Тема 41. Избирательное право. Референдум - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа По предмету: " Государственное устройство и самоуправление"... 1 141.68kb.
Урок обществознания в 11 (профильном) классе «Избирательное право» 1 122.92kb.
Политические партии соединенных штатов америки 1 304.51kb.
Викторина для команд «Современное российское избирательное право»; 1 79.95kb.
Суфражизм движение за политическое равноправие 1 29.16kb.
Методические разработки по гендерной проблематике история 80 Новикова Н. 1 13.19kb.
Наименование курса: «Предпринимательское право» 1 17.95kb.
Номера: обычное право сегодня. Обычное право народов севера: возможности... 15 3388kb.
Тема Понятие, предмет, метод, задачи, источники и система российского... 4 1107.32kb.
На правах рукописи 1 308.98kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 1 499.85kb.
Суфражизм движение за политическое равноправие 1 29.16kb.
- 4 1234.94kb.
Тема 41. Избирательное право. Референдум - страница №1/1

10 класс (12-летка)

ЧОГ (Углубленный)

Тема 41. Избирательное право. Референдум.

Право избирать и быть избранным Принципы избирательного права

Избирательное право (в узком смысле) — это право граж­данина избирать и право быть избранным в представительный орган.

Принципы избирательного права — это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

В Конституции Республики Беларусь закреплены следую­щие принципы: выборы являются: 1) всеобщими, 2) свободны­ми, 3) равными, 4) прямыми (исключение составляет форми­рование Совета Республики), 5) голосование тайное.

Всеобщим избирательным правом в выборах обладают при определенных условиях (цензах) все взрослые граждане муж­ского и женского пола.

Напомним, что избирательное право включает в себя право избирать (например, депутатов, Президента) и право быть избранным (депутатом, Президентом). Требования в этой свя­зи могут предъявляться различные. Так, право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет (ст. 64 Конституции). С этого же возраста можно избираться и депутатом местного Совета (сельского, поселкового, город­ского, районного, областного). Депутатом Палаты представи­телей Национального собрания может быть гражданин, до­стигший 21 года, членом Совета Республики — 30 лет (ст. 92 Конституции), Президентом — 35 лет (ст. 80 Конституции). Вместе с тем, несмотря на достижение указанного возра­ста, некоторые лица ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Так, в выборах вообще не участвуют: 1) лица, признанные судом недееспособными, если вследствие психи­ческого расстройства (душевной болезни или слабоумия) они не могут понимать значение своих действий или руководить ими; 2) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Правом избирать не обладают те граждане, в отношении которых в связи с подозрением в совершении преступления избрана такая мера, как содержание под стра­жей. Эти лица еще не признаны преступниками. Это может сделать только суд. Но в то же время, в связи с ограничением (хотя бы и временным) их свободы, они лишены права уча­ствовать в голосовании. В то же время эти лица могут быть выдвинуты, например, кандидатами в депутаты, т. е. они сохраняют право быть избранными в представительный орган.

Выборы являются свободными: избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. В некото­рых странах, в отличие от Беларуси, устанавливается даже наказание за неучастие в выборах, в других — граждане, достигшие установленного возраста, должны сами зарегистри­роваться в качестве избирателей.

Согласно нашему законодательству списки избирателей составляют государственные органы. Главное в реализации этого принципа — свобода выбора, недопустимость принужде­ния к тому или иному выбору. Однако это не исключает агитации, когда кандидаты на выборные должности и их сторонники пытаются убедить граждан в соответствующем выборе.

Выборы являются равными: избиратели имеют равное ко­личество голосов. В целях обеспечения равенства выборов устанавливается единая норма представительства, согласно которой создаются примерно равные по численности избира­тельные округа. Избиратель включается только в один список для голосования. Каждый голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избира­ются гражданами непосредственно. Путем прямых выборов избирается Президент Республики Беларусь. Наряду с пря­мыми выборами предусматривается формирование Совета Республики Национального собрания (верхняя палата) путем косвенных выборов. Так из 64 членов Совета Республики 56 избираются на заседаниях депутатов Советов депутатов базового уровня (имеются в виду районные и некоторые городские Советы депутатов) и Минска (всего по 8 от каж­дой из шести областей и Минска). Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Бе­ларусь.



Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запре­щается. Голосование можно оценивать как тайное, если исключен внешний (посторонний) контроль за волеизъявлением избира­теля. Однако это не лишает избирателя права добровольно высказаться о том, как он проголосовал.

Выборы

Выдвижение кандидатов в депутаты осуществляют обще­ственные объединения, в том числе политические партии, трудовые коллективы и граждане.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвига­ются только гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.

Избирательным кодексом Республики Беларусь определя­ются порядок и сроки образования избирательных округов, участков для голосования, избирательных комиссий, проведе­ния предвыборной агитации, подведения итогов выборов. Избирательным кодексом предусмотрено, что при выборах Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые ко­миссии, которые обеспечивают непосредственное голосование, оповещают избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов. Назначает выборы в Палату представителей, Совет Респуб­лики (как известно, это две самостоятельные палаты Парла­мента), местные Советы — Президент Республики Беларусь, а выборы Президента — Палата представителей.

Организация работы выборов возложена на Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских рефе­рендумов.

Референдум

Референдум — это народное голосование по важнейшим вопросам государственной или общественной жизни.

В Республике Беларусь могут проводиться республикан­ские и местные референдумы. На республиканский референдум выносятся важнейшие вопросы, касающиеся всего государства и общества, на местный — имеющие значение для населения соответствующей административно-территориальной едини­цы (сельсовета, поселка, города, района, области).

Республиканский референдум назначается Президентом. При этом решение о его проведении он может принять по собственной инициативе либо по предложению двух палат Парламента, а также по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом. В последнем случае предъявляется требование, чтобы от каждой области (их, как известно, шесть) и г. Минска было не менее 30 тыс. подписей. Такое требование Конституции позволяет исклю­чить ситуацию, когда за проведение референдума выступает лишь один регион (город, область) и нет поддержки граждан из других местностей. Решение о проведении местного референдума принимается уполномоченным на то местным Советом.

Проведение республиканских и местных референдумов основывается на тех же принципах, что и выборы (всеобщ­ность, равенство, свобода, тайное голосование). Референдум по своей природе — это всегда прямое голосование. Народ — источник власти, решение, принятое путем его непосредственного волеизъявления, обладает более высокой юридической силой. По этой причине решения, при­нятые путем референдума, могут быть отменены или измене­ны только путем референдума (ст. 77 Конституции). При этом следует иметь в виду, что народ при одобрении того или иного вопроса на референдуме может делегировать другому субъ­екту (государственному органу) право на внесение тех или иных изменений или дополнений. Без этого изменять реше­ние, принятое на референдуме, нельзя.

Родиной референдумов - Швейцария. У нас первый референдум был в марте 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР. Затем были референдумы в мае 1995 г. (в частности, о государственном статусе русского языка) и в ноябре 1996 г. (о принятии новой редакции Конституции и др.).



Выводы. 1. Выборы в государственные органы Республики Беларусь являются всеобщими, свободными, равными, прямыми, тайными. 2. По важнейшим вопросам государственной и общественной жизни могут проводиться референдумы.

Депутат — лицо, избранное гражданами в состав предста­вительного органа. Избирательный округ — часть территории, от которой из­бирается один (или более) депутат.

Избирательный участок — часть территории, на которой организуется голосование. В составе избирательного округа образуется несколько избирательных участков.

Избирательный ценз — условие для осуществления права избирать и быть избранным.

Компетенция — совокупность полномочий.

Представительный орган — коллегиальный (Парламент, местный Совет депутатов) или единоначальный (Президент) орган, состоящий из избираемых в установленном поряд­ке лиц.

Полномочия — права и обязанности государственного ор­гана, должностного лица или гражданина.

Функция — основное направление деятельности.