Слово о культуре и за культуру - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Слово о культуре и за культуру - страница №1/1

"СЛОВО О КУЛЬТУРЕ И ЗА КУЛЬТУРУ"
газета "Профсоюзы Забайкалья"

газета "Забайкальский рабочий"



Сегодня у нас в гостях руководитель самой многопрофессиональной когорты в системе профсоюзов – председатель Забайкальской краевой организации профсоюза работников культуры Татьяна Чернякова. Ее приход совпал с профессиональным праздником – 25 марта общественность страны отмечает День работников культуры России. О том, чем сегодня дышит отрасль – из первых уст.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВУЯ, ПРОСВЕТЛЯЕТ

«Ноша культуры – единственная ноша, которая не отягощает движение вперед, а облегчает его». Это гениальное по глубине, простоте высказываниеДмитрия Лихачеваотражает единственность культуры в жизнедеятельности каждого человека, любого общества, государства, да и всей планеты в целом. Из нее следует, что взаимосвязи общества и культуры многозначны, многоаспектны. Несомненно, что общественный вкус формирует культура и ее творцы. Перечень областей приложения их талантов огромен: более многопрофессиональной отрасли нет – 238 профессий по классификатору. Библиотеки и музеи, театры и филармония, досуговые учреждения, детские школы искусств, техникумы в сфере культуры – все они открыты для забайкальцев краевого и районных центров, поселений ближних и отдаленных.

Вместе с тем и жизнь учреждений культуры напрямую зависит от духовного уровня самого общества. Вряд ли сегодня заставишь молодого человека ходить в библиотеку, тем более читать то, в чем он не испытывает потребности. Поэтому всегда в театры, филармонию, на праздник города, села придут только те, кто этого желает и получат желаемое удовольствие, иногда потрясение, иногда разочарование, но этот выбор в пользу культурного развития – свободный выбор каждого.

При этом нам всем нужно помнить: если общество не имеет своего твердого мнения о том, что ему действительно нужно для его развития, а что деструктивно, оно перестает быть обществом, оно становится населением. Этот тезис напрямую подтверждается деятельностью нашей отрасли и зачастую связан с психическими, физическими тратами работников культуры.Самая беспокойная работа, по оценкам психологов, у музыкантов, актеров, режиссеров и журналистов.

Наша отрасль погранична с образованием. Образование просвещает, культура – просветительствуя, просветляет. Именно это имел ввидуДмитрийСергеевич Лихачев – человек культуры Мира!

ИНЫЕ МНЕНИЯ

Однако бывают и другие точки зрения. Так бывший Министр труда РФопределяя свою официальную позицию на оплату труда в культуре заявил, что зарплатанизкая, потому что клоун не хирург. Думаю, не догадывался господин министр, что в лучших клиниках Германии, Израиля после сложнейших операций в палатах детей и взрослых работают клоуны, делая то, что уже не может сделать хирург. С позиций личного профессионального опыта могу признаться: хорошим учителем, юристом, экономистом, врачом, строителем, уборщиком помещений при желании могла бы стать. Но клоуном, актером, режиссером, музыкантом, художником – никогда.Каждый человек осуществляет свою миссию в обществе, реальное выполнение которой прямо связано с работой и достойной оплатой труда хирурга и клоуна, дворника и кочегара.

Достойноевознаграждение обеспечивается, как правило, профессионально разработанной, нормативно и финансово подтвержденной системой оплаты труда.

На заре советской власти существовала разрядная форма, котораяне устраивала работников. Вспоминается Михаил Булгаков и его «Собачье сердце»: «Вот бежит машинисточка, по 9 разряду получает, на кинематограф не хватает!». До 1992 года применялись иные системы оплаты труда. Затем 16 лет по 2008 год применяласьединая тарифная сетка. Уже через 10 лет она начала серьезно «буксовать». Причина – снижение межразрядного коэффициента с 1 по 18 разряды с 10,7 до 4,5.

2002-2003-2005гг. – формируются по-новому межбюджетные отношения. Это начало реформ, это начало и дискриминации в оплате труда бюджетников. Оплата труда отдается на откуп субъектам, муниципалитетам. У государства осталась гарантия по МРОТ в части его неукоснительного исполнения. Последующие системы оплаты труда не направлены на сохранение единого тарифного пространства оплаты труда в России, предоставляющие бюджетникам равную оплату за равный труд.

НОВЫЕ РЕАЛИИ

В 2008 году для бюджетников вводится новая система оплаты труда (НСОТ), которая обеспечена добротной нормативной базой федерального центра, региону необходимо было найти для перехода на НСОТ не менее 30% дополнительных средств!

В Забайкалье мы НСОТ ввели нарушив все нормы перехода, кое-что оптимизировав, без дополнительных средств, переведя один в один ЕТС в НСОТ!В результате внедрение НСОТ привело к общей тенденции – раскассированию оплаты труда внутри отрасли и по отдельным учреждениям. По отрасли культуры это очень наглядно подтверждает первый год реализации Указа Президента № 597, согласно которому средний уровень оплаты ее работников подтягивается к среднему уровню оплаты труда в производственной сфере к 2018 году.

Для работников культуры – это долгожданный документ, которым учтен низкий уровень заработной платы всех работников отрасли и назначение повышения определено в Указе строчкой «Работникам учреждений культуры»,т.е. всем работникам учреждения.Большинство субъектов повысили всем.

По предварительной динамике примерных значений соотношения средней заработной платы к средней в экономике в 2013-2018гг. работники культуры находятся на уровне младшего медицинского персонала и социальных работников.

Какая же ситуация складывается в Забайкалье?По итогам 2013 года среднеотраслевой показатель сложился по культуре - 13061 руб., в т.ч. по муниципальным учреждениям – 10642 руб., по краевым – 18318 руб.. Если говорить о специалистах культуры - 13624 руб. (для сравнения: младший медицинский персонал – 13706 руб., социальные работники – 16000 руб.).Также не в нашу пользу сравнение среднего показателя по Сибирскому Федеральному округу (15968 руб., по муниципальным – 13623 руб.). В крае«дорожная карта» по работникам культуры не выполнена. Справедливости ради педагогическим работникам дополнительного образования и преподавателям двух техникумов в сфере культурыобязательства по карте выполнены.

Скорополительность реализации президентского Указа, отсутствие единых и профессиональных подходов к формированию нормативной базы, четких рекомендаций муниципалитетам на первом этапе (ноябрь 2012г.-март 2013г.) участниками процесса (региональные Минфин, Минтруд, Минкультуры), игнорирование своевременных предложений и позиции крайкома профсоюза работников культуры, привели к неоправданным социально-экономическим решениям. Так, нарушив нормативную базу федерального уровня, в Забайкалье установлены для отрасли разные повышающие коэффициенты по должностям одной профессионально-квалификационной группы, что заставило на муниципальном уровне менять должности работникам (художественного руководителя на культорганизатора; главного библиотекаря, методиста на библиотекаря и т.д.).

На первом этапе в Перечне Правительства № 41, от 22 января 2013г. пропущены многие специалисты. Пропуск должности «заведующий филиалом централизованной системы» (клубной, библиотечной – 796 единиц) не позволил повысить заработную плату этой категории своевременно с 1 января 2013г., выход находили также подменой должности на методиста, культорганизатора, зав.отделом. Эта ситуация сложно решалась райфинотделами, руководителями органов управления культуры в коллективах учреждений в муниципальных районах. Подобные промахи чреваты в дальнейшем их исправлениями.

С введением базовых окладов в нашей отрасли будет очень сложно выравнивать по специалистам оклады, приводить в соответствии штатные расписания. Не меньше внимания требует определение системы оплаты труда руководителей: отсутствуют единые подходы, новые нормативные акты, нет объемных показателей, определяющих отнесение учреждений к группам по оплате труда руководителей, ориентирование на прежние нормы не всегда правильно, в результате средняя заработная плата по руководителям муниципальным колеблется от 10,2 до 71 тыс.руб. В 9 районах заработная плата этой категории снивелирована со специалистами: директор – 15,8 тыс.руб., зав.отделом – 17,4 тыс.руб. и т.д.

Мы должны понимать, что не будет одинаковой заработной платы и одинакового повышения ее для всех, но разобраться и уметь ответить обоснованно, допустим, библиотекарям ведущей библиотеки края на вопрос: «Почему средняя заработная плата у нас нижечем у многих библиотекарей муниципалитетов?» - необходимо!



ВЗГЛЯД ПРОФСОЮЗА

Профсоюзная сторона настаивает на упорядочении оплаты труда руководителей через принятия нормативных актов на уровне края. И не только!

Учитывая, насколько не показательно выполнение «дорожной карты» по культуре, учитывая финансовый дефицит в отрасли и ее децентрализованное управление, сегодня назрела чрезвычайная необходимость отраслевому ведомству разработать объемные показатели для определения групп по оплате труда руководителей и принятия на уровне края и муниципальных районов норм и нормативов показателей деятельности учреждений по отрасли. Эти меры прямо вписываются в рамки оптимизации, внедрения «эффективного контракта», вывода за штат дворников, сторожей, уборщиков помещений и других должностей через аутсорсинг.

При этом есть опасение, что при реализации этих планов наша отрасль может стать еще более уязвимой, чем другие. Объективно тому способствует децентрализация управления отраслью. Маленькая штатная численность, 2-3-5-10 человек, библиотечных, досуговых, музейных учреждений, неудовлетворительное финансовое и материально-техническое состояние, большие расстояния между ними, отсутствие современной связи с миром, отдаленность от райцентров, отток населения, низкая платежеспособность сельского населения, ликвидация органов управления культурой в ряде районов в рамках оптимизации. Отсюда возникает вопрос: «Каким образом выполнять Указ, Программу поэтапного повышения оплаты труда до2018 года?»

В силу вышеперечисленных обстоятельств в сельской культуре очень сложно проводить оптимизацию, невозможно повышение заработной платы проводить за счет привлечения средств путем сокращенных сетевых единиц.

Здесь нельзя не учитывать два серьезных факта. Первый заключается в том, чтоименно культурно-досуговые, библиотечные, музейные учреждения ориентированы на работу с социально-незащищенными слоями населения низкой платежеспособности (таких большинство) и государство содержит их для этих целей. Второй в том, что одним из важных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента № 607, от 28.04.2008г.) является удовлетворенность населения качеством предоставленных услуг в сфере культуры, поэтому они выделяя субсидии на содержание учреждений культуры, вынуждены требовать постоянного наращивания числа бесплатных мероприятий, выполняя обязательства по обеспечению доступности к культурным благам одновременно повышая свой общественный рейтинг.

При проведении любых структурных преобразований необходимо учитывать социальные нормативы и нормы, одобренные Правительством РФ № 923 от 13 июля 2007г., которыек сожалению в условиях бесконечных оптимизаций далеки от нормативных.

ДЕЙСТВОВАТЬ ОСТОРОЖНО

Не могу не высказать точку зрения на аутсорсинг. Не должно произойти повсеместного внедрения аутсорсинга, особенно на муниципальном уровне без предварительного финансово-экономического обоснования и, прежде всего, правового. Сегодня мы путаем аутсорсинг с выводом работников за штат, не можем ответить насколько это экономически выгодно бюджету края «и стоит ли овчинка выделки».Многоэтапная оптимизация сельской культуры, начиная с 2002 года, в большинстве поселенческих библиотек и клубов привела к сокращению штатных единиц специалистов, уборщиков помещений, сторожей на 0.5, 0.25, 0.75 ставки. Поэтому повсеместно специалисты вынуждены, совмещая уборщиц, повышать свой маленький заработок!

Работа по внедрению элементов «эффективного контракта» согласно Программе 2013-2018гг. для работников культуры Забайкалья должна завершиться в 2016г. Нецелесообразно форсироватьего введение, как это мы делаем сегодня. Во-первых, необходимо доработать показатели эффективности деятельности отдельных учреждений и более тщательно определить характер стимулирующих выплат работникам, и установить норматив соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих выплат соответственно 70 и 30 процентов. Ведь с введением нового Закона по оплате труда в крае мы вынуждены будем менять подходы к стимулированию их труда. Последние рекомендации Минкультуры РФ предлагают перед заключением «эффективных контрактов» проведение обязательной аттестации работников. С учетом существующего правового регулирования, а также того, что часть работников культуры уже переведены на «эффективный контракт» без проведения аттестации, полагаем невозможным ее проведение и переоформление трудовых договоров на основании ее результатов в случае, когда обязательность этой процедуры законодательством не предусмотрена, а согласие на добровольное прохождение аттестации от работника не получено.

Сторонам социального партнерства всех уровней нужно действовать осторожно, взвешенно, не забывая, что идем по полю, на котором не мины, но люди.



С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ

Рейтинг власти – дело хорошее… 131-ФЗ некоторые субъекты внедряли по 2010 год, мы в 2006, одни из первых; 83-ФЗ – доложили, что у нас все учреждения в культуре бюджетные, четыре автономных (справка: из 6924 федеральных государственных учреждений 3608 казенных, 3204 бюджетных, 112 автономных. У федералов прослеживается разумная целесообразность).

Новому составу Правительства края, прежде всего Министерству труда и соцзащиты, предстоит выправлять очень серьезно НСОТ. Профсоюзная сторона понимает необходимость этого шага, поддерживает и готова к конструктивной работе.

Таким образом, в знаменателе оказывается решение ряда важных проблем, в числителе же - задача методического, консультационного обеспечения, не переписанного с министерских методичек слово в слово, а адаптированного к местным реальным условиям.

2014 год – год культуры в России. Этот год работники нашей отрасли связывают с надеждами на реальное, эффективное исполнение программных документов, а это означает, что они верят в эффективность правительства нашего края и лично Губернатора, который объявил приоритетом своей деятельность развитие культуры Забайкальского края.
Татьяна Чернякова, председатель Забайкальской краевой организации профсоюза работников культуры

Председатель Забайкальской



краевой организации профсоюза

работников культуры Т.Чернякова