Тесты учебно-методическое пособие для подготовки к зачетам, семинарам - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. В. Михалёва е. Г. Петренко международное право учебно-методическое... 4 2190.96kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Tomsk State University I. Savitskaya Basic course of English for... 2 449.91kb.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов... 8 830.06kb.
Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 2 526.98kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 6 1613.09kb.
Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений... 3 700.27kb.
Тесты для самоконтроля. Самостоятельные работы. Контрольные работы. 1 51.97kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения г. 2 300.33kb.
Учебно-методическое пособие для проведения интерактивных занятий 2 686.46kb.
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский 1 44.33kb.
- 4 1234.94kb.
Тесты учебно-методическое пособие для подготовки к зачетам, семинарам - страница №1/1

Петрищева Н.П.
Ф И Л О С О Ф И Я:

ПОНЯТИЯ, ПЕРСОНАЛИИ, ИЗРЕЧЕНИЯ, ТЕСТЫ

(Учебно-методическое пособие

для подготовки к зачетам, семинарам,

контрольным работам, тестовым

заданиям)

http://bms.24open.ru/images/8dcefb7e9b55ed6222dea983e3c7161b

Мичуринск 2014





Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК

общего гуманитарного, социально-экономического, математического

и естественнонаучного цикла

Председатель ПЦК:

Серова Н.Ю.

Автор-составитель:

Петрищева Н.П.

Учебно-методическое пособие «ФИЛОСОФИЯ: ПОНЯТИЯ, ПЕРСОНАЛИИ, ИЗРЕЧЕНИЯ, ТЕСТЫ» содержит основные понятия и категории, имена и краткие творческие характеристики выдающихся мыслителей, наиболее известные выражения и афоризмы.

Основная задача, предлагаемого пособия состоит в том, чтобы помочь обучающимся сформировать устойчивые, систематические знания в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Материал пособия в краткой и доступной форме охватывает курс учебной дисциплины. Это позволяет активно использовать его в качестве опорно-логической основы при изучении философии студентами ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж». Вопросы касаются не только философских персоналий, но и теоретической, историко-философской, философско-мировоззренческой тематики. В нем представлены основные тезисы затрагиваемых тем программы, а также список основной и дополнительной литературы.

Рецензенты:
Кандидат исторических наук, доцент Рожков Г.А.

Кандидат философских наук, доцент Попов А.С.

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие «ФИЛОСОФИЯ: ПОНЯТИЯ, ПЕРСОНАЛИИ, ИЗРЕЧЕНИЯ, ТЕСТЫ» содержит основные понятия и категории, имена и краткие творческие характеристики выдающихся мыслителей, наиболее известные выражения и афоризмы.

Основная задача, предлагаемого пособия состоит в том, чтобы помочь обучающимся сформировать устойчивые, систематические знания в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Материал пособия в краткой и доступной форме охватывает курс учебной дисциплины. Это позволяет активно использовать его в качестве опорно-логической основы при изучении философии, разнообразить методику преподавания.

Справочный материал пособия окажет существенную помощь в самостоятельной работе студентов при подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам, написании рефератов, докладов, сообщений и т.д.

К словарю приложен библиографический список учебной и справочной литературы, необходимой для более глубокого изучения учебного материала.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОНЯТИЯ

II. ПЕРСОНАЛИИ

III. ИЗРЕЧЕНИЯ

IV. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

V. Список учебной и справочной литературы




I. ПОНЯТИЯ

Антропология - науки о человеке.

Апейрон – беспредельное материальное начало мира в учении Анаксимандра (гр. философ).

Апория - затруднение, неразрешимая проблема, противоречие.

Атом - мельчайшая, неразложимая частица, которая лежит в основании мира. Понятие впервые сформулировано Демокритом.

Базис и надстройка - понятия, характеризующие взаимоотношения материального и духовного в развитии общества.

Биологическое и социальное - две стороны общественного человека. Человек представляет органическое единство биологического и социального.

Благо - то, что имеет непреходящую ценность и пользу, основание нравственности.

Бог - творец и устроитель всего сущего, высший предмет религиозной веры.

Буржуа и пролетарии - основные понятия социально-политической теории К. Маркса.

Бытие - означает существование вообще, мир в целом.

Вечность - бесконечная длительность, не имеющая ни начала, ни конца, символ неостановимого времени.

Вода – первоначало мира по Фалесу (гр. философ).

Воздух – первоначало мира по Анаксимену (гр.философ).

Воля - способность человека самостоятельно обусловливать и регулировать собственные поступки.

Время - форма необратимого течения, последовательная смены явлений и состояний материи, длительность.

Всеединство - основное понятие философии В. Соловьева. Означает духовное единение Человека и Бога.

Гармония - единство в многообразии. Основная эстетическая категория.

Герменевтика - одно из основных философских направлений XXI века, философия понимания.

Гносеология - учение о знании. Основными категориями являются истина и метод.

Государство - историческая форма союза людей, которая в идеале направлена на свободу и благополучие граждан.

Гуманизм - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека. Человеколюбие, прославление человека. Понятие впервые использовал Петрарка.

Движение - философское понятие, означающее взаимодействие и результаты взаимодействия бесконечного множества объектов и систем объективного мира. В широком смысле, всякое изменение.

Деятельность - специфический для человека способ отношения к внешнему миру. Он состоит в преобразовании и в подчинении реальности человеческим целям.

Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии мира.

Добро и зло - наиболее общие этические понятия, позволяющие 'оценивать действия и поступки людей.

Дуализм — направление в философии, которое исходит из существования двух субстанций: материальной и духовной.

Дух - жизнь души, означает душевные способности, разум.

Духовное начало как определяющий фактор в общественном развитии; признается философами, придерживающихся идеалистических взглядов (Платон, Гегель, из современников - К. Ясперс, А. Тойнби и др.).

Дхарма – центральное понятие др.- индийской философии; вечный моральный закон.

Евразийство – направление русской общественной мысли, определяющее своеобразие российской истории и культуры синтезом Запада и Востока.

Западничество - направление русской общественной мысли, противостоящее славянофилам.

Знание - подтвержденный практикой результат познания действительности; итог, приведший к обретению истины.

Золотое правило нравственности - традиционное название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с Вами, поступайте и Вы с ними».

Идеализм - мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя, а идея, дух, разум.

Индивидуальность - философское понятие, которое выражает неповторимое своеобразие человека и служит исходным условием формирования личности.

Культура - это специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, творческая самореализация личности.

Личность - основное понятие антропологии, означает человека как носителя социального опыта и субъекта социальной деятельности.

Майевтика - искусство получения истины (Сократ).

Материальность - свойство быть независимым от сознания.

Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях и существует независимо от него.

Монизм - учение о единстве мира.

Мораль - особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей с помощью норм.

Мудрость - философское понятие античности; способность полного понимания смысла сущего. Возникло в сократической школе.

Наука - сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания.

Научное познание характеризуется научными методами. Выступает в форме фактов и идей.

Неотомизм - современное направление западной философии. Является официальной доктриной римско-католической церкви.

Номинализм — понятие средневековой философии, которое означает родовое имя предметов (Д. Скот).

Нравственность - свод неписанных правил, определяющих благонравное поведение человека.

Общественно-экономическая формация - совокупность производительных сил и производственных отношений, а также общественной надстройки; общество взятое в целом. Понятие исторического материализма.

Общество - понятие, означающее социальный организм. В широком смысле, совокупность исторически сложившихся форм в совместной деятельности людей.

Объективная реальность – то, что не зависит от деятельности субъекта (материя).

Объяснение – функция научного познания; определение закономерностей, которым подчинено развитие объясняемого объекта.

Опыт - жизненная практика; все, что обретает человек.

Парадигма - означает «модель» науки, свойственную определенной эпохе (Т. Кун)

Патристика – этап развития средневековой философии.

Понимание - составляет острие познавательной деятельности в области гуманитарных наук. Любой материализованный продукт человеческой деятельности, любое отношение человека к природе, обществу, самому себе рассматривается с точки зрения определенного замысла, субъективной цели и воли.

Постмодернизм в философии - современное направление философской мысли, направленное на пересмотр традиционных оснований европейской философии (Ж.Деррида, Ж.- Ф. Лиотар и др).

Природа - все сущее, многообразие его форм, Универсум. В более узком смысле - непосредственная среда обитания человека.

Прогресс - поступательное движение к лучшему, от низшего к высшему.

Пространство - означает протяженность и порядок расположения объектов.

Разум - ум, человеческий дар, позволяющий понимать и осмысливать с точки зрения вечного, абсолютного, божественного (Николай Кузанский).

Рассудок – способность к рассуждению о земном, конечном.

Рациональное познание - ступень познавательной деятельности человека. Характеризуется такими методами как аналогия, абстрагирование.

Русская философия - составная часть мировой философии, которая отличается такими чертами как эсхатологичность и апокалипсичность, «женственность», «космизм», соборность, религиозность.

Свобода - отсутствие принуждения, возможность поступать в соответствии с собственными ценностными установками и целями..

Сенсуализм - философское направление, которое выделяет в качестве основы сознания чувство.

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Основатель - Пиррон.

Случайность - приход неожиданного, не имеющего очевидных причин Случайность противостоит закономерности и выступает формой ее проявления.

Совесть - нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

Сознание - социальная форма отражения. Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материальность.

Структурализм - одно из основных направлений западной философии XX века. Его сторонники исходят из изучения структур человеческого бытия: язык, производство, трудовая деятельность искусство и т.д.

Субъективный идеализм - это философское направление, которое при рассмотрении мира исходит из индивидуального сознания. В соответствии с этим утверждается, например, что «пространство» и «время» - форм человеческого созерцания.

Судьба - непостижимая предопределенность жизненных событий и поступков.

Сущность - глубинные свойства предметов, основа являющихся свойств и качеств. Понятие сформулировано Аристотелем.

Сущность человека - диалектический материализм определяет ее как совокупность общественных отношений (К.Маркс).

Схоластика - период развития средневековой философии, происходит от слова «школа». Наиболее видным представителем является Фома Аквинский.

Технологический детерминизм - направление в философии, социологии, которое считает определяющей детерминантой исторического процесса научно- технические факторы. (Р Арон, Дж. Гэлбрейт.)

Универсалии - так в средневековой философии обозначались общие идеи. Понятие ввел Боэций.

Феноменология - направление западной философии XX века: разрабатывает исходную установку познания, заключающуюся в том, что каждому предмету предшествуют предметные формы сознания.

Философия - рассматривает предельно общие отношения в системе «мир - человек». Функциями философии являются: выработка предельных ориентиров человеческой деятельности, рассмотрение движущих сил и законов общественного развития, разработка наиболее общих методов познания, формирование ценностных систем, выявление общих принципов деятельности человека по преобразованию мира. Философия во все вносит смысл и человеческое значение.

Философия жизни - одно из направлений современной западной философии XX века (О. Шпенглер).

Философия языка - направление философской мысли, рассматривающее знаковые системы как естественные, так и искусственные, их роль в развитии социокультуры. Семантика изучает знаковые системы как средство выражения смысла.

Человек - высшая форма живых организмов на Земле, уникальное создание, наделенное телесностью, разумом и душой. Аристотель определял человека как политическое животное.

Чувство - наше внутренне состояние, эмоциональное переживание (радость, печаль, взволнованность и т.д.)

Эйдос - понятие философской системы Платона. Означает духовную сущность явлений и предметов материального мира. Экзистенция - происходит от латинского слова «существование». Лежит в основе экзистенциализма, служит средством описания внутренних состоянии личности. Введено в философский словарь М. Хайдеггером.

Экзистенциализм - одно из основных направлений западной философии XX века. Объектом является отдельная взятая' личность, ее внутренний мир.

Эмпиризм - философское направление, признающее опыт главным критерием знания. Родоначальник эмпиризма - Ф. Бэкон.

Я (Эго) - неизменная часть человеческого сознания, с которой человек соотносит многообразие своих состояний.

II. ПЕРСОНАЛИИ

Августин Блаженный (354-430) - епископ, страстный проповедник христианства. Им написано свыше 30-ти книг. Духовные искания Августина выразились в написанной им автобиографической «Исповеди». Считал, что обретение веры в Бога является преодолением тяжелого сна разума и перехода к спокойствию души. Августин являлся выдающимся представителем патристики.

Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, создатель первой классификации наук. Ученик Платона, выступил с критикой его концепции об идеях (эйдосах): «Платон мой друг, но истина дороже». Во главе бытия поставил «перводвигатель», Демиурга, «мыслящее себя мышление». Рассматривал материю как возможность существующего мира.

Белинский В.Г. (1811 - 1848) - русский революционный демократ, литературный критик, основоположник реалистической эстетики. Сыграл огромную роль в общественно-политической жизни России первой половины XIX века.

Беркли Дж. (1685-1753)-английский философ, который утверждал, что окружающий материальный мир существует лишь в зависимости от человеческих ощущений и восприятии: «существовать - это значит быть воспринимаемым». Философская позиция Беркли подвергалась жесткой 'критике современников.

Бруно Дж. (1548 - 1600) - великий итальянский философ, представитель натурфилософии, сторонник пантеизма. Отождествлял Бога и природу. Рассматривал вселенную как бесконечное множество миров. Философские взгляды Д. Бруно пришли в противоречие с постулатами христианского вероучения. Перед судом инквизиции не отказался от своих взглядов. В 1600 году бьш сожжен в Риме.

Бэкон Ф.(1561-1626) - английский мыслитель и государственный деятель, представитель эмпиризма. Главным путем достижения истинного знания считал опыт. Основной метод познания - индукция, т.е. выведение общего знания из отдельных фактов. В истории философии считается основателем опытной науки. Ему принадлежит тезис «Знание - сила». Основные произведения «Новый Органон», «Новая Атлантида».

Вебер М. (1864 - 1920) - немецкий социолог, близок к неокантианству и позитивизму, исследовал общественные явления с помощью произвольных мыслительных конструкций - «идеальных типов». Оказал большое влияние на развитие социологии, раскрыл связь между духовной и экономической сферами общественной жизни. Главное произведение - «Протестантская этика и дух капитализма».

Бердяев Н.А.(1874 – 1948) – выдающийся русский философ в изгнании. Один из основателей экзистенциализма. Центральные проблемы творчества – смысл исторического процесса, сущность свободы как необходимого условия человеческого существования.

Вернадский В.И. (1863 - 1945) - основатель учения о биосфере, превративший ее в строгую науку. Взгляды Вернадского исходят из того, что человек в процессе исторического развития становится крупнейшей «геологической силой». Научный разум теснит стихию, берет на себя все большую ответственность за судьбы природы, беспредельно распространяет свое влияние, образует ноосферу. Человечество должно все более осмотрительно, «разумно» строить свои отношения с природой, окружающим миром. Идеи ноосферы изложены в произведении «Научная мысль как планетарное явление».

Гегель Г. (1770 - 1831) - представитель немецкой классической философии, основатель системы идеалистической диалектики. Исходил из тождества бытия и мышления: «все действительное разумно, все разумное действительно». В качестве основы мира рассматривал «Мировой дух», «Абсолют» (объективный идеализм). Диалектические идеи Гегеля сыграли важную роль в дальнейшем развитии европейского рационализма. Произведения: «Наука логики», «Философия права», «Лекции по эстетике» и др.

Гельвеций К.А. (1715 - 1771) - французский философ эпохи Просвещения. Главное внимание уделял исследованию природы человека, его сознания и морали. Философия Гельвеция носит антропосоциальный характер. Определяющим фактором поведения человека считал страсть. Главные труды: «Об уме», «О человеке».

Гераклит (ок. 544 - ок. 483 до н.э.) - древнегреческий философ, основатель древней диалектики. Один из основных тезисов его учения: «В одну реку нельзя войти дважды», «Все движется». По убеждению Гераклита мир не создан ни Богами, ни людьми, в качестве причины и символа мира выступает огонь. Развивает основы диалектики. Причину движения всего в мире видит в борьбе противоречий, в столкновении противоположных начал: свет и тьма, жизнь и смерть, горячее и холодное и т.д. Эта борьба является главным законом мира: «Борьба - отец всего и царь над всем». В качестве онтологической основы полагал огонь. Противник демократии, с большим пессимизмом смотрел на окружающий мир, за что современники прозвали его «плачущим философом».

Герцен А.И. (1812 - 1870) - русский революционер-демократ, писатель, мыслитель-материалист, основоположник народничества. Является представителем западничества. Он активно выступал за ликвидацию феодально-крепостнических отношений, за европизацию страны. В Англии издавал журналы «Полярная звезда», «Колокол». Основные произведения: «Былое и думы», «Письма об изучении природы».

Гете И. В. (1749 - 1832) - немецкий поэт, естествоиспытатель и мыслитель. Основной принцип его подхода к миру и познанию - «В начале было дело». В своих произведениях развивал идею развития и подчеркивал единство мира. Труд, утверждал Гете, есть преобразующая сила общества и культуры. Исследовал проблему гармонии в эстетике.

Гоббс Т. (1588 -1679)-английский философ Нового времени (XVII век), эмпирик, систематизатор творчества Бекона. Исследовал проблемы общественной жизни. Взгляды Гоббса подвергались гонениям и запретам со стороны церкви. В своих научных исследованиях исходил из знании того времени. Основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Декарт Р. (1569- 1650) - французский философ, один из основателей европейского рационализма. Исходил из неограниченных возможностей человеческого разума. Главный тезис Декарта - «Мыслю, следовательно, существую». В объяснении мира признавал две субстанции, созданные Богом - материю и сознание. Он сравнивал их с двумя симметрично идущими часами, заведенными божественной рукой. Развивал идеи механицизма, в соответствии с которым мир рассматривался как сочетание различных механизмов: человек такой же механизм, как и растение. Внес большой вклад в развитие математики, психологии и других наук.

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) - древнегреческий философ, развивал идеи атомизма, полагал, что в основе мира лежат атомы - мельчайшие неделимые частицы, и пустота, которая позволяет перемещаться атомам и создавать бесконечное множество различных материальных форм. Ввел в научный оборот понятие причины и рассматривал ее в качестве «виновницы» всех вещей. Человек - это «микрокосм», который тесно связан с окружающим миром «макрокосмом». Демокрит исходил из необходимости «меры» во всех человеческих делах. Современники звали его «смеющимся философом», подчеркивая его оптимистическую жизненную позицию.

Деррида Ж. (1930 - 2004) французский философ, наиболее видный представитель постмодернизма. Автор концепции деконструкции – методологической установки, направленной на радикальный пересмотр традиционных оснований европейской философии.

Дидро Д. (1713 -1784) - французский философ и писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-ти томной Энциклопедии, исследователь природного мира. Некоторое время бью наставником императрицы Екатерины II. Его важнейшие работы - «Мысль об объяснении природы», «Философские основания материи и движения».

Диоген (404 - 323 до н. э.) - греческий философ, довел взгляды своего учителя Антисфена до крайних выводов. Он призывал отказаться от всех достижений цивилизации и ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей. Выступал против религиозных культов, норм поведения, проповедовал аскетизм.

Дюринг Е. (1833 - 1921) - немецкий профессор механики, философ и экономист. В философии сочетал различные противоречивые взгляды, выступал против учения Маркса.

Кант И. (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Структура учения Канта выражена в знаменитых вопросах: что я могу знать? (теория познания, логика); что я должен делать? (мораль, нравственность); на что я могу надеяться (смысле - жизненные проблемы); и обобщающий - что есть человек? (антропология). Считал невозможным познание сущности явлений, разработал этический принцип -категорический императив.

Конфуций (551 - 479 до н. э.) - китайский философ, основатель конфуцианства. Верховной силой является Небо, все отношения в обществе, права и обязанности (этикет) изначально заданы Небом. Соблюдение этикета, правильное поведение является основой общественного порядка. Исходил из правила: не делай другим людям того, чего не желаешь себе.

Ленин В.И. (1870 -1924) - последователь Плеханова Г.В., затем выступивший с критикой его учения. Основатель Советского государства. В марксизме представлял радикальное направление - большевизм. В своем известном труде «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин придал марксистской философии жесткий статус политической идеологии, подчинил ее целям и задачам политической борьбы в России конца XIX - начала XX века.

Локк Дж. (1632-1704) - английский философ, основатель эмпиризма в философии и политического либерализма. Главная работа «Опыт о человеческом разуме». Утверждал, что основным источником знания является чувство. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Ломоносов М.В. (1711 - 1765) - русский ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Заложил основы материалистической традиции в русской философии и науке, основал ряд направлений в научном познании. Ему принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского университета.

Маркс К. (1818 - 1883) - немецкий философ, основатель диалектического материализма, выступил с критикой Гегеля, распространил материализм на диалектику. Сочетал в себе черты ученого-аналитика с революционером. Исходил из необходимости преобразования общества революционным путем с опорой на пролетариат. Философия марксизма проделала путь одинаковый с другими теориями. Она глубоко отразила закономерности своего времени, но не явилась «окончательной и абсолютной». XX век привнес новые проблемы, цели и идеалы. Основные философские принципы были изложены Марксом в «Тезисах о Фейербахе».

Монтень М. (1533-1592) - французский философ эпохи Возрождения. Обосновывал самодостаточность человеческой личности. Выступал с критикой средневековой схоластики, настаивал на всестороннем развитии человеческих качеств.

Монтескье Ш. Л. (1689 - 1755) - французский философ эпохи Просвещения, основные идеи изложены в трудах: «О духе законов», «Персидские письма». В них содержалась острая критика феодального строя Франции, института монархии, католической церкви. Подчеркивал большую роль материального производства. Обосновывал необходимость правового регулирования общественных отношений. В общественном развитии исходил из определяющей роли географической среды и являлся представителем географического детерминизма.

Мор Т. (1478 - 1535) - представитель английской философии, являлся лорд-канцлером. Ему принадлежит один из первых проектов общественного переустройства, основанного на ликвидации частной собственности и обязательном труде всех членов общества. Главное произведение «Утопия».

Николай Кузанский (1401-1464) — немецкий философ, епископ, участник гуманистического движения. В своих философских взглядах выступил активным противником схоластики, сторонником человеческого разума и знаний. Основная тема — Бог и его отношение к миру. Н. Кузанский по праву считается одним из создателей диалектики эпохи Возрождения. Его главные работы: «Об ученом незнании», «О предпосылках» и др.

Ницше Ф. (1844 - 1900) - немецкий философ. В основе бытия он видит стихийное становление, «волю к власти», как присущее всему живому тягу к самоутверждению. Главный принцип человеческого бытия - «пусть победит сильнейший». Идеалом и целью истории выступает «сверхчеловек», как воплощение аристократизма. Произведения: «Так говорил Заратустра», «Утренняя звезда», «Антихрист».

Платон (Аристокл) (428/427 — 348/347 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель Академии. Считается родоначальником объективного идеализма. Исходил из того, что материальный мир, в котором существуют люди, лишь бледная «тень» «мира идей» (эйдосов). В основе мира лежит мировая душа как источник творческой силы и всей жизни.

Плеханов Г.В. (1856 - 1918) - русский философ, пропагандист марксистских идей, представлял умеренное крыло в российском социал-демократическом движении, выступал последовательным противником большевиков, обвинял их в игнорировании исторических законов, в стремлении ускорить «исторический процесс» без учета социально-экономических объективных условий. Отрицательно встретил Октябрьскую революцию.

Плутарх (45 -120) - древнегреческий философ, моралист, священник в Дельфах. Призывал к разумно-гармонической частной и общественной жизни. Его философские сочинения объединены под общим заголовком «МогаПа».

Поппер К. (р. 1902) - английский философ, представитель постпозитивизма, рассматривал проблемы развития науки и разграничения научного знания от ненаучного. В основе лежит принцип фальсификации: любое утверждение, относящееся к науке, в принципе можно опровергнуть. На этом основании подвергал сомнению научность теории К. Маркса и 3. Фрейда, которые претендовали на абсолютную завершенность и непогрешимость.

Протагор (ок. 480- ок.41 до н.э.) - древнегреческий философ, относящийся к софистам. Сформулировал известный тезис: «Человек есть мера всех вещей». В этом проявился релятивизм философа: каждый воспринимает мир в соответствии со своими субъективными устремлениями и представлениями.

Радищев А.Н. (1749 -1802) - русский писатель, мыслитель. В своем наиболее известном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» развивает широкий круг проблем русского Просвещения, изобличает самодержавие и крепостничество.

Рассел Б. (1872 - 1970) - современный английский философ, историк науки. Рассматривал проблемы знаковых систем в науке. Главную функцию философии видел в истолковании языка науки. Относится к неопозитивзму.

Соловьев В.С. (1853-1900) - русский философ, создатель теории «всеединства». Смысл этой концепции заключается в постоянном духовном совершенствовании человеческого общества, его единении с Богом. Развивал нравственные принципы, основанные на христианстве.

Сорокин П. (1889 - 1968) - американский социолог русского происхождения. При рассмотрении социальной реальности различал системы социокультурньгх феноменов различных уровней. Самый высокий из них составляют суперсистемы. Основал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры.

Спиноза Б. (1632 -'1677) - нидерландский философ-материалист. Принадлежал к рационалистическому направлению. В противоположность дуализму Декарта считал, что существует только одна субстанция - природа. Обосновал принцип свободы: «Свобода есть познанная необходимость». Сочинение: «Богословско-политический трактат».

Тойнби А. (1889 - 1975) - английский историк и социолог. В своей философии истории обосновывает «теорию цикличности». Всемирная история понимается им как сумма «цивилизаций», проходящих одинаковые фазы: рождение, рост, крушение, разложение и гибель. Видел возможность спасения западной цивилизации через внедрение клерикализма.

Толстой Л.Н. (1828 • 1910) - великий русский писатель, создатель оригинальной философской системы, которая получила название «толстовство». Рассматривал проблемы исторического развития, роли личности в истории, необходимость совершенствования человека на основе христианских заповедей. Известные философские произведения: «Путь к жизни», «Исповедь».

Фалес (ок. 624 - 547 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель милетской школы. Представитель натурфилософии или философии природы, стихийного материализма. В качестве основы сущего считал воду: «Все из воды».

Федоров Н.Ф. (1828 - 1903) - один из наиболее своеобразных русских мыслителей. По праву считается основателем «русского космизма». Его философские концепции не вписываются ни в одно из направление того времени. Центральная идея - преодоление смерти и всеобщее спасение Природа мстит человеку за его невежество смертью, но по мере развития науки человек сделается бессмертным и сумеет «воскресить отцов». Теория Федорова насыщена необузданной фантазией, но это не заслоняет того, что своевременно

Фейербах Л. (1804 -1872) - представитель немецкой классической философии, материалист. Последователь Гегеля, затем выступивший против идеализма и религии. Утверждал, что «Не Бог создал человека, а, наоборот, человек создал Бога». В образе Бога люди представляют свой недосягаемый морально-этический идеал. Призывал к созданию новой религии - религии любви: нужно любить не Бога, который является отчужденным образом человека, а самого реального, живого человека.

Фихте Г. (1762 - 1814) - немецкий философ, создатель так называемой «практической философии». Под практикой понимал деятельность познающего разума. Главным объектом философских размышлений мыслителя было соотношение между субъектом («Я») и объектом («познаваемой действительностью»). Фихте развивал представление о деятельной активности мышления, верил в реальную возможносчь познания мира и обретения человеком власти над природой.

Флоренский П. (1882-1937) – выдающийся русский философ, ученый, богослов. За всестороннюю образованность часто называли русским Леонардо да Винчи. Энциклопедичность исследований о. Павла в области гуманитарных наук, и особенно философии языка, делает его теоретическое наследие актуальным по сей день.

Фома Аквинский (1225-1274) - средневековый католический теолог, представитель схоластики, причислен к лику святых. Учение Фомы Аквинского в форме неотомизма является философской доктриной современной римско-католической церкви. Он разработал систему доказательств существования Бога в мире, решал проблему соотношения веры и знания, рассматривал человека как «срединное существо», как единство души и тела. В этом сплаве душа является доминирующим началом.

Фрейд 3. (1856-1939) - австрийский философ, психиатр, врач по профессии, основатель учения о бессознательной области человеческого бытия. Утверждал, что в основе человеческой деятельности лежат инстинкты, которые составляют область бессознательного. Преодолеть границы последнего можно лишь с помощью специальной методики -психоанализа. Теория фрейдизма активно используется в социальной психологии, социологии, литературоведении, этнографии и других отраслях знания. Она значительно расширяет представления о механизмах психической деятельности человека.

Хомяков А.С. (1804 - 1860) - русский писатель и философ-идеалист, один из основоположников славянофильства. Это последнее исходило из критики западной цивилизации и приоритета русского национального сознания. Религиозную веру считал подлинным двигателем исторического процесса.

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856) - один из наиболее ярких мыслителей первой половины XIX века. Выступал с резкой критикой прошлого и настоящего России, проповедовал западный путь развития. После опубликования одного из «философических» писем был подвергнут репрессиям и объявлен сумасшедшим. Главной причиной всех бед России видел в православии, которое по его мнению вырыла ров между западной и русской культурой. Основные произведения: «Философические письма», «Апология сумасшедшего».

Шопенгауэр А. (1788 - 1860) - немецкий философ, один из основатель волюнтаризма. В своем произведении «Мир как воля и представление» утверждал, что сущностью мира является воля - слепое, бесцельное влечение к жизни, имеющий мировой, абсолютный характер (монистический волюнтаризм). Шопенгауэр непримиримый противник философской системы Гегеля.

Эпикур (341-270 до н. э.) - греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Он отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Продолжил учения Демокрита об атомах. Обосновал свободу индивида в выборе жизненного пути. Большое внимание уделял проблеме счастья человека: мерилом счастливой жизни является удовольствие. Наслаждение является основой человеческого счастья (гедонизм). Подчеркивал, что жить счастливо это значит жить разумно, нравственно и справедливо.

III. ИЗРЕЧЕНИЯ

  • «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией». Эпикур.

  • Без философии «наука - сборник фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм» П.Л. Лавров.

  • «Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело». М. Монтень.

  • «В сущности, говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке...» Гете.

  • Философия—это «духовная квинтэссенция времени...» Г.Гегель.

  • «Познай самого себя» Сократ.

  • «Человек есть мера всех вещей» Протагор.

  • «Платон мне друг, но истина дороже» Аристотель.

  • «Все есть вода» Фалес.

  • «Человек есть политическое животное, наделенное разумом». Аристотель.

  • «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах.» Дж. Локк.

  • «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума» Лейбниц.

  • «Жизнь есть приближение к смерти» М. Монтень.

  • «Мыслю, следовательно, существую» Р. Декарт.

  • «Верую, потому что абсурдно» Тертуллиан.

  • «Верую, чтобы понимать» Августин Блаженный

  • «Знание - сила» Ф. Бэкон.

  • «Человек разумное, мыслящее существо» Дж. Локк.

  • «Сущность человека. есть совокупность всех общественных отношений» К.Маркс.

  • «Человек - слуга и истолкователь Природы» Ф. Бэкон

  • «Человек есть микрокосм» Демокрит.

  • «Из ничего ничего не происходит» Мелисс.

  • «Человек человеку волк» Т. Гоббс.

  • «Благо народа - высший закон» Цицерон.

  • «Только нравственная власть пользуется уважением» Мо-цзы.

  • «Способность воображения есть источник всякого творчества» Н. Бердяев

  • «Воспитание есть своего рода рождение» Г. Лихтенберг»

  • «Началом всего является беспредельное время» Анаксимандр.

  • «Время есть величайшее из новаторов» Ф. Бэкон.

  • «Гении - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться» И. Кант.

  • «Истину нельзя опровергнуть» Сократ.

IV. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЕСТ № 1

Выберите один или несколько ответов



Вариант 1

1. Кому принадлежит мысль о том, что «Человек есть мера всех ве- щей»?
А – Сократу Б – Платону В – Протагору

2. Кто выдвинул и обосновал идею о том, что мир состоит из атомов и пустоты?
А – Гераклит Б – Демокрит В – Аристотель

3. Кому принадлежат слова: «Я мыслю, следовательно, я существую»? А – Ф. Бэкону Б – Д. Локку В – Р. Декарту
4. Кого из русских религиозных философов считают философом - космистом?
А – Н. Бердяева Б – Н. Федорова В – Вл. Соловьева

5. Какие из приведенных ниже определений материи являются фило - софскими?
А – Материя – это вещество, поле и вакуум

Б – Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущении

В – Материя – это все то, что обладает массой и энергией

6. Какие суждения правильны с точки зрения материализма? А – Мои мысли и суждения существуют реально
Б – Мои мысли и суждения существуют объективно

В – Мои мысли и суждения не существуют реально

Г – Мои мысли и суждения не существуют объективно

7. Укажите, в каких случаях будет иметь место процесс развития? А – рождение человека Б – извержение вулкана
В – распад Римской империи

8. Какие из приведенных положений правильные? А – Человечество способно познать абсолютно все в мире
Б – Человечество может достичь полного и исчерпывающего знания обо всем материальном мире

В – Человеческое сознание способно познать сущность вещей, законы объективного мира



9. Какое из данных суждений является правильным?
А – Общественная психология и эмпирическое (обыденное) сознание тождественно

Б – Эмпирическое (обыденное) сознание включает в себя общественную пси-хологию

В – общественная психология включает в себя эмпирическое (обыденное) сознание

10. Укажите верное положение:
А – Человек и его поведение определяются биологическими законами

Б – Человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение

В – Человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказы-вают влияние и биологические факторы

Вариант 2

1. Какие из перечисленных вопросов являются философскими? А – Что есть истина?
Б – В чем сущность гравитации?

В – Расширяется ли Вселенная?



2. Кто утверждал, что «Вещь в себе» непознаваема? А – Гегель Б – Кант В – Фейербах
3. Какое из положений верно?
А – Пространство и время взаимосвязаны и существуют независимо от материи

Б – Пространство и время объективны и неразрывно связаны с материей В – Пространство и время есть понятия нашего рассудка



4. Какие из приведенных суждений могут принадлежать только идеалисту?
А – Законы природы создаются только человеком

Б – Сознание есть свойство, продукт материи

В – Бытие определяет сознание

5. Из данных положений укажите диалектическое отрицание: А – Смерть человека от несчастного случая
Б – Замена устаревшей технологии новой

В – Старение организма



6. Какие из данных положений Вы считаете правильными? А – Процесс познания бесконечен
Б – Все наши знания только гипотезы и таковыми останутся

В – Сущность вещей принципиально непознаваема



7. Определите, какое из ниже перечисленных положений относится к марксистскому пониманию истории:
А – Общественный процесс определяется сознанием и волей великих личностей

Б – Движущей силой общества является производство материальных благ

В – Движение общества не подчиняется закономерностям, а есть случайный процесс

8. Какой ответ на вопрос о том, что такое личность, будет правильным? А – Понятие «личность» тождественно понятию «человек»
Б – Личность есть общественно развитый человек, обладающий самосознанием и моралью

В – Личность – это прежде всего индивидуальность



9. Выделите формы чувственного познания:
А – понятие Б – ощущение В – умозаключение

Г – восприятие Д – суждение Е – представление



10. Среди перечисленных ниже явлений духовной жизни выберете те, которые относятся к эмпирическому (обыденному) уровню общественного сознания:
А – социальные чувства Б – политические доктрины (программы)

В – научные теории Г – традиции Д – слухи

Е – научные гипотезы
Ответы (тест 1)

Вариант 1 1. В; 2. Б; 3. В; 4. Б; 5. Б; 6. А, Г; 7. А; 8. В; 9. Б; 10. В.

Вариант 2 1. А;2. Б; 3. Б; 4. А; 5. Б; 6. А; 7. Б; 8. Б; 9. Б, Г, Е; 10. А, Г, Д.

ТЕСТ 2

Задание: Выберите один или несколько правильных ответов.



1. Время возникновение философии
А. 5000 тысяч лет назад.

Б. Первое тысячелетие нашей эры.

В. Более 2.5 тысячелетий назад.

2. Определение философии
А. Философия – любовь к мудрости.

Б. Философия – искусство жить.

В. Философия — это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека.

3. На что опирается философское знание?
А. Чувства, эмоции.

Б. Вера в сверхъестественные силы.

В. Разум, знание о мире.

4. Что означает понятие древнеиндийской философии «брахман»?
А. Небо.

Б. Землю.

В. Божество.

Г. Духовное первоначало мира.

5. Что означает понятие «атман»?
А. Общество.

Б. Природу.

В. Разум.

Г. Душу человека.

6. Буддизм требует мыслить мир посредством:
А. Процессов.

Б. Вещей.

В. Математики.

Г. Субстанций.

7. Кто выдвинул и обосновал идею о том, что мир состоит из атомов и пустоты?

А . Гераклит

Б. Демокрит.

В. Аристотель
8. Время возникновения христианского мировоззрения.
А. До нашей эры.

Б. В первом веке н.э.

В. Третьем веке н.э.

9. Какие признаки относятся к средневековому мировоззрению?
А. Символизм.

Б. Космоцентризм.

В. Ценностный подход к миру.

Г. Главенство Слова.

Д. Рационализм.

Д. Антропологизм.

10. На какого античного философа ориентировались схоласты?
А. Демокрит.

Б. Платон.

В. Аристотель.

11. Автор гелиоцентрической системы
А. Н.Коперник.

Б. Дж.Бруно.

В. Ф.Бэкон.

12. Основатель динамики (раздел физики).
А. М. Монтень.

Б. Г. Галилей.

В. И.Ньютон.

13. В чем состоит основная черта ренессансного движения?
А. Антропоцентризм.

Б. Умозрительность.

В. Космоцентризм.

14. Каким образом осуществлялось развитие науки в 17 веке?

А. Эволюционным.

Б. Кругообразным.

В. Революционным.

15. Кому принадлежат слова: «Я мыслю, следовательно, я существую»?

А. Ф. Бэкону

Б. Д. Локку

В. Р. Декарту.

16. Что является в 17 веке ведущей отраслью знания?

А. Механика.

Б. Медицина.

В. Натурфилософия.

Ответы (тест 2)



1. В; 2. В; 3. В; 4. Г; 5. Г; 6. А; 7. Б; 8. Б; 9. А, В, Г; 10. В; 11. А; 12. Б;

13. А; 14. В; 15. В; 16. А.

ТЕСТ 3

1. Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира выступает...
1) философия 2) гносеология

3) этика 4) онтология

5) антропология

2. Сознание в онтологическом плане первично, считают...
1) иррационалисты 2) позитивисты

3) материалисты 4) скептики

5) идеалисты

3. Невозможность получения достоверного знания об окружающей действительности утверждает...
1) эмпиризм 4) солипсизм

2) субъективизм 5) рационализм

3) скептицизм

4. Исследование социальных, нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей осуществляет_________функция философии.
1) прогностическая 4) критическая

2) методологическая 5) аксиологическая

3) мировоззренческая

5. Гносеология — это учение о.....
1) ценностях 4) познании

2) природе 5) человеке

3) бытии

6. Философия возникла в период...
1) VII—VI вв. до н. э. 4) XVIII—XIX вв. н. э.

2) II—I вв. до н. э. 5) IV—V вв. н. э.

3) IV—III вв. до н. э:

7. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии называется...
1) дхарма 2) сансара 3) карма

4) мокша 5) чарвака



8. Гераклит в качестве онтологической основы полагал...
1) мысль 2) огонь 3) апейрон

4) воду 5) воздух 6) землю



9. Проблема человека в философии была поставлена...
1)Фалесом 2)3еноном 3) Гераклитом

4) Демокритом 5) Сократом



10. Высшей идеей считал идею "блага"...
1) Сократ 2)Парменид 3) Гераклит

4) Пифагор 5) Платон



11. Социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного, выделял...
1) Пифагор 2) Эпикур 3) Сократ

4) Аристотель 5) Платон



12. Проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами разрабатывал античный философ...
1) Сенека 2) Эпикур 3) Сократ

4) Платон 5) Аристотель



13. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к...
1) эстетике 2) этике

3) психологии 4) богословию

5) науке

14. Представителем византийской средневековой философии является...
1) Иоанн Дуне Скот 2) Василий Великий

3) Фома Аквинский 4) Аврелий Августин

5) Иоанн Росцеллин

15. Наиболее видным представителем зрелой схоластики является...
1) Альберт Великий 3) Пьер Абеляр 5) Фома Аквинский

2) Иоанн Росцеллин 4) Иоанн Скот Эриугена



16. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями это...
1) символизм 4) реализм

2) пантеизм 5) номинализм

3) концептуализм

17. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является...
1) Новое время 3) Средние века 5) Просвещение

2) Возрождение 4) Реформация



Ответы (тест 3)

1. 1); 2. 5); 3. 3); 4. 5); 5. 4); 6. 1); 7. 2); 8. 2); 9. 5); 10. 1); 11. 4); 12. 2; 13. 4)

14. 2); 15. 5); 16. 5); 17. 2).

V. СПИСОК УЧЕБНОЙ И СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2001. – 504 с.

2. Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 559 с.

3. Гуров Ю.С. Философия: Учебное пособие. – Чебоксары, 2004. – 300 с.

4. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2002. – 584 с.

5. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. Учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. Проект, 2002. – 347 с.

6. Исмуков Н.А. Национальное измерение культуры (философско-методологический аспект. М., Прометей, 2001. – 275 с.

7. История русской философии: Учеб. для вузов. – М.: Республика, 2001. – 639 с.

8. История русской философии: Учеб. пособие для вузов / Рук. авт. коллектива А. Маслин. – М.: Высш. шк. , 2001. – 639 с.

9. Канке В.А. Философия: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2000. – 318 с.

10. Корнилов С.В. Русские философы: Справ. – СПб.: Лань, 2001. – 445 с.

11. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник / Пер. с англ.- М.: Серебряные нити, 1998. – 512 с.

12. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 800 с.

13. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарика, 2001. – 735 с.

14. Трофимов В.П. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Прометей, 2001. – 273 с.

15. Философия : Курс лекций / Аверьянов А.Б. , Бабинов Ю.А., Евлампиев И.И., Ботьева О.В. и др. / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 383 с.

16. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 703 с.

17. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. – М., 1989. – 840 с.

18. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М.1998. – 1064 с.

19. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. / Отв. редактор Л.А. Микешина. - М., 1994. –Ч.I. – 536 с; Ч. II. – 416 с.