Содружество независимых государств исполнительный комитет - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Содружество независимых государств исполнительный комитет - страница №1/6





СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ


(информационно-аналитическая записка)

Москва, 2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


Общие положения……………………………………………………………..

4

Создание на приграничных территориях особых
или специальных экономических зон
(свободные экономические зоны)……………………………………………..

7


Приграничная торговля, обеспечение
ее безопасности………………………………………………………………..

10


Проведение компетентными органами совместных мероприятий
по мониторингу в области охраны окружающей среды,
включая трансграничные реки, и рациональному
использованию природных ресурсов, обеспечению
санитарно-эпидемиологического, экологического,
ветеринарно-санитарного благополучия населения,
а также по охране территорий от заноса заразных
болезней животных…………………………………………………………..

21


Разработка совместных программ по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, а также интеграция
систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера приграничных
территорий в целях повышения эффективности
реагирования на чрезвычайные ситуации,
имеющие трансграничные последствия………………………………………

33


Оказание поддержки соотечественникам, проживающим
в приграничных районах, в сохранении
и расширении гуманитарных связей………………………………………..

45


Повышение эффективности охраны и защиты
государственных границ………………………………………………………

49


Инвестиционное и производственно-техническое
сотрудничество…………………………………………………………………

53


Сельское хозяйство и продовольственное обеспечение…………………….

60

Транспорт………………………………………………………………………

63

Информационные технологии и связь……………………………………….

64

Правоохранительная деятельность…………………………………………..

67

Градостроительство и коммунальное хозяйство…………………………….

74

Регулирование миграции населения………………………………………….

75

Формирование рынка труда………………………………………………….

75

Здравоохранение………………………………………………………………..

79

Образование……………………………………………………………………

84

Научное и гуманитарное сотрудничество…………………………………….

90

Культура и спорт………………………………………………………………

101

Туризм………………………………………………………………………….

115

Осуществление погранпредставительской деятельности…………………..

118

Выставочно-ярмарочная деятельность………………………………………

122

Меры, направленные на упрощение процедур пограничного,
таможенного, иммиграционного (миграционного)
и иных видов контроля………………………………………………………...

124


Выводы и предложения………………………………………………………

125

Приложения




1. Перечень документов о приграничном
сотрудничестве, заключенных государствами
– участниками СНГ………………………………………

127


2. Типовое соглашение между Правительством
и Правительством
о содействии приграничному сотрудничеству…………..

139








Общие положения

Конвенция о приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ (далее – Конвенция) от 10 октября 2008 года является основополагающим нормативным правовым актом, определяющим правовое поле приграничного сотрудничества государств – участников СНГ. Ее подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Конвенция вступила в силу для Беларуси (22.06.09), Казахстана (19.03.10), России (22.06.09) и Таджикистана (22.06.09).

Конвенция определяет основные принципы и направления развития приграничного сотрудничества на пространстве СНГ.

В соответствии с Конвенцией основными механизмами сотрудничества приграничных территорий являются развитие приграничной торговли, экономических зон, создание органов по управлению приграничным сотрудничеством, заключение межрегиональных соглашений по приграничному сотрудничеству, совершенствование бюджетных и других инструментов региональной политики по развитию приграничного сотрудничества, координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий.

Конвенция устанавливает, что важным ресурсом развития приграничного сотрудничества является вовлечение в решение этих вопросов органов власти государств – участников СНГ всех уровней, а также усиление координации их взаимодействия являются. В Конвенции также предусмотрено, что полноценное развитие приграничного сотрудничества базируется на взаимодействии центральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, на взаимном информировании государств – участников СНГ о принципах и приоритетах по развитию приграничного сотрудничества.

Ниже приведен анализ хода реализации общих и системных положений Конвенции.

В соответствии со статьей 3 Конвенции приграничное сотрудничество осуществляется преимущественно на основе соглашений между компетентными органами. Полный перечень таких документов приведен в Приложении 1.

В Республике Беларусь вопросы о сотрудничестве в области миграции регулируются соглашениями между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ФМС России о сотрудничестве в области миграции и о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграцией от 5 декабря 2008 года.

Подразделениями по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь в 2011 году получено 28 запросов об оказании содействия подразделениям ФМС России, в первом полугодии 2012 года – 10 запросов. В рамках реализации указанного Соглашения проводятся рабочие встречи и совместные совещания.

Вопросы приграничного сотрудничества отражены в разрабатываемом проекте Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии. Экспертные консультации между российской и белорусской делегациями по согласованию данного проекта Соглашения и Исполнительного протокола о порядке его реализации состоялись 29 марта 2012 года, в ходе которых рассмотрены и существенно доработаны тексты проектов указанных документов.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в рамках своей компетенции взаимодействует с соответствующими структурами государств – участниц Конвенции по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с двухсторонними международными договорами и рядом многосторонних международных документов.

Оказание медицинской помощи населению приграничных территорий Республики Беларусь осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, подписанным 24 января 2006 года и вступившим в силу с 5 марта 2008 года.

В соответствии с данным Соглашением обеспечиваются равные права граждан обоих государств, постоянно проживающих на территории другого государства, на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации и в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, закреплены равные права для граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации, временно пребывающих и временно проживающих на другой территории, на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания на территории другого государства заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Соглашение обеспечивает равные права гражданам Республики Беларусь и гражданам Российской Федерации, временно находящимся на территории другого государства и работающим там в учреждениях (организациях) по трудовым договорам, с гражданами другого государства, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации и в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь.

Соглашение определяет механизм реализации права на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения.

Развитие сотрудничества Республики Беларусь с Российской Федерацией в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках заключенных межправительственных и межведомственных международных договоров.

Наиболее эффективно реализуется Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов от 24 мая 2002 года. В рамках реализации Соглашения функционирует Совместная Белорусско-Российская Комиссия по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов и две рабочие группы по бассейнам рек Днепр и Западная Двина. С момента подписания соглашения проведено 6 заседаний рабочих групп и 6 заседаний Комиссии.

Сотрудничество между Республикой Беларусь и Украиной в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках соглашений:

между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 16 декабря 1994 года;

между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о совместном использовании и охране трансграничных вод от 16 октября 2001 года, вступившее в силу с 13 июня 2002 года.

В рамках Соглашения по трансграничным водам успешно работает институт Уполномоченных правительств Украины и Республики Беларусь, ежегодно, поочередно на территории сторон, проводятся рабочие встречи, на которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы управления водными ресурсами. Так, 11 июля 2012 года подписано Соглашение о статусе Белоозерской водопитающей системы Днепровско-Бугского канала, расположенных на территории Украины.

Приграничное сотрудничество также осуществляется в рамках подписанного 25 октября 2011 года Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Польша и Правительством Украины о создании трансграничного биосферного резервата «Западное Полесье», а также планируемого к подписанию Соглашения между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Украины о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования трансграничных природоохранных территорий.

Республика Беларусь регулярно осуществляет обмен информацией о текущем состоянии и перспективах развития науки и техники, о планируемых научно-технических мероприятиях, об инновационных проектах и разработках с представителями науки и образования Брянской, Смоленской, Псковской, Калининградской, Ленинградской и Новгородской областей Российской Федерации.

Сотрудничество приграничных регионов Витебской области Республики Беларусь осуществляется в рамках договоров, действующих с Краснинским и Руднянским районами Смоленской области и Себежским, Псковским, Великолукским районами Псковской области Российской Федерации. Сформирован и реализуется План мероприятий по торгово-экономическому сотрудничеству Витебской области Республики Беларусь со Смоленской областью Российской Федерации.

Гомельским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь заключено 18 соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с административно-территориальными единицами Российской Федерации и три соглашения о сотрудничестве с административно-территориальными единицами Республики Казахстан, а также с регионами Украины в рамках Соглашения о создании приграничного сообщества еврорегион «Днепр».

Договорно-правовая база сотрудничества Минской области Республики Беларусь с Российской Федерацией и Украиной представлена 56 соглашениями о сотрудничестве с различными регионами указанных стран. На уровне районов Минской области Республики Беларусь заключено 98 соглашений.

В соответствии со статьей 4 Конвенции Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ подготовлено Типовое соглашение между Правительством и Правительством о содействии приграничному сотрудничеству. Решением Экономического совета СНГ от 21 июня 2012 года указанное Типовое соглашение одобрено и рекомендовано для возможного использования при подготовке нормативных правовых актов, принимаемых на межправительственном уровне в сфере приграничного сотрудничества (Приложение 2).

В соответствии со статьей 5 Конвенции государства-участники могут создавать совместные органы по приграничному сотрудничеству в порядке, установленном национальным законодательством. Информация о создании указанных совместных органах из государств – участников Конвенции не поступала.



Статья 7 Конвенции определяет конкретные направления деятельности, способствующие развитию приграничных территорий. Ниже приведены данные государств – участников Конвенции о ходе реализации положений данной статьи.

Создание на приграничных территориях особых
или специальных экономических зон (свободные экономические зоны).

На граничащих с Российской Федерацией территориях в Республике Беларусь создано три свободные экономические зоны (далее – СЭЗ): СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон» и СЭЗ «Могилев». Все СЭЗ республики являются комплексными, по видам экономической деятельности преобладает обрабатывающая промышленность.

Задачами СЭЗ являются:

развитие промышленности, расширение объемов торговли и экспорта, увеличение притока валюты, внедрение передового управленческого опыта и наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

повышение деловой активности, конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественной экономики, проведение модернизации действующих предприятий, содействие их реформированию с использованием передовых технологий организации и управления производством;

развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях;

разработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата, проведения структурной перестройки национальной экономики и ее интеграции в мировые экономические отношения, адаптации к рыночным условиям хозяйствования для последующей трансформации на другие территории республики;

развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через Республику Беларусь;

вовлечение в производственную деятельность неиспользуемого имущества, развитие и обеспечение эффективного использования имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;

повышение загрузки имеющихся производственных мощностей и занятости населения.

На сегодняшний день в Республике Казахстан создано 9 специальных экономических зон.

Активно функционирующие СЭЗ условно можно разделить на три группы:

промышленно-производственные зоны – «Морпорт Актау», «Онтустж», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Астана - новый город» в части индустриальной субзоны (Индустриальная зона г. Астаны);

сервисные – «Бурабай» и «Астана – новый город» в части строительной субзоны;

технико-внедренческая зона – «Парк инновационных технологий».

Кроме того, в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы в конце 2011 года созданы три новые Специальные экономические зоны с конкретной отраслевой направленностью:

СЭЗ «Сарыарка» – развитие металлургии и металлообработки, созданная в Карагандинской области в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2011 года № 181;

СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» – развитие транспортно- логистического потенциала, созданная в Алматинской области в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2011 года № 187;

СЭЗ «Павлодар» – развитие химической и нефтехимической отраслей промышленности, созданная в Павлодарской области в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года № 186.

В целом на территории СЭЗ Республики Казахстан привлечено инвестиций на сумму более 725 млрд. тенге, в том числе 602 млрд. тенге частных инвестиций и 122 млрд тенге. бюджетных средств на строительство инфраструктуры.

Для улучшения инвестиционной привлекательности и условий для инвесторов в июле 2011 года в Республике Казахстан принят новый Закон о СЭЗ, который позволяет:

привлечь профессиональные управляющие компании с международным опытом управления;

привлечь иностранную рабочую силу в упрощенном порядке;

предоставлять услуги инвестору по принципу «одного окна», что позволяет ускоренную регистрацию инвесторов на территории СЭЗ и получения необходимых документов (в том числе разрешительных);

вместе с действующими налоговыми льготами предусмотрены дополнительные налоговые льготы, такие как НДС, арендная плата за землю, социальный налог и увеличение предельной нормы амортизации от 15% до 40 % (СЭЗ «ПИТ»).

В Российской Федерации администрацией Псковской области проводится активная работа, направленная на создание на территории региона особой экономической зоны. 19 июля 2012 года было подписано постановление Правительства Российской Федерации №729 «О создании на территории Псковского района Псковской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» (ОЭЗ ППТ) – «Моглино». В настоящее время разрабатывается проект соглашения между администрацией Псковской области и Министерством экономического развития Российской Федерацией о создании на территории Псковского района Псковской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Развитие особой экономической зоны «Моглино» осуществляется в соответствии с трехсторонним меморандумом, подписанным между Минэкономразвития России, Администрацией Псковской области и сингапурской компанией JURONG Сonsultants.

На территории ОЭЗ ППТ «Моглино» будут представлены следующие сектора: производство сельскохозяйственного оборудования, коммунальной техники, электротехники и бытовой электроники, а также производство автокомпонентов, строительных материалов, железнодорожной техники, упаковки и предприятия логистики. Компаниям-резидентам ОЭЗ ППТ для размещения предприятий определенных отраслевых кластеров будут предоставляться участки с готовой инфраструктурой, региональные и федеральные налоговые льготы, таможенные преференции.



Приграничная торговля, обеспечение ее безопасности.

Основное взаимодействие по линии борьбы с экономическими преступлениями в Республике Беларусь осуществляется посредством регулярного обмена информацией между органами внутренних дел, а также направлением просьб об оказании содействия. На постоянной основе проводятся рабочие встречи руководства отделов внутренних дел и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями приграничных районов, на которых рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия в борьбе с экономической преступностью и разрабатываются меры, направленные на повышение эффективности сотрудничества органов внутренних дел сопредельных государств. В феврале 2012 года проведена рабочая встреча сотрудников Столинского РОВД УВД Брестского областного исполнительного комитета Республики Беларусь и Дубровицкого РО УМВД по Ровенской области Украины по вопросу взаимодействия при отработке зон пограничного и таможенного контроля. В ходе встречи организован обмен имеющейся оперативной информацией о гражданах, занимающихся контрабандным перемещением товаров через Государственную границу. Намечен ряд совместных мероприятий по выявлению и пресечению противоправных действий, определен порядок взаимного информирования при задержании граждан с контрабандным товаром. В июне 2012 года на территории Кобринского района сотрудниками Кобринского РОВД Брестского областного исполнительного комитета Республики Беларусь проведена рабочая встреча с коллегами из Волынской области Украины, в ходе которой была получена оперативная информация в отношении граждан Украины, занимающихся незаконным перемещением через Государственную границу Республики Беларусь свежемороженого мяса с последующей его транспортировкой в Российскую Федерацию.



Кыргызская Республика сообщила, что 26 апреля 2009 года правительствами Республики Казахстан и Кыргызской Республики подписано Рамочное соглашение о создании международного центра приграничного сотрудничества (далее – МЦПС) «Аухатты – Кен-Булун» и «Айша-биби – Чон-Капка». По этому соглашению для МЦПС кыргызской стороной был выделен земельный участок площадью 50 га в Манасском районе Таласской области, а с казахстанской – выделены 5 га в селе «Айша биби» Жамбыльской области.

В 2012 году Таласским управлением архитектурно-строительного надзора разработан план-схема строительства приграничного рынка и закончено архитектурно-планировочное задание (АПЗ).

АО «Кыргызгипростройем» проведена топографическая съемка и составлен генеральный план. Построен временный мост через дренажный канал; подведено временное электроснабжение.

С казахстанской стороны заказчиком разработки юридической документации по строительству рынка было определено ТОО «Универсальный оптовый центр приграничной торговли», которому выдан государственный акт на право временного землепользования в аренду сроком на 49 лет, участок под строительство рынка площадью 5 га рядом с пограничным переходом «Айша-биби». Были проведены работы по снятию плодородного слоя и произведена отсыпка гравием площадки под строительство рынка на 0,5 га. Закуплены строительные блоки для ограждения. Решены вопросы возмещения компенсации за сельхоз потери в размере 6 605 тыс. тенге.

По МЦПС «Аухатты – Кен-Булун» Кыргызская Республика сообщила, что в Ысык-Атинском районе на территории Кен-Булунского айыльного округа Чуйской области функционирует рынок ОсОО «Деверши-III», которому выделен участок 5 га, территория рынка огорожена, имеются подъездные пути для автомобильного транспорта, построена весовая с грузоподъемностью 30 тонн. Имеется соответствующая инфраструктура для обслуживания клиентов (гостиница, баня, душевая, кафе, станция технического обслуживания, складские помещения для хранения товаров и автостоянка). На рынке производится купля продажа овощей, картофеля и других продуктов предпринимателями обоих государств.

Однако с казахстанской стороны работа по открытию приграничного рынка пока не ведется, поэтому рынок «Деверши-III» не может получить статуса приграничного рынка. Создание казахстанской стороной приграничного рынка позволило бы увеличить объемы межгосударственного товарооборота, в том числе экспорта. При необходимости у рынка «Деверши-Ш» имеется возможность увеличения своей территории.

Вопросы развития приграничной торговли между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан рассматривались на заседании подкомиссии по приграничному сотрудничеству при кыргызско-казахстанском Межправительственном Совете 29 июня 2012 года в г. Астана.

В ходе заседания стороны договорились оказывать всемерную поддержку в развитии двусторонних торгово-экономических отношений и изучить вопросы по развитию приграничного сотрудничества и внести предложения о целесообразности проведения совместной работы по строительству международных центров приграничного сотрудничества «Айша биби – Чон-Капка» в Таласской области Кыргызской Республики, «Аухатты – Кен-Булун» в Чуйской области и приграничной торговли «Кеген-Каркыра» в Исык-Кульской области Кыргызской Республики.



Товарная структура экспорта и импорта Кыргызской Республики
в приграничные государства в 2011 году


Основные статьи экспорта
(в % к общему объему)

Основные статьи импорта
(в % к общему объему)

Республика Казахстан

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье на 100,3 млн долларов (34,6 % от общего объема экспорта в Казахстан), из них молокопродукты – 26,3 млн долларов (9 %), овощи и фрукты – 59,1 млн долларов (20,4 %), табачные изделия – 284 млн долларов (7 %), электроэнергия – 69 млн долларов (23,8 %), одежда – 6,8 млн долларов (2,3 %), гофротара – 6,1 млн долларов (2,1 %), пластмассы и изделия из нее – 7,6 млн долларов (2,6 %), изделия из камня, гипса, цемента – 7,2 млн долларов (2,5 %), лампы накаливания – 4,0 млн долларов (1,4 %), продукты неорганической химии – 28,4 млн долларов (10 %) и т.д.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье на 193,8 млн долларов (47,1 % от общего объема экспорта в Казахстан), из них: пшеница – 67 млн долларов (16,3 %), мука пшеничная – 33,3 млн долларов (8,1 %), продукты химической промышленности – 49 млн долларов (12 %), из них неорганические химические вещества – 22,8 млн долларов (5,5 %), черные, цветные металлы и изделия из них – 33,6 млн долларов (8,2 %), уголь, газ, нефтепродукты – 92,2 млн долларов (22,4 %), сигареты – 15,5 млн долларов (4 %), алкогольные и безалкогольные напитки – 12,1 млн долларов (3,1 %), продукция машиностроения – 6,6 млн долларов (1,6 %) и др.

Республика Таджикистан

Продтовары и сельскохозяйственное сырье – на 12,0 млн долларов (32,8 % от общего объема экспорта в Таджикистан), цемент – на 8,4 млн долларов (23 %), уголь и нефтепродукты – 10,0 млн долларов (27,5 %), продукция химической промышленности (лекарственные средства, мыломоющие, изделия из пластмассы – на 1,4 млн долларов (3,8 %), продукция машиностроения (эл. машины и их части, транспортные средства и их части) – на 2,1 млн долларов (5,7 %), продукция легкой промышленности (одежда, обувь и др.) – 0,7 млн долларов (2 %) и др.

Сельхозпродукция (табак, овощи и фрукты, напитки разные) – на 0,22 млн долларов (21 %) от общего объема импорта из Таджикистана, изделия из алюминия – на 0,23 млн долларов (22,4 %), взрывчатые вещества – на 0,1 млн долларов (13 %) и др.


Республика Узбекистан

Продукция машиностроения – на 38,1 млн долларов (30,6% от всего объема экспорта в Узбекистан), в том числе: лампы накаливания – 5,7 млн долларов, транспортные средства – 27,4 млн долларов, черные, цветные металлы и изделия из них – 20,5 млн долларов (16,5 %), электроэнергия, нефтепродукты – 18,0 млн долларов (14,5 %), изделия из недрагоценных металлов – 11,2 млн. долларов (9 %), продтовары – 10,9 млн долларов (8,8 %) и др.

Газ природный – 48,6 млн долларов (57,75 % от общего объема импорта из Узбекистана), продукция химической промышленности – 19,6 млн долларов (23,3 %), в том числе удобрения – 15,7 млн долларов, черные, цветные металлы и изделия из них – 6,7 млн. долларов (7,7 %), продукция легкой промышленности – 2,7 млн долларов (3,2 %) и др.



Российская Федерация сообщила, что для Алтайского края Российской Федерации Республика Казахстан по объему товарооборота традиционно является основным внешнеторговым партнером. Доля Казахстана во внешней торговле края в 2010 году составила 31,4%.

Динамика товарооборота за 2006 – 2010 годы представлена в таблице







Товарооборот,
тыс. долларов

Экспорт,
тыс. долларов

Импорт,
тыс. долларов

в % к предыдущему
периоду

2006 год

380 429,6

218 157,8

162 271,8

119,2

2007 год

443 835,1

299 698,8

144 136,3

116,1

2008 год

560 618,4

396 408,9

164 209,5

153,2

2009 год

353 719,0

241 493,9

112 225,1

63,7

2010 год

508 578,7

396 340,0

112 238,7

143,3

январь-май 2012 года

156 875,45

106 620,95

50 254,50


К основным статьям экспорта Алтайского края в Казахстан относятся древесина и изделия из нее, ж/д вагоны, котельное оборудование и его части, пищевые продукты, шины резиновые, изделия из черных металлов др.

Из Казахстана в край импортируются минеральное топливо, прокат плоский, оборудование, сера и т.д.

Товарооборот Алтайского края с Республикой Казахстан в I полугодии 2012 года составил 156,9 млн долларов. По итогам I полугодия 2012 года в Казахстан было экспортировано алтайской продукции на 106,6 млн. долларов (68 % от общего объема товарооборота). Показатели импорта товаров из Казахстана в Алтайский край составили 50,3 млн. долларов (32 % от общего объема товарооборота).



Основные товарные позиции в торговле Алтайского края Российской Федерации с Казахстаном за I полугодие 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2010 года приведены в нижеследующей таблице:


Экспорт (тыс. долл. США)

Импорт (тыс. долл. США)

Товарная позиция

I полугодие

Товарная позиция

I полугодие

2012 года

2010 года

2012 года

2010 года

Древесина и изделия из нее

21 233,09

30 278,1

Топливо минеральное в т.ч. уголь каменный и уголь битуминозный

22 029,47

1 268,9

Ж/д локомотивы, вагоны, подвижный состав и их части

11 143,63

25 494,0

Прокат плоский

13 255,99

13 015,6

Котельное оборудование и его части

10 381,54

5 232,4

Реакторы ядерные, котлы, оборудование

7 661,77



Другое оборудование в т.ч. генераторы, двигатели, насосы и их части, топки механические, оборудование для с/х, станки и т.д.

12 318,28



Сера

2 326,01

769,3

Пищевые продукты

7 448,19

6 574,5

Электрические машины, оборудование и части к ним

1 701,97

14 387,1

Шины резиновые новые

5 414,93

6 006,1

Тара из бумаги и картона

788,92

1 086,7

Изделия из черных металлов

4 323,48

1 983,0

Пшеница и меслин

736,13



Молоко и молочные продукты; яйца птиц; мед

2 958,33



Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды

633,58



Электрические машины, оборудование

2 893,38

2 232,8

Волокно хлопковое

465,53



Фармацевтическая продукция

2 787,55











Черные металлы

2 193,17



Сок томатный

115,49



Эфирные масла и резиноиды, парфюмерные средства

2 015,93



Овощи и корнеплоды



10 932,4

Бумага и картон, изделия из бумажной массы

1 807,47



Рис



2 897,6

Тушки домашних кур и субпродукты из них

1 747,16



Фрукты



2 624,9

Продукция мукомольно-крупяной промышленности

1 666,78



Конденсаторы



2 083.7

Химические продукты в т.ч. дезинфицирующие средства, антидетонаторы, антиоксиданты и др.

1 510,91






Средства наземного транспорта

1 372,91



Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды

1 174,34



Продукты неорганической химии

1 146,03

2 150,8

Внешнеторговый оборот Брянской области Российской Федерации с Украиной за 2011 год составил 392 076,2 тыс. долларов, в том числе экспорт – 56 580,4 тыс. долларов (81,2 % к 2010 году), импорт – 335 495,8 тыс. долларов (111,0 % к 2011 году).

Внешнеторговый оборот Брянской области с Украиной за 1 квартал 2012 года составил 89 408,6 тыс. долларов, в том числе экспорт – 31 091,2 тыс. долларов (169,6 % к соответствующему периоду 2011 года), импорт – 58 317,4 тыс. долларов (72,3 % к соответствующему периоду 2011 года).

Из Брянской области в Украину поставлялись солод, портландцемент, газы нефтяные и углеводороды газообразные, удобрения минеральные или химические, содержащие два или три питательных элемента, полимеры, пластмассы и изделия их них, древесина топливная, плиты ДСП, бумага и картон, блоки для мощения, плиты, кирпичи и прочие изделия из прессованного стекла, двигатели турбореактивные, автогрейдеры, машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, валы трансмиссионные, двигатели и генераторы электрические, трансформаторы, аппараты телефонные, схемы электронные интегральные, железнодорожные локомотивы, части железнодорожных локомотивов, путевое оборудование, автомобили специального назначения, прицепы и полуприцепы, мебель и ее части.

Из Украины в область поступали: крупный рогатый скот живой, домашняя птица живая, картофель свежий или охлажденный, томаты свежие или охлажденные, огурцы свежие или охлажденные, яблоки, груши свежие, абрикосы, вишня и черешня, персики (включая нектарины), сливы свежие, крупа, мука грубого помола, масло пальмовое, масло кокосовое, маргарин, консервы рыбные, икра, кондитерские изделия из сахара, шоколад и продукты, содержащие какао, овощи консервированные, соль, хлорид натрия, галька, гравий, щебень, детали строительные из пластмасс, изделия прочие из пластмасс, плиты древесноволокнистые, бумага и картон немелованные, бумага туалетная, камень обработанный, стекло и изделия из него, прокат плоский из железа, прутки из железа, уголки, фасонные профили, прокат из легированной стали, трубы и трубки из черных металлов, винты, болты, гайки, радиаторы для центрального отопления, пробки, колпачки и крышки, машины, оборудование промышленное или лабораторное с электрическим или неэлектрическим нагревом, машины и устройства подъемные, оборудование для сельского хозяйства, оборудование для сортировки, грохочения, сепарации, промывки, измельчения, двигатели и генераторы электрические, водонагреватели электрические, электронагреватели, железнодорожные локомотивы и их части, измерительные или контрольные приборы, мебель и ее части, инвентарь и оборудование для занятия спортом.

На протяжении последних лет товарооборот во взаимной торговли между Брянской областью и Республикой Беларусь растет. Так, за 2011 год импорт в область из Республики Беларусь составил 437 млн долларов, с ростом к предыдущему году 115,3 %, что составляет 52,7 % от общего объема импорта стран СНГ. Увеличились поставки масла сливочного (198,5 %), яиц (105,5 %), колбас и мясопродуктов (109,6 %), рыбных консервов (127,2 %), овощей (113 %) трикотажных изделий (110,3 %в) и других товаров.

В I квартале 2012 года внешнеторговый оборот Брянской области с Республикой Беларусь составил 207,8 млн долларов, в том числе экспорт товаров – 37,2 млн долларов (110,8 % к уровню соответствующего периода 2011 года), импорт – 170,6 млн долларов (152,6 % к уровню соответствующего периода 2011 года).

В составе Воронежской области Российской Федерации приграничными являются два муниципальных района – Кантемировский и Россошанский, причем на Кантемировский участок российско-украинской государственной границы приходится более 96 % всей протяженности границы в пределах Воронежской области.

По данным переписи населения Российской Федерации 2010 года численность жителей Кантемировского муниципального района Воронежской области составила 39 357 человек, Россошанского муниципального района Воронежской области – 92 226 человек.

Согласно положениям Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов Российской Федерации и Украины от 18 октября 2011 года в Воронежской области определены и действуют 4 местных пункта пропуска (мест пересечения границы) – «Бондарево – Пантюхино», «Новомарковка – Высочиновка», «Колещатовка – Никольское», «Гартмашевка – Благодатное», Международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Бугаевка – Просяное» и дополнительный автомобильный пункт пропуска (ДАПП) «Новобелая – Новобелая».

Все пункты пропуска с российской стороны расположены на территории Кантемировского муниципального района Воронежской области.

В 2011 году внешнеэкономическую деятельность Воронежской области с Луганской областью Украины осуществляли 52 участника ВЭД, что больше показателя 2010 года на 33,3 % (39 участников ВЭД).

Грузооборот Воронежской области с Луганской областью в 2011 году составил 68,1 тыс. тонн, что составляет 5,7 % от всего грузооборота с Украиной.

Внешнеторговый оборот с Луганской областью в 2011 году составил 71,7 млн долларов, что составляет 8 % от внешнеторгового оборота с Украиной.

Совокупный объем экспорта из Воронежской области в Луганскую область в 2011 году составил 20 754,3 тыс. долларов (28,9 % от общего товарооборота), что на 14 389,6 тыс. долларов (или в 3,2 раза) больше, чем в 2010 году. Импорт из Луганской области в Воронежскую область в 2011 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 25 997,2 тыс. долларов (или более чем в 2 раза) и составил 50 989,3 тыс. долларов (71,1 % от общего товарооборота). Таким образом во внешней торговле Воронежской области с Луганской областью в 2011 году сложилось отрицательное сальдо торгового баланса – 30 235 тыс. долларов.

Наиболее значимыми статьями экспорта из Воронежской области в Луганскую область в 2011 году были: металлоконструкции из черных металлов – 53,8 % от общего объема экспорта, трубы, трубки и шланги – 18 %, трансформаторы электрические – 10,4 %, регенерируемые бумага или картон – 7,6 %,полимеры этилена – 2,3 %, полиамиды – 1,8 % и прочие товары. Из Луганской области в Воронежскую преимущественно импортировались: картонки, ящики, коробки и мешки – 24 % от общего объема импорта, прокат плоский из прочих легированных сталей – 16,5 %, полимеры пропилена – 16,5 %, бумага и картон немелованные – 15,6 %, стекло термически полированное – 8 %, кислоты ациклические – 7,8 %, инициаторы реакций, ускорители – 2,3 %, стекловолокно – 2,1 % и прочие товары.

Вместе с тем, экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья между Воронежской и Луганской областями затруднен тем обстоятельством, что автомобильный пункт пропуска «Просяное», расположенный в регионе деятельности Луганской таможни Украины, не включен в перечень пунктов, оформляющих грузы, имеющие HS коды 1−24 (основные виды сельхозпродукции). Указанный перечень утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 25 июля 2007 года № 570-р.

Основное направление сотрудничества Курганской области Российской области с Республикой Казахстан – торгово-экономическое.

До 2010 года внешнеторговый оборот с областями Республики Казахстан по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации составлял до 60 % от общего внешнеторгового оборота Курганской области.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Курганской области товарооборот Курганской области с Республикой Казахстан в январе – апреле 2012 года составил 19,4 млн долларов, в том числе экспорт – 12,7 млн долларов, импорт – 6,7 млн долларов.

Из Курганской области в Республику Казахстан вывозилась продукция следующих товарных групп:

машины, оборудование и транспортные средства (35 % в обороте области);

продовольственные товары (25 %);

продукция химической промышленности (22 %);

древесина и изделия из нее (16 %);

другие товары (2 %).

Из Республики Казахстан в Курганскую области ввозились:

металлы и изделия из них (94 % в обороте области);

продовольственные товары (2 %);

машины, оборудование и транспортные средства (2 %);

другие товары (2 %).

Внешнеторговый оборот Курской области Российской Федерации с Сумской областью (Украина) по итогам 2011 года составил 46 205,5 тыс. долларов, в том числе:

экспорт – 1 479,9 тыс. долларов;

импорт – 44725,6 тыс. долларов.

Сальдо внешнеторгового оборота Курской области с Сумской областью остается отрицательным (-43245,7 тыс. долларов).

По итогам 2011 года доля оборота внешней торговли Курской области с Сумской областью составила:

во внешнеторговом обороте Курской области с Украиной – 10,0 %;

во внешнеторговом обороте Курской области со странами СНГ – 7,5 %;

в общем объеме внешнеторгового оборота Курской области – 2,5 %.


следующая страница >>