Технология целевой физической подготовки высококвалифицировнных биатлонистов в годичном цикле тренировки 13. 00. 04 Теория и методик - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Силовая подготовка в комплексе средств и методов тренировки студентов... 1 397.35kb.
Формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего... 1 227.41kb.
Субъектные регуляторы конструктивного реагирования спортсменов на... 2 507.84kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 1 история физической... 2 1339.43kb.
Оптимизация тренировочного процесса спортсменов с использованием... 4 1536.7kb.
Г(О)оу дод детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и... 2 454.61kb.
Теория и организация адаптивной физической культуры 11 5794.26kb.
Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики 1 417.38kb.
Обучение письменному переводу технической документации студентов... 1 366.86kb.
Сведения о повышении квалификации 1 40.7kb.
Президиум мфк 1 13.52kb.
Учебном году в течение сентября 2011-февраля 2012г в школе работало... 1 24.8kb.
- 4 1234.94kb.
Технология целевой физической подготовки высококвалифицировнных биатлонистов в годичном - страница №1/3



На правах рукописи

ДУНАЕВ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ



ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВННЫХ БИАТЛОНИСТОВ

В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и

адаптивной физической культуры



АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург - 2008

Работа выполнена на кафедре теории и методики лыжного спорта Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта



Официальные оппоненты: Заслуженный работник высшей школы РФ

доктор педагогических наук, профессор



Виноградов Геннадий Петрович

(Санкт-Петербургский государственный

университет физической культуры

имени П.Ф. Лесгафта)
Заслуженный работник физической культуры РФ

Доктор биологических наук, профессор



Фалалеев Анатолий Григорьевич

(Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов)

Доктор педагогических наук, профессор

Хуббиев Шайкат Закирович

(Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)



Ведущая организация: Санкт-Петербургской научно-исследовательский институт физической культуры

Защита состоится « 24 » апреля 2008 года в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 311.010.01 Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры П.Ф. Лесгафта (190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов 35, кор.1, актовый зал).


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и на сайте (lesgaft.spb.ru).
Автореферат разослан « » 2008 года.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, профессор Егоренко Л.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные тенденции развития спорта высших достижений, введение в программу соревнований по биатлону спринтерских дистанций и, в связи с этим, увеличение количества разыгрываемых медалей, усилила конкуренцию на международной арене. Это вызывает необходимость дальнейшего поиска и научного обоснования эффективных технологий построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки высококвалифицированных биатлонистов и, в частности, в годичном его цикле.

Подготовка спортсменов представляет собой многокомпонентную систему, все части которой (физическая, техническая, тактическая, психологическая и др.) находятся в строгом взаимодействии, в то же время каждый из компонентов решает свой определенный круг задач (Ю.В. Верхошанский, 1988, 1998; Ю.Ф. Курамшин, 20002; Л.П. Матвеев, 1999, 2005; В.Н. Платонов, 1997, 1998; Ф.П. Суслов, 1998 и др.).

В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко представлены материалы, показывающие ведущую роль специальной физической подготовленности биатлонистов в достижении высокого спортивного результата, а также средства и методы ее развития (В.Г. Афанасьев, 2004; В.Н. Бухтияров, 1996; В.Я. Гельмут, 1993; И.Г. Гибадуллин, 2006; Л.Н. Корчевой, 1998; Т.И. Раменская, 2004; Ю.А. Тушков, 1989; G.S. Roberts, 1995 и др.).

При этом система физической подготовки строится до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-практического обоснования.

Анализ и обобщение литературных источников, практического опыта ведущих специалистов по проблеме подготовки высококвалифицированных биатлонистов и других публикаций, отражающих состояние проблемы, выявили следующее.

Теоретические и методологические основы биатлона формировались преимущественно в процессе развития зимних видов многоборья и отдельных дисциплин биатлона с направленностью прежде всего на построение моделей соревновательной деятельности, обобщение техники и тактики лыжной гонки и стрельбы, совершенствование отдельных сторон подготовленности спортсменов и специальной подготовленности в целом. Однако, накопленные на сегодняшний день научно-практические знания о системе подготовки высококвалифицированных биатлонистов и, в частности, о физической подготовке, носят фрагментарный характер, не определены ее особенности и структура. Наблюдается неравномерность развития знаний, освещающих теоретико-методологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические, педагогические и другие аспекты рассматриваемой проблемы.

Основными причинами вышеуказанного являются отсутствие общей теоретической концепции использования средств и методов физической подготовки в различные периоды, этапы спортивной тренировки биатлонистов, а также недостаточная разработанность методических аспектов проблемы. В силу этого, до сих пор не создано целостное представление о системе физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле их тренировочного процесса, направленной на достижение запланированного спортивного результата.

Недостаточное количество научных рекомендаций разработанных на современной теоретической основе увеличивает существующий разрыв между теорией и практикой подготовки биатлонистов высшей квалификации, заметно снижая ее эффективность. Это положение подтверждается результатами выступлений наших биатлонистов в последние годы на чемпионатах мира и Европы, где они утрачивают завоеванные позиции, уступая в темпах роста спортивных достижений сильнейшими зарубежным спортсменам.

Таким образом, в физической подготовке высококвалифицированных биатлонистов сложилась проблемная ситуация. Суть ее заключается в противоречии между уровнем требований соревновательной деятельности и эффективностью физической подготовки. Существующая теория и методика физической подготовки биатлонистов высшей квалификации не учитывает коренные изменения в содержании и условий соревновательной деятельности, возрастание объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Вследствие этого, физическая подготовка биатлонистов в своем развитии значительно отстает от качественных изменений в системе тренировки и не в полной мере соответствует требованиям соревновательной деятельности. Поэтому поиск путей достижения нового качественного состояния физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов является актуальным.

Работа выполнена в рамках Тематического плана НИР и ОКР Россспорта на 2001-2006 и 2006-2010 годы, направление 02. «Научные основы спорта высших достижений», тема 02.04.00 «Формирование и совершенствование технического мастерства, специальной физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов».



Объект исследования – теория и методика подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Предмет исследования – физическая подготовка высококвалифицированных биатлонистов и технология ее реализации в годичном цикле тренировки.

Цель исследования – совершенствование системы физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов для повышения эффективности их соревновательной деятельности.

Задачи исследования.

1. Изучить современное состояние системы подготовки высококвалифицированных биатлонистов и определить методологическую ориентацию собственных исследований.

2. Исследовать педагогические факторы, влияющие на организацию системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов.

3. Разработать концепцию целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и технологию ее реализации в годичном цикле.

4. Обосновать параметры компонентов системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов, обеспечивающих достижение запланированных спортивных результатов в заданное время.

5. Экспериментально проверить эффективность технологии построения и реализации целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки (на примере сборной молодежной команды России по биатлону).



Гипотеза исследования – предполагалось, что осмысление разнообразных сведений о системе тренировки спортсменов позволит сформировать концепцию целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и определить структуру, содержание и технологию ее построения в годичном цикле тренировки. Практическим результатом реализации системы целевой физической подготовки будет являться достижение в заданное время необходимой функциональной и физической подготовленности спортсмена для совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного выхода на выполнение соревновательных нагрузок, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские положения, категории и законы диалектики о всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений; о соотношении общего и частного; о рассмотрении элементов в рамках целого; о единстве теории и практики.

При конкретизации выбора методологии исследования мы использовали принцип системности. Он позволил нам более полно и глубоко изучить сущность целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и определить ее место в общей структуре тренировочного процесса спортсменов. Теоретические основы целевой физической подготовки изучаются и оформляются в тесной связи и зависимости с целым комплексом процессов, совершенствующих подготовленность биатлониста и формирующих его спортивное мастерство.

Для решения общих и частных задач использован системный подход, предполагающий установление взаимосвязей между частями объекта и рассмотрение его в конечном итоге, как системы.

Важным источником для разработки проблемы явились работы ученых, раскрывающие основные положения теории деятельности, особенности ее структуры и критерии ее эффективности (Б.Г. Афанасьев, 1983; Н.И. Бондаренко, 1997; В.В. Давыдов, 1982; В.Д. Демин, 1974; М.С. Каган, 1984; В.П. Зинченко, 1986; Б.Ф. Ломов, 1984; Э.Г. Юдин, 1978 и др.). В частности, концептуальной основой работы было рассмотрение и конкретизация вопросов технологии построения и реализация целевой физической подготовки через призму соревновательной деятельности биатлонистов.

В диссертации использовались: а) фундаментальные труды по современной системе подготовки спортсменов, разработанные отечественными и зарубежными специалистами (С.М. Вайцеховский, 1979; Ю.В. Верхошанский, 1995, 1998; А.В. Ивойлов, 1987; В.В. Кузнецов, 1976; А.А. Новиков, 2003; Л.П. Матвеев, 2005; Н.Г. Озолин, 1970; В.Н. Платонов, 1998; Ф.П. Суслов, 1998; В.П. Филин, 1987; B. Ekblom, 1998 и др.); б) теоретические и эмпирические знания о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена и факторах содействующих или препятствующих достижению наивысших результатов (Т.М. Абсалямов, 1983; Ю.В. Верхошанский, 1985; М.А.Годик, 1980; В.М. Зациорский, 1983; В.С. Мартынов, 1992; В.Н. Платонов, 1986 и др.); в) литературные источники по управлению тренировочным процессом, оценке параметров соревновательной деятельности, моделированию и прогнозированию спортивных результатов (В.А. Булкин, 1989; В.А. Запорожанов, 1985; А.В. Ивойлов, 1982; Л.П. Матвеев, 2000; М.Р. Смирнов, 1994; Б.Н. Шустин, 1990, 1995 и др.); г) общая теория функциональных систем и адаптации организма спортсменов к соревновательным нагрузкам (Н.И. Волков, 2000; А.Н. Воробьев, 1989; С.Е. Павлов, 2000; А.С. Солодков, 2004 и др.); д) литературные источники по теории и методике лыжного спорта (В.Г. Афанасьев, 1996; А.Г. Баталов, 2000; Л.Л. Головина, 1981; В.Д. Евстратов, 1994; Л.А. Корчевой, 1989; В.С. Мартынов, 1992; Т.И. Раменская, 2004 и др.).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования, среди которых использовались методы как теоретического, так и эмпирического исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, изучение документальных источников (дневники спортсменов, тренировочные программы, итоговые результаты соревнований и т.д.), педагогический эксперимент, моделирование, тестирование специальной подготовленности, методы математической статистики (более подробно см. в 2.1).



Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в теории и практике подготовки спортсменов высшей квалификации разработана концепция целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов для повышения эффективности их соревновательной деятельности, имеющая свой предмет исследования, задачи, структуру и содержание.

Определены стратегическая линия построения процесса целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки и ее методическая концепция.

Показаны основные тенденции дальнейшего совершенствования системы физической подготовки биатлонистов; раскрыты устойчивые связи и существенные отношения между уровнем развития специальной выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовленностью и успешностью соревновательной деятельности.

В рамках предложенной концепции развита методология исследования тренировочного процесса биатлонистов и на ее основе разработана структура теории целевой физической подготовки биатлонистов с включением в нее математического описания отдельных ее компонентов, а также раскрыта сущность целевой физической подготовки как педагогического процесса.

Целевая физическая подготовка высококвалифицированных биатлонистов в различные мезоциклы, этапы, периоды подготовки и, в целом, в годичном цикле тренировки, впервые представлена в виде целостного объекта с установленными и развернутыми внешними и внутренними связями и отношениями структурного и функционального порядка, определяющими устойчивость, внутреннюю организацию и функционирование педагогической системы как определенного целого.

Исследованы и уточнены педагогические средства (в том числе и нетрадиционные), методы использования физических упражнений применительно к различным задачам и условиям подготовки биатлонистов.

Определены критерии эффективности решения целевых задач в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов и условия их достижения.

Обоснованы структура и модельные характеристики специальной физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов, а также получена динамика ее показателей в годичном цикле тренировки. Разработана и экспериментально обоснована стандатизированная система комплексного контроля и оценки специальной физической подготовленности биатлонистов.



Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке ряда теоретических положений о:

- концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов;

- построении проектировочной и практической части целевой физической подготовки в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов;

- структуре специальной физической подготовленности биатлонистов высшей квалификации и ее тенденции по мере роста тренированности спортсмена;

- эффективных средствах, методах тренировки, способствующих интенсификации процесса целевой физической подготовки биатлонистов;

- возможности планирования повышенного объема интенсивных нагрузок с использованием моделирующих и смешанных упражнений со 2-го этапа подготовительного периода и до конца главных соревнований сезона;

- технологии целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки и, в частности, эффективности использования в системе подготовки спортсменов высшей квалификации технологии целевого построения физической подготовленности, технологии опережающего развития специальной (физической и функциональной) подготовленности и технологии моделирующего развития силовой выносливости.

Вышеизложенное расширяет и обогащает имеющиеся знания о спорте – теорию подготовки спортсменов высшей квалификации.

Теоретико-методические положения, раскрывающие технологию построения и реализации целевой физической подготовки биатлонистов высшей квалификации в годичном цикле тренировки, могут служить теоретической базой для формирования соответствующих разделов в теории и методике отдельных видов спорта.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в реальный процесс подготовки высококвалифицированных биатлонистов системы целевой физической подготовки и технологи ее реализации, направленных на повышение эффективности соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации. Полученные данные могут быть использованы:


  • при создании модельных характеристик различных сторон подготовленности будущих чемпионов и призеров соревнований в избранном виде спорта;

  • при разработке критериев для отбора кандидатов в сборные команды для участия в соревнованиях;

  • при разработке системы комплексного контроля и оценки уровня физической подготовленности спортсменов.

Материалы исследования могут быть широко использованы в подготовке специалистов по физической культуре и спорту в высших и средних учебных заведениях в системе повышения квалификации на ФПК, ИПК по учебным предметам «общая теория спорта» и «теория и методика лыжного спорта», а также в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и ШВСМ по биатлону.

Результаты исследования внедрены в комплексной целевой программе по подготовке сборной молодежной команды России по биатлону к Универсиаде-2007; в методических рекомендациях по подготовке сборной команды России по биатлону к ХХI к зимним Олимпийским играм 2010 г. в г. Ванкувер (Канада); в учебный процесс Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Они неоднократно докладывались и обсуждались на тренерском совете сборной команды России по биатлону, на международных симпозиумах, российских, республиканских и городских конференциях.



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Решение задачи повышения эффективности физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле их тренировочного процесса возможно путем систематизации знаний, охватывающих проблемные вопросы спортивной тренировки рассматриваемого контингента и теоретического их осмысления в рамках концепции целевой физической подготовки и разработки на базе этого технологии построения тренировочного процесса, направленного на обеспечение достижения в заданное время запланированных спортивно-технических результатов.

2. Теоретико-методологическими предпосылками обоснования и разработки данной концепции является положение о том, что потенциальные возможности перехода исходного состояния спортсмена в целевое состояние определяется, прежде всего, методикой целевой физической подготовки. Отсюда основная функция специальной физической подготовки состоит в последовательной интенсификации режима работы организма спортсмена, обеспечивающего адекватные процессы развития и приспособления к специфическим условиям целевой соревновательной деятельности. Практическим результатом реализации технологии целевой физической подготовки будет достижение необходимой функциональной и физической подготовленности организма спортсмена для совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного выхода на выполнение соревновательных нагрузок, обеспечивающих достижения запланированных спортивных результатов.

3. Для решения целевых задач технология построения тренировочного процесса должна предусматривать внедрение в практику такой модели целевой физической подготовки в подготовительном периоде, которая способствовала бы опережающему развитию специальной подготовленности (физической и функциональной) спортсменов, обеспечивающая им адаптацию к условиям тренировочной деятельности в соревновательный период. Это обеспечит создание в подготовительном периоде «базовой» физической готовности к выполнению предстоящих соревновательных нагрузок; в соревновательном периоде – поддержание достигнутого уровня физической подготовленности, который обеспечит стабилизацию спортивной работоспособности и выход на модельные характеристики соревновательной деятельности биатлонистов.

4. Основными факторами, обеспечивающими физическую готовность биатлониста к достижению высоких спортивных результатов являются «специальная выносливость», «скоростно-силовая подготовленность», «силовая подготовленность».

Эффективность влияния вышерассмотренных факторов на успешность соревновательной деятельности спортсмена зависит также от функционального состояния систем энергоснабжения мышечной деятельности. В структуру показателей функционального состояния организма биатлонистов входят три основных компонента: экономичность и мощность функциональных систем, а также эффективность потенциальных возможностей.

5. Эффективность технологии целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки может быть обеспечена построением тренировочного процесса на основе модельных характеристик соревновательной деятельности биатлонистов и подготовленности спортсменов; подбором средств и методов тренировочного воздействия в аспекте их сходства и различия с целевой соревновательной деятельностью, по отношению к которой строится подготовка в годичном макроцикле; повышением объема интенсивных специальных нагрузок; трех этапной (трехблочной) организации силовой и скоростной подготовки; рациональным соотношением объема нагрузок с применением моделирующих и смешанных упражнений; широким использованием изокинетических и изотонических упражнений для повышения уровня развития силовой выносливости биатлонистов, а также метода моделированного ее развития; планированием системы соревнования по целевому способу построения соревновательного цикла.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, полученных в результате исследования, обеспечивалось применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам; широким представительством исследуемых объектов, достаточной репрезентативностью выборочных совокупностей и продолжительностью педагогических экспериментов; регулярной информацией об использовании в практике рекомендаций, подготовленных по результатам исследования; многократной экспертизой и анализом результатов исследования коллективным обсуждением их на научно-практических конференциях, симпозиумах; корректной математической обработкой полученных в исследовании данных с помощью пакетов программ MS Office Excel 2003, Statistica, 6,0.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в практику подготовки сборной молодежной команды России по биатлону к Универсиаде-2007; в методических рекомендациях по подготовке сборной команды России по биатлону к ХХI к зимним Олимпийским играм 2010 г. в г.Ванкувер (Канада); в учебный процесс Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, о чем свидетельствуют акты внедрения. Материалы исследования неоднократно докладывались и обсуждались на тренерском совете сборной команды России по биатлону, на международных симпозиумах, российских, республиканских и городских конференциях.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа с 1988 г. по 2007 г. На первом этапе (1988-1997 гг.) основное внимание было сосредоточено на результатах обобщения и анализа имеющихся в соответствующей литературе сведений по рассматриваемой проблеме, проводилось формулирование рабочей гипотезы и познавательных задач.

На втором этапе (1997-2002 гг.) уточнялась и конкретизировалась гипотеза и исследовательские задачи, продолжалось осмысление научных фактов. На основе полученных данных сформулированы гипотеза, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, программа научного поиска.

На третьем этапе (2002-2007 гг.) была завершена работа по накоплению и обобщению научных фактов, полученных в процессе теоретических и эмпирических исследований соревновательной и тренировочной деятельности биатлонистов высшей квалификации. На основе полученных результатов была разработана принципиальная модель целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и экспериментальная программа подготовки сборной молодежной помощи России по биатлону к Универсиаде-2007. Для оценки эффективности предлагаемой методики целевой физической подготовки и технологии ее реализации в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки был организован и проведен педагогический эксперимент. В педагогических экспериментах приняло участие более 250 спортсменов высшей квалификации, получено более 27 тысяч оценочных данных.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 424 страницах, содержит 38 таблиц, 34 рисунка. Список литературы включает 308 источников, в том числе 11 на иностранных языках.


следующая страница >>