Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного естествознания» Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины правовая риторика направление... 1 549.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного... 10 2895.3kb.
Учебно-методический комплекс английский язык в сфере юриспруденции... 1 329.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс история криминалистики направление подготовки... 1 406.13kb.
Учебно-методический комплекс современные концепции естествознания... 2 606.49kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Рабочая программа дисциплины арбитражный процесс направление подготовки... 1 438.55kb.
Рабочая программа дисциплины история криминалистики направление подготовки... 1 407.64kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины латинский язык 10 1529kb.
Концепции современного естествознания 10 2805.52kb.
Александр Никонов Верхом на бомбе. Судьба планеты Земля и ее обитателей... 8 3609.7kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного естествознания» - страница №4/5

Тема 9. Современная антропология.
Когда мы говорили о различии естественнонаучного и гуманитарного знания, то определили, что естествознание изучает природу, как она есть, а гуманитарные науки изучают духовные произведения человека. В каком смысле, учитывая такое разделение, можно говорить о человеке как предмете естествознания? В том смысле, что человек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых, по своей природе, т. е. биологической основе своего существования. Человека можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое существо, хотя он не сводится к этому.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: 1) что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем химические процессы; 2) не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано.

Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур — в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики - в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека.

С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его родовую (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Итак, человек как предмет естественнонаучного познания мо­жет рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотно­шение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами естественнонаучного познания. Первое направ­ление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; вто­рое направление — социобиология — изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и пси­хического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.

Проблема появления человека на Земле

Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему... И сотво­рил Бог человека по образу своему» (Бытие. 1.26,27). В индийской ми­фологии мир происходит из первого прачеловека — Пуруши.

Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах), а такие веро­вания встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве чело­века и обезьяны (Ганнон из Карфагена).

В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, по­сещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришель­цев с обезьянами.

Но господствует в науке с XIX века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высоко­развитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке ге­нетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генети­ческому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.

Сходства и отличия человека от животных

Прежде чем говорить о времени появления человека мы должны вы­яснить вопрос об отличии человека от животных, поскольку именно представление о том, что такое человек, формирует выводы о его становлении. Сначала о сходстве человека и животных. Оно опреде­ляется, во-первых, вещественным составом, строением и поведени­ем организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кис­лот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

Однако и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом, диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть за счет громадных скоростей перебора всех возможных вариантов.

Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много схожего. Животные испытывают чувства радости, горя, тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о "цивилизации дельфинов"). Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой — у животных) — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

Что такое слово? Это видовой признак человека, который состоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся с точного подбора физических констант. Так утверждает один из современных методологов науки, выводящий значение слова из утверждения, которым открывается одно из Евангелий: «В начале было Слово». С этих позиций и разум и слово появились задолго до человека, а не изобретены им. Они орга­низовали биологическую материю, а затем были вложены в челове­ка, что соответствует не только библейским текстам, но и философ­ским системам Платона и Гегеля.

В естествознании же, пытающемся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхож­дения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом ста­новились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельнос­ти, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

Способность к труду — еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а выс­шие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к ок­ружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.

Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. На­конец, еще два характерных признака человека, повлиявших на раз­витие культуры — использование огня и захоронение трупов.

Главные отличия человека от животных: понятийное мышле­ние, речь, труд, — стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Антропология

В широком смысле «антропология» — наука о человеке (от греч. «антропос» — человек). Но так как человека изучает множество наук, как естественных, так и гуманитарных, то за антропологией в узком смысле осталась проблема происхождения человека и определения специфики его строения и эволюции.

Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX века после создания теории эволюции Дарвина. Э. Геккель вы­двинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного меж­ду обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (букв. «Обезьяночеловек»). Он же предположил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки («древесные обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 м лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку. 20 млн. лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямохождению (так называемые «рамопитеки», остатки которых найдены в Индии и названы в честь бога Рамы).

В 1960 году английский археолог Л. Лики открыл в Восточной Африке «Человека Умелого», возраст которого 2 млн. лет, а объем мозга 670 куб. см. В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов, которые он, как предполагают, изготовлял. Позже на озере Рудольф в Кении были найдены остатки существ того же типа возрастом 5,5 млн. лет. Наличие изготовленных орудий труда (если по этому факту судить о становлении человека) позволили существе увеличить его возраст.

После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразных обезьян (не ранее, так как гены тех и других слишком сходны), т. е. разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе. Эти выводы подтверждены измерениями по так называемым «молекулярным часам». Скорость изменения генов за счет точечных мутаций (изменений отдельных пар оснований ДНК) устойчива на протяжении долгих периодов времени, и ее можно использовать для датировки отхождения данной эволюционной ветви от общего ствола.

Что было причиной появления человека именно в одном месте? В Восточной Африке имеют место выходы урановых пород и существует повышенная радиация. Последняя, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами. Возникший вид, физически более слабый, чем окружение, должен был, чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни и развить разум как мощный инструмент слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека Умелого» относят к австралопитекам (букв. "южная обезьяна"), остатки которого впервые найдены в Африке в 1924 году. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но он был способен к созданию орудий труда. Это стало формой преодоления противоречия между недостаточной естественной вооруженностью австралопитека и большой насыщенностью его существования опасными ситуациями.

Гипотетически предположенным Э. Геккелем питекантропом были названы остатки, обнаруженные в 1891 году на острове Ява. Су­щества, жившие 0,5 млн. лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 куб. см. использовали ножи, сверла, скребки, ручные рубила. В 20-е годы XX века в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но не имел речи.

В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили ос­татки существа, жившего 150-40 тыс. лет назад, названного неандер­тальцем. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пе­щерах, охотясь на мамонтов. У неандертальца впервые обнаружены захоронения трупов.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 году были найдены остатки существа, близкого по облику и объему черепа (до 1600 куб. см.) к современному человеку, имевшему рост 180 см и жив­шему от 40 до 15 тыс. лет назад. Это и есть «Человек Разумный». В ту же эпоху появились расовые различия. У изолированных групп складывались особые признаки (светлая кожа у «белых» и т. п.).

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим об­разом: «Человек умелый» (австралопитек), «Человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «Человек неандертальский», «Человек разумный» (кроманьонец). После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.

У. Хавеллз утверждает, что человек современного типа возник 200 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому, что по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета. В соответ­ствии с этой версией питекантроп, синантроп и неандерталец — не предки современного человека, а различные группы гоминид (чело­векообразных существ), вытесненных «Человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу данной гипотезы свидетельствуют генетические исследования, которые не всеми антропологами и па­леонтологами признаются надежными.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человечества (М. Уолпофф) утверждает, что только архаичные лю­ди возникли в Африке, а современные — там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн. лет назад. Эта гипотеза ос­новывается на палеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, живущими в местах их обитания.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна и промежуточные ви­ды между человеком и обезьянами до сих пор в полном объеме неиз­вестны.



Тема 10. Экология и учение о биосфере.
Существуют два основных определения понятия «биосфера», одно из которых известно со времени появления в науке данного термина. Это понимание биосферы как совокупности всех живых организмов на Зем­ле. Ученик Докучаева, создателя учения о почвах, В. И. Вернадский, изучавший взаимодействие живых и неживых систем, выдвинул прин­цип неразрывной связи живого и неживого, переосмыслив понятие био­сферы Он понимал биосферу как сферу единства живого и неживого.

Такое толкование определило взгляд Вернадского на пробле­му происхождения жизни на Земле. Рассматривались следующие варианты: 1) жизнь возникла до образования Земли и была занесена на нее; 2) жизнь зародилась после образования Земли; 3) жизнь заро­дилась вместе с формированием Земли. Вернадский придерживался последней из этих точек Зрения и считал, что нет убедительных на­учных данных о том, что живое когда-либо не существовало на на­шей планете. Иными словами, биосфера была на Земле всегда.

Под биосферой, таким образом, Вернадский понимал тонкую оболочку Земли, в которой все процессы протекают под прямым воз­действием живых организмов. Биосфера располагается на стыке ли­тосферы, гидросферы и атмосферы, располагаясь в диапазоне от 10 км в глубь Земли до 33 км над Землей.

Занимаясь им же созданной биогеохимией, изучающей рас­пределение химических элементов по поверхности планеты, Вер­надский пришел к выводу, что нет практически ни одного элемента таблицы Менделеева, который не включался бы в живое вещество. Вернадский подчеркивал также важное значение энергии и называл живые организмы механизмами превращения энергии.



Эмпирические обобщения Вернадского

1. Первым выводом из учения о биосфере является принцип целост­ности биосферы. «Можно говорить о всей жизни, о всем живом веще­стве, как о едином целом в механизме биосферы» (Там же.- С. 22). Строение Земли, по Вернадскому, есть согласованный в своих час­тях механизм. «Твари Земли являются созданием космического про­цесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма» (Там же.- С. 11).

Узкие пределы существования жизни — физические постоян­ные, уровни радиации и т. п. — подтверждают это. Как будто кто-то со­здал такую среду, чтобы жизнь стала возможна. Какие условия и кон­станты имеются в виду? Гравитационная постоянная, или константа всемирного тяготения, определяет размеры звезд, температуру и дав­ление в них, влияющие на: ход реакций. Если она будет чуть меньше, звезды станут недостаточно горячими для протекания в них ядерных реакций; если чуть больше, звезды превзойдут «критическую массу» и обратятся в черные дыры, выпав тем самым из круговорота материи. Константа сильного взаимодействия определяет ядерный заряд в звездах. Если ее изменить, цепочки ядерных реакций не дойдут до уг­лерода и азота. Постоянная электромагнитного взаимодействия оп­ределяет конфигурацию электронных оболочек и прочность химичес­ких связей; ее изменение делает Вселенную мертвой. К этому добав­ляется еще антропный принцип, с которым мировые константы как бы подгоняются к возможности существования жизни. .

2. С принципом целостности биосферы и неразрывной связи в ней живых и косных компонентов связан и принцип гармонии биосфе­ры и ее организованности. В биосфере, по Вернадскому, «все учитыва­ется и все приспособляется с той же точностью, с той же механичнос­тью и с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии» (В. И. Вернадский. Биосфера-.- С. 24).

3. Роль живого в эволюции Земли. «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем ор­ганизмы, взятые в целом... Все минералы верхних частей земной коры — свободные алюмокремниевые кислоты (глины), карбона­ты (известняки и доломиты), гидраты окиси Fe и А1 (бурые железняки и бокситы) и многие сотни других непрерывно создаются в ней только под влиянием жизни» (Там же.- С. 21). Лик Земли как небесного тела, заключает Вернадский, фактически сформирован жизнью.

4. Космическая роль биосферы в трансформации энергии. Можно рассматривать всю эту часть живой природы как дальней­шее развитие одного и того же процесса превращения солнечной све­товой энергии в действенную энергию Земли.

5. Растекание жизни есть проявление ее геохимической энер­гии. Живое вещество, подобно газу, растекается по земной поверхно­сти в соответствии с правилом инерции. Мелкие организмы размно­жаются гораздо быстрее, чем крупные. Скорость передачи жизни зависит от плотности живого вещества.

6. Понятие автотрофности. Автотрофными называют организ­мы, которые берут все нужные им для жизни химические элементы в биосфере из окружающей их косной материи и не требуют для по­строения своего тела готовых соединений другого организма. Поле существования этих зеленых автотрофных организмов определяет­ся прежде всего областью проникновения солнечных лучей.

7. Космическая энергия вызывает давление жизни, которое достигается размножением. Размножение организмов уменьшается по мере увеличения их количества.

8. Формы нахождения химических элементов: 1) горные поро­ды и минералы; 2) магмы; 3) рассеянные элементы; 4) живое вещест­во. Закон бережливости в использовании живым веществом простых химических тел: раз вошедший элемент проходит длинный ряд со­стояний и организм вводит в себя только необходимое количество элементов.

9. Жизнь целиком определяется полем устойчивости зеленой растительности. Пределы жизни определяются в конце концов фи­зико-химическими свойствами соединений, строящих организм, их неразрушимостью в определенных условиях среды. Максимальное поле жизни определяется крайними пределами выживания орга­низмов. Верхний предел жизни обусловливается лучистой энергией, присутствие которой исключает жизнь и от которой предохраняет озоновый щит. Нижний предел связан с достижением высокой тем­пературы. Интервал в 433C (от -252°С до +180°С) является предель­ным тепловым полем.

10. Биосфера в основных своих чертах представляет один и тот же химический аппарат с самых древних геологических периодов Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянной, менялась только ее форма. Само живое вещество не является слу­чайным созданием.

11. Всюдность жизни в биосфере. Жизнь постепенно, медлен» приспосабливаясь, захватила биосферу, и захват этот не закончил­ся. Поле устойчивости жизни есть результат приспособленности i ходе времени.

12. Постоянство количества живого вещества в биосфере. Количество свободного кислорода в атмосфере того же порядка, что и количество свободного живого вещества (1,5х1021 гр. и 1020 -1021 гр. Скорость передачи жизни не может перейти пределы, нарушающие свойства газов. Идет борьба за нужный газ.

13. Всякая система достигает устойчивого равновесия, когда ее свободная энергия равняется или приближается к нулю, т. е. когда вся возможная в условиях системы работа произведена. Понятие устойчивого равновесия является исключительно важным, и мы к нем вернемся позже.

В развитие биологии в XX веке большой вклад внесли русские ученые. Мы говорили о первых моделях происхождения жизни, созданных А. И. Опариным. Русская биологическая школа имеет хорошие традиции. Вернадский был учеником выдающегося почвоведа В. В. Докучаева, который создал учение о почве как своеобразие оболочке Земли, являющейся единым целым, включающим в себя живые и неживые тела. По существу, учение о биосфере было продолжением и распространением идей Докучаева на более широкую сферу реальности. В дальнейшем развитие биологии в этом направлении привело к созданию одной из основных наук второй половины XX века — экологии.



Экология

В буквальном смысле слово «экология» означает науку о «доме» ( греч. «ойкос» — жилище, местообитание). Как входящая в биологический цикл, экология — наука о местообитании живых существ, их взаимоотношении с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, сообществ, экосистем. Термин «экология» предложил немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году, но подлинного расцвета эта наука достигла в XX веке, и ее развитие далеко не закончено.

Если учение о биосфере сразу подняло биологию с уровня отдельных видов к целостности высшего порядка, то экология изучает различные уровни целостности, промежуточные между организменным и глобальным. Выделяют аутоэкологию, которая исследует взаимодействие отдельных видов со средой, и синэкологию, которая изучает сообщества. Сообществом, или биоценозом, называют сово­купность растений и животных, населяющих участок среды обита­ния. Совокупность сообщества и среды носит название экологичес­кой системы, или биогеоценоза.

Основные понятия аутоэкологии — популяция, местообитание, экологическая ниша. Популяцией называется группа организ­мов, относящихся к одному или близким видам и занимающая опре­деленную область, называемую местообитанием. Совокупность ус­ловий, необходимых для существования популяции, носит название экологической ниши. Экологическая ниша определяет положение вида в цепях питания.

В зависимости от характера питания строится пирамида пита­ния, состоящая из нескольких трофических уровней. Низший зани­мают автотрофные организмы, питающиеся неорганическими со­единениями, прежде всего растения. На более высоком уровне рас­полагаются гетеротрофные организмы, использующие в пищу биомассу растений. Затем идут гетеротрофы второго порядка, пита­ющиеся гетеротрофами первого порядка, т. е. травоядными живот­ными и т. д.

Пирамида питания связана с круговоротом вещества в био­сфере, который выглядит следующим образом:




Один из важнейших принципов экологии — принцип устойчи­вости, в соответствии с которым чем больше трофических уровней и чем они разнообразнее, тем устойчивей биосфера.

Экология показала также, что живой мир — не совокупность живых существ, а единая система, сцементированная множеством цепочек питания и иных взаимоотношений. Если даже небольшая часть его погибнет, погибнет и все остальное. В то же время, как пи­сал Н. Винер, «сообщество простирается лишь до того предела, до ко­торого простирается действительная передача информации» (Н. Ви­нер. Кибернетика...- С. 230).

К важным выводам экологии можно отнести следующие, от­мечавшиеся еще Вернадским. 1. Каждый организм может сущест­вовать только при условии постоянной тесной связи со средой, т. е. с другими организмами и неживой природой. 2. Жизнь со всеми ее проявлениями произвела глубокие изменения на нашей планете. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы все шире распространялись на планете, стимулируя перераспределение энергии и веществ. 3. Размеры популяции возрастают до тех пор, по­ка среда может выдерживать их дальнейшее увеличение, после че­го достигается равновесие. Численность колеблется вблизи равновесного уровня.

Принцип равновесия играет в живой природе огромную роль. Равновесие существует между видами и смещение его в одну сторону, скажем, уничтожение хищников, может привести к исчезновению жертв, у которых не будет хватать пищи. Естественное равновесие существует и между организмом и окружающей его неживой средой. Великое множество равновесии поддерживают общее равновесие в природе.

Равновесие в живой природе не статично, как равновесие кристалла, а динамично, представляя собой движение вокруг точки устойчивости. Если эта точка не меняется, то такое состояние называется гомеостазом («гомео» — тот же, «стасис» — состояние). Гомеостаз — механизм, посредством которого живой организм поддерживает параметры своей внутренней среды, противодействуя внешним воздействиям, на таком постоянном уровне, который обеспечивает нормальную жизнь. Кровяное давление, частота пульса, температура тела — все это обусловлено гомеостатическими механизмами, которые работают настолько хорошо, что мы обычно их не замечаем. В пределах «гомеостатического плато» действует отрицательная обратная связь, за пределами его — положительная обратная связь, и система гибнет.

В экосистемах необходим период эволюционного приспособления к условиям среды, который называется адаптацией. Только после него устанавливается надежный гомеостатический контроль. Адаптация организма может быть структурной, физиологической и поведенческой. К структурной относится изменение окраски, строения тела, органов и т. д. (например, бабочки под влиянием фабричного дыма из светлых становятся темными). К физиологической относится, скажем, появление слуховой камеры у двуногой мыши, позволяющее иметь идеальный слух. Пример поведенческой адаптации демонстрирует мотылек с полосатыми крыльями, садящийся на полосатые листья лилий так, чтобы его полоски были параллельны полоскам на листьях.

Механизм, ответственный за эволюцию живой природы, получил название гомеореза. Он дает возможность как бы перескакивать с одного устойчивого состояния на другое через неравновесные точки (как бы «с кочки на кочку»), тем самым проявляя такую отличительную особенность живых тел, как их способность поддерживать устойчиво неравновесное состояние. По определению Э. Шредингера, «жизнь — это упорядоченное и закономерное поведение материи, основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности, но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается все время» (Э. Шредингер. Что такое жизнь? С точки зрения физика.- М., 1972.- С. 71). Сред­ством, при помощи которого организм поддерживает себя постоянно на достаточно высоком уровне упорядоченности (равно на достаточ­но низком уровне энтропии), является энергия, получаемая организ­мом из окружающей среды с продуктами питания.

7.3. Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой

При организации самостоятельной работы и подготовке к семинарам студенты должны внимательно изучить конспект лекций по изучаемой теме и рекомендованную преподавателем литературу. Следует помнить, что нормативные правовые акты и литера­турные источники постоянно пополняются новыми изданиями.

При подготовке к докладу студенту следует стремиться к анализу имеющейся информации по предложенному вопросу, изложению положи­тельных сторон и недостатков рассматриваемой темы, ставить перед ауди­торией дискуссионные проблемы.

Не менее важно увязывать теоретические вопросы семинара с акту­альными прикладными аспектами современных научных исследований, практикой правового регулирования, с подготовкой к участию в научных студенческих конференциях и конкурсах.

Вопросы семинаров охватывают содержание темы в полном объеме. Преподаватель вправе рассмотреть основные вопросы по своему выбору, а остальные дать студентам для самостоятельного изучения.
7.4 Методические разработки практических занятий

Тема 1. Предмет и структура естествознания.

Учебные вопросы:

1.Революционные и эволюционные периоды развития науки.

2.Поня­тие научной революции, ее структура.

3.Научные революции в современном есте­ствознании.

4. Революционное развитие науки в концепции Т. Куна.

Литература:

1.Аверьянов А.И. Системное познание мира. М., 1985.

2.Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1986.

3.Кун Т. Структура научных революций., М.,1977.

4.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. // Вопросы фи­лософии. 1995. №4.

5.Поппер К. Логика научного открытия. М.,1971.

6.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1984.

7.Файерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

8.Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.
Тема 2. Методология современного научного познания.

Учебные вопросы:

1.Иерархизация методологии научного исследования.

2.Эмпирический, теорети­ческий и системно-методологический уровни научного познания.

3. Взаимодействие методологий философского, общенаучного и частнонаучного уровней.

4.Концепту­ально-методологический подход и его роль в современной научной картине мира.

Литература:

1.Аверьянов А.И. Системное познание мира. М., 1985.

2.Кочергин АН. Методы и формы научного познания. М., 1986.

3.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1984.

4.Файерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

5. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.


Тема 3. История развития естествознания.

Учебные вопросы:

1.Научная революция XVII века: становление классической механики. Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон, их вклад в развитие европейской классической науки.

2.Становление научной химии и биологии в XVIII веке.

3.Кризис естествознания конца XIX века, его причины.

4.Воз­никновение специальной и общей теорий относительности А.Эйнштейна. 5.Основ­ные черты и принципы классического и неклассического естествознания. 6.Особен­ности современного постклассического естествознания.

Литература:

1.Ахлибинский Б.В. Философские проблемы современного естествознания. Спб., 1992.

2.Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.М. Естествознание. М., 1996.

3.Спиркин А.Г. Философия (учебник для вузов). М.,1998.

4.ВайенбергС. Открытие субатомных частиц. М., 1986.

5.Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М., 1992.

6.Мелюхин СТ. Проблема конечного и бесконечного. М.,1958.
Тема 4. Материя, пространство и время в структуре естественнонаучной теории.

Учебные вопросы:


  1. Социальное пространство и социальное время.

  2. Психологи­ческое время. Личное время и чувство ритма.

  3. Структурные уровни организации материи.

  4. Признаки выделения различных структурных уровней: микро-, макро-, и мега- миры.

  5. Структура и ее роль в органи­зации живых систем.

Литература:

1.Ахлибинский Б. В. Философские проблемы современного естествознания. Спб., 1999

2.Эйнштейн А. Теория и гравитация. М., 1971.

3.Спиркин А.Г. Философия (учебник для вузов). М.,1998.

4.Алексеев П.В. Панин А.В. Философия (учебник для вузов)., М.1996.

5.Проектируемая машина времени.// Наука и жизнь. 1990 №5.

6.Как устроена машина времени?// Знак вопроса 1999. №5.

7.Волковысский Р.Ю. Об изучении основных принципов физики. М., 1982.


Тема 5. Современная физическая картина мира.

Учебные вопросы:

1.Понятие о динамических и статистических законах.

2.Принципы относительности А.Эйнштейна и Г.Галилея.

3.Принцип дополнитель­ности в интерпретации Н.Бора.

4.Принцип суперпозиции.

5. Категории симметрии. Ис­тория возникновения категорий симметрии.

6. Симметрия как эстетический крите­рий.

7.Асимметрия. Роль понятия симметрии и асимметрии в живой природе.



Литература:

1.Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.,1981.

2.ВайенбергС. Открытие субатомных частиц. М., 1986.

3.Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М., 1992.

4.Мелюхин ОТ. Проблема конечного и бесконечного. М.,1958.

5.Карпов. М.М. Философские проблемы современного естествознания. М.,1972.

6.Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

7.Акопян И.Д. Симметрия и асимметрия в познании. Ереван,1990.

8.Сонин А.И. Постижение совершенства: симметрия, асимметрия, диссимметрия, антисимметрия. М., Знание. 1987.
Тема 6. Кибернетика и синергетика.

Учебные вопросы:

1.Вклад Г.Хакена и И.Пригожина в развитие теории самоорганизации.

2.Ключевые категории: «самоорганизация», «диссипация», «неравновесность», «нелинейность», «флуктуации», «бифурка­ции» «аттракторы».

3.Механизмы самоорганизации, образование диссипативных структур. 4.Синергетический подход как новая системная парадигма современной науки.


Литература:

1.Винер Н. Кибернетика. - М., 1968.

2.Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.,1994.

3.Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

4.Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

5.Пригожий И. От существующего к возникающему. М., 1985.

6.Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диа­логе И. Пригожиным. // Вопросы философии. 1992. №12.

7.Рузавин Г. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззре­ния //Свободная мысль. 1993. №17-18.

8.Системная парадигма современной науки и синергетика.// Вопросы фи­лософии. 2000. №6
Тема 7. Современная астрономическая картина мира.

Учебные вопросы:

1.Строение и эволюция звезд.

2. Солнечная система и ее происхождение.

3.Строение и эволюция Земли.

4.Внутреннее строение Земли и современные концеп­ции развития геосферных оболочек.

5. Теория литосферных плит.

6.Основные перио­ды геологической истории Земли.

Литература:

1. Азбель И.Я. Изотопное моделирование ранней эволюции Земли. // При­рода. - 1999.-№1.

2.Николаева О.В. Органическое вещество метеоритов. // Природа. - 1996.-№12.

3.Перельман А.И. Геохимия биосферы. - М.: Наука,1973.

4.Сурдин В.Г. Гигантские молекулярные облака. // Природа. - 1981. - №8.

5.Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие. - М.: издат. МПСИ; Воронеж. - 2003.

6.Жмур СИ., Розанов А.Ю. и др. Следы древнейшей жизни в космических телах Солнечной системы. // Природа. - 1997. - №8.
Тема 8. Концептуально-методологические основы современной биологии.

Учебные вопросы:

1.Принципы воспроизводства и развития живых систем.

2. Термоди­намические особенности живых систем.

3. Клеточное строение организмов.

4.Химиче­ский состав клетки, процессы клетке.

5. Макромолекулы ДНК и РНК: наследствен­ность, мутации.


Литература:

1.Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995

2.Моуди Р.А. Жизнь после смерти. М., 1990.

3.Рязанов С. Философия смерти. Спб., 1994.

4.Сетров М.И. Организация биосистем. П., 1971.

5.Морозов Л.Л. Может ли физика понять, как возникла жизнь? // Природа. -1987. - №1.


Тема 9. Современная антропология.

Учебные вопросы:

1.Нервная и физиологическая система человека, здоровье человека, адаптацион­ные особенности и возможности.

2.Специфика антропологии на современном эта­пе.

3. Этология и социобиология.

4. Вклад социобиологии в изучение человека.

5.Био­этика.



Литература:

1.Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1978.

2.Дерягина М.А. Эволюция и биология человека. Ростов н/Д., 1993.

3.Иванюшкин А.Я. Биоэтика и психиатрия. //Вопросы философии. 1994. №3.

4.Калиновский П., Моуди Р., Форд А. Смерть и после... Спб., 1994.

5.Мулдашев Э. От кого мы произошли? М., 1999.

6.Поликарпов B.C. и др. Феномен человека - вчера и завтра. Ростов н/Д 1996.

7.Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1981.


Тема 10. Экология и учение о биосфере.

Учебные вопросы:

1.Экология чело­века и взаимопронизывающие уровни метасистем.

2.Отходы и загрязнение био­сферы.

3.Проблема рационального природопользования.

4.Активная форма приро­допользования и правовое регулирование.

Литература:

1.Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

2.Социальные аспекты экологических проблем. М., 1982.

3.Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.,


1992.

4.Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М.,1986.

5.Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1999.

8. Методические материалы к проведению контроля знаний студентов
8.1 Методические рекомендации к подготовке и проведению текущего и итогового контроля знаний студентов

Зачеты являются одной из форм контроля за успеваемостью, имеют целью всесторонне выявить и оценить теоретические знания и практические умения студентов за полный курс или часть (раздел) дисциплины, проводятся в строгом соответствии с учебными планами и в объеме программы При оценке теоретических знаний и практических умений студентов учитывается участие их в учебной работе на семинарских, практических и лабораторных занятиях, выполнение ими контрольных и курсовых работ, программы практики.

В случае необходимости преподаватель проводит со студентами беседу по тем разделам или темам учебной дисциплины, по которым их знания вызывают у него сомнения.

Семестровые зачеты проводятся после изучения соответствующей дисциплины до начала экзаменационной сессии. В отдельных случаях для подготовки к зачетам отводится один свободный день. Зачеты по дисциплинам в полном объеме проводятся по билетам или без них (путем собеседования). Порядок проведения зачетов, форма проверки знаний и умений студентов определяются заведующим кафедрой. Зачет, как правило, принимается преподавателем, ведущим данную дисциплину на курсе (в учебной группе).

Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опросов тем студентам, которые показали высокую успеваемость в текущем семестре по данной дисциплине и активно участвовали в семинарских, практических и других занятиях.

Для проведения зачетов преподаватель разрабатывает перечень вопросов, охватывающих весь программный материал дисциплины или отдельный ее раздел. Материалы проведения зачетов (перечень вопросов, заданий и др.) обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются ее заведующим.

При сдаче зачетов по билетам в них включаются два - три вопроса из различных разделов курса, позволяющие проверить и оценить теоретические знания студентов, умение самостоятельно применять теорию к решению практических задач, их навыки самостоятельной работы.

Если требуется, преподаватель, принимающий зачет, может задавать -студенту дополнительные вопросы, задачи, примеры.

При проведении зачетов без билетов преподаватель задает два - три вопроса из разработанного перечня, которые записываются студентом.

По отдельным вопросам допускается проверка знаний студентов с помощью технических средств контроля.

Если занятия по одной дисциплине проводились несколькими преподавателями, то зачеты принимаются, как правило, преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине. В отдельных случаях (при большом количестве учебных групп у одного лектора или их большой численности) с разрешения заведующего кафедрой для приема зачетов привлекаются и другие преподаватели, ведущие обучение студентов по данному предмету.

Студенты, не сдавшие зачет, сдают его повторно в срок, установленный директором филиала.
8.2 Вопросы для подготовки к зачёту

1. Наука в системе культуры. Классификация наук.

2. Естествознание как отрасль научного познания. Уровни естественно-научного познания.

3. Проблема двух культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству.

4. Методы естественно-научного познания.

5. Эволюционные и революционные периоды развития естествознания.

6. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания.

7. Наука в цивилизациях древности.

8. Развитие естествознания в эпоху классической античности.

9. Естествознание эллинистически-римского периода.

10. Геоцентрическая система мира К. Птолемея.

11. Познание природы в эпоху Средневековья.

12. Мировоззренческая революция эпохи Ренессанса.

13. Коперниканская революция, ее мировоззренческое и методологическое значение.

14. Создание классической механики — первой естественно-научной фундаментальной теории.

15. Развитие естествознания в XVIII в.

16. Важнейшие открытия в естествознании первой половины XIX в.

17. Методологические установки классической физики.

18. Методологические установки классической астрономии.

19. Методологические установки классической биологии.

20. Теория электромагнитного поля. Вещество и поле.

21. Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв.

22. Основные идеи, понятия и принципы специальной теории относительности.

23. Основные идеи, понятия и принципы общей теории относительности.

24. Основные идеи, понятия и принципы квантовой механики.

25. Фундаментальные физические взаимодействия.

26. Мир элементарных частиц. Классификация элементарных частиц.

27. Теории элементарных частиц (квантовая электродинамика, теория кварков, теория электрослабого взаимодействия, квантовая хромодинамика).

28. Проблема единства физики. На пути к Великому объединению.

29. Методологические установки неклассической физики.

30. Солнечная система и ее происхождение.

31. Звезды и их эволюция.

32. Общее представление о галактиках и их изучении. Понятие Метагалактики.

33. Формирование релятивистской космологии; ее основные понятия и принципы.

34. Эволюция Вселенной. Модель «горячей Вселенной».

35. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций.

36. Антропный принцип в космологии.

37. Методологические установки неклассической астрономии XX в.

38. Основные особенности биологии XX в.

39. Основные понятия и представления генетики.

40. Создание синтетической теории эволюции. Основные идеи, понятия и прин­ципы синтетической теории эволюции.

41. Революция в молекулярной биологии. Достижения молекулярной биологии и генетики в XX в.

42. Методологические установки неклассической биологии.

43. Особенности живых систем.

44. Основные уровни организации живого (общая характеристика).

45. Молекулярно-генетический уровень организации живого.

46. Онтогенетический уровень организации живого.

47. Популяционно-видовой уровень организации живого.

48. Биоценотический уровень организации живого.

49. Возникновение жизни на Земле. Мировоззренческое значение проблемы происхождения жизни.

50. Развитие органического мира (начальные этапы эволюции жизни).

51. Развитие органического мира (основные пути эволюции растений и животных).

52. Современный экологический кризис и пути его преодоления.

53. Проблема происхождения человека и общества, ее мировоззренческое значение.

54. Предпосылки (биотические и абиотические) возникновения человека и общества.

55. Возникновение труда и социальных отношений.

56. Генезис сознания и языка.

57. Проблема самоорганизации систем живой и неживой природы.

58. Понятия и принципы синергетики.

59. Характеристики самоорганизующихся систем (открытость, нелинейность, диссипативность).

60. Синергетика о закономерностях системной самоорганизации.

61. Принцип глобального эволюционизма.

62. Формирование постнеклассической науки XXI в.

63. Наука и квазинаучные формы духовной культуры.


8.3 Тестовые задания для проведения тематического, промежуточного и итогового контроля


  1. Прокомментируйте следующие высказывания:

  1. «Наиболее интересными являются те факты, которые могут служить свою службу многократно, которые могут повторяться». (Пуанкаре А. О науке. — М., 1983. — С. 289).

  2. «Таким образом, интерес представляет лишь исключение». (Там же.—С. 291).

  3. «Мы (ученые. — А. Г.) должны предпочитать те факты, кото­рые нам представляются простыми, всем тем, в которых наш грубый глаз различает несходные составные части». (Там же. — С. 290). I

  4. «Однако мы должны сосредоточить свое внимание, главным образом, не столько на сходствах и различиях, сколько на тех анало­гиях, которые часто скрываются в кажущихся различиях». (Там же. — С. 292).

  5. «Механизм математического творчества, например, не отли­чается существенно от механизма какого бы то ни было иного творчества». (Там же. — С. 285).

  6. «Метод — это, собственно, и есть выбор фактов; и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобретением метода». (Там же.—С. 291).

  7. «Метод — это циркуль». (Ф. Бэкон).

  8. «Вот мой результат, но я пока не знаю, как его получить». (Гаусс К.).

  9. «Природа весьма согласна и подобна в себе самой» (Ньютон И.).

  10. «Почему однородное состояние теряет устойчивость? Поче­му потеря устойчивости приводит к спонтанной диффузии? Почему вообще существуют вещи? Являются ли они хрупкими и бренными следствиями несправедливости, нарушения статического равнове­сия между противоборствующими силами природы? Может быть, силы природы создают вещи и обусловливают их автономное суще­ствование — вечно соперничающие силы любви и ненависти, стоя­щие за рождением, ростом, увяданием и рассыпанном в прах? Явля­ется ли изменение не более чем иллюзией или, наоборот проявлени­ем неутихающей борьбы между противоположностями, образующими изменяющуюся вещь? Сводится ли качественное из­менение к движению в вакууме атомов, отличающихся только по форме, или же атомы сами состоят из множества качественно раз­личных «зародышей», каждый из которых отличен от другого?». (Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986. — С. 81).


II. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем отличается наука от других отраслей культуры?

  2. В каком смысле можно говорить о совместимости и несовместимости науки и религии? Что такое верующий ученый?

  3. Доказали ли космические полеты, что Бога нет, и каким образом?

  4. Как вы относитесь к предложению П. Фейерабенда об отделении науки от государства?

  5. Наука: благо или зло?

  6. Гуманный и гуманитарный: в чем сходство и различие? Пра­вильно ли говорят: «гуманитарная помощь»?

  7. Почему в Китае было развито иглоукалывание и определение диагноза по пульсу, а не хирургия, как на Западе?

  8. Почему Эйнштейн играл на скрипке и говорил, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс?

  9. Что такое НТР и научная революция?

  10. Продолжается ли сейчас НТР?

  11. НТР — это всемирное или региональное явление?

  12. Что значит: «мир познаваем»?

  13. Может ли познание дойти до каких-либо неделимых частиц и не будет ли это концом познания?

  14. Может ли существовать первоматерия?

  15. Мир существовал бесконечно и будет существовать бес­конечно — это научное утверждение, философское или какое-ни­будь еще?

  16. Можно ли отделить теоретический уровень исследования от эмпирического и если нет, то почему?

  17. Как вы понимаете утверждение, что книга Природы напи­сана языком математики?

  18. Являются ли числа ключом к Природе?

  19. Как вообще понимать выражение «книга Природы»?

  20. Какова роль в науке: гипотезы, метода, теории, экспери­мента, математики, моделирования, индукции, дедукции, интуиции, дискуссии, вероятностных методов.?

  21. Чем правовой закон отличается от научного?

  22. Все ли богословы выступают против эволюции?

  23. Каково соотношение между материей и гармонией мира?

  24. В чем отличие химии от алхимии, астрономии от астрологии?

  25. Наука: получение атомной энергии и опасность Чернобыля. Рисковать или нет?

  26. Как можно доказать, что все произошло из ничего?

  27. Дайте определение звезд и других небесных тел?

  28. Какова масса различных звезд?

  29. Зачем нужны галактики и т. д.?

  30. В чем различие понятий: Вселенная, бытие, универсум?

  31. Чем отличается гравитационный коллапс от антиколлапсионного взрыва?

  32. Чем отличаются космология, космогония, астрономия, аст­рофизика, космонавтика?

  33. Что значит стационарность и нестационарность Вселенной?

  34. В чем разница между бесконечностью и безграничностью?

  35. Какое значение имело открытие планеты Нептун, предсказанное на основе закона всемирного тяготения?

  36. Как изменила научную картину мира теория относительности, квантовая механика, синергетика?

  37. Как происходит эволюция в неживых телах?

  38. Как появляются вещи (с точки зрения квантовой механики, синергетики)?

  39. Какова роль вероятностных методов в классической термодинамике, квантовой механике, синергетике? Какова роль случайности?

  40. Какова роль времени в теории относительности и синергетике?

  41. Что нужно, чтобы появилось и могло существовать живое вещество?

  42. Если отрезать хвосты у мышей, то появятся ли и в каком по­колении бесхвостые мыши?

  43. Почему проблема происхождения жизни — одна из самых трудных и интересных в науке?

  44. Каково донаучное, научное и теологическое понимание целесообразности?

  45. Почему именно русский ученый создал учение о биосфере?




<< предыдущая страница   следующая страница >>