Тема: «Формирование профессиональной личности будущего педагога на основе организации проектно-исследовательской деятельности при об - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование метода проектов для активизации познавательной деятельности... 1 52.14kb.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности... 2 543.39kb.
Развитие компетенций целеполагания у студентов будущих педагогов 1 69.12kb.
Организация недели иностранного языка в школе Введение Внеклассная... 1 100.01kb.
Рекламно-техническое описание 1 155.68kb.
Программа по французскому языку 7 класс 1 88.72kb.
Программа по французскому языку. 11 класс. Учитель: Козлова Елена... 1 257.24kb.
Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе Общеобразовательной... 2 377.1kb.
Примерный перечень заданий для собеседования по иностранному языку 1 39.5kb.
Одним из ведущих лингвометодических принципов в обучении русскому... 1 132.12kb.
Программа по английскому языку в 9 классе Программа составлена на... 3 273.08kb.
Новые книги, поступившие в библиотеки мбкпу «Печенгского мбо» в IV... 2 567.88kb.
- 4 1234.94kb.
Тема: «Формирование профессиональной личности будущего педагога на основе организации - страница №1/1



Тема: «Формирование профессиональной личности будущего педагога

на основе организации проектно-исследовательской деятельности при обучении иностранному языку».

Павлова Антонина Ивановна,

заместитель директора по научной и инновационной работе

БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»

Орловсксой области,

кандидат педагогических наук,

(2 мин.)
Актуальность. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Педагог способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Педагоги придумывают различные способы на уроках. Но порой это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счёте, качество образования зависят от внутренней мотивации.

Проектная деятельность. Одной из эффективных методик, способствующей развитию личности, является организация проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность является универсальным средством развития человека, в частности его творческого воображения. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Для развития творческого воображения необходима активная позиция ребенка. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала.

Воображение может быть 4 основных видов:

1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;
3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

3. Организация проектов в педагогическом колледже.

Метод проектов в нашем педагогическом колледже реализуется в:



  • учебном процессе (учебные, творческие проекты как краткосрочного, так и долгосрочного характера);

  • во внеклассной работе (составление сценариев внеклассных мероприятий, реализация социальных проектов «Радуга», «Здоровьесбережение» и др.)

  • курсовом и дипломном проектировании;

  • организации ежегодных студенческих конференций, в участии в олимпиадах, конкурсах научных проектов и др.

Наиболее активно метод проектов во всех направлениях деятельности используют преподаватели кафедры иностранных языков, которые представят свой опыт работы.
Из опыта работы над учебными проектами кафедры иностранных языков.
Использование проектной методики в изучении иностранных языков

(из опыта работы преподавателей кафедры иностранных языков



БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»)

Левина Ольга Ивановна,

преподаватель иностранных языков,



заведующая кафедрой иностранных языков

БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»

При работе над учебными проектами студенты самостоятельно выбирают тему высказывания, отбирают языковой, речевой, иллюстративный материал, распределяют роли в группе и определяют форму презентации проекта. Защита проектов проходит обычно на заключительном уроке по теме или в рамках внеклассного мероприятия. Вот лишь некоторые из проведённых нами проектов: «Выпускаем музыкальный журнал», «Мои любимые книжки Эриха Кестнера», «На вкус и цвет товарищей нет», «Суд над сигаретой», «Мой любимый уголок природы», «Братья наши меньшие», «У природы нет плохой погоды», «Мы - то, что мы едим», «Достопримечательности Франции», «Традиции и праздники Великобритании», «Мой родной /любимый город».

Интересно проходит работа над ежегодным проектом в октябре – ноябре, который посвящён знаменательному событию в истории Германии - падению Берлинской стены и объединению Германии: «Mein Berlin», «Das alles ist Deutschland», „Deutschland ist für mich “, „ Deutschland, Deutschland über alles“ и другие.

Большим традиционным проектом в колледже является проведение Недели кафедры ИЯ в декабре, в рамках которой проводятся различные конкурсы, внеклассные мероприятия, праздники. Например, конкурс выразительного чтения и литературного перевода стихотворений «Благодарность временам года», «Зимние фантазии», конкурсы творческих работ «Я рисую свои сны», «Объяснение в любви ИЯ», «Самое лучшее английское (немецкое, французское, латинское) слово»; праздник Рождества на немецком языке совместно со студентами факультета ИЯ ОГУ.

Праздничное закрытие Недели кафедры ИЯ с объявлением и награждением победителей проходит в различных формах: «Фабрика звёзд-11», «Минута славы», «Две звезды», «По следам Реймских музыкантов».
Вопрос. Кто принимает участие в этих проектах?
Мы поддерживаем постоянную связь с выпускниками отделения ИЯ, которые принимают активное участие в реализации многих проектов: «Моё путешествие по Австрии», «Прогулки по Парижу», «Русские в Германии», «Наш колледж», «Давайте познакомимся!», «Я не волшебник, я только учусь», «Рождественское ралли». Преподаватели и студенты колледжа участвуют и в международных проектах совместно со школами углубленного изучения ИЯ г.Орла и ОГУ: «Оффенбах и Орёл - города–побратимы», «Русские учителя учат немецких школьников», «Франция-Россия. Узы дружбы», «Орёл глазами французских школьников», «Наши во Франции», «Майское ралли» и другие.
Вопрос. Какой проект, на Ваш взгляд, оказался наиболее трудоёмким и сложным?
Наверное, это проект "Журнал в колледже", над которым мы работали со студентами 4-ого курса в 1-ом семестре прошлого учебного года.
Вопрос. А как у вас возникла идея создания и выпуска своего журнала?
Сначала мы знакомились с прессой Германии и России, рубриками молодёжного журнала "JUMA", подробно изучили номера журнала "Maulwurf", который издаётся уже на протяжении 10 лет учащимися школы имени Шиллера в городе Оффенбах на Майне. Мы пришли к единому мнению, что у нас тоже есть много интересного, о чём мы могли бы рассказать на страницах газеты или журнала, тем более, что наш колледж в этом году празднует свой 30-летний юбилей. Редколлегией журнала был проведён конкурс "Лицо на обложку", в котором принимали участие студенты, преподаватели и выпускники отделения ИЯ. Большой интерес вызвал конкурс детских фотографий преподавателей кафедры ИЯ, в который живо включились и преподаватели, и студенты, пытаясь рассмотреть сквозь времена и годы знакомые черты своих любимых преподавателей.

На презентации журнала присутствовали преподаватели и студенты колледжа, наши выпускники. Кожинова Ксения (выпускница 2008 г.) рассказала на немецком языке немного о себе, прочитала стихотворение собственного сочинения "Liebeserklärung der deutschen Sprache" ("Объяснение в любви немецкому языку"). Все с огромным интересом смотрели и слушали видеописьма наших выпускников из Франции и Китая.

Присутствующим очень понравилась эмблема отделения ИЯ "Der Fremdsprachenplanet", выполненная студенткой 4 курса Рыбиной Татьяной, а также литературный конкурс "Русские поэты на немецком языке". Студенты и преподаватели, и не только те, кто изучает немецкий язык, завороженно слушали, как прекрасно звучат до боли знакомые стихи русских поэтов на немецком языке и безошибочно узнавали авторов и цитировали строчки оригиналов. Победителей всех конкурсов ждали памятные призы.
Вопрос. Каким образом студенты используют опыт работы над проектами в своей практической профессиональной деятельности?
Уже в течение пяти лет в нашем колледже проводится конкурс профессионального мастерства среди выпускников «Сердце отдаю детям». Наши конкурсанты - будущие учителя – демонстрируют высокий уровень использования проектной методикой на уроках ИЯ.

В процессе работы над проектами студенты проявляют свои лучшие творческие способности, выполняя каждодневную кропотливую работу, могут почувствовать ответственность за результаты совместного труда, поддержку товарищей и преподавателей. Я думаю, что такой бесценный учебный и эмоциональный опыт надолго останется в сердцах студентов и поможет им в их профессиональном становлении и росте.


Мельникова Ирина Александровна,

преподаватель иностранного языка

БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»
Положение о необходимости изучения иностранного языка в неразрывной связи с культурой народа - носителя данного языка уже давно воспринимается в методике обучения языкам как аксиома.

Уроки лингвострановедения - благодатная почва для формирования социокультурной, коммуникативной и профессиональной компетенций будущих учителей ИЯ, т.к. здесь они знакомятся с языковыми единицами, наиболее ярко отражающими национальные особенности культуры народа - носителя языка и среды его существования.

Наши студенты проявляют живой интерес к жизни своих ровесников за рубежом, к их обычаям, традициям, укладу повседневной жизни, формам проведения досуга и т.п. Использование лингвострановедческой информации в доступной и увлекательной для них форме способствует усвоению ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности, созданию у них положительной мотивации.
Вопрос. Где Вы используете метод проектов?
По дисциплине «Лингвострановедение» я использую проектную методику как на самих уроках, так и во внеурочной деятельности. Интересным мне представляется и сдача экзамена по курсу «История Великобритании» в форме защиты проектов. Здесь мы имеем дело со смешанным типом проектов, в котором имеются признаки исследовательского и творческого проектов.
Вопрос. В программе достаточно ли часов для качественного изучения материала?
Бесспорно, нет. Поэтому своим студентам я предлагаю углубиться в заинтересовавшую их тему и подготовить проект по этой теме к экзамену. Надо отметить, что критерии оценки проекта студенту даются сразу, с тем, чтобы он как можно успешнее защитился. Они таковы: углубленность и проработка темы (проверяется дополнительными вопросами преподавателя), ограниченные временные рамки (с тем, чтобы осветить самое главное, нужное и интересное), форма защиты (доклад или мультимедийная презентация), непосредственно презентация самого проекта (выбранный язык( русский или английский) и,(адресованное) чтение или монологическое высказывание),эстетичность (качество) самой мультимедийной презентации. Над проектами студенты работают в парах или индивидуально в течение месяца. Вся группа присутствует на экзамене и в конце участвует в обсуждении услышанного и увиденного. Вот темы последних экзаменационных проектов: « Эта загадочная древняя Британия», «Война Алой и Белой Роз», ««Мастерская мира» королевы Виктории», «Золотой век Елизаветы I.Миф или реальность?», « История парламентаризма в Британии» и т.д.

В процессе проектной работы ответственность за результат возлагается на самого студента. Самое важное то, что именно он, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация. 

В рамках «Недели кафедры ИЯ» традиционным стал и конкурс мультимедийных презентаций- творческих монопроектов на одну из интересующих студентов тем, выходящих за рамки курса, такие как : «Такие странные британцы...», «Выйти замуж за принца», « Эти странные британские праздники..», «Суеверия Англии», «Lady D», « Рождество у камина», «Британцы- нация любителей животных», «Эти уникальные спортивные британцы», «Знаете ли вы, что в Британии….». Обычно на конкурсе присутствуют и студенты младших курсов, которые участвуют в интерактивном голосовании, позволяющем выявить победителя. Он освобождается от сдачи экзамена.
Вопрос. Знакомясь со страной изучаемого языка, нельзя забывать и о своей. Нельзя понять культуру другого народа, не зная собственной. Верно?
Вы совершенно правы. Поэтому мы и включаем в работу на уроке проекты краеведческой направленности, в которых студенты имеют возможность выразить свои собственные мысли и чувства в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей «Добро пожаловать в Россию», «Москва златоглавая», «Ох, уж эти русские….» , рекламных проспектов « Орел, которого вы не знаете», « Орел литературный», «Орел- город первого салюта», составление текстов экскурсий с иллюстрациями, картой « Мои любимые места в Орле», «Православные храмы Орловщины» и т.д. .
Можно смело утверждать, что метод проектов зарекомендовал себя, как один из творческо-познавательных методов, повышающий мотивацию учеников к изучению иностранного языка и приносящим не только пользу с точки зрения образования, но и массу удовольствия и положительных эмоций. 

Но, следует заметить, что к какому типу не относился бы проект, любой из них требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно назвать творческим. 
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении ИЯ и подготовке учителей, но это эффективное средство от однообразия и скуки, оно способствует развитию способностей будущих специалистов, расширению их языковых знаний.
Суворкина Надежда Юрьевна,

преподаватель иностранного языка

БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»
Вопрос. Каким образом Вы используете проектную методику на занятиях по различным дисциплинам?
В процессе освоения практического курса иностранного языка мы со студентами завершаем изучение устных тем тематическими проектами. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые проекты.

Так, при изучении темы «Кино», студентам предлагалось создать свои собственные фильмы и представить их на уроке в рамках кинофестиваля, который мы назвали «За гранью Возможного». Студенты выступили в роли режиссёров: придумывали сюжет фильма, выбирали актёров на роли, музыку, рисовали постеры и представляли на рассмотрение одногруппников, гостей и эксперта из Канады, работающую непосредственно в киноиндустрии. Затем мы вместе выбирали фильм - призёр зрительских симпатий. А наша гостья из Канады выбрала проект фильма, который имел бы коммерческий успех в мировом кинематографе, и подписала контракт с его авторами.

При изучении темы «Мир вокруг нас» студенты разрабатывают проекты «My Dreamland» («Земля Моей Мечты») с учётом следующих аспектов: географическое положение и климатические условия, ландшафт, флора и фауна, используя соответствующие тематические ЛЕ. А также серию ассоциативных проектов по теме «Природа»: с каким растением или животным вы себя ассоциируете.

По теме путешествие мы делаем проекты «Страна, которую я бы хотел посетить».

В ходе изучения спецкурса «Газетная лексика» и темы «СМИ» студенты разрабатывают проекты «Мой журнал», выбирают тематику, целевую аудиторию, определяют тематические рубрики, представляют дизайн страниц. Мы также пробовали проекты телепередач: студенты выбирали формат, обосновывали актуальность, рассказывали, кого бы они пригласили на свою передачу.

В рамках изучения спецкурса «Практика письменной речи» в ходе освоения различных типов письменных текстов, я предлагаю студентам помимо автобиографии, написать вымышленную автобиографию- или фрагменты дневника, мемуары, основанные на такой модели жизни, какую они в идеале хотели бы прожить. Можно также написать историю жизни от лица любимого персонажа- киногероя. Например, один студент написал автобиографию от лица Мерлина, как если бы он прожил его жизнь.

Такие творческие задания очень нравятся студентам, развивают их эмоциональную сферу и воображение посредством иностранного языка. Таким образом решается проблема содержания.

С целью усвоения системы времён английского глагола мы инсценировали Сказку о Временах “The Tense Tale” Действие начинается на обычном уроке грамматики. При выполнении грамматического упражнения, одна из студенток читает предложение, которого нет больше ни у кого в учебнике «Перед тем, как прийти в этот мир, я была Принцессой»(на сравнительной использование Past Simple и Past Perfect). Далее действие в сказке происходит то в разных временных планах.

Другая инсценировка на немецком языке способствовала совершенствованию лексических навыков по теме «Бизнес, заключение деловой сделки». По сюжету бизнесмен приезжает в Кельн по делам и влюбляется а в фею, эта сказка связана и со знаменитой историей Лорелеи и имеет страноведческую направленность.

В художественной форме грамматику и лексику осваивать веселее и приятнее, будучи Принцессой, Принцем и другими героями. Многократное повторение грамматических структур и выражений на репетициях при заучивании роли способствует запоминанию моделей и лексических единиц.

Одним из спецпредметов у наших студентов является дисциплина «Основы стилистики английского языка». По программе данного курса мы рассматриваем различные стилистические приёмы (фонетические, лексические, синтаксические). По окончании изучения данного раздела я предлагаю студентам изобразить и представить некоторые (любимые, самые интересные на их взгляд) стилистические приёмы, с тем чтобы остальные догадались, какой приём имеется в виду.
Вопрос. Сотрудничая с выпускниками колледжа, используете ли Вы в совместных мероприятиях элементы проектной методики?

Мы периодически проводим занятия совместно с нашими выпускниками и студентами ОГУ. Так, наши студенты участвуют в лингвистическом исследовании, которое наша бывшая студентка, выпускница ОГУ Лучкина Т. проводит с профессором, в университете в Штате Иллинойс, где она учится. Мы проводили совместный урок по теме «Образование», Таня поделилась с нашими студентами лексикой и экстралингвистической информацией, рассказала о системе образования в США. В начале сентября, мы провели урок посвящённый прошедшим летним каникулам, обменялись впечатлениями с использованием новой лексики и презентаций. Студентам полезно и интересно такое живое общение с выпускницей нашего учебного заведения, послушать современный английский язык, приближённое к американскому произношение, узнать из первоисточника про американскую реальность.

Хочу также сказать о занятиях и мероприятии, проведённых студентом ОГУ Морозовым Михаилом, который проходил преддипломную педагогическую практику в МПК. Замечательные знания английского языка, личное обаяние и творческий подход Михаила в сочетании с проектной методикой воодушевили наших студентов, влили свежую струю в учебный процесс. Студенты представляли современные фильмы, разучивали и исполняли под гитару популярные композиции на английском языке, с удовольствием участвовали в конкурсах по теме «Искусство».

Данные приёмы использования проектной методики позволяют разнообразить арсенал средств обучения иностранному языку, вносят в занятия новые эмоции и смысл, привносят в учебный процесс дополнительную мотивацию, дают возможность студентам раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал, способствуют индивидуализации обучения, и в конечном, итоге, более эффективному усвоению иностранного языка.



Литература

  1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. // Психология личности. Тексты.-М., 1982

  2. Гурова Л. Л, Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // вопросы психологии.- 1991.- №6.

  3. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2003.-№5
    Дьюи Дж. «Школа и общество»/ Дж. Дьюи// «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2003 – № 4. 

  4. Зачёсова Е.В.метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doob-054.narod.ru/animals.html/

  5. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» /У.Х.Килпатрик// «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып., 2003- №4 

  6. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.itlt/edu.nstu.ru/

  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. 

  8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это?/ Н.Ю.Пахомова // Методист, 2004– № 4 

  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3. 

  10. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода/Л.Б. Прокофьева // Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004

  11. Сатарова Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе»- /Е.Г. Сатарова// Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2003.-№4 

  12. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1. 
    Fried-Booth D. L. Project Work. - Oxford: Oxford University Press, 1986. 

  13. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991

  14. Шепелёва В.И. Внеурочная работа по немецкому языку. М.: Просвещение, 1997

  15. Шпак И. А. Работа с газетным текстом как средство актуализации учебного материла в старших классах средней школы. – ИЯШ. – 1993. – №1.