Тема: Санкт-Петербург – «вторая столица» России - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема: Санкт-Петербург – «вторая столица» России - страница №1/1

Тема: Санкт-Петербург – «вторая столица» России.

Цель урока: создать образ крупнейшего города России Санкт-Петербурга.

Задачи: 1.формировать представление об уникальных особенностях географического положения Санкт-Петербурга, природных условиях, особенностях влияния крупнейшего

города на экономическую жизнь страны.

2. развивать географическое мышление, речевую активность, умения самостоятельно добывать знания из различных источников, отстаивать свою точку зрения, конспектировать, развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.

3. воспитывать патриотизм, культуру общения среди учащихся; формировать чувство ответственности за принятие решения.



Оборудование: политико-административная карта России, презентация, листы-схемы, школьные атласы, мультимедиа, компьютер.

Тип урока: урок формирования знаний

Форма проведения: заочное путешествие по городу Санкт - Петербургу
Ход урока

I Организационный момент

Презентация: « Санкт – Петербург « вторая столица» России

СЕВЕРО – ЗАПАДНЫЙ РАЙОН
ТЕСТЫ


  • 1.Выбери субъекты, входящие в район:



  • А) Псковская область

  • Б) Архангельская область

  • В) Санкт – Петербург

  • Г) Калининградская область



  • 2.Найдите ошибки. Северо – Западный район граничит:



  • А) Финляндией

  • Б) Европейским Севером

  • В) Центральным районом

  • Г) Белоруссией

  • Д) Литвой

  • Е) Центрально – Чернозёмным районом

  • Ж) Поволжьем

Учитель: Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по городу Санкт – Петербург

II Мотивация учебной деятельности

Учитель: Тема нашего урока «Санкт-Петербург – «вторая столица» России».

Тема может показаться странной, ведь всем известно – столица России Москва. Но дело в том, что вопрос о переносе столицы неоднократно поднимался в правительстве, обсуждался в Государственной Думе. Претендентов на звание столицы нашего государства много, в разное время роль столицы выполняли различные города. Знаете ли вы их?

(Новгород, Владимир, Суздаль.)

Учитель: На роль третьей столицы уже претендуют Казань и Нижний Новгород. А какой город тогда называют второй столицей России? Конечно Санкт - Петербург

Учитель: Наверное, не раскрою вам секрет, сопоставление двух городов Москвы и Санкт-Петербурга - тема давнего соперничества. Русская пословица гласит: «Новгород- отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова».

Я думаю по ходу урока у вас сформируется свое представление о сути русской пословицы



Презентация о С-Петербурге

Россия это не просто страна, это «страна стран», большое «семейство районов». Как в каждой семье, здесь есть старшие и младшие, большие и маленькие. Сегодня мы поговорим о Северо-Западном районе, о его главном городе, городе-легенде его называют - Вторая столица России, «Пальмира Севера», «Северная Венеция».

Нам предстоит вспомнить историю развития района, древних городов, так как история объясняет их современное развитие, выяснить значение Санкт - Петербурга для страны и мира, показать хозяйственную и культурную ценность этого необыкновенного города.

Начало 18 века ознаменовалось важным событием в жизни россиян. В 1703 году основан Петербург Петром 1, ставший столицей России и окном в Европу.



Была та смутная пора,

Когда Россия молодая

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Город основан Петром I в устье Невы. Торговые пути из России на северо-запад широко использовались ещё со времён Киевской Руси, когда на этих путях сложились торговые города Псков и Новгород. Однако после «смутного времени» в начале17 века выход в море был заблокирован шведами, и потребовалась война с ними, чтобы вернуть его России. Основание в 1703 году Санкт-Петербурга знаменовало поворот России «лицом к Европе», поэтому столица была перенесена в город, наиболее удобно расположенный именно для связей с Европой, (а не с Россией)».

Созданный Петром I как «Окно в Европу», Санкт-Петербург действительно выполнял функции «транслятора» европейских нововведений. Город с самого начала был «русско-западноевропейским» городом. Это проявилось и в составе его многонационального населения, и в архитектуре, и в культурной жизни, и в попытках императорской власти внедрять западные нововведения в российскую жизнь.

Расположенный в весьма слабозаселённой и почти неосвоенной местности, он «сам создавал себе» удобное географическое положение. Ещё в петровские времена была построена вышневолоцкая система каналов, связывающая реку Тверца (приток реки Волга) с рекой Мстой, (впадающей в озеро Ильмень), по которой Санкт – Петербург снабжался всем необходимым. В начале 19 века была построена Мариинская система каналов, обеспечившая выход к Белому морю. В 1960 годы здесь был построен Волго-Балтийский канал.

Город строился и развивался. Европейские новинки (хозяйственные, научные, культурные и даже политические) появлялись сначала в столице, обкатывались там, приспосабливались к российским реалиям, а затем уже распространялись по России. Санкт-Петербург 18-19 веков по своему архитектурному облику и стилю жизни был не чисто российский, а в значительной степени западноевропейский город.

«Сам город весь из спокойных, прямых линий, из твёрдого, устойчивого камня, чёткий строгий и царственный. Почти у подножия Исаакия (Исаакиевский собор) на площади, с двух сторон замкнутых спокойными, строгими и величественными строениями адмиралтейства, Синода и Сената, омываемой царственной Невой, стоит Памятник Петру1, поставленный ему Екатериной 2. Памятник известен под названием Медный всадник».

Дельта Невы – это десятки островов, разделённых протоками, каналами, Невой, Невками, Мойкой. Острова соединены прекрасными мостами. Аничков мост украшен великолепными скульптурами вздыбленных лошадей. Санкт – Петербург, созданный волевым решением Петра, развивался почти в «экономической пустыне»: его пригороды – это, в основном дворцово-парковые ансамбли (Петергоф, Пушкин, Ломоносов, Царское Село, Павловск). Их создавали как загородные резиденции императоров, они должны были внушать иностранцам и россиянам почтение к столь богатой стране, ошеломлять посетителей своей роскошью.

Двести лет Санкт – Петербург был столицей. Перенос столицы в Москву отрицательно повлиял на развитие города. Тем не менее, он оставался и остаётся теперь второй столицей нашей страны



Учитель: Вывод. Итак, мы выяснили, что место для строительства и Москвы и С-П выбиралось не случайно, а очень основательно. Москва - стратегически безопасно в центре страны, а С-П на берегу Балтийского моря. Пётр I прорубил окно в Европу. Спасибо представителям фракций. Согласитесь, что центральное и приморское положение городов, это уже разговор о ФГП. Выскажитесь по этому вопросу.

Какой город занимает более выгодное положение?

Давайте определимся, что такое столица?

Учитель: Это главный город страны – это лицо страны, здесь находится наше правительство. Очень часто сюда приезжают главы других государств. И от того, что они увидят в главном городе страны, будет складываться их впечатление обо всей стране в целом.

Вывод:

Почему Санкт – Петербург называют второй столицей?

В чём особенность облика Санкт – Петербурга?

Почему петербургские музеи богаче московских, а Петергоф лучше Версаля?

Санкт – Петербург строился как столица, два века исполнял столичные функции и всегда наравне с Москвой сохранял позиции лидера

Особый облик Санкт – Петербурга – результат заранее разработанной планировки и архитектуры с привлечением лучших мировых зодчих и огромных ресурсов

Уникальные музеи и памятники Санкт – Петербурга и его окрестностей создавались по воле Российских Императоров, не жалевших средств на блеск столицы Империи

Проверим с вами домашнее задание: составить синквин, т.е. высказать ваше впечатление в стихотворной форме Как вы с этим справились



V. Домашнее задание: стр. 96 – 99, ответить на вопросы в конце параграфа