Т. И. Бакланова Рассмотрено на заседании - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассмотрено и утверждено на заседании аттестационной 17 6067.06kb.
Учебное пособие Петрозаводск Издательство Петргу 2013 Рассмотрено... 5 1555.36kb.
Программа учебного предмета музыка и пение для 8 класса Рассмотрено... 4 1333.96kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030501. 1 243.9kb.
Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель... 2 557.99kb.
Рабочая программа по литературе 6 «А» класс 2013-2014 учебный год... 1 372.03kb.
Рабочая программа по курсу «французский язык» 6 классы Рассмотрено... 1 205.24kb.
Рабочая программа педагога гафуровой Илоны Ивановны, II категории... 2 538.63kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 5 класс Рассмотрено... 2 655.45kb.
Рабочая программа по музыке 5-8 классы (Т. И. Науменко, В. В. 3 827.68kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Мишневичский сельсовет 6 1074.81kb.
- 4 1234.94kb.
Т. И. Бакланова Рассмотрено на заседании - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Терешковская основная общеобразовательная школа


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________
Протокол № ___ от
«____»________2013 г.





«Утверждено»

Директор


МОУ Терешковской ООШ Романов Е.П.
Приказ № ___ от «___»____2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коваль Надежды Митрофановны


по учебному курсу «Музыка»

3 класс
Базовый уровень

Программа «Планета знаний»

Т.И.Бакланова
Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2013 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 3 класса начального общего образования МБОУ школа – интернат основного общего образования г. Белебея муниципального района Белебеевский район РБ разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемым учебным методическим комплектом «Планета знаний». Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.И.Баклановой «Музыка» УМК «Планета знаний»

Учебник данного комплекта имеет гриф «Допущено». В комплект входят:

1. Учебник «Музыка 3 класс» Т.И.Баклановой М: Астрель,2008;


2. Пособие для учителя «Обучение в 3 классе по учебнику «Музыка» Т.И.Баклановой» М:Астрель,2009.

Программа для третьего класса, как и предыдущие программы, разработана с опорой на главную цель преподавания музыки в школе — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.

Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:


  • музыкально-информационная культура,

  • культура музыкального восприятия,

  • музыкально-исполнительская культура,

  • музыкально-релаксационная культура.

Целостная система задач музыкального образования в начальной школе:

  • формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоре- тических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев, Интернета и т. д.);

  • формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушатель- ской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие

интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;



  • формирование музыкально-релаксационной культуры, освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии);

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально- творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;

  • формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.

Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал которых делится на инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность осуществление разноуровневого обучения обучающихся как и в классах коррекционно-развивающего обучения так и в общеобразовательных классах.Специальный акцент сделан на дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.
Количество часов в год – 35 ч.

Количество часов в неделю -1ч.

Виды и формы контроля.

Виды: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.

Формы: Проекты, творческие работы, игровые формы, устный опрос, Фронтальный опрос, беседа,, тест.



Содержание учебного предмета.



«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» ( 14 часов)

  • КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ

  • КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

  • КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ: ГИМН

  • КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ: ХОР

  • КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ: КАНТАТА

  • КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

  • КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: РОМАНС

  • КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: ПЬЕСА

  • КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: СОНАТА

  • КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

  • КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЯ

  • КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЯ

  • КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА

  • КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА


«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (13 часов)

  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ

  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ

  • М. ГЛИНКА. ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

  • М. ГЛИНКА. ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

  • Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА»

  • Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА»

  • ОПЕРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  • БАЛЕТ. БАЛЕТЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

  • БАЛЕТ. БАЛЕТЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

  • И. СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ «ПЕТРУШКА»

  • В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

  • ОПЕРЕТТА

  • МЮЗИКЛ

«В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ» (8 часов)

  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

  • МУЗЫКА И ТЕХНИКА

  • МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • МУЗЫКА И КНИГИ

  • ШКОЛА СКРИПИЧНОГО КЛЮЧА

  • Хоровой класс

  • Урок-концерт




Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

Изучение предмета «Музыка» в третьем классе по данному учебнику позволит учителям последовательно реализовывать все основные требования ГОС к уровню подготовленности учащихся по данному предмету в начальной школе. К концу третьего класса ребенок должен: знать/понимать



  • слова и мелодию Государственного гимна Российской Федерации;

  • смысл понятия «классическая музыка»;

  • названия изученных жанров и форм камерной, хоровой и симфонической музыки;

  • вошедшие в учебник шедевры оперного и балетного искусства, их названия и авторов;

особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;

  • виды музыкально-исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль), музыкальные инструменты симфонического оркестра; названия певческих голосов в академическом хоре и оперном спектакле;

  • основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкал ьной культуры:

  • основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки и знаний о ней;

  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

  • взаимосвязь народной и классической музыки;

  • вошедшие в учебник названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

уметь

  • выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их: авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки;

  • определить и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

  • исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, работе с доступными источниками информации о музыке (книгами, Интернетом и др.), разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.



  • Тематическое планирование

    № ур. п/п

    Тема урока

    Кол час

    Тип урока

    Элементы

    содержания


    Характеристика деятельности учащихся


    КРР



    Вид контроля

    Дата проведения

    план

    факт



    «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»

    1




    КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ



    1



    Введение в тему


    Общее представление о концертном зале, его предназначении, устройстве (сцене, зрительном зале и пр.) и акустике

    Основы музыкальных знаний.

    Некоторые знаменитые концертные залы России (например, Большой концертный зал Московской консерватории, Концертный зал им. П. И. Чайковского, концертные залы Дома музыки в Москве и др.). «Живая» музыка в концертном зале, преимущества ее слушания по сравнению со слушанием музыкальных записей или просмотром концертов по телевизору или в видеозаписи. Общее представление о концертах классической музыки (хоровой, камерной, симфонической и др.). Афиша и программа концерта. Правила поведения слушателей в концертном зале.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: «Концертное» исполнение песни из программы 2 класса.

    Слушание музыки. Знакомое произведение классической музыки или его фрагмент в концертном исполнении (видеозапись).

    Развитие

    мышления,

    музыкальной памяти


    Беседа
    устный опрос







    2

    КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

    1

    Углубление и закрепление темы

    Общее представление о концерте хоровой музыки

    Основы музыкальных знаний.

    Актуализация знаний учащихся о видах хоровых коллективов, о хоровых партиях, об основных правилах хорового пения и поведения на сцене участников хорового коллектива. Краткое знакомство с известными российскими старинными и современными профессиональными хоровыми коллективами.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение хором песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского).

    Слушание музыки. Фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись).

    Развитие воображения

    музыкальных представлений



    выразительное исполнение песни







    3

    КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ: ГИМН

    1

    Углубление темы

    Понятие гимн. Основные виды гимнов

    Основы музыкальных знаний.

    Общее представление о старинных гимнах российского государства и СССР. Современный Государственный гимн Российской Федерации, его роль как одного из символов Российского государства. Отражение в музыке и тексте гимна гордости народа за свою страну, патриотических чувств россиян.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации» (сл. С. Михалкова).

    Слушание музыки. Видеозаписи концертных исполнений гимнов РФ и г. Москвы.

    развитие чувства ритма

    Фронтальный опрос







    4

    КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ: ХОР

    1

    Углубление и закрепление темы

    Двойное значение слова «хор» — хоровой коллектив и хоровое произведение.

    Основы музыкальных знаний.

    Хоры русских композиторов-классиков как важная часть их творческого наследия. Хоровые «краски» Волшебницы Музыки, создающие колоритные музыкальные «портреты» и «пейзажи».



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (первая фраза).

    Элементарное музицирование. Музыкально-инструменталь- ные импровизации на тему «Девицы-красавицы» и /или «Чудесный сон».



    Слушание музыки. Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Хор Н.А. Римского-Корсакова «На севере диком» (сл. М.Ю. Лермонтова).

    Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки на темы «Девица-красавица» и/или «Чудесный сон»

    развитие и закрепление певческого дыхания

    игровые формы







    5

    КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ: КАНТАТА

    1

    Углубление и закрепление темы

    Понятие «кантата». Композитор С.С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский».

    Основы музыкальных знаний.

    Идея патриотизма в музыке. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент четвертой части кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Песня Ю. Гурьева «Родина моя» (сл. С. Виноградовой). Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу»).

    Слушание музыки. Четвертая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»).

    развитие гармонического и тембрового слуха

    творческая работа







    6

    КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ



    1

    Углубление темы

    Понятие «камерная музыка» и ее основные жанры. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка.

    Основы музыкальных знаний. Первоначальная общая характеристика малых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной и трехчастной).

    Общее представление о концертах камерной музыки. Знаменитые музыканты-исполнители камерной музыки. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение одной из песен композиторов-классиков. Слушание музыки. Знакомые произведения камерной музыки в концертном исполнении.




    выработка дыхательных навыков


    Фронтальный опрос







    7

    КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: РОМАНС

    1

    Углубление темы

    Общее представление о романсе как жанре камерной музыки.

    Основы музыкальных знаний. Первоначальные сведения об истории русского романса. Старинные традиции исполнения романсов в домашних музыкальных салонах. Современные концерты и исполнители русского романса. Сравнение звучания романса в «живом» исполнении, в музыкальной записи и в кинофильме.

    Разнообразие малых музыкальных форм, в которых написаны романсы. Музыкальные «краски», с помощью которых в романсах воплощаются тонкие человеческие чувства и переживания.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Мелодекламации текстов романсов (напр. А. Варламова «Белеет парус одинокий» (сл. М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига).

    Слушание музыки. Видеозаписи концертного исполнения романсов А. Варламова «Белеет парус одинокий» (сл. М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). А. Рыбников «Романс черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина) — из кинофильма «Приключения Буратино».

    Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений «Цветок», «Перекличка птиц» и «Волны» из программы 1 класса.

    развитие чувства ритма

    Фронтальный опрос







    8

    КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: ПЬЕСА

    1

    Углубление и закрепление темы

    Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной

    музыки.


    Основы музыкальных знаний Примеры знакомых учащимся пьес П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом», написанных в различных малых музыкальных формах. Композитор А. Лядов и его фортепианные пьесы из цикла «Бирюльки». Средства музыкальной выразительности (музыкальные «краски»), использованные композитором для создания этих музыкальных миниатюр.

    Пьеса А. Лядова «Про старину», ее музыкальная форма и художественно-образное содержание.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение старинных русских народных песен из программы 2 класса.

    Элементарное музицирование и основы сочинения музыки

    Музыкально-инструментальная импровизация на тему «Бирюльки» (напр. "Бирюлька-юла", «Бирюлька-пирамидка», «Бирюлька-самовар» и др.) для металлофона, игрушечного рояля или детского синтезатора.

    Слушание музыки. А. Лядов «Бирюльки», «Про старину» (видеозаписи концертного исполнения).

    Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений «Зеркало» и «Юла».

    Музыкально-изобразительная деятельность. Актуализация знаний учащихся о миниатюрной живописи, о лаковой миниатюре (Палех, Федоскино, Холуй). Рисование под музыку миниатюры на тему «Русская старина».

    Развитие зрительной и слуховой памяти

    беседа, выразительное исполнение песни







    9

    КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: СОНАТА

    1

    Углубление и закрепление темы

    Общее представление о сонате как жанре камерной инструментальной музыки.

    Основы музыкальных знаний. Первоначальное знакомство с сонатной формой. Композитор Людвиг Ван Бетховен и его соната № 14 (Лунная) как воплощение в сонатной форме глубоких раздумий и душевных переживаний композитора.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Песня Л.-В. Бетховена «Сурок» (русский текст Н. Райковского).

    Элементарное музицирование и основы сочинения музыки: Музыкальная картина на тему одной из картин М. Чюрлениса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звездная соната»). Музыкальная импровизация «Мелодия лунной ночи».



    Слушание музыки. Л.-В. Бетховен. Соната № 14 (Лунная). .

    Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с картинами М. Чюрлениса, в названиях которых встречается слово «соната». Обсуждение различных предположений (гипотез) учащихся о причинах использования этого музыкального термина в названиях живописных полотен.

    развитие речи

    наглядно-схематического мышления



    игровые формы

    проекты








    10

    КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ

    МУЗЫКИ


    1

    Углубление темы

    Актуализация знаний учащихся о симфонической музыке и симфоническом оркестре.

    Основы музыкальных знаний. Первоначальные сведения об истории возникновения симфонических оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Современный симфонический оркестр, его музыкальные инструменты и расположение на сцене концертного зала. Некоторые знаменитые симфонические оркестры и их дирижеры.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму) Гим на РФ.

    Слушание музыки. Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества».

    Музыкально-пластическая деятельность. Имитация игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под музыкальную запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»).

    Развитие

    словеснологического мышл.



    Проекты








    11

    КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЯ

    1

    Углубление и закрепление темы

    Общее представление о симфонии как крупной музыкальной форме (на примере Симфонии N9 1 (Зимние грезы) П. Чайковского).

    Основы музыкальных знаний.

    Музыкальные «краски» симфонического оркестра, создающие таинственные образы на фоне зимней природы. Мелодия русской народной песни «Цвели цветики» в финале Симфонии № 1 П.И. Чайковского как пример отражения в симфонической музыке русского народного творчества.

    Сравнение музыкальных и поэтических «красок» в художественных образах зимней природы.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: романс М. Яковлева «Зимний вечер» (сл. А. Пушкина). Мелодекламация стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога». Русская народная песня «Цвели цветики».

    Элементарное музицирование и основы сочинения музыки. Музыкально-инструментальные импровизации на темы «Музыка зимы» и/или «Зимние грезы».

    Слушание музыки. П. Чайковский. Симфонии № 1 (Зимние грезы) — фрагмент.

    Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок-фантазия на тему «Зимние грезы».


    Развитие образного мышления

    развитие слухового самоконтроля



    Беседа
    устный опрос







    12

    КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЯ

    1

    Углубление и закрепление темы

    Повторение понятий «симфония» и «симфонический оркестр».

    Основы музыкальных знаний. Композитор А. Бородин и

    его Симфония № 2 (Богатырская): выражение в этом симфоническом произведении русской удали, душевной широты и силы. Имитация инструментами симфонического оркестра звучания русских народных инструментальных наигрышей.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение русской народной песни «Вспомним, братцы, Русь и славу».

    Элементарное музицирование и основы сочинения музыки. Сочинение и исполнение двух контрастных «богатырских» мелодий (музыкальных тем). Разучивание мелодии русского плясового наигрыша на игрушечной гармонике или гуслях.

    Слушание музыки. А. Бородин. Симфония № 2 (Богатырская) — фрагменты.

    развитие

    творческих способностей



    Фронтальный опрос

    Проверка полученных знаний









    13

    КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА



    1

    Углубление и закрепление темы

    Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите

    Основы музыкальных знаний. Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите (на примере сюиты А. Лядова «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра). Мелодии русских народных песен различных жанров в этой симфонической сюите. Первоначальное представление о понятии «духовный стих» (в связи со знакомством с «Духовным стихом» из сюиты А. Лядова).

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня «Я с комариком плясала», мелодия которой звучит в сюите А. Лядова. Повторение русских народных песен различных жанров.

    Слушание музыки. А. Лядов «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра (фрагменты).

    развития и закрепления певческого дыхания

    творческая работа







    14

    КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

    1

    Обобщающий урок


    Изобразительность и выразительность в симфонической музыке

    Основы музыкальных знаний. Изобразительность и выразительность в симфонической музыке, программная музыка (на примерах симфонических картин А. Лядова «Баба-Яга» и «Волшебное озеро»). Симфонические «краски», создающие сказочные образы. Сравнение сказочных образов в симфонических картинах А. Лядова и в песнях.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: старинные и современные песни о сказочных персонажах (например, игровая русская народная песня «Баба-Яга» или песня М. Дунаевского «А мне летать охота» (сл. Ю. Энтина).

    Элементарное музицирование и основы сочинения музыки.

    Ритмическая импровизация на тему «Баба-Яга — костяная нога» на любых народных музыкальных инструментах.

    Слушание музыки. Симфонические картины А. Лядова «Баба-Яга» и «Волшебное озеро» (фрагменты).

    Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнения *Звуковые волны».


    развитие мимики и пант.

    игровые формы









    «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

    15

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ

    1




    . Общие представления о театре как синтетическом виде искусства.

    Основы музыкальных знаний Первоначальные сведения об истории рождения театрального искусства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности устройства театрального здания (сцены, оркестровой «ямы», зрительного зола и др.). Особенности музыкального театра по сравнению с драматическим. Многообразие видов музыкальных театров: детский музыкальный театр, оперный театр, театр оперы и балета, театр оперетты и др. Некоторые знаменитые музыкальные театры России и зарубежных стран (Большой театр (Москва), Мариинский театр (Санкт-Петербург), Ла Скала (Милан), Гранд Опера (Париж) и др.). Основы театрального этикета.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение фрагментов хоров из опер (напр., хора девушек из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», хора «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»).

    Слушание музыки. Фрагменты музыкальных спектаклей (в видеозаписях).

    развитие

    воображения

    музыкальных представлений


    беседа







    16

    ОПЕРА

    1

    Введение в тему


    Повторение понятия «опера» как одного из видов театрально-музыкального искусства.

    Основы музыкальных знаний. Виды искусства, объединенные в оперном спектакле. Общее представление об истории рождения оперы в Италии. Понятие «либретто». Появление оперы в России. Постановки оперных спектаклей в придворных и крепостных театрах.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение фрагментов хоров из опер (например, хора из оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта»).

    Слушание музыки. Фрагмент старинной итальянской оперы (по выбору учителя).

    Развитие навыков эмоционально-осознанного воспр.

    Беседа, выразительное исполнение песни







    17

    18


    М. ГЛИНКА. ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

    2

    Углубление и закрепление темы

    М.И. Глинка как основатель русской классической оперы.

    Основы музыкальных знаний. Отражение в «зеркале» оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» одноименной поэмы А.С. Пушкина. Знакомство с либретто оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Образы русской старины и сказочного мира на оперной сцене.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение старинной русской народной песни (например, «Бояре»).

    Слушание музыки. Фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (например, «Песни Бояна», «Каватины Людмилы», «Арии Руслана», «Рондо Фарлафа», «Марша Черномора», хора «Лель таинственный», танцев разных народов мира — лезгинки арабского и турецкого).

    Старинные русские народные свадебные песни.

    Музыкально-пластическая деятельность. Инсценировка шествия Черномора со свитой (под музыку «Марша Черномора»).

    развитие эмоций, речи,музыкально-танцевальных движений

    Фронтальный опрос







    19
    20

    Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА»

    2

    Углубление и закрепление темы

    Знакомство с либретто оперы и ее основными действующими лицами.

    Основы музыкальных знаний. Некоторые персонажи древнеславянских мифов (Леший, Лель, Ярило и др.) — действующие лица оперы. Образы скоморохов в опере, краткая ин формация об истории скоморошества на Руси. Образы гусляров-слепцов, краткая информация о «каликах перехожих» на Руси. Отражение в опере старинного народного обряда проводов масленицы, а также древнерусского быта и народного песенного творчества.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение народных масленичных песен из программ для 1 и 2 классов. Русские народные песни «Прощай, масленица» и «А мы просо сеяли» (цитируемые в опере «Снегурочка»).

    Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов эскиза декорации к опере «Снегурочка». Музыкальная картина-импровизация «Весенний лес в Стране берендеев». Озвучивание рисунка на тему «Ярили- на долина».

    Слушание музыки. Фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», ария Снегурочки (из Пролога), песни Леля, хоры «Ай, во поле липенька» и «А мы просо сеяли».

    Арт-терапевтическая деятельность. Повторение музыкальных игр «Перекличка птиц» и «Лесное эхо». Музыкально-пластическая деятельность. Пластические импровизации на темы «Шествие царя Берендея» и "Пляска скоморохов".

    Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок-пейзаж «Ярилина долина».

    развитие чувства ритма, музыкальной памяти

    творческая работа

    проекты








    21

    ОПЕРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ


    1

    Обобщающий урок


    Детский музыкальный театр им. Н. Сац в Москве.

    Основы музыкальных знаний. Детские оперы («Дюймовочка», «Дитя волшебства» и др.) в его репертуаре.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пегие: Фрагмент оперы А. Зарубы «Репка».

    Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Репке»).

    Слушание музыки. Фрагменты детских опер (в видеозаписях).

    Музыкально-изобразительная деятельность. Эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Репка»).

    развитие мимики и пантомимики

    беседа







    22
    23

    БАЛЕТ. БАЛЕТЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

    2

    Введение в тему


    Повторение понятия «балет».

    Основы музыкальных знаний. Первоначальные знания о происхождении балета и особенностях старинных балетных спектаклей. П.И. Чайковский как основатель русской классической балетной музыки. Либретто всемирно известных балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Отражение в них сказок и танцев разных народов мира.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Мелодия Вальса из первого действия балета «Спящая красавица».

    Элементарное музицирование. Озвучивание с помо:" ью любых музыкальных инструментов рисунка «Красавица» или «Принц».



    Слушание музыки. Русский и неаполитанский танцы из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Музыкально-пластическая деятельность. Характерные движения одного из старинных бальных (придворных) танцев. Пластическая импровизация «Музыкальные волны» под музыку П. И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Музыкально-пластические импровизации под музыку П. И. Чайковского к балету «Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и Белая кошечка», «Красная Шапочка и Волк», «Фея Сирени и Фея Карабосс». Танцевальные движения вальса. Музыкально-изобразительная деятельность. Эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские или фантастические темы. Рисунки на темы «Красавица» и «Принц».

    Развитие музыкального слуха

    выразительное исполнение песни







    24

    И. СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ «ПЕТРУШКА»


    1

    Углубление и закрепление темы

    Композитор И. Стравинский и его знаменитый балет «Петрушка» (потешные сцены в четырех картинах).

    Основы музыкальных знаний. Знакомство с либретто балета. Отражение в балете традиций русских народных гуляний на городских ярмарках во время празднования масленицы. Общие представления о балаганах как одном из видов народного театра. Представления кукольного театра с участием Петрушки. Цитирование в балете мелодий популярных народных городских песен («Вдоль по Питерской» и др.). Невероятный успех балета «Петрушка» в Париже, во время «Русских сезонов». Современные постановки балета «Петрушка».

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песни о Петрушке И. Брамса.

    Слушание музыки. Фрагменты музыки И. Стравинского к балету «Петрушка».

    эмоционально воспринимать музыку при слушании ее

    Фронтальный опрос







    25

    В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ


    1

    Углубление и закрепление темы




    Основы музыкальных знаний. Общее знакомство с балетами из репертуара Детского музыкального театра им. Н. Сац. Например, «Синяя птица», «Щелкунчик».

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение на звук «А» знакомых музыкальных тем из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». . |

    Слушание музыки. Фрагменты музыки к детским балетам (в видеозаписи).

    Музыкально-изобразительная деятельность. Эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок. Макет декорации для одного из детских балетов. Гримирование одного из персонажей сказочного балета.

    развитие

    эмоционально-осознанного восприятия муз.



    игровые формы







    26

    ОПЕРЕТТА

    1

    Углубление и закрепление темы

    Общее представление об оперетте как одном из видов музыкально-театрального искусства.

    Основы музыкальных знаний Веселый, жизнерадостный характер музыки в оперетте. Основные сведения об истории оперетты. Известные театры оперетты в России. Детские оперетты (например, «Проделки Кота в сапогах») на сценах российских театров.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одной из детских оперетт (по выбору учителя).

    Элементарное музицирование: веселая, юмористическая музыкально-инструментальная импровизация на одну из следующих тем: «Песенка Кота в сапогах», «Танец Кота в сапогах».



    Слушание музыки. Фрагменты музыки из известных оперетт (например, «Летучая мышь» или «Принцесса цирка»).

    развитие певческого дыхания

    игровые формы







    27

    МЮЗИКЛ


    1

    Введение в тему


    Общее представление о мюзикле по сравнению с опереттой и другими видами музыкально-театрального искусства.

    Основы музыкальных знаний. Основная краткая информация об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения на Бродвее. Некоторые знаменитые американские мюзиклы. Мюзиклы российских композиторов. Детские мюзиклы (Например, «Волшебник Изумрудного города» и «Путешествие Нешайки»).

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одного из детских мюзиклов (по выбору учителя).

    Слушание музыки. Фрагменты мюзиклов (в видеозаписях).

    Развитие

    мышления,

    музыкальной памяти


    игровые формы








    «В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ»

    28

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

    1

    Введение в тему


    Общее представление о понятиях «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», «музейные хранилища».

    Основы музыкальных знаний ». Обобщение и закрепление знаний о музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран и народов мира. Известные музыкальные музеи в России (например, Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки и Музей русской гармоники в Москве, Музей музыкальных инструментов в г. Санкт- Петербурге, Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клину Московской области, Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова в г. Тихвине и др.). Известные музыкальные музеи в зарубежных странах. Например, дома-музеи композиторов И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л.-В. Бетховена, музеи знаменитых музыкальных театров (Jla Скала, Венской оперы и др.), музеи старинных музыкальных инструментов (например, в Вене, Париже и других столичных городах мира).

    Необычные музыкальные музеи и коллекции (например, коллекция звуков природы и человеческой цивилизации в Венском музыкальном музее).



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение песни или хорового произведения одного из композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира.

    Слушание музыки. Произведения одного или нескольких композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира.

    развитие чувства ритма

    творческая работа,

    проекты








    29

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    1

    Углубление и закрепление темы




    Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу музыкальных инструментов в музыкальном музее: старинные клавишные музыкальные инструменты как музейные экспонаты (клавесины, клавикорды, спинеты и др.). Особенности их устройства, звукоизвлечения и звучания. Старинные духовые и ударные музыкальные инструменты.

    Знаменитые музыкальные мастера и музыканты-исполнители, чьи музыкальные инструменты хранятся в знаменитых музеях мира.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных инструментах (например, «На зеленом лугу», «Заиграй, моя волынка»). Песня «Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы).

    Слушание музыки. Записи звучания старинных музыкальных инструментов.

    Музыкально-пластическая деятельность. Импровизации на одну из следующих тем: «Ритмы жаркой Африки», «Русские ложкари», «Тарантелла».

    Развитие воображения

    музыкальных представлений



    Проекты

    выразительное исполнение песни










    30

    МУЗЫКА И ТЕХНИКА

    1

    Углубление и закрепление темы

    Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и техника» в музыкальном музее: старинные музыкальные шкатулки, табакерки, шарманки, граммофоны, патефоны, механическое пианино и другие музыкальные устройства для записи и воспроизведения звуков. Разнообразие их устройства и характера звучания.

    Краткая информация об истории изобретения граммофона, о появлении проигрывателей и магнитофонов.

    Музейные и домашние коллекции старинных музыкальных устройств и пластинок с записями голосов знаменитых певцов (например, Ф.И. Шаляпина), хоровых коллективов (например, кора М.Е. Пятницкого) и музыкантов (например, Великорусского оркестра народных инструментов под управлением В.В. Андреева).

    Сравнение звучания музыки в «живом» исполнении на концерте или в музыкальном театре и звучания механических музыкальных устройств. Изображение в пьесах и других музыкальных произведениях звучания механических музыкальных устройств (музыкальной шкатулки, музыкальной табакерки, шарманки и др.). Сравнение старинных механических устройств для записи и воспроизведения звуков с современными Музыкальными устройствами, вмонтированными в игрушки, открытки, с «музыкой» мобильных телефонов и т. д.



    Музыкально-исполнительская деятельность Пение: музыкальная игра «Граммофон».

    Элементарное музицирование: Повторение песни Л.-B. Бетховена «Сурок».

    Слушание музыки. Звучание механического пианино (в художественном кинофильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств. Звучание виниловых пластинок. А. Лядов Музыкальная табакерка. П. Чайковский «Шарманщик поет».


    развитие эмоций, речи,музыкально-танц.

    движ.


    Развитие воображения

    музыкальных представлений



    игровые формы




    31

    МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    1

    Введение в тему


    в музыкальном музее:

    Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и изобразительное искусство» в музыкальном музее: портреты знаменитых композиторов и исполнителей, натюрморты, исторические и жанровые картины с изображениями музыкальных инструментов. Образы народных музыкантов в народных игрушках и других произведениях народного декоративно-прикладного творчества. Скульптурные изображения музыкантов.

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: «Песня о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

    Слушание музыки. Записи звучания музыкальных инструментов, изображенных в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества.

    развитие и закрепление певческого дыхания

    беседа







    32

    МУЗЫКА И КНИГИ

    1

    Введение в тему





    Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и книги» в музыкальном музее: старинные рукописные церковно-певческие книги, редкие издания партитур симфоний, опер и балетов знаменитых композиторов-классиков, первые издания сборников русских народных песен, старинные книги о жизни и творчестве знаменитых композиторов и другие ценные экспонаты. Сравнение изображений старинных нот и книг о музыке с современными изданиями.

    Общее представление о музыкальных отделах библиотек (например, Российской государственной библиотеки) и их роли в создании коллекций старинных нот и книг о музыке.



    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение песен, сопровождавших экскурсии по музыкальному музею (например, «Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы) и «Песни о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

    развитие мимики и пантомимики

    Беседа
    устный опрос







    33



    ШКОЛА СКРИПИЧНОГО КЛЮЧА

    1





    СОЛЬФЕДЖИО: МАЖОР И МИНОР


    Основы музыкальных знаний. Общее представление о музыкальных школах и изучаемых в них предметах. Понятия «сольфеджио», «лад», «мажор», «минор», «диез», «бемоль», «тональность».

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение двух любых песен, написанных в параллельных тональностях. Песни Л. Абелян «Про диез» и «Про бемоль».

    Слушание музыки. Любые музыкальные произведения из программы 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах.


    развитие эмоций, речи,музыкально-танцевальных движений


    выразительное исполнение песни






    34

    ХОРОВОЙ КЛАСС


    1


    Введение в тему


    «хор», «дирижер», «хоровая партия»

    Основы музыкальных знаний. Понятия «хор», «дирижер», «хоровая партия», «певческое дыхание», «звукоизвлечение», «звуковедение», «унисон».

    Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: упражнении на распевание. Песня Л. Абелян «Петь приятно и удобно». Повторение хоровых произведений из программы по музыке для 3 класса.

    развитие и закрепление певческого дыхания

    выразительное исполнение песни








    35

    Урок-концерт

    1

    Обобщающий урок


    Проектная деятельность

    Проекты. Конкурс юных музыкантов. Наш хор. Музыкальные эксперименты. Конкурс юных вокалистов.




    проекты