Учебно-методический комплекс дисциплины К. филол н., доцент каф русской литературы А. Ю. Колпаков кгпу им. В. П. Астафьева - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Начала XXI вв. Учебно-методический комплекс дисциплины 6 3038.14kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 3 1185.78kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русского литературного... 3 454.3kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного... 3 600.96kb.
Литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы» 1 30.04kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины К. филол н., доцент каф русской литературы - страница №1/1

Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении

Учебно-методический комплекс дисциплины


К. филол. н., доцент каф. русской литературы А. Ю. Колпаков
КГПУ им. В. П. Астафьева


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


Кафедра русской литературы

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении

Направление подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование, магистратура

Профиль «Литературное образование»

Красноярск 2011

Учебная программа составлена А. Ю. Колпаковым, к.ф.н., доцентом каф. русской литературы.
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры русской литературы.

"__" _____________201__ г.


Заведующий кафедрой Уминова Н. В. __________________________

(ф.и.о., подпись)


Одобрено учебно-методическим советом


"____" ___________201__ г.


Председатель _____________________________

(ф.и.о., подпись)



Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля

на 201__/ _______ учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Практика анализа художественного произведения

Русской литературы































Заведующий кафедрой Уминова Н. В.
Председатель НМС __________________________________

"____" ___________201__ г.


Рабочая модульная программа дисциплины «Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении»



Введение.

Курс «Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении» рассчитан на студентов-магистрантов второго года обучения, имеющих фундаментальные знания по истории и теории литературы. Данный курс направлен на углубленное изучение современной ситуации в мировом литературоведении и практиках анализа художественного текста.

Анализ художественного текста является одной из важнейших отраслей филологической науки. Само понятие текста и его трактовка изначально заложены в фундамент науки о литературе, а шире – гуманитарной науки. Все теоретические концепции в литературоведении отталкиваются и стягиваются к тексту.

В современной науке усложнилось как само понимание текста, так и методов его анализа. Теории художественного текста имеют глубокие философские основания. Их понимание требует от студента-филолога высокого уровня абстрагирования, серьезной общегуманитарной подготовки. С другой стороны, значимость теории может повериться только практикой, конкретными исследовательскими стратегиями и методологиями анализа текста. Поэтому студент должен не только знать теорию, но и уметь ею пользоваться, осознавать научность подхода к анализу художественного текста.



Цель данного курса – рассмотреть теорию и практику анализа художественного текста в современном русском и зарубежном литературоведении.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть основные концепции художественного текста в современном литературоведении.

  2. Углубить представления об исследовательских стратегиях анализа художественного текста.

  3. Закрепить опыт самостоятельного анализа художественного текста.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

  1. Владеть базовыми знаниями по теории литературы.

  2. Решать межпредметные и практико-ориентированные задачи на основе знаний по истории литературоведения и теории литературы.

  3. Решать исследовательские задачи в области филологии на основе методологических принципов современной филологической науки.

Данный курс адресован магистрантам 2 курса заочной формы обучения. Материал курса опирается на дисциплины: теория литературы, современное отечественное литературоведение.

Профессионально-профильные компетенции (ППК)

магистра педагогического образования как требования к результату его подготовки по дисциплине

«Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении»

1. ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ППК 1.1. Владеет базовыми знаниями по истории литературоведения и теории литературы.

ППК 1.2. Способен решать межпредметные и практико-ориентированные задачи на основе знаний по истории литературоведения и теории литературы.

ППК 1.3. Способен решать исследовательские задачи в области филологии на основе методологических принципов современной филологической науки.

2. Проекция на ОК

3. Проекция на ОПК

4. Проекция на ПК

ППК 2.1. Способен корректно изложить и грамотно оформить специальный текст, подготовить его к публикации (ОК-6)

ППК 2.2. Способен подготовить устное сообщение в предметной области и выступить с ним перед студентами (ОК-16)

ППК 2.3. Способен применять современные методы обработки информации в решении задач предметной области (ОК-4, ОК-8)

ППК 2.4. Способен воспринимать учебную информацию, обобщать и анализировать ее (ОК-1)

ППК 2.5 Способен использовать навыки ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

ППК 3.1. Способен научить учащихся корректно изложить и грамотно оформить предметный текст, подготовить его к публикации (ОПК-3)

ППК 3.2. Способен использовать теоретические и практические знания предметной области в процессе обучения учащихся решению предметных, межпредметных и социально-направленных задач. (ОПК-2.)

ППК 3.3. Способен решать олимпиадные и конкурсные задачи по предмету для всех возрастных категорий учащихся общеобразовательной школы (базовый уровень) и способен научить этому учащихся

(ОПК-2.)


ППК 3.4. Осознает значимость учебной дисциплины в своей будущей профессиональной деятельности (ОПК-1.)

ППК 4.1. Способен разработать содержание предметного кружка, факультатива и элективного курса для учащихся основной и старшей общеобразовательной школы (базовый уровень) (ПК-1)

ППК 4.2. Способен поставить исследовательскую задачу для учащихся и обучать их решению таких задач в предметной области (ПК-1)

ППК 4.3. Готов самостоятельно изучать научную и учебную литературу в предметной области, используя современные способы доступа к информации и обучать этому учащихся (ПК-4)

ППК 4.4. Готов использовать предметные знания для обоснованной оценки уровня научности школьного курса дисциплины (ПК-1)

Содержание курса

Тема № 1. Понятие художественного текста в современной гуманитарной мысли.

Текст как понятие филологии. Текст как понятие семиотики и культурологии. Текст в постмодернистских концепциях.



Тема № 2. Методология анализа художественного текста.

Структурный анализ текста. Семиотический. Интертекстуальный.


Тема № 3. Западная русистика.

Интерес западных исследователей к русской литературе. Специфика подхода западных ученых к анализу произведений русских писателей.


Тема № 4. Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении.

Работы Ю. М. Лотмана, М. Л. Гаспарова, К. А. Жолковского и др.



Тематический план

№ темы

Тема

Семинары

Самост.работа

Зачет

Итого

1

Понятие художественного текста в современной гуманитарной мысли

1

6




7

2

Методология анализа художественного текста

1

8




9

3

Западная русистика.

2

8




10

4

Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении

2

8




10




Зачет
















ИТОГО










36

Технологическая карта обучения дисциплине

Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении

магистрантов ООП

Педагогическое образование, магистратура, 050100.68 «Литературное образование»

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)



по заочной форме обучения

Модули. Наименование разделов и тем

Всего часов

(з.е.)


Аудиторных часов

Индивид.

Внеаудит

часов


Результаты обучения и воспитания

Формы и методы контроля

Лекций

Семинар

Консультации

Экзам.







Знания, умения, навыки

компетенции




Базовый модуль

Понятие художественного текста в современной гуманитарной мысли
























Обладает углубленными знаниями по истории литературоведения и теории литературы.


Способен применять теоретические знания в практике анализа художественного произведения

Конспект статьи.


Методология анализа художественного текста






















Владеет терминологическим аппаратом.

Способен ставить и решать научные задачи в области филологии.

Подготовка и представление доклада.

Западная русистика.






















Владеет методологическими навыками.

Способен ставить и решать научные задачи в области филологии.

Подготовка аналитической работы по материалам курса.

Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении






















Умеет применять на практике теоретические знания по теории литературы.

Способен применять теоретические знания в практике анализа художественного произведения.

Устный развернутый ответ.

Итого

2

10







36




26










3.2.1.2. Технологическая карта внеаудиторной учебной работы по дисциплине

Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении

для магистрантов ООП

Педагогическое образование, магистратура, 050100.68 «Литературное образование»

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)



по ________заочной_____________форме обучения


1 семестр

Название модуля

Название раздела, темы



Внеаудиторная учебная (самостоятельная) работа студентов

Трудоемкость ВУР в часах

Содержание работы, формы работы

Сроки выполнения

(недели)


Формы контроля

Входной модуль




Повторение разделов учебных пособий по теме история и теории литературоведения




Опрос




Базовый модуль

Понятие художественного текста в современной гуманитарной мысли

Составление конспекта по теме.




Проверка конспектов




Методология анализа художественного текста

Подготовка сообщений по энциклопедическим изданиям по современному отечественному и зарубежному литературоведению.




Устные сообщения




Западная русистика.

Обзор работ западных славистов.




Устные сообщения




Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении

Подготовка сообщений по одному из направлений современного литературоведения.






Устные сообщения







Итоговый модуль




Реферат по теме курса




Проверка рефератов







Дополнительный модуль




Конспект монографии и статей по темам курса




Проверка конспектов




3.2.2.1. КАРТА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(карта литературы)



Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении

для магистрантов ООП

Педагогическое образование, магистратура, 050100.68 «Литературное образование»

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)



по очной форме обучения

Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)



Потребность

Примечания

Обязательная литература










1. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.







Доступ: http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt.

3. Академические школы в русском литературоведении / П.А.Николаев, А.И.Баландин, А.Л.Гришунин и др.—М.: Наука, 1975 — 515 с.

3

3




4. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997.







http://rudnevslovar.narod.ru/

5. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 2002.

3







Дополнительная литература










    1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. (любое издание) 8 экз.

    2. Бахтин, М. М. Собрание сочинений: сборник. Т. 4. Ч. 2: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965). "Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)" (1940, 1970). Комментарии и приложение/ М. М. Бахтин. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 752 с. 1 экз.

    3. Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. – 288 с. Сайт «Есаулов»: http://www.jesaulov.narod.ru/Code/sobornost_text_0.html.

    4. Жолковский A. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы – Текст. М., 1996. Доступ: http://www-bcf.usc.edu/~alik/alik.htm

    5. Жолковский А.К. "Блуждающие сны" и другие работы. М., 1994 г.. Доступ: http://www-bcf.usc.edu/~alik/alik.htm

    6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. – С. 14 – 285. Доступ: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php

    7. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996. Доступ: сайт «Электронная библиотека специальной филологической литературы: http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=390

    8. Семиотика: Антология: сборник/ Сост. Ю.С. Степанов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с. 1 экз.

    9. Структурализм: “за” и “против”. М., 1975. 2 экз.

    10. Книги серии «Современная западная русистика».













ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ

Анализ художественного текста в русском и зарубежном литературоведении

Наименование

дисциплины/курса



Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)




Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов

Стиховедение

Магистратура

В

2 кредита (ЗЕТ)

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: введение в литературоведение, теория литературы, современное отечественное литературоведение




Последующие: Практика анализа художественного произведения.






Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)






Форма работы*

Количество баллов 5 %

min

max




Тестирование в форме опроса

0

5

Итого

0

5



БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1




Форма работы*

Количество баллов 40 %

min

max

Текущая работа

Доклад

8

10

Итого

8

15



Итоговый модуль

Содержание

Форма работы*

Количество баллов 25 %

min

max




Итоговая работа по курсу

15

20

Итого

15

20



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Базовый модуль/

Тема


Форма работы*

Количество баллов

min

max

БМ №1

Анализ литературоведческой статьи

3

5

Итого

3

5

Общее количество баллов по дисциплине

(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)



min

max

23

35

*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем

ФИО преподавателя: к.ф.н., доцент Колпаков А. Ю.

Утверждено на заседании кафедры «___»_______200__г.

Протокол №______

Зав. кафедрой к.п.н, доцент Уминова Н. В.

Фонд оценочных средств (контрольно-измерительные материалы)

К темам лекций прилагаются задания:



  1. Повторение разделов учебных пособий по теме история отечественного литературоведения

  2. Составление конспекта по теме теории литературоведения.

  3. Подготовка сообщений по энциклопедическим изданиям по современному отечественному и зарубежному литературоведению.

  4. Обзор исследований современной западной русистики.

  5. Подготовка сообщений по одному из направлений современного литературоведения.

Выполнению данных заданий способствует список литературы:

Тема № 1. Понятие художественного текста в современной гуманитарной мысли.

  1. Академические школы в русском литературоведении / П.А.Николаев, А.И.Баландин, А.Л.Гришунин и др.—М.: Наука, 1975 — 515 с.

  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1991 (или любое другое издание).

  4. Гаспаров М. Л. ЛОТМАН И МАРКСИЗМ. Доклад на Третьих Лотмановских чтениях (РГГУ, декабрь 1995 г.) // НЛО, 1996. - №19. - стр. 7-13.

  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. – С. 14 – 285. Доступ: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php

  6. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М., 1982.

  7. Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. — М., 1983.

  8. Структурализм: “за” и “против”. М., 1975.

  9. Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. С.306-326.

Тема № 2. Методология анализа художественного текста

  1. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. – М., 2004.

  2. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Доступ: http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt.

  3. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997. Доступ: http://rudnevslovar.narod.ru/

Тема № 3. Западная русистика.


  1. Бэлнеп, Роберт Л. Структура "Братьев Карамазовых" : пер. с англ. / Роберт Л. Бэлнеп ; ред. В.С. Баевский, М.П. Соболева ; пер. В.С. Баевский, Л.Л. Горелик . – М. : Академический проект [СПб.], 1997.

  2. Джоунс, Малкольм В.Достоевский после Бахтина = Dostoevsky after Bakhtin : Исследование фантаст. реализма Достоевского : пер. с англ. / Малкольм В. Джоунс ; пер. А.В. Скидан . – М. : Академический проект [СПб.], 1998 .

  3. Добренко Е. Искусство принадлежать народу: Формовка советского читателя // Новый Мир. 1994, №12.

  4. Добренко Е. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб., Гуманитарное агентство «Академический проект». 1999. Соцреалистический канон: Сборник статей (под общ.ред. Гюнтера Х., Добренко Е.). СПб.: Академический проект, 2000.

  5. Современное американское пушкиноведение : Сб. ст. : пер. с англ. / ред.-сост. Уильям Миллз Тодд III . – М. : Академический проект [СПб.], 1999.



Тема № 4. Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении.


  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост.,общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.:Прогресс, 1989.— 615 с.

  2. Бочаров С.Г. От имени Достоевского // Бочаров С.Г. Филологические сюжеты. М: Языки славянских культур, 1999. С. 574 – 601.

  3. Гаспаров М. Л. Фет безглагольный // Гаспаров М. Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. - М., 2001.

  4. Дунаев, М. М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 6-ти частях. Ч. 1 / М. М. Дунаев. – М.: Христианская литература, 1996. – 320 с.

  5. Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. – 288 с.

  6. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Пер. С фр. /Жерар Женетт.— т.1-2.— М.: Изд–во им.Сабашниковых, 1998.— 470 с.

  7. Жолковский A. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы – Текст. М., 1996. Доступ: http://www-bcf.usc.edu/~alik/alik.htm

  8. Жолковский А. К. Где кончается филология? // Звезда. 2007, №1. http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/1/zh16.html

  9. Жолковский А.К. "Блуждающие сны" и другие работы. М., 1994 г.. Доступ: http://www-bcf.usc.edu/~alik/alik.htm

  10. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996. Доступ: сайт «Электронная библиотека специальной филологической литературы: http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=390

  11. Тодоров Ц. Понятие литературы / Ц.Тодоров // Семиотика: Анталогия. — М.: Акад.проект, 2001.— С.376-391.

  12. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995 — С. 259 - 367. Доступ: http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm