Учебный план по специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет по практике по профилю специальности 230103 «автоматизированные... 1 256.36kb.
Программа «Защищенные автоматизированные системы обработки информации... 1 24.33kb.
Прикладная математика", "Автоматизированные системы обработки информации... 27 4326.02kb.
Автоматизированные системы обработки информации (гр. 390621) 1 26.47kb.
Учебное пособие по курсу «Программирование» 9 2944.07kb.
Функционально устойчивые автоматизированные идентификационные системы... 2 441.14kb.
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки... 1 20.78kb.
Учебник Читающая кафедра 15 3906.01kb.
Автоматизированные банковские системы (абс) Состояние рынка автоматизированных... 2 383.62kb.
Основы информатики 1 100.51kb.
Учебный план подготовки бакалавров по специальности 092202 "Электрический... 1 56.84kb.
Педсовет «Совершенствование форм и методов работы с дошкольниками... 1 157.72kb.
- 4 1234.94kb.
Учебный план по специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Уровень основной образовательной программы: базовый

Специальность: 230103.51

Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)

Форма обучения: очная

Срок освоения ОПОП: нормативный

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск –2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС СПО по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)», утвержденный Министерством образования РФ «13» февраля 2002 г., протокол № 04-2202-Б.

2)Учебный план по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)», утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6.

лямина

СОДЕРЖАНИЕ


ДЕ 1 Русский язык и культура речи 7

Тема 1. Литературный язык как основа культуры речи 7

Тема 2. Правила употребления языковых единиц 8

Аудиторное изучение: 8

Занятие 1. Литературный язык как основа культуры речи 11

Занятия 2-10. Правила употребления языковых единиц 11

Занятие 11. Функциональные стили. Разговорная речь 11

4.1 Самостоятельная работа студента 13

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 15

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 16

Терминологический минимум 16

Примерные задания по практической стилистике 17

Орфоэпические упражнения 25

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 29




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение дисциплины «Русский язык и культура речи» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Главной целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:



  • сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;

  • закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;

  • научиться способам трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных, в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому;

  • развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1


ДЕ 1 Русский язык и культура речи

1. Литературный язык как основа культуры речи

4

2

2

-

-

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2


ДЕ 2 Язык как система

2. Правила употребления языковых единиц

36

14

18

-

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 3


ДЕ 3 Функциональные стили речи

3. Функциональные стили. Разговорная речь

4

2

2

-

-

4. Научный стиль

4

2

2

-

-

5. Официально-деловой стиль

6

2

2

-

2

6. Публицистический стиль

4

2

2

-

-

7. Лингвистика текста

6

2

2

-

2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

64

26

30

-

8

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(дидактические единицы)
3.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы

Основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля; лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи; лексикография; основные типы словарей; фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме; графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста.


3.2 Содержание разделов учебной дисциплины

ДЕ 1 Русский язык и культура речи

Тема 1. Литературный язык как основа культуры речи


Аудиторное изучение:

Основные составляющие русского языка. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания. Язык и речь. Национальный язык. Литературный язык. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.



Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи



Требования к умениям:

Студент должен уметь различать единицы языка, языковые уровни, разделы языкознания, различать понятия «язык» и «речь», «национальный язык» и «литературный язык», определять степень нормативности текста, анализировать текст с точки зрения использованных в нем коммуникативных качеств литературной речи, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.


ДЕ 2 Язык как система

Тема 2. Правила употребления языковых единиц

Аудиторное изучение:


Лексика. Лексические нормы. Использование в речи изобразительно-выразительных средств.

Лексикография. Основные типы словарей.

Фонетика. Основные фонетические единицы.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Понятие о фонеме.

Орфография. Принципы русской орфографии.

Морфемика. Словообразовательные нормы.

Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Морфологические нормы.

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Русская пунктуация.



Самостоятельное изучение:

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фонетические средства языковой выразительности. Графика. Позиционный принцип русской графики.



Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, языковые нормы русского литературного языка, стилистические варианты употребления языковых единиц.



Требования к умениям:

Студент должен уметь классифицировать речевые ошибки, исправлять их, иллюстрировать ключевые понятия, анализировать текст с точки зрения использования в нем различных лексических единиц, находить в тексте, различать единицы языка, определять их стилистические функции; редактировать текст с допущенными ошибками в употреблении частей речи, синтаксических единиц.


ДЕ 3 Функциональные стили речи

Тема 3. Функциональные стили. Разговорная речь

Аудиторное изучение:

Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Разговорный стиль и разговорная речь. Условия осуществления разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи.



Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, функционально-стилевую классификацию, особенности функционального стиля, условия функционирования и языковые особенности книжных стилей, особенности разговорной речи.



Требования к умениям:

Студент должен уметь различать тексты по их функционально-стилевой принадлежности; составлять устные и письменные тексты разных стилей, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.


Тема 4. Научный стиль

Аудиторное изучение:

Сфера применения научного стиля. Стилевые особенности языка науки. Подстили и жанры. Устная и письменная форма научной речи. Лексика научной речи. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности научной речи.



Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности научного стиля.



Требования к умениям:

Студент должен уметь определять и составлять устные и письменные тексты научного стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.


Тема 5. Официально-деловой стиль

Аудиторное изучение:

Разновидности официально-деловой речи. Сфера применения. Документ. Типы документов. Функции документа. Требования к языку и стилю документов.



Самостоятельное изучение:

Из истории русского делового письма. Речевой этикет в документе.



Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности официально-делового стиля, правила продуцирования текстов разных деловых жанров.



Требования к умениям:

Студент должен уметь различать типы документов; определять и составлять устные и письменные тексты официально-делового стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.


Тема 6. Публицистический стиль

Аудиторное изучение:

Сфера применения публицистического стиля. Возникновение и развитие публицистического стиля. Языковые функции публицистического стиля. Словообразовательные, лексические, грамматические особенности публицистического стиля. Жанровое своеобразие публицистики.



Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности публицистического стиля.



Требования к умениям:

Студент должен уметь определять и составлять устные и письменные тексты разных жанров публицистического стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.


Тема 7. Лингвистика текста

Аудиторное изучение:

Текст. Закономерности построения связного текста. Типология текстов. Приемы лингвостилистического анализа текстов разных стилей и жанров.



Самостоятельное изучение:

Жанровые разновидности текстов.



Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы.



Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать тексты разных жанров, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.


3.3 Содержание практических занятий

Занятие 1. Литературный язык как основа культуры речи


  1. Основные составляющие русского языка. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания.

  2. Язык и речь.

  3. Национальный язык. Литературный язык.

  4. Специфика устной и письменной речи.

  5. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).

  6. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.


Занятия 2-10. Правила употребления языковых единиц


  1. Лексика. Лексические нормы. Использование в речи изобразительно-выразительных средств.

  2. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

  3. Лексикография. Основные типы словарей.

  4. Фонетика. Основные фонетические единицы.

  5. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Понятие о фонеме.

  6. Орфография. Принципы русской орфографии.

  7. Морфемика. Словообразовательные нормы.

  8. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Морфологические нормы.

  9. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Русская пунктуация.



Занятие 11. Функциональные стили. Разговорная речь


  1. Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля.

  2. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей.

  3. Разговорный стиль и разговорная речь. Условия осуществления разговорной речи.

  4. Языковые особенности разговорной речи.


Занятие 12. Научный стиль

  1. Сфера применения научного стиля.

  2. Стилевые особенности языка науки.

  3. Подстили и жанры.

  4. Устная и письменная форма научной речи.

  5. Лексика научной речи.

  6. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности научной речи.


Занятие 13. Официально-деловой стиль

  1. Разновидности официально-деловой речи.

  2. Сфера применения.

  3. Документ. Типы документов. Функции документа.

  4. Требования к языку и стилю документов.


Занятие 14. Публицистический стиль

  1. Сфера применения публицистического стиля.

  2. Возникновение и развитие публицистического стиля.

  3. Языковые функции публицистического стиля.

  4. Словообразовательные, лексические, грамматические особенности публицистического стиля.

  5. Жанровое своеобразие публицистики.


Занятие 15. Лингвистика текста

  1. Текст.

  2. Закономерности построения связного текста.

  3. Типология текстов.

  4. Приемы лингвостилистического анализа текстов разных стилей и жанров.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Русский язык и культура речи» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.

Изучение любого предмета в значительной степени зависит от умения воспринимать и продуцировать речь в рамках разных функциональных стилей русского литературного языка. В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент имеет возможность обучиться важнейшим приемам работы с устным и письменным текстом, подготовиться к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.

Владение русским языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» должно стать обязательным элементом профессиональной подготовки.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника университета определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека. Уверенное владение родным языком, способность быстро понимать речь окружающих и грамотно реагировать на нее, способность ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме необходимы специалисту в любой области.

Содержание дисциплины представлено в дидактических единицах, по итогам изучения которых предусмотрен промежуточный контроль (коллоквиум, контрольная работа, тестирование, публичное выступление). Каждый блок представлен определенным количеством тем, изучение которых предполагает текущий контроль знаний студентов. Итоговая аттестация представляет собой зачет.

Для подготовки к зачету, семинарским и лекционным занятиям необходимо изучать предложенную литературу, а также выполнять задания для самостоятельной работы, что позволит лучше усвоить изучаемые вопросы, а также сформировать осознанное критическое отношение к себе как к языковой личности.


4.1 Самостоятельная работа студента


Целью организации самостоятельной работы студентов является:

- обучение студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

- закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателя;

- изучение студентами дополнительных материалов по изучаемой дисциплине и умение выбирать необходимый материал из различных источников;

- воспитание у студентов самостоятельности, организованности, самодисциплины, творческой активности, потребности развития познавательных способностей и упорства в достижении поставленных целей.

Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

Самостоятельная работа студентов включает работу с лекционным материалом, предусматривающую составление и проработку конспекта лекций, изучение учебной литературы; самостоятельный поиск, подбор и обзор литературы и электронных источников информации по предложенным заданиям; подготовку к семинарским занятиям; коллоквиуму, тестированию, контрольной работе, публичному выступлению, зачету.

Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды С.Р.С

Руководство преподавателя

Конспектирование

Реферирование литературы

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поискового исследовательского характера


Углубленный анализ научно – методической литературе

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой

Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий


Выборочная проверка

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; составление картотеки по теме

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий

Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:

– освоения студентом учебного материала;

– умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

– сформированность общеучебных умений;

– обоснованность и четкость изложения ответа;

– оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;

– творческий подход к выполнению самостоятельной работы;

–уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;

– уровень владения устным и письменным общением;

– уровень владения новыми технологиями, понимание их применения, их сила и слабости, способность критического отношения к информации;

– уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.


4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины


Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки индивидуальных заданий, тестовых работ.

Критерии оценки устного ответа на зачете:

-    оценка «зачтено» выставляется студенту, если вопросы раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок, показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков. Допускаются незначительные ошибки.

- оценка «не зачтено» выставляется, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки.



5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Терминологический минимум



ДЕ 1. Основные составляющие русского языка. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания. Язык и речь. Национальный язык. Литературный язык. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

ДЕ II. Лексика. Лексические нормы. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Лексикография. Основные типы словарей. Фонетика. Основные фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Понятие о фонеме. Графика. Позиционный принцип русской графики. Орфография. Принципы русской орфографии. Морфемика. Словообразовательные нормы. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Морфологические нормы. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Русская пунктуация.

ДЕ III. Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Разговорный стиль и разговорная речь. Условия осуществления разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи.

Сфера применения научного стиля. Стилевые особенности языка науки. Подстили и жанры. Устная и письменная форма научной речи. Лексика научной речи. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности научной речи.

Разновидности официально-деловой речи. Сфера применения. Документ. Типы документов. Функции документа. Требования к языку и стилю документов.

Сфера применения публицистического стиля. Возникновение и развитие публицистического стиля. Языковые функции публицистического стиля. Словообразовательные, лексические, грамматические особенности публицистического стиля. Жанровое своеобразие публицистики.

Текст. Закономерности построения связного текста. Типология текстов. Приемы лингвостилистического анализа текстов разных стилей и жанров.

Примерные задания по практической стилистике



Лексические нормы
1. Отметьте неверные высказывания.

1. Лексическая норма регламентирует ударение.

2. Лексическая норма регламентирует произношение.

3. Лексическая норма регламентирует словоупотребление.

4. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

5. При выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость.


2. Соедините слова и толкование их значений.

1. Вирши.

А.Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.

2. Буклет.

Б.Излишняя самоуверенность в поведении, в речи.

3.Буколика.

В.Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.

4. Адекватный.

Г.Силлабические стихи, распространенные в русской литературе в XVII- XVIII вв.

5. Апломб.


Д.Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль.


3. Выпишите слова, употребленные без учета их семантики. Замените словами с соответствующим значением.

1. В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2. Наша специальность считается экономической, то есть мы будущие менеджменты.

3. Публика сканировала: «Браво, Сальвини!»


4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу. Подчеркните его.

  1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем – предоставляем).

  2. Совет директоров потребовал (гарантийных – гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

  3. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономичными – экономическими) методами.


5. Выпишите слова, употребленные без учета их семантики. Замените соответствующими паронимами.

  1. Славу Караченцову принесла заглавная роль в легендарном спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова.

  2. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М. Зощенко.


6. Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте ошибки.

  1. В разговоре он допустил сильную ошибку.

  2. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

  3. При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.


7. Выпишите нормированные выражения, из смешения (контаминации) которых возникла речевая ошибка.

1. Большую роль имеет хороший диплом.

2. Надо смело ставить свои требования.


  1. Главный акцент ставится на знание теории вопроса.

  2. Львиную часть заданий уже выполнили.

8. Дополните синонимические ряды прилагательных, определив основной цвет каждого ряда.

1. Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

2. Золотой, янтарный, шафранный, лимонный, канареечный, соломенный, яичный, горчичный.

3. Кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый.


9. Из каждой группы синонимов выпишите те слова, которые характерны для разговорной речи.

1. Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.

2. Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.
10. Отметьте предложения, где есть плеоназмы.

1. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.

2. Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.

3. Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.


11. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1. Он всего лишь описал случай, который случился с ним.

2. Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.

3. Летом дни длятся длиннее.


12. Выпишите ту часть предложения, где наблюдается неполнота высказывания. Ошибки исправьте.

1. Если я не согласен с преподавателем, то я имею высказать свою точку зрения.

2. Я бы заключил со многими институтами, чтобы выпускникам было легче поступать в высшие заведения.

3. Одесса с давних времен была местом, куда прибывали и отбывали различные суда.


13. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы:

а) многословие;

б) неполнота высказывания.

1. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить.

2. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя.

3. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу.


14. Определите значение слов. Выделите устаревшие слова.

  1. Бренный.

  2. Брифинг.

  3. Гобелен.

  4. Дантист.

  5. Зеница.


15. Выпишите иноязычные слова, употребленные неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.

1. На фабриках и заводах хорошо популяризируется опыт новаторов производства.

2. В последнем туре соревнований команда нашего университета потерпела фиаско.
16. Выпишите просторечные и разговорные слова. Замените их литературными синонимами.


  1. Егерь схоронился в кустах.

  2. Магазин получил новую партию самописок.


17. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе приведенных фразеологизмов.

  1. На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.

  2. (Черепашьим, гусиным) шагом.

  3. Гладить по (голове, волосам, шерсти).


18. Отметьте те словосочетания, которые являются фразеологизмами.

1. Медвежья берлога.

2. Медвежья услуга.

3. Золотые руки.

4. Золотые часы.

5. Волчий хвост.


19. Отметьте те словосочетания, которые являются свободными.

1. Завязать узел.

2. Завязать переписку.

3. Выйти из себя.

4. Выйти из комнаты.

5. Падать в яму.


20. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.

1.Современный Дон Кихот.

А.Сложное, запутанное дело.

2.Гордиев узел.

Д.Добрый, бескорыстный человек.

3.Петь дифирамбы.

В.Уродливый, безобразный.

5.Настоящий Квазимодо.

Г.Восхвалять, прославлять.


Морфологические нормы
1. Выпишите и исправьте ошибки, связанные с неправильным определением рода существительных.

1. Красивая бра.

2. Новая тюль.

3. Серьезное жюри.

4. Зеленое такси.

5. Белая рояль.


2. Найдите ошибки, связанные с определением рода существительного, исправьте их.

1. Интервью с актером близился к концу.

2.Кофе готовилось недолго.

3. Мы приехали к многоводному Миссисипи.


3. Отметьте ошибки в употреблении наименований профессий и должностей, исправьте их.

1.На рабочем месте оказались только три библиотекарши.

2. Бухгалтер Новикова быстро освоилась на новом месте.
4. Отметьте слова, которые употребляются только во множественном числе.

1. Лекарства.

2. Цветы.

3. Цвета.

4. Подмостки.

5. Шахматы.


5. Отметьте словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание -а.

1. Выпить ча __.

2. Стакан ча __.

3. Производство ча __.

4. Стакан индийского ча __.

5. Выпить чайк __.


6. Отметьте словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание -у.

1. Выпить ча __.

2. Стакан ча __.

3. Производство ча __.

4. Стакан индийского ча __.

5. Выпить чайк __.


7. Отметьте словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь вариативное окончание -а /-у.

1. Выпить ча __.

2. Стакан ча __.

3. Производство ча __.

4. Стакан индийского ча __.

5. Выпить чайк __.


8. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдается только окончание -ы, -и.

1.Бухгалтер.

2. Вензель.

3.Ветер.

4.Джемпер.

5.Диспетчер.


9. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдается только окончание -а, -я.

1. Возраст.

2. Вымпел.

3. Директор.

4. Доктор.

5. Лагерь.


10. Выберите свой вариант окончания имен существительных.

1.В очередной раз сторонами были подписаны договор(а, ы) на поставку оборудования для лаборатории предприятия.

2. На пасеку привезли новые уль(я,и).

3. Автобус в горах Испании могут водить только опытные шофер(ы,а).


11. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

  1. На Черном море много песчаных (побережий).

  2. Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте.

3. Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки).

4. Я встала, сняв ребенка с (колени).

5. В саду много (яблони, вишни, смородина).
12. Найдите и исправьте ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного.

1. В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной.

2. Это заседание прошло более организованнее, чем предыдущее.

3. Предприятие имеет в этом году более высокие показатели, чем в прошлом.

4. Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробно.

5. Наша цель - показать наиболее лучшие работы студентов.


13. Найдите и исправьте ошибки в употреблении полной и краткой формы имени прилагательного.

1. Эти материалы периодической печати интересны и доступные.

2. Работа на этом участке тяжелая и грязна.

3. Директор был внимателен и доброжелателен к своим подчиненным.


14. Из предложенных конструкций выберите синонимичные.

1. Материнская любовь - любовь матери.

2. Кирпичная стена - стена из кирпича.

3. Братская помощь - помощь брата.

4. Металлическая заготовка - заготовка из металла.

5. Проездной билет - билет на проезд.


15. Выберите нужное местоимение.

1. В пьесе Горького «На дне» (каждое, любое, всякое) действующее лицо показано своеобразно.

2. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции.

3. Мы ходим на работу в (каждую, любую, всякую) погоду.


16. Найдите ошибки, связанные с употреблением причастий. Исправьте их.

1. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником.

2. Видневшие вдалеке дома казались маленькими.

3. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.


17. А. Выберите нужную глагольную форму.

1. Враги кровав(е,и)ли руки.

2. Нарывы кровав(е,и)ли.

3. Реки обезвод(е,и)ли.

4. Обезвод(е,и)ли участок болота.

5. Обезденеж(е,и)ли после отпуска.



Б. При выборе буквы в данном случае нужно учитывать:

а) вид глагола;

б) спряжение глагола;

в) переходность глагола.
18. Используйте соответствующий предлог.

1. Пошел ... университет.

2. Пошел ... работу.

3. Вернулся ... университета.

4. Вернулся ... работы.

5. Пошел ... экзамен.


19. Используйте соответствующий предлог.

1. Гимнастика ... укрепления здоровья.

2. Вопросы ... подготовки к зачету.

3. Лекарство ... гриппа.


20. Найдите и исправьте ошибки в употреблении предлога.

1. С зала неслись крики, шум.

2. Тихон хочет избавиться от чувства страха и зависимости перед женой.

3. Ставился вопрос об его отчислении из университета.


Синтаксические нормы
1. Отметьте предложения с неверным порядком слов. Ошибки исправьте.

1. Облака надвигались на друг друга.

2. Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.

3. В последнее время появилось много новых аббревиатур.



2. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени.

1. Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережить).

2. Музей-квартира Булгакова (приобрести) его личные вещи.

3. Никто из сестер, даже старшая, (не знать) о случившемся.


3. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.

1. За два последние месяца работа нашего участка заметно оживилась.

2. Дикий гусь и утка прилетели на зимовье.

3. Четыре рыболовецкие судна вышли в море.


4. Укажите, какие вопросы соответствуют приведенным глаголам.

1. Поражаться. А. Кому? чему?

2. Разбирать. Б. Кем? чем?

3. Разбираться. В. Кого? чего?

4. Беспокоить. Г. В ком? в чем?

5. Беспокоиться. Д. О ком ? о чем?

6. Возмущать. Е. За кого? за что?

7. Возмущаться. Ж. На кого? на что?

8. Удивляться. 3. К кому? к чему?

9. Касаться. И. Кого? что?

10. Прикасаться. К. С кем? с чем?
5. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.

1. Надо пожелать студентам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами.

2. Некоторые студенты тормозят выполнению общих заданий.

3. Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.


6. Поставьте существительное в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог.

1. Удивляться (способности).

2. Отчитаться (работа).

3. Примириться (недостатки).


7. Вставьте подходящие предлоги; слова в скобках поставьте в нужную форму.

1. ... (активная деятельность) экологических служб города обстановка в городе и его окрестностях начала улучшаться.

2. ... (разлив) реки переправа на другой берег не состоялась.


  1. Зимой ... (сильные холода) занятия в учебных заведениях города были прерваны на несколько дней.


8. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Ссылаясь на нашу договоренность, платеж будет произведен через инкассо.

2. Отвечая на Ваше письмо относительно финансового положения компании, нами была собрана следующая информация…

3. Выполняя задание, студенты обращались к справочной литературе.


9. Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.

А. Нарушен порядок слов.

Б. Допущен пропуск необходимых слов.

В. Неверно преобразована прямая речь в косвенную.

Г. Допущено нанизывание придаточных предложений.

Д. Нарушено согласование.

1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

2. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

3. Университет - это где учатся студенты.



Орфоэпические упражнения



Упражнение 1. Прочитайте следующие слова, обращая внимание на сочетание «чн»:

Нарочно, двоечник, горчичный, девичник, полуночник, прачечная, пустячный, лавочный, сказочный, сливочный, яичница, булочная, молочный, горячечный, ячневый, скворечник, сердечный, встречный, поточный, дачный, мелочный, Фоминична, Кузьминична, скучно, подсвечник, беспорядочный, будничный, взяточник..


Упражнение 2. Прочитайте следующие слова, определив, где произносится «е», где «ё»:

Атлет. Афера. Блеклый. Бытие. Безнадежный. Белесый. Блеф. Вахтер. Внесенный. Гололед. Гололедица. Гравер. Гренадер. Груженый. Головешка. Донесший. Двоеженец. Двоеженство. Дареный. Желчный. Желоб. Заем. Завороженный. Замороженный. Запечатленный. Зев. Заряженный. Иноплеменный. Истекший. Издалека. Крестный ход. Крестный отец. Комбайнер. Коленопреклоненный. Леска. Маневры. Новорожденный. Наем. Никчемный. Недоуменный. Одноименный. Одновременный. Околесица. Осужденный. Опека. Острие. Оседлый. Отекший. Одноплеменный. Проблеклый. Планер. Переведенный. Приобретенный. Перекрестный. Современный. Совершенный. Свекла. Хребет. Шофер. Шоферы. Щепоть. Шлем. Шерстка. Разношерстный.


Упражнение 3. Прочитайте вслух, обращая внимание на твердое или мягкое произношение согласных перед «е»:

  1. Аннексия. Анестезия. Атеизм. Аудиенция. Антенна.

  2. Бандероль. Бассейн. Берет. Багет. Бухгалтер. Бизнес. Бизнесмен. Бифштекс.

  3. Вексель. Ватерполист. Вундеркинд.

  4. Газель. Гангстер. Гантели. Гипотеза. Генетика. Гротеск.

  5. Депо. Дебют. Декада. Депутат. Декан. Декольте. Демон. Деспот. Демпинг. Дельта. Диспансер. Дефис. Дебош. Демарш. Детектив. Декларация.

  6. Индекс. Идентичный. Интеграл. Интендант. Интервью. Интервал. Интермедия.

  7. Кегли. Крем. Кофе. Кратер. Кафе. Компьютер. Кодекс. Кредо. Каре. Кибернетика. Кашне.

  8. Лазер. Лотерея. Леди. Либретто.

  9. Музей. Модель. Метрдотель. Ментор. Морфема. Мистер. Мистерия. Метрополитен.

  10. Нонсенс. Неон. Нетто. Неологизм.

  11. Одеколон. Орхидея.

  12. Пенсне. Планшет. Проект. Претензия. Прогресс. Пресса. Протеже. Патент. Партер. Пантеон. Потенциал. Протекция.

  13. Резюме. Регресс. Реноме. Рейд. Регби. Ректор. Ревю. Ренессанс.

  14. Свитер. Синтез. Стенд. Сейф. Сервиз. Сессия. Стратег. Сейнер. Сейсмический.

  15. Туннель. Тире. Теорема. Темп. Тезис. Термос. Термометр. Терраса. Теннис. Теология. Тембр. Тенденция.

  16. Фарватер. Фрейлина. Фрейдистский. Фреска. Френч.

  17. Шинель. Шрапнель. Штемпель. Шедевр.

  18. Энергия. Эффект. Эстет.


Упражнение 4. Прочитайте сочетания слов, правильно расставляя ударения в прилагательных и причастиях:

  1. Валовой сбор. Оптовые цены. Тигровая шкура. Августовский совет. Пломбированный зуб.

  2. Кухонная утварь. Избалованный ребенок. Языковой барьер. Гусеничный трактор. Алфавитный список.

  3. Госпитальный режим. Языковая колбаса. Домовая кухня. Гербовая печать. Экспертная комиссия.

  4. Очистные сооружения. Новорожденный ребенок. Станковая живопись. Договорные цены.


Упражнение 5. Прочитайте вслух, правильно расставляя ударение:

  1. Агент. Алфавит. Аристократия. Аналог. Алиби. Арест. Анатом.

  2. Блага. Бюллетень – бюллетеня. Безудержный. Боязнь. Баловать. Бестселлер. Бармен. Бравурный. Банты – бантов.

  3. Валовой. Выборы – выборов. Вероисповедание. Вечеря. Вандалы. Воспринять. Взбалмошный. Вручить – вручит – вручишь. Включить – включит – включишь.

  4. Газопровод. Гербовый. Глашатай. Гражданство. Грошовый. Группировать. Гусеничный.

  5. Диспансер. Договор – договоры – договоров. Диалог. Догмат. Досуг. Деспотия. Добыча. Донельзя. Дремота. Дерматин. Дочиста. Дотемна.

  6. Еретик. Ересь. Житие. Жалюзи.

  7. Знахарь. Завидно. Завсегдатай. Зевота. Задолго. Заимообразно. Зиждиться. Заем – займа. Звонит – звонишь. Знамение. Заиндеветь. Заплесневеть. Закупорить.

  8. Издавна. Издалека. Иначе. Индифферентный. Индустрия. Исповедь. Инцидент. Иконопись. Иероглиф. Исчерпать.

  9. Километр. Квартал. Каталог. Кладовая. Каучук. Кремень. Колледж. Красивый – красивее. Конфиденциальный.

  10. Лацкан. Маклер. Мельком. Мышление. Медикаменты. Мусоропровод.

  11. Надолго. Недуг. Никчемный. Немота. Некролог. Нефтепровод. Новорожденный. Наем – найма. Намерение.

  12. Офицеры – офицеров. Община. Ободрить. Опека. Отзыв. Опошлить. Опрометью. Оптовый. Обеспечение. Облегчить. Одновременно.

  13. Приговор. Призыв. Пасквиль. Пуловер. Пережитое. Памятовать – памятуя. Перипетии. Петля. Приданое. Приурочивать. Противень. Премировать.

  14. Ремень. Рудник. Раскаяние. Ракушка. Рассредоточение.

  15. Совестливый. Созыв. Средства. Сливовый. Соболезнование. Сирота – сироты – сирот. Стюард. Судно. Соглядатай. Столяр.

  16. Туфля. Туфли. Туфель. Танцовщица. Торжество. Туника. Таинство. Триптих. Таможня. Тотчас. Тяжба. Толика.

  17. Убранство. Уведомить. Удобнее. Улика. Упрочение. Укорочение. Умерший. Усугубить. Украинский.

  18. Фарфор. Фимиам. Феномен. Хаос. Хозяева. Ходатайство. Ханжество. Христианин.

  19. Цемент. Центнер. Цыган.

  20. Шасси. Штрафы – штрафов. Шарфы – шарфов.

  21. Щавель. Щебень. Щиколотка.

  22. Экскурс. Экспорт. Эксперт. Эскорт. Эшелон. Экзистенциализм. Экипировка.

  23. Юродивый. Юрисконсульт.

  24. Языковой барьер. Ясли – яслей.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины используются ресурсы материально-технической базы Рубцовского института (филиала) АлтГУ, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных ГОС: компьютерные классы с доступом в Internet, учебные аудитории, мультимедийные проекторы, интерактивная доска и интерактивная панель; лицензионные компьютерные программы, в том числе системное программное обеспечение (Windows XP Professional Service Pack 3, Windows 7 EnterpriseServicePack 1, Windows 7 ProfessionalServicePack 1), пакеты прикладных программ и средства разработки приложений (Excel 2007, Excel 2010, PowerPoint 2003, PowerPoint 2007, PowerPoint 2010, Word 2003, Word 2007, Word 2010, Word 2013), специализированное ПО (Консультант+ 4000).

7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


Основная литература


  1. Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи / О.Я. Гойхман. – М.: Инфра-М, 2007. – 240 с.

  2. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка. / И.Б. Голуб. – М: Айрис-пресс, 2007. – 248 с.

  3. Лямина, О.Н. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. / О.Н. Лямина. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 205 с.

  4. Лямина, О.Н. Русский язык и культура речи (нормативный аспект): Уч.-методич. пособие. / О.Н. Лямина. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007. – 136 с.


Дополнительная литература


  1. Анисимова, Т.В., Гимпельсон, Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. / Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 432 с.

  2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.А.

Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 539 с.

  1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебник / Б.Н. Головин. – М.:

Высш. шк., 1988. – 229 с.

  1. Голуб, И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. / И.Б. Голуб. – М: Рольф, 2001. – 240 с.

  2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. – М: Флинта, Наука., 2002. – 315 с.

  3. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие по культуре

речи / Л.А. Константинова, Л.В. Ефремова, Т.Д. Маликова, Н.Г. Ненилина,Н.А. Сердюкова. Под редакцией докт. пед. наук Л.А. Константиновой. – Тула: Тульский гос. ун-т, 2006. – 170 с. (http://window.edu.ru/library/pdf2txt/656/67656/41020)

  1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И Максимова, А.В Голубевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 356 с.

  2. Сидорова, М.Ю. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций: Учебное пособие для вузов / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005 - 208c.

  3. Солганик, Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие / Г.Я. Солганик. – М: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

  4. Уловки в споре: Методические рекомендации / Автор-составитель О.Н. Лямина. – Барнаул; Рубцовск: АлтГУ, 2007. – 18 с.


Базы данных, интернет-ресурсы,

информационно-справочные и поисковые системы


  1. Знаменитый русский толковый словарь, памятник русской литературы. Дается возможность просмотра всех слов на определенную букву или значения введенного слова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.dal.rin.ru/

  2. Лекция профессора МГУ А.Ч. Козаржевского «Мастерство публичной речи». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/video.aspx?gid=38

  3. Основная часть портала – электронная библиотека, содержащая большое количество книг, статей, методических материалов по языкознанию и литературоведению. Можно познакомиться с новыми проектами, ссылками на филологические Интернет-ресурсы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.philology.ru/

  4. Справочно-информационный портал, посвященный трудностям русского языка. Электронный орфографический словарь, словарь трудностей произношения и ударения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gramota.ru/

  5. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://lib.aldebaran.ru