Суть экономики предприятия составляет определение затрат и результатов производства и их сопоставление - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сипайло Леонид Георгиевич аспирант кафедра Экономики предприятия 1 144.17kb.
Метод планового хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной... 1 7.04kb.
Анализ научно-методической работы в мбоу «сош №42» за 2012/2013 учебный год 5 954.15kb.
В то же время, выступая на саммите, премьер Швеции Фредрик Райнфельдт... 1 59.84kb.
"Анализ результатов деятельности некоммерческих организаций" 1 191.68kb.
Суть проекта заключается в создании высоко технологичного предприятия... 1 95.52kb.
Формирование уровня и структуры затрат на персонал 1 428.38kb.
Программа наименование дисциплины История экономики Направление подготовки... 1 224.12kb.
Информация об исполнении плана социально-экономического 5 1426.67kb.
Описание продукта 1 19.77kb.
Технология и оборудование текстильного производства 1 43.58kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Аэродинамика» 1 62.8kb.
- 4 1234.94kb.
Суть экономики предприятия составляет определение затрат и результатов производства - страница №1/1

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 1



ВВЕДЕНИЕ

Суть экономики предприятия составляет определение затрат и результатов производства и их сопоставление. Результаты деятельности предприятия многообразны и включают наряду с производственными и экономическими (финансовыми) итогами достижения в области технического и социального развития. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия.

В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимальной прибыли. Все другие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основой и источником средств для дальнейшего роста прочих показателей.

Поскольку экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на их производство и сбыт, трудно переоценить важность анализа затрат и управления ими на предприятии.

Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить следующие подходы к изучению затрат. Определение затрат, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой затраты народного хозяйства и хозяйственных субъектов – это труд и только труд. На практике же в составе затрат учитывается использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. Сущность затрат с позиций логистической теории – это траты энергии и только энергии, в том числе интеллектуальной и физической энергии человека. На практике же эти затраты проявляются в виде целенаправленного и упорядоченного движения и использования некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. На сегодняшний день определение затрат с позиций теории трудовой стоимости является недостаточно глубоким и полным и его нельзя признать приемлемым, а философско-теоретическое определение затрат с позиций логистической теории в практическом плане недостаточно разработано. Поэтому мы рассматриваем определение затрат с общепринятых практических позиций. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.

Управление затратами – средство достижения предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат, но распространяется на все элементы управления.

В условиях, когда в России закончился затянувшийся на несколько лет период спада производства и многие промышленные предприятия вступили в период восстановления и развития производства, они по-прежнему испытывают недостаток прибыли, этого основного источника развития. Большинство руководителей и специалистов осознали наконец, что только грамотное отношение к затратам на всех этапах производственного процесса позволит выправить положение. К этому решению подталкивает и систематический рост цен и тарифов на все виды ресурсов. Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что позволяет добиться роста экономической эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности.

За последние годы отечественные наука и практика управления затратами продвинулись вперед, используя достижения экономически развитых стран с рыночной экономикой и уже забывающийся опыт работы передовых предприятий в доперестроечный период.

Реорганизованные и вновь созданные предприятия уделяют основное внимание бухгалтерскому учету и финансовому анализу. Это, безусловно, важно, но явно недостаточно для эффективной работы в рыночной экономике, альтернативы которой, по нашему мнению, нет. Управление затратами как учебная дисциплина и основа практической деятельности руководителей и специалистов предприятия опирается на теорию экономики предприятия, технологии и организации производства, планирования, бухгалтерского учета, управления персоналом, управления качеством продукции, анализа деятельности предприятия и другие области знаний.

Управление затратами, таким образом, является синтетической областью знаний, где используется терминология и методы других дисциплин. Здесь соединяются подчас совершенно независимые друг от друга знания о работе предприятия, выявляется их взаимосвязь и влияние на конечный результат работы предприятия – прибыль.

Проблема анализа и управления затратами стоит перед многими предприятиями. Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и другие, необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расходов.

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе дана организационно-экономическая оценка деятельности предприятия, проведен анализ финансового состояния предприятия, а также анализ маркетингового обеспечения деятельности предприятия.

Во второй главе проведён анализ системы управления затратами на предприятии. Глава содержит характер и классификацию затрат предприятия, организационную структуру управления затратами предприятия. Во второй главе определены правовые аспекты управления затратами на предприятии, а также основные принципы, функции и целевые задачи системы управления затратами предприятия. На основании проведённого анализа сделаны соответствующие выводы.

В третьей главе разработан план мероприятий, направленных на совершенствование системы управления затратами на предприятии

Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления затратами в «Иркутском Авиационном Заводе» на основании анализа системы управления затратами предприятия.

Основными задачами, которые поставлены в дипломной работе, являются:

- характеристика организационно-экономической деятельности предприятия;

- анализ финансового состояния предприятия:

- анализ маркетингового обеспечения деятельности предприятия;

- определение сущности и классификации затрат предприятия;

- выявление правовых аспектов управления затратами на предприятии;

- определение основных принципов, функций и целевых задач системы управления затратами предприятия;

- характеристика организационной структуры управления затратами предприятия;

- разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы управления затратами на предприятии

Объектом исследования является деятельность «Иркутского Авиационного Завода», предмет - управление затратами на рассматриваемом предприятии.


  1. Технико-экономическая оценка деятельности «ИАЗ»

    1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия

Авиационная промышленность – одна из ведущих отраслей высокотехнологичного сектора российской экономики. Прогресс отрасли в значительной степени способствует отходу от сырьевой модели развития экономики России, наращиванию экспорта машинно-технической продукции и замещению импорта.

Развитие отрасли обеспечивает укрепление национальной безопасности РФ и защиту стратегических интересов государства. Выработанная государством стратегия развития отрасли закреплена в следующих документах:

«Стратегия развития авиационной промышленности России до 2015 г.»;

«Государственная программа вооружений на период 2007-2015 гг.»;

«Развитие гражданской авиации России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г» (с изменениями).

Иркутский Авиационный Завод в настоящее время является мощной производственной площадкой корпорации "ИРКУТ", ее главным процессинговым центром. Завод выполняет все виды работ по созданию авиационной техники от проектирования оснастки, подготовки производства и изготовления самолета до послепродажного обслуживания. В 1997 году Иркутский авиационный завод первым из предприятий авиационной промышленности России получил Сертификат соответствия системы обеспечения качества производства международному стандарту ISO 9002.

Расположен на базе аэродрома Иркутск-2, входит в состав корпорации «Иркут», бывший ОАО ИАПО, он же завод № 39, производитель самолётов КБ «Сухой» (в том числе Су-30МК для ВВС Индии, Китая, Малайзии, Алжира, Индонезии, Венесуэлы).

C начала работы предприятия в 1934 г. за семьдесят с лишним лет было освоено производство более двадцати типов самолетов практически всех конструкторских бюро СССР и России. При этом каждый новый тип авиационной техники отличался конструкторскими и технологическими решениями, уникальными для своего времени. Самолёты Иркутского Авиационного завода экспортировались в тридцать семь стран.

В настоящее время в серийном производстве находятся многоцелевой боевой самолет Су-30МК в различных модификациях – Су-30МКИ для Индии, Су-30МКМ для Малайзии, Су-30МКА для Алжира.

Заводом выпущено 5 многофункциональных самолетов-амфибий Бе-200, еще две находятся в производстве. В настоящее время этот проект передается на ТАНТК им. Бериева.

Начато серийное производство компонентов для аэробусов А320 компании AIRBUS: это ниша передней стойки шасси, килевая балка и направляющая закрылка.

Для этого была поведена большая подготовительная работа. Запущены в производство первая очередь гальванических покрытий и обработки деталей из алюминиевых и титановых сплавов, линии люминисцентного контроля и конверсионного покрытия. Проведена реконструкция цеха сборки компонентов. Сформирована база нормативной документации. Проведена аттестация 48 процессов по всем необходимым технологическим операциям. Проведена сертификация системы менеджмента качества. На русский язык переведено более двух тысяч нормативных документов AIRBUS, более 100 стандартов разработано на ИАЗ.

В ближайшей перспективе - начало выполнения еще одного контракта с AIRBUS - конвертация (переделка) аэробусов А320 из пассажирского варианта в грузовой.

В 2008 году на ИАЗ начата сборка нового двухместного учебно-боевого истребителя Як-130. Министерство обороны РФ выбрало Як-130 в качестве базового самолета для основной подготовки и переподготовки летчиков ВВС России. Интерес к этой машине проявили и иностранные государства. Особенность этого самолета в том, что он имеет репрограммируемую кабину. Это позволяет имитировать обучение на дорогостоящих Су-30МК, МиГ-29, F-15.

Иркутский авиационный завод приступил к производству легкого летательного аппарата автожир А-002М. Это собственная разработка ОКБ легкой авиации Иркутского авиационного завода. Автожир полностью спроектирован с использованием компьютерных технологий. Он прост в пилотировании и эксплуатации. Его двигатель работает на автомобильном бензине А-98. Автожир предназначен для выполнения широкого круга задач: учебно-тренировочные полеты; контроль состояния нефте- и газопроводов, объектов топливно-энергетического комплекса; личные и деловые цели и другое.

Большое внимание на ИАЗ уделяется развитию технологий производства, модернизации оборудования и развитию научно-производственной базы. На проведение технического перевооружения ежегодно инвестируются десятки миллионов долларов. Развитие ключевых компетенций (технологий), - одна из главных задач, стоящих перед предприятием. Это основные технологии, обеспечивающие производство современных самолетов с требуемым качеством и эффективностью. Наиболее эффективные из них: полномасштабное применение сквозных цифровых технологий проектирования и подготовки производства; широкое применение высокоскоростной механообработки деталей из алюминиевых, титановых сплавов и сталей; использование автоматизированных процессов раскроя, гибки, формовки, обтяжки листовых заготовок; применение автоматизированной высокоточной разделки отверстий для установки крепежа и клепки; использование автоматизированных технологий химфрезерования, нанесения покрытий, люминисцентного контроля и другое.

Внедрение всех этих технологий и их эффективное использование позволяют провести техническое перевооружение завода для выпуска перспективной авиационной техники, конкурентоспособной на мировом рынке.

Одно из ключевых направлений – развитие информационных технологий. Внедрение информационных технологий на ИАЗ направлено на эффективное управление производственными и обеспечивающими процессами и рациональное использование финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Это, в первую очередь, форсирование работ по внедрению проекта ИАСУ БААН, проведение опытной эксплуатации по проектам «Цеховое управление и контроль качества», «Учет затрат», «Производственное планирование». Большой объем работ предстоит выполнить по внедрению СУДП (система управления базой данных о продукте) и разработке следующих стадий этого проекта. В 2008 году вводится в промышленную эксплуатацию система ЭКП-2 (электронный каталог продукции).

Внедрение компьютерных CAD/CAM/CAE технологий позволило существенно сократить сроки подготовки производства, уменьшить трудоемкость на конструктивно-технологическую отработку, исключить ошибки в изготовлении деталей, а также сократить затраты на технологическое оснащение.

Цеха механической обработки металлов оборудованы современным оборудованием, необходимым для окончательной механической обработки деталей самолета. Многопрофильные обрабатывающие центры и программные станки применяются для высококачественной обработки деталей, включая длинномерные панели.

Высокотехнологичные установки используются для сборки и испытаний топливных и гидравлических трубопроводов, высокопрочных соединений, а также для установки бортового оборудования и других сборочных операций.

Для гарантии высокой надежности конечной продукции все компоненты и материалы подвергаются тщательному входному контролю и испытаниям. Дополнительно в центре наземных испытаний производится заключительная настройка и юстировка блоков бортового радиоэлектронного оборудования и всех систем самолета.

Летно-испытательный центр осуществляет всесторонние испытания готового самолета, его пилотажно-навигационного комплекса и систем вооружения. Летчики-испытатели корпорации обладают большим опытом испытаний многих типов самолетов в различных условиях.

Возглавляет предприятие Генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Научно-производственная корпорация «ИРКУТ» - вице-президент Александр Алексеевич Вепрев.


    1. Анализ финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния предприятия начинается с изучения динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования. Для этого в таблицах 1 и 2 рассмотрим активную и пассивную части баланса.



Таблица 1 - Аналитическая группировка и анализ статей актива баланса

Актив баланса

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменение, руб.

Темп роста, %

руб.

%

руб.

%

Имущество - всего

320480

100

338236

105,5

-17756

5,5

1. Внеоборотные активы

192100

100

205246

106,8

-13146

6,8

2. Оборотные активы

128380

100

132990

103,5

-4610

3,5

2.1. Материальные оборотные средства (запасы)

3354

100

27252

812,5

-23898

712,5

2.2. Дебиторская задолженность

125014

100

104133

83,2

+20881

-16,7

2.3. Денежные средства

12

100

605

5041,6

-593

4941,6

Таким образом, общая стоимость имущества на начало года составила 3200480 т.р., а к концу отчетного периода она увеличилась на 5,5% и стала 338236 т.р., при этом стоимость внеоборотных активов также увеличилась на 6,8% (192100 т.р. на начало периода и 205246 на конец отчетного периода). Стоимость оборотных активов выросла в отчетном периоде на 3,5% (128380 на начало отчетного периода и 132990 на конец отчетного периода). Материальные оборотные средства (запасы) увеличились очень существенно – с 3354 т.р. на начало отчетного периода до 27252 на конец отчетного периода. А вот дебиторская задолженность, наоборот, снизилась на 16,7 % - с 125014 т.р. на начало отчетного периода до 104135 на конец отчетного периода. Данный анализ активной части баланса предприятия говорит об его успешном развитии - увеличиваются суммы запасов и оборотных активов, а дебиторская задолженность снижается.

Далее рассмотрим пассивную часть баланса предприятия.

Таблица 2 - Аналитическая группировка и анализ статей пассива баланса


Пассив баланса

На начало года

На конец года

Изменение, руб.

Темп роста, %













Источники имущества – всего

320480

100

338236

105,5

-17756

5,5

1. Собственный капитал

300643

100

301012

100,1

-369

0,1

2. Заемный и привлеченный капитал

19837

100

37224

187,6

-17387

87,6

2.1. Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

2.2. Краткосрочные кредиты

-

-

-

-

-

-

2.3. Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы

19837

-

19837

-

-

-

Таким образом, в отчетном периоде собственный капитал увеличился несущественно – всего лишь на 0,1 % (300643 т.р. на начало года и 301012 на конец отчетного периода). Заемный и привлеченный каптал очень существенно увеличился, на 87,6% - с 19837 т.р. на начало периода до 37224 т.р. на конец отчетного периода (рис.1). А вот долгосрочных обязательств и краткосрочных кредитов в отчетном периоде не было – ни на начало, ни на конец отчетного периода. Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы осталась прежней – 198737 т.р.


Рис. 1 Заемный и привлеченный капитал «ИАЗ» в отчетном периоде
Поскольку оценка финансовой ситуации служит первым этапом изучения финансовой устойчивости предприятия, под которой понимается его независимость от внешних источников финансирования, кредиторов, обеспеченность собственными средствами.

Для того, чтобы проанализировать финансовую ситуацию на предприятии, нам необходим ряд коэффициентов на основе балансовой модели:



F + EM + EP = CC + CD + C K + CP

где F - стоимость внеоборотных активов (с. 190);

EM - стоимость производственных запасов (с. 210 + 220);

EP - денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы (с. 230 + 240 + 250 + 260 + 270);

CC - источники собственных средств (с. 490);

CD - долгосрочные обязательства (с. 590);

CK - краткосрочные займы и кредиты (с. 610);

CP - кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (с. 690 – 610).

Для оценки типа финансовой ситуации составим таблицу 3.

Таблица 3 - Исходные данные для оценки типа финансовой ситуации



Показатели

Условное

обозначение



Значение, руб.

на начало года

на конец года

1. Стоимость внеоборотных активов

F

192100

205246

2. Стоимость запасов

EМ

3354

27252

3. Денежные средства, краткосрочные вложения, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы

EР

125026

105738

3. Источники собственных средств

CС

300643

301012

5. Долгосрочные обязательства

CD







6. Краткосрочные займы и кредиты

CK







7. Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы

CP

19837

37224

8. Собственные оборотные средства

EC = CС+CD-F

108543

95766

9. Сумма источников средств, ослабляющих финансовую напряженность

СO

105177

66909

На основании приведенных формул выделяют четыре типа финансовой ситуации.

1) Абсолютная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность. Она задается условием:

EM < EC + CK

2) Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, обеспечивающая высокую платежеспособность: EM  EC + CK

(достаточно примерного равенства в пределах  10%)

3) Неустойчивое финансовое состояние, связанное с нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановить равновесие за счет источников, ослабляющих финансовую напряженность (Co): EM EC + CK + CO

В состав таких источников включается сумма превышения кредиторской задолженности над дебиторской (с. 620 – (с.230+с.240)). Поэтому при таком значении CO принимается равным нулю.

4) Кризисное финансовое состояние: EM > EC + CK + CO

В таблице 4 проведем оценку типа финансовой ситуации на предприятии за два года.

Таблица 4 - Оценка типа финансовой ситуации на предприятии

Тип финансовой ситуации

Соответствует

условию


На начало года

На конец года

Абсолютная устойчивость

EM < EC + CK

EM

EC + CK

EM

EC + CK

3354

108543

27252

59766

Нормальная устойчивость

EM  EC + CK

EM

EC + CK

EM

EC + CK

3354

108543

27252

59766

Неустойчивое финансовое состояние

EM EC + CK + CO

EM

EC+CK+CO

EM

EC+ CK+CO

3354

213720

27252

162675

Кризисное финансовое состояние

EM > EC + CK + CO

EM

EC+CK+CO

EM

EC+CK+CO

3354

213720

27252

162675

Таблица 5 - Коэффициенты финансовой устойчивости за 2005 год



Показатели

Значение показателя

Изменение

Рекомендуемое

Фактическое

На начало периода

На конец периода

1. Стоимость запасов

-










2. Сумма дебиторской задолженности

-










3. Источники собственных средств

-










4. Долгосрочные обязательства

-










5. Краткосрочные кредиты и займы

-










6. Кредиторская задолженность

-










7. Имущество (капитал) предприятия

-










8. Коэффициент автономии




0,9

0,8

0,1

9. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств




0,06

0,12

0,48

10. Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования




32,3

3,5

28,8

11. Доля дебиторской задолженности в имуществе




0,39

0,30

0,09

Таким образом, анализ коэффициентов дал такие результаты:

1. Коэффициент автономии изменился на 0,1 (0,9- на начало периода и 0,8 на конец периода);

2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств изменился на 0,48 (0,06- на начало периода и 0,12 на конец периода);

3. Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования изменился на 28,8 (32,3- на начало периода и 3,5 на конец периода);

4. Доля дебиторской задолженности в имуществе изменился на 0,09 (0,39 на начало периода и 0,30 на конец периода).

В системе относительных показателей финансовой устойчивости предприятия выделяют ряд коэффициентов, которые следует рассчитывать на начало и конец анализируемого года и рассматривать в динамике.

Для оценки платежеспособности статьи баланса группируют. В таблице 6 рассмотрим ликвидность активов за 2010 и 2011 год.

Таблица 6 - Анализ ликвидности активов

Показатели

Значение показателя

Изменение

Рекомендуемое

Фактическое

На начало периода

На конец периода

1. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (наиболее ликвидные активы, А1)

-

12

1605

+1593

2. Дебиторская задолженность (быстро реализуемые активы, А2)

-

125014

104133

-20881

3. Производственные запасы и другие медленно реализуемые активы, А3

-

3354

27252

+23898

4. Краткосрочная задолженность (П1+ П2)

-

19837

37224

+17387

5. Коэффициент абсолютной ликвидности

0.2-0.25

0,0006

0,043

+0,0424

6. Критический коэффициент ликвидности

0.7-0.8

6,3

2,8

-3,5

7. Коэффициент текущей ликвидности

2-2.5

6,4

3,5

-2,9

Проведем небольшой анализ по расчетам:

1. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения увеличились на 1593 (12 – на начало периода, 1605 на конец периода);

2. Дебиторская задолженность уменьшилась на – 20881 (125014-на начало периода, 104133 на конец периода);

3. Производственные запасы и другие медленно реализуемые активы увеличилась на 23898 (3354 – на начало периода, 27252 на конец периода);

4. Краткосрочная задолженность увеличилась на 17387 (19837- на начало периода, 37224 на конец периода);

5. Коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,0424 (0,0006- на начало периода, 0,043 на конец периода);

6. Критический коэффициент ликвидности уменьшился на -3,5 (6,3-на начало периода, 2,8 на конец периода);

7. Коэффициент текущей ликвидности уменьшился на -2,9 (6,4 –на начало периода, 3,5 на конец периода).

Вывод


    1. Анализ маркетингового обеспечения деятельности предприятия

3.2. Мероприятия по оздоровлению финансового состояния предприятия



3.2.1 Мероприятия по сокращению кредиторской задолженности
Задача аналитика заключается не только в констатации уровня финансового состояния предприятия, но и в подготовке предложений по его улучшению. Для этого он должен выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать предложения (варианты предложений) по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

Значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла реструктуризация кредиторской задолженности.

Публикаций на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий в различных изданиях было великое множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений налоговых платежей в бюджет.

В последнее время всё большее количество предприятий-должников всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в стране и регионе.

Переговоры о реструктуризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации – должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.

Каждая сторона в проблеме погашения долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.

Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.

Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:


  1. Определение и анализ состава кредиторской задолженности.

  2. Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.

  3. Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.

  4. Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.

У предприятия всего – кредиторов на общую сумму задолженности на конец года – 4697 тыс. руб., из них:

- задолженность перед поставщиками и подрядчиками - 1025 тыс. руб.;

- задолженность перед персоналом организации – 627 тыс. руб.;

- задолженность перед государственными внебюджетными органами –

162 тыс.руб.;

- задолженность по налогам и сборам – 325 тыс.руб.;

- прочие кредиторы – 2558 тыс.руб.

Предлагается реструктуризировать данную сумму задолженности. То есть, если предприятие погашает сумму этой задолженности, из неё недоимка по налогам и сборам в 2005 году составляет 51% или 325 тыс. руб., в течение четырёх лет, то ему полностью спишут задолженность по пени и штрафам, сумма которых составляет 320,1 тыс. руб., (таблица 3.1.)

Таблица Расчёт эффективности после проведения реструктуризации кредиторской задолженности

п/п

Показатели


Един.

изме-


рения

До

Внедрения



После

Внедрения



Изменения

Абсолютные,

в тыс. руб.



Относительные,

в %


1.

Объём реал. продукции

т.руб.

3050,2

4575,3

+1525,1

150

2.

Себестоимость

т.руб.

300,3

150,2

+150018

150

3.

Затраты на 1руб.РП

руб.

0,98

0,98

-----

100

4.

Прибыль от РП

т.руб.

4986

6980

+1994

149

5.

Чистая прибыль

т.руб.

3789

5645

+1856

149

6.

Рентабельность

%

1,7

1,7

-----

100

7.

Кредиторская задолженность

т.руб.

4697

3529

- 168

21

По данным таблицы 3.1 можно сказать, что реализовав данное мероприятие в ОАО «УЗЭМ» его кредиторская задолженность снизится на 24,86%. Объём реализованной продукции увеличится на 50%, или на 1525,1 тыс. руб.; затраты на 1 рубль реализованной продукции останутся на прежнем уровне и составят 0,98 рубля. Прибыль от реализованной продукции увеличится на 1994 тыс. руб., или на 39,99%, а прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов составит 5645 тыс. руб. Рентабельность не увеличится и составит – 1,7.

В зависимости от содержания операций расчёты производятся по товарным операциям и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (погашение задолженностей бюджету, между организациями, банку и т.п.).

На основе выше изложенного хотелось бы предложить следующее мероприятие – это снижение кредиторской задолженности за счёт взаимозачётов с организациями (таблица 3.2).

Таблица 3.2.

Сводные данные дебиторской и кредиторской задолженности

ОАО «УЗЭМ» и организаций

п/п


Наименование

организаций



Дебиторская задолженность, тыс. руб.

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

1.

ООО «Аист»

3,7

5,7

2.

ОАО «ИСКРА»

46,9

17,4

3.

ИП Иванченко А.А.

203,4

1,8

4.

ЗАО «Золотой дождь»

228,5

1185,1

5.

ООО ТД «Альянс»

3,6

1,6

6.

ЧП «Всеслав»

33,8

140,7

7.

ОАО «Новые технологии»

17,7

14,4

8.

ИП Ткачев В.П.

88,7

225,9

9.

ЧП «Промтехсервис»

77,8

703,4

10.

ЧП «Лучик»

68,8

132,3

11.

Подразделение судебных приставов

78,1

446,9

12.

ОАО «Сыродел»

128,0

3,0

13.

ЧП «Стрелков»

50,0

9,0




Всего:

1029

4697

По данным таблицы 3.2. мы видим, что таких организаций в работе по взаимозачётам с ОАО «УЗЭМ» - 13 на общую сумму дебиторской задолженности – 1029 тыс. руб. и кредиторской на сумму 4697 тыс. руб. Если данные тринадцать организаций- дебиторов погасят свою задолженность в сумме 1029 тыс. руб., то соответственно снизится кредиторская задолженность на эту же сумму.

Общая сумма оставшейся кредиторской задолженности данным хозяйствам составляет – 4697 тыс. руб. Мы предположили, что кредиторская задолженность снизится на 40% от этой суммы, то есть на 2818,2 тыс. руб.
3.2.2 Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность; структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчётов с покупателями и возможность их унификации; схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов; система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и прочее. Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления компании.

Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные компании создают самостоятельные подразделения или дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приёмами работы с дебиторами, но и применять такие современные методы, как секьюритизация и факторинг.

Также одним из методов работы с дебиторами является аренда их имущества.

Арендатор на время аренды имеет только право пользования имуществом, и по истечении срока имущество возвращается арендодателю. Права и обязанности собственника на всё время аренды остаются у хозяина имущества. На таких условиях обычно сдаются отдельные предметы основных средств, жилые и производственные объекты и т.д. Также арендатор имеет право сдавать в аренду помещения, т.е. быть субарендатором.

В начале этой главы были внесены предложения по снижению кредиторской задолженности, но у предприятия также есть и дебиторская задолженность на общую сумму 1029 тыс. руб., всего 13 различных организаций.

Аренда нежилых помещений – мероприятие, которое позволит снизить дебиторскую задолженность.

Из выше изложенного предположим, что ОАО «УЗЭМ» заключил договор аренды сроком до пяти лет, т.е. форма аренды по продолжительности - краткосрочная и по экономическим условиям – постоянная.

Крупнейшими дебиторами ОАО «УЗЭМ» являются:



ИП Иванченко А.А.

203,4

ЗАО «Золотой дождь»

228,5

Общая сумма дебиторской задолженности, которых составляет 431,9 тыс. руб.

Данные общества имеют возможность сдать в аренду свои склады (общей площадью – 3404,5 м2) , которые расположены недалеко от путей сообщения, что является одним из благоприятных пунктов договора аренды.

Общая сумма годовой арендной платы определяется следующим образом:

Ап = S * (Cб * Киз * Км * Кт * Кз * Ктд * Кнж) : 10,

где Ап – годовая арендная плата (руб.);



S - площадь арендуемых помещений (м2);

Cб – базовая величина стоимости строительства 1 м2 нежилых

помещений;



Киз – коэффициент износа;

Км - коэффициент вида строительного материала;

Кт - коэффициент типа здания;

Кз – коэффициент территориальной зоны;

Ктд – коэффициент типа деятельности;

Кнж – коэффициент качества нежилого помещения;

Кнж = К1 + К2 + К3 + К4,

где К1 – расположение помещения;



К2 – технического обустройства;

К3 – высота потолков в помещении;

К4 – удобство коммерческого использования.

РАСЧЁТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ:


  1. Площадь арендуемых помещений (кв.м.) S= 3404,5

2.Базовая величина стоимости строительства 1 кв.м. нежилых

помещений Сб= 4500 рублей

3. Износ арендуемых помещений установлен в размере 0,75

Киз = (100- 25%):100= 0,75

4. Вид строительного материала: кирпич и железобетон Км = 1,0

5.Тип здания : складское и прочее Кт = 0,8

6. Территориальная зона: город Кз = 1,0

7.Тип деятельности: оптовый склад Ктд = 0,8


  1. Качество нежилого помещения Кнж:

- Расположение помещения: отдельно стоящее здание 8.1 = 1,5;

-Степень технического обустройства: без удобств 8.2 = 0,2;

- Высота потолков в помещении: свыше 3,0 м 8.3 = 1,5;

- Удобство коммерческого использования: до 1 км 8.4 = 1,0 Кнж = 4,2



  1. Ап = 3404,5 * (4500* 0,75* 1,0* 0,8* 1,0* 0,8* 4,2):10 = 30885 руб.

Годовая арендная плата (Ап) 30885* 12 = 370620 руб.

НДС в год - 370620* 18% = 66711,6 руб.

Сумма годового арендного платежа без НДС – 303908,4 руб.

Стоимость арендной платы как субарендатора – 65 885 руб.



Годовая арендная плата (Ап) 65 885* 12 = 790620 руб.

Из расчёта арендной платы мы видим, что ОАО «УЗЭМ» сможет вернуть свои средства за год при том условии, что предприятие будет также сдавать в аренду данные помещения, т.е. будет являться субарендатором.