Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная рабочая программа - страница №1/2

Рабочая учебная программа по истории для 5 класса
Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования. Она составлена на основе Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования РФ, а также авторской программы А.А. Вигасина. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.

Направленность программы: общеобразовательная.

Уровень изучения учебного материала: базовый.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Данная рабочая программа обеспечена УМК, в который входит:



  • примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения;

  • авторская программа А.А.Вигасина, Г.И.Годера «История Древнего мира» 5 класс, «Просвещение», 2008;

  • «История Древнего мира», учебник для 5 класса, авторы А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2009 (учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.);

  • поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арсланова О.В.-2-е издание к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2007 г.,

  • атлас по истории Древнего мира, 5 класс,

  • рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Г.И.Годер.

В курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира (программа включает материал о развитии человечества с первобытных времен и до падения Западной Римской империи). В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Изучение материала предполагает блочное обучение. Даны 5 блоков, каждый из которых заканчивается проведением контрольного урока. Резервные часы направлены на обеспечение изучения основного содержания распределенного по параграфам учебника.

Преемственность соблюдается с курсом «Введение в историю» и курсом «Окружающий мир», изучаемыми в начальной школе. Изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учётом этого рабочая программа на ступени основного общего образования предполагает ввод в 5 классе пропедевтического модуля «Что изучает история». Однако это приводит к уменьшению количества учебных часов, выделяемых на изучение курса истории Древнего мира. Распределение параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.

Межпредметные связи осуществляются с курсами литературы, изобразительного искусства, математики.



Основные цели курса:

  • выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  • формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Курс дает возможность:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения;

  • формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного;

  • вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстраций,

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия,

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения,

  • умения оппонировать и отстаивать свои взгляды, используя исторические факты и аргументы,

  • умения получать историческую информацию из различных исторических источников,

  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений,

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

  • работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

  • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

  • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

  • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

  • давать оценку отдельным явлениям культуры;

  • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

  • составлять характеристику исторических деятелей;

  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Ведущие форма и методы обучения

Главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты). Среди форм организации учебного процесса целесообразно использовать: решение и составление познавательных задач, рассказ по рисунку, историческое сочинение, характеристика исторического деятеля по памятке, составление и разгадывания кроссвордов, ролевые и интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, конкурс рисунков, подготовка сообщений, работа с документами и др.

В процессе организации учебного времени предполагается как индивидуальная, так и работа в парах и в группе.

Методы организации и осуществления образовательной деятельности

-методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения, практических действий,

-словесные методы: рассказ, лекция, беседа, чтение, анализ документов,

-наглядные методы: иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фото, схемы, таблицы.

-практические методы: работа с учебной книгой, атласом, контурной картой,

-методы учебной работы под руководством учителя,

-методы самостоятельной работы учащихся,

-методы стимулирования мотивации учебной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, опора на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха.

-методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости, долга: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

Формы контроля:


  • текущий контроль: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверка и взаимопроверка, терминологические тесты, устные рассказы по плану, сочинения,

  • промежуточный контроль: тематические тесты,

  • итоговый контроль: контрольная работа.

Обязательный минимум содержания (стандарт)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Счет лет в истории. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории.

История Древнего мира

Первобытность. Человек и природа1. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Природные условия. Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.

Древняя Греция. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.

Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Римские законы. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе изучения курса истории Древнего мира учащиеся должны



знать/понимать:

-основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

-временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации,

уметь:

-пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций;

-сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

-спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы;

-оперировать историческими понятиями и датами;

-работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

-предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

-участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.


Список литературы

для учителя

  1. Г.И.Годер. Задания и задачи по истории Древнего мира. М: Просвещение: учеб.дит., 1996.

  2. Дидактические материалы «История Древнего мира и Средних веков». 5-6 классы. / В.В. Сухов и др. – М.: Дрофа, 2000.

  3. С.И. Алексеев. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Русское слово, 2006.

  4. З.А.Камышанова, К.А.Камышанов «300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира». –Я.: Академия развития, 1998.

  5. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.

  6. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

для учащихся

  1. Ж. Рони – Старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев».

  2. Древняя Греция. Книга для чтения.

  3. Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика.

  4. Покровский С.В. Охотники на мамонтов.

  5. Матье М.Э. День египетского мальчика.

  6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.

  7. Гомер. Илиада. Одиссея.

  8. Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры.

  9. Ян В.Г. Спартак.

  10. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.

  11. Энциклопедия для детей. Всемирная история.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по истории Древнего мира




Темы разделов

Кол-во часов

Количество контрольных работ

1.

Что изучает история

10




2.

Жизнь первобытных людей

6




2.1.

Первобытные собиратели и охотники

3




2.2.

Первобытные земледельцы и скотоводы

2




2.3

Обобщение и повторение по теме

1




3.

Древний Восток

16







Древний Египет

6







Западная Азия в древности

7







Индия и Китай в древности

2







Обобщение и повторение по теме

1




4.

Древняя Греция

19







Древнейшая Греция

4







Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

6







Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5







Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.)

3







Обобщение и повторение по теме

1




5.

Древний Рим

15







Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3







Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3







Гражданские войны в Риме

3







Могущество Римской империи

4







Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

3




6.

Итоговое повторение

3

2

7

Резерв

1




8

Итого

70




следующая страница >>