Сущность контроллинга и его место в процессе управления предприятием - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интернет-реклама как метод управления промышленным предприятием 10 2317.78kb.
Корпоративная социальная ответственность как фактор успешного экологического... 1 55.64kb.
1. Сущность понятия партизанский маркетинг и его место в системе... 1 196.1kb.
Семинар "Финансовое управление компанией" 3 985.62kb.
Зиновьев Александр Запад; Феномен западнизма 23 6792.05kb.
Летняя школа 2013! Конституционное право и игровые судебные процессы... 1 41.88kb.
Лекция №1. Франция в мировом сообществе цивилизаций. Место Европы... 2 535.35kb.
История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его... 7 1734.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием... 1 359.52kb.
Лекция 4 Нимрод как один из второстепенных персонажей Торы, его происхождение 1 315.1kb.
Москва 36, 37, 38, 39, 40, 41 21 "21" Вопросы экономики 11 1774.82kb.
Пояснительная записка. Актуальность 1 322.6kb.
- 4 1234.94kb.
Сущность контроллинга и его место в процессе управления предприятием - страница №1/1

Хайрутдинова Римма Ринатовна

Казанский Федеральный Университет

ассистент и аспирант кафедры антикризисного управления и оценочной деятельности
Сущность контроллинга и его место в процессе управления предприятием
Система современного менеджмента ориентирована на стратегическое развитие, что обуславливает появление и становление новых тенденций в развитии экономики предприятий, а также подходов к их эффективному функционированию. Современная концепция контроллинга помогает реализовать данные задачи.

Немецким ученым Д. Ханом предложена классификация американской и немецкой организационных моделей контроллинга [5, с. 21]:

1. Американская модель контроллинга - учет и отчетность в целом и ряд дополнительных функций. При организации служб контроллинга и финансов происходит первичное разделение на задачи, ориентированные на результат (прибыль) и задачи, ориентированные на ликвидность (финансовое планирование и контроль, привлечение и вложение капитала, денежное обращение);

2. Американская ключевая модель контроллинга - учет и отчетность без дополнительных функций. В ведении службы контроллинга остаются ориентированные на результат (прибыль) задачи информационного обеспечения, планирования, контроля и учета;

3. Немецкая модель контроллинга - только внутренний учет и отчетность и ряд дополнительных функций. При организации служб контроллинга и финансов происходит первичное разделение задач на внутренние и внешние (финансовое планирование и контроль, привлечение и вложение капитала, денежное обращение, бухгалтерия, баланс, налоги, страхование);

4. Немецкая ключевая модель контроллинга - только внутренний учет и отчетность без дополнительных функций. В ведении службы контроллинга остаются ориентированные на результат (прибыль) задачи информационного обеспечения, планирования контроля и внутреннего учета.

Таким образом, в США контроллинг рассматривается исключительно в прикладном смысле, а научные исследования преследуют цель создания единого образа контроллинга в реальных условиях производства и практического его внедрения на предприятиях [4].

На основе проведенного анализ научной литературы можно выделить основные предпосылки возникновения, становления и широкого распространения контроллинга как в зарубежной, так и в российской практике:

- глобализация экономических процессов, рост конкуренции и масштабов производства, вовлечение хозяйствующих субъектов во внешнеэкономическую деятельность [3, с.14];

- рост объема информации и значимости информационного обеспечения оперативных и стратегических решений [1, с.210];

- нестабильность внутренних и внешних условий функционирования предприятия [3, с.160];

- необходимость в комплексной методической и инструментальной базе для поддержания основных функций менеджмента в ходе их системной интеграции [2, с.210] и др.

В последние годы наметилось сближение точек зрения по теории контроллинга в пользу его координирующей функции и необходимости интеграции всех взглядов на контроллинг с целью сведения различных концепций в единую систему. С другой стороны, их исследование показало, что не все обозначенные выше теоретические и практические проблемы развития контроллинга нашли должное решение. В таблице 1.1 систематизированы преимущества и недостатки основных концепций контроллинга.

Таблица 1.1

Преимущества и недостатки концепций контроллинга

Концепция

контроллинга,

авторы


Преимущества

Недостатки

Концепция, ориентированная на управленческий учет (на систему учета) (80-е гг.)

Манн Р.,

Майер Э.,

Скоун Т.,

Фольмут X.,

Дайле А.,

Глущенко В.В.,

Глущенко И.И.



1.Назначение контроллинга - оптимизация финансовых результатов предприятия и поддержание гармоничных отношений с окружающей средой - данные задачи реализуются с использованием данных бухгалтерского учета.

2. Основная функция контроллинга - обеспечение достаточного уровня прибыли по предприятию в целом независимо от различий в целях деятельности отдельных подразделений, участков, сотрудников



1.Ориентирована в основном на прибыль, а информационной базой принятия управленческих решений являются в основном данные бухгалтерского учета.

2.Несмотря на то, что в данной концепции достаточно четко определены объекты контроллинга: прибыль и система управления затратами. Так, зачастую происходит отождествление контроллинга с системой управленческого учета на предприятии



Концепция, ориентированная на информационное обеспечение менеджмента (конец 80-х гг.)

Рейман Т.,

Прайсслер П.,

Брюггемейер М.,

Берр Х.,

Лукашевич М.,

Тихоненкова В.,

Полушин А.П.




1. Основная задача контроллинга - поддержка руководства путем централизации и координации всех информационных систем и информационных потоков на предприятии.

2. Информационная база контроллинга расширяется за счет использования данных функциональных областей деятельности предприятия.



Включение столь обширных информационных задач в сферу контроллинга, не всегда является возможным и целесообразным, поскольку информационные потребности высшего руководства многоаспектны и слабо специфицированы

Концепции контроллинга, ориентированные на координацию

Концепция, ориентированная на координацию (начало 90-х гг.-2000-е гг.)

Хан Д.,


Шнайдер Д., Рубцов С.

1.Контроллинг рассматривается как инструмент и часть системы управления, реализующий информационные и, в первую очередь, координационные задачи.

2. Попытка применить системный подход к процессу управления предприятием через координацию важнейших функциональных сфер деятельности предприятия.



1. Отсутствует общепринятая точка зрения на предмет контроллинга как на систему показателей, методов и моделей, призванных реализовывать информационные и координационные задачи управления, и, соответственно, возникают трудности в практической реализации данной концепции контроллинга

2. Отсутствует единое мнение относительно функции и задач, реализуемые контроллингом



Концепция, ориентированная на координацию процесса управления предприятием (90-е гг.)

Кюппер Х.-Ю.,

Шмидт А.,

Вебер Й.,

Зунд А.;

Штайнманн X., Ананькина Е.А.,

Данилочкин С.В.,

Фалько С.Г.,

Багиев ГЛ.,

Данилочкина Н.Г.,

Карминский A.M.,

Оленев Н.И.,

Примак А.Г.


Системный подход к внутрифирменному управлению предприятием

1.Отождествление понятий контроллинга и внутрифирменного управления предприятием, что приводит к трудностям в определении конкретных целей, функций, инструментов и принципов самого контроллинга

2.Не представляется возможным четко обозначить предметную область контроллинга, что приводит к неявному определению его целей, функций, инструментов и принципов реализации на предприятии



Концепция, ориентированная на координацию процесса принятия решений (2000-е гг.)

Пич Г.,


Шерм Э.,

Штайнманн Х.,



Беккер А.

Основная функция контроллинга - это рефлексия и формализация процесса принятия управленческих решений в различных функциональных сферах деятельности предприятия.

Проблема разграничения понятий контроллинга и управления предприятием, т. к. управление хозяйствующим субъектом представляет собой процесс принятия управленческих решений

Таким образом, под контроллингом мы будем понимать систему информационного обеспечения процесса принятия эффективных управленческих решений для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия в различных сферах его функционирования, ориентирующая руководителей на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли.

Литература


  1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: учебник. – М.: Омега-Л, 2003.

  2. Бирюлин А.А. Оперативный контроллинг в системе инструментов обоснования управленческих решений на промышленном предприятии: дис. канд. Экон. Нау. – Ростов н/Д, 2003.

  3. Бородушко И.А., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. – СПб.: Питер, 2006.

  4. Шешукова Т.Г. Теория и практика контроллинга: учеб. пособие / Шешукова Т.Г., Гуляева Е.Л.. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. - 176 с.

  5. Шеффер У. Должен ли контроллинг выполнять функцию контроля? / Шеффер У.// Контроллинг. - 2005. - № 5.