«Тропические пришельцы на подоконнике» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Тропические пришельцы на подоконнике» - страница №1/1

Тема: «Тропические пришельцы на подоконнике».
Цель: формирование знаний об особенностях ухода за комнатными растениями тропиков.
Задачи:

Обучающие:

Содействовать расширению знаний о содержании комнатных растений.



Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса и начальных навыков исследовательской деятельности.



Воспитывающая:

Воспитать бережное отношение к природе.


Методы:

  1. Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).

  2. Наглядный (показ рисунков, презентация).


Оборудование: раздаточный печатный материал, компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности.
План занятия:

  1. Организационный момент. Вступительная беседа.

  2. Поисково-исследовательская работа в парах.

  3. Приспособления растений к жизни в тропиках (беседа, демонстрация комнатных растений).

  4. Заключение

Ход занятия.


  1. Организационный момент. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего занятия «Тропические пришельцы на подоконнике». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о комнатных растениях из тропических лесов). Правильно. Но прежде всего нужно разобраться, что же такое – тропические леса, и где они расположены.

Тропические леса, или, как их еще по-другому называют? (джунгли), проходят вдоль экватора. Это леса Бразилии, Конго и Центральной Африки, Индостана, Индокитая, Малайского архипелага. Вспомните, каким климатом характеризуется экваториальная зона? (высокая влажность, тепло), то есть, идеальное место для роста и развития растений. Их так много, что через джунгли очень трудно пробираться и путешественникам приходится прорубать тропинку в зеленой чаще топором или саблей. Порой нужно потратить 7 часов, чтобы прорубить тропинку, которую можно пройти за 15мин. В условиях влажного и тёплого климата, отмирая, растения быстро перегнивают, образуя плодородный слой почвы.

Тропические леса являются домом для 80% всех видов животных и растений на планете. Эти леса называют «крупнейшей аптекой мира», потому что более четверти современных лекарств производят из растений, произрастающих в этих лесах. Еще эти леса называют «легкими Земли», то есть помогает очищать воздух от загрязнения. В последние столетия площадь тропических лесов уменьшается все быстрее. Происходит это не потому, что меняется климат, а исключительно из-за разрушительной деятельности людей. (фильм).


  1. Поисково-исследовательская работа в парах.

Ребята, а теперь мы с вами разделимся на пары и выполним небольшую работу. Я раздам вам тексты, в которых пропущены слова. Ваша задача подобрать подходящие по значению слова, записать их. Затем по очереди прочитаем, у кого что получилось (работа с карточками).

Физминутка.

  1. Приспособления растений к жизни в тропиках (беседа, демонстрация комнатных растений).

У большинства наших комнатных растений родиной являются именно тропики. Давайте на их примере и разберемся, какие же особенности есть у тропических растений, и как они научились приспосабливаться к жизни в джунглях.

Первая группа растений – эпифиты. То есть, растущие на других растениях, на деревьях, тем самым оказываясь на освещенных местах. У этих растений мощная корневая система, с помощью которой они крепко удерживаются на растении-хозяине. В нашем зимнем саду есть представители этой группы – это орхидея, одно их красивейших цветущих растений на Земле. У орхидеи корни зеленого цвета. Как вы думаете, почему? (корни участвуют в процессе фотосинтеза). Также, помимо корней, которыми растение крепится к другому растению, имеются свободно свисающие корни. Для чего? Какую функцию они выполняют? (впитывают влагу из воздуха). Молодцы. Еще один представитель эпифитов – это платицерум, или олений рог. Как вы считаете, почему его так назвали? (листья похожи на рога оленя). У него два типа листьев. Один тип листьев свободно свешиваются вниз, а второй тип листьев образует карман, открытый вверх. По мере роста растения листья, образующие карман, постепенно отмирают и перегнивают, а поверх них образуются новые. Таким образом, растение само себе формирует питательную среду в виде перегноя.

Следующая группа растений – лианы. Их тонкие молодые побеги быстро тянутся к свету вдоль любой подходящей опоры, будь то молодое или старое дерево. Ствол лианы резко утолщается только после того, как ее крона станет получать достаточно света. Многие лианы начинают свою жизнь как эпифиты. Кстати, а что такое эпифит? (растения, которые поселяются на других растениях).

А вот и комнатный представитель лиан. Кто знает, как называется это растение? (монстера). Правильно. Обратите внимание на ее листья. Как вы считаете, для чего ей такие огромные прорезы и отверстия? (чтобы лучи солнца через них проникали к остальным листьям, расположенным ниже). Еще у монстеры есть необычные коричневые длинные выросты вдоль стебля. Называются эти выросты – воздушные корни. А для чего нужны они? (чтобы впитывать влагу из воздуха).

Существует легенда, что группа путешественников, прогуливаясь по джунглям, наткнулись на это растение с его огромными свисающими воздушными корнями, и, решив, что это монстр, быстро покинули этот страшный лес.


Фикус, который растет у нас дома, тоже является представителем флоры тропического леса. Только вот в джунглях он совсем не такой. Это громадное дерево 30м высотой с листьями до одного метра.

Сейчас я попробую схематично показать, как происходит рост этого интересного дерева. Когда молодому фикусу удается вынести свою крону в верхний ярус леса, на концах его нижних ветвей отрастают воздушные корни. Стоит любому из них коснуться земли, он быстро ветвится – так образуется новая корневая система. Потом конец ветви резко утолщается и разрастается в отдельную крону, а сам воздушный корень со временем становится частью нового ствола, который поддерживает эту крону. В результате одно дерево превращается в целую рощу, которая может занимать площадь до 2га. У фикуса жесткие плотные листья, слегка согнутые вдоль вовнутрь, образуя желобок. Как вы думаете, для чего такая форма? (чтобы вода скатывалась и не задерживалась на листьях).

Следующий пришелец из тропиков – бегония. Это растение нижнего яруса. Как же могут жить маленькие растения в темном тропическом лесу? Давайте вместе разберемся. Обратите внимание на необычную окраску листьев бегонии. Какого они цвета? (красного). Правильно. Именно красный цвет в листьях помогает улавливать дополнительные лучи света, которого им так не хватает. И листья, в отличие от фикуса, тонкие и нежные. Не выносят ярких солнечных лучей.

Ребята, давайте теперь подумаем, какие же условия необходимо создать нашим тропическим друзьям, чтобы они комфортно себя чувствовали у нас в гостях? (умеренный полив, увлажнение воздуха). Для всех ли растений тропиков должна быть одинакова освещенность? (нет, в зависимости от того, какой ярус занимает то или иное растение).


  1. Закрепление.

(Практическая часть. Работа с карточками в парах).

А сейчас мы с вами вновь разделимся по парам и выполним небольшое задание. Вам будут предложены задачки.


1. Хозяйка наводила порядок в зимнем саду. Коричневые корни монстеры показались ей ненужными и некрасивыми, она удалила их. Через некоторое время растение стало погибать. В чём была ошибка хозяйки? (корни впитывают влагу из воздуха )

2. Школьники озеленяли свой класс и решили разместить бегонию на солнечном подоконнике. Со временем листья растения пожелтели и завяли. В чем ошибка ребят? (бегония не выносит прямых солнечных лучей)

3. Какие бы вы дали советы по уходу за орхидеями их владельцам? (отсутствие прямых солнечных лучей, умеренный полив, опрыскивание)

4. Представьте, что вы – владелец цветочного салона. Женщина выбирает комнатное не требовательное к поливу растение для содержания его на солнечной стороне подоконника, воздух в комнате сухой. Какое растение вы бы посоветовали приобрести?



а) фикус; б) кактус; в)олений рог; г)монстера.
Спасибо вам за внимание. Всего доброго, до свидания.