Учебно-методический комплекс для студентов направления 030501. 65 Юриспруденция Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс для студентов по специальности 030501... 28 4465.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного... 3 600.96kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право и религия» для... 2 546.1kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история религии 2 610.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины латинский язык 10 1529kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности... 3 810.05kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Начала XXI вв. Учебно-методический комплекс дисциплины 6 3038.14kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «налоговое право» для... 6 934.81kb.
Практическая часть 1 72.62kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030501. 65 Юриспруденция Рассмотрено - страница №1/1







Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

И.А.Рыданова



УЧЕНИЕ О СУБЪЕКТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПОТЕРПЕВШЕМ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс для студентов направления

030501.65 Юриспруденция

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № 1 от « 31 » августа 2011г.


Подпись Заведующего кафедрой
___________________ (А.С. Сенцов)


Волгоград 2011


Содержание

Наименование раздела

Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины УЧЕНИЕ О СУБЪЕКТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПОТЕРПЕВШЕМ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

3

1.1

Цели и задачи учебной дисциплины

3

1.2

Требования к уровню освоения дисциплины

4

1.3

Тематический план учебной дисциплины

5

1.4

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

5

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

15

2.1

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса

15

2.2

Пожелания к изучению отдельных тем курса

15

2.3

Рекомендации по работе с литературой

15


Раздел 1. Рабочая программа по спецкурсу «Учение о субъекте преступления и потерпевшем от преступления».
1.1 Цели и задачи преподавания.
Рабочая программа по спецкурсу «Учение о субъекте преступления и потерпевший от преступления» определяет содержание и структуру, объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать студент юридического факультета, выбравший уголовно-правовую специализацию.

1

Определение субъекта преступления. Критический анализ существующих в научной литературе определений. Ответственность юридических лиц в уголовном праве.

2

Общие признаки субъекта (возраст, вменяемость), новые моменты в их трактовке. Субъект преступления по зарубежному уголовному законодательству.

3

Юридические признаки субъекта: общественная опасность, виновность и наказуемость, как решающее отличие субъекта преступления от субъектов иных правонарушений.

4

Специальные, дополнительные признаки субъекта. Виды специальных субъектов, предусмотренные нормами Особенной частью УК РФ. Соучастие со специальным субъектом. Исполнитель как специальный субъект преступления.

5

Субъект преступления как субъект уголовной ответственности.

6

Субъект преступления и личность преступника.

7

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ и за ее пределами.

8

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних как субъектов преступления.

9

Основания и субъекты применения принудительных мер медицинского характера.

10

Спорные вопросы учения о потерпевшем (пострадавшем, жертве, адресате преступления).

Цель спецкурса – более капитальное усвоение студентами проблем, связанных с субъектом преступления и лицом называемым потерпевшим (пострадавшим или жертвой преступления).

Практическая необходимость такого спецкурса вызвана:


  1. Явной недостаточностью учебного времени на изучение проблем связанных с субъектом преступления и потерпевшим от преступления при прохождении элементарного курса уголовного права на 2-3 курсах.

  2. Обострением дискуссии о соотношении понятий «субъект преступления» и «субъект уголовной ответственности», «обвиняемый», «подозреваемый», «подсудимый», «осужденный», «уголовно преследуемый».



1.2 Требования к уровню освоения дисциплины.
Уяснение вопросов, выносимых для рассмотрения в данном специальном курсе, предполагает знание основного курса уголовного права. Преподавание и изучение предполагаемого спецкурса обязывают к углубленному взаимодействию с такими предметами как теория права и государства, права человека, конституционное право, гражданское право и гражданский процесс.

Признаки субъекта преступления раскрываются главным образом, в ст.ст. 19-23 УК РФ, которые определяют общие условия уголовной ответственности: возраст, с которого человек может нести уголовную ответственность, признаки невменяемости и пограничных с ним психических состояний.

Вопрос о субъекте преступления необходимо также рассматривать с учетом положений УК о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ и за ее пределами (ст. ст. 11-13), невинно причиненного вреда (ст. 28), особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних, принудительных мер медицинского характера (раздел VI УК РФ).

1.3 Тематический план




Наименование темы

Очная

Заочная

лек.

сем.

лек.

сем.

1

Определение субъекта преступления. Критический анализ существующих в научной литературе определений. Ответственность юридических лиц в уголовном праве.

2




2




2

Общие признаки субъекта (возраст, вменяемость), новые моменты в их трактовке. Субъект преступления по зарубежному уголовному законодательству.

6

2


2

2

3

Юридические признаки субъекта: общественная опасность, виновность и наказуемость, как решающее отличие субъекта преступления от субъектов иных правонарушений.

6

2


Самост. изучение

4

Специальные, дополнительные признаки субъекта. Виды специальных субъектов, предусмотренные нормами Особенной частью УК РФ. Соучастие со специальным субъектом. Исполнитель как специальный субъект преступления.

6

4

2

2

5

Субъект преступления как субъект уголовной ответственности.

2





1




6

Субъект преступления и личность преступника.

2

2

1




7

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ и за ее пределами.

2

2


Самост. изучение

8

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних как субъектов преступления.

6

4

2




9

Основания и субъекты применения принудительных мер медицинского характера.

2




Самост. изучение

10

Спорные вопросы учения о потерпевшем (пострадавшем, жертве, адресате преступления).

2




Самост. изучение

Форма контроля:

зачет

зачет

Итого:

36

16

10

4



1.4 Учебно-методические обеспечение спецкурса.

Лекция 1. Определение субъекта преступления. Ответственность юридических лиц в уголовном праве.

Анализ различных современных научных трактовок категорий «субъект преступления» и уголовно-процессуальных его инвариантов (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, уголовно преследуемый). Физические признаки субъекта.

Проблема ответственности юридических лиц в уголовном праве. Возможность признания юридического лица субъектом преступления.
Лекция 2. Общие признаки субъекта преступления.

Определение обязательных признаков состава преступления, характеризующих субъекта. Основания определения возраста субъекта преступления, по достижении которого может наступать уголовная ответственность. Исключение уголовной ответственности н\летнего, достигшего возраста ее наступления, вследствие отставания в психическом развитии. Уголовно-правовое значение возраста. Дифференциация уголовной ответственности в зависимости от возрастных критериев. Виды возраста (биологический, календарный, социально-правовой).

Вменяемость как обязательный признак субъекта преступления. Учение о вменяемости как один из основных вопросов теории уголовного права. Презумпция вменяемости. Понятие и критерии невменяемости. Ограниченная вменяемость субъекта преступления. Уголовно-правовое значение психических расстройств, возникающих после совершения преступления. Уголовно-правовое значение вменяемости и невменяемости. Ответственность лиц за преступления, совершенных в состоянии опьянения. Отличие физиологического опьянения от патологического. Субъект преступления по зарубежному уголовному законодательству.
Лекция 3. Юридические признаки субъекта преступления.

Общественная опасность, виновность и наказуемость как юридический признак субъекта преступления и как решающее отличие субъекта преступления от субъектов иных правонарушений.


Лекция 4. Специальные признаки субъекта.

Понятие специального субъекта преступления. Анализ существующих в юридической литературе определений специального субъекта. Особенности конструирования составов преступлений со специальным субъектом (ст.ст. 198 и 199 УК РФ). Классификация специальных субъектов преступления. Признаки, характеризующие правовое положение граждан. Демографические признаки (физические свойства – пол, возраст, состояние здоровья). Признаки, определяющие должностное положение, профессию лица.


Лекция 5. Субъект преступления как субъект уголовной ответственности.

Уголовная ответственность как вид юридической ответственности, сравнительный анализ различных определений понятия уголовной ответственности.

Возникновение, изменение и прекращение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и иных отношений. Момент возникновения уголовной ответственности и его влияние на правовое положение лица, совершившего преступление.

Понятие и юридическое значение основания уголовной ответственности (новые теоретические трактовки в связи с правовыми положениями уголовно-ответственного лица). Конституционная природа правового положения лица, осужденного к наказанию.


Лекция 6. Субъект преступления и личность преступника.

Понятие «личность преступника» как совокупность всех социально-психологических свойств и особенностей, которые присущи преступнику.

Социальный статус личности (социальная группа, пол, возраст, образование, семейное положение). Социальные функции личности (роль); Нравственно-психологическая характеристика личности, отражающая ее отношение к социальным ценностям (например, случайный преступник или профессиональный преступник).

Личность преступника как одно из оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания.


Лекция 7. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ и за ее пределами.

Принцип наказуемости всех лиц, совершивших преступления на территории РФ, по УК РФ. Исключение их этого принципа (ст. 11 УК РФ; ч. 4 ст. 11 УК), дипломатический иммунитет.

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ. Реальный и универсальный принципы действия уголовного закона в пространстве.
Лекция 8. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних как субъектов преступления.

Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Условия их уголовной ответственности. Виды наказания для несовершеннолетних. Обстоятельства, влияющие на назначение наказания несовершеннолетних. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности. Применение принудительных мер воспитательного воздействия, содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисление сроков давности и погашение судимости.

Условия применения положений об уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет.
Лекция 9. Основания и субъекты применения принудительных мер медицинского характера.

Понятие принудительных мер медицинского характера. Сходство и различие с мерами уголовного наказания. Цели и виды этих мер. Продолжительность и уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера.


Лекция 10. Спорные вопросы учения о потерпевшем (пострадавшем, жертве, адресате преступления).

Обосновать тезис о том, что это лицо и его статус должен трактоваться в законодательстве и в практике применения как более важная категория, чем судебная практика.



Семинарское занятие №1

Тема: Общие признаки субъекта преступления.

Занятие 1



  1. Обязательные признаки состава преступления, характеризующие субъекта. Уголовно-правовое значение возраста.

  2. Учение о вменяемости как один из основных вопросов теории уголовного права. Критерии вменяемости.

  3. Ограниченная вменяемость. Возрастное отставание как признак ограниченной вменяемости. Основные и юридические последствия признания не полностью вменяемым при несовершеннолетии, отличие от неполной вменяемости вследствие психического расстройства (ч.3 ст. 20 УК и ст. 21 УК).

Занятие 2

  1. Уголовно-правовое значение психических расстройств, возникающих после совершения преступления. Аффективные состояния.

  2. Субъект преступления по зарубежному уголовному законодательству.

  3. Юридический анализ ст.ст. 20, 21, 22, 23 УК РФ.


Рекомендуемая литература:

  1. Иванов Н.Г. Аномальный субъект преступления: Проблемы ответственности. М., 1998 г.

  2. Козаченко Г.В. Проблема уменьшенной вменяемости. Екатеринбург, 1993 г.

  3. Лазарев А.Н. Субъект преступления. М., 1981 г.

  4. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968 г.

  5. Михеев Р.И. Невменяемый. Владивосток, 1992 г.

  6. Назаренко Г.В. Невменяемость в уголовном праве. Орел, 1994 г.


Семинарское занятие №2

Тема: Юридические признаки субъекта: общественная опасность, виновность и наказуемость.

  1. Общественная опасность лица, совершившего преступление, компоненты, характер и степень общественной опасности. Юридический анализ ст. ст. 75, 76, 801 УК РФ.

  2. Понятие вины. Виды вины. Интеллектуальные и волевые признаки различных видов вины. Разграничительные критерии косвенного умысла и обеих разновидностей неосторожной вины.

  3. Субъективный случай. Понятие. Разграничение.

  4. Сочетание двух видов вины в одном преступлении.

  5. Понятие и социальная сущность наказания.


Рекомендуемая литература:

  1. Беляев В.Г. Применение уголовного закона. М., 2006 г.

  2. Махоткин В.П. Общественная опасность преступления. М., 1992 г.

  3. Прохоров В.С. Преступление и ответственность. Л., 1985 г.

  4. Рарог А.И. Проблемы субъективной стороны преступления. М., 1991 г.

  5. Лунев В.В. Субъективное вменение. М., 2000 г.


Семинарское занятие №3

Тема: Специальные признаки субъекта, предусмотренные нормами Особенной части УК РФ.

Занятие 1



  1. Понятие специального субъекта преступления. Анализ существующих в юридической литературе определений специального субъекта.

  2. Классификация специальных субъектов:

а) признаки характеризующие правовые положения граждан;

б) демографические признаки (пол, возраст, состояние здоровья);

в) признаки определяющие должностное положение, профессию и т.п.

3. Недостатки существующей классификации специальных субъектов.

4. Особенности конструирования составов преступлений со специальным субъектом.

Занятие 2

5. Соучастие со специальным субъектом.


  1. Уголовно-правовое значение установления признаков специального субъекта.

  2. Решение казусов.


Рекомендуемая литература:

  1. Орымбаев Р. Специальный субъект преступления. Алма-Ата, 1979 г.

  2. Устименко В.В. Специальный субъект преступления. Харьков, 1989 г.

  3. Лазарев А.Н. Субъект преступления. М., 1981 г.


Семинарское занятие №4

Тема: Субъект преступления и личность преступника.

  1. Определение понятия «личность преступника». Сходство и различие содержания категорий «личность преступника» и «субъект преступления».

  2. Личность преступника как один из оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания.

  3. Юридический анализ ст. ст. 60, 61, 63, 64, 73 УК РФ.


Рекомендуемая литература:

  1. А.Б. Сахаров. Теоретические вопросы учения о личности преступника. М., 1967 г.

  2. А.Г. Ковалев. Психология личности. ЛГПИ, 1963 г.

  3. Криминология. Под редакцией Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1988 г.

  4. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968 г.

  5. Дагель П.С. Учение о личности преступника. Владивосток. 1970 г.


Семинарское занятие №5

Тема: Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ и за ее пределами.

  1. Уголовный закон. Принципы действия уголовного закона.

  2. Действие уголовного закона в пространстве. Территориальный принцип. Принцип гражданства, универсальный и реальный принципы.

  3. Решение казусов. Юридический анализ ст. ст. 11, 12, 13 УК РФ.


Рекомендуемая литература:

  1. Беляев В.Г. Применение уголовного закона. М., 2006 г.

  2. Кибальник А.Г. Иммунитеты в уголовном праве. Ставрополь, 1999 г.

  3. Медведев А.М. Пределы действия УК РФ. М., 1998 г.

  4. Наумов А.В. Реализация уголовного права. Волгоград., 1983 г.

  5. Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и пространстве. СПб., 1995 г.


Семинарское занятие №6

Тема: Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних как субъектов преступлений.

Занятие 1.



  1. Общая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними.

  2. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним.

  3. Виды наказания для несовершеннолетних.

  4. Решение казусов.

Занятие 2.

  1. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия.

  2. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания. Исчисление сроков давности и погашение судимости.

  3. Условия применений положений об уголовной ответственности и наказаний несовершеннолетних к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет.

  4. Решение казусов.

Рекомендуемая литература:

  1. Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М., 1970.

  2. Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступлениями несовершеннолетних. Иркутск, 1994.

  3. Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применения к несовершеннолетних. – Казань, 1988.

  4. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственный редактор В.П. Кашепов. М., 1999.

  5. Кудрявцев И., Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК /Р Ю. 1977. № 8.


Семинарское занятие №7

Тема: Основания и субъекты применения принудительных мер медицинского характера.

Рекомендуемая литература:

  1. Колмаков П.А. Сущность, цели и виды принудительных мер медицинского характера. Сыктывкар, 1999 г.

  2. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве. М., 2000 г.


Семинарское занятие №8

Тема: Спорные вопросы учения о потерпевшем.
Рекомендуемая литература:

  1. Беляев В.Г. Применение уголовного закона. М., 2006 г.

  2. Землюков С.В. Уголовно-правовые проблемы преступного вреда. Новосибирск, 1991 г.

  3. Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980 г.

  4. Сумачев А.В. Пострадавший как субъект уголовного правоотношения. Тюмень. 1999 г.


Темы докладов и рефератов:

  1. Критический анализ существующих в научной литературе определений субъекта преступления.

  2. Субъект преступления по зарубежному уголовному законодательству.

  3. Соучастие со специальным субъектом.

  4. Ограниченная вменяемость и специальный субъект.

  5. Формы реализации уголовной ответственности.

  6. Принципы действия уголовного закона в пространстве.

  7. Отступления (исключения) от общих правил уголовной ответственности, предусмотренных Общей частью УК РФ, в отношении уголовной ответственности несовершеннолетних.

  8. Правовая природа принудительных мер медицинского характера. Юридический и медицинский аспекты.

  9. «За» и «против» трактовки потерпевшего как адресата преступления и выделения его правовой характеристики в отдельный (5-й) элемент состава преступления.


Организация самостоятельной работы студентов



График самостоятельной работы

п/п


Тема

Вопросы, выносимые на СРС

Содержание СРС

Форма контроля СРС

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

1

Юридические признаки субъекта: общественная опасность, виновность и наказуемость, как решающее отличие субъекта преступления от субъектов иных правонарушений

Общественная опасность лица, совершившего преступление, компоненты, характер и степень общественной опасности. Юридический анализ ст. ст. 75, 76, 801 УК РФ.

Понятие вины. Виды вины. Интеллектуальные и волевые признаки различных видов вины. Разграничительные критерии косвенного умысла и обеих разновидностей неосторожной вины.

Субъективный случай. Понятие. Разграничение.

Сочетание двух видов вины в одном преступлении.

Понятие и социальная сущность наказания.


УМ, СК

КО

ОЛ1, ОЛ3, ДЛ5

2

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ и за ее пределами

Уголовный закон. Принципы действия уголовного закона.

Действие уголовного закона в пространстве. Территориальный принцип. Принцип гражданства, универсальный и реальный принципы.

Решение казусов. Юридический анализ ст. ст. 11, 12, 13 УК РФ.


УМ, СК

КО

ОЛ1, ОЛ3, ДЛ5

3

Основания и субъекты применения принудительных мер медицинского характера

Понятие принудительных мер медицинского характера. Сходство и различие с мерами уголовного наказания. Цели и виды этих мер. Продолжительность и уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера.

УМ, СК

КО

ОЛ1, ОЛ2

4

Спорные вопросы учения о потерпевшем (пострадавшем, жертве, адресате преступления)

Обосновать тезис о том, что это лицо и его статус должен трактоваться в законодательстве и в практике применения как более важная категория, чем судебная практика

УМ, СК

КО

ОЛ1, ОЛ2, ОЛ3, ОЛ4

УМ – изучение учебного материала;

СК – изучение учебного материала и составление конспекта;

КО – контрольный опрос;

Учебно-методическое обеспечение ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д.

Вопросы к зачету:


  1. Понятие субъекта преступления в современном уголовном законодательстве.

  2. Вменяемость и невменяемость субъекта преступления.

  3. Ограниченная вменяемость субъекта преступления.

  4. Возраст субъекта преступления.

  5. Понятие специального субъекта преступления.

  6. Классификация специальных субъектов.

  7. Уголовная ответственность как разновидность юридической ответственности.

  8. Основание уголовной ответственности (новые теоретические трактовки).

  9. Момент возникновения уголовной ответственности и его влияние на правовое положение лица, совершившего преступление.

  10. Принципы действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ и за ее пределами.

  11. Соучастие со специальным субъектом.

  12. Интеллектуальные и волевые признаки различных видов вины.

  13. Субъективный случай. Понятие. Разграничение.

  14. Понятие и социальная сущность наказания.

  15. Конституционная природа правового положения лица, осужденного к наказанию.

  16. Конституционная природа смертной казни, современные доводы за и против смертной казни.

  17. Конституционная природа пожизненного лишения свободы, современные доводы за и против этого вида наказания.

  18. Фактическое и юридическое содержание лишения свободы как вида наказания.

  19. Доводы за и против применения штрафа в качестве наказания.

  20. Доводы за и против условного осуждения.

  21. Доводы за и против условно-досрочного освобождения.

  22. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним.

  23. Принудительные меры воспитательного воздействия.

  24. Особенности и виды освобождения от наказания несовершеннолетних.

  25. Виды принудительных мер медицинского характера.

  26. Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера.

  27. Сходство и различия между содержанием категорий «личность преступника» и «субъект преступления».

  28. За и против трактовки потерпевшего как адресата преступления и выделения его правовой характеристики в отдельный (пятый) элемент состава преступления.

  29. Субъект преступления по уголовному законодательству зарубежных стран.

  30. Субъект преступления по уголовному законодательству стран ближнего зарубежья.



Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1 Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

Студент должен закрепить ранее изученные основные положения всего элементарного курса уголовного права. Рассмотреть базовые понятия и категории уголовного права на новом более высоком уровне углубленного изучения спорных в теории и сложных на практике вопросов, связанных с юридически значимыми особенностями субъекта и их влиянием на его ответственность и наказание.

При подготовке к семинарским занятиям студенты используют Учебно-методический комплекс по дисциплине «Субъект преступления и потерпевший от преступления», разработанный кафедрой. В планах семинаров указаны вопросы, выносимые на семинар, приводится перечень нормативных материалов, список научной литературы, вопросы к зачету.

Преподаватель может давать наиболее подготовленным студентам темы для рефератов (докладов), которые затем зачитываются в ходе семинарских занятий.


2.2 Пожелания к изучению отдельных тем.

При изучении темы «Спорные вопросы учения о потерпевшем (адресате преступления, пострадавшем, жертве преступления и т.д.)» следует обратить внимание студентов на новую постановку вопросов, необходимых для современного понимания адресата преступления, которого сегодня, в нынешних условиях борьбы с преступностью, уже нет оснований трактовать как потерпевшего или пострадавшего от преступления либо как жертву преступления.


2.3 Рекомендации по работе с литературой.

При изучении конкретных тем студентам необходимо изучить монографии, учебные пособия и другие работы, опубликованные в юридических изданиях, а также нормативные материалы, постановления Пленумов Верховного Суда РФ. Многие вопросы данного спецкурса детально рассмотрены в учебном пособии В.Г. Беляева «Применение уголовного закона».