Современная церковь и современная музыка - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Современная церковь и современная музыка - страница №1/1

СОВРЕМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА

"Тот, кто слушает плохую музыку,

станет плохим человеком;

и наоборот, слушающий хорошую музыку

постепенно будет становиться лучше"

Аристотель

Роджер Либи пишет: "Музыка - это зеркало времени". Во все времена человек пытался выразить через музыку свои чувства, представления и мысли. Когда в определенном культурном кругу менялась общая жизненная позиция, преобразовывалась так же и музыка. А наблюдение над эпохами музыкальной истории позволяет делать выводы о мышлении и чувствах людей в соответствующее время.

Если мы желаем поближе познакомиться с современной музыкой, то нам следует подумать о том, что мы будем иметь дело со сравнительно молодым явлением в истории нашего времени.

Как мы знаем, на протяжении веков музыка имела свое развитие и усовершенствование, так же как и все в этом мире. Что также можно сказать и о церковной музыке, от древних синагогальных напевов к современной литургии. И это была не только вокальная музыка, но и инструментальная. История нам свидетельствует о том, что всегда церкви было трудно выбирать музыку, соответствующую ее догматам и христианским воззрениям, а так же в этом выборе был способ отделить себя от язычников. В чем же проблема в соотношении современной музыки и "современной" церкви? Почему в данный момент этот вопрос возникает все чаще и чаще, а в последние годы он будоражит умы почти всех. В чем здесь проблема? Ведь развитие церкви, и церковного служения не стоит на месте. В чем проблема соотношения христианства и современной музыки?

На эти вопросы я и попытаюсь ответить в своем докладе (оговорюсь сразу, что речь пойдет о современной рок и диско культуре).


Возвращаясь к упомянутому немного ранее, что музыка - это зеркало времени, посмотрим на музыку глазами эпохи, и на эпоху глазами музыки.

За прошедшие годы массовое сознание людей пережило мощные изменения. Колоссально возрос интерес к астрологии, спиритизму, парамедицине и космическому разуму.

Эта радикальная перестройка мышления большей частью произошла бесшумно. Ее развитие прошло для бесчисленного множества людей столь незаметно, посему в этой связи принято говорить о мягкой революции.

Вторая мировая война с ее ужасными опустошениями и кровопролитиями, погоня за символами обеспеченного положения. У молодого поколения все это выразило протест, выраженный в стихийных беспорядках, одежде. Религиозная суета ни в коей мере не могла заполнить вакуум, глубоко и болезненно переживаемый молодежью. Так в поиске альтернатив резко пробудилось стремление к мистике и экстазу.

Как раз в это время появилась рок-музыка, то есть стиль, который с легкостью переносил массы в состояние опьянения. Тексты этой музыки сформировали новые идеалы: свободное наслаждение наркотиками, свободный секс, восточная мистика и оккультизм.
История возникновения.
Благодаря сплаву ритм-энд-блюза американских негров и кантри-энд-вестерн белых в 1955 году возник до этого неизвестный рок-энд-ролл.

Родившись в среде молодежи, из стихии массового бытового музицирования, рок сохранял, да и продолжает сохранять связь со своими истоками, с танцевальными традициями ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, оберегая свое положение принципиально самодеятельного искусства. Рок музыканты всем своим внешним и музыкальным обликом нередко демонстрировали категорическую непричастность к любым формам профессионализма, открыто и агрессивно противопоставляя свое творчество жанрам серьезной, классической музыки. Один из "королей" рок-н-ролла Чак Берри в задиристо-эпотажной форме выразил это кредо в песне с характерными словами - "Катись Бетховен!". Впоследствии эту песню включила в свой репертуар и группа "Битлз".

Уже первое десятилетие развития рок музыки показало, что она представляет собой явление крайне не однородное, что в ней существуют очень разные, порой совершенно противоположные тенденции. Одна из них определялась тем, что само возникновение рока было своеобразной реакцией на процессы, происходившие в это время в джазе. Вспомним: на протяжении десятилетий джаз был одним из основных, наиболее распространенных и влиятельных видов бытовой и в том числе танцевальной музыки. Он звучал в дансингах и ресторанах, барах и ночных клубах, что не мешало ему завоевывать концертные эстрады мира. Однако к 50-м годам именно концертная, филармоническая форма существования стала для джаза основной. Он все более усложнялся, становился все интеллектуальней и изощренней. Трудней для восприятия. В таком виде он уже не мог, да и не хотел выступать в качестве бытовой музыки. Образовавшаяся брешь должна была неминуемо чем-то быть заполненной, и именно рок взял на себя эту роль. Музыкальным изыскам джаза он противопоставлял предельную простоту мелодии и ритма, четкую пульсацию биг-бита, упругость танцевальных рок-н-рольных формул. Таким образом, одной из линий развития рока стало его развлекательное, ориентированное на заполнение молодежного досуга, танцевально-прикладное значение. Впоследствии эта линия привела к складыванию самостоятельного, возникшего на основе рока, но затем обособившегося от него стиля "диско".

Что касается ритма, то ритм-энд-блюз с его жестким, пробивным барабанным боем исходил из африканской музыки, порожденной идолопоклонством (впрочем, это относиться в принципе также ко всей джазовой музыке).

Существовала в роке и в корне иная тенденция: он стремился как можно дальше уйти от чистой развлекательности, от позолоченной красивости дискотек, от умиленно-сентиментального благополучия легко жанровой эстрады в область открытой социальности, бунта, протеста (пусть в тех достаточно ограниченных формах, которые были ему доступны). Соединившись с социальными молодежными движениями на Западе, достигшими к середине 60-х годов своего пика, рок стал не только и не столько искусством, музыкой, сколько способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В роке молодеж нашла одну из форм своего обособления, противопоставления себя миру взрослых. Музыкальная сторона рока в данном слкчае была мало существенна, а нередко сводилась до минимума. Более того, социальный барьер, возводимый молодыми, их негативизм по отношению по отношению к окружающему подчас перерастал в барьер эстетический, что проявлялось в нарочито скандальном облике рокеров, в манере их поведения, в стремлении шокировать "добропорядочную", респектабельную публику, в смаковании музыкального примитивизма и вульгарности. Крайним выражением "антимузыкального направления" рока стал так называемый "панк-рок" с его вызывающим делитантизиом и воинствующей анархичностью.

В роке действовала и третья тенденция, которая, в противовес панкам и другим подобным ответвлениям, состояла как раз в повышении внимании к собственно музыкальной стороне жанра. Приверженцы этой тенденции не удовлетворялись только социальной актуальностью при художественной несостоятельности. Они стремились найти в роке именно музыкальные возможности раскрытия содержания, а это требовало расширения и обогащения выразительных средств и приемов, новых таорческих идей. Появляется "арт-рок", или в зависимости от того, к каким традициям обращались рок-музыканты, - "классик-рок", "барокко-рок", "симфо-рок". "Арт-рок" - это, безусловно не только использование классических тем, но и явление более широкое , связанное с претворением принципов классического музыкального мышления, особенностей формы, гармонии, лада, полефонии, характерных для серьездной музыки того или иного периода.


Рок музыка смогла за несколько лет совершить победное шествие через весь западный мир и по-настоящему вовлечь молодежь в свою орбиту. Музыка оказалась в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека, т.к. она одновременно влияет на двигательный, эмоциональный, интеллектуальный и половой центры человека, то есть влияние касается всех изменений человеческой личности: физиологического, психологического, душевно-эмоционального и духовного.
О способе воздействия рок музыки.
Физиологические нарушения - это изменение пульса дыхания, воздействие на центры спинного мозга (вегетативной нервной системы, связанной с бессознательной сферой личности), изменение зрения, внимания, слуха, содержания сахара в крови, повышение секреции эндокринных желез.
Громкость

На рок концертах и в дискотеках громкость может достигать 120 децибел (120 децибел соответствуют двигателю реактивного самолета в непосредственной близости!). Средние величины (!) у плеера с наушниками составляют 80-100 децибел.

Большая громкость вызывает невероятный слуховой стресс. При этом из надпочечников выделяется стрессовый гормон - адреналин. Это происходит при каждой стрессовой ситуации.

Но при продолжительном, крайне сильном стрессе происходит перепроизводство адреналина. Адреналин не может больше через энзимы распространяться по телу в необходимый срок и частично превращается в адренохорм. Но адренохорм - это ничто иное, как психоделический (меняющий состояние) наркотик, как ЛСД, мессалин, СТП, псилоцибин и т.д. Поэтому не стоит удивляться, что публика на рок концертах и в дискотеках "пьянеет" и теряет самоконтроль.

Адреналин: C9H13O3N

Адренахорм: C9H9O3N

Необратимое повреждение слуха возможно уже после восьми часов непрерывного слушания 90-децибельного звука.

Через гипнотическое действие светоустановок, через наслаждение алкоголем и наркотиками (даже в небольших количествах), через окружающих и сильное желание убежать от действительности действие адренахорма еще усиливается.

Сам по себе адренохорм более слабый наркотик, чем ЛСД, но опыт ощущения действия этого принадлежащего телу наркотика будит желание еще более интенсивного хмельного состояния. Это - факт, что состояние опьянения от рок музыки создает в мозгу эндокринные (подобные морфию) вещества.

В связи с этим следует дополнительно указать на существующую разницу между рок музыкой и классической музыкой.

В классической музыке тоже может достигаться большая громкость, но здесь постоянно происходит переход от кульминации (напряжение) к расслабляющим, более спокойным частям, так, что слушатель всегда может "отдохнуть". В рок музыке, однако, очень обычно, что все или почти все играется на уровне кульминации.
Стробоскопия

С помощью этого сигнала можно по своему усмотрению ускорить чередование света и темноты, что приводит к значительному ослаблению чувства ориентации, способности суждения и быстроты реакции.

Установлено, что стробоскопический свет производит следующие действия:


  • в том числе, когда чередование свет-темнота происходит с частотой 6-8 герц, это вызывает потерю глубины восприятия;

  • в том случае, когда частота чередования свет темнота достигает 25 герц, вспышки света начинают интерферировать с мозговыми альфа-валнами, которые контролируют способность к концентрации;

  • в случае, когда частота продолжает увеличиваться, то это производит к потере всякой способности к контролю;

  • В случае, когда действие рок музыки сочетается с действием стробоскопа, это приводит к нарушению всех барьеров нравственного суждения. Личность утрачивает все свои автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты.


Феномен слушанья

Поскольку мы видим, как быстро через уши может наступить сильный стресс, то мы должны обратить внимание на следующие факты.

Слуховые ячейки в человеческой слуховой системе реагируют уже на энергию раздражения в десять миллионов раз меньшую, чем при прикосновении. Слух так же несравнимо чувствительнее, чем осязание. И он сильнее связан с чувствами неврологически, чем зрение, потому, что между ухом и своего рода центром чувств в мозгу (лимбовой системой) существуют прямые связи. На этом переключательном месте между сознательным и бессознательным базируется так же эффект мелодии и ритма какой-либо музыки.
Экстатические элементы стиля

В рок музыке наряду с громкостью чрезмерно применяются и другие возбуждающие и вызывающие волнение элементы стиля:



  • монотонность и частые повторения,

  • твердый, пробивающий барабанный бой,

  • синкопы,

  • офф-бит (перемещает метрические акценты по отношению к такту, подобно синкопу, но более сложным образом, так что его вряд ли можно заметить),

  • остинато,

  • бедная на перемены гармония,

  • глиссандо,

  • пятна,

  • грязные ноты,

  • скат (пение бессодержательных слогов),

  • экстатические крики,

  • электронно разорванные звуки.

Эти элементы стиля позволяют ввести слушателя в экстаз.

И в африканской культовой музыке применялись и применяются многие из этих элементов стиля, чтобы стимулировать агрессию (воинские танцы) или сексуальное возбуждение (групповой секс, культы плодородия) и идолопоклонство!


Монотонность и пассивность духа

Так как рок музыка (большей частью) основывается на пробивном, жестком барабанном бое и на повторении, ее можно обозначить как монотонную музыку. Тем самым слушатели отключаются. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к такому отключению. Постепенно требуется все меньшее время прослушивания, чтобы достичь этой пассивности. Здесь слишком часто заключается невидимая опасность! В оккультизме пассивность духа - это одно из важнейших средств, чтобы вступить в связь с демоническим миром (сравн., например, йогу, трансцендентальную медитацию, аутогенную тренировку, злоупотребление наркотиками и т.д.). Напротив прослушивание классической музыки делает дух активным, благодаря ее структурным переменам.


Феномен "Диско"

Термин диско является аббревиатурой слова дискотека, которым обозначают коллекцию пластинок или организацию, ведущую прокат пластинок. Между тем под этим словом принято понимать не только заведение, где танцуют в ритме пластинок рок-н-ролла, но в первую очередь, стиль жизни, способ развлечения и очень характерную атмосферу.

Диско возник в Нью-Йорке в течение лета 1973 года в среде гомосексуалистов Великой американской метрополии. В то время ни кто не мог посещать зал диско без того, чтобы не стать постоянным членом клуба пользователей. 1997 год явился в этой сфере настоящим ураганом, как в самих США, так и во всем мире: за два года число этих заведений увеличилось от сотни до более чем13000. Как можно объяснить столь огромный успех? Статья появившаяся в "Дейли Ньюс" от 13 марта 1978 года, анализирует феномен диско: "Будучи изолированными друг от друга оглушительной музыкой, купаясь в ослепительном свете, танцующие делают все то, что приходит им на ум, без того, чтобы посмотреть на себя со стороны, и даже не отдавая себе отчет, как если бы каждый двигался перед зеркалом, непосредственно крича: "Я! Я! Я!"

Этот бросающийся в глаза нарцисизм является лишь отражением той философии, которая, как кажется, в опасной степени проникла, пропитала наше общество и согласно которой с того самого момента, как у нас возникает желание что то сделать, все наши действия являются оправданными вне зависимости от тех последствий, которые они будут иметь для других.

Это состояние духа проявляется в растущем числе разводов, разрушенных семей, а так же в распространении произведений и социальных движений, сосредоточенных на индивидуализме и самоудовлетворении.

Эта, пропитавшая мир, диско-философия является слишком узкой, чтобы оставить место для любви. И остается лишь пожалеть о том, что те, кто забыл о радости давать и разделять, если они вообще, когда-либо испытывали, проходят мимо ценностей, которые в наибольшей степени обогащают жизнь.

Феномен диско ставит перед собой очень конкретную цель: дать возможность испытать в чистом виде "низменные эмоции" в атмосфере всеобщей терпимости. Старые сексуальные запреты, наконец, побеждены. Каждый может без труда заявить о своей двойственной сексуальности и практиковать ее без малейшего комплекса вины. Сексуальные меньшинства обретают полную свободу в ритме музыкального темпа, не испытывая при этом никаких помех со стороны социальных институтов".
Плоды рок музыки

До сих пор речь шла о том, как рок музыка влияет на человека, не зависимо от содержания, которое передается через нее. Что же несет в себе рок музыка?



Свободный секс.

Певица Грейс Слик (Джефферсон Эйплейн) сказала: "Совершенно не важно, что говорят тексты. Все наши песни означают одно и тоже: будьте свободны в любви, свободны в сексе".

Рок-н-ролл - это выражение на языке черных гетто - синоним проституции. Люди познали, что эта музыка сексуально стимулирует.

Музыковед Тибор Кнайф писал: "Тяжелый рок с его потрясениями обращается… ко всему телу, прежде всего к области живота, который провозглашает высоко ценимую сексуальную стимуляцию, исходящую из него".

Рок музыкант Джон Дейтс писал: "Рок-н-ролл - это на 90 процентов секс".

Иэн Дьюри считал: "Все, что нужно моему телу, это - секс, наркотики и рок-н-ролл.



Злоупотребление наркотиками.

Эрик Клептон заявил: "Рок-музыкант без наркотиков - это получеловек".

Группа "Роллинг Стоунз" пела в "Липких пальцах": "Пожалуйста, сестра морфий, преврати мои кошмары в мечты. Сладкий кузен-кокаин, положи твою руку на мой лоб".

Жан-Мартен Бютнер писал в октябре 1986 года: "…Что всякая музыкальная сцена изъедена сильнодействующими наркотиками".

Многочисленные музыканты вынуждены были заплатить преждевременной, трагической смертью за свой стиль жизни.

Восточная мистика и оккультизм.

В конце 60-х годов возник так называемый рага-рок. Это рок музыка, которая восприняла элементы индуистской музыки Индии.

Мышление многих людей затуманилось из-за этого влияния индуистских идей.

В песне "Симпатия дьяволу" "Роллинг Стоунз обратились с молитвой к дьяволу.

Джон Ленон сказал в 1962 году: "Я знаю, что "БИТЛЗ" будет иметь огромный успех, как никакая другая группа прежде. Я знаю это точно, потому, что за этот успех я продал мою душу дьяволу".

С каждым годом рок-сатанизм набирает все большую силу. Пакеты для пластинок, диски, кассеты становятся все более и более недвусмысленными в использовании черно-оккультных, эротических и сатанинских рекомендаций и символов.



Эгоизм, мятеж и насилие

Дженис Джоплин выразила свою ментальность, которая неотделима от рок культуры, в песне "Возьми, пока можешь". Она жила в соответствии со своим принципом: "Живи интересно, люби крепко, умри юным!"

Нина Хаген пела: "У меня нет ни какой радости выполнять мои обязанности! Ни перед тобой, ни передо мной у меня нет никаких обязанностей".

Движение панков со всеми их внешними проявлениями - это красноречивое выражение разрушительных, враждебных жизни мыслей.



Последствия рок музыки

Наслаждение рок музыкой не остается для слушателя без последствий. Они зависят от интенсивности, с которой отдаются этой музыке. Можно выделить следующие моменты: агрессивность, ярость, гнев, депрессия, страхи, и вынужденные действия, состояния транса различной глубины, склонность к самоубийству, неестественный, принудительный секс, безволие, не способность к решениям, одичание (движение панков), непроизвольные колебания и дрожание в мускулах, мания.


Те, кто размышляет над последствиями этой разрушительной, рок и диско, культуры, с ужасом осознают, что из-за, неё пострадало множество людей на нашей Земле. Рок культура - это последствия современного мышления, сформированного различными "софиями" и безбожием. Человек стоит во главе угла, с его жаждой страсти к чувственным наслаждениям. "Я принадлежу себе, и мне принадлежит весь мир!". Мораль - устарела!

Музыка - это один из факторов формирующих личность, наше сознание и отражающих нашу сущность.

Привлекает ли музыка, которую мы слушаем, (наше) внимание к Богу? Увеличивает ли она (нашу) внутреннюю святость?
Ф. Бэкон пишет: "в результате грехопадения человек лишился невинности, и права господства над природой. Однако обе эти потери могут быть частично восстановлены даже в течение земной жизни; первая с помощью религии и веры, вторая - с помощью искусства и науки". А если продолжить мысль, то если сочетаются эти два пункта вместе воедино, то можно говорить о некоем возврате к состоянию не павшего человека.

Иосиф Флавий в "Иудейской истории" пишет: "Священная музыка использовалась при творении в человеке чувства благоговения, - такого состояния души, чтобы человек мог воспринять весть свыше, и, чтобы, он ощущал в себе Божественное начало"

Да, на протяжении истории стили и формы музыки менялись и меняются, и в этом нет ничего плохого. По сути дела, перемена - это признак, отличающий жизнь от смерти. Стили, существовавшие в пошлом, не обязательно должны служить эталоном для настоящего и будущего, но как мы знаем из истории, музыка всегда имела постепенное развитие, усложнялись формы, стили, гармония …. И мы имеем такую современную музыку, базирующуюся на историческом развитии, что нельзя сказать о рок и диско культуре.

Если говорить о современной музыке, то она должна отражать эпоху, язык ее должен быть понятным, иначе возникнут проблемы с восприятием, а так же воплощать в себе ту культуру, которой принадлежит. А для нас, как христиан музыка должна нести в себе представления о мире, исходя из христианского миропонимания. Она должна созидать, созидать в нас подобие Христа. А те формы и стили в музыке, которые не способны адекватно передать интеллектуальное содержание, не могут использоваться и служить выражением христианских идей.

В заключении надо сказать, что чаще всего мы, конечно пребигаем к формам искусства 20-го века, но нужно быть осторожными, чтобы они не исказили мировоззрение, отличающее нас как христиан.

Музыка, «использованная правильно… является драгоценным божественным даром, призванным возносить наши мысли к величественным высям, вдохновляющим и облагораживающим нашу душу» - Е. Уайт (Образование, стр. ориг. 167)



Изучение музыки с научной точки зрения помогает преодолеть субъективный взгляд на основании которого люди делают выводы: «Это музыка плохая», «А эта хорошая»; «Эта мне нравиться», «А эта не нравится». Когда музыка, как наука, раскрывает себя, люди соглашаются с тем, что отличает хорошую музыку от плохой. Тогда огромное царство красивой музыки будет сохранено для людей.

Библиография

  1. Роджер Либи "Рок музыка!" Издательство "GBV" 1993г.

  2. Френсис А. Шеффер "Искусство и Библия" Издательство "Мирт" Санкт-Петербург 1998.

  3. М.И. Светов "Рок музыка на службе у сатаны"

  4. А. Цукер "У истоков рок оперы" Альманах для школьников "Музыка и ты" Москва. Советский компазитор.1990г.

  5. "О современной христианской музыке" Перевод с английского. Особая публикация Institute in Basic Life Principles. Издательский отдел южной конференции.1996г.