Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 62 Филологическое образование - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 2 539.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление... 1 549.33kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 1 327.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного... 5 2106.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Хороведение» для специальности... 1 172.03kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Хоровое дирижирование V»... 1 119.4kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
1, 5 октября 2011 год 1 127.69kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 62 Филологическое - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы

Школьная тема в детской и подростково-юношеской литературе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Направление: 050300.62 Филологическое образование,

Профиль «Русский язык и литература» (бакалавриат, очная форма)

КРАСНОЯРСК 2012

УМКД составлен к.п.н., доцентом Н.В. Уминовой

Обсужден на заседании кафедры русской литературы

« 07 »_сентября_2011 г.

Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уминова Н.В.

Одобрено научно-методическим советом филологического факультета

« 18 » октября 2012 г.

Председатель НМСС к.ф.н., доцент Гайдукова Е.Б.

Протокол согласования рабочей программы дисциплины ПО ВЫБОРУ

«ШКОЛЬНАЯ ТЕМА В ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)»

с другими дисциплинами ООП

на 2012/13 учебный год




Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Истрия русской литературы. Модуль 4: Русская литература ХIХ века (2 часть), Модуль 5: Русская литература XIX века (3 часть), Модуль 6: Русская литература XX века (1 часть)

Русской литературы

В рамках основного курса не «углубляться» в произведения на школьную тему Н.С. Лескова, А.П. Чехова, А.И. Куприна.

Протокол заседания кафедры русской литературы № 1 от 05.09.2012 г.

История русской литературы Модуль 7: Русская литература XX века (2 и 3 части)

Русской литературы

Довести до сведения студентов информацию о возможности углубить знания о писателях (К.Г. Паустовский, В.Н. Распутин, В. Тендряков) в данном курсе

Протокол заседания кафедры русской литературы № 1 от 05.09.2012 г.

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012 /2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:


1. Изменена тематика рефератов.

2. Скорректирован и обновлен список литературы.

3. Изменен титульный лист.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры русской литературы "05" сентября 2012 г.

Внесенные изменения утверждаю:


Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уминова Н.В.

И.о. декана филологического факультета к.ф.н., доцент Кипчатова А.В.


«18» октября 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (УМКД) «Школьная тема в детской и подростково-юношеской литературе» для бакалавров очной формы обучения по направлению 050300.62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература», состоит из следующих элементов:



  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение.

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине, который представлен контрольными вопросами и темами рефератов, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

  3. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом дисциплины по выбору.

  4. Тематики курсовых работ по данной дисциплине, позволяющей ряду студентов провести самостоятельное литературоведческое исследование по заинтересовавшей их проблематике.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Школьная тема в детской

и подростково-юношеской литературе

Введение

Дисциплина по выбору «Школьная тема в детской и подростково-юношеской литературе» направлена на формирование представлений студентов о своеобразии детской литературы на примере школьной тематики. Курс строится на основе хронологического и проблемно-тематического принципов. Движение от «школы прошлого» (гимназическая, лицейская тема) до «школы будущего» отражено в программе дисциплины. Немаловажной составляющей курса является образ учителя в русской литературе. Данный аспект придает большую актуальность курсу, изучаемому студентами педагогического вуза. Безусловная практическая значимость дисциплины связана с возможным использованием изученного материала в рамках педагогической практики.



Цель дисциплины – ознакомить студентов-третьекурсников со спецификой отражения школьной темы в детской и подростково-юношеской литературе, обозначить эволюцию этой темы.

Особенность курса – изучение материала в контексте широких межпредметных связей, где особое внимание уделяется кинематографу. Студентам предлагается к просмотру и обсуждению экранизации произведений В. Железникова «Чучело», В. Распутина «Уроки французского», Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».



Задачи курса:

  1. Формирование у студентов представлений о жанре школьной повести в русской литературе 20-21 века.

  2. Осмысление основных особенностей и специфических черт литературы, адресованной читателю-подростку.

  3. Формирование филологической культуры будущего учителя-филолога.

  4. Формирование у студентов представлений о связи литературы с другими видами искусства.

В результате изучения дисциплины студенты должны:



а) Знать:

  • специфику школьной темы в русской литературе;

  • жанрообразующие признаки школьной повести;

  • основные понятия, термины детской литературы;

б) Уметь:

  • выявлять черты, присущие произведениям детской литературы в целом и жанра школьной повести в частности;

  • видеть приметы эволюции и трансформации школьной темы в новой историко-литературной ситуации.

Курс предназначен для студентов филологического факультета (направление 05030.62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература», блок «Дисциплины направления», дисциплины по выбору), проводится во 6-м семестре (3 курс). На изучение выделено 72 часа, из которых: 28 – лекционных, 44 – самостоятельная работа. Форма отчета – зачет.



Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1. «Школа прошлого», лицей и гимназия в жизни писателей и поэтов.

  1. Лицей в жизни А.С. Пушкина (2 часа).

Роль Лицея в судьбе поэта. Атмосфера лицейской жизни, культ дружбы. Роман Тынянова Ю.Н. Пушкин: роман. (Ч 2. Лицей), х/ф «1814».

  1. Гимназические годы писателей (2 часа).

Паустовский К.Г. Далекие годы; Аксаков С.Т. Собр. соч. в 3 томах. Том 2. (1986). Создание атмосферы гимназической жизни, образы учителей, героя-подростка.

  1. Нравы и атмосфера военной гимназии 19 – нач. 20 века (2 часа).

Лесков Н.С. Кадетский монастырь; Куприн А.И. На переломе (Кадеты). Сопоставление концепций двух писателей.

  1. Специфика раскрытия гимназической темы в произведениях: Н.Г. Гарина-Михайловского «Гимназисты», Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки», Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» (2 часа).

  2. Проблемы советской школы в повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» (2 часа).


Модуль 2. «Школа настоящего и будущего».

  1. Образ учителя в повести В. Распутина «Уроки французского». Экранизация произведения (2 часа).



  1. Нравственно-психологическая проблематика «школьной повести» (2 часа).

А. Алексин «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду»; А. Лиханов «Благие намерения».

8. Киноповесть Г. Полонского «Ключ без права передачи» и ее экранизация (2 часа).

9. Эволюция учителя в рассказах Ю. Яковлева «Собирающий облака», «Он убил мою собаку», «Багульник». Многообразие типов учителей («Гонение на рыжих», «Учитель») (2 часа).


  1. Своеобразие конфликта в повести В. Железникова «Чучело». Экранизация произведения (2 часа).

  2. Учитель и ВОВ (2 часа).

В. Быков «Обелиск», Ю. Яковлев «Учитель истории», А. Лиханов «Крутые горы», «Чистые камушки».

12. Пьеса Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» и ее экранизация (2 часа).

13. Специфика раскрытия школьной темы в современной литературе (4 часа).

Ю. Поляков «Работа над ошибками», Е. Мурашова «Класс коррекции», М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы», А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу!», А. Иванов «Географ глобус пропил».



Тематический план

изучения дисциплины по выбору «Школьная тема в детской



и подростково-юношеской литературе»

№ п/п

Название модулей и тем





Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинары

Лаб-ые

Самостоятельная работа

I

«Школа прошлого»

22

10

10







12

1

Лицей в жизни А.С. Пушкина

2

2

2







2

2

Гимназические годы писателей

2

2

2







2

3

Нравы и атмосфера военной гимназии 19 – нач. 20 века

2

2

2







2

4

Специфика раскрытия гимназической темы в произведениях: Н.Г. Гарина-Михайловского, Л. Чарской, Л. Кассиля

2

2

2







2

5

Проблемы советской школы

2

2

2







4

II

«Школа настоящего и будущего».

50

18

18







32

6

Образ учителя в повести В. Распутина «Уроки французского».

2

2

2







4

7

Нравственно-психологическая проблематика «школьной повести»


2

2

2







4

8

Киноповесть Г. Полонского «Ключ без права передачи»

2

2

2







4

9

Эволюция учителя в рассказах Ю. Яковлева

2

2

2







4

10

Своеобразие конфликта в повести В. Железникова «Чучело».

2

2

2







4

11

Учитель и ВОВ

2

2

2







4

12

Пьеса Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»

2

2

2







4

13

Специфика раскрытия школьной темы в современной литературе

4

4

4







4




Итого:

72

28

28







44

КАРТА литературного обеспечения дисциплины ПО ВЫБОРУ

«Школьная тема в детской и подростково-юношеской литературе»

050300.62 направление «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература»

(наименование, шифр)



по очной форме обучения

(укажите форму обучения)



п/п


Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)



Потребность

Примечания




Обязательная литература (к модулям №1, №2)










1

Арзамасцева И.Н. Детская литература для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М., 2009.


50

10




2

Грищенко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М.: Академия, 2008.

30

10




3

Детская литература: учебник/Е.Е. Зубарева и др. – М.: Высшая школа, 2004.

102

10







Дополнительная литература (к модулю №1)










5

Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М., 2001.


3

5




6

Минералова И.Г. Детская литература (учебное пособие для вузов). – М., 2002.


10

5




7

Детская литература: Хрестоматия. Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. – М., 1987.


109

5




9

Хрестоматия по детской литературе: учебное пособие/Сост. Арзамасцева И.Н. – М.: Академия, 2000.

2

5







Дополнительная литература (к модулю №2)










11

Детская литература /Под ред. Е.Е. Зубаревой. — М., 1989.


2

5




12

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2002.

10

5




14

Костюхина М.С. Детская литература о проблемах детства: методическое пособие. – СПб, 2003.

1

5




16

Психология детства в художественной литературе 19-20 вв.: хрестоматия-практикум/Сост. Урунтаева Г.А. – М., 2001.

3

5




17

Николаева С.А. Анатолий Алексин: Очерк творчества. – М.: Сов. писатель, 1986.

5

5




18

Фоменко Л.Н. Юрий Яковлев. Очерк творчества. – М.: Дет. лит, 1974.

1

5




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА

Наименование

дисциплины/курса



Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)




Название цикла дисциплины в учебном плане

Количество часов

Школьная тема в детской и подростково-юношеской литературе

Бакалавриат

Дисциплины направления

72

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: Устное народное творчество, История русской литературы. Модули: древнерусская литература, литература XVIII в., литература XIX века (2, 3 части)




Последующие: История русской литературы. Модули: Русская литература XX в., 1 часть; Русская литература XX в., 2 часть, 3 часть; Теория литературы.






БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1. «Школа прошлого»




Форма работы

Количество баллов 30 %

min

max

Текущая работа

Выступление с сообщением, докладом на занятии

6

10




Посещение лекций

6

10

Промежуточный рейтинг-контроль

Рецензия на х/ф

6

10

Итого

18

30



БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2. «Школа настоящего и будущего»




Форма работы

Количество баллов 30 %

min

max

Текущая работа

Посещение лекций

6

10




Подготовка сообщения, доклада

6

10

Промежуточный рейтинг-контроль

Защита разработки урока внеклассного чтения

6

10

Итого

18

30



Итоговый модуль

Содержание

Форма работы

Количество баллов 40 %

min

max

Экзамен

Ответы на вопросы к зачету

20

40

Итого

20

40



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Базовый модуль/

Тема


Форма работы

Количество баллов 10 %

min

max




Написание реферата по выбранной теме

0

10

Итого

0

10

Общее количество баллов по дисциплине

(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)



min

max

60

100

Критерии перевода баллов:

60-100 баллов – зачтено; менее 60 – не зачтено.

ФИО преподавателя: к.п.н., доцент Н.В. Уминова

Утверждено на заседании кафедры «05»_сентября_2012_г. Протокол №_1_

Зав. кафедрой к.п.н., доцент Уминова Н.В.



МетодическиЕ рекомендациИ для студентов

Тексты для чтения

  1. Тынянов Ю.Н. Пушкин: роман. (Ч 2. Лицей)

  2. Паустовский К.Г. Далекие годы.

  3. Аксаков С.Т. Собр. соч. в 3 томах. Том 2. (1986)

  4. Лесков Н.С. Кадетский монастырь.

  5. Куприн А.И. На переломе (Кадеты).

  6. Гарин-Михайловский Н.Г. Гимназисты.

  7. Чарская Л. Записки маленькой гимназистки.

  8. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.

  9. Тендряков В. Ночь после выпуска.

  10. Распутин В. Уроки французского».

  11. Алексин А. Безумная Евдокия, Третий в пятом ряду.

  12. Яковлев Ю. Учитель, Учитель истории, Багульник, Собирающий облака, Гонение на рыжих.

  13. Лиханов А. Благие намерения.

  14. Полонский Г. Ключ без права передачи.

  15. Железников В. Чучело.

  16. Мурашова Е. Класс коррекции.

  17. Жвалевский А., Пастернак Е. Время всегда хорошее, Я хочу в школу!, Шекспиру и не снилось, Гимназия №13.

  18. Аромштам М. Когда отдыхают ангелы.

  19. Поляков Ю. Работа над ошибками.

  20. Разумовская Л. Дорогая Елена Сергеевна.

РЕЦЕНЗИЯ НА ДЕТСКУЮ КНИГУ

(ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ)

1. Автор. Название. Место издания. Год издания.

2. Проблематика.

4. Сюжет, конфликт, композиция.

5. Повествователь (лирический герой).

6. Тип героя.

7. Слово в произведении: деталь, повтор детали, образный строй речи.

8. Адресат книги.



Темы рефератов

  1. Лицейская тема в творчестве А.С. Пушкина.

  2. Образ учителя-праведника в произведении Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».

  3. Идейно-художественное своеобразие «Записок маленькой гимназистки» Л. Чарской.

  4. Нравы военной гимназии в произведении А.И. Куприна «На переломе».

  5. Образ героя-подростка в рассказах Ю. Яковлева.

  6. Функции условных элементов в произведении Е. Мурашовой «Класс коррекции».

  7. Образ идеальной школы в романе А. Жвалевского, Е. Пастернак «Я хочу в школу».

  8. Школа и семья в повестях А. Алексина.

  9. Специфика юмористических произведений о школе.

  10. Авторская позиция в повести Тендрякова В. «Ночь после выпуска».

Вопросы к зачету

  1. Лицей в жизни А.С. Пушкина.

  2. Смысл названия произведения Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».

  3. Атмосфера Киевской гимназии в произведении К.Г. Паустовского «Далекие годы».

  4. Нравы военной гимназии в изображении А.И. Куприна.

  5. Женская гимназия в «Записках маленькой гимназистки» Л. Чарской.

  6. Проблемы советской школы в повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска».

  7. Типология учителей в рассказах Ю. Яковлева.

  8. Своеобразие конфликта в повести В. Железникова «Чучело».

  9. Образ учителя в киноповести Г. Полонского «Ключ без права передачи».

  10. Учитель и Великая отечественная война (произведение по выбору).

  11. Образ школы будущего в произведении А. Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее».

  12. Традиции абсурда в «школьных» пьесах А. Гиваргизова.

  13. Специфика экранизации школьной повести (х/ф – по выбору).

Темы курсовых работ

  1. Трансформация жанра школьной темы в современной русской литературе.

  2. Образ учителя в русской литературе.

  3. Специфика школьной темы в творчестве Ю. Яковлева и А. Алексина.

  4. Типология произведений на школьную тему в русской литературе.

  5. Образ школы прошлого и школы будущего в русской литературе.

Глоссарий к дисциплине по выбору

«Школьная тема в детской и подростково-юношеской литературе»

Жанр школьной повести

Пейзаж

Портрет


Фантастика

Художественный образ

Юмор

Психологизм



Художественная деталь

Тематика


Проблематика

Мотив


Авторская позиция

Герой