Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я, но…» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я, но…» - страница №1/1

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

« Люблю Отчизну я, но…»
Цель урока: (5 слайд)

  • Обзор осмысления темы Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова;

  • завершение темы в последних итоговых (для развития этой темы) стихотворениях 1841 г. – «Родина», «Прощай, немытая Россия»;

  • обучение анализу стихотворения;

  • обучение выразительному чтению стихотворения.


Оборудование:

  • Уголок «Сегодня на уроке» о творчестве Лермонтова;

  • выставка иллюстраций к произведениям Лермонтова о родине и природе;

  • компьютерная презентация темы.


План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Размышления поэта о судьбах своего поколения и родины в стихотворении «Дума» (обобщение).

  3. Реализация домашнего задания. Осмысление темы в ранней лирике.

  4. Завершение темы (1841г.). Анализ стихотворений «Родина», «Прощай, немытая Россия».

  5. Сделаем выводы.

  6. Домашнее задание.

  7. Подведение итогов урока.


Ход урока
Вступительное слово учителя. (3 слайд)

« Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.»

И.Л. Андроников.

Мы с вами уже пытались понять душу поэта и человека, когда говорили о раннем творчестве поэта, о истоках трагических мотивов, одиночества, исканий, пытались понять душу человека, мечтающего о настоящей любви и не находящей ее, пытались понять поэта, мечтавшего служить своей поэзией родине и народу и как Пушкин «глаголом жечь сердца людей». Сегодня же попробуем понять, входит ли в его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить.

Любовью к Родине пронизано все творчество Лермонтова. Оно объединяет поэта с другими русскими людьми и вместе с тем во многом отличается от национально-патриотического чувства его предшественников, хотя уже в одном из ранних своих стихотворений поэт сказал: «Я Родину люблю и больше многих…» (4слайд). И вдруг в стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». И поэтому задача нашего сегодняшнего урока осмыслить, как развивается тема Родины в творчестве поэта (5слайд)

Мысль о Родине была неотделима для Лермонтова от мысли о судьбе своего поколения, чья молодость совпала с эпохой жесточайшей реакции. В каком стихотворении эти мысли находят свое художественное воплощение? (стихотворение «Дума»). О чем с болью говорит поэт в этом стихотворении? В чем он видит трагедию своего поколения? ( С болью говорит поэт о том, что бездумное преклонение перед властью превращает людей в «презренных рабов». Занятия наукой становятся бессмысленными, если знания не переходят в действия. Лишенные жизненной цели, твердых убеждений, современники поэта не способны на сильное, глубокое чувство, поэтому трагично и бессмысленно проходит целая жизнь:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам не мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда. )

Мы с вами также говорили о том, что Лермонтов не только осуждает свое поколение, но осознает себя одним из его представителей и, осуждая бездуховность, бездействие, рабскую покорность, призывает к пробуждению гражданских чувств.

Активная гражданская позиция поэта, желание воспеть свою Отчизну воплотились в его лучших стихотворениях, посвященных Родине. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, тесно связанный с темой «потерянного поколения». И мы с полной уверенностью можем сказать, что в лирическом наследии Лермонтова тема Родины является основной.

Проследим, как развивается эта тема в ранней лирике поэта. (6 слайд)


- Реализация предварительного домашнего задания (подобрать стихотворения, где ведущей темой является Родина, выбрать цитаты для работы по теме) (7 слайд)


  • Родина — земля, давшая жизнь и страдание - «Смерть»


Оборвана цепь жизни молодой

…пора домой …

Пора туда, где будущего нет.

Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

Ни горьких слез, ни славы, ни честей


  • Ощущение дисгармонии - «Монолог»


К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем.
……………………………………………
И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует

………………………………………….

И нам горька остылой жизни чаша



  • Образ идеальной романтической отчизны — «Отрывок».

Страшна конечность земного существования и ничтожество жизни («ничтожество есть благо на земле»). Тяготение к небу – это поиски духовной свободы, отрадного слияния с природой («Хранится пламень неземной / Со дней младенчества во мне»). Но и в этом стихотворении образ небесного рая сменяется антитезой земле:



Теперь я вижу: пышный свет

Не для людей был сотворен.

Мы сгибнем, наш сотрется след,

Таков наш рок, таков закон;



  • Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» — «Жалобы турка»

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край … моя отчизна!


  • Обращение к историческому прошлому России — «Кто видел Кремль в час утра золотой ...»

Борьба за родину для Лермонтова священна.

Война 1812 года - «Два великана», строфы «Сашки», «Бородино».

В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в родину.

( 8 слайд)

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

………………………………

Досадно было, боя ждали

………………………………

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

………………………………..

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Восхищение поэта защитниками Москвы не оставляет сомнения в любви Лермонтова к России. В образах простых людей Лермонтов открывает новые источники веры в родину.

Продолжение и завершение темы мы находим в двух стихотворениях, написанных в 1841 году (9 слайд)
Завершение темы родины. 1841 год
«Прощай, немытая Россия» «Родина»

презрение к стране рабов, признание в любви

стране господ
Анализ стихотворения «Родина»

«16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта - Эрнестом.

Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писан­ную еще в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да еще будто бы дурно отзывался о нем в разговоре с одной дамой.

На балу Барант подошел к Лермонтову и потребовал от него объяснений<.. .>.

Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Черной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом.

Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону,

Противники помирились и разъехались.

Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за "недонесение" о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебном следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу<...>,

Наконец приговор был вынесен и утвержден: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдаленном и опасном пункте Кавказской линии.<...> И, зная, что Лермонтова уже нет в Петербурге, что oн снова отправился в ссылку, полную опасности и лишений, послан почти на верную смерть, царь писал с угрожающей иронией: "Счастливого пути, господин Лермонтов!"...

<...>Он обречен был на ссылку до конца своих дней. Снов: потянулись тряские дороги, замелькали подорожные столбы и раскинулся бесконечный горизонт.

В этом путешествии на лошадях через всю Россию Лермонтов наблюдал трагический контраст между блеском петербургских салонов и нищетой деревень, в которых после страшного неурожая 1839 года ели даже кровельную солому.

В кружках петербургской и московской молодежи тех лет шли; споры об исторических судьбах России, о том, какова должна быт истинная любовь к отчизне. Отвергая крепостнический уклад, отрицая призывы сторонников старины вернуться к порядкам допетровской Руси, Лермонтов все яснее понимал, что его любовь - в любви к народу, к демократической России. Об этом он говорит в своем удивительном стихотворении "Родина", образы которого зародились у него во время путешествия на Кавказ весною 1840 года.»

И. Андроников. Лермонтов. Исследования

и находки. 1964.

- Чтение подготовленным учеником стихотворения (слайд 10 )


До Лермонтова ни один поэт так не определял свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову… Вы заметили это? Да, лермонтовское «но»!

  • Какие два облика России рисует Лермонтов?

Один облик России, который мы увидели заключен в словах:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья,

Не шевелят во мне отрадного мечтанья

Давайте обратим внимание на два эпитеты из этого отрывка: темной старины, заветные преданья (хотя Лермонтов и отрицает свою приверженность к прошлому, далекой старине, но в то же время преданья старины для него – заветные, то есть особенно ценимые, дорогие). Такое же противоречивое чувство вызывает у поэта и военная слава России. Он признает, что именно победы обеспечили величие и покой страны. Но не громкие победы, не «старины заветные преданья» волнуют его. Для того чтобы проникнуться его переживаниями, посмотреть на мир его глазами и осмыслить, понять его отношение к родине, необходимо проследить за развитием его поэтической мысли. Давайте проследим по тексту, как Лермонтов раскрывает тему родины; обратите внимание на смену картин природы (зачитать строки из стихотворения).

Бескрайние степи, безбрежные леса, разливы рек, подобные морям, - ничто не ускользает от его внимательного взгляда. Зарисовки степей, лесов, рек, создаваемые минимумом выразительных слов, отличаются не только динамичностью, но и полнотой выражения чувств поэта.


  • С чем можно сравнить смену картин в стихотворении? (Картины сменяют одна другую , как кадры в кинофильме, и это создает представление о богатстве и обширности родной земли. Все огромно и величественно на родине поэта).

  • Обратимся опять к слову. Какие художественные средства помогают нам понять это? (Усиливает это впечатление и сравнение разливов рек с морями, и эпитет безбрежные (леса), также заставляющий вспомнить бескрайние моря.

  • Что же входит для Лермонтова в понятие Родина? (Широта, простор, величие – вот что входит для Лермонтова в понятие Родины )

  • Что приходит на смену величественным картинам природы? Что вызывает у Лермонтова добрые, светлые чувства? На какие детали крестьянского быта он обращает внимание? (Бытовые зарисовки. Зачитываем строки из стихотворения: желтая нива – свидетельство о собранном урожае; полное гумно и крытые соломой крыши – признаки крестьянского достатка; и наконец, крестьянский праздник)

  • Объясните, как вы понимаете строки: «Дрожащие огни печальных деревень»? (Дрожащие огни – неровный свет от горящей лучины, при лучине ужинали, работали; «печальных деревень» - внешний вид крестьянских изб, выплывающих как островки человеческого жилья, вызывает у поэта чувство, окрашенное грустью: они одиноки в этом огромном мире… Но и это поэт любит)

  • Подведем итог: что не волнует поэта, а что он любит, в чем странность этой любви ( 11 слайд) А «чета белеющих берез» стала поэтическим символом России (12 слайд)


Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» (13 слайд)

В 1841 году, после короткого отпуска, во время которого Лермонтов пытался выхлопотать отставку, последовало новое изгнание. Оно вызывает у Лермонтова одно из его самых сильных политических стихотворений "Прощай, немытая Россия...". Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые выездки. Он чувствовал, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строки:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей3,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.




  • Проанализируем эпитет «немытая Россия». Как вы понимаете его, что по вашему мнению имел в виду поэт ?

(Оскорбительно-дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны («немытая Россия» представляло собой исключительную по поэтической выразительности и чрезвычайно ёмкую характеристику, вместившую в себя всю отсталость, неразвитость, иначе говоря нецивилизованность, современной поэту России)

  • Какую черту империи автор отмечает как главную? («Страна рабов, страна господ».

  • Как характеризуется реальность внутреннего мира народа? (Человек в этой стране не чувствует себя свободным, он угнетен, бесправен. «Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, - считал Лермонтов, - а то, что огромное большинство страдает, не осознавая этого». Впервые в отечественной поэзии нтерпретировав «преданность» деспотической власти как рабство, Лермонтов во многом предвосхитил то понимание проблемы духовного рабства, которое позднее по-разному преломилось в творчестве Некрасова, С-Щедрина, Чехова).

  • Что, кроме биографической мотивировки вносит слово «Прощай…» в это стихотворение? ( Крепостное рабство, жандармский произвол и «преданность» ему – предстает в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое , чему он говорит решительное «прощай». Биографически мотивированное последним отъездом поэта на Кавказ, это «прощай» ощутимо шире своего непосредственного смысла. С ним входит в стихотворение вторая из двух его основных тем – образ личности, страдающей и непримиримой, страстно и бесповоротно порывающей с миром всеобщего рабства).

  • Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой? (Эпиграмма – краткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление)

Все, о чем мы сейчас говорили, наверное, и позволило С.Наровчатову назвать это стихотворение «…эпитафией всей николаевской России» (Эпитафия – надгробная надпись)