Турция Полная официальная форма — Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti). Территория - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Турция Полная официальная форма — Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti). - страница №1/2

Турция

Полная официальная форма — Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti).

Территория - 783 562 км². По размеру - 36-я в мире.

Турция - государство, расположенное в основном в юго-западной части Азии, частично в юго-восточной Европе.

Турция граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном (15 километровый участок границы с Нахичеванской Автономной Республикой) и Ираном; на юге — с Ираком и Сирией; на западе — с Грецией, Болгарией. Турцию омывают четыре моря: Чёрное, Средиземное, Эгейское и Мраморное.



Население - по состоянию на 2013 г . - 75 762 621 чел.

Плотность населения: 97 чел./км²



Столица – Анкара 4 890 893 человек, 2011 г.)

Телефонная связь: международный код Турции - +90. При звонке из Москвы - 8 - гудок - 10 - 90 - код города - номер вызываемого абонента.

Административное устройство

Турция делится на 81 ил (тур. il) (провинцию) (ранее употреблялся термин вилайет). Каждый ил подразделяется на районы (ильче, тур. ilçe), всего по состоянию на 2007 год насчитывается 957 районов. Административный центр ила расположен в его центральном районе (merkez ilçe). Многие, но не все, районы делятся на волости (буджаки). Неофициально, в статистических целях, провинции-илы сгруппированы в 7 регионов.


Перечень регионов:
1.Мраморноморский регион (Marmara Bölgesi)

2. Центральная Анатолия (İç Anadolu Bölgesi)

3. Черноморский регион (Karadeniz Bölgesi)

4. Восточная Анатолия (Doğu Anadolu Bölgesi)

5. Эгейский регион (Ege Bölgesi)

6. Средиземноморский регион (Akdeniz Bölgesi)

7. Юго-Восточная Анатолия (Güneydoğu Anadolu Bölgesi)

Политическое управление ила осуществляется губернатором — vali, которого назначает правительство. Резиденция губернатора называется вилайет (vilayet), отсюда и прежний термин, обозначающий провинцию.

Хозяйством заведует глава муниципалитета — büyükşehir belediyesi başkanı, избираемый всенародным голосованием. Районы также образуют свои муниципалитеты — belediye — во главе с мэрами — belediye başkanı.

Как правило, илы носят то же название, что и их административные центры, также называемые центром или центральным районом (merkez). Но из этого правила есть исключения: ил Хатай (административный центр — город Антакья), Коджаели (административный центр — город Измит) и Сакарья (административный центр — город Адапазары).

Государственное устройство

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту — Великому национальному собранию (Büyük Millet Meclisi), состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года — на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен на уровне 10 %. Глава государства - Президент Республики (Cumhurbaşkanı), избирается Великим Национальным Собранием сроком на 5 лет, осуществляет представительские функции. Исполнительная власть принадлежит Министерскому Совету (Bakanlar Kurulu) во главе с главным министром (Başbakanı), но президент также имеет ряд полномочий. Конституционный надзор над исполнительной и законодательной властью осуществляет Конституционный Суд (Anayasa Mahkemesi), состоящий из 11 постоянных и 4 переменных членов, назначаемых президентом и судебными коллегиями более низких инстанций в ходе сложных и нередко запутанных переговоров, голосований и консультаций. Председателем Конституционного Суда (с октября 2007 года) является Хашим Килич.

21 октября 2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию. Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срок полномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства — президента — избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избираться путём всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания ещё на один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года.
У власти находится умеренно консервативная Партия справедливости и развития.
12 сентября 2010 года был проведён ещё один референдум по поправкам в конституцию страны. 58 % голосов против 42 % турки внесли изменения в основной закон. Эти изменения призваны углубить процесс демократизации страны. В частности, ещё больше ограничено влияние армии на политическую и общественную жизнь: роль военных трибуналов будет значительно уменьшена, а юридическая неприкосновенность организаторов военного переворота 1980 года будет отменена. Кроме того, количество членов Конституционного суда Турции увеличится с 11 до 17.

Государственный язык – турецкий.

Денежная единица – Турецкая лира.

Буквенный код лиры – TRY, официальный курс на 18.02.2014 – 1 TRY= 16,4 RUR

Климат

При взгляде на географическую карту Турции обращает на себя внимание обилие гор и плоскогорий. Расчленённость страны обусловливает вертикальную зональность природных ландшафтов, разнообразие дикорастущих и культурных растений, по богатству которых турецкая территория уступает, быть может, лишь разнообразию флоры Кавказа.

В Турции сочетаются высокие, расчленённые ущелья и увенчанные снежными вершинами горные хребты с глубокими котловинами, обширные сухие нагорья с вечнозелёными приморскими равнинами, утопающими в богатой субтропической растительности.

По характеру рельефа Турция — горная страна; средняя высота её над уровнем моря около 1000 м почти вся территория занята Малоазиатским нагорьем, в составе которого различают окраинные горы (Понтийские и Тавр) и расположенное между ними Анатолийское плоскогорье, на юго-востоке которого возвышаются несколько потухших и один активный вулкан Эрджиес (3916 м). Восточная часть Турции расположена в пределах Армянского нагорья. Это самый высокий и труднодоступный район страны. Здесь находятся её высшие точки: потухшие вулканы Большой Арарат (тур. Агры, 5165 м) и Сюпхан (4434 м), а также действующий вулкан Немрут (3050 м). Низменных равнин в стране мало, они приурочены к отдельным участкам морских побережий и к устьям рек.

Турция — страна преимущественно горная. В связи с этим климат страны носит в среднем горный характер и черты континентального климата. Лето в Турции повсеместно жаркое и засушливое, зимы снежные и холодные. На Эгейском и Средиземном море климат средиземноморский, с более мягкой зимой, устойчивый снежный покров не образуется. На Чёрном море климат умеренно-морской с характерными для него тёплым летом и прохладной зимой. Температура зимой (в январе) составляет примерно +5 °C, летом (в июле) — около +23 °C. Осадков выпадает до 1000—2500 мм в год. Летом среднесуточная температура может превысить 30 и (изредка) 35 °C, а жара может превысить +40 °C, но это бывает сравнительно редко на южном побережье Турции. На юго-востоке Турции климат имеет черты тропического пустынного, и влажность низкая, в отличие от высокой влажности на берегу Чёрного моря.
Полезные ископаемые

На сегодняшний день в Турции ведется добыча 53 видов полезных ископаемых. Это, прежде всего каменный уголь, лигниты, различные рудные ископаемые: железо, свинец, цинк, марганец, ртуть, сурьма, молибден, различные виды неметаллического минерального сырья, мрамор и другие строительные материалы. Общие резервы медной руды Турции составляет приблизительно 1,7 млн. т (мировые резервы - 950 млн. т.). Месторождения медной руды расположены в Артвине, Мургуле, Гиресун-Эспие, Ризе-Чайели, Элазыг-Эргани, Кастамону-Кюре и Сиирте.


На долю Турции приходится 25 % общемирового запаса ртути. Здесь имеются богатейшие залежи вольфрама, известно около ста месторождений меди. Из нерудных ископаемых известны месторождения селитры, серы, мрамора, поваренной соли. Естественной солеварней, снабжающей солью всю Турцию, является озеро Туз.

Основные полезные ископаемые Турции - хромиты (Тавр, Западно-Понтийские горы, Измиро-Анкарский прогиб), бораты (Западно-Понтийские горы), бокситы (Тавр, Понтийские горы), вольфрам, ртуть, сурьма (Мендерес, Кыршехир, Западно-Понтийские горы), медь (Понтийские горы, Тавр), каменный уголь (Понтийские горы). Известны промышленно разрабатываемые месторождения нефти (на Юго-Востоке в краевом прогибе), марганца, железа, свинца, цинка, асфальтита, бурого угля, магнезита, барита, корунда, асбеста, флюорита, серы, фосфатов, каменной соли и др. Запасы трёхокиси вольфрама 60 тыс. т, хромитов - 10 млн. т, ртути - 27 тыс. т, сурьмы - 110 тыс. т.

Турция - один из основных производителей и экспортёров хромовой руды (хромита) и ее концентратов. Турецкие запасы хромита оцениваются в 26 млн. т. и по этому показателю занимает 4-ое место в мире.

Основные запасы каменного угля Турции сосредоточены на Черноморском побережье в районе Зонгулдака в месторождениях Арматчулук, Козлу, Узулмез, Карадон и Амасра.


В Турции добываются различные виды сырья: бурый и каменный уголь, нефть, железная, хромовая, медная, свинцовая, цинковая и марганцевая руда, бокситы, бор, бораты, барит, сера, сурьма, магнезит, доломит, полевые шпаты, кальцит, трона, поваренная соль, золото, серебро, пемза, а также мрамор, травертин, гранит, песок, щебень, гипс, глина, асбест, бентонит и цеолиты. По состоянию на 2003 год доля горнодобывающей промышленности в ВВП Турции составляла 1,1 % (около 2,6 млрд долл. в денежном исчислении), в 2009 году — 1,5 %. Главными производителями бурого угля, который в основном используется в энергетике, являются государственные компании Turkish Coal Enterprises (TKİ) и Electricity Production Cooperation, а каменного угля — Turkish Hard Coal Enterprises (TTK). Основным районом добычи TKİ является Кахраманмараш, а TTK — Зонгулдак. Добычу нефти контролируют государственная компания Türkiye Petrolleri Anonim Ortaklığı[en] / Turkish Petroleum Corporation (около 70 %) и англо-голландская Royal Dutch Shell (около 30 %), однако внутренняя добыча нефти и газа покрывает потребности страны лишь на 3 %, делая её крупным импортёром энергоносителей.
Единственным производителем и экспортёром бора является государственная компания Eti Mine Enterprises (Eti Maden). В сфере добычи и обработки мрамора, травертина, гранита и других камней преобладают небольшие частные компании (в 2009 году в секторе работало 1,5 тыс. карьеров, 2 тыс. фабрик, 9 тыс. мастерских и около 300 тыс. занятых). В области добычи магнезита и хромитов также доминируют небольшие частные компании (крупнейшим переработчиком и экспортёром магнезита является компания Kutahya Magnesite, крупнейшими переработчиками и экспортёрами хромитов — компании Eti Krom и Eti Elektrometalurji). Небольшая добыча железной и медной руды не покрывает внутренний спрос промышленности и Турция импортирует эти виды сырья. Добычей и первичной обработкой медной руды занимаются компании Eti Bakir, Karadeniz Bakir Isletmeleri и Cayeli Bakir Isletmeleri, железной руды — Erdemir, добычей золота — Tuprag Metal Madencilik, Eldorado Gold[en], Frontier Development Group, Odyssey Resources и Anatolia Minerals Group, добычей и обработкой бокситов — Eti Aluminyum.
В 2002 году экспорт продукции турецкой горнодобывающей промышленности составил 387 млн долл. (в 1990 году — 326 млн), при этом импорт сырья (включая нефть, природный газ, коксующийся уголь, железную руду и фосфаты) достиг почти 7,2 млрд долл. (в 1990 году — более 4,1 млрд). В 2002 году в стране было добыто 49,6 млн т бурого угля, 3,3 млн т каменного угля, 3,4 млн т железной руды, 3 млн т магнезита, 2,9 млн т медной руды, 2,2 млн т бора, более 300 тыс. т хромитов и почти 560 тыс. кубических метров мрамора. В том же году Турция экспортировала 2,1 млн т полевых шпатов, 400 тыс. т бора, 266 тыс. т магнезита, 265 тыс. т хромитов, 210 тыс. т медной руды и более 800 тыс. кубических метров мрамора.
В 2009 году оборот горнодобывающей промышленности составлял 9,2 млрд долл. (в 2002 году — 1,9 млрд, в 2008 году — 10,2 млрд), что позволило стране занять 28 место в мире по этому показателю, а экспорт — 2,45 млрд долл. (в 2008 году — 3,2 млрд). Основными товарными группами экспорта были мрамор и другие природные камни (около 50 %), а также медная руда (12 %), хромиты (11 %), полевой шпат (4 %), бор (4 %) и пемза. Главными рынками сбыта для турецкой горнодобывающей промышленности были Китай, США, Италия, Индия и Великобритания. По состоянию на 2010 год Турция обладала 2,5 % мировых запасов промышленных полезных ископаемых, в том числе 72 % бора, более 50 % перлита, 33 % мрамора, 20 % бентонита и 10 % полевых шпатов.
В 2008 году в стране было добыто 6,8 млн т полевых шпатов, 5,1 млн т хромитов, 5 млн т бора, 4,7 млн т железной руды, 3,4 млн т пемзы, 370 тыс. т гранита, более 2,2 млн м³ мрамора и 760 тыс. м³ травертина. Турция занимает первое место в мире по производству полевых шпатов и пемзы, входит в десятку ведущих мировых производителей обработанного камня, каменных блоков и хромитов (занимает второе место в мире по экспорту хромитов). Благодаря либерализации, приватизации и предоставлению стимулов в сектор пришли международные инвесторы — Taiyuan Iron & Steel Group, Odien Asset Management, SCR Sibelco, Eldorado Gold, Alamos Gold, Amcol International и Halcor.

Промышленность

По состоянию на начало 1980-х годов в горнодобывающей промышленности и энергетике доминировал государственный капитал (он же контролировал крупнейшие предприятия обрабатывающей промышленности, особенно в металлургическом, нефтехимическом и машиностроительном секторе). В стране добывали до 5 млн т коксующегося каменного угля, 2,5 — 3 млн т нефти и 2,4 млн т железной руды. Производство электроэнергии составляло 25 млрд кВт⋅ч (в 1970 году — 8,6 млрд), доля гидроэлектростанций увеличилась до 45 %, а удельный вес жидкого топлива (главным образом нефти и мазута) снизился до 27 %. Почти 3/4 потребляемой электроэнергии шло на нужды промышленности. В машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли работало более 160 тыс. человек, при чём около 75 % из них — в частном секторе. Турция выпускала около 100 тыс. автомобилей в год, 30 тыс. тракторов, 740 тыс. холодильников, 230 тыс. стиральных машин и 490 тыс. телевизоров. Нефтеперерабатывающие заводы перерабатывали до 13 млн т сырой нефти в год, около 30-и цементных заводов производили до 15 млн т цемента. В лёгкой промышленности было занято 170 тыс. человек, страна выпускала в год 1,5 млрд м хлопчатобумажных тканей (3/4 мощностей принадлежало частному сектору) и 58 млн т шерстяных тканей. Пищевая промышленность производила в год 1 млн т сахара, 50 тыс. т табачных изделий (для внутреннего рынка), 90 млн л пива и 40 млн л вина. В экспорте доля промышленной продукции составляла около 50 %, на внешние рынки вывозились пищевые продукты (в том числе кондитерские изделия, растительные масла, вина), сигареты, ткани, кожаные изделия, цветные металлы, глинозём, цемент, а также первые автомобили, тракторы и бытовая электротехника.

В середине 1970-х годов в связи с мировым нефтяным кризисом промышленность Турции, зависившая от импорта нефти, продемонстрировала свою уязвимость от внешних факторов, а в конце 1970-х годов вся турецкая экономика оказалась в глубоком кризисе, который выявил слабые стороны закрытой этатистской модели развития и ориентации промышленности на импортозамещение. С начала 1980-х годов стратегия индустриализации изменилась и правительство Сулеймана Демиреля сделало упор на рыночную экономику с преобладанием ориентированной на экспорт промышленности и интеграцию Турции в мировое хозяйство. Эти реформы существенно активизировали частный сектор и улучшили адаптируемость турецкой экономики к внешним и внутренним воздействиям. Главным источником промышленного роста стали частные турецкие и иностранные инвестиции (около 60 % всех прямых иностранных инвестиций направлялось в обрабатывающую промышленность), за собой государство оставило развитие энергетики, шоссейных и железных дорог, портов, отсталых восточных регионов, а также поддержку приоритетных отраслей промышленности и внедрение передовых технологий. Кроме того, власти начали широкую распродажу государственных активов в промышленности (в 1985 — 2005 годах общая сумма выручки от продажи госпредприятий и имущества составила около 25 млрд долл.). Важным толчком к дальнейшему развитию промышленности стало принятие Турции в ВТО в 1995 году и заключение таможенного союза со странами ЕС в 1996 году. Экономические кризисы конца 1990-х (Азиатский финансовый кризис 1997 года и последовавший за ним Российский экономический кризис 1998 года), усиленные масштабным турецким финансовым кризисом конца 2000 — начала 2001 года, привели к серьёзному сокращению промышленного производства, но со второй половины 2002 года, благодаря оживлению внутреннего рынка и росту экспортных поставок, экономика Турции начала восстанавливаться. К началу 2000-х годов доля малых и средних предприятий в промышленности Турции составляла 99,5 %.

Благодаря мерам по стимулированию промышленного экспорта, осуществляемым с начала 1980-х годов, его удельный вес в общем экспорте вырос с 36 % в 1980 году до 79 % в 1990 году и до 95 % в 2000 году. В 2002 году добавленная стоимость промышленности Турции составляла 46,5 млрд долл. (в 1990 году — 38,5 млрд), в том числе обрабатывающей промышленности — 37,1 млрд долл. (в 1990 году — 33,1 млрд), энергетики — 7,5 млрд долл. (в 1990 году — 3 млрд), горнодобывающей промышленности — 1,9 млрд долл. (в 1990 году — 2,4 млрд). Экспорт продукции обрабатывающей промышленности в 2002 году составил 32,7 млрд долл. (в 1990 году — 10,3 млрд). Доля промышленности в ВВП страны в 2002 году составляла 25 % (в 1990 году — 26 %). К 2004 году благодаря приватизации более 80 % производства и около 95 % инвестиций в обрабатывающую промышленность приходилось на частный сектор.

В 2002 году основными статьями производства были пищевые продукты (19,8 %), текстиль (12,9 %), готовая одежда (8,6 %), химические изделия (7,3 %), кокс и нефтепродукты (6,7 %), металлы (4,9 %), автомобили (4,7 %), машины и оборудование (4,5 %), табачные изделия (3,9 %). В том же году основными статьями экспорта были готовая одежда (20,5 %), текстиль (16,8 %), автомобили (9,9 %), металлы (7,7 %), машины и оборудование (7,1 %), пищевые продукты (4,8 %), химические изделия (4,7 %)[3]. Во второй половине 2008 — первой половине 2009 года в результате мирового кризиса промышленное производство Турции вновь значительно сократилось, но в 2010 году в производстве и экспорте начался рост.

Важной формой стимулирования производства является создание промышленных зон, которые в Турции подразделяются на малые промышленные зоны, организованные промышленные зоны и индустриальные зоны. Первая организованная промышленная зона была основана в 1962 году, а к 2008 году их насчитывалось 216 общей площадью свыше 62,5 тыс. гектаров (в ОПЗ было зарегистрированно более 22,2 тыс. промышленных предприятий). С 1965 по 1998 год в Турции было создано 294 малые промышленные зоны, которые специализируются на обеспечении запасными частями и комплектующими различных отраслей обрабатывающей промышленности (в 1998 году в МПЗ располагалось более 70 тыс. предприятий, на которых трудилось около 424 тыс. человек). В 2002 году начала внедряться программа создания индустриальных зон, специализирующихся на привлечении иностранных инвестиций. Значительная часть экспортных операций и иностранных инвестиций проходит через свободные зоны, первые из которых были созданы в 1987 году. Сейчас такие зоны расположены в Чорлу, Стамбуле, Измире, Менемене, Мерсине, Анталье, Трабзоне, Эрзуруме, Мардине, Ризе, Самсуне, Кайсери, Юмурталыке, Газиантепе, Бурсе, Денизли и Гебзе.

Кроме того, в мае 2010 года власти для стимулирования научно-исследовательских работ и высокотехнологических секторов промышленности создали 38 зон технологического развития (больше всего в илах Анкара, Стамбул и Коджаэли). Также, согласно планам правительства, были созданы специализированные производственные кластеры: Анкара (программное обеспечение и промышленное оборудование), Конья (автокомплектующие), Маниса (электроника), Денизли — Ушак (домашний текстиль), Мерсин (обработанные продукты), Измир (органические продукты), Мугла (производство яхт), Эскишехир, Биледжик и Кютахья (керамика)

Промышленность Турции — один из ведущих секторов турецкой экономики

По числу занятых и доле в общем экспорте ключевую роль играет производство текстиля и готовой одежды. Продолжают сохранять важное значение первичная переработка продукции сельского хозяйства и пищевая промышленность. Увеличивается значение машиностроения (особенно автомобилестроения) и химической промышленности. В последние два десятилетия благодаря широкой программе приватизации существенно сократилось присутствие государственного капитала в промышленности, а общая либерализация экономики привлекла в промышленный сектор иностранный капитал и передовые зарубежные технологии. Зарубежные компании привлекают, прежде всего, ёмкость быстрорастущего турецкого рынка, некоторые сектора которого остаются ещё далёкими от насыщения и имеют большой потенциал, хороший инвестиционный климат, высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила, а также близость к соседним рынкам, особенно европейскому, привлекательным с точки зрения экспорта.

Однако, во многих секторах промышленности Турции продолжают доминировать мелкие и средние (часто семейные) компании, сохраняется большая зависимость от импортных комплектующих и технологий, а также слабое развитие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы. Также сохраняется региональная диспропорция в развитии промышленности и продолжает увеличиваться отставание восточной Турции от западной, особенно от развитых промышленных районов вокруг Стамбула, Измита и Измира.

По состоянию на 2012 год в число крупнейших промышленных корпораций Турции входили Tüpraş, Ford Otosan, Oyak-Renault, Arçelik, Elektrik Üretim[en], Tofaş, İsdemir, Erdemir, İÇDAŞ и Aygaz (причём пять из них входили в сферу интересов крупнейшей турецкой группы Koç Holding: Tüpraş, Ford Otosan, Arçelik, Tofaş и Aygaz, а три — в сферу интересов армейского пенсионного фонда OYAK: Oyak-Renault, İsdemir и Erdemir). Рост промышленного производства составил в 2012 году 1,7%. Из 27,3 млн трудящихся в промышленности было занято 26,2 %. Экспорт в 2012 году составил 163,4 млрд долл. (в 2011 году — 143,5 млрд), основными товарными группами были готовая одежда, пищевые продукты, текстиль, металлы и транспортное оборудование (главным образом автомобили и комплектующие). Главными потребителями турецких товаров были Германия (8,6 %), Ирак (7,1 %), Иран (6,5 %), Великобритания (5,7 %), ОАЭ (5,4 %), Россия (4,4 %), Италия (4,2 %) и Франция (4,1 %).

Основные отрасли экономики Турции (% к ВВП) по состоянию на 2012 год

По состоянию на 2008 год пятью крупнейшими промышленными регионами были Стамбул, Бурса — Эскишехир — Биледжик, Коджаэли — Сакарья — Дюздже — Болу — Ялова, Анкара и Измир. В обрабатывающей промышленности было занято 2,86 млн человек, в строительстве — 717,1 тыс., в горнодобывающей промышленности — 97,7 тыс., в энергетике, газовом и водном хозяйстве — 96,4 тыс.








Лёгкая промышленность
В 2002 году турецкая текстильная и швейная промышленность произвела продукции на 27,7 млрд долл. и экспортировала на 13,9 млрд долл. (в 1979 году — на 595 млн долл., в 1990 году — на 5,1 млрд долл.), её доля в общем промышленном производстве составляла 21,5 %, в общем экспорте промышленной продукции — 36,2 %, в общем экспорте — 33,7 % и в ВВП Турции — более 10 %. В 2007 году Турция произвела текстиля и одежды на 30 млрд долл., экспорт текстиля, одежды и ковров достиг 24 млрд долл., что составляло 21 % общего экспорта (Турция выдвинулась на пятое-шестое место в мире по экспорту одежды и на третье-четвёртое место — по экспорту домашнего текстиля). В 2009 году экспорт текстиля и одежды сократился до 19,3 млрд долл., составив 19 % общего экспорта. Если в 1980-х годах в экспорте преобладали волокна, пряжа и ткани, то постепенно стала расти доля готовой одежды. Основными импортёрами турецкого текстиля и одежды являются страны Евросоюза, Россия и Украина. В текстильной, швейной и кожевенной промышленности Турции занято более трети всех работающих в обрабатывающей промышленности (по различным данным, в текстильной и швейной отраслях работало от 750 тыс. до 1,9 млн человек и около 40 тыс. компаний). Доля частного иностранного и турецкого государственного капитала в лёгкой промышленности незначительна. Под давлением более дешёвой продукции из Китая, Вьетнама, Индии, Бангладеш и Пакистана многие турецкие компании перешли в более дорогой ценовой сегмент и освоили производство брендовой продукции. Также большую роль продолжает играть ковровая промышленность. В 2007 году страна экспортировала ковров машинного производства на 850 млн долл. (мощности позволяли производить более 190 млрд кв. м) и ковров и ковриков ручной работы на 186 млн долл. (производство оценивалось в 3,5 млн кв. м). Кроме того, активно развивается сектор расходных материалов — застёжек-молний, пуговиц, кнопок, крючков, шнурков, этикеток, резинок, вышивки, тесьмы, войлочных стелек, упаковочных, отделочных и обивочных тканей и лент (в 2007 году прямой экспорт этих товаров составил почти 500 млн долл., а косвенный, в составе текстиля и одежды — 1,8 млрд долл.)

Текстиль

Текстильная промышленность является одним из старейших и ведущих секторов турецкой экономики. Экономическая реформа, осуществлённая в 1980 году, способствовала росту экспорта текстильной продукции и импорту нового текстильного оборудования. В 2002 году текстильная промышленность произвела продукции на 16,6 млрд долл. (в 1990 году — 8,8 млрд) и экспортировала на 6,2 млрд долл. (в 1990 году — 3,1 млрд). В 2005 году было произведено текстильной продукции на 17,5 млрд долл., в 2006 году экспорт текстиля достиг 8,1 млрд долл. (в том числе тканей — 3,1 млрд, волокон и пряжи — более 1,7 млрд). В 2009 году в десятку крупнейших покупателей турецкого текстиля входили Россия (15 %), Италия (9,7 %), Германия (6,1 %), Румыния (4,6 %), Польша (4,3 %), Иран (4,1 %), Болгария (3,8 %), Великобритания (3,2 %), Египет (2,9 %) и США (2,9 %). Главными статьями текстильного экспорта являются синтетические ткани, хлопчатобумажные ткани, нити и пряжа, шерстяные ткани. Кроме того, Турция является ведущим в мире производителем шерстяной пряжи и третьим по величине производителем мохера.

В 2005 году Турция произвела 1,65 млрд м хлопчатобумажных тканей (в 2004 году — 1,7 млрд м), 688 млн м синтетических тканей, 63 млн м шерстяных тканей, 13 млн м льняных, пеньковых и джутовых тканей и 55 тыс. т кордовых тканей, а также 1,05 млн т хлопчатобумажной пряжи, 714 тыс. т искусственной пряжи, 453 тыс. т химических волокон, 200 тыс. т шерстяной пряжи, 2 тыс. т льняной и джутовой пряжи, 1 тыс. т мохера. Турция является крупным производителем и экспортёром домашнего текстиля, особенно в страны Евросоюза (где она занимает второе место в этом секторе). В 2007 году страна экспортировала изделий домашнего текстиля на 1,9 млрд долл. (полотенец, постельного и столового белья, штор, занавесок, покрывал, мебельной обивки и одеял). С ростом благосостояния граждан увеличился спрос на технический текстиль и изделия из нетканых материалов — средства женской гигиены, подгузники, медицинский текстиль, зубную нить, тупферы и т. д. Кроме того, широкое применение технического текстиля наблюдается в автомобильной, упаковочной, швейной и химической промышленности, строительстве, логистике, медицине, фильтрации и сельском хозяйстве (мешки и большие сумки, кордовые волокна для шинн, ремни безопасности, мембраны, чехлы, ткани высокой устойчивости, верёвки и канаты). В 2007 году Турция произвела 110 тыс. метрических тонн нетканного текстиля и экспортировала технического и нетканного текстиля на более 1,5 млрд долл. (страна занимает первое место в мире по экспорту больших мешков и сумок и одно из ведущих мест по экспорту кордовых волокон для шин).

Наибольшая концентрация текстильных предприятий наблюдается в Мраморноморском (56 % занятых в текстильной промышленности страны, 67 % всех текстильных компаний и 71 % экспорта текстиля, основные центры — Стамбул, Бурса, Текирдаг и Балыкесир), Эгейском (12 % занятых в текстильной промышленности страны, 11 % всех текстильных компаний и 10 % экспорта текстиля, основные центры — Измир, Денизли и Ушак) и Средиземноморском (основные центры — Газиантеп, Адана, Кахраманмараш и Анталья) регионах, а также в Центральной Анатолии (основной центр — Кайсери).


Среди крупнейших производителей тканей Турции выделяются компании Korteks Mensucat, Kordsa Global Endüstriyel, Zorlu Linen Dokuma, Bilkont Diş, Altinyildiz Mensucat, Gap Güneydoğu Tekstil, Atateks Tekstil, Akin Tekstil, Kilim Grubu Kartaltepe, Yünsa Yünlü, Örma Tekstil, Çetinkaya Mensucat, Aydin Örme, Flokser Tekstil, Şahinler Mensucat, Aydin Mensucat и Aksu Iplik Dokuma (Стамбул), Sanko Tekstil и Isko Dokuma (Газиантеп), Yeşim Tekstil, Küçükçalik Tekstil, Akbaşlar Tekstil, Negris Tekstil и Harput Tekstil (Бурса), Bossa (Адана), S.S. Tariş Pamuk и Söktaş Tekstil (Измир), Menderes Tekstil, Denizli Basma, Ozanteks Tekstil и Küçüker Tekstil (Денизли), Orta Anadolu, Birlik Mensucat, Boyteks Tekstil и Karsu Tekstil (Кайсери), Kipaş Mensucat, Arsan Tekstil, Matesa Tekstil, Kipaş Denim и Iskur Tekstil (Кахраманмараш), Ataç (Анталья) и Işbir Sentetik Dokuma (Балыкесир). В турецкой текстильной промышленности сильно присутствие ведущих финансово-промышленных групп страны: Çalık Holding, Sabanci Holding, Zorlu Holding[en], Sanko Holding, Boydak Holding, Hamoğlu Holding, Akça Holding,Yimpaş Holding, Ren Holding и Sun Holding.
Крупнейшими производителями волокон и пряжи являются компании Aksa Akrilik Kimya, Korteks Mensucat, Kordsa Global Endüstriyel, Bilkont Diş, Atateks Tekstil, Aydin Mensucat и Aksu Iplik Dokuma (Стамбул), Advansa Sasa Polyester (Адана), Sanko Tekstil, Gülsan Sentetik Dokuma, Isko Dokuma, Merinos Hali и Akteks Akrilik (Газиантеп), S.S. Tariş Pamuk (Измир), Orta Anadolu и Karsu Tekstil (Кайсери), Kipaş Mensucat, Arsan Tekstil и Iskur Tekstil (Кахраманмараш), Akbaşlar Tekstil, Negris Tekstil, Biran Iplik, Sifaş Sentetik Iplik и Coats Türkiye Iplik (Бурса), Birko Birleşik (Нигде)[23]. Крупнейшими производителями технического текстиля и нетканных материалов являются компании Kordsa Global Endüstriyel, Gülsan Group, Hassan Group, Advansa Sasa Polyester, General Tekstil, Hayat Temizlik, Mogul Tekstil, Vateks Tekstil, Aklnal Sentetik Tekstil, Fiberflon, Sude Suni Deri и Kurt Kuma.
Одежда
Турция славится производством и экспортом готовой одежды. Швейная промышленность зародилась в 1950-х годах, но её бурный рост начался в конце 1970-х. В 2002 году швейная промышленность произвела продукции на 11 млрд долл. (в 1990 году — 3,2 млрд) и экспортировала на 7,6 млрд долл. (в 1990 году — 2 млрд). В 2007 году экспорт одежды достиг 13,5 млрд долл., в пятёрку крупнейших покупателей турецкой одежды входили Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и США (в том же году Турция являлась вторым по величине поставщиком готовой одежды в страны Евросоюза, четвёрным в мире экспортёром вязанной одежды и восьмым в мире экспортёром тканной одежды). Около 80 % экспорта одежды приходилось на изделия из хлопчатобумажных тканей. Вязанные изделия составляли около 60 % всего экспорта турецкой одежды, а тканные — около 40 %. Стамбул является крупнейшим центром турецкой моды и центром торговли одеждой, а большинство швейных фабрик расположено в городах Измир, Бурса, Анкара, Денизли, Газиантеп, Кайсери, Текирдаг, Адыяман, Кахраманмараш, Адана, Адапазары, Конья и Мерсин. Наиболее экспортноориентированным подсектором швейной промышленности является производство кожаной и меховой одежды, в котором Турция занимает третье место в мире, уступая лишь Китаю и Италии (в 2002 году производство составило 882 млн долл., а экспорт — 411 млн долл.). Основными центрами по производству кожаной и меховой одежды являются Стамбул, Измир, Чорлу, Салихлы и Анталья.
В 2007 году среди важнейших товарных групп экспорта одежды выделялись вязанные футболки и майки (3,088 млрд долл.), тканные женские костюмы, платья, юбки и шорты (2,38 млрд долл.), тканные мужские костюмы, жакеты, брюки и шорты (1,351 млрд долл.), вязанные свитеры, пуловеры и жакеты (1,27 млрд долл.), вязанные женские костюмы, платья, юбки и шорты (888 млн долл.), вязанные колготы и чулки (856 млн долл.), вязанные женские блузки и рубашки (587 млн долл.), тканные мужские рубашки (511 млн долл.), тканные женские блузки и рубашки (492 млн долл.).

Среди крупнейших и наиболее известных турецких производителей одежды выделяются компании Çak Group[en] (фабрики в Стамбуле и Адапазары), Mavi Jeans[en] (фабрика в Черкезкёй), Saray Hali (фабрика в Стамбуле), Yataş Yatak (фабрика в Кайсери), Yakupoglu Tekstil (фабрика в Анкаре), Üniteks Gida Tekstil (фабрика в Измире), Aydinli Hazir (фабрика в Стамбуле), Mintay Tekstil (фабрика в Стамбуле). Также предприятия Турции выполняют заказы компаний Hugo Boss, Levi Strauss & Co., H&M, Inditex и Benetton Group.


Кожевенные изделия и обувь
Выделка кож и производство кожаной обуви и аксессуаров являются важным сектором лёгкой промышленности Турции. В 2002 году кожевенная промышленность Турции, период быстрого развития которой начался в 1980-х годах, произвела продукции на 2,3 млрд долл. и экспортировала на 250 млн долл. (в 2007 году — почти на 850 млн долл.). Сокращение внутреннего производства сырых кож компенсировалось масштабным импортом кожевенного сырья (если в 1990 году он составлял 128 млн долл., то в 2002 году вырос до 423 млн долл.). Крупнейшими центрами кожевенной промышленности являются три специализированные зоны в Тузле, Менемене (Измир) и Чорлу, открытые в 1990-х годах, а также Маниса, Кула, Салихлы, Ушак, Бор, Бурса, Гереде, Денизли, Антакья, Ыспарта, Гёнен и Газиантеп. Центрами производства изделий из кожи (ремни, кошельки, сумки, портфели и чехлы) являются Стамбул, Измир, Бурса и Анкара.
Обувная промышленность зародилась в 1950-х годах, но процесс её модернизации и стремительного роста пришёлся на 1980-е годы. Мощности по ежегодному производству обуви выросли со 155 млн пар в 1990 году до 305 млн пар в 2002 году (наибольший рост наблюдался в сегментах тапочек и обуви из полиуретана). В 2002 году отрасль произвела продукции на 1,4 млрд долл. (в том числе кожаной обуви — на 951 млн долл., тапочек — на 192 млн, текстильной обуви — на 142 млн, пластиковой обуви — на 91 млн и резиновой обуви — на 31 млн) и экспортировала на 154 млн долл. В том же году Турция занимала 11-е место среди крупнейших мировых производителей обуви с долей в 1,3 % мирового рынка.
В 2007 году в обувной промышленности работало 27 тыс. человек и более 4,7 тыс. компаний. Турция экспортировала обуви на 316 млн долл. (в том числе кожаной обуви — на 167 млн), основными рынками сбыта были Россия, Румыния, Болгария, Саудовская Аравия, Великобритания, Греция, Германия, Нидерланды, Франция, Ирак и Израиль. Крупнейшими центрами обувной промышленности являются Кючюкчекмедже, Борнова (Измир), Газиантеп, Конья, Анкара, Маниса, Денизли, Адана, Малатья, Антакья, Трабзон, Искилип и Ыспарта.
Также развивается и экспортирует свою продукцию подсектор комплектующих для обуви (подошвы, каблуки, супинаторы, ранты), крупнейшими центрами которого являются Стамбул, Измир, Конья и Газиантеп. Среди наиболее известных турецких производителей и экспортёров обуви выделяются компании ASD Footwear (внешнеторговое объединение малых и средних производителей обуви) и Lescon (крупный производитель спортивной обуви).
Пищевая промышленность
Производство продуктов питания и напитков, которое опирается на развитое сельское хозяйство, занимает важное место в промышленном секторе Турции. В 1990-х годах государство приватизировало многие молочные и мясные предприятия, сохранив небольшое присутствие лишь в сахарной и чайной промышленности. Под давлением розничных сетей (Migros Türk, Carrefour, BİM, Metro, Tansaş и Tesco Kipa) турецкие пищевые предприятия повышают качество выпускаемой продукции, переходя на международные стандарты, увеличивают глубину обработки и долю упакованных продуктов (всё большее распространение получает готовая к употреблению еда — полуфабрикаты и замороженные продукты). К 2000 году среди общего количества пищевых предприятий более 65 % приходилось на мукомольные фабрики, пекарни и макаронные предприятия, 11,5 % — на фабрики по обработке овощей и фруктов, 11 % — на молочные предприятия, 3,5 % — на масложировые фабрики, 3 % — на кондитерские фабрики, остальное — на мясообрабатывающие и другие предприятия. В 2002 году пищевая промышленность страны произвела продукции на 25,5 млрд долл. и экспортировала на 1,6 млрд долл., в этом же году её доля в ВВП Турции составляла около 5 %, а в общем промышленном производстве — около 20 % (в отрасли было занято более 100 тыс. зарегистрированных сотрудников и работало свыше 28 тыс. предприятий, в том числе 2 тыс. — относительно крупных и современных).
В 2002 году среди общего производства пищевых продуктов 40,7 % пришлось на продукты из зерна и крахмала (в том числе хлеб, пшеничная мука, манная крупа, крахмал, печенье и макароны), 14,4 % — на молочные продукты (в том числе йогурт и сыры), 13,8 % — на мясные продукты (в том числе говядина, баранина и птица), 12,4 % — на сахар и кондитерские изделия (в том числе лукум, шоколадные изделия и жевательная резинка), 7,2 % — на обработанные овощи и фрукты (в том числе томатная паста, упакованные лесные орехи, замороженные и консервированные овощи и фрукты, сок и соковый концентрат, маринованные оливки), 6,1 % — на растительные масла (в том числе маргарин, подсолнечное и оливковое масло), 1,5 % — на рыбные продукты. В том же году важнейшими экспортными продуктами были лесные орехи, консервированные овощи и фрукты, печенье, томатная паста и шоколадные изделия.

С ростом въездного туризма существенно увеличилось производство алкогольных напитков — пива, ракы, вина и водки. В 2002 году Турция произвела 785 млн литров пива на 460 млн долл. и почти 60 млн литров ракы на 350 млн долл. В 2009 году страна экспортировала 104 млн л алкогольных напитков (среди которых 95 % приходилось на пиво, остальное — на вино и ракы), а также находилась на пятом месте в мире по производству чая. Суммарная мощность винной промышленности Турции составляла около 120 млн л в год (основные регионы — Центральная Анатолия, фракийская часть Мраморноморского региона и Эгейский регион). В 2009 году страна экспортировала 3,6 млн л вина на 7,7 млн долл. (основные рынки сбыта — Бельгия, Северный Кипр и Германия).

Реформы, проведённые в 2000-х годах, позволили увеличить экспорт в Европу экологически чистых (органических) продуктов и в мусульманские страны — халяльных продуктов. В 2009 году среди 22 тыс. пищевых предприятий 65 % приходилось на мукомольные фабрики, пекарни и макаронные предприятия, 12 % — на фабрики по обработке овощей и фруктов, 11 % — на молочные предприятия, 5 % — на предприятия по выпуску напитков, 4 % — на масложировые фабрики, 3 % — на кондитерские фабрики, 1 % — на мясообрабатывающие предприятия. В том же году Турция произвела 1,9 млн т кондитерских изделий, существенную часть которых экспортировала (лукум, карамель, ириски, жевательная резинка, шоколадные конфеты и батончики), более 13,2 млн л напитков (бутилированная минеральная вода, сладкая газированная вода, фруктовые и овощные соки, алкогольные напитки).
В 2009 году экспорт турецких продуктов питания и напитков составил более 5,9 млрд долл. (в том числе обработанных фруктов и овощей — 2,14 млрд, муки и круп — 787 млн, кондитерских изделий — 628 млн, растительных и животных масел и жиров — 508 млн, хлебобулочных изделий — 417 млн, мясных продуктов — 177 млн, рыбных продуктов — 154 млн, мучных изделий, включая макароны, лапшу и кускус — 149 млн, молочных продуктов — 142 млн, безалкогольных напитков и воды — 82 млн, пива и солода — 62 млн, крахмала и изделий из него — 56 млн).

В 2004 году власти распродали предприятия по производству ракы, пива и вина государственного табачно-алкогольного холдинга Tekel[en]. В сахарной промышленности лидируют компании Türkiye Şeker Fabrikaları (завод в Анкаре), Konya Şeker (завод в Конья) и Kayseri Şeker Fabrikası (завод в Кайсери); в пивоваренной промышленности — Anadolu Efes (пивоваренные заводы в Стамбуле, Измире, Гюнее и Анкаре, солодовый завод в Афьон-Карахисаре)[30] и Türk Tuborg (завод в Измире); в секторе прохладительных напитков — Coca-Cola Içecek[en] (заводы в Чорлу, Бурсе, Измире, Анкаре, Мерсине, Элязыге, Сапандже и Кёйджегизе)[31], PepsiCo, Kristal Kola[en] и Yıldız Holding[en]; в секторе минеральной воды — Danone, Erikli, Nestle, Pınar, Niksar, Hamidiye, Saka и Marsan Gıda; в чайной промышленности — Çaykur (или Çay İşletmeleri Genel Müdürlüğü, фабрика в Ризе), Doğuş Holding[en], Doğadan и Unilever; в кондитерской промышленности — Yıldız Holding (включая Ülker Çikolata и Ülker Bisküvi, фабрики в Стамбуле, Анкаре, Пендике и Карамане)[32], Eti Gıda (заводы в Эскишехире и Бозююке[en])[33], Cadbury (включая Kent Gıda и Intergum Gida, завод в Гебзе), Biskot Bisküvi Gıda (завод в Карамане), Fresh Cake Gida / Doruk & Unmas, Gülsan Gıda[en], Ak Gıda, Önem Gıda и Altınmarka Gıda; в молочной промышленности и секторе детского питания — Sütaş Süt Ürünleri (завод в Бурсе), Yaşar Holding (включая Pınar Süt Mamülleri, завод в Измире), Sagra, Yildiz Holding (включая Kerevitas Gida), Bulutoglu Gida, Eti Gıda (завод в Конье), Ak Gıda и Tat Konserve (завод в Мустафакемальпаша); в мясном секторе, включая подсектор куриного мяса и яиц — C.P. Standart Gıda, Yaşar Holding, Tat Konserve (завод в Тузле) и Apikoğlu[en] (завод в Тузле); в секторе обработки орехов — Oltan Gıda (завод в Трабзоне); в секторе консервированных овощей, томатной пасты и соусов — Tat Konserve (заводы в Мустафакемальпаша, Караджабей и Торбалы); в секторе макарон — Marsan Gıda (завод в Адане) и Tat Konserve (завод в Борнове[en]); в секторе растительных и животных масел и жиров — Marsan Gıda; в секторе фруктовых соков, консервированных фруктов и джемов — Gülsan Gıda (заводы в Кайсери и Невшехире).


Число иностранных компаний, работающих в пищевой промышленности, увеличилось с 376 в 2008 году до 421 в 2009 году. В 2008 году прямые иностранные инвестиции в пищевой сектор составили 1,25 млрд долл. (в 2007 году — 766 млн, в 2006 году — 608 млн, в 2005 году — 68 млн), но затем из-за финансового кризиса существенно сократились. Среди крупнейших иностранных компаний, присутствующих на турецком рынке, выделяются американская TPG Capital[en] (через Mey Icki), британская Cadbury (через Intergum Gida и Kent Gıda), американская The Coca-Cola Company (через Coca-Cola İçecek и Efes Sinai Yatirim Holding), израильская Central Bottling Company (через Türk Tuborg), французская Danone, швейцарская Nestle, британско-голландская Unilever, американская PepsiCo, канадская Alliance Grain Traders (через Arbel Group), саудовская Afia International (через Yudum Food), бразильская Sucocitrico Cutrale (через Etap Tarim ve Gida), французская Groupe Bel[en] (через Karper), немецкая Klueh Service Management (через Emin Catering).


Машиностроение
Ведущими секторами машиностроения Турции являются производство автомобилей и автокомплектующих, бытовой электротехники и электроники, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, промышленного и военного оборудования. В 2002 году сектор промышленного оборудования произвёл продукции на 5,8 млрд долл. и экспортировал на 2,6 млрд долл. (в секторе работало более 16 тыс. фирм и около 130 тыс. занятых, его доля в обороте обрабатывающей промышленности достигала 4,5 %). В 2006 году экспорт промышленного оборудования составил уже 8,75 млрд долл. В Турции производят оборудование для текстильной, швейной, кожевенной и пищевой промышленности, упаковочные линии, насосы и компрессоры, различные станки, подъёмное и погрузочно-разгрузочное оборудование, комплектующие и запчасти для промышленного оборудования. Во второй половине 2008 — первой половине 2009 года в результате экономического кризиса производство и экспорт продукции турецкого машиностроения значительно сократились (например, в автомобильном секторе экспорт упал почти на треть).
Автомобили и комплектующие
Производство легковых и коммерческих автомобилей (в том числе пикапов и фургонов), микроавтобусов, грузовых автомобилей, спецтехники, больших и средних автобусов и комплектующих к ним является ведущей отраслью машиностроительной промышленности Турции. Автомобильный сектор зародился в 1950—1960-х годах, когда на защищённом властями от импорта внутреннем рынке началось производство автомобилей по лицензии компаний Ford, Renault и Fiat. С начала 1980-х годов начался период либерализации сектора, в первой половине 1990-х годов стартовали первые поставки за рубеж. Во второй половине 1990-х годов, с ростом благосостояния граждан, стал расти внутренний рынок и появилась возможность массово экспортировать автомобили на внешние рынки, особенно в страны Евросоюза, что дало значительный толчок к развитию турецкой автомобильной отрасли.
В 1959 году начала производство компания Ford Otosan, в 1963 году — Otokar, в 1964 году — BMC и Askam, в 1966 году — Karsan, MAN, Otoyol и A.I.O.S., в 1968 году — Mercedes-Benz Türk, в 1971 году — Oyak-Renault и Tofaş[en], в 1987 году — Temsa, в 1994 году — Toyota, в 1997 году — Honda и Hyundai Motor. В 2002 году в автосборочной промышленности было занято более 26 тыс. человек, а с учётом производителей автокомплектующих и других субподрядчиков — около 150 тыс. человек. В том же году отрасль произвела продукции на 6,1 млрд долл. (в 2000 году — на 8,4 млрд) и экспортировала на 3,7 млрд долл. Экономические кризисы конца 1990 — начала 2000-х годов ярко иллюстрируют колебания количества произведённых в стране транспортных средств: 1998 год — 344,5 тыс. штук, 1999 год — 297,8 тыс. штук, 2000 год — 430,9 тыс. штук, 2001 год — 270,7 тыс. штук, 2002 год — 346,5 тыс. штук, 2003 год — 533,6 тыс. штук, 2004 год — 823,4 тыс. штук и 2005 год — 879,4 тыс. штук. В 2006 году турецкие компании произвели 987,5 тыс. транспортных средств (в том числе легковых автомобилей — 545,7 тыс., пикапов — 369,8 тыс., грузовиков — 37 тыс., микроавтобусов — 20,7 тыс., больших и средних автобусов — 14,2 тыс.).
Ведущими автомобилестроительными центрами Турции являются Бурса (заводы по производству легковых автомобилей Oyak-Renault и Tofaş), Адапазары (завод по производству легковых автомобилей Toyota, завод по производству автобусов, микроавтобусов и военной техники Otokar и завод по производству автобусов Otoyol), Гёльджюк (завод по производству микроавтобусов и легковых автомобилей Ford Otosan), Измит (завод по производству легковых автомобилей и микроавтобусов Hyundai Motor), Чайырова (завод по производству автобусов и грузовиков A.I.O.S.), Гебзе (завод по производству грузовиков Askam и завод по производству легковых автомобилей Honda), Измир (завод по производству автобусов и грузовиков BMC), Нилюфер (завод по производству микроавтобусов, легковых автомобилей и грузовиков Karsan), Инёню (завод по производству грузовиков и двигателей Ford Otosan), Анкара (завод по производству грузовиков и автобусов MAN), Аксарай (завод по производству грузовиков Mercedes-Benz), Адана (завод по производству автобусов и грузовиков Temsa), Башакшехир (завод по производству автобусов Mercedes-Benz), Картал (предприятия по производству и распределению автозапчастей Ford Otosan и A.I.O.S.).

Около 95 % производства приходится на лёгкие транспортные средства, включая легковые автомобили, пикапы и микроавтобусы, остальное — на грузовики и автобусы. В секторе легковых автомобилей лидируют Oyak-Renault, Tofaş, Toyota, Hyundai и Honda, в секторе пикапов — Ford Otosan, Tofaş и Karsan, в секторе микроавтобусов — Ford Otosan, Otokar и Karsan, в секторе лёгких и средних грузовиков — Mercedes-Benz, Ford Otosan, Temsa, BMC и Anadolu Isuzu, в секторе больших и средних автобусов — Mercedes-Benz, Anadolu Isuzu, MAN, Temsa и Otokar. Почти все крупнейшие турецкие автопроизводители являются совместными предприятиями: Oyak-Renault — Renault и Ordu Yardımlaşma Kurumu (OYAK), Tofaş — Fiat и Koç Holding, Ford Otosan — Ford и Koç Holding, Toyota Turkey — Toyota и Mitsui & Co., Hyundai Assan — Hyundai Motor и Kibar Holding, Anadolu Isuzu — Isuzu, Itochu и Anadolu Group.


следующая страница >>