Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного языка с практикумом - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс... 2 279.58kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс Иностранный язык (английский) (название... 1 234.57kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функционирование современного... 1 154.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дискурсивные исследования... 3 773.6kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Практическая грамматика... 4 1371.1kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические проблемы изучаемого... 2 359.5kb.
План: Образование Киликийского армянского государства 1 83.21kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного языка с практикумом - страница №1/3

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра зарубежной филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

С ПРАКТИКУМОМ (ФОНЕТИКА)

ООП: 0327б-зф-о-д «Филология»

Курс 1, семестр 1 (очная форма обучения)

Москва 2011

УДК ….

ББК ….



Учебно-методический комплекс дисциплин обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии № 2 от 3 октября 2011 года, утвержден на заседании ученого совета Института гуманитарных наук № __ от __ ________ 2011 года

Работа рекомендована к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:
кандидат филологических наук, старший преподаватель А.С. Данилов
Заведующий кафедрой:
доктор филологических наук, профессор Н.Л. Огуречникова
Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент Н.Л. Огуречникова



Теоретический курс основного иностранного языка с практикумом (фонетика): Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов-бакалавров I курса очной формы обучения филологических направлений педагогических учебных заведений, ООП: 0327б-зф-о-д «Филология» / Автор-сост.: А.С. Данилов — М.: МГПУ, 2011. — …. с.
© МГПУ, 2011.

ЧАСТЬ I

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-филологов I курса и выстроен в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению подготовки 032700 «Филология» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2010, № 34).

Целью дисциплины является описание системы фонетических функциональных единиц и закономерностей ее использования в процессе устной коммуникации, а также формирование устойчивых произносительных навыков на материале аутентичных образцов английской речи.
Задачи дисциплины:

  • описать артикуляционную базу английского языка;

  • ознакомить студентов с системой гласных и согласных фонем английского языка, выработать навыки их правильной артикуляции;

  • указать на основные типы модификаций звуков в потоке связной речи;

  • проанализировать специфику единиц сверхсегментного уровня в английской фонетической системе, раскрыть связь ряда интонационных и просодических факторов с соответствующими коммуникативными стратегиями;

  • сформировать представление о британской произносительной норме (стандарт RP), а также ознакомить студентов с различными произносительными вариантами английского языка;

  • ознакомить студентов с основными правилами фонетической транскрипции и фонетической разметки;

  • сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с аутентичными аудио- и видеоматериалами, различными по функциональному стилю и произносительному стандарту.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала
«Теоретический курс основного иностранного языка с практикумом (фонетика)» входит в число наиболее важных дисциплин, формирующих базу фундаментальных теоретических знаний и практических навыков образовательного направления «Зарубежная филология». В рамках данного курса изложение фонетической теории в лекционной форме дополняется фонетическим практикумом, который помогает студентам приобрести навыки правильной артикуляции звуков, интонирования и акцентуации, а также позволяет освоить правила транскрибирования и составления тонограмм. Фундаментальные теоретические знания и владение практическими навыками использования английского языка, в том числе и фонетическими, делают возможной работу бакалавров направления «Филология» в качестве преподавателей иностранного языка, переводчиков и редакторов. Кроме того, практическое владение английским языком является необходимым условием успешной научной работы, позволяя студентам участвовать в международных научных конференциях и научных проектах, а также проходить дальнейшее обучение и стажировку за рубежом.

Особое внимание в рамках курса уделяется отбору фонетических упражнений и учебных микротекстов, которые призваны сформировать у студентов представление о произносительном стандарте RP и соответствующие артикуляционные навыки, а также продемонстрировать все многообразие вариантов английского произношения. Важной составляющей курса является анализ функций супрасегментных единиц английской фонетической системы в сочетании с комплексом упражнений, предназначенных для закрепления ряда интонационных моделей. В рамках курса освещаются некоторые актуальные проблемы фоностилистики, что предполагает отбор речевых образцов различных функциональных стилей для практических занятий.

Курс интегрирован со следующими дисциплинами, преподаваемыми в рамках направления «Филология»: «Практическая фонетика основного иностранного языка», «Сопоставительная фонология основного иностранного языка», модуль «Практический курс основного мностранного языка», «Теоретический курс основного иностранного языка с практикумом (грамматика)», «Практический курс коммуникативной грамматики основного иностранного языка», «Теоретический курс основного иностранного языка с практикумом (лексикология)», «Стратификация словарного состава основного иностранного языка», «Теоретический курс основного иностранного языка с практикумом (стилистика)», «Функциональная стилистика основного иностранного языка», «История основного иностранного языка с практикумом», «Теория перевода», «Практический курс перевода (основной иностранный язык)», «Межкультурная коммуникация», «Лингвострановедение», «Лингвокультурология», «История литературы Англии», «История литературы США», «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература)».

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:



  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).



Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся

Приступая к изучению дисциплины, студент должен обладать минимумом фонетических навыков, сформированных в процессе обучения в средней общеобразовательной школе или в специализированной школе с углубленным изучением иностранных языков. Объективное расхождение в первоначальном уровне подготовки студентов нивелируется в течение первого года обучения.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По окончании курса «Фонетика английского языка» студент должен:

  • приобрести теоретические знания, необходимые для понимания фонетической системы современного английского языка;

  • иметь прочные навыки артикуляции звуков, а также соблюдать правила интонирования и акцентуации в пределах высказывания;

  • использовать разнообразные фонетические средства для реализации различных коммуникативных стратегий;

  • освоить основные методы фонетического анализа текста (в том числе приобрести навыки транскрибирования и составления тонограмм);


Текущая аттестация качества усвоения знаний
Формой текущего контроля являются:

  • выполнение тестовых заданий по различным теоретическим аспектам изучаемой дисциплины;

  • выполнение упражнений на постановку артикуляции гласных и согласных фонем;

  • написание и анализ тонограмм;

  • аудирование, интерпретация и воспроизведение микротекстов с соблюдением правил интонирования, акцентуации и паузации.


Итоговая аттестация
Итоговый контроль проводится в форме экзамена, в ходе которого выявляется уровень овладения знаниями в области теоретической фонетики английского языка, а также уровень овладения практическими фонетическими навыками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционный курс
1. Фонетика как наука.

  • Предмет фонетики.

  • Функции речевого аппарата.

  • Элементы фонетической системы.

  • Подходы к описанию звуков речи.

  • Артикуляторная фонетика.

  • Акустическая фонетика; акустические свойства звука.

  • Фонология.

  • Другие разделы фонетики.

  • Теоретическая значимость фонетики.

  • Практическая значимость фонетики.

2. Артикуляторная база английского языка.



  • Особенности артикуляции английских гласных.

  • Особенности артикуляции английских согласных.

  • Фонемы и аллофоны.

  • Классификация гласных фонем английского языка.

  • Классификация согласных фонем английского языка.

3. Модификация звуков в потоке речи.



  • Ассимиляция и аккомодация.

  • Историческая и контекстная ассимиляция.

  • Полная и неполная ассимиляция.

  • Контактная и дистантная ассимиляция.

  • Прогрессивная и регрессивная ассимиляция.

  • Диссимиляция.

  • Этапы артикуляции.

  • Слияние и взаимопроникновение различных этапов артикуляции.

4. Слог; ударение.



  • Определение слога.

  • Типы слогов.

  • Различные подходы к проблеме слогоделения.

  • Словесное ударение и его функции.

  • Типы словесного ударения.

  • Место словесного ударения.

  • Уровни ударения.

  • Фразовое ударение и его функции.

  • Ударение и редукция.

  • Ударение и ритм.

  • Синтагма.

5. Интонация.



  1. Определение интонации.

  2. Функции интонации.

  3. Различные подходы к проблеме интонации.

  4. Высота тона.

  5. Ядерный тон.

  6. Функции нисходящего тона.

  7. Функции восходящего тона.

  8. Функции фиксированного тона.

  9. Основные элементы интонационной структуры.

6. Варианты английского произношения.



  • Литературная произносительная норма.

  • Региональные произносительные варианты.

  • Британский произносительный стандарт (RP) и региональные варианты британского произношения.

  • Американский произносительный стандарт (GA) и региональные варианты американского произношения.

  • RP и GA в сопоставлении.

7. Фоностилистика.



  1. Определение фоностилистики.

  2. Экстралингвистические факторы.

  3. Стиль речи и стиль произношения.

  4. Классификация стилей произношения.


Практикум
1. Фонемы и аллофоны. Метод минимальных пар. Фонематическая транскрипция и аллофоническая транскрипция.
2. Артикуляция гласных фонем английского языка.

  • Переднеязычные гласные верхнего подъема [i:] и [ı].

  • Заднеязычные гласные верхнего подъема [u:] и [ʊ].

  • Переднеязычный гласный средне-нижнего подъема [e] и переднеязычный гласный нижнего подъема [æ].

  • Среднеязычный гласный средне-нижнего подъема [ɜ:].

  • Среднеязычный гласный нижнего подъема [ʌ] и заднеязычный гласный нижнего подъема [ɑ:].

  • Заднеязычный гласный средне-нижнего подъема [ɔ:] и заднеязычный гласный нижнего подъема [ɒ].

  • Среднеязычный гласный среднего подъема [ə].

  • Дифтонги [əʊ] и [aʊ], [aɪ], [eɪ] и [ɔɪ], [ɪə], [eə] и [ ʊə].

  • Трифтонги.

3. Артикуляция согласных фонем английского языка.



  • Смычные взрывные [p] и [b], [t] и [d], [k] и [g].

  • Смычные сонорные [m], [n], [ŋ].

  • Щелевые шумные [f] и [v], [θ] и [ð], [s] и [z], [ʃ] и [Ʒ], [h].

  • Щелевые сонорные [w], [r], [l], [j].

  • Смычно-щелевые [tʃ] и [dʒ].

4. Позиционные и комбинаторные модификации звуков в потоке связной речи.



  • Ассимиляция.

  • Аккомодация.

  • Редукция.

  • Элизия.

5. Просодия английской речи.



  • Словесное и фразовое ударение.

  • Ритмические модели организации фразы.

  • Семантика ритмических моделей.

  • Функции паузы.

  • Мелодика и ритмика экспрессивной речи.

  • Просодическая интерференция.

6. Основные интонационные модели английского языка.



  1. Компоненты интонационной структуры предложения.

  2. Ядерные тоны и их особенности (Low Fall, Low Rise, High Fall, High Rise, Fall – Rise, Rise – Fall).

  3. Типы шкал: High Head, Mid-Level Head, Low Head, Stepping Head, Sliding Head.

  4. Произнесение начальных безударных слогов (Low Pre-Head, High Pre- Head).

  5. Произнесение конечных безударных и полуударных слогов (Tail).

  6. Интонации: прямого обращения, приложения, пояснения, перечисления, обстоятельственных групп, сложных предложений.

  7. Семантика интонационных моделей с восходящим тоном.

  8. Семантика интонационных моделей с нисходящим тоном.

  9. Семантика интонационных моделей с нисходяще-восходящим тоном.

  10. Семантика интонационных моделей с восходяще-нисходящим тоном.

  11. Интонирование и фонетический анализ учебных текстов.

  12. Составление тонограмм учебных текстов.

7. Варианты английского произношения. Аудирование, имитация и анализ микротекстов, демонстрирующих особенности произносительных стандартов RP и GA, а также различных региональных вариантов английского произношения.


8. Стили произношения. Имитация и анализ аудио- и видеофрагментов, относящихся к различным функциональным стилям речи.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студента предполагает:



  • знакомство с учебными пособиями, справочными изданиями и научной литературой по вопросам английской фонетики;

  • выполнение упражнений на артикуляцию гласных и согласных звуков, акцентуацию, паузацию и закрепление основных интонационных структур;

  • ознакомление с аудиоматериалами, предназначенными для внеаудиторной работы.



Основные понятия дисциплины

Артикуляторная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, фонология, фонема, аллофон, артикуляция, речевой аппарат, переднеязычный гласный, среднеязычный гласный, заднеязычный гласный, подъем, дифтонг, трифтонг, место артикуляции, способ артикуляции, активный орган речи, смычный согласный, щелевой согласный, смычно-щелевой согласный, позиционная модификация звуков, связная речь, ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция, элизия, просодия, словесное ударение, фразовое ударение, синтагма, пауза, мелодия, ритм, ударный слог, безударный слог, главноударный слог, второстепенноударный слог, интонация, шкала, ядерный тон, тонограмма, произносительный стандарт, вариант произношения, стиль произношения, фоностилистика.


Список рекомендуемой литературы
Основной
1. Шевченко Т.И. Теоретическая фонетика английского языка. – М., 2006.

2. Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. – Теоретическая фонетика английского языка. – М., 2003.

3. Baker A. Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course. Third edition. – Cambridge, 2006.


следующая страница >>