Т. В. Прохоренко Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара Новосибирск Киев ■ Харь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Т. В. Прохоренко Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону - страница №1/32

Grace J. Craig, Don Baucum
HUMAN DEVELOPMENT
Ninth Edition
Prentice Hall
Грэйс Крайг, Дон Бокум
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
9-е издание




Научный редактор перевода на русский язык

кандидат психологических наук,

доцент Т. В. Прохоренко

Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара - Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

2005

ББК 88.3я7



УДК 159.9.922(075)

К78


Крайг Г., Бокум Д.

К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-187-5

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075)

© Prentice Hall 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

ISBN 5-94723-187-5 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2005



Краткое оглавление

Предисловие к русскому изданию ....................................10

Предисловие ...................................................... 12


Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60

Глава 3. Наследственность и среда ..................................103

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...................157


Часть II. Детство

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое

развитие .....•.................................................214

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие .... 274

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

Часть III. Подростковый возраст

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте . . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте . 522
Часть IV. Взрослость

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719

1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759

Глава 19. Смерть и умирание .......................................793

Глоссарий ....................................................... 819
Список литературы................................................846
Алфавитный указатель.............................................928

Оглавление

Предисловие к русскому изданию ....................................10

Предисловие ...................................................... 12

Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования.....................16

Предварительный обзор ..........................................16


Ключевые проблемы изучения развития человека ....................18
Историческое и современное видение развития человека ..............24
Изучение развития человека: описательные подходы..................34
Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45
Этика научного исследования .....................................51
Краткое содержание главы........................................57
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60
Предварительный обзор ..........................................60
Дополнительные вопросы о развитии...............................62
Психодинамические подходы......................................63
Бихевиоризм и теории научения...................................74
Когнитивные подходы............................................82
Биологические подходы ..........................................88
Системные подходы..............................................94
Теории в ретроспективе ..........................................99
Краткое содержание главы........................................99
Глава 3. Наследственность и среда.............................103
Предварительный обзор .........................................103
Молекулярная генетика .........................................104
Гены, хромосомы и деление клеток................................112
Генетические и хромосомные нарушения...........................118
Новые направления генетических исследований и методов лечения .... 127
Генетика поведения.............................................130
Влияния среды и различных контекстов ...........................134
Процессы, происходящие в рамках микросистемы ...................135
Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143
Краткое содержание главы.......................................153
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...............157
Предварительный обзор .........................................157
Пренатальный рост и развитие ...................................159
Влияние среды на пренатальное развитие ..........................169
Роды .........................................................186
Оглавление 7
Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска .... 199
Развивающаяся семья ...........................................203
Краткое содержание главы.......................................209
Часть II. Детство
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое
развитие .............................................. 214
Предварительный обзор .........................................214
Новорожденные................................................215
Физическое и моторное развитие .................................222
Сенсорное и перцептивное развитие...............................236
Когнитивное развитие...........................................246
Развитие речи..................................................257
Краткое содержание главы.......................................270
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие . . 274
Предварительный обзор .........................................274
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276
Паттерны ранних отношений.....................................284
Отцы, братья, сестры и семейная система ..........................296
Развитие личности на втором году жизни ..........................300
Занятость родителей............................................308
Краткое содержание главы.......................................315
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие . . 318
Предварительный обзор .........................................318
Физическое развитие............................................320
Развитие двигательных навыков..................................326
Когнитивное развитие...........................................331
Память и когнитивное развитие ..................................341
Развитие речи и культура........................................345
Игра и научение................................................354
Краткое содержание главы.......................................360
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363
Предварительный обзор .........................................363
Проблемы развития и техники совладания .........................365
Агрессия и просоциальное поведение..............................376
Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384
Понимание себя и других........................................388
Семейная динамика.............................................396
Краткое содержание главы.......................................410
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413
Предварительный обзор .........................................413
Физическое и моторное развитие .................................414
Когнитивное развитие...........................................422
Оценка интеллекта и достижений.................................431
Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441
3 Оглавление
Нарушения и расстройства развития ..............................448
Краткое содержание главы.......................................453
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве .............457
Предварительный обзор .........................................457
Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458
Социальное знание и моральное сознание ..........................461
Продолжающееся влияние семьи..................................468
Отношения со сверстниками и социальная компетентность ...........478
Краткое содержание главы.......................................488
Часть III. Подростковый возраст
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом
возрасте .............................................. 492
Предварительный обзор .........................................492
Подростковый период в наше время...............................493
Физическое развитие и адаптация.................................495

следующая страница >>