Слайд №1 Цель данного проекта - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Слайд №1 Цель данного проекта - страница №1/1

Информационный проект

«Древнерусская иконопись»

Слайд № 1

Цель данного проекта – изучить материал о древнерусской иконописи, её возникновении, о технике создания икон; подготовить презентацию об известных иконах XI – XVI веков, познакомить с иконами, заинтересовать вышиванием икон бисером.

Слайд № 2.

Иконопись не является неким самостоятельным искусством. Икона есть часть жизни Церкви, одно из её установлений. Церковь выражает в образе иконы своё учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной. «Язык иконы выработался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в церкви» (Монахиня Иулиания Соколова, «Труд иконописца»).

Древнерусское государство приняло в 988 году христианство из Византии и тем самым оказалось вовлеченным в византийскую культуру. Многое было перенято от Византии. Иконопись – не исключение.

Слайд № 3.

Икона – (греч. «образ»)священное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и ангелов, евангельских и библейских сюжетов, созданных иконописцами. В иконах отражены мирские дела и божественные проявления. Иконы иллюстрируют жизни святых, библейские притчи.

Икона – порождение сложной художественной культуры.



Слайд № 4

Первый иконописец – монах Киево-Печерской лавры Олимпий, живший в XI веке и учившийся иконописи у греческих мастеров. После смерти был причислен к лику святых. На штукатурке Софийского собора в Новгороде были обнаружены автографы его современников – Стефана, Радко, Сежира, Гаги. Таким образом, уже на заре средневековой иконописи открываются имена её первых творцов.

Слайд № 5

Иконопись в Древней Руси была делом священным. Иконы чаще всего писались на деревянных досках, которые изготавливали древоделы, реже – иконописцы.

Деревянные доски покрывались особым грунтом, поверх него наносили риснок. После этого начиналось собственно письмо, для которого использовалась особая краска – темпера (эмульсия из воды и яичного желтка с добавлением красителей). С целью большей сохранности изображение покрывали олифой. Позднее в иконописи стали использовать масляные краски и лак.

Слайды № 6,7

Древнерусские иконописцы не стремились указывать на иконах своё имя, так как считалось, что икона создавалась не человеком, а Богом, и указание авторства – это проявление гордыни, что являлось тяжелейшим грехом.



Слайд № 8 Но тем не менее, слава некоторых мастеров сохранила их имена. К сожалению. Известно не так уж много имен древнерусских иконописцев.

Слайды № 9, 10

Появление в 90-х годах XIV века в Москве известного византийского художника Феофана Гречина (искусствоведы называют его Греком) позволило столичным мастерам избежать подражания заморскому изографу и познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения. Нужно отметить, что к этому времени Грек уже около 20-ти лет жил в Новгороде.

Феофан Грек воспитал в Москве группу талантливых учеников, фактически став главной фигурой в художественной жизни русской столицы того времени. Считается, что греку принадлежат такие произведения, как иконы «Преображение», «Богоматерь Донская» с «Успением» на обороте, хотя данная точка зрения искусствоведами оспаривается.

Слайды № 11, 12

Андрей Рублев (около 1369 – 1430). О его жизни известно очень немногое. Первое упоминание о нем относится только к 1405 году. Летописная запись рассказывает об участии Рублева в росписи Благовещенского собора, называя его «чернецом»: “Тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого дворе… а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев”.

В науке давно уже сложилось мнение о великом живописце как об исконно московском художнике. Его иконы отличаются манерой написания. «Рождество Христово»,»Крещение», «Преображение», «Троица»… Эти иконы выделяются звучностью и чистотой колорита.



Слайды № 13  

Икона «Владимировская Богоматерь»      Владимирская икона Богоматери, по общему верованию наших предков, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своею Пречистою Матерью и праведным Иосифом. Икона написана была еще при земной жизни Богоматери и принесена была благодатным художником к Пресвятой Деве. В 450 г., при императоре Феодосии-младшем, икона принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII века из Константинополя привезена в Киев. Патриарх Цареградский Лука Хризоверх прислал ее великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, и она была поставлена в девичьем монастыре в г. Вышгороде, который в древности был удельным городом блгв. кн. Ольги. В 1155 г. великий князь Юрий отдал Вышгород в удел сыну своему, князю Андрею. После усердной молитвы пред иконою, князь получил от Богоматери повеление поставить икону во Владимире. Князь Андрей немедленно заложил храм, поставил икону в новом Успенском храме, и с тех пор она стала называться Владимирскою.

Икона «Богоматерь Владимировская» - одна из самых почитаемых на Руси. Перед этой иконой молятся об умиротворении враждующих, о спасении и сохранении России, об укреплении православной веры: « Днесь светло красуется славнейший град Москва. Яко зарею солнечную восприемши, владычице, чудотворную Твою икону, к ней ныне мы притекающее и молящееся. Тебе взываем сице: о пречудная владычице Богородице! Молися Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд».



Слайд №14

Икона «Спас Нерукотворный» Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос отер лицо платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.

За образом закрепилось название "Спас Нерукотворный".


По традиции, икона "Спас Нерукотворный" - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
Иногда этот образ (как и целый ряд других) именуют Спас Златовласый (Спас Златые Власы), т. к. волосы Христа расчерчены золотыми линиями. Нимб кресчатый и занимает почти все поле иконы. Взгляд Христа обращен влево. В верхних углах средника сохранилась надпись: IС ХС
Возможно, икона Спаса была написана для церкви Св. Образа на Добрыниной улице на Софийской стороне в Новгороде Великом. Возможным автором иконы называется Олисей Гречин . Потом находилась в Успенском соборе Московского Кремля. С 1920 по 1930 гг. - в Государственном Историческом музее. В 1930 г. передана в Государственную Третьяковскую галерею.
Слайд № 15

Икона «Благовещение Устюжное»

Слайд № 16

Икона «Успение Богоматери»

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.






 Слайд № 17



Икона «Чудо о Флоре и Лавре»

Вспомним сражение на Куликовом поле…

Сохранилась церковь (XVI в.) Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутая в память великой победы на поле Куликовом, одержанной в день этого праздника.

Русское войско шло к месту сбора — Коломне тремя дорогами, одна из которых проходила почти рядом с Каширской. Это дорога победы, о которой с ликованием пели наши предки воины и земледельцы: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской. Трубят трубы на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона у великого на брези… Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. События тех великих дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых».

Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли. Не случайно преподобный Андрей Рублев в своих росписях Звенигородского собора Успения на Городке увенчал алтарные столпы изображениями в медальонах святых мучеников Флора и Лавра.

Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре».



Слайд № 18

Икона «Благовещение»

Слайды № 19-21

Исключая Спасителя, нет в христианской иконописи ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.



Слайд № 22-23

Она всегда полна благоговения. Лиричность, просветленность и отрешенность – вот главные черты , характерные для изображения Богородицы на русских иконах. Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи…Это покрывало называется мофорий. Обыкновенно пишется красным цветом (символ страданий и воспоминание о царском происхождении), нижние одежды пишутся голубым (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).

Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники), которые являются деталью облачения священника.

На челе и плечах обыкновенно изображают три золотые звезды. Которые являются символом Святой Троицы.



Однообразен темный цвет,

И дремлет краска вековая;

Но в этом греческом письме,

Но в этой простоте старинной

Есть тайна, внятная душе,

С приветом для мольбы невинной!

Слайд № 24 Большое впечатление произвел изученный материал о древнерусской иконописи на членов кружка. Одна из учениц (Селенская Ангелина) увлеклась вышиванием икон бисером, изучением их истории. Это тоже своего рода иконопись!

Икона Георгия Победоносца – её первая работа. Вышивалась она долго, так как данная работа требует усидчивости и внимания.

А икона Почаевской Божией Матери очень понравилась ученице яркими красками.

Удивительно и явление данной иконы, которое произошло около 1340 года на месте, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, где поселились два инока. Они и стали свидетелями чудесного явления на вершине горы Богоматери, словно объятой пламенем. На камне, где она стояла, остался отпечаток её правой стопы, наполненный прозрачной воды. Чудо-источник не оскудевает и поныне.

В 1559 году через эти места проезжал из Константинополя митрополит Неофит. Посетив имение помещицы Анны Гойской недалеко от Почаева, он подарил ей бывшую с ним икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Святой образ был поставлен в храме Успения Божией Матери. Тогда икона впервые стала называться Почаевской. От иконы случались многочисленные исцеления.

В 1675 году, когда турки осадили Почаевский монастырь, иноки со слезами молились перед образом Богоматери об освобождении родной земли. Во время пения акафиста Царице небесной над храмом появилось чудное видение: блистая ярче солнца, богоматерь держала над Почаевым свой омофор, как бы покрывая им обитель. Турки, увидев небесное воинство, стали пускать стрелы в Царицу Небесную и ангелов. Но стрелы возвращались и поражали стрелявших. Турецкое войско смешалось, обезумевшие воины стали убивать друг друга, а затем обратились в бегство.

В память о чудесном избавлении обители было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери.

Чудотворная икона, написанная древним византийским письмом, невелика по размеру, но удивительна по красоте. В списках с Почаевской иконы часто изображается святая стопа Божией матери.

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Слайд № 25

Литература

1. П.С. Гуревич «Культурология».- М, 2005.

2. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись».- М., 1984.

3. Князь Ева. Трубецкой «Три очерка о русской иконе»,- Новосибирск 1991.

4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон» С.-П. 1995.

5. «Советский энциклопедический словарь»,- М., 1979.

6. Интернет-ресурсы: http://scit.boom.ru



ru.wikipedia.org›

www.diveevo.ru/422/