Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки: 050100. 68 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс наименование дисциплины Финансовый менеджмент... 3 917.12kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики... 1 243.44kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление... 1 549.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного... 5 2106.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «операционный менеджмент» 1 119.04kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 1 327.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного... 10 2895.3kb.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний... 7 2726.59kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Волгоградский филиал Теория менеджмента (Часть 1) История управленческой... 1 245.03kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки: 050100. - страница №1/3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  2. высшего профессионального образования

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Кафедра Экономической теории и управления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

Направление подготовки: 050100.68

Профиль/название программы: Экономическое образование

квалификация (степень): магистр

Красноярск 2012

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к.э.н., доцентом Мисиневой И.А., д.э.н., проф. А.А.Лукьяновой


Учебная программа обсуждена на заседании кафедры экономической теории и управления
"14" января 2012 г.
Заведующий кафедрой ______________________________

(ф.и.о., подпись)


Одобрено учебно-методическим советом


"__16__" __марта______201_2_ г.


Председатель _____________________________

(ф.и.о., подпись)




Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе на 2013__/__2014___учебный год
В учебную программу вносятся следующие изменения:
1. Внесены коррективы в структуру модулей.

2. Изменены формулировки заданий к семинарским занятиям.

3. Расширен список проблемных заданий.

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

"_30__"_августа_ 2013__г., протокол № __1______

Внесенные изменения утверждаю


Заведующий кафедрой А.Н.Фалалеев_________

Декан факультета (директор института) _____________________


"__2___"____09_______ 201_3_г.

Оглавление




  1. Пояснительная записка стр.

  2. Рабочая программа дисциплины стр.

    1. Введение стр.

    2. Содержание теоретического курса дисциплины стр.

    3. Учебно-методическая (технологическая) карта

дисциплины стр.

    1. Карта литературного обеспечения стр.

  1. Методические рекомендации для студентов стр.

  2. Фонд оценочных средств стр.

    1. Примерные вопросы к экзамену

    2. Тестовые задания стр.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Менеджмент» для студентов очной формы обучения по направлению 050100.68 – «Педагогическое образование», магистерская программа «Экономическое образование» состоит из следующих элементов:

1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Менеджмент».

3.Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Менеджмент», который представлен тестовыми заданиями, примерными вопросами к экзамену, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

Кафедра экономической теории и менеджмента

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



Менеджмент
Направление подготовки: 050100.68

Профиль/название программы: Экономическое образование

квалификация (степень): магистр

Лист согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля

на 2012 / 2013 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Итоговая государственная аттестация

Экономической теории и управления































Заведующий кафедрой


Председатель НМС __________________________________

"____" ___________20__ г.




Введение
Учебный курс «Менеджмент» относится к профессиональному циклу дисциплин и базируется на ранее изученных учебных курсах общенаучного цикла. Дисциплина находится в связи с сущностью предметов: Актуальные проблемы экономической науки, Экономика образования и Проблемы экономического образования.Содержание данной дисциплины является опорой для освоения всех видов практик и научно-исследовательской работы. Основные положения данной дисциплины будут использованы в практической профессиональной деятельности магистра.

Цель изучения дисциплины – формирование базового теоретического уровня для понимания сущности управленческой деятельности и развитие практических умений по реализации управленческих функций.

Задачи дисциплины:

- содействовать решению образовательных, исследовательских и практических задач по использованию современных технологий и принципов управления;

- формировать практические навыки проектирования, организации и оценки управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Программа строится на принципах:

- научности содержания – соответствие содержания образования уровню современной науки;

- доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов;

- системности и последовательности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;

- преемственности и согласованности с ранее изученными дисциплинами;

- целостности – учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь;

- модульности – укрупнение дидактических единиц.

Требования к освоению содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Менеджмент» у студента должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлениюподготовки:



общекультурных (ОК):

ОК-1: способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2: готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач;

ОК-3: способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-4: способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач;

профессиональных (ПК):

ПК-10: готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа

ПК-11: готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

ПК-12: готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы;

ПК-13: готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: эволюции менеджмента как науки и искусства управления, развитие форм, в которых функционируют организации, новые теоретические концепции и практику формирования сетевых и виртуальных организаций, проблемы формирования компетентностных организаций, роль и функции менеджеров в организации, характер управленческих проблем, возможности их решения.

Уметь: использовать функциональный подход к решению проблем в области планирования работы организации, развития организационных форм и структур управления, мотивации и стимулирования развития человеческого потенциала организации, организации контрольной деятельности.

Владеть: комплексным подходом к решению проблем менеджмента.

Приобрести опыт пониманиятенденций развития современного менеджмента; выявления и анализа факторов, определяющих успех деятельности предприятия на рынке; умения использовать профессиональные термины менеджмента.

Содержание теоретического курса дисциплины
Раздел 1. Эволюция менеджмента как науки и искусства управления

Введение в курс. Основные цели и задачи. Эволюция концепций менеджмента. Характерные особенности развития управленческой мысли 90-х годов. Современные взгляды на сущность менеджмента. Методология и методические подходы к менеджменту. Особенности российского менеджмента



Раздел 2. Современные проблемы и особенности реализации принципов и функций менеджмента

Тенденции и развитие форм, в которых функционируют организации, рассматриваемые как объекты управления. Новые теоретические концепции и практика формирования сетевых и виртуальных организаций. Проблемы формирования компетентностных организаций. Роль и функции менеджера в организации



Раздел 3. Концепции и теоретические основы организации управленческих процессов

Подходы менеджмента. Развитие современных количественных методов обоснования решений. Системный подход к управлению. Ситуационный подход в управлении: особенности, методология. Историческое развитие и трансформация принципов менеджмента.



Раздел 4. Особенности корпоративного управления

Сущность и основные положения корпоративного управления. Особенности коллективного руководства. Субъект и объект в системе корпоративного управления. Методы согласования интересов. Корпоративная культура. Современные особенности реализации принципов корпоративного управления. Проблемы и перспективы развития корпоративного управления в России.



Раздел 5. Функциональный подход к решению проблем в области планирования работы организации

Понятие функционального подхода его использование в процессе планирования работы организации.



Раздел 6. Развитие организационных форм и структур управления

Понятие организационной структуры управления. Классификация организационных структур управления. Одноуровневые (плоские) и многоуровневые организационные структуры управления. Требования к построению рациональных структур аппарата управления. Факторы, определяющие организационную структуру управления.



Раздел 7. Мотивация и стимулирование развития человеческого потенциала организации

Сущность, содержание и задачи мотивации. Стимулирование и мотивация. Способы и типы мотивации. Мотивация и стили управления. Мотивационный процесс и его стадии. Мотивационный менеджмент как тип управления. Концепции мотивационного механизма.



Раздел 8. Функция контроля в деятельности организации

Сущность и необходимость контроля. Виды контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сопоставление достигнутых результатов со стандартами, корректирующие действия. Содержание и основные черты эффективного контроля.



Раздел 9. Комплексный и инновационный подход к решению проблем менеджмента

Новые разработки проблемы определения, измерения и оценки эффективности управления в условиях экономики, основанной на знаниях. Сущность и значение инноваций в организации. Инновационный подход. Инновационный потенциал организации. Результативность деятельности.



Технологическая карта обучения дисциплине
________________Менеджмент______________

(наименование дисциплины)



студентов ООП

050100.68 Экономическое образование

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)



по очной форме обучения
(общая трудоемкость 4 з.е.)

Наименование модулей, разделов, тем



Всего часов


Аудиторных часов

Внеауди-

торных


часов

Содержание внеаудиторной работы


Формы


контроля

всего

лекций

семинаров

лаборат.

работ


Эволюция менеджмента как науки и искусства управления

10

2

2







8

Составление таблицы «Эволюция менеджмента»

семинар–дисскуссия,

Проверка выполнения индивидуального занятия



Современные проблемы и особенности реализации принципов и функций менеджмента

10

2

2







8

Составление конспекта: Современные проблемы определения методологии и методов менеджмента. Зарубежный опыт развития ситуационного подхода к менеджменту.


Проверка содержания конспекта

Концепции и теоретические основы организации управленческих процессов

8

2




2




6

Составление Практических примеров реализации принципов и функций менеджмента.

решение задач и проблемных ситуаций, написание эссе

Особенности корпоративного управления

8

2




2




6

Анализ корпоративной культуры образовательного учреждения

Презентация результатов исследования

Функциональный подход к решению проблем в области планирования работы организации

7

1




1




6

Составление плана работы организации

Презентация плана

Развитие организационных форм и структур управления

8

2

2







6

Разработка рациональной структуры аппарата управления Образовательным учреждением

Презентация результатов работы

Мотивация и стимулирование развития человеческого потенциала организации

7

1




1




6

Составление конспекта: Оценка результативности труда работников

Проверка конспекта

Функция контроля в деятельности организации

9

3

2

1




6

Подготовка сообщений по темам: Проблемы активизации роли администратора. Проблемы превышения власти и полномочий. Изменение методов контроля в современных условиях.


Сообщения студентов

Комплексный и инновационный подход к решению проблем менеджмента

5

1




1




4

Подготовка к итоговому тесту по дисциплине

Тестирование

Экзамен
















36







Всего часов:

108

16

8

8




92








КАРТА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(карта литературы)

Менеджмент

для студентов ООП 050100.68 «Экономическое образование»
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)

по заочной форме обучения



Наименование

Наличие

(кол-во экз.)/



место хранения

Потреб-ность (экз./чел.)

Примечания

Обязательная литература










1.Богатин, Ю. В. , Швандар, В. А. Экономическое управление бизнесом : учебное пособие / Ю. В. Богатин, В. А. Швандар. - М. :Юнити-Дана, 2012. - 392 с.










2.Давыдов, Д. Ю. Анализ последствий управленческих решений / Д. Ю. Давыдов. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 73 с.










3.Маслов, М. К.Выбор стратегии деятельности предприятия / М. К. Маслов. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 178 с. - ISBN: 978-5-905785-59-7.










4.Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2011. - 306 с.











5.Глухов В.В. Менеджмент : учеб. для экон. специальностей вузов / В. В. Глухов .- 3-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 601 с.











6.Грант, Р. Современный стратегический анализ = Contemporarystrategyanalysis : учеб. для слушателей, обучающихся по программе "Мастер делового администрирования" / Р. Грант.- 7-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 539 с. - (Классика МВА). - ISBN 978-5-459-00318-5.










7.Кижаев, С. А. Прикладная теория управления = TheAppliedControlTheory : науч. основы комплексной автоматизации и моделирования непрерывных технологических процессов / С. А. Кижаев. - Самара: Науч.-техн. центр, 2010. - 238 с.











8.Левина, С. Ш. Управленческие решения : конспект лекций / С. Ш. Левина, Р. Ю. Турчаева . - М. : Феникс, 2009. - 256 с.











9.Мескон, М. Х.Основы менеджмента = Management  / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - 3-е изд. - СПб.: Вильямс, 2009. - 672 с.











10.Пужаев, А. В. Управленческие решения : учеб.пособие / А. В. Пужаев. - М. :КноРус, 2010. - 185 с. - Глоссарий : с. 178-183.











11.Семенов, А. К.Основы менеджмента : учебник для вузов / А. К. Семенов, В. И. Набоков .- 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2008. - 556 с.











12.Шешукова, Т. Г. Теория и практика контроллинга : учеб.пособие для вузов / Т. Г. Шешукова, Е. Л. Гуляева. - М.: Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2008. - 176 с.











Дополнительная литература










  1. Асаул, А. Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса = TheTheoryandPracticeofTakingDecisionsinFindingWaysoutofTheCrisisinOrganizations / А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева . - CПб. : ИПЭВ, 2007. - 224 с.

  2. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : курс лекций / Г. В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2004. - 584 с.

  3. Башкатова, Ю. И. Управленческие решения : учебно-методический комплекс / Ю. И. Башкатова. - М. : Евразийский открытый институт, 2008. - 119 с. – Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/90762_Upravlencheskie_resheniya_Uchebno_metodicheskii_kompleks.htm

  4. Большаков, А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. - 2-е изд., испр. и доп. - CПб.: Питер, 2002. - 416 с.

  5. Гвишиани, Д. М. Организация и управление   / Д. М. Гвишиани. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1972. - 536 с.

  6. Граждан, В. Д. Теория управления : учеб.пособие для вузов / В. Д. Граждан. - М.: Гардарики, 2004. - 416 с.

  7. Глущенко, Е. В. Теория управления : учебный курс / Е. В. Глущенко, Е. В. Захарова, Ю. В. Тихонравов . - М. : Вестник, 1997. - 336 с.

  8. Дафт, Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. - CПб.: Питер, 2002. - 832 с.:

  9. Егоров, А. И. Основы теории управления / А.И.Егоров. - М. :Физматлит, 2004. -504 с.

  10. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб.пособие для вузов / А.Т. Зуб. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 415 с.

  11. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура: теория и практика / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов . - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 352 с.

  12. Корицкий, Э. Б. Советская управленческая мысль 20-х годов : краткий именной справочник / Э. Б. Корицкий, Ю. А. Лавриков, А. М. Омаров. - М.: Экономика, 1990. - 233 с.

  13. Кравченко, А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев / А. И. Кравченко. - CПб.: Изд-во Русск. Христианского гуманит. ин-та, 1999. - 320 с.

  14. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб.пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М.: Акад. Проект, 2003. - 560 с.

  15. Кравченко, А. И. Социология управления : фундаментальный курс: учеб.пособие для студ. вузов / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Акад. Проект, 2005. - 1136 с.

  16. Мухин, В.И. Основы теории управления: учеб.для вузов / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с.

  17. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика  : учеб.пособие для вузов / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева. - М.: Экономика, 2000. - 475 с.

  18. Основы теории управления : учеб.пособие для вузов / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.:

  19. Пищухин, А. М. Введение в теорию управления : учеб.пособие / А. М. Пищухин. - Оренбург: ОГУ, 1998. - 24 с.

  20. Попов, Г. Х. Проблемы теории управления / Г. Х. Попов .- 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономика, 1974. - 318 с.

  21. Практикум по теории управления : учеб.пособие / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд., доп. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 304 с. - Глоссарий: с. 281-293.

  22. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений : учеб.пособие для вузов / А. И. Орлов. - М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. - 496 с.

  23. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика : учебник для вузов / З. П. Румянцева. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 304 с.

  24. Семенов, А. К.Основы менеджмента : учебник для вузов / А. К. Семенов, В. И. Набоков .- 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2008. - 556 с.

  25. Соловьев, Н. А. Основы теории управления : метод.указ. к лаб. работам / Н. А. Соловьев, Е. В. Осина. - Оренбург: ОГУ, 2005. - 55 с.

  26. Теория управления : учебник / под общ.ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - 2-е изд. - М. : РАГС, 2005. - 558 с.

  27. Теория управления: учеб.для вузов / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 608 с.

  28. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере) : учебное пособие для вузов / под ред. В. А. Абчука. - CПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 551 с.

  29. Управленческая экономика: тесты, задачи и краткие примеры: учеб.для вузов / пер. с англ. - 7-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 671 с.

  30. Шешукова, Т. Г. Теория и практика контроллинга : учеб.пособие для вузов / Т. Г. Шешукова, Е. Л. Гуляева. - М.: Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2008. - 176 с.














МетодическиЕ рекомендациИ для студентов
Самостоятельная работа студентов является важной составляющей организации учебного процесса по изучению дисциплины «Менеджмент».

Самостоятельная работа по дисциплине проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности обучающихся:

- формирования самостоятельности;

- развития исследовательских умений.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине Менеджмент» включает такие формы работы, как:

изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

изучение рекомендуемых литературных источников;

конспектирование источников;

выполнение контрольных работ;

работа со словарями и справочниками;

работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;

составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;

подготовка к выполнению и выполнение тестовых заданий;

решение кейсов и ситуационных задач;

подготовка презентаций;

ответы на контрольные вопросы;

аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

написание эссе, тезисов, докладов;

составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;

подготовка к экзамену;

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения учебного материала,

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

- полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

- оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми кподобного рода материалам.

Студентам рекомендуется обязательное использование при подготовке дополнительной литературы, которая поможет успешнее и быстрее разобраться в поставленных вопросах и задачах.



следующая страница >>