых изменений социальными факторами; внимание к семантике языка; изучение проблем социальной дифференциации языка, диалектологии, лингвистической географии; отказ от реконструкции индоевропейского праязыка, понимание праязыка как совокупности соответствий; позитивизм, отказ от решения проблемы происхождения языка; отрицание прогресса в языке.

10.3. Американская этнолингвистика и неогумбольдтианство. Э. Сепир и Б. Уорф – основатели американской этнолингвистики. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа. Неогумбольдтианство (Л. Вайсгербер, Й. Трир, Э. Кассирер).

10.4. «Новое учение о языке» Н. Я. Марра. Основные положения «Нового учения»: понимание языка как надстроечного явления; тезис о классовости языка и о революциях в языке; развитие мировых языков как единый глоттогонический процесс; стадиальная типология языков; внимание к вопросам семантики и пренебрежение языковой формой; «четырехэлементный анализ» Н. Я. Марра; борьба с сравнительно-историческим методом, отрицание идеи праязыка. Вопросы языковой политики и языкового строительства. Развитие учения Н. Я. Марра в трудах И. И. Мещанинова (теория понятийных категорий, синтаксическая типология языков) и О. М. Фрейденберг (сравнительная мифология). Лингвистическая дискуссия 1950 г. Критика учения Марра как вульгарно-социологического в работе И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». «Реабилитация» Сталиным сравнительно-исторического метода и плодотворных идей отечественного языкознания XIX – начала ХХ вв.

10.5. Виноградовская школа в советском языкознании. Лингвистическая концепция В. В. Виноградова как синтез идей Московской и Ленинградской школ: влияние А. А. Шахматова и Л. В. Щербы на формирование лингвистического мировоззрения Виноградова. Лингвистические взгляды В. В. Виноградова: понимание языка как социальной сущности; единство языка и речи: слово и текст в центре лингвистических построений Виноградова; внимание к функциональной стороне языка: примат материала и индуктивных методов над дедуктивными построениями, анализ жанрово-стилистического распределения языковых форм; грамматическое учение о слове: развитие щербовских идей в классификации частей речи; историзм и переходность частей речи; понимание слова как единства значения и грамматической формы; синтаксис как учение о словосочетании и предложении; учение о предикативности как основной грамматической категории предложения; развитие фразеологии: учение о трех типах фразеологических единиц (фразеологических сращениях, единствах и сочетаниях); стилистические идеи В. В. Виноградова: учение об образе автора, о словесных рядах и языковой композиции текста, о стилях языка и стилях речи и др.; создание истории литературного языка (исторической стилистики); труды В. В. Виноградова в области исторической лексикологии. Развитие идей В. В. Виноградова его учениками: а) в области грамматики (Н. Ю. Шведова, В. А. Белошапкова, Н. С. Поспелов, Е. М. Галкина-Федорук, Е. А. Земская, В. В. Лопатин, И. С. Улуханов и др.); б) в области лексикологии и фразеологии (Д. Н. Шмелев, Н. М. Шанский, Ю. . Караулов и др.); в) в области стилистики и истории литературного языка (А. И. Ефимов, В. В. Одинцов, А. И. Горшков, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, М. Н. Кожина и др.).
Т е м а 11. Структурализм.

Исторические предпосылки развития структурализма. Торжество принципа системности в гуманитарных науках. Ф. де Соссюр как предтеча структурализма. Основные школы структурализма: копенгагенская (глоссематика); американская (дескриптивная лингвистика), пражская (функциональная лингвистика), лондонская, советский структурализм (московско-тартуская семиотическая школа).

11.1. Общая характеристика структурализма: понимание языка как системно-структурного образования; выделение языковых элементов и языковых уровней; выделение и описание различных типов отношений между языковыми элементами; все важнейшие свойства языка определяются отношениями между элементами, т. е. структурой языковой системы.

11.2. Глоссематика (копенгагенская школа) как крайнее выражение структурализма. Основные представители: В. Брёндаль, Л. Ельмслев, Х. Й. Ульдалль. Лингвистические идеи Л. Ельмслева: противопоставление языка и речи: схема, норма и узус; язык как система инвариантов; изучение отношений между элементами важнее изучения элементов: фигуры и функции; строение языковой системы: синтагматические и парадигматические отношения; языковой знак: план содержания и план выражения. Стремление к созданию «алгебры языка»; априоризм и универсализм как характерные черты глоссематики; логический подход к языку; отделение «лингвистики» (глоссематики) от фонетики и семантики; обоснование семиотического подхода к языку.

11.3. Дескриптивная лингвистика (йельская школа). Бихевиоризм и прагматизм как философские основы дескриптивизма. Основные представители: Э. Боас, Л. Блумфилд, З. Хэррис, Ч. Хоккет, Г. Глисон, Н. Хомский и др. Лингвистические взгляды Л. Блумфилда: язык как разновидность человеческого поведения (описание языка в модели «стимул – реакция»); происхождение языка; язык и мышление: мышление как внутренняя речь; понятие о речевом коллективе; развитие речи у ребенка; изучение афазий; метод наблюдения в лингвистике. Фонология, морфемика и синтаксис в дескриптивной лингвистике. Генеративная грамматика Н. Хомского.

11.4. Пражская школа. Возникновение и состав Пражского лингвистического кружка. Основные представители: В. Матезиус, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, С. О. Карцевский, Б. Гавранек, В. Скаличка, А. Едличка, Б. Трнка и др. Функциональный подход к явлениям языка. Распространение принципа системности на диахроническую лингвистику. Развитие теории языкового знака: идея асимметричного дуализма языкового знака (С. О. Карцевский). Возникновение Пражской фонологической школы (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон). Принципы построения грамматики в Пражской школе: грамматические оппозиции; морфема и морф, семема и сема; актуальное членение предложения. Теория литературного языка.

11.5. Лондонская школа. Основные представители: Дж. Р. Фёрс, М. А. Халлидей, У. Аллен, Р. Х. Робинс и др. Лингвофилософские основы школы – идеи Ф. де Соссюра, Э. Дюркгейма, бихевиоризм, этнология и этнолингвистика (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, Э. Сепир, Б. Уорф). Идеи поуровневого описания языковой системы; членение значения на составные элементы и его определение методом контекстуализации; изучение функционирования языка в разных ситуациях общения. Влияние идей Лондонской школы на становление социолингвистики, функциональной грамматики, лингвистики текста.

11.6. Советский структурализм. Дискуссия о структурализме 1956-59 гг. Московско-тартуская семиотическая школа, ее основные представители: Ю. М. Лотман (литературовед, глава школы), Ю. Д. Апресян, Ю. С. Степанов, А. А. Зализняк, Б. А. Успенский, В. М. Живов, В. Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов и др. Основные идеи: язык как код и генератор текстов; любое произведение искусства – текст, семиотическое явление; понятие о тексте культуры; идея интерсемиотики; распространение принципов описания кода и текста, разработанных лингвистикой, на другие области гуманитарного знания.

Т е м а 12. Современное языкознание: постструктурализм.

Кризис структурализма в 60-70-е гг. ХХ в. 11-й международный конгресс лингвистов (1972). Сборник «Языкознание на распутье». Смена фундаментальных представлений о языке: отказ от механистической (системно-структурной) онтологической модели языка. Обращение языкознания к проблемам прагматики, коммуникативной и функциональной лингвистики, лингвистики текста. Дальнейшая дифференциация в области лингвистики.



Литература

Основная

  1. Амирова Т. А., История лингвистики/ Т. А. Амирова, Б. А. Ольховников, Ю. В. Рождественский. – М., 2009.

  2. Шулежкова С. Г. История лингвистических учений/ С. Г. Шулежкова. – М., 2004.




следующая страница >>