Тема смерти в лирике к. Л. Хетагурова и а. И. Токаева - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема смерти в лирике к. Л. Хетагурова и а. И. Токаева - страница №1/1

ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ К.Л. ХЕТАГУРОВА И А.И.ТОКАЕВА

Д.К. Хетагурова
Учреждение Российской академии наук Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева ВНЦ РАН РСО–А, г. Владикавказ
Выбранный аспект анализа творчества известных осетинских поэтов К.Л. Хетагурова (1859 – 1906) и А.И. Токаева (1893 – 1920) отличается универсальностью и одновременно многогранностью, поскольку в творчестве любого поэта той или иной эпохи можно обнаружить обращение к указанной теме, и при этом трактовка ее будет абсолютно уникальной, авторской.

Тема смерти – вечная тема, она является центральной для всей истории развития человеческой мысли в целом, а по мере развития человечества меняется и представление о ней.

В осетинской мифологии тема смерти, загробного мира являлась одной из центральных. Следует отметить, что осетинская культура строилась на культе предков, где смерть и погребальные обряды играли важнейшую роль. Мир живых считался миром ложным («мæнг дуне»), а загробный мир миром реальным, истинным («æцæг дуне»).

Близость потустороннего, вера в загробный мир, в прочную связь мира реального и того, что за гранью смерти – это отличительные особенности осетинского сознания не только архаических времен, но и человека конца XIX-XX вв. Осетинская литература рубежа этого периода также отражала эту специфику национального мировосприятия.

Тема смерти в творчестве родоначальника осетинской литературы К.Л.Хетагурова трактовалась в русле эстетических идеалов литературных направлений, нашедших отражение в его поэзии: романтизма и реализма. Так, в обращении в некоторых стихотворениях к образам фольклорной смерти (отражение мифологических верований осетин) чувствуется влияние эстетики романтизма, тогда как в других лирических произведениях, напротив, фольклор отодвигается на задний план при воссоздании картин реальных страданий и лишений горцев, для которых смерть – избавление и спасение, для этих стихотворений реалистические установки являются определяющими.

В сборнике стихотворений «Осетинская лира» («Ирон фæндыр» 1899), Коста Хетагуров обращается к теме смерти в её фольклорном, мифологическом восприятии. Показательна в этом плане поэма «На кладбище» («Уæлмæрды» 1899), которая написана по мотивам обрядовой поэзии осетин. В поэме Коста так же содержится подробное описание загробного мира, разъяснение его порядков и обычаев. Поэма Коста Хетагурова так же интересна и тем, что в ней помимо мифологических представлений о загробном мире подробно представлен и сам обряд похорон: множество людей приходят проститься с умершим, покойника одевают в лучшие одежды – такие, какие он и при жизни не носил, снабжают его оружием, а на поминках едят и пьют в его честь, так как все съеденное идет на насыщение покойного в ином мире.

Помимо осетиноязычной поэзии тема смерти затрагивалась и в русскоязычном творчестве Хетагурова. Так, в стихотворении «На смерть горянки» (1889) тема смерти представлена в русле реалистического направления, где ранняя гибель бедной горянки является следствием её обездоленной жизни, конец которой представляется поэту избавлением от тягот безрадостной жизни:

Не рыдайте безумно над ней, -

Она цели достигла своей, –

Тяжесть жизни, нужды и невзгоды

С колыбели знакомы уж ей…
Ничего, что она молода, –

Кроме рабства, борьбы и труда,

Ни минуты отрадной свободы

Ей бы жизнь не дала никогда…

Хорошо умереть в её годы.

В творчестве известного осетинского поэта начала ХХ века А. И. Токаева тема смерти представлена уже с других позиций, соответственно и раскрытие ее происходит иначе. А.Токаев – поэт, на чье творчество огромное влияние оказала поэзия символизма (как русского, так и западноевропейского). В своей литературной деятельности Токаев следовал эстетическим принципам символизма, в системе которых смерть являлась образом многогранным и основополагающим. В поэзии А. Токаева смерть является сквозной темой, она всегда незримо присутствует на страницах его произведений. Призывая смерть, стремясь к ней, лирический субъект поэзии Токаева будто совершает обряд инициации, в котором смерть – необходимая ступень на пути к перерождению героя в Сверхчеловека (излюбленная философская и литературная тема рубежа XIХ-ХХ вв.).

Следует отметить, что смерть в поэзии Токаева нередко присутствует в конкретных образах, так, в стихотворении «Суровая зима, когда ты убегала…» («Тызмæ зымæг, куы лыгътæ ды…») она предстает в образе Удхассага – Ангела Смерти, уносящего душу. Потусторонний мир проникает в реальный, рождая чувство беспомощности и обреченности. Нет выхода для героя там, где реальность обманчива и Ангел смерти настойчиво направляет к тупику.

Песни смерти, гимны, призывы – традиционные темы поэзии раннего символизма, чьи эстетические установки были наиболее близки творчеству Токаева. Примером может служить стихотворение, которое так и называется «Песня смерти» («Мæлæты зарæг»). В этом произведении лирический герой призывает смерть открыто, безбоязненно, он стремится к свету, который излучает смерть. Путь, которым шел лирический субъект поэзии Токаева – это путь познания, где смерть – конечная цель, последнее откровение. Оплакивая тело, он стремится к свету, прочь от тьмы жизни.

Своеобразным логическим завершением пути-познания лирического героя поэзии А. Токаева является стихотворение «Конец» («Кæрон»). Здесь лирический субъект переходит ту грань, которая отделяет два мира, преодолевает последний предел. Это стихотворение, словно магическое заклинание, тут важна не столько рифма, сколько ритм, создающий гипнотический эффект:

Пью до дня я чашу яда,

Теперь чашу яда.

Яд, сладкий яд, ты лекарство жизни

Ты – лекарство жизни.

Счастье я нашел в черной земле,

Я глубоко в черной земле.

Душа наверх улетает к свету,

К свету улетает.

С мраком, с тьмой смешался я,

Смешался я.

Я закончился. Закончился, готов…



Я готов (подстрочный перевод).

Таким образом, тема смерти в лирике К.Л. Хетагурова и А.И. Токаева представлена довольно широко и разнообразно. Каждый поэт трактовал тему в русле эстетических позиций тех литературных направлений, которые были близки его творчеству. На примере поэзии К.Л. Хетагурова и А.И. Токаева можно говорить о том, что осетинская литература конца XIX – начала XX века в короткий промежуток времени прошла огромный путь, охватив ведущие литературные направления нескольких эпох.