Учебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения г. 2 300.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Методические указания для написания контрольных работ студентами... 2 506.45kb.
Программа вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих среднее... 3 803.2kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Вопросы к зачету для студентов очной и заочной форм обучения 1 34.51kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 2 477.03kb.
Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов... 3 558.94kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История культуры и искусств»... 1 27.61kb.
«возможности кейс-технологий в развитии познавательной активности... 1 74.08kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения - страница №1/1

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА»
Кафедра РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ И

ДОГМАТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Учебно-методический комплекс


для студентов

очной, очно-заочной и заочной форм обучения


(специальность 031801 «Религиоведение»)

Москва


2010

ПРОГРАММА КУРСА




ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ И ДОГМАТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ


Раздел I. История Церкви в доникейский период
Введение в дисциплину

Происхождение наименования церковной истории. Понятие об истории. Церковь в догматическом понимании и Церковь как объект исторического изучения. Предмет церковной истории. Связь церковной истории с богословскими науками. Церковная история как богословская дисциплина. Порядок работы историка. Вспомогательные исторические дисциплины. Объективность и конфессионализм в церковной истории. Стремление к истине как основа научного и религиозного поиска.


Тема 1. Источники, историография и периодизация Истории Древней Церкви

Классификация источников: монументальные и письменные памятники. Монументальные памятники: данные археологии, памятники христианского искусства, христианская эпиграфика, данные нумизматики и сфрагистики. Письменные памятники. Христианские письменные памятники: Библия, апокрифы, канонические, литургические, агиографические источники, творения церковных писателей и историков. Нехристианские письменные памятники: сочинения христианских авторов, иудейские источники. Юридические источники. Периодизация церковной истории и истории Древней Церкви. Проблемы периодизации. История изучения церковной истории в России. Русская церковно-историческая школа.


Тема 2. Начало истории Церкви и распространение христианства в I-III в.

Состояние языческого и иудейского мира в эпоху Иисуса Христа. Миросозерцание античного мира в I в.Религиозные верования и мессианские ожидания иудейского народа в I в. Иудео-христиане и языко-христиане. Разрыв между иудейством и христианством. Христианская миссия в первые три века христианства. Распространение христианства среди народов и различных слоев общества.


Тема 3. Ранняя Церковь и римская империя. Причины гонений на христиан

Христианское понимание мученичества. Древнее восприятие мученичества. Определение понятия «мученик». Новозаветное употребление этого слова. Мученичество и исповедничество. Причины гонений на христиан. Отношение к христианству народа. Обвинения со стороны народа. Отношение к христианству правительства. Положение чужеродных культов в Римской Империи. Положение и характер языческой религии в римской империи. Юридические основания гонений на христиан. Преследования по форме и содержанию. Погребальные коллегии. Отношение к христианству интеллигенции.


Тема 4. История гонений на христиан.

Периодизация эпохи древних гонений. Первый период гонений. Церковь под покровом иудейской религии. Преследования при императоре Клавдии: свидетельство Светония. Вопрос о различении правительством христиан от иудеев в I веке: свидетельства Книги Деяний. Гонение при императоре Нероне, его история и мотивы. Свидетельство Тацита и связанные с ним проблемы. Мученическая кончина апостолов Петра и Павла. Гонения при императоре Домициане. История иудейского фиска. Мученичество Флавия Климента, ссылка апостола Иоанна Богослова. Расцвет римского государства при Антонинах и ухудшение положения христиан. Переписка Плиния Младшего с Траяном. Анализ текста. Проблема подлинности. Мученики при Траяне. Игнатий Антиохийский и Климент Римский. Императоры Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий и их отношение к христианам. Мученики при этих императорах. Указы с именами этих императоров: проблема подлинности. Положение христиан при императоре Коммоде и других императорах до Декия. Свидетельство о христианах в сочинениях античного писателя Лукиана. Государственное преследование христиан. Император Декий, его эдикт против христиан, действие этого эдикта. Характерные особенности гонения Декия. Отступники, или падшие, их классификация. Libelli. Преобладание исповедничества над мученичеством. Гонения при императорах Валериане, Галлиене и Аврелиане. Отношение к христианам народа. Послания Дионисия Александрийского. Император Диолектиан, его реформы и гонения на христиан. Прекращение гонений. Эдикты 311, 312 и 313 годов.


Тема 5. Борьба Церкви с гностицизмом

Происхождение гностицизма и время его возникновения. Гностицизм и гносис. Основные черты гностицизма. Религиозно-философский характер гностцизма. Возможные классификации гностических учений. Важнейшие гностические системы. Учение Валентина. Источники. История создания и воссоздания плиромы, история кеномы. Учение Василида. Источники. Две версии учения. Учение Василида в изложении Ипполита Римского: первоначало, всесемянность, три сыновства, архонты, благая весть и восстановление всего. Учение Маркиона. Источники. Отношение Маркиона к Ветхому Завету. Опасность гностицизма для христианства.


Тема 6. Монтанизм и манихейство

Исторические обстоятельства, способствовавшие появлению монтанизма. Время и место возникновения. Характер религиозности во Фригийской области. Культ Кибеллы. Внешний характер монтанизма: нравственный ригоризм и одухотворенность. Личность и учение Монтана. Источники учения. Откровение Утешителя. Сравнение монтанизма с гностицизмом. Историческая судьба монтанизма. Время и место появления манихейства. Христианство в Персии. Обновление Ирано-Персидской религии в Сасанидском государстве. Личность Манеса. Синкретический характер его учения. Дуализм, нравственный ригоризм, положение Христа в учении Манеса. Сравнение манихейства с гностицизмом. Источники учения Манеса.


Тема 7. Церковные писатели и богословие доникейского периода

Мужи апостольские и апологеты. Общая характеристика доникейского богословия. Учение о Логосе в античности: Гераклит, стоики, Филон. Учение о Логосе у апологетов. Иустин Философ, Феофил Антиохийский (учение о двойственном Логосе). Недостатки учения о Логосе у апологетов: космологизм и субординатизм. Монархианство: динамическое и модалистическое. Источники. Церковное осуждение учения Павла Самосатского. Учение Иринея Лионского и Тертуллиана. Учение Оригена о Святой Троице, о мире, происхождении зла, спасении, воплощении Логоса и апокатастасисе


Тема 8. Церковный строй в I-III в.

Церковное устройство в апостольское и послеапостольское время. Проблема реконструкции древнего церковного строя. Конфессиональный характер попыток ее разрешения. Новозаветное употребление терминов «епископ», «пресвитер» и «диакон». Взаимозаменимость терминов «епископ» и «пресвитер» в Новом Завете и объяснение этого в древней христианской литературе. Различие клира и мирян. Вселенская Церковь как союз самостоятельных единиц, парикий. Начало образования митрополий.


Тема 9. Споры о дисциплине и расколы в Древней Церкви

Раскол Каллиста и Ипполита. Источники. Расколы Новата и Новатиана. Столкновение Киприана Карфагенского с партией Новата. Отношения Новата и Новатиана. Антицерковный характер расколов. Спор о крещении еретиков. Донатисты. Мелитианский раскол.



Раздел II. История Церкви в период Вселенских соборов
Тема 1. Введение в историю Вселенских cоборов. Происхождение арианства

Общее понятие о Вселенских cоборах. Особенности церковного устройства Александрийской Церкви. Личность Ария. Проблема богословских корней арианства. Арий как лукианист. Учение Оригена как предполагаемый источник арианства.


Тема 2. Предыстория I Вселенского cобора

История арианского спора до I Вселенского cобора. Палестинский cобор и Окружное послание Александра Александрийского. Вифинский cобор и арианские послания. Проблема, связанная с посланием Антиохийского cобора324 г. Отношение Константина Великого к арианскому спору до Никейского собора.


Тема 3. I Вселенский собор

Состав и численность Собора. Характер восточного епископата. Источники по истории Собора. Догматические партии на Соборе. Основные вопросы, рассматривавшиеся на Соборе. Ход дискуссий и составление никейского символа, терминология Собора. Особенности изложения хода Собора у Евсевия Кесарийского и место этого епископа в истории арианского спора. Анализ шестого правила I Вселенского собора.


Тема 4. Борьба с арианством после I Вселенского собора

Периодизация церковной истории в промежутке между I и II Вселенскими соборами. Возвращение ариан из ссылки, начало борьбы против Афанасия, низложение Евстафия Антиохийского. Антиохийские формулы. Сердикский собор. Состояние спора при императоре Констанции. Сирмийские формулы. Миланский собор 355 г. Дифференциация арианства. Александрийский собор 362 г. Святой Василий Великий как богослов. Святой Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе. Новоникейская богословская терминология. Духоборчество.



Тема 5. II Вселенский собор

Политическая ситуация в Империи после смерти императора Валента. Причины созыва Собора в Константинополе. Проблема источников. Проблема мелетианского раскола и поставление епископа Константинополя. Догматическая деятельность собора. Канонические определения собора. Проблема происхождения Никео-Константинопольского символа. Дальнейшая судьба арианства в империи.


Тема 6. Начало христологических споров. Оригенистические споры конца IV - начала V в.

Аполлинарий Лаодикийский и его ересь. Сочинения Аполлинария и их историческая судьба. Христология противников Аполлинария. Диодор Тарсский, Феодор Мопсуестийский. Сотериологический характер христологии Афанасия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Движение антиоригенистов-антропоморфитов в монашеской среде. Иоанн Златоуст и история его низложения.


Тема 7. Несторианский спор. Предыстория III Вселенского собора

Несторий и характер его деятельности в Константинополе. Начало спора. Проповедь пресвитера Анастасия и реакция на нее Нестория. Прокл Кизический. Догматическая основа спора. Несторий и Кирилл Александрийский. Их учения о соединении природ во Христе. Особенности Антиохийской и Александрийской христологических традиций. Осуждение Нестория в Риме. Анафематизмы Кирилла Александрийского.


Тема 8. III Вселенский собор

История открытия Собора. Первое заседание. Осуждение Нестория. Опоздание на Собор Иоанна Антиохийского и Восточных епископов. II-IV заседания. Ювеналий Иерусалимский. Подтверждение осуждения пелагиан. VII заседание. Неудачная попытка соглашения. Продолжение спора после Cобора и Антиохийское согласие433 г. Вопрос о корнях несторианства.


Тема 9. Монофизитский спор и IV Вселенский собор

Предыстория Халкидонского собора. Диоскор Александрийский и его церковная позиция. Архимандрит Евтихий и собор448 г. в Константинополе. «Разбойничий собор»449 г. в Ефесе. Томос Льва Великого. IV Вселенский собор 451г. Осуждение Диоскора. Орос собора. Церковно-историческое значение 28 канона собора. Вопрос о правах Иерусалимской кафедры.


Тема 10. История монофизитства после IV Вселенского собора

Спор о догматическом авторитете Халкидонского собора. Причины исторической стойкости монофизитства. Роль национального и культурного фактора в непринятии решений Собора в Египте и на Востоке Империи. Попытка примирения: «Энотикон» императора Зенона. Распадение монофизитства на толки. Торжество православия при императоре Юстине.


Тема 11. V Вселенский собор

Предыстория Пятого Вселенского собора. Император Юстиниан I и его униональная политика. Спор о «трех главах». Эдикт против оригенистов. Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о «трех главах». V Вселенский собор. Следствия V Вселенского собора и итоги церковной политики императора Юстиниана I.


Тема 12. Монофелитский спор

Причины возникновения монофелитского спора. Первая стадия. Спор о действиях во Христе. Патриарх Сергий, Максим Исповедник, Кир и папа Гонорий. Униональная политика императора Ираклия. Вторая стадия. Спор о волях во Христе. «Экфесис» и протест против него на Востоке и Западе. Суд над папой Мартином и Максимом Исповедником. Отношения между Константинополем и Римом.


Тема 13. VI Вселенский собор

Состав собора и ход соборных деяний. Догматическое определение собора. Осуждение папы Гонория. Попытка восстановления монофелитства при Филиппике. Пято-шестой собор и его канонические постановления.


Тема 14. Иконоборческий спор

Мотивы иконоборческого движения: политические и церковные. Начало иконоборческого движения. Указ Льва Исавра. Иоанн Дамаскин и патриарх Герман. Константин Копроним и иконоборческий собор 754 г. Лев Хазар, императрица Ирина и подготовка к созыву Вселенского собора.


Тема 15. VII Вселенский собор и Торжество Православия

Состав Собора и его деяния. Орос Собора о почитании икон и его богословский анализ. Возобновление иконоборчества после VII Вселенского собора и его причины. Торжество Православия при императрице Феодоре. Иконоборчество на Западе. Франкфуртский собор 794 г., Парижский собор 825 г. и полемика об иконах на Западе.



ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ

1. Введение в дисциплину «История Древней Церкви».

  1. Когда впервые появилось сочинение с названием «Церковная история»? Кто был его автором?

  2. С каким греческим глаголом связано происхождение слова «история»? Каково значение этого глагола?

  3. Где в Евангелиях встречается слово «Церковь», экклесия?

  4. Что такое Церковь в догматическом понимании? Чем Церковь в догматическом понимании отличается от Церкви, которая является объектом исторического изучения?

  5. Чем определяется святость Церкви?

  6. Что является предметом истории Церкви? Что относится к внешней и внутренней жизни Церкви?

  7. С какими богословскими дисциплинами связана история Церкви?

  8. Какие факторы определяют богословский характер истории Церкви?

  9. Каковы особенности православного богословского подхода к изучению истории Церкви?

  10. Этапы работы историка.

  11. Для чего нужны вспомогательные исторические дисциплины?

  12. Что это за дисциплины?

  13. Возможна ли абсолютная объективность при реконструкции исторических событий? Почему?

  14. Какие крайности может иметь конфессиональный субъективизм церковного историка?


2. Источники, историография и периодизация истории древней Церкви.

  1. На какие классы делятся монументальные источники?

  2. Какие христианские памятники относят к разряду археологических?

  3. Какие памятники относят к христианским письменным источникам?

  4. В каком памятнике сохранилось самое первое описание мученичества известного исторического лица?

  5. Какие обстоятельства способствовали процессу активного издания текстов древних церковных писателей?

  6. Почему «Патрология» Ж.П.Миня пользуется популярностью и в настоящее время? В чем заключаются недостатки этого издания?

  7. Кого считают «отцом» церковной истории? Какие исторические сочинения принадлежат этому автору?

  8. Какие греческие историки V века были его продолжателями?

  9. Кто является основателем латинской церковной историографии?

  10. Кто перевел «Церковную историю» Евсевия Кесарийского на латинский язык и дополнил ее рассказом о последующих событиях?

  11. Какие письменные источники относят к числу нехристианских памятников?

  12. Какие памятники наряду с христианскими и нехристианскими относят к числу письменных источников?

  13. Какие особенности и хронологические границы имеет доникейский период истории Церкви?

  14. Какие этапы имеет период Вселенских соборов?


3.Начало истории Церкви и распространение христианства в I-III в.

  1. Какие факторы способствовали распространению христианства на территории римской империи?

  2. В каком году возникла римская империя? Когда она прекратила свое существование?

  3. Какую роль в деле христианской миссии сыграли иудеи?

  4. На какие две большие группы условно делились первые христиане?

  5. Что послужило поводом для проведения Апостольского собора? В каком году он состоялся? Какие решения были приняты на Апостольском соборе?

  6. В каком городе последователи Иисуса Христа впервые стали именоваться христианами? Какого апостола называют апостолом язычников?

  7. В каком городе, являвшемся центром раннехристианской миссии, появилась одна из первых общин, состоящая из бывших язычников?

  8. В связи с какими событиями, когда и кем был разрушен Иерусалим в I веке?

  9. Куда переселился Синедрион после первого разрушения Иерусалима? Когда сформировался канон еврейской Библии?

  10. Кто стоял во главе иудейского восстания начала II веке? Чем и когда это восстание закончилось?

  11. Какое государство первым приняло христианство как официальную религию?

  12. В каких регионах христианство получило широкое распространение к 4 в.?

  13. Что такое «миссионерская легенда»?

  14. Каковы особенности распространения христианства среди разных общественных слоев?


4.Ранняя Церковь и римская империя. Причины гонения на христиан.

  1. Каким греческим словом называют христианских мучеников?

  2. В чем разница между восприятием мученичества античным обществом начала I тысячелетия и славянами начала II тысячелетия?

  3. Чем мученичество отличается от страстотерпчества?

  4. Кого принято называть исповедниками?

  5. Как слово μαρτυς употребляется в Новом Завете?

  6. Почему первые христиане стремились закончить свою жизнь мученически?

  7. В чем заключалось новое отношение к религии, о котором свидетельствовал мученический подвиг христиан?

  8. Почему простой римский народ сначала относился к христианам негативно?

  9. В чем, по свидетельству апологетов, обвинял простой народ христиан?

  10. Почему борьба христианства с язычеством становилась одновременно и борьбой христианства с государственной властью?

  11. Почему обвинение христиан в преступление против религии вело и к обвинению в преступлении против власти?

  12. Почему христиан обвиняли в оскорблении величества? Как христиане пытались опровергать эти обвинения?

  13. В какой период римская интеллигенция стала активно выражать свое отрицательное отношение к христианству?

  14. Почему римская интеллигенция считала христиан врагами человеческого рода?

  15. Почему многие христиане негативно относились к античной культуре?


6. История гонений на христиан.

  1. Почему древние историки определяли количество гонений на христиан в римской империи числом «10»?

  2. Каковы хронологические границы и особенности первого периода гонений?

  3. Какие историки упоминают о преследовании христиан императором Нероном? Кто из них ставит гонения в зависимость от пожара Рима?

  4. Имели ли преследования христиан при Нероне антихиристианский характер?

  5. С какими обстоятельствами было связано преследование христиан при императоре Домициане?

  6. Каковы хронологические границы и особенности второго периода гонений на христиан?

  7. Что способствовало тому, что христиан начали отличать от иудеев?

  8. При каком императоре пострадал Иустин Философ?

  9. Как относились к христианам императоры первой половины III века?

  10. Почему император Декий начал гонение на христиан?

  11. Что он требовал от христиан своим указом? Каким образом указ приводился в исполнение?

  12. Что такое либеллы?

  13. Почему в гонение Декия было много отпадших? Какие существовали категории отпадших?

  14. Какие события середины III века в Александрии и Карфагене изменили отношение народа к христианам?

  15. Какие указы против христиан издал император Валериан в 257 и 258 годах?

  16. Как относился к христианам император Галлиен?

  17. Когда началось гонение на христиан Диоклетиана? Кто мог быть его подлинным инициатором?

  18. Кто управлял империей после смерти Диоклетиана?

  19. Что говорилось в эдикте императора Галерия 311 года?

  20. Какую связь с этим эдиктом имел Миланский эдикт 312 года?

  21. Что провозглашал Миланский эдикт 313 года? Какие авторы сохранили его текст?


7. Христианство и языческая мысль. Борьба Церкви с гностицизмом.

  1. К чему приводило соприкосновение язычества и христианства в области мысли?

  2. Критика христианства Цельсом и Порфирием.

  3. В каком веке начали возникать гностические учения? Какие реалии жизни римской империи способствовали развитию гностических учений?

  4. Что называют гностицизмом? От чего происходит его название?

  5. Какие общие черты имели гностические учения?

  6. Как гностики относились к материальному миру и как они понимали спасение?

  7. В чем главная особенность гностической антропологии?

  8. Как представлял Божество Василид?

  9. Как с его точки зрения произошел мир?

  10. Что такое всесемянность и сыновства? Как Василид понимал Святого Духа?

  11. Кто под видом Бога открылся людям в Ветхом Завете с точки зрения Василида?

  12. Как Василид понимал спасение?

  13. Какие источники сохранили сведения о системе Валентина?

  14. Что Валентин называл плиромой, кеномой и эонами?

  15. Как возник мир по учению Валентина?

  16. Что является основным источником наших знаний об учении Маркиона?

  17. В чем заключается главная особенность богословия Маркиона?

  18. Как он относился к Ветхому Завету? Почему?

  19. В чем заключалась опасность гностицизма для христианства?

  20. Как борьба с гностической экспансией повлияла на саму Церковь?


8. Монтанизм и манихейство.

  1. Как называл монтанизм Евсевий Кесарийский? Почему?

  2. В каких регионах монтанизм получил наибольшее распространение?

  3. Когда появился монтанизм? Какие обстоятельства исторической жизни Церкви способствовали возникновению монтанизма?

  4. Какими внешними особенностями характеризовались последователи Монтана?

  5. Какие стороны учения Монтана противоречили учению Церкви?

  6. Какие церковные авторы являлись критиками монтанистов?

  7. Как звали спутниц Монтана? Какие сведения сохранили о них источники?

  8. Когда монтанизм получил соборное осуждение?

  9. Какой знаменитый учитель Церкви стал монтанистом в начале III века?

  10. В каком веке и в какой религиозной атмосфере возникло манихейство?

  11. В каком государстве зародилось манихейство? Какая династия правила в этом государстве в то время?

  12. Элементы каких религиозных учений повлияли на манихейское учение?

  13. Почему Шапур Первый первоначально симпатизировал учению Мани?

  14. Какой западный учитель Церкви пробыл в манихействе 9 лет?

  15. Как по учению Мани возник материальный мир?

  16. Кем с точки зрения Мани есть Христос? Почему Христос обещал послать Утешителя?

  17. Как Мани относился к Ветхому Завету и Откровению Христа?

  18. Что сближало манихеев с гностиками?


9. Церковные писатели и богословие доникейского периода.

  1. Кого называют мужами апостольскими? Имена мужей апостольских.

  2. В какой период были написаны сочинения апостольских отцов?

  3. Кого называют христианскими апологетами? Имена ранних апологетов.

  4. Что в первые христианские века понимали под термином «богословие» и «домостроительство»?

  5. Какова основная особенность учения о Боге Филона Александрийского? Почему Филон пришел к необходимости признания существования Логоса?

  6. Как понимал Логос Филон?

  7. Как называют христианских писателей 2 века, которые развивали учение о Логосе? Кто из них впервые употребил термин «Троица»?

  8. Какие недостатки учения о Логосе были характерны для Иустина Философа?

  9. Кого называют монархианами?

  10. Кто является основателем этого направления? Что говорят о нем древние критики?

  11. Какой собор и в каком году осудил учение Павла Самосатского?

  12. Особенности учения Павла Самосатского. Как Павел понимал термин «омоусиос»?

  13. Какой модалист наиболее известен? Чей он был ученик? Как этот еретик использовал термин «лицо»?

  14. В чем основная заслуга Тертуллиана перед латинской триадологией? Каковы основные недостатки триадологии Тертуллиана?

  15. Кто впервые высказал учение о вечном рождении Сына Божия? Следствием каких постулатов богословской системы данного автора явилось это учение?

  16. Какие стороны учения Оригена были осуждены Церковью?


10. Церковный строй в доникейский период.

  1. Какие степени священства существуют в Православной Церкви? Имеются ли наименования этих степеней в Священном Писании Нового Завета?

  2. Сколько раз в Новом Завете используется термин «епископ»?

  3. Какие проблемы встают в связи с использованием этого термина в новозаветных книгах?

  4. Кто присутствовал на Апостольском соборе50 г.?

  5. Как пытались согласовать новозаветные данные с каноническими устоями современной им Церкви Епифаний Кипрский, Феодорит Кирский и Иоанн Златоуст?

  6. Как решал проблему употребления наименований иерархических степеней в Новом Завете Иероним?

  7. Как употреблял наименования священных степеней Климент Римский?

  8. В сочинениях какого церковного писателя впервые встречается четкое разделение трех степеней священства? В каком веке жил этот церковный автор?

  9. Что сообщает о женском церковном служении Новый Завет?

  10. Какие виды церковных служений упоминаются в послании Корнелия Римского, сохраненном Евсевием Кесарийским?

  11. Какие неиерархические харизматические служения существовали в Древней Церкви?

  12. Какие послания апостола Павла сохранили упоминание о неиерархических харизматических движениях?

  13. Что являлось основной территориально-административной единицей Церкви первых столетий? Чем характеризовалась такая единица?

  14. По какому поводу собирались самые первые церковные соборы? В каком источнике сохранилось о них упоминание?


11. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви. Блок 1.

  1. В чем заключается отличие ереси от раскола?

  2. Какие проблемы вызывали споры о дисциплине и расколы в Древней Церкви?

  3. Какой источник рассказывает о расколе Каллиста и Ипполита?

  4. Что явилось причиной раскола Каллиста и Ипполита?

  5. Как можно объяснить обвинение в покровительстве прелюбодеянии и убийстве, которое адресовалось папе Каллисту?

  6. Кто является первым антипапой в истории Римской Церкви?

  7. Что явилось причиной расколов Новата и Новатиана?

  8. В каком десятилетии какого века возник этот раскол?

  9. Какую позицию первоначально занимал Новат?

  10. С каким епископом он полемизировал?

  11. В какой Церкви возник раскол Новатиана?

  12. Какому епископу противостоял Новатиан?

  13. При каких обстоятельствах Новат изменил свою позицию, присоединившись к расколу Новатиана?

  14. До какого века просуществовал раскол Новатиана?


12. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви. Блок 2.

  1. Как принимали в церковное общение гностиков?

  2. В каком веке возник спор о крещении еретиков?

  3. Между какими Церквами возник этот спор?

  4. Чем отличались взгляды иерархов этих Церквей на данный вопрос?

  5. В каких случаях в настоящее время еретиков принимают в церковное общение через крещение?

  6. В каком веке эта практика стала входить во всеобщее употребление?

  7. Какие Вселенские соборы утвердили этот подход?

  8. Когда и в какой Церкви возник раскол донатистов?

  9. Что явилось причиной данного раскола?

  10. Какое участие в донатистском споре принял Константин Великий?

  11. В каких вопросах донатисты противоречили учению Церкви?

  12. Что послужило причиной мелитианского раскола в Александрийской Церкви?

  13. Между какими Церквами во 2 веке возник спор о времени празднования Пасхи?

  14. Чем можно объяснить существование двух традиций празднования Пасхи в Древней Церкви?



Раздел II

1. Введение в историю Вселенских Соборов. Происхождение арианства.

  1. Кто впервые употребил термин собор в греческой и латинской литературе?

  2. По каким поводам собирались первые церковные соборы? Какой древний автор об этом упоминает?

  3. Какие наиболее известные церковные соборы проходили в III в.?

  4. Какие соборы называются Вселенскими?

  5. По какому критерию соборы получали статус вселенских соборов?

  6. В какой Церкви возник спор, который привел к созыву Первого Вселенского собора? О чем был этот спор?

  7. В чем заключалась особенность церковного строя Александрийской Церкви?

  8. Какой титул носил епископ Александрии с III в.? Где этот титул появился впервые?

  9. С каким церковным расколом был связан Арий? Каковы особенности этого раскола?

  10. Что сообщает об избрании Александра Александрийского арианский историк Филосторгий? Какие предположения можно сделать на основе этого сообщения?

  11. На какой библейский текст опирался Арий, выражая свое учение? Как истолковывал данный текст Ориген?

  12. Кто такой Лукиан и какое отношение он имел к Арию?

  13. Мнения А.П.Лебедева и А.М.Иванцова-Платонова о богословских корнях арианства.

  14. Можно ли считать учение Оригена источником арианства?


2. Предыстория Первого Вселенского собора.

  1. Кто в Александрийской Церкви поддержал выступление Ария?

  2. Посредством чего Арий распространял свое учение в народной среде?

  3. К какому епископу обратился Арий за поддержкой после осуждения его учения на Александрийском соборе начала 20-х годов? Почему этот епископ поддержал александрийского пресвитера?

  4. Каковы основные тезисы арианского учения по Окружному посланию Александра Александрийского?

  5. Кто начал формировать богословскую оппозицию Александру Александрийскому? Какие епископы поддержали Ария?

  6. Где и когда прошел первый арианский собор?

  7. Почему император Константин вмешался в арианский спор?

  8. Как император первоначально относился к данному церковному конфликту?

  9. В чем заключается особенность арианского учения по посланию Кесарийского собора?

  10. Кто такой Осий Кордубский и какова его роль в истории арианского спора?

  11. Какой православный собор предшествовал Вселенскому собору в Никее?

  12. Где первоначально планировалось проведение Вселенского собора?

  13. Основные тезисы ариан.

  14. Мягкая и жесткая формы арианского учения.


3. Первый Вселенский собор.

  1. В каком году и в каком городе проходил Первый Вселенский собор? По какой причине было изменено место проведения этого собора?

  2. От какой партии исходила инициатива созыва собора?

  3. Представители каких регионов были приглашены на собор?

  4. Сколько было участников собора? Почему цифра, упоминаемая Иларием и Афанасием, стала официальной?

  5. Характер соборного епископата.

  6. Сохранились ли записи хода соборных заседаний? Какие источники имеют непосредственное отношение к собору?

  7. Авторитетные косвенные источники.

  8. Какова была продолжительность собора? Чем были завершены заседания?

  9. Какой символ веры лег в основу Никейского вероопределения? Кто предложил этот символ?

  10. Какие формулировки Никейского символа направлены против учения Ария?

  11. Кто из ариан был отправлен в ссылку?

  12. Какие вопросы канонического характера рассмотрел собор?

  13. Сколько канонических правил Первого Вселенского собора? О чем говорят 6 и 20 правила?

  14. О чем свидетельствует послание Евсевия Кесарийского, направленное им к своей пастве?


4. Борьба с арианством после Никейского собора.

  1. Периодизация истории между Первым и Вторым Вселенскими соборами.

  2. Какие сторонники никейского учения пострадали от ариан первыми?

  3. Почему Церковь осудила учение Маркелла Анкирского?

  4. Какой сын императора Константина поддерживал ариан, а какой стоял на православной позиции?

  5. С какой целью созывались Антиохийские соборы 40-х годов?

  6. По чьей инициативе состоялся собор в Сердике 343 года? Каких богословских взглядов придерживалось большинство его участников?

  7. Основные особенности второй сирмийской формулы 357 года. Почему после ее принятия началось разложение арианства?

  8. При каких обстоятельствах участники Медиоланского собора 355 года осудили святителя Афанасия?

  9. Какие арианские партии сложились во второй половине четвертого века? Какая из них была наиболее близкой к православным?

  10. Особенности учения Евномия.

  11. На какой богословской позиции стояли участники Константинопольского собора 360 года?

  12. Какие постановления вынес Александрийский собор 362 года?

  13. Какие отцы выработали троичную православную терминологию?

  14. Особенности терминологии православного догмата о Пресвятой Троице.


5. Второй Вселенский собор.

  1. Какой император был инициатором созыва Второго Вселенского собора?

  2. В каком году и где состоялся Второй Вселенский собор? Кто был его председатель?

  3. Присутствовали ли на этом соборе представители Рима?

  4. Какой православный епископ возглавлял в то время православную паству восточной столицы?

  5. Какие вопросы должен был рассмотреть собор?

  6. Причины возникновения антиохийского раскола. Какую из сторон этого раскола поддерживал римский папа?

  7. Почему к моменту собора в Константинополе оказалось два православных епископа?

  8. Какие источники по истории собора сохранились до наших дней?

  9. Решения каких соборов подтвердил Второй Вселенский собор, утверждая никейскую веру?

  10. Почему западная Церковь долгое время не признавала постановлений Второго Вселенского собора?

  11. Кого собор поставил епископом Константинополя?

  12. Сколько канонических правил собора известно? В подлинности каких из них наука сомневается?

  13. Кто такой Македоний? Какой церковный историк первым считал Македония духоборцем? Из какой среды вышли духоборцы?

  14. Почему историки сомневаются в принадлежности Никео-Константинопольского символа Второму Вселенскому собору?


6. Начало христологических споров. Оригенистские споры конца IV - начала V века.

  1. Какой период времени заняло у Церкви обсуждение проблем христологии?

  2. Что такое докетизм? Какие еретики второго века были докетами?

  3. Особенности арианской христологии.

  4. Был ли осужден Аполлинарий лично? Какой собор осудил его последователей?

  5. Именами каких святых отцов надписывали аполлинариане сочинения своего учителя?

  6. Кого Кирилл Александрийский считал автором выражения «Одна природа Бога Слова воплощенная»?

  7. Что, по мнению Аполллинария, заняло в Иисусе Христе место человеческого ума?

  8. Почему, по мнению Аполлинария, у Христа не могло быть человеческого ума?

  9. Какие святые отцы опровергали учение Аполлинария?

  10. В чем, по их мнению, был главный недостаток учения Аполлинария?

  11. С каким святым отцом был дружен Феодор Мопсуэстийский?

  12. Когда, по мнению Феодора Мопсуэстийского, Божественный Логос стал обитать в Иисусе Христе?

  13. Особенности антиохийской христологии.

  14. За что был осужден Иоанн Златоуст?


7. Несторианский спор. Предыстория Третьего Вселенского собора.

  1. При каких обстоятельствах Несторий стал константинопольским епископом?

  2. Кем Несторий был до епископства?

  3. Как Несторий повел себя при поставлении и в первое время своего епископского служения?

  4. Против чего в своей проповеди высказался друг Нестория пресвитер Анастасий, что вызвало волнение в Церкви?

  5. Что высказал Прокл Кизический в своей проповеди против Нестория?

  6. Какие внешние факторы внесли осложнение в развитие несторианского спора?

  7. Какие идеи отстаивает Кирилл Александрийский в своем Первом догматическом послании?

  8. Какие соборы осудили учение Нестория в430 г.?

  9. Богословы какой Церкви первоначально поддерживали Нестория против Кирилла?

  10. Сколько природ и ипостасей насчитывал во Христе Несторий? Допускал ли он «общение свойств» во Христе?

  11. Какую идею отстаивал Кирилл Александрийский, используя выражение «одна природа Бога Слова воплощенная»?

  12. Почему с точки зрения Кирилла Александрийского наименование Богородица более всего подходит к Деве Марии?

  13. Что было субъектом жизни и деятельности Христа с точки зрения Нестория?

  14. Что было субъектом жизни и деятельности Христа с точки зрения Кирилла Александрийского?


8. Третий Вселенский собор.

  1. В каком году и в каком городе состоялся Третий Вселенский собор?

  2. Представители каких Церквей не успели приехать к дню открытия собора?

  3. Какие предания связывали город, в котором проходил собор, с Божией Матерью?

  4. Почему Кирилл Александрийский приехал с таким большим количеством епископов своей Церкви?

  5. Присутствовал ли на соборе император?

  6. При каких обстоятельствах произошло открытие собора?

  7. Присутствовал ли Несторий на первом заседании, на котором произошло его низвержение?

  8. Какие решения вынесли отделившиеся от собора восточные епископы?

  9. Какие канонические постановления вынес собор?

  10. При каких обстоятельствах собор был закрыт?

  11. Как поступили восточные епископы после отъезда с собора?

  12. Какие выражения исповедания из послания Иоанна Антиохийского выражают сущность послания?

  13. Каким примирительным посланием ответил восточным епископам Кирилл Александрийский?

  14. Что называют Антиохийским согласием? В каком году это событие произошло?


9. Монофизитский спор и Четвертый Вселенский собор.

  1. Как Диоскор Александрийский относился к результатам Антиохийского согласия433 г.? Какое выражение Диоскор считал самым важным богословским тезисом Кирилла Александрийского?

  2. Что в действиях нового антиохийского епископа Домна возмутило Диоскора?

  3. Почему монофизитская ересь оказалась более живучей, чем несторианская?

  4. Кто из монофизитов был первым обвинен в ереси со стороны Домна Антиохийского?

  5. Какую из враждующих сторон поддержал императорский указ 16 февраля448 г.? Какие требования содержались нем?

  6. Против кого был созван Константинопольский собор448 г.? Кого осудил Эфесский собор449 г.?

  7. Благодаря какой императрице был созван Четвертый Вселенский собор? Как звали ее мужа?

  8. Где и в каком году прошел Четвертый Вселенский собор? Где его планировали провести первоначально?

  9. Сколько было участников собора?

  10. За что собор осудил Диоскора?

  11. В чем заключается основное догматическое содержание вероопределения собора?

  12. Значение четырех отрицательных наречий вероопределения.

  13. На основании чего собор оправдал Феодорита Кирского?

  14. Какую Церковь возвысил собор? Какие права дал собор Константинопольской Церкви 28 правилом?


10. История монофизитства после Четвертого Вселенского собора.

  1. По каким причинам монофизитству удалось укрепить свои позиции не смотря на решения Четвертого Вселенского собора?

  2. Какие регионы империи использовали монофизитское учение в своих сепаратистских устремлениях?

  3. Что способствовало утверждению монофизитства в Армении?

  4. Как в Палестине отнеслись к епископу Ювеналию Иерусалимскому после его возвращения из Халкидона?

  5. Какой епископ был поставлен в Александрии вместо Диоскора? Как сложилась судьба преемника Диоскора?

  6. Какой монофизитский епископ претендовал на Александрийскую кафедру в правление императоров Маркиана, Льва 1 и Зинона?

  7. На какой основе пытался достичь церковного единения император Лев 1?

  8. У кого наследовал свою согласительную политику император Зинон?

  9. Как называется согласительный документ императора Зинона? Какой характер имело содержание этого документа?

  10. По какой причине произошел разрыв отношений между Константинопольской и Римской Церквами с 484 по519 г.?

  11. Какие расхождения определили различия монофизитских направлений?

  12. Учение какого монофизитского епископа Антиохии было наиболее популярным?

  13. В чем заключаются особенности христологии этого епископа?

  14. При каком императоре произошло примирение Римской и Константинопольской Церкви в519 г.? Какие условия примирения выдвигал Рим?


11. Пятый Вселенский собор.

  1. Какую богословскую позицию занимал император Юстиниан, а какую его жена Феодора?

  2. Преследовались ли монофизиты в Константинополе в начальный период царствования Юстиниана?

  3. Какого Константинопольского патриарха сменил на кафедре Мина? Какова была богословская позиция этих двух патриархов?

  4. При каких обстоятельствах был избран на папский престол Вигилий? Кто помог ему занять папский престол?

  5. В каком году был издан императорский эдикт «О трех главах»? Кого осуждал этот эдикт?

  6. Кто был инициатором издания этого эдикта? Каковы явные и сокрытые причины этого эдикта?

  7. Как отнеслись к этому эдикту на Востоке и Западе империи?

  8. Почему папа Вигилий не соглашался с эдиктом императора?

  9. Содержание папского «Юдикатума». Как отнеслись к этому документу на Западе?

  10. В каком году и каком городе состоялся Пятый Вселенский собор?

  11. С какими вопросами обращался император к участникам собора в своем послании к собору?

  12. Какие решения вынес собор относительно «трех глав»?

  13. Как собор отнесся к отсутствовавшему на нем папе Вигилию?

  14. Способствовал ли этот собор восстановлению церковного единства на Востоке империи?


12. Монофелитский спор.

  1. При каком императоре возник монофелитский спор?

  2. Какие две стадии имел монофелитский сопор?

  3. Какие внешние враги были у империи в начале седьмого века?

  4. В связи с чем возникла новая христологическая ересь? Почему императорская власть способствовала ее распространению?

  5. Кто явился автором и инициатором монофелитской ереси?

  6. В каких регионах благодаря новому учению произошло восстановление церковного единства?

  7. Кто проводил новую церковно-государственную политику в Египте? Какие полномочия имел этот человек?

  8. Кто вступил в полемику с новым учением в Александрии и Константинопле?

  9. Каким образом Римский папа узнал о новом учении? Какое имя было у этого папы?

  10. Как римский папа отнесся к новой ереси?

  11. Кто составил «Изложение веры» 638 г., которое официально провозгласило монофелитство?

  12. Почему к середине седьмого века монофелитский спор потерял свое политическое значение?

  13. Как относилась государственная власть империи к монофлеитскому спору в конце 40-х годов седьмого века?

  14. Кто защищал православное учение в первый и во второй период спора? Как сложилась судьба этих людей?


13. Шестой Вселенский собор и Трулльский собор.

  1. С какой целью накануне Шестого Вселенского собора состоялся собор в Риме?

  2. В каком году проходил этот Римский собор? Что говорилось в решениях этого собора?

  3. При каких обстоятельствах появился императорский указ о созыве Шестого Вселенского собора?

  4. При каком императоре состоялся Шестой Вселенский собор? Как вел себя император на соборных заседаниях?

  5. В каком городе и в каком году проходил этот собор?

  6. Чему были посвящены первые семь соборных заседаний?

  7. Каких сторонников монофелитской ереси осудил собор?

  8. Как пытался доказать истинность монофелитства монах Полихроний?

  9. Что говорится в оросе собора о действиях и волях во Христе?

  10. Как собор отнесся к таким борцам с монофелитской ересью, как Максим Исповедник и Мартин Римский?

  11. Какой император сделал попытку возродить монофелитство? При каких обстоятельствах он занял трон?

  12. При каком императоре, в каком году и в каком месте проходили заседания Трулльского собора?

  13. Почему этот собор называют Пято-шестым Вселенским собором?

  14. Как восприняла Римская Церковь решения Трулльского собора? Почему именно так?


14. Иконоборческий спор и предыстория Седьмого Вселенского собора.

  1. Каковы были мотивы иконоборческого движения?

  2. Что характеризовало императоров-иконоборцев как государственных деятелей?

  3. Какова была внешнеполитическая ситуация в эпоху иконоборческого спора?

  4. С каким церковным институтом боролись императоры-иконоборцы?

  5. Какие злоупотребления в иконопочитании существовали в эпоху иконоборчества?

  6. Какие периоды можно выделить в истории иконоборчества?

  7. Какой император начал преследование икон? В каком году мог выйти его указ?

  8. Кто пытался противостоять иконоборчеству в первый его период?

  9. Какой основной богословский аргумент использовал Иоанн Дамаскин в защите почитания икон?

  10. Какие термины, впоследствии воспринятые Седьмым собором, предложил Иоанн Дамаскин, защищая иконы?

  11. При каком императоре, в каком году и месте состоялся иконоборческий собор?

  12. Присутствовали ли на этом соборе представители Рима и восточные патриархи?

  13. С чем кроме икон боролся император, организовавший иконоборческий собор?

  14. При каком Константинопольском патриархе встал вопрос о восстановлении иконопочитания? Кто в то время возглавлял империю?


15. Седьмой Вселенский собор и Торжество православия.

  1. В каком городе и году проходил Седьмой Вселенский собор?

  2. Кто стоял во главе империи и Константинопольской Церкви в это время?

  3. Какие вопросы рассматривал этот собор?

  4. Кто принимал активное участие на соборе наряду с епископами?

  5. Какие группы иконоборцев существовали к моменту созыва собора?

  6. Как собор отнесся к бывшим иконоборцам?

  7. Кого, согласно определению собора, можно изображать на иконах, из чего допустимо изготавливать иконы и где можно их располагать?

  8. В каких внешних действиях выражается почитание икон?

  9. Чем отношение к иконе отличается от христианского отношения к Богу согласно соборному определению?

  10. Сколько канонических определений Седьмого Вселенского собора?

  11. Какие проблемы затрагивают эти определения?

  12. Какой император возобновил иконоборчество? Какие политические обстоятельства этому способствовали?

  13. В каком году состоялось Торжество Православия? Кто стоял во главе империи и Константинопольской Церкви в то время?

  14. Как отнеслись к решениям Седьмого Вселенского собора франкские богословы? Почему?

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ

Билет 1

Христианское понимание мученичества. Причины гонений на христиан. Отношение к христианству народа. Обвинения со стороны народа. Отношение к христианству правительства.


Билет 2

Периодизация эпохи древних гонений. Гонение при императоре Нероне. Гонения при императоре Домициане. Переписка Плиния Младшего с Траяном. Положение христиан при императоре Коммоде и других императорах до Декия. Отступники, или падшие, их классификация. Император Диолектиан, его реформы и гонения на христиан. Прекращение гонений. Эдикты 311, 312 и 313 годов.


Билет 3

Происхождение гностицизма и время его возникновения. Учение Василида. Учение Маркиона. Опасность гностицизма для христианства.


Билет 4

Монтанизм. Время и место возникновения. Личность и учение Монтана. Время и место появления манихейства. Источники учения Мани.


Билет 5

Мужи апостольские и апологеты. Учение о Логосе у апологетов. Монархианство. Учение Оригена о Святой Троице, о мире, происхождении зла, спасении, воплощении Логоса и апокатастасисе.


Билет 6

Церковное устройство в апостольское и послеапостольское время. Проблема реконструкции древнего церковного строя. Новозаветное употребление терминов «епископ», «пресвитер» и «диакон».


Билет 7

Раскол Каллиста и Ипполита. Расколы Новата и Новатиана. Столкновение Киприана Карфагенского с партией Новата. Спор о крещении еретиков. Донатисты. Мелитианский раскол.



Билет 8

История Вселенских соборов. Поместные соборы. Акты соборных деяний. Возникновение арианства.


Билет 9

Биография Ария и его учение. Мнения ученых о происхождении арианства. История арианского движения до Первого Вселенского Собора.


Билет 10

Первый Вселенский собор Источники, состав собора Ход деяний собора Догматическое и каноническое определения.


Билет 11

Борьба с арианством после Никейского собора Временное

торжество арианства. Соборы по делу св Афанасия Великого: в Тире, Сардике и др.
Билет 12

Второй Вселенский собор Состав собора Повод созыва Собора Македонианство как секта арианства.


Билет 13

Догматические определения Второго Вселенского собора. Административные вопросы. Константинопольская и Антиохийская кафедры. Конец арианства.


Билет 14

Начало христологических споров: Апполинарий Младший, Дионисий Тарсийский, Феодор Мопсуетский Несторианство в его сторонники. Св. Кирилл Александрийский - защитник Православия


Билет 15

Третий Вселенский собор. Состав собора. Деяния Собора под председательством св. Кирилла.


Билет 16

Позиция к Собору Иоанна Антиохийского. Определения Третьего Вселенского собора. Продолжение споров после Собора.


Билет 17

Происхождение монофизитской ереси Константинопольский собор 448 г Собор 449 г в Ефесе под председательством Диоскора Александрийского.


Билет 18

Состав Четвертого Вселенского собора. Общий обзор деяний.

Осуждение Диоскора Александрийского. Определения Собора -догматические и канонические
Билет 19

Оправдание Собором блаж. еодорита и Ивы Ецееского монофизитство после Четвертого Вселенского собора. Старания императоров примирить монофизитов с православными.


Билет 20

Спор о "трех главах". Указ императора Юстиниана. Позиция защитников "трех глав". Отношение папы Виталия к императорскому указу.


Билет 21

Пятый Вселенский собор. Состав собора. Деяния, определения Собора против догматических заблуждений. Определения Собора о "трех главах".


Билет 22

Монофелитская ересь. Состав лжеучения. Истоки возникновения ереси. "Исповедание веры" патриарха Кира. Позиция палы Григория.


Билет 23

"Экфесис" императора Ираклия. "Типос" императора Констанца П. Окружное послание патриарха Софрония. Защитник Православия преп. Максим Исповедник


Билет 24

Шестой Вселенский собор. Состав Собора Деяния Собора. "Исповедание" патриарха Антиохийского Макария. Определение собора.


Билет 25

Трулльский (Пято-Шестой) собор Состав собора Деяния Собора. Повод к созыву собора. Правила, принятые собором


Билет 26

Иконоборчество и его происхождение. Отцы и учители Церкви о почитании св. икон. Доводы иконоборцев против почитания св. икон.


Билет 27

Поборники почитания св икон - патриарх Герман, папа Григорий, св Иоанн Дамаскин Господство иконоборцев. Лжевселенский собор 754 года.


Билет 28

Седьмой Вселенский собор. Состав, деяния. Группы воссоединения епископов. Опровержение определения лжевселенского собора 754 года.


Билет 29

"Орос" Седьмого Вселенского собора о почитании св. икон. Иконоборчество после собора. Защитники иконопочитания : патриарх Никифор. Феодор Студит и др. Иконоборческий собор'815 года.


Билет 30

Собор 842 года и его постановление. Торжество Православия. Происхождение монашества. Пред. Павел Фивейский, преп. Антоний Великий, преп. Пахомий Великий.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии: 784-847. М., 1997;

  2. Бедуелл Г. История Церкви. М., 1996.

  3. Беляев Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение. 2-е изд. СПб., 2001.

  4. Болотов В.В. Собр. церковно-исторических трудов. М., 1999-2003. Т. 1-5;

  5. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов. М., 2007.

  6. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4-х кн. М., 1994.

  7. Бриллиантов А. И. Имп. Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. Пг., 1916 и др. изд.

  8. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007.

  9. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. Нижний Новгород, 2006.

  10. Епифанович С. Прп. Максим Исповедник и визант. богословие. К., 1915 и др. переиздания.

  11. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

  12. Корелин М.С. Падение античного миросозерцания: Культурный кризис в Римской империи. СПб., 2005.

  13. Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до Х в. СПб., 1997;

  14. Лебедев А. П. История Константинопольских соборов IX века. СПб., 2001;

  15. Лебедев А. П. История разделения Церквей в IX, X и XI веках. СПб., 1999п;

  16. Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI вв.: От конца иконоборческих споров в 842 г. до нач. Крестовых походов - 1096 г. СПб., 1998;

  17. Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до ХХ в. СПб., 2000;

  18. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. М., 1994.

  19. Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2007.

  20. Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков: С приложениями к "Истории Вселенских соборов". 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2007.

  21. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т.I. Древность и средние века. М., 1999; Т.II. Новое время. М., 2000.

  22. Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика: Единство империи и разделение христиан. Св. Григорий Палама и православная мистика. Византия и Московская Русь. М., 2000;

  23. Пеликан Я. Христианская традиция. 2 т.

  24. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Брюссель, 1964 (и др. изд.).

  25. Православная Энциклопедия. Т. 1-26. М., 2000-2011 (много статей по теме).

  26. Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и Крещение Руси. М., 1988;

  27. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998;

  28. Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви: Курс лекций. М., 1998.

  29. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.

  30. Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов: Мифы и реальность. М., 2005.

  31. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. В 2-х кн. М., 1994.

  32. Соколов И.И. Лекции по истории Греко-восточной Церкви. В 2-х т. СПб., 2005.

  33. Спасский А. А. История догматич. движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914 и др. переиздания.

  34. Тальберг Н. История Христианской Церкви. М.,1991.

  35. Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд: Пер. с англ. СПб., 2000.

  36. Шмеман А. Исторический путь Православия. М., 2007 (и др. изд.).