Святый Боже. М - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Святый Боже. М - страница №1/1

Ярослав Гемза

Святый Боже. Мученики и Исповедники

В данном томе мы представляем иконографическую жизнь и характеристику изображений исповедников (преподобных), а также мучеников, окруженных особым почетом верующих Восточного Костела.



Преподобный Отец Антоний Печерский (10 июля, 2 сентября, 11 октября)

Он родился в городке Любече на Черниговщине. Родители окрестили его именем Антип. Чувствуя призыв к праведной жизни, отправился в Грецию на Святую Гору Атос (Афон). Видя, подобно ангельский, образ жизни монахов, он попросил разрешения у игумена одного из монастырей провести монашеский постриг и дать духовное имя Антоний, в честь основателя монашеской общины на Святой Горе. Антонии выбрал затворнический образ жизни. То, как он преобразовывался в духовной жизни, радовало всю общину Горы Атос. Через некоторое время настоятель вызвал Антония и сказал: „иди обратно в русскую землю, а благословение Святой Горы будет с тобой, потому что много монахов сможешь собрать и сформировать”. Хотя монастыри в Киеве начали свое существование еще в девятом веке, Антоний не смог увидеть в них места, соответствующего собственной миссии. Он начал рассматриваться по лесам и прибыл к холму, в котором была небольшая яма. Ее выкопал своими руками священник из Берестова – Иларион, который перед тем, как стать митрополитом, приходил сюда размышлять и молиться. Это место понравилось Антонию, и он поселился в пещере. С тех пор к пустырю начали приходить множество людей, прося благословление или возможность участвовать в благочестивой практике. Прибыл Никон, которому Антоний передал обязательство постригать новичков, а также Преподобный Феодосий, ставший помощником для Св. Антония. Вскоре двенадцать монахов жило в пещере, где выкопали келлии и церковь. Однажды Святой созвал к себе братиев и сказал: „Это Бог собрал вас, и благословение Святой Горы Атос сошло на вас. Я назначаю игуменом Варлаама, а сам возвращаюсь к отшельнической жизни”. Он отправился на другую гору, где выкопал следующую пещеру. В монашеской общине количество монахов настолько увеличилось, что они уже не помещались в пещерной церкви. Затем, с благословения Св. Антония, построил Варлаам выше пещер, на холме, подаренном князем Изаславом, церковь Успения Пресвятой Богородицы, а позже и монастырь. Таким было начало монастыря, названное Печерским. Св. Антоний, живя отшельнической жизнью, продолжал давать советы монахам монастыря, благословлял и служил страдающим. В 1068 г. пошел на некоторое время в Чернигов, где основал скит, из которого также вырос монастырь. Покинул этот мир он в Киевской пещере в 1078 г., где со слов Нестора, захоронены его мощи.

На образах Св. Антоний изображен, как монах в одежде, с длинной сивой бородой. В руке он держит свиток, на котором написан текст: „Бог искупит вас братия. Пусть благословение Божие и Пресвятой Богородицы пребывает с вами” или „Господи, да сойдет благословение Святой Горы Атос на это место”. Подобным образом представлен вместе со Св. Феодосием Печерским в композиции „ Печерская Богородица” и на иконах Собора Киево-Печерских Святых. На большинстве из них представлена его жизнь.

Святая Великомученица Варвара (4 декабря).

Она жила в III в. Родом из финикийского города Гелиополь. Варвара была дочерью богатого язычника – Диоскора, который после смерти жены, всю свою любовь отдавал удивительно красивой дочери. Берег ее, как зеницу ока, а жила она в комнатах высокой башни. Он хотел уберечь красоту единственной дочери от взоров людей и воспитать ее по собственному убеждению. Св. Варвара жила в башне с воспитательницей и несколькими служанками. Проведенные в одиночестве размышления наводили ее на мысль об Истинном Творце всего этого. Когда она достигла совершеннолетия, отец начал представлять ей женихов, но она всех отвергала. Ее также не интересовали богатства этого мира. Диоскор подумал тогда, что со временем дочь изменит свое решение, и отправился в дальнее путешествие, предоставив ей полную свободу. Тогда Св. Варвара познакомилась с христианскими девочками, которые рассказали ей об Иисусе и дали священные книги. Ее тайно окрестил местный пресвитер, переодетый в купца. После возвращения отца, она сообщила ему, что стала христианкой. Он очень разозлился. Варвара вынуждена была убегать от его насилия, и спряталась в скале, которая чудным образом расступилась перед ней. Ее выдал один пастух, позже наказанный Господом, превратив его овечье стадо в саранчу. Диоскор отдал дочь на страшные пытки и передал городскому правителю Марцьяну. Святая не уступила и не отреклась от христианской веры. Градоначальник распорядился побить ее и едва живую бросил в темницу. На следующий день отец собственноручно обезглавил единственную дочь. Это произошло в 306 г. В конце IV века мощи Святой Варвары перенесли в Константинополь и положили в церкви под ее названием. В 1108 г. мощи перевезли в Киев, где они находятся до сегодняшнего дня.



Поклонение Святой является распространенным явлением. На образах она изображена, как молодая женщина с длинными темными вьющимися волосами. Ее атрибуты это: башня с тремя окнами (знак Святой Троицы), меч, чаша с просфорой, пальма и венок либо корона мученичества.

Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской (1 января, 30 января).

Родился Василий в 308 г. в Кесарии, в Каппадокии. Кроме того, его Отца и Матерь Церковь причислила к лику святых. Он едва пришел в мир, а уже тяжело заболел. Чудесное исцеление Василия, как приписали позже, произошло благодаря горячим молитвам его родителей. Церковь считает святой его старшую сестру – Макрину и братьев Григория – епископ Нисский и Петра – епископ Севастийский. Василий учился в Константинополе, а позже в Афинах, где завязалась дружба и продолжалась всю жизнь с Григорием Богословом, позже епископом Назианзин и Патриархом Константинополя. Поскольку Василий владел большими знаниями, ему предложили преподавать в учебном учреждении в Афинах, но он выбрал отшельническую жизнь. Свое имущество раздал бедным и отправился в Египет, а затем в Иерусалим. После возвращения в Кесарию, вел образ жизни, которому научился у святых людей, встречавшихся ему в Египте и Палестине. Когда Василия хотели установить епископом, он, не желая почета, отправился к Понту и поселился в доме бабки на берегу реки Ирис. Рядом находился женский монастырь, основанный его матерью Эмилией и сестрой Макриной, которая была там настоятельницей. Василий создал на другом берегу реки мужской монастырь. Весть о том монастыре и о святости его основателя широко разошлась. Приходило туда много мужчин и юношей из Понта и Каппадокии. Для их обучения Св. Василий оставил свои письма, подготовил большие и малые правила и законы, которые с того времени придерживаются во всех монастырях Восточного Костела. Когда епископ Евсевий Кесарийский умер, Василия вызвали принять престол епископа. Он был достоин этого почета, так как имел положительные черты характера. Большие толпы слушали его проповеди о Слове Божьем. Святой так составил Литургию, что ее совершают по сей день, десять раз в год. Он порекомендовал перед алтарем ставить тканевую перегородку и иконостас. Во времена, когда расширялись взгляды Ария, поддерживаемые императором Валентином, Василий был вызван на императорский суд, он не испугался угрозы смерти, а вылечив его тяжелобольного сына, на некоторое время получил милосердие от императора. Когда Валентин отобрал христианам кафедральную церковь в Никеи и передал арианам, Василий отправился в Константинополь просить вернуть ее законным владельцам. Император сказал на это: „Иди и сам рассуди спор, но суди так, чтобы не быть на стороне своих верных”. Святой вернулся в Никею, созвал две общины и приказал закрыть святыню, опечатать двери и приставить стражу. Затем сказал арианам, чтобы три дня и три ночи молились и, если ее силой откроют дверь, то церковь останется им. Если двери не откроются, праведные будут молиться только одну ночь, и если молитвой откроют дверь, церковь вернется в их собственность. Но если и для них двери останутся закрытыми, святыня останется арианской. Обе стороны согласились на такое решение. Несмотря на молитву ариан, церковь оставалась закрытой, а Василий собрал праведных и отправился с ними в церковь Св. Диомеда на всенощное богослужение. Затем они рано утром вернулись к опечатанной церкви и начали петь: „Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный помилуй нас”, а Преподобный трижды начертил на дверях знак креста и помолился. В этот момент треснули петли и сломались печати, а двери с грохотом ударились о стены. Много ариан, будучи свидетелями данного чуда, приняли христианскую веру. Преставился святитель Василий 1 января 379 г. Как теолог, артикулировал понятие Святой Троицы, как одной природы и трех ипостасей. Он является автором чина Святой Литургии, уставов христианской жизни праведных и монашествующих общин, а также 350 писем. Подобно Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, он был назван „Великим Учителем”.

На иконах изображен, как молодой мужчина, с короткими волосами и черной, очень длинной бородой, в литургической одежде епископа, (чаще всего в полиставрионе – крестчатой ризе). Популярной темой в церковной живописи является „Собор Трех Святителей” (вместе с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом). Атрибуты Св. Василия: книга, огненная колонна, письменные принадлежности.



Святые Страстотерпцы Борис и Глеб (24 июля, 2 мая, 5 сентября).

Сыновья великого князя Владимира. В святом крещении – Роман и Давид. Они воспитывались в христианском благочестии, доброте и взаимном уважении. В предоставленных отцом уделах они заботились о распространении христианской веры. После смерти Св. Владимира княжеством завладел его пасынок - Святополк, который боясь потерять власть и предвидя угрозу со стороны Бориса и Глеба, подослал к ним убийц. Святые братья были осведомлены о его злом намерении, но положились на волю Божью. Он решил позвать их к Своей Хвале. В их лицах Русь – Украина приобрела первых Святых Страстотерпцов и защитников у Престола Божьего. Князя Бориса убили посланники Святополка ночью 24 июля 1015 г., когда он со своей дружиной находился за пределами Киева. Тело Св. Бориса завернули в шатро и привезли к Святополку. Он сориентировался, что брат еще дышит и распорядился пронзить мечом его сердце. Бориса тайно похоронили в Вышгороде. После этого Святополк отправил своих дружинников к князю Глебу, который находился в Смоленске, с лживым известием о больном отце. Убийцы подрезали ему горло, когда он молился за душу своего брата. Это случилось 5 сентября 1015 г. В 1019 г. в Киеве престол занял князь Ярослав Мудрый, который привез тело Глеба в Вышгород и похоронил возле брата, в храме Святого Василия. Когда храм был сожжен, на этом месте построили каменную церковь в честь обеих Святых Страстотерпцов, куда перенесли их мощи. Они не были разрушены временем и сияли, как снег. Это явление считают чудом, а 24 июля установлен праздник Перенесения Мощей Страстотерпцов Бориса и Глеба. Они были перенесены дважды. В 1240 г. их спрятали, опасаясь осквернения Татарами, после этого так и небыли найдены.

На образах Святые представлены вместе. Борис, как мужчина средних лет с короткими, темными волосами и короткой бородой, а Глеб, как юноша, без бороды, с тонкими чертами лица и длинными волнистыми волосами. Оба одеты в княжеские одежды до колен, широкие пурпурные плащи, а на голове у них колпаки, обшитые мехом. В руках у каждого небольшой крест и меч. На некоторых были изображены они на конях с копьями в руках.

Святой Великомученик Димитрий Солунский (26 октября)

Родился в городе Солуне (Салоники), в период гонения христиан языческими императорами. Его отец был римским проконсулом, тайно верующий в Иисуса. В тайной церкви, находившаяся в доме проконсула, были два святых образа – Воплощение Спасителя и Дева Мария. Перед иконами все время горели свечи и зажжен ладан, а воевода со своей женой молились истинному Богу. Они оба были милосердными к бедным и несчастным. Когда Димитрий принял учение Христа, родители позвали священника и несколько знакомых христиан и окрестили его. После смерти родителей Император Максимиан назначил Дмитрия проконсулом в Солуне. Дмитрий принял пост, но начал открыто исповедовать и прославлять имя Иисуса Христа, а также учил святой вере. Рассерженный император незамедлительно отправился в Солун. Еще до его прибытия Св. Димитрий приказал верному слуге Луппу раздать все свое имение нуждающимся. В присутствии императора Димитрий смело признал, что является христианином. Его бросили в темницу, где явился ему Ангел Божий, несущий райский венок и слова утешения. Император имел при себе воина, которого звали Леон, он был большого роста и непобедим. Ему было приказано построить высокий помост, а ниже него установить острые копья. Леон боролся на этом помосте с многими храбрыми людьми, которых потом сбрасывал на эти копья. Юноша Нестор узнал, что императорский силач, который беспощадно убивал людей, хочет с ним биться. Перед тем, как объявить о своем намерении, он пошел к заключенному Св. Димитрию просить благословение на единоборство и молитву за него. Димитрий начертил на его лбу крест и сказал: „Ты победишь Леона, но и умрешь, во имя Христа”. Нестор сразу побежал на помост, крича: „Боже Димитрия помоги мне”, после чего крепко схватил противника и столкнул его на копья, где тот умер. Разгневанный повелитель после смерти любимца приказал мечом обезглавить Нестора. Узнав, что Дмитрий благословил Нестора перед боем, приказал заколоть Святого копьями на смерть, из-за того, что погиб его любимый воин. Это случилось 26 октября 296 г.

Когда гонения христиан прекратились, на горе поставили небольшую святыню Св. Димитрия, в которой происходило много чудес. Прибыл сюда с Иллирии вельможа Леонтий, пораженный неизлечимой болезнью. Его принесли к церкви, где был исцелен. В благодарность он построил большую и красивую церковь в честь Святого. Когда разбирали маленькую святыню, нашли нетленные мощи святого мученика. После этого Святого Димитрия стали также называть „Мироточивым”. Леонтий завершил строение храма и там поместил мощи Святого. Как-то раз напали на Солун язычники, порабощая много жителей. Среди них были две девы, которых злоумышленники подарили своему князю. Они умели красиво вышивать на холсте, поэтому повелитель приказал им вышить образ Св. Димитрия, о котором слышал. Когда образ был завершен, девушки молились Святому: „Князь хочет осквернить Твой образ. Ты знаешь, что угроза смерти заставила нас вышить Твой образ. Прости нам наши грехи”. Плача, заснули над образом. Тогда появился Святой Димитрий и обеих девушек вместе с образом перенес в Солун в церковь, в день своего праздника. Присутствующие там люди очень удивились, а девушки, увидев гроб Святого, громко рассказывали, что он сделал для них. Его образ повешен во хвалу Бога.

Святой Димитрий зачислен к числу Воинов Мучеников, уделен великим почитанием на Руси. Иногда называемый „Гордость Мучеников”, „Защитник Правителей”, „Союзник Солдат", „Защитник нуждающихся” и „Помощник бедных”. На образах в основном изображен, как юноша, без бороды, с тонкими чертами лица, в военной форме, с копьем, луком и щитом, иногда с мечом, в позиции стоя или сидящий на троне. В искусстве балканских стран популярно представлять Святого на коне. К атрибутам Великомученика относятся также крест и венок мученичества.



Святитель Григорий Богослов Константинопольский Архиепископ (25 января, 30 января).

Родился примерно в 328 г. в Арианзе недалеко от города Назианза Каппадокийского. Его отец также назывался Григорий, был начальником города, а позже епископом Назианза. Образование получал в Александрии и Афинах, где подружился со Святителем Василием Великим. В Афинах оба Святителя жили в одной квартире. Они совершенствовались и познавали Бога. В 356 г. Св. Григорий принял крещение. Несмотря на то, что его тянуло в пустыню, он решил на какое-то время остаться в доме родителей, чтобы служить им и местной общине. Уже тогда он был строгим аскетом. В 379 г. был вызван в Константинополь, где доминировали арианы, чтобы защитить истинную веру. Вначале проповедовал Слово Божье небольшой группе правоверных христиан и утверждал в вере сомневающихся. Одновременно с большой силой противостоял нападению арианской общине. Один только вид достойного сивого старца в убогой одежде в облике кающегося, который жил просто, скромно и проявлял милосердие к другим, а также сила его слов, передающая истинное учение Костела, произвела такое впечатление, что даже стали его слушать ариане, евреи и язычники. Он привлек их глубоким знанием Святого Писания, ясностью выражения, а также своим теплом и открытостью. О нем говорят, что благодаря своей преданности, научил всех со смирением поклоняться Святой Троице. Как Архиепископ Константинополя, осуждая ариан за их лжеучение, попросил разрешение у императора Феодосия созвать II Вселенский Собор, который состоялся в 381 г. Святитель принял в нем участие, а по кончине Антиохийского Патриарха Мелетия святитель председательствовал на Соборе. Он имел большое влияние на принятие решений, среди которых было осуждение Ария и его учение. В 389 г. представился перед Богом.

В 950 г. его мощи были перенесены в Константинополь, а их часть в Рым. За дар слова, переданный потомкам, в том числе тексты проповедей, Святой Костел называет его, так как Апостола Иоанна, Богословом. Его называют „Великим Учителем”, а на Западе почитают, как Доктор Костела. В иконографии Св. Григорий изображен, как мужчина в рассвете сил, с короткими темными волосами, с проседью, со средней бородой, спереди лысый (иногда с прядью волос посредине), в епископской литургической одежде (чаще в полиставрионе). Его атрибуты это: книга и письменные принадлежности.

Преподобный Иоанн Дамаскин (4 декабря).

Родился примерно в 675 г. в Дамаске. Он был сыном высокопоставленного чиновника при дворе халифа Абдалмека. Он воспитывался в Христианском духе, истину ценил больше, чем жизнь, и видел в ней надежду на спасение. После смерти отца Святитель занял при дворе должность министра Дамаска и писаря халифа. Во времена правления императора Льва III, он стал на защиту святых образов, православного иконопочитания. В его письмах о защите образов, которые были выражены прекрасным языком и полны пламенной веры, имели сильное влияние в те дни. Император Лев III – иконокласт, был в ярости от Святителя. Прислал он тогда халифу письмо, написанное собственноручно, с поддельной подписью Иоанна, оскверняющее правителя. Халиф поверил в слова императора и приказал отрубить Преподобному кисть правой руки. Св. Иоанн, после понесения незаслуженного наказания, начал молиться перед иконой Пресвятой Богородицы и тут же случилось чудо – его рука исцелилась. После этого события он поступил послушником в монастырь Св. Саввы в Палестине. Из монастыря он был вызван в Иерусалим, где местный патриарх сделал его пресвитером. Во время его деятельности посадили в тюрьму за непреклонную позицию по отношению к иконопочитанию. Последние годы своей жизни он провел в монастыре Св. Саввы, где писал духовные книги и литургические каноны и песни. К самым большим его делам относятся: „Подробные лекции о православной вере” – первый научный теологический трактат, служба на Пасху, каноны на Рождество, Крещение, Вознесение и другие праздники, богослужебную книгу „Октоих”. Преставился в 777 г.

Это один из великих Отцов Костела, широко почитаемый. Святой был объявлен Папой Львом XIII, как Доктор Костела. На образах Преподобный Иоанн Дамаскин изображен, как мужчина в рассвете сил, с длинной сивой бородой, в одежде монаха с покрытой головой (часто тюрбан). Его атрибуты – письменные принадлежности. Одна из главных икон Собора Пресвятой Богородицы, где держит развернутый свиток с текстом: „В Тебе радуется каждое творение”. Популярным иконографическим вариантом Богоматери с Младенцем (Троеручица), который исцелил Святого. Согласно традиции, он приложил к образу вотум в форме руки, выполненный из драгоценных металлов, проявляющийся в поздних копиях этого образа.

Святой Иоанн Новый нареченный Сочавским Великомучеником (2 июня).

Родился примерно в 1300 г. Он был благочестивым купцом из города Трапезунд, находящийся возле Черного Моря. Как-то раз он перевозил свой товар на корабле. И там был втянут капитаном корабля в полемику на тему веры, при которой так хорошо защищал свои убеждения, что бессильный собеседник возненавидел его и решил отомстить. Когда они приплыли в порт Белграда, мстительный капитан заковал Святого в железные цепи и пытался заставить его принять ислам. Св. Иоанна отдали на тяжелые пытки. Мученик мужественно переносил страдания, находя поддержку в воспоминаниях Страданий Господа. Когда не удалось сломать его дух, привязали к дикой лошади и волокли по каменным улицам города, пока его тело не стало одной большой раной. Тогда подошел к Мученику один Еврей и облегчил его страдания, отрезая ему голову. Это было примерно в 1340 г. Его тело похоронили местные жители христиане, а на его могиле позже происходило много чудес. После 70-х годов мощи Великомученика были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву.

На иконах Святой изображен, как мужчина среднего возраста с короткими волосами и с короткой каштановой либо темной бородой. Его атрибуты это: пальма и венок мученичества, иногда держит в руке крест.

Преподобный Отец Иоанн Златоуст Константинопольский Архиепископ (27 января, 14 сентября, 13 ноября, 30 января).

Родился примерно в 347 г. в Антиохии, в богатой благочестивой семье. Всю свою молодость посвятил изучению Священного Писания. Позже он стал адвокатом и прославился уникальным красноречием. Но, все же, потом бросил эту работу и дела мерские, став строгим аскетом. После смерти родителей имение раздал убогим, освободил слуг и отправился в пустыню. После того, как прожил четыре года пустыннической жизнью, вернулся в Антиохию, где Св. Мелетий посвятил его в диаконы. Это было выражение повиновения воли иерархии и осознанный шаг к жизни в священстве. На протяжении двенадцати лет он преподавал в антиохийской церкви. В 397 г. он был поставлен на Константинопольскую кафедру. Прекрасное из оглашаемых его проповедей и ясность высказывания восхищала верных, его прозвали „Златоустом”. Святитель является автором чина Святой Литургии. Много внимания уделял улучшению быта убогих, для которых строил приюты и столовые. Силу бедности и воздержания сделал элементом общественной жизни. Бескомпромиссно осуждая богатство и злоупотребление при императорском дворе императрицы Евдокии, в последствие был изгнан из страны. Затем он находился в Армении, Грузии, Абхазии. В Команах силы оставили его. Последние слова Св. Иоанна были: „слава Богу за все”. В 438 г. император Феодосий II привез мощи Святителя в столицу и были помещены в церкви Двенадцати Апостолов. В 1489 г. мощи были перенесены во Францию, а с 1627 г. находятся в базилике Св. Петра в Риме.

Св. Иоанн Златоуст оставил после себя большое количество написанных им работ. Среди них 800 проповедей, множество трактат (в т.ч. „О священстве”) и писем. Вместе со Святыми Василием Великим и Григорием Богословом нареченный „Великим Учителем”, является Доктором Костела. В иконографии изображен, как мужчина средних лет с короткими волосами и с короткой темной, слегка раздвоенной бородой, в литургической одежде епископа (часто в узорчатом красном или золотом саккосе). Его атрибуты это: книга и письменные принадлежности.

Святой Великомученик Георгий Победоносец (23 апреля).

Достойный Славы, Добрый и Великий Мученик Георгий жил во времена императора Диоклитиана, родом из Каппадокии. Другие указывают, что он родился в Бейруте или Лидде в Палестине. Его родителями были богатые и благочестивые христиане. Когда он поступил на службу в римское войско, благодаря мудрости и мужеству получил степень тысячника и стал любимцем Диоклитиана. Услышав об осуществляемой расправой над христианами, его жизнь изменилась. Он раздал бедным свое богатство, освободил своих слуг и, стоя перед императором, указал на его недостойное поведение, заявив, что является христианином. Его заявление свидетельствовало о благочестии и протесте гонения. Святой был непреклонен в своей вере, за что император поддал его пыткам. Мученика бросили в темницу, а ноги забили в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. Когда он мужественно терпел все мучения и прославлял Бога, палачи били его, ломали колесом, бросали на горячий уголь и приказывали бегать в обуви, набитой гвоздями. В конце император приказал обезглавить его. Это случилось в 303 г. За духовную победу над угнетателями его назвали Св. Георгием Великомучеником и Победоносцем. Его тело похоронено в Лидде, храме построенном на его честь. В Риме, в храме, названном его именем, была положена голова Святителя.

Святой Димитрий зачислен к числу Воинов Мучеников, уделен великим почитанием на Руси. Он был исторической фигурой, о его мучениях подтверждают свидетельства о поклонении, соответствующее времени его смерти. Масштабы поклонения показало богатство агиографической литературы. В странах латинской и греческой традиции известна легенда о битве Св. Георгия с драконом. Согласно ней, недалеко от места захоронения, поселилась пожирающая людей рептилия. Когда казалось, что нет спасения для жителей королевства, перед пещерой дракона на коне явился Св. Георгий. Укротил он монстра с помощью копья в форме креста. Тем самым спас от смерти дочь короля, которая связала монстра ремешком от платья и привела в город, где Святой убил его мечом. Король и его подданные навернулись на христианство. Легенда переписана примерно в IX в., имеет несколько версий и была вдохновением для иконографии „Змееборец”, первые работы были представлены уже в XI в. Со временем данная картина доминировала, представляя таким образом Святого, вытесняя при этом изображения, которые показывали мученический характер его смерти. Современная иконография изображает его, как победа над злом. На иконах Св.Георгий изображен, как юноша без бороды, с тонкими чертами лица. В первых иконографиях показан, как мученик, в фронтальном разрезе, в длинной тунике и с крестом в руках. Чуть позже изображали его на коне в римских доспехах, с копьем и щитом, иногда с мечом. Часто в верхнем углу иконы изображают Божью Руку на фоне небесной сферы и Ангела подающего венок мученичества. Под копытами всадника дракон, выползающий из пещеры или озера. На заднем плане взгорье и ворота города, на фоне которых стоит дочь короля. Атрибутами Святого также бывают инструменты, которыми его пытали.

Святая Великомученица Екатерина (24 ноября).

Родилась в княжеской семье в Александрии, отличалась уникальной красотой и мудростью. Наставил на путь христианский ее один праведный пустынник. Затем представилось ей откровение, в котором сам Иисус сказал, чтобы она стала его невестой, и в знак помолвки подарил ей перстень. Она пребывала в верности Христу, невзирая на гонения христиан. Она пришла в капище, где находился император и его знать, и рассказала об учении Спасителя. Обвороженный ее красотой император пытался убедить Святую, чтобы поклонилась языческим богам. И когда аргументы были исчерпаны, он распорядился созвать пятьдесят философов и ораторов для проведения с ней дискуссии. Св. Екатерина, однако, превосходила их своими знаниями и силой высказывания. Когда она рассказала об Иисусе Христе и Спасителе, то смогла многих убедить в своей правоте. Разгневанный император приказал казнить ученых, но и не принял позиции веры прекрасной девушки. Он переманивал ее богатством, замужеством и общим правлением в части империи. Она ответила, что, лучше страдать, чем быть королевским пурпуром. Тогда император приказал сорвать с нее одежду и быть. Палачи били Мученицу два часа, ее тело полностью покрылось кровью. Затем ее бросили в темницу, не давали есть и пить. Но Иисус не забыл о ней, каждый день посылал ей еду через голубя. А когда появился сам, вдохнул в Святую силу, отвагу и упорство. Через два дня она стала перед судом полностью исцеленная, без следов насилия, а ее облик светился радостью и красотой. Она снова отказалась приклониться языческим божкам, через что император велел принести колеса с острыми зубами и предать ее этой казни. Видя мученическую смерть Св. Екатерины, христианскую веру приняла царица Августа, командир Порфирий и двести воинов. За это их также казнили. Это случилось в 313 г.

Мощи мученицы находятся в монастыре на Синае. Поклонение Св. Екатерине очень распространено. На образах изображена, как молодая женщина с длинными темными прямыми волосами (иногда с покрытой под платком головой), в царской одежде и короне. В правой руке она держит крест, а в левой - свиток. Другие ее атрибуты это: меч, колесо и венок мученичества.

Святые Косма и Дамиан Чудотворцы и Бессеребряники (1 ноября).

Братья, походили из Азии. Их отец был Греком – язычником, а мать – Феодотия, признавала христианскую веру. Рано овдовела и жила благочестиво, прививая сыновьям добро смиренность и преданность другим людям. Они росли светлыми и делали добрые дела. Желая еще лучше служить ближним, они начали изучать медицину, познавали лечебные свойства трав и других растений. Быстро стали хорошими врачами. Они не брали оплаты ни золотом, ни серебром за свои услуги, делали все во Имя Господа. Также они лечили животных. После полного труда жизни они уснули в Господе и были похоронены в городе Фереман в Месопотамии.

Церковь почитает еще две пары братьев, известных под такими же именами, врачи, не берущие вознаграждения от больных. Они были мучениками, побитыми камнями в Риме в 284 г. (1 июля), и Арабы, которые погибли от пыток на переломе III и IV в. в Киликии (17 октября).

Святые врачи изображены на иконах, как юноши с короткими волосами и короткой бородкой (иногда без бороды). В руках держат шкатулки с медикаментами и ложечки.

Святой Мученик Христофор (9 мая).

Его имя на грецком значит „несущий Иисуса Христа”. Он жил в III в. и умер за веру примерно в 250 г., во время правления императора Траяна Декия. Родом он из провинции Лиция в Малой Азии. Небольшое количество правдоподобных пересказов о его жизни привело к рождению легенд. К самым популярным из них относятся средневековые, согласно которых Святой был в молодости язычником и звали его Репрев (Негодный), потому что его лицо было зверообразным. Но отличался он высоким ростом и необычайной силой. Он хотел служить могущественному хозяину. Сначала это был король, затем сатана, перед которым дрожал даже король. А в конце Репрев понял, что самый могущественный это Христос. Он познал христианскую веру и принял крещение, что вернуло ему человеческий облик. Для покаяния он решил переносить через Иордан паломников, идущих в Святую Землю. Однажды ночью он услышал голос ребенка, просящего перенести его на другой берег. Репрев взял его на плечи и почувствовал огромную тяжесть, затем закричал: „Кто ты, дитя?”. А в ответ: „Я есть Иисус, твой Спаситель. Ты несешь Меня, а значит, несешь весь мир”. По традиции, однажды пришли к Христофору военные, чтобы привести силача в императорский двор. Святой пошел с ними, а по дороге произошло несколько чудес: расцвела трость в его руке, после молитвы приумножился хлеб. Под влиянием этих событий легионеры приняли крещение. Император хотел убедить Святого поклоняться языческим божкам – сначала хитростью, потом пытками. Когда в его направлении летели стрелы, они не причиняли ему боли, верный последователь Христа был обезглавлен мечом. Мощи Мученика были перенесены из Лиции в Толедо, а позже в аббатство Сан-Дьен во Францию. Первое свидетельство расширенного поклонения Св. Христофора было задокументировано в V и VI в.

В церковном искусстве стало популярным представлять Святого со звериным лицом, в то время, когда в латинской традиции распространено изображение гиганта, переходящего реку с Младенцем Иисусом на плече и цветущей тростью либо булавой в руке. Его атрибуты это: сумка для хлеба, венок мученичества, пустынник с лампой, рыба, венок из роз и весла.

Преподобная Мария Египетская (1 апреля).

Родилась в Египте. В двенадцать лет ушла из родительского дома в Александрию. Освободившись от родительского надзора начала вести распутный образ жизни. Семнадцать лет спустя, она поняла как она низко опустилась. Это случилось в момент, когда таинственная сила не позволила ей войти в Иерусалимскую церковь, куда пришла вместе с группой паломников. Затем покаялась перед Богом и отправилась в Пустыню Иорданскую. Там сорок восемь лет она вела полную умерщвленную жизнь, наполненную молитвой и постом. Ее покаяние стало угодным для Бога, и она получила большую благодарность Святого. Преподобный Зосим видел ее, как погруженная в молитве, переходила сухой стопой воды реки Иордан. Она попросила старца, чтобы он через год пришел в это место со Святым Причастием. Он выполнил ее просьбу. Когда он пришел еще через год, Св. Мария Египетская преставилась перед Богом. Ее похоронили в яме, которую вырыл для нее лев. Это случилось в 521 г.

На образах она изображается, как пустынница, одетая в переброшенное через плечо одеяние или набедренную повязку. На ее обнаженное тело спадают длинные пряди волос. Обычно она изображена на фоне пустыни и реки Иордан, а рядом роющий могилу лев. Иногда она изображена вместе со Св. Зосимом, подающий одежду или предоставляющий Святое Причастие.

Святой Николай Чудотворец Архиепископ Мир Ликийских ( 6 декабря, 9 мая).

Родился примерно в 280 г. в богатой христианской семье, в местности Патара в Малой Азии. С раннего возраста вел благочестивый образ жизни, всячески помогая нуждающимся. После смерти родителей раздал все свое имущество бедным. Он был сначала пресвитером, а потом епископом Мир Ликийских. Согласно традиции Христос и Матер Божья назначили его на должность епископа (на образах Святого Спаситель и Пресвятая Богородица размещены в верхней части композиции, предлагающие ему Евангелию и омофор – символ епископской власти). Святой прославился многими чудесами, которые делал при жизни и после смерти, благодаря чему назван „Чудотворец”. К самым известным относятся: дал задаток три золотые монеты за хлеб для бедных девушек, успокоил бурю на море во время путешествия в Иерусалим. Чудеса осуществляемые посредством Св. Николая являются популярной темой их изображений на обрамлении икон с его портретом. Эти чудеса представлены вместе с другими сценами из жизни Св. Николая. Среди них это: Рождение Святого Николая, Крещение, Видение во сне императору Константину, Рукоположение епископу, Утешение заключенных, Освобождение невинно осужденных, Возвращение родителям сына, спасенного от рабства сарацин, Спасение Димитрия из морской глубины, Исцеление одержимого, Возвращение коберцы жене старца Николая, Возложение Святого в Могилу, Перенесение мощей Святого из Мир в Бари. Когда в XI в. Турки захватили Малую Азию, Св. Николай явился во сне пресвитеру костела в Бари (Италия), повелевая перенести его мощи в этот город. Жители Бари отправили в Мир пресвитеров, а затем с почетом перенесли тело Святого в свой город, где положили под алтарем в костеле. Это произошло в 1087 г.

Сильное поклонение Святому началось только 200 лет после его смерти и распространилось по всем Костелам. Особо почитается на Руси. На Востоке Костел отмечает праздник 6 декабря и праздник Перенесения мощей из Мир в Бари, который приходится на 9 мая. По обычаю эти праздники называются „зимний” и „весенний” Николай. Иконография, изображающая Св. Николая, сформировалась в начале второго тысячелетия. С XII века походят разветвленные циклы, изображающие его жизнь. На образах изображен, как сивый старец, со значительной высоким лбом и слегка округленной лысиной, разделенной двумя завитками, переходящими в бороду, в одежде епископа (чаще всего в полиставрионе). Приподнятая правая рука выполняет жест благословения, в левой руке держит Евангелию. Если книга открыта, на ее страницах виден текст из Нового Завета, напр. „Я есмь пастырь добрый...”.

Преподобный Отец Онуфрий Великий (12 июня).

Сын царя персидского. Жил в IV в. Онуфрий был одним из величайших подвижников в истории Костела. Проходя в египетском монастыре благочестивую практику, в которую вступил будучи еще юношей, не полностью проявлял свою любовь к Богу. Затем он вышел из обители и углубился в пустыню, где в течение шестидесяти лет вел суровую жизнь, пребывая в молитве и посте. Когда он был на грани смерти от истощения, явился ему Ангел Господень, который принес ему хлеб и воду. Господь утешил его: около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Перед смертью Преподобный Онуфрий посетил Пустынника Св. Пафнутия и рассказал ему историю своей жизни. Потом Преподобный Онуфрий благословил Пафнутия и погрузился в молитву, во время которой умер. Могилу, в которой было захоронено тело Святого, вырыли два льва.



На образах его часто изображают на фоне алтаря – как в деисусном чине (до XVI в.), так и в местном ряде иконостаса. Более ранние образы изображали Святого в фронтальном виде с поднятыми руками, обнаженным, с длинной бородой и подвязкой из растений. В XVII в. посредством книжной графики была распространена иконография, представляющая Святого на коленях перед пещерой. У его ног лежат дары королевской власти и Евангелия, а также „четки”, свидетельствующие о благородном происхождении и осуществлении Преподобным выбора. Финиковая пальма, источник воды и куст винограда относятся к событиям в пустыне, когда Бог чудесным образом поддерживал своего слугу. На заднем плане изображен другой отшельник – Св. Петр Афонский, который почитается Церковью в тот же день. В XVIII в., на иллюстрации в богослужебных книгах основной иконографией стала Причастие Святого, проводимое Ангелом.

Святая Параскева, нареченная Пятницею Великомученицей (28 октября).

Она жила в Иконии, во времена гонения христиан и правления императора Диоклетиана. Ее родители были благородными людьми и христианами, они оставили младшей дочери богатство, которое она предназначала на одежду для бедных, питание для голодных и гостинцы путешествующим. Параскева росла и совершенствовалась, подражая своим родителям в благочестии. Она не обращала внимание на поклонников, потому что доверила жизнь Христу. Смело говорила о Слове Божьем, указывая на бессилие языческих идолов. За это язычники бросили ее в темницу, и пошли к городскому властителю со словами: „Уважаемый Наместник, в нашем городе есть девушка знатного рода, которая верит в Распятого и творит чудеса, через что много людей отвернулись от наших богов. Зная императорский приказ, чтобы наказывать всех, кто не поклонится нашим богам, мы схватили эту девушку и бросили в темницу”. Услышав это, градоправитель решил ее судить. Когда Параскева стала перед ним, он восхитился ее красотой и сказал собравшимся: „Слишком поздно обвиняете эту девушку, несправедливо погубить такую красоту”. Затем сказал ей: „Назови свое имя”. Она ответила: „Я христианка, слуга Иисуса Христа, а имя, которое дали мне родители, Параскева, или Пятница, потому что я родилась в этот день. Этот день мои родители всегда проводили в молитве и посте, как день, дающий мученическую жизнь и смерть Господа нашего Иисуса Христа, поэтому Бог дал им плоды примерной супружеской жизни – меня, недостойной слуги, именно в пятницу”. Наместник сказал: „Перестань высказываться глупыми словами и поклонись лучше нашим богам, и тогда я женюсь на тебе, и ты будешь госпожой над подданными”. На что Параскева ответила: „Мой жених на небесах – Иисус Христос и другой мне не нужен”. Рассердился градоправитель, приказал содрать с нее одежду и бить ее. Когда ее били, она не сказала ни слова, а сердце молилось Христу, чтобы облегчил страдания. Позже ее повесили на дереве и нещадно раздирали ей бока железными крючками. Мученики думали, что она быстро умрет, и бросили ее в темницу. Там явился ей Ангел, державший в руках инструменты Мучения Христа, и исцелил ее. На следующий день, когда властитель увидел ее здоровой, сказал: „Твою красоту спасли наши боги и исцелили тебя”. Святая ответила: „Покажи мне тех, кто спас мою жизнь”. Ее привели к языческой святыне, где находилось много идолов, за ней последовали остальные люди. Святая помолилась в духе к единому истинному Богу, после чего она схватилась за ногу статуи Аполлона и сказала: „Тебе бездушному и всем остальным идолам приказываю, во Имя Иисуса Христа, упасть на землю и превратиться в прах”, так и случилось. Присутствующие там люди убегали от страха и выкрикивали: „Великий есть Бог Христианский!”, а язычники обвинили ее в колдовстве. И ответила она градоправителю: „Во имя Иисуса Христа я пришла в храм ваших богов, помолилась, и услышал меня Господь. Твои боги затряслись от страха и упали на землю. Они сами себе не могут помочь, а как они должны помогать другим?”. Правитель приказал прижигать ее свечами, но она преставилась перед Богом, вспоминая Младенцев в огненной печи и Мучение Текли. Тут же явился Ангел, сжигая огнем множество язычников. Увидев страх и уверование многих среди народа, правитель приказал отрубить мечом голову Святой. Тело забрали верные и с почетом похоронили ее возле дома.

Поклонение Св. Параскеве Великомученице, нареченной Пятницей, связано с одновременным почитанием Великой Пятницы. Ее мученической смерти и имени дали название „Пятница”, которой со временем назвали день Страсти Христовой. На таких иконах не изображены агиографические сцены, а надписи в основном следующего содержания: „Святая Пятница”. На образах Святая изображена в широком плаще, покрывающем плечи и голову, накинутый на длинную узкую тунику. Волосы спрятаны под чепец. В правой руке держит крест, левая рука поднята на высоту груди и открыта ладонь. Иногда в левой руке держит свиток. Способ изображения Великомученицы Параскевы и другой святой с тем же именем – Преподобная Матерь Параскева, не имеет существенной разницы. Различить изображения можно только в случае, если на иконе изображена жизнь или полностью написано имя.



Преподобная Мать Параскева Сербская или Тырновская (14 октября).

Родилась в начале XI в. в деревне Епиват в Сербии, в христианской семье. После смерти родителей вела полностью умиротворенную жизнь и молилась. Отправилась в Константинополь, где некоторое время была монахиней в церкви Покров Пресвятой Богородицы. Оттуда отправилась в Палестину, в Пустыню Иорданскую. Через много лет, проведенных в молитве и аскетической практике, явился ей Ангел и сказал вернуться домой, потому что там она должна доверить свою душу Богу, а тело придать Земле. По дороге домой, она посетила храм Божией Мудрости в Константинополе и молилась перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в Бляхерах. Умерла в Епивате, не говоря ни кому, кто она. Когда о месте захоронения Преподобной никто уже не помнил, здесь начал столпник проводить религиозные практики. Также, однажды на этом месте велась вооруженная стычка, а на поле битвы оставили тело погибшего воина, которое столпник приказал людям похоронить. Выкапывая могилу, наткнулись на не истлевшее тело женщины. Но, не смотря на это, бросили туда тело погибшего воина. Ночью человеку под именем Григорий, который помогал хоронить воина, явилась во сне царица на троне в сопровождении Ангелов. Она назвала свое имя и сказала, что ее тело лежит в забытой могиле. Она попросила освободить ее тело от зловония тела солдата. Подобное явление имела одна из женщин. И уже на следующий день тело Святой перенесли в церковь Святых Петра и Павла. Через заступничество Преподобной Параскевы произошло там много чудесных исцелений. Болгарский Царь Иван Асень II торжественно перенес ее тело в Тырнов. Во времена турецкого завоевания мощи Святой были перенесены в Яссы (Румыния), а в 1396 г. в Белград. Когда в 1521 г. султан Сулейман II взял Белград, забрал мощи в Константинополь и продал местным христианам. Они положили ее в патриархальной церкви. В 1641 г. усилиями молдавской церкви тело Св. Параскевы снова вернули в Яссы, откуда расширилось поклонение на соседние страны.



Преподобный Отец Симеон Столпник, нареченный Антиохийским или Старшим (1 сентября).

Великий Семион Столпник, святой и славной памяти, который первый принял пребывание на столпе, жил во времена правления императора Феодосия Младшего. Родился в Каппадокийском селении Сисан. Каждое воскресенье ходил в церковь и слушал чтение святых книг. Однажды он попросил старца объяснить слова Евангелии, благословляющие убогих и любящих Бога, после чего он уединился и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Сем дней не ел и не пил, а Бог послал ему видение о совершенствовании себя. На восьмой день он встал, оставил своих родителей, все добро и решил следовать за Христом, отправился в монастырь. У его ворот упал в ноги архимадриту, чтобы тот принял его в монастырь. Он стал монахом, а усмирив тело, пошел дальше, чем наказывает обычай монастыря. Затем тайно ушел из монастыря в находившуюся рядом деревню Галанисса. Вознес себе там каменный столп, на котором жил. Единственной его пищей была моченая чечевица, корни и вода. Во время Великого Поста он двадцать дней провел стоя, а двадцать - сидя, находясь в постоянной молитве. Через много лет о нем услышала его мать. Пришла под столп и там умерла, придав душу Господу. Святой со слезами молился за ее намерения, а тело ее святое вознеслось и улыбка осветило лицо. Собравшиеся удивились и прославили Бога. Умершую похоронили возле столпа. Весть о Св. Симеоне разнеслась повсюду. К нему начали пребывать даже из Сарацины, принимая учение Христа. Много грешников привел к Господу и многих исцелил, проживая на разных столпах 47 лет. Страдая и живя для Господа, как воплощенный Ангел поднимался по лестнице в рай. Отдал душу Богу в 460 г., прожив 103 года. Тело Святого было похоронено с почестями в Антиохии. Когда император попытался перенести мощи в Константинополь, услышал слова: город наш не имеет стен, святое тело Симеона должно остаться здесь и быть нам стеной и щитом, во имя Господа.

На образах Св. Симеон Столпник изображен, как обычный монах - столпник: на высоком столпе, в монашеской одежде, как старец с длинной сивой бородой. Правой рукой делает жест благословения, в левой – развернутый свиток с написанным текстом аскетического характера или о событиях из Библии, в которых имеет место столп (колонна), как инструмент усмирения и страдания, или знак Божьей Славы. Сохранились иконы, на которых изображен Св. Симеон Столпник и Двенадцатилетний Иисус, сидящий на возвышении и учит в Храме. Сопоставление обеих образов основаны не только на формальной близости, но и связи с тем днем церковного календаря, в котором Церковь ссылается, как на выступление Христа в иерусалимском храме (Лук.4,16-30) и в синагоге в Назарете (Лук.2,41-50), так и памяти о Преподобном Столпнике. Подобным образом сопоставлены образы, иллюстрирующие этот день в трефологионах.

Святой Стефан Первый Мученик и Архидиакон (27 декабря, 2 августа, 4 января).

Он был одним из семидесяти Апостолов и семи Диаконов, рукоположенных в христианской иерусалимской общине. Вместе с ним были рукоположены Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай, их поставили на диаконское служение (Архидиакон). Деяния и мученическая смерть Святого описана в шестом и седьмом разделе Деяний Апостольских. Наделенный великой мудростью и отвагой, гласил Слово Божие среди народа и элиты иерусалимской. Его речь, произнесенная в Синедрионе, была причиной обвинения в богохульстве, в результате чего был заброшен камнями за стенами города. Смерти Первомученика в истории Костела Христового присматривался Саул, у стоп которого положена одежда Св. Стефана. Отдавая душу Богу, Архидиакон сказал: „Господи не почитай им этого греха”. Это случилось 35г. По апокрифическим источникам до момента похорон его тело охраняли звери. В 428 г. мощи святого были перенесены в Константинополь.

В иконографии он представлен, как юноша без бороды, с длинными вьющимися волосами, одетый в диаконскую одежду. На иконах он изображен в портретной форме и держит кадило, а иногда крест. К другим атрибутам Великого Мученика относятся: Евангелия, камни, пальма и венок мученичества. Часто изображен в паре с другим Св. Архидиаконом и Мучеником – Лаврентием (Laurencjuszem), который казнен за веру в 258 г., живьем сожженный на железной решетке. Иконы этих Мучеников Господних помещены, как правило, в диаконские двери иконостаса.

Святой Феодор Тирон Великомученик (17 февраля и 1 суббота Великого Поста).

В день памяти Св. Феодора, на его могиле с хвалебной речью выступил Св. Григорий Нисский, в которой упомянул, что благодаря заступничеству и молитвам Мученика Феодора страна была защищена от опустошения дикими Скифами. Из речи Св. Григория мы узнаем, что благодаря молитвам Св. Феодора выгонялись злые духи и избавлялись от множества страданий. Великомученик родился в конце III в. в Сирии или Армении. Будучи юношей, он вступил в римскую армию и его распределили в часть, где служили самые молодые или только что пришедшие на службу воины. Отсюда и нарекли Святого – Тирон (начальный). Когда Св. Феодор со всем полком был размещен в районе Понта, пришел приказ от императора Максимиана, чтобы несмотря на происхождение пытать и убивать всех христиан, которые не поклонятся языческим богам. В следствие чего много христиан скрывали свою веру, но Св. Феодор не боялся и не отказывался от религиозной практики. Об этом донесли императорскому наместнику Публиему, и он позвал Святого к себе и крикнул со злостью: „Как ты смеешь распространять веру, которую император запретил под страхом казни?”. Святой Феодор ему ответил: „Возьми мое тело и сделай с ним все, что захочешь. Я охотно отдаю его тебе и не перестану служить моему Спасителю, а ваших богов я не знаю”. Учитывая молодой возраст Феодора, наместник дал ему время подумать. Спрашивая его во второй раз, судьи пытались искусить его обещаниями, что дадут ему богатство и достоинство священника в языческом храме. Он решительно отказался от их предложения. Видя, что нет способа его уговорить, отправили на казнь. Святого повесили и били битами и железными крючками. Спокойно, без крика и слез Феодор терпел мучения. Его глаза были направлены к небу, а губы непрерывно повторяли текст из псалма: „Я благословляю Господа во всякое время, только Его слава на моих губах”. На удивление Феодор выдержал все пытки и его бросили в темницу, где в ту же ночь чудесным образом Господь утешил его, посылая Ангела. Отважного приказано казнить. Распалили большой стос, в который бросили Великомученика. Так в 306 г. он завершил свою земную жизнь. Христианам удалось несколько его костей и голову достать из пепелища и похоронить. Сегодня мощи находятся в Бриндизи и Гаете, в Италии.

Св. Феодор зачислен к числу Воинов Мучеников, уделен великим почитанием на Руси. В иконографии Великомученик изображен, как взрослый бородатый мужчина, с короткими волосами (иногда с сединой), в доспехах римского легионера. На Балканах популярно изображать Святого на лошади. Его атрибуты это: крест, копье и щит.

Преподобный Отец Феодосий Печерский (3 мая, 14 и 28 августа)

Родился в деревне Васелеве, недалеко от Киева. С юных лет он преуспевал в добродетели. В то время ходил в одежде, подобной до монашеской, и выпекал просфоры для одной из церкви. Однажды услышал слова Евангелии, чтобы оставить родителей из любви к Богу (Мат.10,37). Он тайно покинул родительский дом и в 24 года принял монашеский постриг в законном Киево-Печерском монастыре, по благословению преподобного Антония. Случилось это в 1032 г. Мать Св. Феодосия в течение четырех лет упрашивала его вернуться домой, а получилось, что он убедил ее остаться в Киеве и вступить в женский монастырь Св. Николая. Будучи строгим аскетом, Святитель трудился больше, чем другие. В 1054 г. был поставлен иеромонахом, а еще через три года игуменом монастыря, на место Варлаама. Его слава о благочестивой жизни и место, где он построил новую церковь и келлии, введение студийского общежительского устава, привлекло много юношей и мужчин. Братия часто видели его, погруженного в молитве, хотя он пытался скрывать свою страсть перед людьми. Великие князья, особенно Изослав, приходили в монашескую церковь, хотя Св. Феодосий не боялся напоминать о сильных мира сего. Вдохновленный любовью к Богу, он приходил на улицу, где жили Евреи и рассказывал им о христианской вере. Он с любовью относился к бедным, для которых построил в монастыре отдельный двор и здесь бесплатно кормил всех нуждающихся. Так как в душе он очень хотел формировать братьев духовно, его нарекли „учитель монахов”. Святой Феодосий преставился перед Богом 3 мая 1074 г., прожив 65 лет. По его просьбе он был похоронен в пещере, в которой проводил время Великого Поста. После себя он оставил учения, письма и молитвы.



На образах он изображен, как мужчина в рассвете сил, в одежде монаха, с длинной сивой либо темной курчавой бородой. В руке он держит развернутый свиток, на котором чаще всего написано: „Бог Молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы слушает просьбы слуг своих” или „Господи, во имя Пречистой Богородицы, храм этот вознесен”.