Учебно-методический комплекс история криминалистики направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр». Калининград - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс английский язык в сфере юриспруденции... 1 329.75kb.
Рабочая программа дисциплины история криминалистики направление подготовки... 1 407.64kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного... 10 2895.3kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление... 1 549.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного... 5 2106.17kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс история психологии направление 030300... 2 557.47kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Уголовный процесс» 5 1498.11kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Красноярский государственный педагогический 6 2718.7kb.
Рабочая программа дисциплины история криминалистики направление подготовки... 1 407.64kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс история криминалистики направление подготовки 030900 - страница №1/1

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В г. КАЛИНИНГРАДЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



ИСТОРИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ

направление подготовки 030900 Юриспруденция

квалификация «бакалавр».

Калининград

2013

История криминалистики: Учебно-методический комплекс/ Авт.сост

Г.В.Парамонова, К.И. Сотников, В.П.Топоров.СПб.: ИВЭСЭП, 2012


Рецензенты


кандидат юридических наук, доцент

Виктор Михайлович Азаренко

доктор юридических наук, профессор

Светлана Аркадьевна Смирнова

Утвержден Научно-методическим Советом ИВЭСЭП,

протокол № 2 от 17.10.2012г.


Адаптирован для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде

Андреевым В.Б.,

старшим преподавателем

Изменения утверждены на заседании кафедры юридических дисциплин

филиала ИВЭСЭП в г. Калиниграде.

протокол № 1 от 03.09.2012г.

Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде

протокол № 1 от 04.09.2012г.



Лист регистрации изменений,

вносимых в УМК





Дата внесенных

изменений



Содержание изменений

Подпись автора
























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины:

Учебная дисциплина «Истории криминалистики» имеет своей целью более глубокое изучение криминалистики, ее развития, становления.

Учебно-методический комплекс сопределяет содержание и структуру учебной дисциплины “История криминалистики” и предназначена для обучения студентов по направлению 030900 – юриспруденция, квалификация (степень) - бакалавр.

Содержание курса отражает современный уровень развития криминалистического знания, связь с другими науками, передовой опыт следственных и экспертно-криминалистических учреждений и правоохранительных органов России.

Учебно-методический комплекс определяет общий объем криминалистических знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник ВУЗа юридического профиля. При этом обучение ориентировано на формирование у студентов основ теоретических знаний, общего представления об истории криминалистики, ее основных понятий и категорий. Курс «История криминалистики» дает возможность получить целостное представление тематическом содержании, круге вопросов по каждой теме, последовательности изложения материала, содержит перечень основной и дополнительной литературы.

Цель: подготовить специалиста юриспруденции, знающего исторические предпосылки развития и становления криминалистики, теоретические и методологические основы криминалистики, криминалистической техники, тактики и методики расследования и раскрытия преступлений.

Задачи курса: изучить историю возникновения, становления и развития криминалистики, ее основных направлений и этапов; сформировать у студентов научно обоснованный подход к проблеме преступности, необходимый для наиболее эффективного воздействия путем сочетания уголовно-правовых мер в отношении лиц, совершивших преступления; активной деятельности, направленной на устранение причин и условий преступности; сформировать комплекс необходимых теоретических знаний и практических умений, обеспечивающих реализацию задач государства по укреплению законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина.

Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, приобретенные умения и навыки помогут при освоении ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: историю возникновения, становления и развития криминалистики, ее основных направлений и этапов, а также деятельность ученых по внедрению в практику раскрытия и расследования преступлений технических средств и научных методов, исторические памятники успешного применения криминалистических знаний в раскрытии преступлений.

Уметь: анализировать и толковать положения юридической науки и законодательства, учитывать и использовать в правоприменительной деятельности материалы следственной и судебной практики, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

Владеть: знаниями российского законодательства, практическими навыками по методике предупреждения и выявления нарушений закона, способам реагирования на нарушения законности, составлению основных документов.




Компетенции, формируемые у бакалавров в результате освоения дисциплины «История криминалистики»


Занятия по учебной дисциплине дисциплина «Истории криминалистики» направлены на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК): ОК-1 - осознание социальной значимости будущей профессии юриста и обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации; ОК-5 обладание культурой поведения, готовность к работе в коллективе, освоение этических понятий в профессиональной деятельности юриста ОК-7 стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства; ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Профессиональных (ПК): ПК-2 способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; ПК-8 готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; ПК-9 способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ПК-10 способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; ПК-17 способности преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне; ПК-18 способности управлять самостоятельной работой обучающихся; ПК-19 способности эффективно осуществлять правовое воспитание.


Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Истории криминалистики» входит в раздел «Б.3» Профессионального цикла (Дисциплины по выбору студентов) ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 – «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Учебный курс логично связан с дисциплинами: «Криминалистика», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминология», «Основы оперативно-розыскной деятельности».



СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц – 144 часа.




Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

144

Аудиторные занятия (всего)

14

Лекции

4

Практические / семинарские занятия

10

Самостоятельная работа

94

в том числе:




Контрольная работа

36

Вид промежуточного контроля

Контрольная работа – 9 семестр

Вид итогового контроля

Экзамен – 9 семестр


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ



№ п/п

Наименование раздела

дисциплины



Общ

Кол-во


Количество

аудиторных час.



Самостработа

Студ.





Лекции

Семинар

Всего

1

История зарождения криминалистики в 18-19 столетии

10

2




2

8




2

История становления научных основ опознания преступников: от антропометрии до габитоскопии

12










12

3

История развития научных основ дактилоскопии

10




2

2

8

4

Развитие учения об отдельных видах= следов

10










10

5

Становление судебной баллистики

10




2

2

8

6

Борьба с подлогами документов и развитие технико-криминалистического исследования документов

10










10

7

История становления научных основ исследования почерка

12










12

8

Развитие и использование судебной фотографии в криминалистике

10




2

2

8

9.

Криминалистические исследования в лабораториях выдающихся русских ученых

10










10

10.

Становление экспертных учреждений в России

10










10

11.

История развития тактики следственных действий и частных методик расследования преступлений

10




2

2

8

12.

Основные этапы развития отечественной криминалистики

10

2




2

8

13.

Криминалистика на службе других наук

10










10

14.

Современные проблемы и тенденции в развитии криминалистики

10




2

2

8

Всего

144

4

10

14

130

Самостоятельная работа













94

Подготовка к экзамену













36



ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. История зарождения криминалистикив 18-19 столетии

Социальные, экономические, правовые и научные предпосылки зарождения криминалистики (рост преступности, отказ от инквизиционных методов доказывания, принятие цивилизованного уголовно-процессуального законодательства в европейских государствах и России, развитие судебной медицины, физики, химии, антропологии, фотографии и других наук).

Раскрытие преступлений в допетровские времена. Методы, применяемые для получения признаний. Разбойный и Сыскной приказы. Полицейские органы России в 18-19 столетиях. Деятельность «короля сыщиков» И.Д Путилина.

Становление криминальной полиции в Германии, Франции, Англии, США. Создание Национального сыскного агентства Аланом Пинкертоном в Новом Свете (США). Создание криминальной полиции (Сюрте) во Франции (деятельность Эжена Франсуа Видока). Создание Скотланд-Ярда в Англии. Правда и «легенды» о Джеке Потрошителе.

Руководство по раскрытию преступлений в трудах Я.И. Баршева, А.А.Квачевского, П.Раткевича, В.Назанского, Н.Орлова и др.

Вклад Ганса Гросса в становление криминалистики как самостоятельной юридической науки. Деятельность швейцарского криминалиста Р.А.Рейса и российского криминалиста С.Н. Трегубова по систематизации и внедрению научных основ криминалистики в практику раскрытия и расследования преступлений.
Тема 2. История становления научных основ опознания преступников: от антропометрии до габитоскопии

Ранние методы опознания преступников: калечение, клеймение, «идентификационные парады», фотографирование в опознавательных целях.

Основоположник антропометрического метода опознания Парижской полиции А. Бертильон, использование антропометрии в других странах. Описание преступников в документах до метода «словесного портрета» А. Бертильона. История с кражей «Моны Лизы» из музея Лувра.

Антропометрическое бюро в С.-Петербурге.

Первый фоторобот П. Шабо. Совершенствование методов составления описаний внешнего облика человека, создание технических средств составления «фоторобота». Метод М.М. Герасимова по пластической реконструкции внешнего облика человека.

Становление габитоскопии (учение о внешнем облике человека) как отрасли криминалистики. Значение габитоскопии в целях розыска преступников и идентификации личности человека.


Тема 3. История развития научных основ дактилоскопии

Использование индивидуальных особенностей узоров пальцев рук в целях установления личности человека.

Работы М.Мальпиги, Я.Пуркинье в области изучения папиллярных узоров человека.

Родоначальники дактилоскопии У.Хершел, Г.Фолдс, Ф.Гальтон, Э.Генри, их вклад в развитие научных основ дактилоскопии и внедрении в практику регистрации преступников и идентификации личности. Отказ от «бертильонажа» и начало торжества дактилоскопии.

Первые дактилоскопические экспертизы в судах (дело Сесара Челлла, обвиняемого в совершении кражи из салона мод, Нью-Йорк. 1911г.).

Введение дактилоскопии в России в 1911 году. Дело Шунько и Алексеева, обвиняемых в убийстве провизора Харламовской аптеки в Петербурге в 1912г.

Развитие дактилоскопии в России. Создание дактилоскопических бюро. Вклад Г.Л.Грановского, П.С.Семеновского и А.А. Салькова, Л.Г.Эджубова в развитие отечественной дактилоскопии. Проведение поро-эджеоскопических экспертиз. Внедрение в дактилоскопию автоматизированных информационно поисковых систем «Папиллон».
Тема 4. Развитие учения об отдельных видах следов

От следопытов до научных основ трасологии.

Следы ног человека: их значение в раскрытии и расследовании преступлений с древних времен до наших дней. Предложение лекаря А.Э Борхмана о фиксации и изъятии объемных следов ног.

Следы крови как объекты исследования. Вклад в развитие научных основ исследования групповых свойств крови немецкого ученого П.Уленггута и русского медика Ф.Я.Чистовича. Общая характеристика информации, несущей в следах крови.

Следы зубов, возможности их использования в целях раскрытия преступлений.

Следы орудий взлома и инструментов. Воровские инструменты взлома (отмычки, балеринка, уистити). Возможности использования следов в целях установления механизма взлома и идентификации орудий взлома.

Развитие криминалистической микрологии. Запаховые следы на службе криминалистики: общие положения одорологических методов.

Легенда об оптографии.


Тема 5. Становление судебной баллистики

Возникновение судебной баллистики Англии и США. Вклад в создание научных основ судебной баллистики американцев Генри Годдарда и Чарлза Уейта. Использование возможностей бинокулярного микроскопа в судебной баллистике. Громкое дело о «разборках» бутлегеров с участием членов банды гангстера Аль Капоне в Чикаго в 1929 г.

Возникновение судебно-баллистической экспертизы в России. Вклад русского хирурга Н.И. Пирогова в изучении огнестрельных ранений. Первые попытки научного обобщения экспертной практики и вопросов судебно-баллистической экспертизы А.Нике и Н. Щеглова. Первые судебно-баллистические экспертизы в России, проведенные в кабинетах научно-судебной экспертизы в Петербурге и Одессе в конце 19 века и начале 20 века. Вопросы идентификации огнестрельного оружия в работах С.Н.Трегубова. Вклад судебного медика В.Ф. Червакова в развитие судебной баллистики. Современная судебная баллистика и взрывотехника.
Тема 6. Борьба с подлогами документов и развитие технико-криминалистического исследования документов

Борьба с подлогами документов в Древней Руси и других государствах. Судебник 1550г., Соборное Уложение 1649г. о наказаниях за подлоги документов.

Царский указ 1699 г. о необходимости исследования документов. Привлечение дьяков, писарей и других канцелярских чиновников в качестве экспертов.

Научные основы технической экспертизы документов, ее связь с химией. Аптекари как специалисты в области исследования подделок документов. Основоположник криминалистической экспертизы документов в России Е.Ф.Буринский, его оригинальные методы исследования документов с помощью фотографии. Современные возможности исследования подлогов (цветоделение, ультразвуковое профилирование, голография и др.)


Тема 7. История становления научных основ исследования почерка

Первые исследования почерка в судах. Судебное дело 1622 года (спор о беглых кабальных девушках Марии и Варваре Фофановых)

Соборное Уложение 1649 года в борьбе с подлогами документов

Судебное дело 1686 года (по поводу подметного письма Ивана Пермякова) Использование каллиграфического метода изучения почерка.

Борьба с подлогами документов во время царствования Петра 1.

Сочинения итальянца Камиллы Бальдо и француза Ипполита Мишона по графологии. Приметоописательный метод А.Бертильона и его участие в проведении судебных экспертиз.

Научные основы почерковедческой экспертизы. Графометрический метод исследования почерка. Развитие почерковедческой экспертизы в 20 веке. Использование автоматизированных программ.

Основоположники развития отечественной почерковедческой экспертизы А.И.Винберг, С.М. Потапов, Б.И Шевченко.

Почерк и личность. Работа итальянца Чезаре Ломброзо по графологии. Психографология И.Ф. Моргенштерна.

Развитие современного автороведения и его значение для решения криминалистических задач.


Тема 8. Развитие и использование судебной

фотографии в криминалистике

История зарождения фотографии. Вклад в создание фотографии французов Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жака Дагера, англичанина Уитшира Талбота. Разработка А.Бертильоном специальных методов фотосъемки и конструкций фотоаппаратов для нужд полиции.

Использование полицией опознавательной фотосъемки в целях регистрации и розыска преступников. Первые полицейские фотографические лаборатории. Е.Ф.Буринский и судебно исследовательская фотография.

Использование особых методов (съемка в невидимых лучах, со светофильтрами, микрофотосъемка) в судебно исследовательской фотографии.

От классических фотоаппаратов до цифровой фотографии и видеосъемки

Тема 9. Криминалистические исследования в лабораториях выдающихся русских ученых

Экспертизы в Российской Академии наук. Д.И.Менделеев – эксперт – химик. Дело об убийстве фон Зона, о самовозгорании пряжи, о загрязнении реки Невы сточными водами. Д.И. Менделеев и профилактика совершения подлогов (защита денежных знаков и почтовых марок от подлогов).

А.М.Бутлеров – судебный эксперт. Дело о пожаре на паровой мельнице, о пожаре лихтера с нефтью на Кронштадском рейде 1870г.

Антрополог, археолог и скульптор М.М.Герасимов. Его книга «Основы восстановления лица по черепу» 1949 г, его работы в криминалистике.

Академик А.Н Крылов –участник расследования аварий морских судов.

Первые автороведческие экспертизы, проведенные физиологами Н.С.Тихонравовым, Ф.Ф.Брантом , М.И.Сухомлиновым.


Тема 10. Становление экспертных учреждений в России

Первые экспертные учреждения. Аптекарьский приказ.

Медицинский совет Министерства внутренних дел. Экспедиция заготовления государственных бумаг, Российское техническое общество (Д.И.Менделеев, А.А. Захарьин и др.).

Фальсификация экспертизы в органах «правосудия» царской России. Дело Н.Г Чернышевского. Дело Бейлиса по обвинению в убийстве Ющинского.

Создание судебно-фотографических лабораторий, кабинетов научно-судебной экспертизы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе.

Создание судебно-медицинских бюро (от подотдела медицинской экспертизы при отделе гражданской медицины народного комиссариата здравоохранения до бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения).

Криминалистические учреждения (от научно-технических отделов в системе НКВД до экспертно-криминалистических управлений, экспертно-криминалистических центров, НИИ МВД).

Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции (лаборатории, НИИ, ЭКЦ).

Значение экспертных учреждений в раскрытии и расследовании преступлений, внедрении в судебную практику научных основ исследования доказательств. Общая характеристика видов экспертных исследований.
Тема 11. История развития тактики следственных действий и частных методик расследования преступлений

Из истории тактики осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента, обыска. Освидетельствование и осмотр трупов судебными медиками.

Общая характеристика трудов Н.И.Орлова «Опыт краткого руководства для произведении я следствий» (1813 г.), Я.И.Баршева «Основания уголовного судопроизводства с применением к российскому уголовному судопроизводству» (1841), А.А.Квачевского «Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по смуденьным уставам» (1867 г.), С.Н.Трегубова «Основы уголовной техники» (1915 г.). Влияние детективов А.Конан-Дойла на распространение представлений о научных методах расследования преступлений.

«Руководство по судебному расследованию» Людвига фон Ягеманна (Франкфурт, 1841 г.). Громкое дело Джорджа Смита о смертях женщин в ванне (Англия, 1910-1915 г.г.). Фальсификация по делам по обвинению рабочих Сакко и Ванцетти (Чикаго, 1920 г.), офицера французского генерального штаба Дрейфуса с участием эксперта А.Бертильона (1894 г.)

Угличская драма (следственное дело о смерти царевича Дмитрия). Двойник Раскольникова (дело студента Данилова). Прототип «живого трупа» (дело Н. и Е. Гимеров). Дело Сухово-Кобылина по обвинению в убийстве Симон Димани. Дело Мироновича по обвинению в убийстве Сары Беккер. Дело по убийству Гуффе и дело Румянцевой по обвинению в убийстве отца. Дело по обвинению Бейлиса в ритуальном убийстве (Киев, 1913 г.).

Вокруг расследования уголовного дела об убийстве царской семьи в Екатеринбурге в 1918 г. (судебный следователь Н.А.Соколов).

Настольная книга следователя 1949 года.

Достижения современной криминалистической тактики и методики расследования преступлений.


Тема 12. Основные этапы развития отечественной криминалистики

Периодизация развития криминалистики в России.

Первый этап – этап консолидации криминалистических знаний (конец 19 столетия).

Второй этап – двадцатые- сороковые годы ХХ столетия (разработка средств и методов исследования вещественных доказательств, выделение разделов: криминалистической техники, тактики и методики).

Третий этап - сороковые годы ХХ столетия (формирование частных криминалистических теорий). Развитие теории криминалистической идентификации в работах С.М.Потапова, А.И.Винберга, Н.В.Терзиева, В.Я.Колдина. Четвертый этап – шестидесятые годы ХХ столетия (формирование общей теории криминалистики).

Вклад Р.С.Белкина в создании общей теории криминалистики, углублении, систематизации и популяризации знаний в области частных теорий и учений криминалистики. Характеристика и значение общей теории для развития криминалистики.

Развитие частных теорий о криминалистической характеристике преступления, механизме преступления, криминалистической версии, следственной ситуации, прогнозировании и моделировании и др.

Разработка криминалистической тактики и создание частных методик расследования отдельных видов преступлений (алгоритмизация, программирование).


Тема 13. Криминалистика на службе других наук

Криминалистика, историография и литературоведение: прочтение угасших текстов, идентификация письменных документов, авторства литературных произведений (почерковедческие экспертизы анонимных пасквилей А.Пушкину, автороведческие исследования наследия М.Шолохова).

Криминалисты определяют подлинность и возраст картин, скульптур, монет, раскрывают секреты произведений искусства.

Метод М.М.Герасимова в воссоздании подлинного внешнего облика исторических личностей. «Словесный портрет» помог создать образ декабриста. Профессор С.П.Потапов установил идентичность «вуфертовского» портрета с внешним обликом М.Ю.Лермонтова.


Тема 14. Современные проблемы и тенденции

в развитии криминалистики

Основные направления в развитии общей теории криминалистики: внедрение современных информационных технологий; совершенствование языка и систематики криминалистики, создание новых частных теорий.

Правовая и тактическая проблема использования в практике расследования полиграфа.

Правовые и тактические проблемы использования в судебной практике гипноза, «сывороток правды».

Проблема использования в криминалистических целях одорологии, создания высокочувствительной техники экспертных исследований.

Вопросы внедрения в практику борьбы с преступностью биометрических методов идентификации личности.

Автоматизация и централизация оперативно-справочных и криминалистических учетов. Автоматизация и программирование экспертных исследований.

Разработка и внедрение в практику расследования типовых тактических рекомендаций с использованием математической логики, теории информационных игр, операций, психологизация тактических приемов.

Создание актуальных частных методик расследования преступлений на основе алгоритмизации и программирования.
Планы семинарских занятий

Тема 3. История развития научных основ дактилоскопии (2 часа)

Цель занятия: рассмотреть историю становления, развития и использования научных основ дактилоскопии в раскрытии и расследовании преступлений. Особое внимание уделить значению дактилоскопии в целях регистрации и идентификации личности.

Вопросы для обсуждения:

Научные основы использования индивидуальных особенностей узоров пальцев рук в целях установления личности человека.

Работы М.Мальпиги, Я.Пуркинье в области изучения папиллярных узоров человека. Родоначальники дактилоскопии У.Хершел, Г.Фолдс, Ф.Гальтон, Э.Генри, их вклад в развитие научных основ дактилоскопии и ее внедрении в судебную практику. Развитие дактилоскопии в России. Внедрение в дактилоскопию автоматизированных информационно поисковых систем «Папиллон».

Тема 5. Становление судебной баллистики ( 2 часа)

Цель занятия: рассмотреть историю развития судебной баллистики в Европе, Америке и России, ее использование в следственной и судебной практике.

Вопросы для обсуждения:

Возникновение и развитие судебной баллистики в Англии и США.

Зарождение и возникновение судебной баллистики в России.

Возможности использования следов выстрела в целях идентификации и диагностики оружия и боеприпасов.

Общие положения методики проведения экспертных исследований.
Тема 8. Развитие и использование судебной фотографии в криминалистике (2 часа)

Цель занятия: рассмотреть историю возникновения, становления и развития судебной фотографии как средства регистрации и опознания личности, метода проведения экспертиз, дополнительного средства фиксации результатов следственных действий и экспертных исследований.

Вопросы для обсуждения:

Значение судебной фотографии как средства регистрации и идентификации личности.

Использование фотографии в исследовательских целях.

Использование фотографии в качестве дополнительного средства фиксации хода и результатов следственных действий и экспертных исследований.

Вклад Бертильона А., Буринского Е.Ф. в судебную фотографию.

Виды современной судебной фотографии (классическая, голография, цифровая фотография, видеозапись).


Тема: 11. История развития тактики следственных действий и частных методик расследования преступлений. ( 2 часа )

Цель занятия: рассмотреть историю становления и развития тактики следственных действий и частных методик расследования преступлений.

Вопросы для обсуждения:

Методы допроса, используемые в розыскном и инквизиционном уголовном процессе.

Значение криминалистической тактики в состязательном уголовном процессе.

Достижения современной криминалистической тактики и методики расследования преступлений.

Значение программирования и алгоритмизации в расследовании преступлений.
Тема 14. Современные проблемы и тенденции в развитии криминалистики. (2 часа).

Цель занятия: рассмотреть основные и направления, задачи и проблемы криминалистики в условиях роста преступности, организованной и международной преступности, терроризма.

Вопросы для обсуждения:

Основные задачи общей теории криминалистики, внедрение современных информационных технологий. совершенствование языка и систематики криминалистики, создание новых частных теорий.

Правовая и тактическая проблема использования в практике расследования полиграфа, гипноза, «сывороток правды».

Проблема использования в криминалистических целях одорологии.

Вопросы внедрения в практику борьбы с преступностью биометрических методов идентификации личности.

Автоматизация и централизация оперативно-справочных и криминалистических учетов. Автоматизация и программирование экспертных исследований.

Разработка и внедрение в практику расследования типовых тактических рекомендаций. Создание современных частных методик расследования преступлений на основе алгоритмизации и программирования.


Литература:


      1. Балашов Д. Н.Криминалистика [Электронный ресурс]: Учеб. пособие - 5-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 241 с. - Режим доступа: ЭБС «znanium.com»

      2. Белкин Р.С. Ибранные труды. – М.: Норма, 2014. – 768с.

      3. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2010.

      4. Белкин Р. С. Курс криминалистики. В 3 т. — М.: Юристъ, 2011.

      5. Ищенко Е. П.Криминалистика [Электронный ресурс]: Учебник - 2-e изд., испр., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2010. - 784 с.- Режим доступа: ЭБС «znanium.com»


Дополнительная

1. Бастрыкин А.И. Дактилоскопия. Знаки руки. -СПб.: Ореол, 2004

2.Баяхчев В,Г., Улейчик В.В., Белозерова И.И. Криминалистика и расследования. - М.: Спарк, 2011.

3. Бастрыкин А.И. Криминалистика. Современные методы криминалистического исследования. -СПб., 2003..

4.Волчецкая Т.С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике- М.: Норма, 2011

5.Драпкин, Л.Я. Криминалистика: электронный учебник /Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. – М.: КНОРУС, 2009.

6. Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики – М., «ЛенЭст», 2005

7.Курс криминалистики. В 3 т. / Под ред. О. Н. Коршуновой и А. А. Степанова. — СПб. : Изд-во «Юридический центр Пресс», 2011.

8.Криминалистика: Учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Е.Р. Россинская, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2008. - 944 с.

9.Криминалистика: Учебник для бакалавров / Под ред. Л.Я. Драпкина. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 831 с. Гриф УМО.



Вопросы для самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения
1. Консолидация криминалистических знаний и возникновение криминалистики в конце Х1Хвека.

2. История становления и развития дактилоскопии и ее значение в борьбе с преступностью.

3. История развития криминалистической регистрации и идентификации преступников.

4. Возникновение и развитие судебной фотографии.

5. Развитие учения о следах (трасология).

6. Становление и развитие габитоскопии.

7. Возникновение и развитие судебной баллистики.

8. Развитие судебного почерковедения и автороведения.

9.Техническая экспертиза документов и современнее методы исследования документов.

10. Становление экспертных учреждений России.

11. Криминалистика на службе других наук.

12. Развитие тактики следственных действий (допроса, обыска, опознания, следственного эксперимента, освидетельствования, осмотра).

13. Развитие криминалистической методики расследования преступлений (алгоритмизация, программирование).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Подготовка современного студента-бакалавра предполагает, что еще в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы.

Обучение студентов по дисциплине «Криминалистика» проводится посредством чтения лекций и проведения семинарских занятий. Лекции проводятся методом проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом. Также проведения лекции-беседы со студентами.

Успешное освоение дисциплины предполагает знание лекционного материала, а также закрепление его на практических занятиях. Практические занятия способствуют овладению методами обучения и профессионального становления, формированию способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

В процессе изучения дисциплины обязательна самостоятельная работа студентов, которая предусматривает: работу с учебной литературой, рекомендованной по темам занятий; подготовку к практическим занятиям по соответствующим учебным вопросам; углубление знаний путем ознакомления с рекомендованной дополнительной литературой; подготовку докладов и выступлений по темам занятий и отдельным учебным вопросам; участие в консультациях, которые проводит преподаватель согласно плану работы кафедры. С целью организации данного вида работы необходимо в первую очередь использовать материал лекционных занятий.

Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями.

Основная часть времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу библиотечных фондах вуза и города, а также освоение электронных источников информации. Конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, гипотезы, студенты глубже понимают вопросы курса.

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно.

Самостоятельная работа формирует творческую поисковую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, а также способность выделять главное, развивает и совершенствует логическое мышление. Подготовка к семинарам осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы. Для успешной сдачи экзамена необходимо изучить теоретическую часть курса, научиться применять теоретические знания в практической профессиональной деятельности, практическом выполнении заданий.


Темы контрольных работ
1. Консолидация криминалистических знаний и возникновение криминалистики в конце Х1Хвека.

2. Развитие научных представлений о природе криминалистики.

3. Вклад А.Бертильона в создание научных основ криминалистики.

«Бертильонаж» как метод регистрации и идентификации преступников.

4. Разбойный и Сыскной приказы. Полицейские органы 18 века (Петровские времена).

5. Полицейские органы России 19 столетия и их значение для обеспечения правопорядка.

6. Жизнь и деятельность «короля сыщиков» Путилина И.Д.

7. История становления и развития дактилоскопии и ее значение в борьбе с преступностью.

8. Следы пальцев рук как доказательство. Первые дактилоскопические экспертизы.

9. Вклад Ганса Гросса в основу системных знаний о криминалистике.

10. Метод Герасимова М. М. по пластической реконструкции лица.

11. Становление теории криминалистической идентификации и ее значение в раскрытии и расследовании преступлений.

12. Развитие учения о следах (трасология).

13. Графология и криминалистика.

14. Деятельность начальника Парижской полиции безопасности Э. Ф. Видока.

15. Вклад Буринского Е. Ф. в развитие судебно-исследовательской фотографии.

16. Вклад Пирогова Н. И. в развитие судебной медицины и судебной баллистики.

17. Участие Менделеева Д. И. в проведении судебных экспертиз.

18. Участие Бутлерова А. М. . в проведении судебных экспертиз.

19. Академик Н. Д. Зелинский и его экспертная деятельность.

20. Психографология Моргенштерна И. и ее значение в почерковедении.

21. Основоположники развития отечественного почерковедения Винберг А.И., Потапов С.М., Шевченко Б. И.

22. Вклад филологов Н. С. Тихонова, Ф. Ф. Брандта, М. И. Сухомлинова в развитие автороведческой экспертизы.

23. Развитие судебного исследования следов крови и их значение для раскрытия преступлений против личности.

24. История расследования обстоятельств убийства семьи Николая П.

25. Расследование обстоятельств гибели С. М. Кирова

26. Развитие судебной химии и биологии

27. История отравлений и проблемы диагностики ядов.

28. Значение судебной медицины и биологии в криминалистике.

29. Становление и развитие судебной баллистики.

30. История уголовного розыска в Петрограде – Ленинграде

31. История становления английской сыскной полиции Скотланд-Ярда.

32. История становления французской полиции (Сюрте) и ее роль в борьбе с преступностью.

33. История становления полиции в США и роль ФБР в борьбе с преступностью.

34. История становления «Интерпола», его задачи и роль в борьбе с преступностью

35. Значение творчества Артура Конан Дойла в популяризации криминалистики.

36. Вклад в развитие отечественной криминалистики Белкина Р. С.

37. Вклад в развитие криминалистики профессора Якимова И. Н.

38. Вклад в развитие криминалистики Трегубова С.Н.

39. Вклад в развитие криминалистики профессора Шавера Б. М.

40. Вклад в развитие криминалистики профессора Терзнева Н. В.

41. Этапы развития криминалистики в России

42. Общая теория криминалистики, ее функции и значение для развития науки криминалистики.

43. Криминалистика на службе других наук.

44. Возможности использования гипноза в раскрытии преступлений.

45. Возможности использования полиграфа в раскрытии преступлений.

46. Возможности использования одорологии в раскрытии преступлений.

47. Генетика на службе криминалистики.

48. Развитие криминалистики за рубежом.

49. Использование современных компьютерных технологий в раскрытии и расследовании преступлений.

50.Перспективы использования биометрического метода идентификации человека.

51.Современные тенденции и перспективы развития криминалистики.

52. Роль экспертных учреждений России в борьбе с преступностью.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Контрольная работа представляет собой самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы.

Самостоятельная работа студентов-бакалавров является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Объем контрольной работы – 10 – 12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст печатается на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Контрольная работа предполагает составление плана из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности.

После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем. В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями. Количество использованных источников должно быть от 5 до 10. В приложении к работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий и т.д.) Изучив литературу и материалы практики, студент приступает к составлению плана. План предусматривает перечень основных вопросов (3-4). Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература в области девиантологии, периодические издания по психологии.

Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена / зачета по курсу «Криминалистика» допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч. интерактивные) методы обучения, в частности:

- мультимедийная система для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий;

- размещение материала курса на электронных носителях (эелектронных дисках);

- в рамках требований ФГОС ВПО предусматривается участие в тематических дискуссиях.

Все семинарские (практические) занятия проводятся в интерактивных формах, в том числе:


  1. Обсуждение конкурирующих теорий по отдельным разделам учебного курса.

  2. Составление тематических схем по материалам учебного курса.

  3. Подбор и систематизация библиографических источников по каждой теме.

  4. Обзор новейшей литературы по проблемным вопросам учебного курса.


Программное обеспечение


  1. Система Power Point.

  2. Электронный каталог библиотеки «znanium.com »;

электронная библиотечная система "КнигаФонд":http://www.knigafund.ru/

  1. «Консультант Плюс».


Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории, оснащенные мультимедийной техникой для практических занятий, научная библиотека с индивидуальным доступом к электронно-библиотечной системе, научный читальный зал.

В учебном процессе изучения дисциплины «История криминалистики» используются компьютеры, справочные правовые системы, видеомагнитофон, видеокамера, следственный чемодан.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В качестве оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные вопросы. Перечень контрольных вопросов, выносимых на экзамен:

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1.Консолидация криминалистических знаний и возникновение криминалистики в 19в..

2.Этапы развития криминалистики в России.

3.Возникновение и развитие криминалистики за рубежом.

4.Вклад Ганса Гросса в развитие криминалистики.

5.Развитие научных представлений о природе криминалистики.

6.Менделеев Д.И. и его участие в экспертной деятельности.

7.Жизнь и деятельность начальника Парижской тайной полиции Э. Ф. Видока.

8.Жизнь и деятельность российского короля сыщиков И. Д. Путилина.

9.Разбойный и сыскной приказы. Полицейские органы 18 века (Петровские времена).

10.Полицейские органы России 19 века, их значение в борьбе с преступностью.

11.Современный этап формирования общей теории криминалистики.

12.Частные теории (учения) криминалистики и их значение в обеспечении раскрытия и расследования преступлений.

13.История развития криминалистической регистрации и идентификации преступников.

14.Вклад А.Бертильона в развитие научных основ криминалистики.

15.Зарождение и развитие дактилоскопии как средства регистрации и идентификации преступников.

16.Возникновение и развитие судебной фотографии.

17.Творец судебной фотографии Е.Ф. Буринский.

18.Деятельность и вклад в криминалистику Якимова И. Н.

19.Деятельность и вклад в криминалистику Трегубова С.Н

20.Вклад Р.С.Белкина в развитие современной криминалистики.

21.Развитие учения о следах (трасология).

22.Становление и развитие габитоскопии.

23.Перспективы использования биометрического метода идентификации человека.

24.Возникновение и развитие судебной баллистики.

25.Развитие судебного почерковедения и автороведения.

26.Почерк и личность.

27.Техническая экспертиза документов и современнее методы исследования документов.

28.Судебная медицина и биология в криминалистике: история и значение.

29.Развитие судебного исследования следов крови и их значение для раскрытия преступлений против личности.

30.Криминалистическая одорология, понятие и перспективы ее использования.

31.Использование микроследов в раскрытии и расследовании преступлений.

32.Становление и возможности современных экспертиз (фоноскопических, одорологических, взрывотехнических, генетических и др.)

33.Проблема использования в раскрытии и расследовании преступлений полиграфов.

34.Становление экспертных учреждений России.

35.Использование современных компьютерных технологий в раскрытии и расследовании преступлений.

36.Развитие тактики следственных действий (допроса, обыска, опознания, следственного эксперимента, освидетельствования, осмотра).

37.Развитие криминалистической методики расследования преступлений (алгоритмизация, программирование).

38.Экспертные учреждения России, современные возможности экспертных исследований.

39.Криминалистика на службе других наук.

40.Современные тенденции и перспективы развития криминалистики.


Критерии оценки на итоговой аттестации (экзамене)


  • „отлично” – полные и адекватные ответы;

  • “хорошо” - адекватность ответов – 80% (допускаются 4 неточности из 32 вопросов)

  • “удовлетворительно” - до 60% (допускаются до 10 неточностей при ответе на 32 вопроса );

  • “неудовлетворительно” – адекватность ответов на вопросы теста менее 50% .



ЛИТЕРАТУРА

Основная

      1. Балашов Д. Н.Криминалистика [Электронный ресурс]: Учеб. пособие - 5-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 241 с. - Режим доступа: ЭБС «znanium.com»

      2. Белкин Р.С. Ибранные труды. – М.: Норма, 2014. – 768с.

      3. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2010.

      4. Белкин Р. С. Курс криминалистики. В 3 т. — М.: Юристъ, 2011.

  1. Ищенко Е. П.Криминалистика [Электронный ресурс]: Учебник - 2-e изд., испр., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2010. - 784 с.- Режим доступа: ЭБС «znanium.com»

  2. Криминалистика: учебник – 2-е изд. доп./ Под ред. Е.П. Ищенко.- М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»-ИНФРА-М, 2010.- 784с.

  3. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. И. Аминов, П. В. Федотов, Р. А. Адельханян. – М.: Юнити-Дана, 2011. - Режим доступа: ЭБС «КнигаФонд»: //www.knigafund.ru.

  4. Криминалистика: Учебник / Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. Н.П. Яблокова. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 752 с.

  5. Криминалистика: учебник/Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. – 3-е изд., перерраб. и доп. – М.: Норма: Инфра – М , 2010. – 944с.

11.Россинская Е. Р.Криминалистика [Электронный ресурс]: Учебник / Е.Р.

Россинская. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 464 с.- Режим доступа: ЭБС

«znanium.com»

12.Россинская Е. Р.Криминалистика: Курс лекций. Московская

государственная юридическая академия. - М.: НОРМА: ИНФРА-М,2010

Дополнительная

1. Баяхчев В,Г., Улейчик В.В., Белозерова И.И. Криминалистика и расследования. - М.: Спарк, 2011.

2. Волчецкая Т.С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике- М.: Норма, 2011

3. Драпкин, Л.Я. Криминалистика: электронный учебник /Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. – М.: КНОРУС, 2009.

4. Курс криминалистики. В 3 т. / Под ред. О. Н. Коршуновой и А. А. Степанова. — СПб. : Изд-во «Юридический центр Пресс», 2011.

5. Криминалистика: Учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Е.Р. Россинская, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов.-3-e изд., перераб.и доп.- М.: НОРМА,2008.-944 с.

6. Криминалистика: Учебник / Н.П. Яблоков; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2008. - 400 с.

7. Криминалистика: Учебник для бакалавров / Под ред. Л.Я. Драпкина. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 831 с. Гриф УМО.

8. Мухин Г.Н., Исютин–Федотков Д.В. Криминалистика: Учебное пособие / Г.Н. Мухин, Д.В. Исютин–Федотков. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 240 с. Гриф МОиНРФ.

9. Криминалистика. Сборник задач и заданий: Учебное пособие / Под ред.

О.Я. Баева. – М.: Проспект, 2012. – 272 с. Гриф УМО.

10. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2006. – 441 с. Гриф УМО.

11. Криминалистика: учебник / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: Норма, 2006.

12. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: учебник / Н.Г. Шурухнов. – 2-е изд. исправл. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 720 с.

13. Яблоков Н. П. Криминалистика: природа, система, методологические основы. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: Норма, 2009. - 288 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

В процессе изучения дисциплины «Криминалистика» проводятся занятия, которые способствуют овладению практическими навыками работы с юридическими документами и справочными правовыми системами «Гарант», «Консультант+», «Кодекс».



http: // www.knigafund.ru. – электронный библиотечный ресурс «Книгафонд»