Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного... 5 2106.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного... 10 2895.3kb.
Учебно-методический комплекс английский язык в сфере юриспруденции... 1 329.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс история криминалистики направление подготовки... 1 406.13kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Рабочая программа дисциплины арбитражный процесс направление подготовки... 1 438.55kb.
Рабочая программа дисциплины история криминалистики направление подготовки... 1 407.64kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины латинский язык 10 1529kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Рабочая программа дисциплины история отечественного государства и... 4 1130.43kb.
- 9 1350.88kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление подготовки - страница №1/1



Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

___________________О.В. Еременко

«___»________________2012г.



Учебно-методический комплекс

дисциплины

ПРАВОВАЯ РИТОРИКА

направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация «бакалавр»

для студентов заочной формы обучения (5 лет обуч.)

1 курс, (бакалавриат)
Одобрен Учебно-методическим советом

«30» августа 2012 г. протокол № 1

Обсужден кафедрой общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

«___»_______________2012г. протокол №___

Зав.кафедрой К.Р.Агаронян

Составитель: доцент кафедры А. Н. Хевронина

Астрахань – 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................3

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. ..3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...............................................................................5

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ............................................................................5



II.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................8

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... ................ 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ …….....................................10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ..........................................................................10

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...............................................................................12

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ..........................................................13



III.ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ........14

ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................................14

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ............................................................................... ….............14

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .........................................16

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ. ….................................................................................................................16

ФОНД ТЕСТОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………………………………………………..30

Как ссылаться на этот УМК.

Правовая риторика: уч.-мет. комплекс / А.Н. Хевронина; зав. каф. К.Р.Агаронян; Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». – af sgua.- Астрахань: СГЮА, 2012. – 33 с.

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Правовая риторика представляет собой не только научную основу для понимания коммуникативного содержания деятельности судебного оратора в процессе, но и область знания, в рамках которой возможна систематизация практических и теоретических сведений, знаний и навыков в области риторики, процессуальных особенностей подготовки и произнесения речей, ходатайств, заявлений в судебных процессах.

Программа курса подготовлена на основе обобщения отечественных и зарубежных исследований в области риторики и носит как теоретический, так и практический характер. При подготовке курса автор ориентировался на русский риторический идеал, сформированный за несколько веков отечественного словесного творчества и отвечающий русскому национальному сознанию.

Цель преподавания дисциплины:

- формирование умений и навыков в создании ораторского образа, проявляющегося в единстве этоса, логоса и пафоса;

- нахождение и разработка риторической аргументации в рамках целостного аргументативного цикла (эпидейктическая, судительная, совещательная аргументация);

- формирование умений и навыков в изобретении (создании концепции, постановке цели, моделировании аудитории), расположении (создании композиции) и словесном оформлении ораторской речи (технология работы со словом, фразой, тропами и фигурами речи);

- формирование навыков в произнесении завершенного высказывания (во владении вербальными и невербальными средствами ораторики);

- сформировать культуру мысли, чувства, поведения и речи;

- ориентироваться в современном речевом континууме, свободно выражать социальную позицию в условиях жизни демократического общества;

- активно участвовать в совершении правосудия, опираясь на принцип состязательности;

- публично выражать мировоззренческую позицию.

- освоить основные виды полемических приемов в судебной речи.

- использовать правовую аргументацию в споре.

- различать типичные ошибки в использовании тезиса.

- различать типичные ошибки в употреблении аргумента.

- выявлять типичные ошибки в демонстрации.

В процессе достижения целей реализуются познавательные, общеобразовательные и воспитательные задачи обучения правовой аргументации.

Основная цель учебной дисциплины - формирование риторической компетенции студентов, направленной на творческое изобретение, расположение, словесное оформление и произнесение ораторского высказывания. Формирование системы знаний в области риторики, включающей сведения об основных типах, видах, фактурах и формах словесных высказываний.

Программа курса подготовлена на основе обобщения отечественных и зарубежных исследований в области риторики и носит как теоретический, так и практический характер. При подготовке курса автор ориентировался на русский риторический идеал, сформированный за несколько веков отечественного словесного творчества и отвечающий русскому национальному сознанию.



Познавательный аспект позволяет сформировать представление:

- о культуре поведения в полемике, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- о способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- в произнесении завершенного высказывания (во владении вербальными и невербальными средствами речи);

- об элементах звучания судебной речи: звучности, тембре, темпе и ритме, интонации, артикуляции.



Воспитательный аспект связан с формированием таких общечеловеческих и личностных ценностей, как:

-гуманистическое мировоззрение;

-способность достигать согласия и сотрудничества в условиях различных взглядов и убеждений;

-культура межличностного общения: умение выбрать форму общения, нормы речевого этикета;

-способность устанавливать контакт, слушать и слышать собеседника, корректно выражать просьбу, ответ.

Общеобразовательный (практический) аспект составляют:

-навыки и умения использовать приобретенный минимум знаний по правовой риторике в сфере профессиональной деятельности;

- Знание технологии применения этапов построения речи и умение вырабатывать стратегию и тактику каждого этапа.
Требования к усвоению учебной дисциплины:

- у студента должно сформироваться убеждение в том, что правовая риторика – это дисциплина, которая необходима для воспитания профессиональной культуры юриста.

- студент должен знать основные разделы правовой риторики и уметь формулировать общественные задачи судебной риторики.



Основные задачи дисциплины:

Развить следующие навыки активного владения основными принципами правовой риторики применительно к будущей профессиональной деятельности студентов:



  1. Иметь понятие о смысловой структуре и границах высказывания, стилистическом единстве высказывания;

  2. ведения деловой беседы;

  3. сформировать умение отстаивать правовую позицию, уметь нейтрализовать агрессию, нападки со стороны оппонентов.

  4. усвоить основные этапы позволительных и непозволительных уловок в споре, выявлять ошибки в доказательстве логической последовательности аргументации.

  5. Владеть элементами интонирования, уметь работать над тембральной окраской речи.

  6. Иметь понятие об особенностях литературного произношения.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Развитие и совершенствование навыков речевой деятельности осуществляется с учетом методической целесообразности. Большое внимание уделяется развитию устной речи и интеллектуальных способностей, что обусловило следующее соотношение распределения учебного времени: чтение – 15%, говорение – 50%, реферирование – 10%, творческие исследовательские работы – 25%.

1) Чтение: совершенствование умений информационного поиска; умение ориентироваться в специальной (юридической) литературе; умение извлекать информацию в условиях овладения видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)



Типы упражнений: составление таблиц, конспектов, составление плана прочитанного текста; краткое изложение содержания текста в устной форме.

2) Реферирование: совершенствование навыков письменной речи; овладение особенностями языка реферативного текста; умение обобщать основные положения первоисточника при помощи анализа текста; овладение процедурой составления реферата и аннотации.

3) Творческие исследовательские работы : овладение навыками исследовательского поиска, наблюдения, анализа собранных источников по заданной теме, умение находить правильные практические примеры; умение пользоваться специальными терминологическими словарями и справочниками.

4) Говорение: совершенствование навыков ораторской речи и диалогической речи риторического характера; основы публичной речи.



Типы упражнений: дебаты по предложенной теме; ролевая игра; научная конференция по специальности; круглый стол; доклады, сообщения.
Рекомендуемая основная литература:

  1. Аннушкин В.И. История русской  риторики . Хрестоматия : Учебное пособие . - Флинта, Наука , 2002

  2. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика/ Отв. ред. Гаспаров М.Л.; АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. М.: Наука, 1991. 256 с.

  3. Античные  риторики . М.: Изд-во МГУ, 1978.

  4. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход). - Дис. ...докт. филол. наук. - М., 1990. - Библиогр.: С. 349-372.

  5. Баранов А.Н. Метаязыки описания аргументативного диалога // Диалог... - М.: ИНИОН, 1991. - С. 45-81.

  6. Баранов А.Н. Что нас убеждает. Общественное сознание и язык. - М.: Знание, 1990. - 64 с.

  7. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: Традиции и новации. - М.: Знание, 1991. - 64 с.

  8. Кругликова Т.М. Текст проповеди как образец воздействующей речи: (На материале проповеди Эльфрика, XI век) // Логико-семантические и прагматические проблемы текста. - Красноярск, 1990. - С. 54-57.

  9. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. - М.: Моск.рабочий.1988. - 223 с.

  10. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М.: Владос, 1997.

  11. Демьянков В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. - М.: ИНИОН, 1989. - С. 13-40.

  12. Демьянков В.З. Аргументирующий дискурс в общении (По материалам зарубежной лингвистики) // Речевое общение: Проблемы и перспективы. М., 1983. С.114-131.

  13. Бережная Т.М. Современная американская  риторика  как теория и практика манипулирования общественным сознанием: Автореф. дис.... канд. филол. наук/ МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1986. - 20 с.

  14. Берков, В.Ф. Аргументация в выступлении лектора. - Минск. 1976.

  15. Бернацкий Г.Г. Культура политической дискуссии / О-во "Знание" РСФСР. Ленингр. орг. - Л., 1991. - 32 с.

  16. Билык А.М. Нетрадиционная аргументация в научном общении. Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Харьков. 1989. - 14 с.

  17. Бовао Ш.З. Теория аргументации: Анализ принципов построения. - Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - М., 1986.

  18. Левин Г.Д. Спор как форма диалога // Диалектика и диалог: Сб. ст./ Отв. ред. Налетов Н.З. - М., 1992. - С. 30-49.

  19. Ломовский В.Д. О судебной речи: Учебное пособие. - Калинин, 1990. - 62 с.

  20. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А. П. Садохина. – М., 2002.

  21. Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М.,1997.

  22. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М., 2003.

  23. Ораторское искусство /Б.И. Каверин, И.В. Демидов/ - М. – 2004 – 256 с.

  24. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. Издание 4 М., 2010.

  25. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 2001.

  26. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

  27. Риторическое мастерство судебного оратора. Саратов, СГАП, 2002.

  28. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

  29. Судебное красноречие русских юристов прошлого. М., 1993.


Дополнительная литература:

1.Горский Г.Ф. Судебная этика. Воронеж, 1999.

2. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

3. Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1994.

4. Матвиенко Е.А. Судебная речь. Минск, 1996.

5. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М, 1981.

6. Ораторы Греции. / Под ред. С.С. Аверинцева и др. М., 1985.

7. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А. П. Садохина. – М., 2002.

8. Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М.,1997.

9. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М., 2003.

10. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. М., 1987.

11.Ораторское искусство /Б.И. Каверин, И.В. Демидов/ - М. – 2004 – 256 с.

12. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., 2010.

13. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 2001.


Интернет-ресурсы
1. Русский язык – справочно-информационный портал Грамота.Ру (www.gramota.ru).

2. Культура письменной речи – Грамма.Ру (www.gramma.ru).

3. Русофил. Русская филология (http://www.russofile.ru).

4. Справочная служба русского языка (www.rusyaz.ru).

5. Центр развития русского языка (www. ruscenter.ru).

6. Сайт СГАП (www.sgap.ru).

7. Сибирская ассоциация лингвистов-экспертов (http://siberia-expert.com).

8. Свободная энциклопедия (ru.wikipedia.org).

9. Федеральный экзамен в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО – URL: http://www.fepo.ru).

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и семинарские занятия. Лекции нацелены на системное рассмотрение основных теоретических положений по учебной дисциплине и призваны стимулировать активную познавательную деятельность студентов. Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. В целях закрепления полученных студентами знаний, умений и оценки степени усвоения пройденного материала в процессе обучения студенты сдают зачет.

В основе рабочей программы лежат следующие положения:

1) Знание основных аспектов правовой риторики является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста-юриста.

2) Курс правовой риторики носит профессионально-направленный характер. Его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями студентов-юристов.

В ходе изучения профессиональной этики выпускник должен обладать следующими компетенциями:



1.общекультурными:

– овладеть необходимыми навыками этикетных норм профессионального общения;

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);



2. профессиональными компетенциями (ПК):

- быть способным осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

В результате изучения дисциплины для выполнения профессиональной деятельности студент, освоивший курс правовой риторики в полном объеме, должен обладать следующими конкретными умениями:



  1. По окончанию курса студенты должны уметь принимать активное участие в деловых беседах и дискуссиях, уметь формулировать свои предложения, согласие или несогласие с мнением оппонента.

  2. Обладать умением отстаивать правовую позицию, уметь нейтрализовать агрессию, нападки со стороны оппонентов.

  3. Свободно выражать социальную позицию в условиях жизни демократического общества;

  4. Владеть основными видами полемических приемов в судебной речи.

  5. Обладать навыками в произнесении завершенного высказывания (во владении вербальными и невербальными средствами речи);

  6. Публично выражать мировоззренческую позицию.

  7. Обладать культурой межличностного общения: уметь выбрать форму общения, нормы речевого этикета;

  8. Выявлять ошибки в доказательстве логической последовательности аргументации.

  9. Различать типичные ошибки в использовании тезиса.

  10. Различать типичные ошибки в употреблении аргумента.

  11. Выявлять типичные ошибки в демонстрации.

На данном этапе осуществляется развитие навыков в умении вести полемику, выдвигать тезис и аргументы.

Знакомство с различными видами спора, способами защиты от некорректных оппонентов. Уделяется внимание видам и манерам полемики, а также умению у студентов развивать полемическое мастерство.

Дается понятие о композиционных частях судебной речи, о ее специфических особенностях (вступление, основная часть, опровержение, заключение), мотивации последовательность речи.

Вырабатывается этика судебного оратора.

Совершенствование навыков речевого общения с целью использования их в профессиональных дискуссиях, конференциях, интервью и других видах речевой деятельности.

Конечные требования к владению правовой аргументации на данном этапе: наличие коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах делового и научного сотрудничества.



  1. Творческий поиск и обработка полученной информации: работа с оригинальной литературой по специальности, контрактами; работа с оригинальной литературой научного характера (изучение статей, рефератов).

  2. Устный обмен информацией: обмен информацией общего и профессионального характера в ходе семинаров, диспутов, конференциях, при заключении контрактов;

  3. Письменный обмен информацией: написание тезисов, докладов, статей, рецензий; деловая переписка.

  4. Метод риторического построения: изобретение, расположение, элокуция, запоминание, действие - риторический канон.

Актуальность курса обусловлена его направленностью на расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов, выработку навыков грамотной деловой речи, умений в области делового общения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Мультимедийные презентации с использованием видеопроектора.

Аудио и видео-курсы

Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и, в частности, персональный компьютер пригоден для обучения языковым средствам на любом уровне, начиная от звуков и букв и заканчивая текстом; любым видам речевой деятельности и аспектам языка.

Использование ИКТ при разработки педагогических технологий формирования коммуникативной компетентности и развития риторики будущих юристов дает возможность:

- совершенствовать методологию и стратегию отбора содержания образования;

-индивидуализировать и дифференцировать обучение, повышать его эффективность;

- создавать новые формы взаимодействия обучающего и обучаемого, изменять содержание и характер их деятельности;

- модернизировать планирование и организацию учебного процесса, и управление им.

В рамках данного курса персональный компьютер и информационно-коммуникационные системы используются:

- для формирования умений и навыков;

- для организации контроля и оценки навыков, умений и знаний;

- для обеспечения диалога студент-преподаватель.
Учебно-тематический план

форма обучения очная ( 1 курс , 1 семестр)


п/п


Наименование разделов и тем

Общеекол.часов

Кол-во

ауд. час


Количество

часов


Кол-во час. на сам. раб.

Форма контроля

Лек-ции

Семинары

1.


Этапы формирования и предмет правовой риторики.

10

6

2

44

4

Теорет.опрос (ТО)

2

Риторическое построение судебной речи.

8

4




4

4

Теорет.опрос (ТО), тест

3.

Основные приемы взаимодействия оратора и аудитории: мимика, жесты. Выразительные средства речи: метафоры, юмор и сатира, структура анекдота.

10

4

2

2

6

Теорет.опрос (ТО), тест

4.

Виды и стили судебной речи.

4

2




2

2

групповые, командные задания;

контрольная работа



5.

Великие ораторы и современность.

8

4




4

4

ТО, творческие исследовательские работы

6.

Полемика: история и современность. Виды речевой агрессии.

12

4




4

8

ТО , групповые, командные задания;


7.

Психология и риторика

8

4




4

4

ТО, индивидуальные задания

8

Показательная аргументация в судебной речи.

2

2




2




беседа, групповые, командные задания

9.

Профессиональная этика юриста в судебном процессе.

66

2




2

4

беседа

10.

Развитие мастерства оратора на основе авторских экспериментальных исследований студентов

4

4


4




4




творческие исследовательские работы




Всего

72

36

4

32

36




Итоговый контроль - зачет


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В программе отражены основные понятия курса: язык и речь; деловая культура; деловая риторика; русский литературный язык; речевая ситуация; речевой жанр; речевое поведение; речевая коммуникация; речевое воздействие; деловой этикет.

Курс завершается сдачей зачета.

Лекция как форма обучения представляет собой логическое изложение материала в соответствии с планом лекции, который сообщается студентам в начале лекционного занятия, и имеет законченную форму, т.е. содержит пункты, позволяющие охватить учебный материал по теме. Содержание каждой лекции по деловому общению имеет определенную направленность и учитывает уровень подготовки студентов. В ходе лекций обсуждаются отдельные теоретические аспекты профессионального общения: основные понятия, категории делового общения; характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами общения; феномены, закономерности и механизмы коммуникативного процесса; конкретные психологические методы и технологии эффективной деловой коммуникации; деловой и речевой этикет.

Продуктивными формами обучения на лекциях по правовой риторике являются педагогика сотрудничества, создание проблемных ситуаций при обсуждении различных вопросов, связанных с профессиональной коммуникацией. На занятиях используется тестирование. С помощью тестов можно выявить, например, уровень слухового восприятия студентов и наглядно представить типологию слушателей (тест «Умеете ли вы слушать?» в рамках темы «Мастерство публичного выступления оратора»). Отдельные лекционные занятия могут включать элементы дискуссии («Формы аргументации. Деловой спор»). Усвоению теоретического материала способствует подготовка презентационных материалов.

Практические занятия представляют собой коммуникативные тренинги, которые проводятся с учетом инновационных методик. Отдельные занятия могут проходить в форме дискуссии или диспута, турнира, деловой игры.

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, творческих проектов, составление конспектов научных работ, принципиальных для осмысления материала данной дисциплины, написание рефератов и подготовку устных докладов для обсуждения на практических занятиях и участия в научных студенческих конференциях.

Программой предусматривается использование различных средств обучения, инновационных методик, профессионально ориентированных материалов.

Работа студентов в течение семестра оценивается по балльно - рейтинговой системе.

Промежуточный контроль знаний студентов по дисциплине должен продемонстрировать знания студентов в области теории и практики судебного красноречия: знание условий публичной деятельности судебного оратора, типы и виды аргументов, этапы построения судебной речи; владение навыками изобретения, расположения и произнесения речи. Критерием оценки знания является правильный ответ на поставленные на зачете вопросы теоретического характера, а также убедительное произнесение самостоятельно разработанного и подготовленного к произнесению фрагмента судебной речи.


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Планы лекций

Тема 1. Этапы формирования и предмет правовой риторики. (2 часа)

Становлении европейской и отечественной культуры и судебной системы. Общественные задачи правовой риторики. Риторика как особая филологическая дисциплина. Интегральный характер риторики. Отношение риторики к философии, логике и дисциплинам филологии. Основные дисциплины риторики: общая риторика, частная (судебная) риторика, ораторское искусство, композиция, риторическая критика, герменевтика, история риторики, история словесности, философия риторики.


Тема 2. Основные приемы взаимодействия оратора и аудитории: мимика, жесты. Выразительные средства речи: метафоры, пафос, юмор и сатира, структура анекдота. (2 часа)

Средства речи в судебной речи, их роль в формировании эмоций и воли аудитории; невербальные средства общения. Понятие литературного пафоса: литературный пафос и ораторские страсти. Техника ораторских страстей. Сочетание общего пафоса и ораторских страстей. Поза, жесты, мимика. Основные принципы жестикуляции. Виды жестов: жесты-модификаторы, изобразительные жесты, указательные жесты, регулирующие жесты. Общие принципы управления вниманием аудитории. Понятие импровизации.


III.ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Введение

Целью промежуточной (по окончании семестра) аттестации (далее – промежуточная аттестация) студентов является комплексная и объективная оценка качества усвоения ими теоретических знаний, умения синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач при освоении основной образовательной программы высшего профессионального образованияза определенный период.

Промежуточная аттестация студентов включает сдачу экзаменов и зачетов, защиту курсовых, контрольных работ, отчеты по практикам по дисциплинам, предусмотренным учебным планом на правления подготовки (специальности).

Основной   целью   промежуточной   аттестации   студентов   является   повышение качества   их   подготовки   по   образовательным   программам   высшего   профессионального образования.

Под   промежуточной   аттестацией   (далее   аттестацией)   понимается   аттестация студентов по дисциплинам, изученным в течение семестра.

Формы аттестации по каждой дисциплине определяются учебным планом.

 При проведении аттестации могут быть использованы тесты и технические средства. По результатам аттестации студенту выставляется оценка, которая может быть дифференцированной, отражающей степень освоения материала, либо недифференцированной, отражающей только факт прохождения аттестации.

Аттестация по данной дисциплине проводиться в форме – зачета, в соответствии с учебным планом.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1.Проанализируйте исторические этапы формирования и предмет правовой риторики.

2. Назовите предмет правовой аргументации риторики и ее основные разделы.

3. Назовите виды и приемы расположения речи.

4. Охарактеризуйте специфику риторического построения судебной речи

5. Определите значение риторики в истории европейской культуры.

6. Определите значение вступления и назовите его виды.

7. Основные приемы взаимодействия оратора и аудитории: мимика, жесты.

8. Выразительные средства речи: метафоры, юмор и сатира, структура анекдота.

9. Виды и стили судебной речи.

10. Дайте определение риторического аргумента, назовите ее содержательный цикл.

11. Великие ораторы и современность.

12. Полемика: история и современность.

13. Виды речевой агрессии.

14. Раскройте сущность эпидейктической аргументации.

15. Взаимосвязь психологии и риторики.

16. Раскройте сущность совещательной аргументации.

17. Показательная аргументация в судебной речи.

18. Профессиональная этика юриста в судебном процессе.

19. Развитие ораторского мастерства на современном этапе.

20. Раскройте сущность судительной аргументации.

21. Дайте понятие стиля ораторской речи.

22. Назовите основные средства невербального воздействия в риторике.

23. Связь риторики с другими науками: лингвистикой, логикой, психологией, философией и пр.

24. Речевая культура юриста. Требования, предъявляемые к речи юриста.

26. Общение в юридической практике. Виды делового общения. Основы ведения деловой беседы.

27. Юридические документы как разновидность официально-деловой речи. Жанры юридических текстов.

28. Язык и стиль процессуально-правовых документов.

29. Дискуссия, спор, полемика; их место в системе делового общения. Основные виды аргументов и структура доказательства. Правила ведения спора.

30. Культура спора в юридической практике. Основные стратегии, тактики и приемы спора.


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Тема 1. Этапы формирования и предмет правовой риторики

Цель: Изучить основные этапы формирования риторики как науки, структуры и ведущих задач риторики в правовой сфере.

Задача: рассмотреть своеобразие европейской и отечественной риторики в системе культуры и права; рассмотреть интегральный характер риторики, отношение риторики к философии, логике и дисциплинам филологии; проанализировать основные дисциплины риторики: общая риторика, частная (судебная) риторика, ораторское искусство, композиция, риторическая критика, герменевтика, история риторики, история словесности, философия риторики.

Вопросы:

1. Становлении европейской и отечественной культуры и судебной системы. Общественные задачи правовой риторики.

2. Риторика как особая филологическая дисциплина; отношение риторики к философии, логике и дисциплинам филологии.

3. Проанализировать основные дисциплины риторики: общая риторика, частная (судебная) риторика, ораторское искусство, композиция, риторическая критика, герменевтика, история риторики, история словесности, философия риторики.



Библиографический список

Аристотель. Риторика //Античная риторика. М., 1998.

Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. М., 1996.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Демосфен. Речи. М., 1954.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1995.
Тема 2. Риторическое построение судебной речи

Цель: сформировать убежденность в необходимости учиться мастерству разработки судительной аргументации.

Задача: познакомить с видами судительных аргументов, показать их значение в разработке аргументации судебной речи.

Вопросы:

1. Виды судительной аргументации. Физический, исторический и юридический факт. Реальные и словесные проблемы. Понятие статуса. Статус установления и аргументация в его пределах. Верификация и компрометация факта.

2. Правила справедливости, обратимости, транзитивности. Аргументы: прецедента, прехождения, прогресса, выбора, замещения, аргумент к человеку, к обстоятельствам, к цели и средствам.

Задания:

1. Какой раздел современной судебной риторики вам представляется самым актуальным именно для вас лично? Продумайте трехминутное выступление перед публикой.

2. Какие виды аргументов использует А.Ф. Кони в начале речи по делу об убийстве иеромонаха Иллариона? Докажите свою точку зрения. Какие аргументы использовали бы вы в данной ситуации? Сформулируйте несколько аргументов.

3. Определите тип аргумента, используемого А.Ф. Кони в речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем: «Посмотрим теперь на его жену. О ней также характеристичные показания: эта женщина невысокого роста, толстая, белокурая, флегматичная, молчаливая и терпеливая: "Всякие тиранства от моей жены, капризной женщины, переносила, никогда слова не сказала", — говорит о ней свидетель Одинцов. "Слова от нее трудно добиться", — прибавил он. Итак, это вот какая личность: тихая, покорная, вялая и скучная, главное — скучная» (см. целиком речь в приложении).



Библиографический список

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1995.
Тема 3. Основные приемы взаимодействия оратора и аудитории: мимика, жесты. Выразительные средства речи: метафоры, юмор и сатира, структура анекдота

Цель: Ознакомить учащихся с основными приемами взаимодействия оратора и аудитории.

Задача: Изучить и проанализировать выразительные средства ораторской речи: метафоры, юмор и сатира, структура анекдота.

Вопросы:

1. Основными приемами взаимодействия оратора и аудитории.

2. Использование выразительных средств в структуре ораторской речи: метафоры, юмор и сатира, структура анекдота.
Задание: Предоставить и проанализировать видео-пример ораторского выступления современного политика, юриста , ученого или иного общественного деятеля для изучения на практике использования выразительных средств в процессе выступления оратора.

Библиографический список

Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. М., 1996.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Девяткина В.В. Риторическое мастерство судебного оратора. Саратов, 2003.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1995.
Тема 4. Виды и стили судебной речи

Цель: сформировать убеждение в необходимости создавать стилистику и концепцию судебной речи.

Задача: показать существующие виды стилей ораторской речи на суде, познакомить с основными частями середины речи..

Вопросы:

1. Определить стили и их видовое своеобразие в структуре ораторской речи.

2. Виды и приемы расположения. Начало, середина и конец высказывания как концентрация этоса, логоса и пафоса.

3. Понятие частей речи. Части речи как формы выражения мысли.

3. Вступление, теза и перечисление.

4. Строение тезы и требования к ней. Виды тезы. Последствия неправильного построения тезы. Перечисление. Логические требования к делению понятий. Разделение предмета.



Задания

1.Прочитайте в приложении речь современного адвоката (на выбор). Определите виды риторических целей, поставленных оратором, оцените техническую сторону их воплощения. Обратите внимание на содержательный цикл аргументации: каким аргументам отдается предпочтение? Предложите собственные варианты аргументации.

2. Прочитайте в приложении речь А.Ф. Кони по делу об убийстве иеромонаха Иллариона. Можно ли говорить о намеренном обнажении оратором в речи стратегии? В чем это проявляется?

3. Найдите главный тезис речи. Где он расположен? Почему оратор отвел ему такое место?

4. Сложилось ли у вас впечатление, что А.Ф. Кони очень тщательно работал над делом? Докажите свою точку зрения.

Библиографический список

Аристотель. Риторика //Античная риторика. М., 1978.

Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. М., 1996.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Девяткина В.В. Риторическое мастерство судебного оратора. Саратов, 2003.

Демосфен. Речи. М., 1954.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1995.
Тема 5. Великие ораторы и современность.

Цель: познакомить учащихся с великими ораторами прошлого и современности.

Задача: показать специфические отличия речи, психологические особенности ораторов, влияние исторической эпохи на развития риторического мастерства изучаемых ораторов.

Вопросы:

1. Определить стили и их видовое своеобразие речи античных ораторов.

2. Виды и приемы расположения ораторской речи одно из ораторов на выбор.

3. Проанализировать на конкретном историческом примере (отрывок текста оратора) использование выразительных средств в речи.



Задания

Творческое исследование, посвященное биографическим данным и своеобразию ораторской речи одного из представленных личностей на выбор:

1. Марк Туллий Цицерон

2. Аристотель

3. Сократ

4. Владимир Вольфович Жириновский.

5. Авраам Линкольн

6. Ленин Владимир Ильич

7. Марк Фабий Квинтилиан

8. Демосфен

9. Робеспьер Максимилиан-Мари-Изидор

10. Кинг Мартин Лютер

11. Адольф Гитлер

Библиографический список
Аристотель. Риторика //Античная риторика. М., 1978.

Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. М., 1996.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Девяткина В.В. Риторическое мастерство судебного оратора. Саратов, 2003.

Демосфен. Речи. М., 1954.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1995.
Тема 6. Полемика: история и современность.

Виды речевой агрессии

Цель: обучить компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента.

Задача: обучить владением полемическим мастерством должно стать обязательным качеством каждого образованного человека, использовать полемических приемов» умение противостоять уловкам противника.

.

Вопросы:

1. Понятия «полемическое мастерство» знание предмета спора, понимание сущности публичного спора и его разновидностей, культура спора, умение

2. Классификация споров.

3. Расскажите об истории искусства спора.

4. Виды речевой агрессии. Способы речевой агрессии.



Задания

1. Творческое исследование, посвященное исследованиям речевой агрессии в СМИ.

2. Творческое исследование, посвященное анализу телепередач содержащих примеры «полемического мастерства», с предоставлением видео примеров .
Библиографический список

Аристотель. Риторика //Античная риторика. М., 1978.

Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. М., 1996.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Девяткина В.В. Риторическое мастерство судебного оратора. Саратов, 2003.

Демосфен. Речи. М., 1954.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1995.
Тема 7. Психология и риторика
Цель: проанализировать психологические приемы риторического мастерства, технологии современного публичного выступления, влияние темперамента на стиль поведения оратора, методы исправления негативных психологических ситуаций в процессе ораторского выступления.

Задача: обучить психологическим установкам и правилам в процессе выступления оратора.

Вопросы:

1. Эффекты восприятия и пантомимика оратора. Дать характеристику основным риторическим жестам.

2. Какие проблемы ораторской речи помогает решать психология.

3. Какие принципы классификации аудитории существуют. Назвать основные композиционные и речевые методические средства активизации внимания и интереса слушателей.

4. Какие качества личности оратора объективно обеспечивают успех публичного выступления. Влияют ли внешность оратора, его манера одеваться, поза, жесты на успех выступления.

5. В чем суть теории психоанализа 3. Фрейда.

6. Раскрыть смысл стадиальной теории личности Э. Эриксона.

7. Перспективы использования мотивационной теории А.Маслоу в ораторской практике.

8. Понятия экстравертности и интровертности в теории К. Юнга.


Библиографический список

Аристотель. Риторика //Античная риторика. М., 1978.

Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. М., 1996.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Девяткина В.В. Риторическое мастерство судебного оратора. Саратов, 2003.

Демосфен. Речи. М., 1954.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1995.
Тема 8. Показательная аргументация в судебной речи

Цель: сформировать представление о культуре произнесения речи

Задача: познакомить с работой голосового аппарата, техникой паузировки, показать значение звучания речи в создании образа оратора.

Знание особенностей тембра, интонации, темпа, артикуляции и умение пользоваться элементами собственного голоса.

Вопросы:

1. Значение произнесения речи. Основные элементы голоса : звучность, интонация, тембр, артикуляция.

2. Понятие темпо-ритма. Квантование речи. Техника паузировки. Логическое ударение. Роль дыхания в создании звучности.

3. Строение голосового аппарата. Понятие интонации. Правила интонирования. Понятие тембра. Работа над тембральной окраской речи. Особенности литературного произношения. Полный и беглый стили произношения.

4.Цели и задачи эпидейктической аргументации.

5. Аргументы к смыслу, к авторитету, к модели и к антимодели, к доктрине.

6. Аргумент восхождения как центральный аргумент европейской риторики.

Задания.

Произнесите выученные скороговорки.

Прочитайте высказывание Поля Сопера относительно внешности оратора. Выскажите собственное суждение по этому вопросу: «С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.

Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки... Неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно отглажены и аккуратно застегнуты...

Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас... Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите».

Библиографический список

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.



Тема 9. Профессиональная этика юриста в судебном процессе

Цель: исследовать и выявить основные особенности профессиональной этики юриста в судебном процессе.

Задача: определить основные принципы профессиональной этики юриста в судебном процессе.

Вопросы:

1. Понятие профессиональной этики.

2. Личность юриста и его нравственно-психологические качества.

3. Кодекс чести судьи Российской Федерации


Библиографический список

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.


Тема 10. Развитие мастерства оратора на основе авторских экспериментальных исследований студентов.

Цель: ознакомить с творческим наследием ораторов.

Задача: изучить отечественный и зарубежный опыт в процессе освоения риторического мастерства на примере конкретных исторических личностей.

Задание: подготовить авторское экспериментальное исследование, посвященное исследованию мастерства конкретного оратора истории или современности на выбор.

Библиографический список

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Самостоятельную работу студентов следует рассматривать как форму развития и самоорганизации личности обучаемых. Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. СРС - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работ любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, необходима разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.

Самостоятельная работа по изучаемой дисциплине ставит целью глубокое обдумывание и усвоение материала с последующей проверкой в аудитории. Это поможет не только успешно овладеть изучаемым предметом, но и будет способствовать получению ими профессиональных знаний, подготовке высококвалифицированных, всесторонне образованных специалистов.

Рекомендации по проведению самостоятельной работы.

№ п/п

Тема

часы

Источники и литература

1

Этапы формирования и предмет правовой риторики.

Сделать ( в форме доклада) сравнительный анализ исторического развития риторики в России и на Западе – по эпохам: Древняя Русь – Античность; Средние века; Эпоха Возрождение. Новое время.

Проанализировать: понятие, сущность, структуру и функции риторического искусства.


4


Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. М, 1996.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Кони А.Ф. Избранное. М., 1989.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.




2

Риторическое построение судебной речи Рассмотреть авторские концепции, их сущность и особенность. Выявить сущность судебной речи.

4

3

Основные приемы взаимодействия оратора и аудитории: мимика, жесты. Выразительные средства речи: метафоры, юмор и сатира, структура анекдота

В процессе самостоятельной подготовки исследовать примеры использования выразительных средств речи в речи конкретного оратора, их значение.



6

4

Виды и стили судебной речи.

Провести анализ стилистики речи в суде, рассмотреть примеры истории и современности. Обратить внимание на национальные особенности в процессе подготовки речи оратора, их значение.




2

5

Великие ораторы и современность.

Используя авторские тексты античных и средневековых философов, политических деятелей 18- 19 вв. изучить отечественный и зарубежный опыт в процессе освоения риторического мастерства на примере конкретных исторических личностей.



4

6

Полемика: история и современность. Виды речевой агрессии.

В процессе самостоятельной работы по теме, следует обратить внимание на следующие вопросы: 1.Найдите и охарактеризуйте в речах С.А. Андреевского эпидейктические аргументы. Как вы считаете, можно ли их использовать в современных судебных речах? Предложите собственное техническое решение этих аргументов. 2.Какие аргументы, на ваш взгляд, реже всего используются дореволюционными, а какие — современными судебными ораторами?




8




7

Психология и риторика

В связи с тем, что усвоение этого материала напрямую связано с проблемой проведения публичной лекции или доклада, в связи с чем необходимо осознать важность непосредственного (незапланированного) интуитивного творчества, ставящего своей целью заинтересовать, увлечь аудиторию, убедить ее в правоте преподносимых идей. Представляется, что самостоятельное углубленное изучение психологических ос­нов ораторства будет способствовать развитию креативного мышления, умению нетрадиционно использовать уже имеющийся материал, приспосабливая его к условиям «живого» общения со слушателем.



4




8

Профессиональная этика юриста в судебном процессе.

В процессе самостоятельного изучения темы определить основные принципы профессиональной этики юриста в судебном процессе, особенности личности юриста и его нравственно-психологические качества, подробно проанализировать «Кодекс чести судьи Российской Федерации», сделать собственные выводы о достоинствах и недостатках данного Кодекса.




4




Итого : 36 часов.




Реконструктивная самостоятельная работа.

В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

Критерии оценки качества СРС

При использовании рейтинговой формы контроля самостоятельной работы студентов (СРС) результат выполнения заданий каждого вида занятий, связанных с изучением дисциплины, и результаты отдельных этапов этих заданий оценивают отдельно. Оценка (баллы) за каждый отдельный модуль зависит от качества и сроков выполнения всех входящих в него заданий. Общая оценка работы студентов определяется суммой баллов за отдельные модули и виды занятий. Для разработки рейтингового контроля СРС необходимо решить две группы задач.

1. По содержанию: проанализировать содержание, выделить темы, разделы, основные законы и понятия, знание которых обязательно для целостного восприятия предмета, а также уровни усвоения содержания. Для каждого уровня указать конкретное содержание и степень владения им.

2. По деятельности: проанализировать каждый вид деятельности, представить его как совокупность последовательных операций. Установить три уровня исполнения каждой операции и сформулировать критерии оценки каждого уровня и представления результатов, соответствующих этим уровням.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер, и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);

2. Четкая постановка познавательных задач;

3. Алгоритм выполнения работы;

4. Знание студентом методов, способов ее выполнения;

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее

представления;

5.Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные);

6. Критерии оценки, отчетности;

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходим комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы и обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).

Аннотирование

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи. Она представляет собой предельно сжатую описательную характеристику первоисточника. В ней в обобщенном виде раскрывается тематика публикации без полного раскрытия ее содержания. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном источнике информации.

Общие требования, предъявляемые к написанию аннотаций, следующие:

1. Учет назначения аннотации. От этого зависит полнота охвата и содержание заключительной части.

2. Объем аннотации колеблется от 500 до 2000 печатных знаков.

3. Соблюдение логичности структуры, которая может отличаться от порядка изложения в оригинале.

4. Соблюдение языковых особенностей аннотации, что включает в себя следующее:

– изложение основных положений оригинала просто, ясно, кратко;

– избежание повторений, в том числе и заглавия статьи;

– соблюдение единства терминов и сокращений;

– использование общепринятых сокращений;

– употребление безличных конструкций типа «рассматривается…, анализируется…, сообщается…» и пассивного залога;

– избежание использования прилагательных, наречий, вводных слов, не влияющих на содержание;

– использование некоторых обобщающих слов и словосочетаний, обеспечивающих логические связи между отдельными частями высказываний типа «как показано…», «…, однако», «следовательно…» и т.д.

Состав аннотации:

1. Вводная часть - библиографическое описание.

2. Основная часть - перечень основных, затронутых в публикации проблем.

3. Заключительная часть - краткая характеристика и оценка, назначение аннотируемой работы (кому адресуется данная публикация).

Итак, аннотация - это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи. Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации. Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения. Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции.
Реферирование

Реферат (от лат. «refero», что означает «сообщаю») представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов) литературы по теме с раскрытием его основного содержания по всем затронутым вопросам, сопровождаемое оценкой и выводами референта. В отличие от аннотации реферат не только дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном печатном документе, но и что говорится, т.е. какая основная информация содержится в реферируемом первоисточнике.

Реферат может быть выполнен в письменном виде и в форме устного доклада. Цель реферата - дать читателю относительно полное представление о затронутых в первоисточнике вопросах и тем самым освободить пользователя от необходимости полного перевода первоисточника.

Текст реферата не должен быть сокращенным переводом или механическим пересказом реферируемого материала. В нем должно быть выделено все то, что заслуживает особого внимания с точки зрения новизны и возможности использования в будущей производственной или научно-исследовательской работе. В тексте реферата не должно быть повторений и общих фраз. Исключается использование прямой речи и диалогов. Целесообразно включить в текст реферата основные выводы автора первоисточника.



Темы рефератов

1.История античной риторики.

2.История судебного красноречия в России.


3.Индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический методы преподнесения материала.

4.Опровержение доводов оппонентов.

5.Защита от некорректных оппонентов.

6.Корректные и некорректные вопросы в полемике.

7. Риторика как наука убеждения, ее историческое развитие

8. Афоризмы: мастерство речи.

9. Ораторская речь: роды и виды красноречия.

10. Структура и свойства ораторской речи.

11. Искусство красноречия в античной Греции  .

12. Риторика и ораторское искусство в древнем Риме .

13. Культура речи оратора.

14. Невербальные средства коммуникации.

15. Оратор и аудитория.

16. Логика и композиция ораторского выступления.



17. Языковые средства изобразительности и выразительности речи.

18..Ключевые этапы развития риторики.

19. Критерии классификации и виды ораторских речей.

20.Основные требования к речевому этикету.

Требования к оформлению рефератов.

1. Содержание реферата должно раскрывать теоретические и практические основы заданной темы:

а) работа должна быть обязательно структурирована, то есть состоять из

- введения;

- не менее 2-х параграфов (разбивка параграфов на подпункты приветствуется, если позволяет тематика работы);

- заключение;

- список использованной литературы.

б) - во введении должна быть указана актуальность темы, ее разработанность, важным аспектом является - формулировка цели данного исследования;

- первый параграф должен раскрывать теоретические основы темы: историю развития (периоды развития) в изучении данной проблематики, указать основную терминологию, существующие концепции или направления освещающие данную проблематику; отечественных и зарубежных авторов, проводивших исследования в данной области знания; ( если тема реферата носит только практических характер и теоретическая база еще разработана слабо, то первая глава должна знакомить с историей вопроса;

- второй параграф реферата нацелен на исследование практической стороны вопроса, эффективных методов решения для преодоления проблем в данной сфере или ее улучшения, анализ теорий конкретных ученых, если позволяет тема, учащийся может сформулировать свое мнение по исследуемому вопросу.

Примечание: 1 и 2 параграфы реферата должны заканчиваться логично, не обрываться на середине темы, так как будущий юрист должен уметь правильно и лаконично заканчивать свои мысли в ходе будущих устных выступлениях и в процессе написания письменных аналитических работ.

- в заключении работы должны быть основные выводы по теме и современное значение исследования данной политической проблемы.

- в списке литературы должно быть задействовано не менее 10 источников, из них не более 3-х могут быть из интернета, положительным моментом в работе будет использование учащимся словарей, журнальных и газетных статей, монографии в процессе написания реферата.



2. Оформление реферата должно быть выполнено следующим образом:

- шрифт Times New Roman;

- интервал - 1,5;

- выравнивание страницы "по ширине";

- параметры страницы: верхнее - 2,5, нижнее, справа -2,5; слева - 2,5.

- заголовки "введения", "названия параграфов", "заключения" и "список литературы" выделить - полужирным шрифтом.

- текст "введения", "названия параграфов", "заключения" и "списка литературы" - с новой страницы.

- сноски, на использованные источники надо указывать в реферате - обязательно и располагать их следует внизу страницы;

- номера страниц указывать в работе - обязательно и располагать их можно в любом удобном для учащего месте в реферате.

- образец оформления титульного листа - указан далее ( см. ниже).



образец титульного листа РЕФЕРАТА

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)


Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РЕФЕРАТ


на тему: « Психологические особенности оратора»

Выполнил:

студент(ка) ?? группы

очного отделения

филиала ГОУ ВПО «СГАП»

в г. Астрахань

( к примеру) Иванов С. И.



Проверил:

к.п.н., доцент Хевронина А.Н.

______________________

Астрахань - 2012

КОМПЛЕКТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вопросы к коллоквиуму:

Какие типы аргументов используют судебные ораторы? Приведите примеры из речей.

Какие аргументы преобладают в речах А.Ф. Кони? Почему?

Какие аргументы преобладают в речах Ф.Н. Плевако? Почему?

Как судебные ораторы располагают аргументы? Выдерживают ли они классическую последовательность, если нет, то почему?

Каким предстает образ оратора в речах А.Ф. Кони?

В чем кроется этическое начало речей Ф.Н. Плевако?

Отличается ли аргументация обвинительной речи от аргументации защитительной речи?

Какие варианты обвинения и защиты предложили бы вы в сходной ситуации?

Приведите оригинальные примеры аргументов по указанным речам.

Произнесите варианты фрагментов вступления или заключения по указанным речам.

Критерием оценки знаний студентов является частота выступлений по предложенным вопросам. Для успешного участия в коллоквиуме студенту необходимо выступить не менее двух раз. Третье выступление – представление творческого варианта фрагмента речи.


Тестовые задания

Форма контроля – письменная работа, метод – тестирование как выбор правильного ответа из четырех предложенных вариантов (13 заданий), так и конкретный ответ на поставленный вопрос (пять заданий).

Критерий оценки знаний студентов по пройденному материалу – правильный ответ на 12 вопросов.

Кому принадлежит определение риторики: «Риторика есть способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета»?

Сократу;


Софистам;

Аристотелю; (прав. ответ)

Цицерону.

В какой период расцветает риторика?

монархии;

тоталитаризма;

3) демократии; (прав. ответ)

тирании.


Что более всего ценил в красноречии Цицерон?

краткость;

энергичность;

ясность;


философскую глубину (прав. ответ).

Какой аспект ораторской деятельности раскрывается в определении: «Оратор владеет техникой эмоциональной аргументации, создания эмоционального образа речи».

этос;


логос;

пафос. (прав.)



Определите этап построения речи: «Создается композиции высказывания».

элокуция;

инвенция;

мемориа;


диспозиция. (прав. ответ)

Какая часть судебной речи может быть произнесена «с осторожностью»:

описание;

обращение;

тезис;


вступление. (прв. ответ)

Какой аргумент из перечисленных является судительным

восхождения;

к антимодели;

невыносимости;

к лицу. (прав).

Какой аргумент завершает речь:

к лицу;


к опыту;

к оптимуму; (прав.)

долженствования.

Какая цель является ведущей в судебной речи?

найти истину;

информировать;

заставить действовать;

убедить (прав.).

Какой стиль определяет стилистику судебной речи?

официально-деловой;

разговорный;

научный;


публицистический (прав.).

Каким должен быть жест в судебной речи:

заученным;

механическим;

естественным, непринужденным (прав.);

скупым.

Каким должен быть темп речи:

Быстрым;


Умеренным;

Медленным;

Разнообразным (прав.).

Какой тип словесного содержания является ведущим при подготовке судебного оратора:

Историческая литература;

Художественная литература;

Публицистика;

Ораторская проза (прав).

Назовите композиционную часть судебной речи, в которой осуществляется повтор основного тезиса (рекапитуляция).

Назовите тип словесного содержания, в котором отражены народные представления о нормах поведения и речи, стереотипные модели жизненных ситуаций (фольклор).

Назовите аргумент, в рамках которого оратор говорит о необходимости самосовершенствования человека (восхождения).

Назовите аргумент, в рамках которого оратор говорит о необходимости выбрать наилучший вариант решения проблемы (к оптимуму).

Какая аргументация располагается в середине речи? (судительная).