Тезисы научно-исследовательской работы по проблеме «музыкально-художественное воспитание на народных традициях при совместной деятел - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий внеклассного мероприятия «здоровый образ жизни: профилактика... 1 200.19kb.
План-конспект внеклассного мероприятия по русской словесности по... 1 95.02kb.
Программа вступительных экзаменов в докторантуру Ph. D по специальности... 1 58.83kb.
«Организация и проведение конкурсов в образовательной и научно-исследовательской... 3 455.87kb.
Республика Мордовия 1 53.51kb.
Международный проект как форма научно-исследовательской деятельности... 1 16.42kb.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности... 2 543.39kb.
Положением об оценке результативности научно-исследовательской деятельности... 1 339.69kb.
Отчет о научно-исследовательской работе за 2013 год кафедра русской... 1 380.31kb.
Подготовка замещающих родителей к приему ребенка на воспитание в... 1 208.36kb.
В поисках новых горизонтов 1 360.04kb.
Александр Константинович Глазунов. …Антонина Васильевна Нежданова 1 45.64kb.
- 4 1234.94kb.
Тезисы научно-исследовательской работы по проблеме «музыкально-художественное воспитание - страница №1/1

ТЕЗИСЫ

научно-исследовательской работы по проблеме «МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ ПРИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»

учащейся МОУ «Батыревская СОШ № 1» БАЗУНОВОЙ МАРИИ.

Все начинается с детства: освоение музыки и ее художественное восприятие, оценка слова художественных произведений, живописи, фольклора. Целенаправленное педагогическое воздействие призвано активизировать этот процесс.

Многие известные люди: А.. МАСЛОВ, А. И. Богословский, Е. Линева, С. Мигопольский, настаивали на введении в учебный процесс фольклора, живописи, музыки не только на уроках, но и во внеклассную работу. Жан Гюго, французский философ говорил: «Самая возвышенная цель искусства-заставлять биться человеческие сердца как творчески самостоятельные и внутренне свободные». Музыкально-художественное воспитание зависит от высокой культуры учителя, родителей, общественности.

Жан Жорж Новер, крупнейший французский балетмейстер, говорил: «Музыка-душа танца, она определяет характер танца, темп, ритм, подсказывает рисунок движений, стиль, его образный строй. Он боролся за более глубокую связь хореографического искусства с литературой, призывал к созданию балетов на темы современной жизни, обращался к сюжетам, заимствованным из истории и мифологии. «Письма о танце и балетах (1760г.).

Музыку Адольфа Адана «Жизель» П.И.Чайковский называл перлом поэзии, музыки и танца.

Фольклор-школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда, это доступная форма выражения себя, своего мироощущения.

Все вышесказанное воплощено в образовательный процесс Латышевой Зои Ивановны, учителя музыки Большечеменевской СОШ. Она непринужденно развивает в детях духовные ценности народа, впитывает в них музыкальную культуру.

У Масяевой Гельнары Максудовны, учителя начальных классов Кзыл-Камышской НОШ детский сад традиционно проводятся семейные праздники. Учитель музыки Шыгырданской СОШ Базунова Татьяна Михайловна знакомит детей с прикладным искусством народов Северного Кавказа, чуваш и татар. Учит видеть красоту узора и сравнивать с ритмом мелодии этих народов. Она учит «мыслить музыкой» на уроках литературы.

Неоценимую роль сыграла схема рисунков Кузнецовой Людмилы Васильевны.

Интересен опыт работы Суркова Сергея Васильевича, учителя музыки Старотойсинской СОШ. Он прививает учащимся музыкально-художественный вкус посредством музыки, литературы, изо, воздействуя на разные органы восприятия детей, тем самым достигает хороших результатов в обучении: его ученик занял первое место на районной олимпиаде по музыке.

Заслуживает внимания опыт работы Чурбанова Геннадия Ивановича, учителя Шаймурзинской СОШ. Его ансамбль мальчиков на протяжении нескольких лет подряд занимает призовые места в республике. Кабинет-один из лучших в районе. Нельзя не отметить опыт работы Тихоновой Нины Валентиновны, учителя начальных классов, музыки Балабаш-Баишевской СОШ. Совместно с родителями он составляет сценарии школьных праздников. Души учащихся впитали вкус животрепещущего фольклора. Сейчас они приступили к изучению старинных песен чуваш из сборника Михаила Григорьевича Кондратьева.

Маслова Валентина Яковлевна, учитель начальных классов научила детей не только петь, но и «слышать» живопись, чувствовать цвет. А сейчас она приучает детей к красоте Восточного чаепития.

Батыревская СОШ № 1-многонациональная школа. Многие ученики из этой школы посещают школу искусств, играют на музинструментах, участвуют на республиканских конкурсах.

В заключении хочется сказать опыт учителей по решению данной проблемы перед вами, но работа в этом направлении продолжается. На следующий год хочу выступить перед вами с этой же проблемой, но в дополненном виде.

Педагог должен вовремя свить в душе ученика «паутину умения» оценивать прекрасное в окружающем, заложить прочный «фундамент» хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. Лишь тогда мы – дети - сможем интуитивно точно оценивать самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления.
Введение.
Современные задачи реформирования образования выдвигают перед школой проблему повышения уровня эстетического воспитания учащихся, что подразумевает формирование музыкально-художественного вкуса на разных традициях.

Эта проблема рассматривалась некоторыми последователями на материале разных видов искусств, когда объектом оценки являлось целое произведение или художественный образ./А.Г.Костюк, В.В.Медушевский, Е.В. Незакинский и др./.

В детском возрасте только начинается освоение музыки и художественного ее восприятия и целенаправленное педагогическое воздействие призвано активизировать этот процесс. В результате чего ребенок сможет почувствовать и оценить красоту звучания музыки, слова, изобразительной деятельности с точки зрения его соответствия содержанию.

Научные труды многих доказывают генетическое родство музыки, художественных произведений, народного и авторского искусства, а также живописи. Хочется здесь привести слова собирательницы русского фольклора Е.Линевой: «Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятному патриотизму, а напротив, соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству различных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений»./Линева Е.; Великорусские песни в народной гармонизации,: вып.1., 1904.. с.1/.

Особо С.Мигопольский отмечал художественный элемент народной песни и его благотворное влияние на детские души: «… народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться»./С. Мигопольский. Народная песня в воспитании. Беседа; 1872. № 10,с.273-274/.

Известный музыкант и педагог А.Маслов указывал: «Мы настаиваем на введение в школу старинной ныне вымирающей, не в целях ее возрождения, но в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально-эстетических принципах, которые послужили основой для музыки национальной у многих народов…»/А.Л.Маслов.: Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогике. М.,1913,с.18/

Умение ощутить фонетические особенности поэтического текста, связать воедино выразительные средства звучащей речи, живописные картины и красоту фольклора будет способствовать полноценному эстетическому восприятию, а значит и психологической готовности к эстетической оценке, развивать же это умение надо с раннего возраста. Считают, что благоприятным является младший школьный возраст как период физиологической готовности к эстетической оценке, развивать же это умение надо с раннего детства.

Фольклор-традиции разных народов, а также это средство активного музыкально-художественного восприятия учащихся. Фольклор-всегда школа: школа общения, красоты поведения, быта одежды, труда.



Меня заинтересовала работа по данному вопросу Латышевой З.И., учителя музыки Большечеменевской СОШ. На протяжении нескольких лет она работает над проблемой «Ощущение культуры своего народа есть развитие духовности нации». В работе она убеждена в том, чтофольклор должен изучаться как совокупность его видов и жанров, как сама жизнь, как огромный, цельный духовный мир человека. Она учит детей видеть и чувствовать фольклор как цельный духовный мир человека прошлого, а во многом и настоящего. Она учит видеть в фольклоре природу, красоту и гармонию, круговорот жизни плодородия земли и рода человеческого.

В ее учебном репертуаре считалки, загадки, игры заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Она учит видеть в музыке, песнях, др. жанрах источник радости, счастья: без песни жизнь пуста, бесцветна, песня-язык души. Об этом говорил и Д.Шостакович: «…народная музыка, в полном смысле этого слова , очищает дух.»

Использование чувашских народных песен на уроках учащимся вышеуказанной школы помогает избегать незнания истории создания и развития духовных ценностей народа, особенно музыкальной культуры.
Как же она этого добивается?

Пример-фрагмент из урока в 4 классе по теме: «Музыка моего народа».
На 1 уроке, рассказав вкратце об истоках и традициях фольклора, обращает внимание на то, что устное народное (чувашское) творчество живет и в наши дни, причем дети, сами того не зная, в нем тоже участвуют. Они вспоминают, как играя во дворе в разные игры они выбирают «водящего» с помощью считалок. А это непосредственно область устного народного творчества-детского фольклора.
Как она использует игры и хороводы?
Среди песенных жанров музыкального фольклора по качеству и значению особое место занимают хоровые песни, чувашские хороводные-в основном молодежные.

Исполняются они весной на открытом воздухе. В каждом хороводе есть запевала.

Подобное вносится на концерты для населения своего села.

Учащиеся школы вместе с Латышевой принимают участие в сельском и районном празднике «Акатуй». Здесь ребята обогвщают свой репертуар. Ценителем их творчества является не жюри, а зрители.




Педагогом с большой буквы можно назвать учителя музыки Кзыл-Камышской начальной школы-сада Масяеву Г.М.

Воспитание подрастающего поколения на народных традициях – актуальная проблема в настоящее время. Она воспитывает своих учеников на традициях татарского народа. У нее выработана своя система воспитания.Это:



во-первых вести учебно-воспитательную работу на основе культуры, традициях, национальных особенностях;

во-вторых воспитывать любовь к родному краю, изучать историю своего народа, исторические события, изучать и сохранять легенды.

С давних времен у татарского народа существуют правила поведения, нравственная культура.

Фольклор – часть народной педагогики.

На уроках и внеклассных занятиях она неоднократно пользуется различными жанрами народного творчества, а именно пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки.

Почти на каждый урок у нее составлены карточки, таблицы на основе жанров устного народного творчества. Оформлены альбомы на различные темы:

-наши обычаи и традиции;

-бабушкин сундук;

-пословицы;

-национальные игры.

В школе она проводит «Науруз»-встреча весны, проводы зимы. Дети принимают участие на праздниках «деревенские посиделки», «Каз омэсе» (осенний праздник: девичник, девушки несут на коромыслах потрашеных гусей к роднику, а юноши выбирают качественно очищенного гуся)», «Самбэль» (весенний праздник).

В школе традиционно проводятся семейные праздники на тему: «Оясында ни курсэ очканында шул булыр» (что в гнезде птенец получит, то в жизни пригодится).Вечер состоял из инсценировок, после чего родители высказывали свое мнение, анализировали, исправляли ошибки вспоминали пословицы и поговорки.

Также проводит праздник « бабушек». Бабушки на вечере рассказывают всем о своем детстве, вспоминают народные обычаи и обряды. Обновляют стенд на тему: «Бабушка-луч света в моем доме».

Всю работу по данной проблеме она ведет совместно со своими коллегами по школе.

Интересен опыт работы Базуновой Татьяны Михайловны, учителя музыки Шыгырданской СОШ. Второй год ее уроки музыки отличаются многообразием методических приемов. Особое внимание удиляется межпредметным связям, а также народному творчеству. Совместно с другими учителями в соответствии с программой Д.Кабалевского учащиеся знакомятся с изделиями Хохломы, Городца, Жостова, дымковской игрушкой, кубачинской резьбой по металлу, прибалтийскими изделиями из янтаря, татарской и чувашской вышивками, дагестанскими (табасаранскими) коврами и коврами, сотканными семьей Базуновых. Все это само рассказывает ребятам о самобытности народа. На уроках дети знакомятся с песнями разных народов, видят красоту мотивов художественного и песенного творчества. У детей появляется желание украсить узороми свое жилье, видят в песнях это творчество, в танцах передают настроение.

У людей, чей эстетический вкус развит на должном уровне, кто умеет видеть прекрасное в простых вещах-душою богаче!

Татьяна Михайловна проводит беседы о народном искусстве, о развитии народной культуры. Здесь необходимы не только иллюстрации, но и схемы народных узоров.



Вереница журавлей

-------глаз коровы



---------лапка курицы

-----------река



------------тетушка






----------огонь



-------река




-------горы





--------птица




-------«Танец маленьких лебедей»




--------«Последний день Помпеи»




Таким образом дети познакомились с рисунками узоров народов Средней Азии, чувашского узора и др.

Просмотрены видеофильмы с народными песнями и танцами.

Изучение искусства и фольклора разных народов началось с анкетного опроса. Выяснилось, что народные узоры дети плохо знают, не знают их мастеров. Изготовили схемы узоров. Во внеклассную работу включили вечера: «Встреча гостей» - по народным обычаям. Учащиеся посетили районный музей. Привлекали родителей к этой работе.

В итоге- у ребят развиваются творческие способности благодаря совместной работе школы, учителей, родителей.

Общая духовная культура в школе постепенно формируется у учащихся посредством четырех ведущих видов эстетической деятельности:

1.Песенно-инструментальное творчество.

2.Хореография.

3.Устное повествовательно-поэтическое творчество с элементами драматизации.

4.Декоративно-прикладное искусство: у девочек-вышивка, ковроткачество, резьба по дереву, изготовление музинструментов.



Представляет интерес опыт работы Суркова Сергея Васильевича, учителя музыки МОУ «Старотойсинская СОШ».
Одним из первых учителей музыки освоил и внедрил в учебный процесс Программу Д. Кабалевского. Работает над проблемой: «Использование литературы и изо на уроках музыки». Наряду с классическими произведениями находит место и народное творчество, тем самым воздействует на разные органы восприятия юного подростка и достигает хороших результатов. Ни в одной школе района нет такого богатейшего музыкальными инструментами кабинета музыки. Ребята стараются овладевать ими на уроках. Сергей Васильевич использует в работе подтемы:

-что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

-что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

-можем ли мы увидеть музыку? и т.д.

В результате учащиеся музыкально и художественно - эстетически грамотны.
Геннадий Иванович Чурбанов, учитель музыки МОУ «Шаймурзинская СОШ» работает под девизом: «Музыка-чудодейственное средство привлечения к доброте, красоте, человечности».
Его опыт работы показывает высокое развитие личности учащихся, эмоциональной сферы, интеллекта. Он развивает личность ребенка через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства.

Главное в его работе - включение ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.

В работе с детьми он решает 3 задачи:

-слушание живой эстрадной музыки;

-самообразование детей;

-создание творческой лаборатории.

Целью работы Чурбанова Г.И. является не подготовка мероприятий, а самостоятельная, творческая, концертная деятельность учащихся. Учитель сам сочиняет песни, выступает по радио. Его учащиеся добились больших успехов в концертной деятельности в масштабе района и республики.
Последователем Д.Б.Кабалевского является учитель МОУ «Батыревская СОШ № 1» Никитин Петр Николаевич.
В данной школе он работает 14 лет. Организовал хор. В репертуаре хора одноголосные и двухголосные песни. Чем выше уровень живого исполнения, тем глубже и полнее наслаждение от него и значит тем сильнее его влияние на формирование и развитие духовных потребностей самих исполнителей.

Хоровое пение развивает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность у школьников. Большое внимание он уделяет вокалу, округленности звукообразования, дыханию, интонации.



Хоровое исполнительство развивается под воздействием трех факторов:

1.Репертуар

-художественность

-направленность

-содержательность



2.Руководитель

-наставник, формирующий духовный облик школьника



3.Коллектив

-формирующая среда в процессе исполнительства.


От того, как и что поют дети, зависит их уровень музыкальной культуры. В его работе есть система разработанных распевок, упражнения по видам вокализации.

Его хор –лауреат республиканского фестиваля «Цветы Чувашии», победитель республиканского музыкального конкурса «С песней по жизни». Все это-результат его творческого труда, кропотливой работы над мастерством, артистизмом, вокалом. Не было бы этих навыков, не было бы этих достижений.


Исходя из вышеизложенного, я пришла к вопросу:

-А не влияет ли работа данных педагогов по теме: «Музыкально-художественное воспитание на народных традициях при совместной деятельности учителей и родителей» на правонарушения?

В ОПДН взяла данные по школам о правонарушителях. Выявилась такая

картина:




Наименование школ

Количество правонарушений

1.

Алманчиковская СОШ




2.

Балабаш-Баишевская СОШ




3.

Батыревская СОШ №1




4.

Батыревская СОШ № 2




5.

Бахтигильдинская СОШ




6.

Большечеменевская СОШ




7.

Долгоостровская СОШ




8.

Новоахпердинская СОШ




9.

Норваш Шигалинская СОШ




10.

Первомайская СОШ




11.

Полевобикшикская СОШ




12.

Староахпердинская СОШ




13.

Старотойсинская СОШ




14.

Сугутская СОШ




15.

Тарханская СОШ




16.

Татарско-Сугутская СОШ




17.

Тойсинская СОШ




18.

Шаймурзинская СОШ




19.

Шыгырданская СОШ




Основные общеобразовательные школы

1.

Именевская ООШ




2.

Кзыл-Чишминская ООШ




3.

Красномайская ООШ




4.

Нижнетурмышевская ООШ