Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового общения» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 2 603.8kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс психология развития возрастная психология... 6 1077.42kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного... 3 600.96kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
«Детский сад №404» 1 47.27kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового общения» - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

в г. Чебоксары Чувашской Республики

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Этика и психология делового общения»

Направление подготовки

080100 Экономика

Профиль подготовки

«Финансы и кредит»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Дневная

Чебоксары 2012

ББК

Соколова Л. В. Этика и психология делового общения: Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению 080100 Экономика, дневной, заочной форм обучения. – Чебоксары : Филиал РГСУ в г. Чебоксары, 2012. – 16 с.



Печатается по постановлению Учебно-методического совета Филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары.

При составлении использован Государственный образовательный стандарт ВПО третьего поколения по направлению 08010 «Экономика»

Рецензенты:

1. Корсакова Л. Е., кандидат филологических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики «Чебоксарского кооперативного института», Филиала АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации».

2. Скворцов Элладий Георгиевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и физического воспитания филиала РГСУ в г. Чебоксары.

© Филиал Российского государственного

социального университета

в г. Чебоксары, 2012


Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………………. 4

Содержание дисциплины………………………………………………………………………5

Содержание разделов дисциплины……………………………………………………………5

Разделы дисциплины и виды занятий…………………………………………………………6

Планы групповых занятий .........................................................................................................7

Примерные вопросы к промежуточной аттестации ……………………………………….18

Примерные темы рефератов…………………………………………………………..18

Тестовые задания………………………………………………………………………19

Примерные вопросы для подготовки к зачету………………………………………20

Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов…...……………………………21

Образовательные технологии………………………………………………………………….21

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………….. 21

Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………………21
Цели и задачи дисциплины:

– выявить этические и психологические закономерности делового общения;

– овладеть навыками использования различных видов социально-психологического воздействия в процессе служебного общения;

– повысить уровень речевой культуры, профессиональной компетенции в области речевой деятельности, в области делового этикета.


Место дисциплины в структуре ООП:

Овладение знаниями современной психологии и профессиональной этики стало нормой высшего образования во всем мире. Данная дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Б1.ДВ1), напрямую готовит бакалавров к будущей профессиональной деятельности, позволяет получить необходимые знания в области деловой этики, в области социальной психологии, этнопсихологии, культурологии. Является логическим продолжением курса «Культура речи и деловое общение».


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать: закономерности развития мышления.

Уметь: применять основные законы гуманитарных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства для повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

Владеть: навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками деловой письменной и устной речи, навыками публичной и научной речи.

Объем дисциплины и виды учебной работы

дневное отделение

Вид учебной работы

Всего

часов/

зачетных

единиц

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

32

2

В том числе:

-

-

Лекции

16

2

Практические занятия (ПЗ)

16

2

Самостоятельная работа (всего)

40

2

В том числе:

-

-

Реферат




2

Другие виды самостоятельной работы




2

Вид промежуточной аттестации

зачет

2

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



72

2


2


заочное отделение

Вид учебной работы

Всего

часов/

зачетных

единиц

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

8

2

В том числе:

-

-

Лекции

4

2

Практические занятия (ПЗ)

4

2

Самостоятельная работа (всего)

60

2

В том числе:

-

-

Реферат




2

Другие виды самостоятельной работы




2

Вид промежуточной аттестации

зачет

2

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



68

2


2


Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

1

Социально-психологический аспект общения

Определение понятия "общение". Этика и мораль. История и принципы делового этикета. Манеры делового человека. Структура и средства общения. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения. Стили общения

2

Деловое общение, его виды и формы

Специфика деловой сферы общения. Основные формы общения. Этические принципы и нормы в деловых отношениях. Роль культуры речевого воздействия в обеспечении этичности делового общения. Внедрение этических принципов и норм в деловые отношения. Требования этикета к рабочему месту и служебному помещению. Этика служебных отношений.

Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Психологические приемы влияния на партнера.

Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнера как психологический приём. Критика и ее этический аспект. Национальные стили ведения деловых переговоров.

Подготовка к выступлению. Как завоевать внимание аудитории. Этика делового красноречия. Этический аспект использования выразительных средств в деловой речи. Совещание как одна из форм деловой коммуникации.

Виды спора. Определение понятий "спор", "дискуссия", "полемика". Культура спора. Позиции полемистов. Поведение участников спора. Индивидуальные особенности участников спора. Национальные и культурные традиции в ведении спора. Психологические приемы убеждения в споре. Психологические приемы воздействия на участников. Позволительные и непозволительные уловки.

Нормы этикета на общественных мероприятиях. Деловые приёмы. Презентации и нормы этикета. Этика деловых телефонных разговоров



3

Невербальные особенности в процессе делового общения

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика). Проксемические особенности невербального общения. Визуальный контакт. Межнациональные различия невербального общения

4

Имидж делового человека

Понятие «имидж». Модели поведения. Тактика общения



Разделы дисциплины и виды занятий

дневное отделение



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость, часы

Формы текущей и промежуточ-ной аттестации

Лекц.

Практ.

К/р

С/р

1

Социально-психологический аспект общения

2

1-2

2

2

1

5




11.1

Определение понятия "общение". Структура и средства общения. Характеристика и содержание общения.

2

1

2













11.2

Механизмы воздействия в процессе делового общения

2

2




2

1

5

Тестирование

2

Деловое общение, его виды и формы

2

3-14

2

12

-

40




22.1

Специфика деловой сферы общения. Основные формы общения

2

3

2













2.2

Этические принципы и нормы в деловых отношениях




4

2













2.3

Критика в деловом общении

2

5




2










2.4

Этикет делового человека и деловых отношений

2

6,7

2

2










2.5

Национальные стили ведения деловых переговоров

2

8




2




5

Деловая игра

2.6

Подготовка к выступлению. Этика делового красноречия

2

9,10

2

2




5

Деловая игра

2.7

Совещание как одна из форм деловой коммуникации

2

11




2




15

Доклады

2.8

Конфликтное взаимодействие в деловом общении

2

12,13

2

2




15

Коллоквиум

2.9

Нормы этикета на общественных мероприятиях




14

2













3

Имидж делового человека

2

15-16

2

2

1

5




3.1

Модели поведения




15

2




1

5

Викторина

3.2

Правила и этикет деловых отношений




16




2













Зачет

2

17










10




заочное отделение



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость, часы

Формы текущей и промежуточ-ной аттестации

Лекц.

Практ.

К/р

С/р




1

Социально-психологический аспект общения

2

1

2




1

20




1

Механизмы воздействия в процессе общения. Стили общения

2

2

2




1

0




2

Деловое общение, его виды и формы

2

2

2

2

-

20




2.1

Специфика деловой сферы общения. Основные формы общения

2

2

2










Тестирование

2.3

Критика в деловом общении

2

2




2










3

Имидж делового человека

2

3

0

2

1

20




3

Правила и этикет деловых отношений




3




2

1

1







Зачет

2

3










8





Планы групповых занятий

Практическое занятие №1

Тема: «Механизмы воздействия в процессе делового общения»

Цель: Ознакомится с приемами и средствами воздействия на человека.

Основные понятия: аттракция, рефлексия, заряжение, эмпатия, идентификация, убеждение, подражание.

Вопросы для обсуждения:

  1. Слагаемые эффективного делового общения

  2. Механизмы воздействия в процессе общения.

  3. Пути повышения эффективности общения.


Практическое занятие №2

Тема: «Критика в деловом общении»

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие значения имеет термин «критика»?

  2. Считаете ли вы критику эффективным средством делового взаимодействия?

  3. Какие виды критики вы знаете (деструктивная, позитивная, щадящая)? При каких формах деловой коммуникации уместна/неуместна критика?

  4. Каковы психологические издержки критики?

  5. Что относится к технике нейтрализации замечаний?

  6. Какие приемы используются для снижения негативного воздействия замечаний?

  7. Как вы понимаете позитивные установки на восприятие критики?
    Практическое задание

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы.

Ситуация 1

Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?



Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?



Ситуация 3

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?



Ситуация 4

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?



Ситуация 5

У вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?



Ситуация 6

Вы приняли на работу молодого способного специалиста, только окончившего престижный институт. Он отлично справляется с работой. Уже закончил несколько проектов, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?



Ситуация 7

Во время делового взаимодействия с вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?



Ситуация 8

Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?


Практическое занятие №3

Тема: «Этикет делового человека и деловых отношений»

Вопросы для обсуждения:

  1. Этикет и имидж делового человека.

  2. Визитная карточка и этикет приветствий и представлений.

  3. Внешний облик делового человека. Особенности внешнего облика деловой женщины.

  4. Поведение в общественных местах.

  5. Этикет деловых приемов.

  6. Искусство комплимента и правила вручения подарков.

Практическое задание.

  1. Заполните таблицу «Правила приветствий и представлений»

п/п


Ситуация или вариант встречи сотрудников

 


 

Должен быть первым при:



приветствии

рукопожатии

представлении

1.

Мужчина

Женщина


 

 

 

2.

Старший по возрасту

Младший по возрасту



 

 

 

3.

Старший по должности

Младший по должности



 

 

 

4.

Проходящий мимо группы

Стоящий в группе



 

 

 

5.

Входящий в комнату

Находящийся в комнате



 

 

 

6.

Обгоняющий идущего

 

 

 

7.

Руководитель делегации, входящий в комнату

Руководитель делегации, находящийся в комнате



 

 

 

  1. Проанализируйте визитные карточки, имеющиеся у вас, с точки зрения правильности и корректности оформления.

  2. Оформите свою визитную карточку (семейную, рабочую, личную).

  3. Создайте портрет (словесный, художественный) идеального служащего вашей фирмы. Опишите его внешний облик. Какие требования вы будете предъявлять к его внешнему виду?

  4. Используя тестирование, определите, как Вы ведете себя в новой обстановке.

  5. Заполните таблицу «Особенности деловых приемов»

Вид приема

Время проведения

Длительность

Что подается

Форма одежды

Завтрак

 

 

 

 

Ланч

 

 

 

 

«Бокал шампанского»

 

 

 

 

Чай

 

 

 

 

«Жур фикс»

 

 

 

 

Коктель

 

 

 

 

Фуршет

 

 

 

 

Обед

 

 

 

 

Ужин

 

 

 

 

«а ля фуршет»

 

 

 

 

Обед-буфет

 

 

 

 

Используя «Правила, которым должны следовать американские служащие в ношении одежды», сформулируйте правила, которым должны следовать российские служащие крупных организаций.

Литература



  1. Демидов Н.В., Дубровин А.А. Деловой протокол и этикет. – М., 1992.

  2. Логинова А. Деловой этикет. На официальном, торжественном обеде // Управление персоналом. – 1999.

  3. Логинова А. Деловой этикет. Протокольные вопросы приема иностранной делегации // Управление персоналом. - №6. – С. 52-57.

  4. Минченкова С. Одежда делового человека // Управление персоналом. – 2000. – №2. – С.37-40.

Практическое занятие №4

Тема: «Национальные стили ведения деловых переговоров»

Цель: закрепление самостоятельно изученного материала и развитие рефлексивных и аналитических способностей.

Ход занятия: каждому студенту определяется роль (делового партнёра какой-либо из 16 стран, русского бизнесмена и эксперта). Далее деловым партнёрам даётся задание заключить соглашение по ряду вопросов с русскими бизнесменами, воспроизводя основные поведенческие модели, ритуалы нравственные ценности и жизненные позиции, в соответствии с этнической ролью. Русские бизнесмены должны на практике продемонстрировать умение регулировать отношения и налаживать эффективную коммуникацию с деловыми партнёрами из разных стран.

Эксперты отслеживают количество воспроизведённых стереотипов поведения, правил взаимодействия и ошибок, допускаемых каждым из участников. После деловой игры происходит обсуждение результатов и оценка проделанной работы.



Практическое занятие №5

Тема: «Подготовка к выступлению. Этика делового красноречия»

Цель: закрепить навыки успешной самопрезентации.

Ход занятия: Деловая игра «Пресс-конференция». Проходит в форме защиты проектов дипломных или курсовых работ. Задача выступающего составить последовательный, аргументированный, оптимальный для восприятия текст доклада. Уверенно и грамотно отвечать на возникающие у аудитории вопросы. Аудитория делиться на представителей различных средств массовой информации: новостных изданий, научных изданий, популярных передач, представителей жёлтой прессы; и экспертов.

После защиты выступающий должен ответить на вопросы «журналистов», в форме приемлемой для разных видов средств массовой информации.


Предполагается запись выступления на видеоноситель для последующей рефлексивной оценки.

Практическое занятие №6

Тема: «Совещание как одна из форм деловой коммуникации»

  1. Правила подготовки и проведения служебных совещаний.

  2. Классификация совещаний. Подготовьте проблематику для различных видов совещаний по общей целевой направленности. Каковы этические нормы выбора времени и места совещания?

Практические задания:

Деловая игра «Совещание». Какие существуют способы обеспечения активности участников совещания? Используйте их при проведении игры.



Практическое занятие №7

Тема: «Конфликтное взаимодействие в деловом общении»

Цель: закрепить изученный материал и развить умение конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Ход занятия: Деловая игра: студенты делятся на тройки: два подчинённых и их руководитель. Каждой из групп необходимо инсценировать ситуацию конфликтного взаимодействия, столкновения интересов. Задача руководителя – психологически грамотно урегулировать конфликт. Задача подчинённых – отстаивать свои интересы.

Перечень ситуаций для проигрывания:

  1. Ситуация служебного разбирательства по поводу того, кто допустил халатность и подлежит увольнению.

  2. Ситуация конфликта из-за путёвки в санаторий, которая должна достаться только одному из подчинённых.

  3. Ситуация служебного разбирательства частых межличностных конфликтов двух сотрудниц из-за любовного треугольника в отделе.

  4. Ситуация продвижения по службе одного из двух новых сотрудников.

  5. Ситуация, в которой необходимо выработать решение, кто останется выполнять сверхурочную работу.

После каждой инсцинирвки следует коллективное обсуждение на предмет управленческой грамотности принятого решения, ошибок и сильных сторон коммуникации, рассматриваются альтернативы выхода из конфликтной ситуации.

Практическое занятие №8

Тема: « Правила и этикет деловых отношений»

Вопросы дляобсуждения:

  1. Правила подготовки публичного выступления.

  2. Правила подготовки и проведения деловой беседы.

  3. Правила проведения собеседования.

  4. Правила подготовки и проведения служебных совещаний.

  5. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.

  6. Правила конструктивной критики.

Практическое задание:

  1. Используя тестирование, предложенное преподавателем, определите, ваше отношение к критике.

  2. Подготовьте план и вопросы к проведению собеседования. Проводится в форме деловой игры «Собеседование в фирме» по микрогруппам.

  3. При оформлении на работу вам необходимо написать резюме. Составьте резюме.

  4. Подготовьте письмо-отказ в приеме на работу.

  5. Заполните таблицу.

«Характеристика стадий и этапов деловых переговоров»

Таблица  



Стадии переговоров

 


Этапы переговоров

1. Подготовка переговоров

1.1. Выбор средств ведения переговоров.

1.2. Установление контакта между сторонами.

1.3.

1.4.


1.5.

2.

2.1. Начало переговорного процесса.

2.2.


2.3.

2.4. Разработка вариантов. предложений для договоренности.



3. Достижение согласия

3.1.

3.2.Окончательное обсуждение вариантов решений.

3.3.




Примерные вопросы к промежуточной аттестации

Самостоятельная работа № 1.

Центральная категория курса «Деловое общение»
Пользуясь предложенным списком литературы ответьте на следующие вопросы:

  1. Понятие общения, его основные функции.

  2. Особенности директивного, манипулятивного, диалогового общения.

  3. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны делового общения.

  4. Психологические требования к ведению деловых бесед и совещаний, групповой дискуссии и публичного выступления.

Контрольные задания.

  1. Объясните, как соотносятся понятия делового и директивного общения.

  2. Определите типичные причины искажений в межличностном восприятии.

  3. Обоснуйте, что, на Ваш взгляд, значит - уметь правильно ориентироваться в ситуации общения? Дайте перечень качеств человека, необходимых для компетентного решения этой задачи.

  4. Мы обычно склоны оправдывать нелучшие поступки людей, к которым в целом неплохо относимся. Обоснуйте, какие психологические закономерности здесь проявляются.

  5. Как люди чаще ведут себя, столкнувшись с коммуникативным барьером? Опишите типичное поведение в этой ситуации.

  6. Объясните, почему первичная информация о человеке часто выступает решающей для формирования представления о нем? Аргументируйте свой ответ, опираясь на психологические закономерности восприятия.



Самостоятельная работа № 2

Личность делового партнёра

Подготовьтеответы на следующие вопросы:



  1. Психическая структура личности и практика делового общения

Основные подходы к анализу психики личности :

- структура психики по Фрейду

- модель психической структуры личности в аналитической психологии К. Юнга

- гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.

2. Детерминация поведения личности в деловом общении

- факторы детерминации поведения личности;

- макро- и микросреда личности ;

- динамика человеческого поведения;

- ролевое поведение в деловом общении.


Самостоятельная работа № 3

Я-концепция в системе делового общения. Рефлексивный анализ.
Задание:
1. Составить свою характеристику по следующей схеме.

- 20 ответов на вопрос «кто я?»;

- 20 ответов на вопрос «какой я?»;

- 10 ответов на вопрос «каким меня видят другие?»

2. Придумать, обосновать универсальный комплимент.

3. Выбрать один из видов коммуникации и описать его по схеме:

- определение;

- особенности;

- примеры.

4. Написать эссе, в качестве темы используется одна из предложенных цитат по теме занятия. Оценивается:

• полнота содержания;

• соответствие требованиям оформления;

• самостоятельность мышления;

• грамотность письменной речи.

Требования к оформлению:

1. Домашнее задание выполняется на стандартных листах белого цвета формата А4 и после проверки преподавателем добавляется к другим работам в папку с титульным листом. 2. Шрифт Times New Roman; кегль 12; интервал 1,5; поля: верхнее, нижнее – 20; правое – 10; евое – 30 мм. 3. Форматирование по ширине. 4. Отступ первой строки – 1,27.




Самостоятельная работа № 4.

Коммуникатинвые технологии

Пользуясь конспектами лекционных занятий ответьте на следующие вопросы:


1. Допишите недостающие слова в следующих фразах.

• Таким образом, действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек

соглашается с _______________________ другого над собой.

• Под социальным ________________ обычно понимается устойчивое представление

о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

2. Опишите один из видов коммуникации.

3. В чем заключается «Правило трех плюсов»? Приведите пример использования.

4. Прокомментируйте выражение: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление» ( Дон Аминадо).

5.Напишите объяснительную записку об опоздании назанятия (на обороте).

6. Как нужно вести себя в следующей ситуации? Ваше решение.

Ваш одногруппник выводит вас из себя своими язвительными шутками. Содержанием этих шуток является все: ваша внешность, одежда, прическа, стиль поведения, успехи и неудачи. Обычная ошибка: язвительно заметить, что его тупые шуточки не смешны.

Самостоятельная работа № 5

Невербальная коммуникация

Вопросы для самоконтроля:

1.     Почему важно понимать язык телодвижений.

2.     Почему язык телодвижений неоднозначен?

3.     Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

4.     Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.


Занятие 2. Организация пространственной среды

Вопросы для самоконтроля



  1. Как вы понимаете выражение «программировать пространство»?

  2. Что означает организация пространственной среды?

  3. Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды?

  4. Каковы позиции за столом, о чем они могут свидетельствовать?

    1. Угловая позиция


    http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/224/223482/223482_html_2c58c59f.png

    2. Позиция рядом


    http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/224/223482/223482_html_m235aa002.png

    3. Положение деловых партнеров друг против друга


    http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/224/223482/223482_html_m30ca0bf4.png

    4. Независимую позицию по диагонали через весть стол.


    http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/224/223482/223482_html_68b0c242.png

    Самостоятельная работа № 6

Барьеры делолов0м общении и пути их преодаления.

Задание 1. Письменно ответьте на вопросы:



  1. Что такое коммуникативные барьеры?

  2. Назовите основные характеристики логического барьера и пути их преодоления.
    3.     Назовите основные характеристики барьера восприятия и понимания, пути его преодоления.
    4.     Назовите основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления.
    5.     Назовите основные характеристики фонетического барьера и пути его преодоления.
    6.     Назовите основные характеристики барьера взаимодействия и пути его преодоления
    Задание 2. Разработайте психотехническую программу преодаление барьеров в деловом общении.


    Самостоятельная работа № 7

Коммуникативные технологии

Задания:


1. Укажите факторы, позволяющие деловой беседе пройти успешно.

2. Найдите нарушения административного речевого этикета. Отредактируйте предложения:

- не откажите нам в любезности и пришлите, если это Вас не затруднит, проект устава фирмы;

- направляем Вам откорректированный вариант проекта нового положения. Просим рассмотреть и утвердить.

3. Приведите примеры использования активного слушания. Обоснуйте свой ответ.

4. Напишите объяснительную записку об опоздании на занятия. (на обороте).

5. Опишите этапы проведения дискуссии.

6. Дайте корректные ответы на агрессивно заданные вопросы:

- вам не кажется, что вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас?

- возникает ощущение, что из-за свойственной вам небрежности, вы способны сильно подставить нашу фирму.

7. Опишите этапы конфликтов.
Самостоятельная работа № 8.

Специфика психологического влияния в управленческой деятельности.

Задания:
1. Административное и психологическое влияние в управленческой деятельности, их различие и взаимосвязь.

2. Способы психологического влияния. Конструктивное и деструктивное влияние на подчиненных.

3. Манипулирование в управленческой деятельности: польза и вред.

Контрольные задания.



  1. Объясните, каким образом соотносятся между собой понятия психологического воздействия, власти и влияния.

  2. Раскройте понятие психологического влияния. Опишите основные способы влияния.

  3. Объясните, каким образом можно применять метод заражения в управленческой практике.

4. Определите факторы, от которых зависит эффективность убеждения.Приведите примеры использования внушения руководителем при взаимодействии с подчиненными.

5. Объясните, в чем заключается специфика НЛП как метода психологического влияния в управленческом процессе.

6. Какие личные качества руководителя могут вызвать подражание у подчиненных? Обоснуйте свой ответ.

7. Объясните специфику приказа как метода воздействия. Приведите способы повышения эффективности приказа.

8. Приведите доказательства положительного и отрицательного значения манипулирования в управленческой деятельности.


Самостоятельная работа № 9.


следующая страница >>