У рок-конспект тема урока: «Художественные особенности повести М. Л. Булгакова «Собачье сердце». Мастерство Булгакова-сатирика» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 9 классе М. А. Булгаков. Жизнь и судьба. Художественные... 1 62.11kb.
Конспект урока по литературе в 9 классе. «Отражение революционной... 1 35.45kb.
Урока по литературе в 9 классе по теме: „Система образов повести М. 1 96.77kb.
Урок по повести «Собачье сердце» М. Булгакова Вот одна из черт моего... 1 175.54kb.
Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М. А. 1 79.48kb.
Проверочная работа на знание повести «Собачье сердце» М. А. 1 28.95kb.
Господин Бортко договорился с господином Зюгановым 1 46.1kb.
Материал по подготовке к егэ (часть С, аргументы) Проблематика повести М. 1 40.61kb.
Заключение 7 1 85.39kb.
«Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи» Интегрированный... 1 36.57kb.
Проверочная работа по творчеству М. Булгакова Даты жизни и смерти М. 1 27.5kb.
Урока по литературе в 9 классе по теме: „Система образов повести М. 1 96.77kb.
- 4 1234.94kb.
У рок-конспект тема урока: «Художественные особенности повести М. Л. Булгакова «Собачье - страница №1/1

Урок разработала - учитель русского языка и литературы МОУ Поповской ООШ Иванова Алла Ильинична ( стаж работы 15 лет, первая квалификационная категория)
Л ИТЕРАТУРА

9 К Л АС С

У РОК-КОНСПЕКТ

Тема урока: «Художественные особенности повести М. Л. Булгакова «Собачье сердце». Мастерство Булгакова-сатирика»

Система уроков но творчеству М.А.Булгакова.



  1. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце».

  2. Проблематика повести «Собачье сердце».

  1. Художественные особенности и повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
    Мастерство М.А. Булгакова-сатирика.

  2. Сочинение по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
    Тип урока: урок обобщения и систематизации материала.
    Цели и задачи.

Для учителя: -познакомить учащихся с нравственно-эстетическим своеобразием

художественного мира Булгакова;

- научить школьников видеть ключевые моменты в произведении, отбирать

материал:

-вызвать интерес у учащихся к нравственным общечеловеческим ценностям.

Для учащихся: -углубить теоретические знания о сатире;

-прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское

мужество писателя, актуальность произведения М.А.Булгакова;

-развивать навыки анализа текста.

Оборудование: портреты М.А.Булгакова, тексты повести, словарь

литературоведческих терминов под редакцией Л.И.Тимофеева, раздаточные

материалы-схемы «Урок мастера».



ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Проверка наличия текстов, рабочих тетрадей по литературе,
    письменных принадлежностей.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве М.А.Булгакова. На

предыдущем уроке речь шла о проблематике повести «Собачье сердце».

Сформулируйте проблемные вопросы, волнующие автора повести.

(Предполагаемые ответы.

-Что действительно ценно для человека?

-Можно ли бездумно вмешиваться в природу?

-Какими путями надо идти, чтобы человек стал лучше, добрее, гуманнее?)

Ребята, у вас на столах лежат листы-схемы,, где нужно отметить

литературоведческие понятия: сюжет, фабула, сатира, её виды и средства.

проблематика, авторская позиция.

Запишите в схему проблемные вопросы, ответить на которые мы попытаемся в

течение урока.

3. Беседа, цель которой - повторить некоторые литературоведческие понятия. Для того, чтобы войти в художественный мир повести, нам придется совершить путешествие, которое обо1атит нас впечатлениями и подскажет, как найти ключ к теме.

Откройте тетради, запишите тему и эпиграф к уроку: «Сатира бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной». ( М.А.Булгаков «Жизнь господина де Мольера»). Два наших про водника-консультанта напомнят нам, что такое фабула, сюжет, сатира, её виды и средства. (Сообщения учащихся).

Сюжет-это ряд событий, последовательно изображенных в литературном произведении. Фабула-это схема, по которой строится сюжет. Повесть состоит из восьми глав и эпилога. Фабула повести связана с идеей очеловечивания животных и с идеей улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.
Что можно пересказать: фабулу или сюжет?

(Сюжет, потому что фабула - это схема, по которой строится сюжет). Сатира- вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. Сатира отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал.

Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры:



ирония - когда смешное скрывается под маской серьезного; юмор - когда серьезное скрывается под маской смешного; сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры - гиперболизм, гротескное несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек и тем, что он делает. Вспомните русских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими.(Крылов, Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов). Есть ли у Пушкина сатирические произведения? (Эпиграмма на Воронцова: «Полумилорд, полукупец...», сатирические строки «Евгения Онегина»(гости на балу у Лариных).

4.Поисковое чтение. Проследите по тексту повести, где встречаются виды и средства сатиры.



Гротеск- предельное преувеличение, основанное на фантастике, сочетании реального и фантастического.(Превращение Шарикова в Полиграфа Полиграфовича Шарикова).

Сарказм. (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским, высказывает суждения по поводу прочитанного).

Юмор.(Мы видим Москву 30-х годов глазами пса Шарика). Гипербола.(Чрезмерное преувеличение- поведение Шарикова).

Ирония.( Операция Шарикова: Преображенский и Борменталь «заволновались, как убийцы», «глаза Борменталя напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор»-лексика, заимствованная из уголовной хроники; пациенты,желающие омолодиться, и т. д.).

Иногда авторская ирония носит скрытый характер: после восторженных слов доктора Борменталя «профессор Преображенский, вы - творец» следует авторская ремарка (клякса), что снижает патетику слов Борменталя. Как вы думаете, какой вид сатиры выступает в качестве средства выражения авторской оценки? (Ирония).

5.Творческое задание. Отметить и представить в лицах самый яркий, на ваш взгляд эпизод повести.

Булгаков использует такой художественный прием, как «говорящие фамилии».

(Преображенский, Шарик(ов), Швондер, Борменталь, Чугункин). В речи героев

повести-Швондера и его помощников встречаются канцеляризмы, штампы.

6.Обратимся к музыкальному фону повести. Принимая пациентов, пошляков и

развратников, профессор Преображенский напевает серенаду Дон Жуана (музыка

П.И.Чайковского на слова А.К.Толстого), что придает комический эффект и

помогает читателю понять авторское отношение к происходящему. (Звучит

музыкальный фрагмент).

Какие чувства и мысли вызвал у вас этот музыкальный фрагмент?

7.Обратимся к портретам М.А.Булгакова. На первом - Булгаков в 1925 году, в

период создания повести «Собачье сердце», на другом - писатель за два года до

своей смерти. Современники вспоминали:

-Булгаков был веселым, артистичным, блестящим.

-Замкнутый, закрытый, не терпящий фамильярности.

-Раскрывался лишь узкому кругу друзей.

Объясняет эти видимые противоречия в характере писателя его друг и первый

биограф П.С.Попов: «Он презирал не людей, он ненавидел только человеческое

высокомерие, тупость, однообразие, повседневность, карьеризм, неискренность и

ложь.. .Сам он был смел... и прямолинеен. Кривда для него никогда не могла стать

правдой. Мужественно и самоотверженно шел он по избранному пути».

8.Подведем итоги, ответив на проблемные вопросы и используя знания о том, что

ирония выступает в качестве средства выражения авторской оценки.

(-Революция., разрушившая культуру, бесплодна. Общество не готово к

небывалому социальному эксперименту- созданию нового человека.

-Бездумно вмешиваться в природу нельзя: профессор вызывает силы зла, и они

уничтожают его самого.

-Нужно уважать труд, культуру, знания, ценить человечность. Преображенский

наказан. Но автор полагает, что эксперимент будет удачным, если мы сможем

понять и раскрыть мир человеческой души.

Кинокритики считают удачной экранизацию повести Булгакова «Собачье

сердце».Режиссер- В.Бортко.

Наши художники подготовили эскиз памятника героям булгаковской повести

«Собачье сердце».

Какой вариант наиболее удачен и почему?

9.Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на одну из тем:

1 .Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?


  1. Сатирическое мастерство М.А.Булгакова. (По повести «Собачье сердце»).

  2. Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце».

  3. Смешон или страшен Шариков?

См. памятку: «Требования к сочинению».

Булгаков использует такой художественный прием, как «говорящие фамилии».

(Преображенский, Шарик(ов), Швондер, Борменталь, Чугункин). В речи героев

повести - Швондера и его помощников встречаются канцеляризмы, штампы.

6.Обратимся к музыкальному фону повести. Принимая пациентов, пошляков и

развратников, профессор Преображенский напевает серенаду Дон Жуана (музыка

П.И.Чайковского на слова А.К.Толстого), что придает комический эффект и

помогает читателю понять авторское отношение к происходящему. (Звучит

музыкальный фрагмент).

Какие чувства и мысли вызвал у вас этот музыкальный фрагмент?

7.Обратимся к портретам М.А.Булгакова. На первом - Булгаков в 1925 году, в

период создания повести «Собачье сердце», на другом - писатель за два года до

своей смерти. Современники вспоминали:

-Булгаков был веселым, артистичным, блестящим.

-Замкнутый, закрытый, не терпящий фамильярности.

-Раскрывался лишь узкому кругу друзей.

Объясняет эти видимые противоречия в характере писателя его друг и первый

биограф П.С.Попов: «Он презирал не людей, он ненавидел только человеческое

высокомерие, тупость, однообразие, повседневность, карьеризм, неискренность и

ложь.. .Сам он был смел... и прямолинеен. Кривда для него никогда не могла стать

правдой. Мужественно и самоотверженно шел он по избранному пути».

8.Подведем итоги, ответив на проблемные вопросы и используя знания о том, что

ирония выступает в качестве средства выражения авторской оценки.

(-Революция., разрушившая культуру, бесплодна. Общество не готово к

небывалому социальному эксперименту- созданию нового человека.

-Бездумно вмешиваться в природу нельзя: профессор вызывает силы зла, и они

уничтожают его самого.

-Нужно уважать труд, культуру, знания, ценить человечность. Преображенский

наказан. Но автор полагает, что эксперимент будет удачным, если мы сможем

понять и раскрыть мир человеческой души.

Кинокритики считают удачной экранизацию повести Булгакова «Собачье

сердце».Режиссер- В.Бортко.

Наши художники подготовили эскиз памятника героям булгаковской повести

«Собачье сердце».

Какой вариант наиболее удачен и почему?

9.Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на одну из тем:



1 .Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?

  1. Сатирическое мастерство М.А.Булгакова. (По повести «Собачье сердце»).

  2. Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце».

  3. Смешон или страшен Шариков?

См. памятку: «Требования к сочинению».

УРОК МАСТЕРА

СЮЖЕТ

ФАБУЛА























































САТИРА И ЕЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА





















































































ПРОБЛЕМАТИКА

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ