Учебно-методический комплекс дисциплины дискурсивные исследования русского языка - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русского литературного... 3 454.3kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного... 3 600.96kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс... 2 279.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические проблемы изучаемого... 2 359.5kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 498.21kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая теория уровень... 45 6768.08kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дискурсивные исследования русского языка - страница №1/3




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 2, семестр 3

Москва 2013



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 2, семестр 3

Москва 2012


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по

направлению подготовки 032700.68 – Филология и профилю подготовки -

«Русский язык»

Автор: профессор кафедры русского языка, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В.

Рецензент:

Заведующий кафедрой

профессор, доктор филологических наук, профессор _______________

Ярыгина Елена Сергеевна


Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на

заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___»

______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института

гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.


ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка
Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года.

Цель дисциплины: ознакомление с новым лингвистическим направлением – дискурсивного анализа, интенсивно развивающимся в последние десятилетия.

Задачи дисциплины:

- представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме основные принципы, используемые в дискурсивныхисследованиях;

- сформировать у студентов углубленные теоретические представления о возможностях описания языка в русле дискурсивных исследований;

- передать необходимые знания о принципах дискурсивных исследований к уровневому описанию языка;

- сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях в области изучения русского языка, выполненные в русле дискурсивных исследований;

Научить основам дискурсивного анализа.



2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Дискурсивные исследования русского языка» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 2 зачетных единицы (72 часа).

Количество аудиторных часов: 24 – 24 часов – на практические занятия.

Отчетность по дисциплине: в 3 семестре – экзамен.

Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Дискурсивные исследования русского языка», являются научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность и проектная работа.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, издательская и редакторская деятельность; экспертная деятельность.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

- в области преподавания: курс современного русского языка (семантика и синтаксис),

- в издательской и редакторской деятельности: подготовка рукописей к печати,

- в экспертной деятельности: анализ текстов и составление лингвистической экспертизы.

Освоение дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:

- история лингвистических учений,

а также курсов по выбору:

- теория функциональной грамматики.

Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации.



3.Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, приступающий к изучению дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка», обязан освоить материал курса современного русского языка.

Процесс изучения дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);


- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4);
- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

Профессиональные компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:
- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
- способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
- владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

в педагогической деятельности:


- владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);
в прикладной деятельности:
- способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);
- способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

в проектной деятельности:

- знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17);
В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО:

знать: основные особенности дискурсивного подхода к изучению языка, понимать метаязык дискурсивных исследований;

уметь: применять полученные знания в анализе дискурса, а именно:

- использовать при анализе дискурса понятия функция и речевой акт;

- характеризовать разные типы дискурсов;

- определять особенности каждого из типов дискурсов;

владеть: современными методами дискурсивного анализа.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах и зачетных единицах)



Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Аудиторные занятия (всего)

24

в том числе:




Практические занятия

24

Самостоятельная работа

57

Подготовка к экзамену

27

Общая трудоемкость дисциплины

108 (3 зач. ед.)

Вид промежуточной аттестации: Экзамен




5.Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (3 семестр 2 курса).

В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится экзамен. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (указываются во 2 части УМКД).


Предмет и задачи курса

Множественность подходов к изучению языка отличительная черта современной лингвистики. Лингвистический компаративизм, системно-структурная парадигма, коммуникативно-прагматическая парадигма, когнитивно-дискурсивная парадигма как особенности развития современной отечественной лингвистики.

Понятие дискурса в современной отечественной лингвистике. Ю.С.Степанов, Н.Д.Арутюнова, М.Л.Макаров, А.А.Кибрик, В.А.Плунгян, Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, В.В.Богданов, В.А.Звегинцев, В.И.Карасик, М.Я.Дымарский, Т.В.Белошапкова.

Три основных подхода к трактовке этого понятия.

Первый подход определяет дискурс как «язык выше уровня предложения или словосочетания» [Макаров 2003: 86], можно сказать, что этот подход осуществляется с позиций структурно ориентированной лингвистики. Сторонником этого подхода, как указывает М.Л.Макаров, был В.А.Звегинцев, который писал, что «под дискурсом, следовательно, будут пониматься два или несколько предложений, находящихся друг с другом в смысловой зависимости» [Звегинцев 1976: 170].

Второй подход определяет дискурс в рамках функционального подхода как «всякого употребления языка» [Макаров 2003: 86]. Говоря об этом подходе, М.Л.Макаров приводит высказывание Р. Фасолда «the study of discourse is the study of any aspect of language use» [Fasold 1990: 65] – изучение дискурса - это изучение любого аспекта языкового употребления (перевод мой -Т.Б.).

Третий подход определяет дискурс как «дискурс высказывания». М.Л.Макаров отмечает, что «это определение подразумевает, что дискурс является не примитивным набором изолированных единиц структуры «больше предложения», а целостной совокупностью функционально организованных, контекстуализированных единиц употребления языка» [Макаров 2003: 86].

Понятие дискурса зарубежной лингвистике

Анализ дискурса – междисциплинарная область знания, что доказывается участием в формировании концепта дискурса представителей разных наук – лингвист Ж.Дюбуа, историк Р.Робер, философ М.Фуко.

Взгляды Э.Бенвениста, Р.Барта, М.Фуко,П.Серио, Ван Дейк Т.А..

П.Серио считает, что в современной лингвистике термин дискурс имеет множество значений, и в качестве центральных он рассматривает восемь его дефиниций:



  1. эквивалент понятия «речь» (по Ф. де Соссюру), т.е. любое конкретное высказывание;

  2. единица, по размерам превосходящая фразу, высказывание в глобальном смысле; то, что является предметом исследования «грамматики текста»;

  3. воздействие высказывания на его получателя с учетом ситуации высказывания;

  4. беседа как основной тип высказывания;

  5. речь с позиции говорящего в противоположность повествованию, которое не учитывает такой позиции (по Э. Бенвенисту);

  6. употребление единиц языка, их речевая актуализация;

  7. система ограничений, которые накладываются на неограниченное число высказываний в силу определенной социальной или идеологической позиции; социально или идеологически ограниченный тип высказываний, например, феминистский дискурс;

  8. теоретический конструкт, предназначенный для исследований условий производства текста [Серио 1999: 26—27].

Ван Дейк Т.А.. разграничивает понятия текста и дискурса.

Согласно Ван Дейк Т.А.: Дискурс — актуально произнесенный текст, а «текст» — это абстрактная грамматическая структура произнесенного. Дискурс — это понятие из области речи, актуального речевого действия, тогда как «текст» — это понятие касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности.

Дискурс как конкретный разговор, поэтому использование данного понятия всегда связано с какими-то конкретными объектами в конкретной обстановке и в конкретном контексте: «этот дискурс», «его дискурс», «эти дискурсы»;

Дискурс как тип разговора. Понятие дискурс употребляется Ив этом смысле, и может касаться не конкретных кандидатских диссертаций, но типов вербальной продукции;

Дискурс как жанр. Понятие дискурс он использует для обозначения того или иного жанра, например: «новостной дискурс», «политический дискурс», «научный дискурс»;

Дискурс как социальная формация. Это наиболее абстрактный смысл понятия «дискурс», потому что оно относится к специфическому историческому периоду, социальной общности или к целой культуре. Тогда говорят, например, «коммунистический Дискурс», «буржуазный дискурс» или «организационный дискурс».

Функционализм в зарубежной лингвистике конца ХХв.

1.Общая характеристика подхода. Для лингвистического функционализма характерно мнение, что формы естественных языков создаются, регулируются, подчиняются требованиям, усваиваются и используются ради их коммуникативных функций.

2.Функционализм в общенаучном аспекте.

3.Лингвистический функционализм.

4.Функциональное объяснение в лингвистике и за ее пределами.

5.«Функциональное» и «формальное» объяснение.

6.Понятие функции.

7.Функция как «использование» (use) и «употребление» (usage) языка.

8.Полифункционализм языка: суперпозиции и иерархии функций; функциональная насыщенность текста.

9.Некоторые наиболее упоминаемые функции языка. Крупные группировки функций. Двухчастное деление. Трехчастное деление. Четырехчастное деление. Пятичастное деление. Шестичастное деление. Восьмичастное деление. Девятичастное деление. В чем упрекают функционализм его критики.



Дискурс-анализ как парадигма в изучении речевого общения
Дискурс-анализ – одно из ведущих междисциплинарных направлений, изучающих языковое общение, явился своеобразной реакцией на соссюровское, а затем и хомскианское понимание предмета языкознания.

(Устный) дискурс, (письменный текст) и ситуация.

Дискурс / диалог/ процесс vs. текст/ монолог/ продукт.

Дискурс = речь + текст.


Подходы к изучению дискурса

Дискурс – анализ: источники и составные части.

Подходы к изучению языкового общения.

Дискурс – анализ vs. Конверсационый анализ.



Дискурс как структура и как процесс: единицы и категории

Речевые акты в анализе языкового общения. Структура речевого акта. Перформативные высказывания. Типология речевых актов. Косвенные речевые акты. Теория речевых актов и анализ языкового общения.



Текст и дискурс

Антропоцентрические исследования текста: текст как инструмент построения картины мира.



6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература

следующая страница >>