Сказка наук Действующие лица: Падишах Шехерезада - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сказка «Колобок» (современная интерпретация) Действующие лица 1 40.73kb.
Сказка спектакль великий татарский поэт Действующие лица 1 48.49kb.
Сказка «репка» Действующие лица 1 57.11kb.
Сказка весеннего леса (Пьеса сказка) действующие лица заяц белка... 1 217.05kb.
Сказка о попе и о работнике его Балде/ Действующие лица: поп 1 74.47kb.
Сказка для Театра кукол в двух действиях москва 2009 действующие... 1 168.71kb.
Сказка в четырёх картинах Действующие лица: Портной 1 378.03kb.
Сценарий новогоднего представления для старшеклассников «Тысяча и... 1 112.54kb.
Сказка в двух действиях 1993 г. Действующие лица 1 280.94kb.
Сказка с превращениями в одном действии действующие лица: Золушка... 1 232.33kb.
Сказка Мир состоит из звезд и из людей. Эмиль Верхарн действующие... 1 263.98kb.
Конкурс работников образования. Всероссийский интернет-конкурс 1 37.92kb.
- 4 1234.94kb.
Сказка наук Действующие лица: Падишах Шехерезада - страница №1/1



Восточная сказка наук

Действующие лица:

Падишах

Шехерезада

Ходжа Насреддин

Математика

Биология

Физика

Химия

Слуги

Помощники
Дворец падишаха, Шехерезада заканчивает очередную сказку:

(открывается занавес)
И город украсили великолепным украшением, подобного которому раньше не было, и забили барабаны, и засвистели флейты, и заиграли все игрецы, и царь наделил их дарами и подарками, и раздал милостыню нищим и беднякам, и объял своей щедростью всех подданных и жителей царства. И он жил вместе со своими придворными в счастии, радости, наслаждении и благоденствии.
Шехерезада: Вот и рассвет, мой господин. Доволен ли ты моей историей?

Падишах: О, да! Но это становится скучно- всё сказки, да сказки! Помни об уговоре,

Шехерезада! Я – скучаю, да и проблемы меня терзают!



Шехерезада: О, мой Шахземан, что случилось?

Падишах: Решил я разделить наследство, между своими тремя сыновьями. А как?

Великие визири посоветовали: половину- старшему сыну, треть- среднему, а

девятую часть младшему (мал еще). Всё разделили: и деньги, и золото, и земли.

Но осталось у меня 17 великолепных бесценных алмазов.



(вносят 17 алмазов)

Шехеризада: Но их так разделить невозможно! Распилишь – нет красоты, да и ценности

нет.


Падишах: Да знаю я! Думали, думали – ничего эти тупицы визири придумать не могут! А

я так решил! В гневе я! И ты думай – что делать?! Всех казню! И тебя тоже –

надоели сказки, толку от них никакого, только спать хочется! (уходит)

Шехерезада в отчаянии.

Шехерезада: Что мне делать? 1000 и одну ночь я рассказывала ему сказки, была любимой

женой, а теперь… Как же дети? Ведь мои мальчики останутся без матери! (плачет)


Входит Насреддин:

Насреддин: Почему ты плачешь, о прекрасная госпожа?

Шехерезада: Как мне не плакать? Падишах решил меня казнить, если я не решу его

задачу и не удивлю его!



Насреддин: Не плачь! Расскажи мне всё, я смогу тебе помочь.

(Шехерезада рассказывает Насреддину шепотом)

Шехерезада: Мой господин! О, Шахземан! Я нашла человека, который сможет тебе

помочь!
(выходит падишах)



Падишах: И кто же это?

Насреддин: Меня зовут Ходжа Насреддин, о Падишах!

Падишах (смеется): Ну, ты наглец! Все мудрецы царства не могли решить этой задачи!

А ты… Да можешь ли ты с ними тягаться?! Казнить его!



Насреддин: Не торопись, послушай, а потом решай. Может быть, твои мудрецы и не

мудрецы вовсе? Напомни свое желание



Шехерезида: Вот оно! (показывает 17 алмазов)
Слайд:

½ половину - старшему сыну

1/3 треть – среднему сыну

1/9 девятую часть – младшему сыну
Насреддин: Так это просто! Вот моя тюбетейка, положи ее к алмазам и давай делить.

Падишах: Ты что?! Мои алмазы и это..?!

Насреддин: Но, ведь, ты хочешь решить задачу?

Падишах: Хочу! Но не думаешь ли ты, что я захочу наделить своего сына твоей

тюбетейкой, наглец! Вот прикажу тебя сварить заживо!



Насреддин: Не торопись, повелитель! Зови слугу, если я разделю справедливо –

наградишь, если нет – казнишь!



Падишах: Будь, по-твоему! Дели!
Входит слуга, делит:

½ (9 алмазов) – на один поднос

1/3 (6 алмазов) – на другой

1/9 ( 2 алмаза) – на третий



Насреддин: А тюбетейка моя. Все справедливо, как ты хотел, падишах?

Падишах: О, да! Ты мудрейший из людей!

Насреддин: Нет, мой господин! Я не мудрец, я просто хорошо знаю математику и логику,

ведь твоя задача проста – с ней справиться и школьник:


Слайд 9:
½ наследства + 1/3 + 1/9 =  частей наследства
Насреддин: Я добавил тюбетейку, стало 18 единиц наследства, что можно разделить на 2

и на 3 и на 9, а добавленная единица при делении выпадает в остаток.



Падишах: Ты мудрец из мудрецов! И это чудо из чудес!
Насреддин: О нет, повелитель. Мудрецы кудесники другие

Падишах: Кто же это?

Шехерезада: Я расскажу тебе, о Шахземан! Но ведь ты наградишь Ходжу?

(Падишах дарит кольцо с руки, Насреддин отходит в сторону)
Падишах: Я уже не скучаю, Шехерезада! Расскажи мне об этих великих мудрецах. Я хочу

слышать и видеть их чудеса!



Шехерезада: О, Падишах! Я пригласила их к тебе в гости. Встречай – великая

волшебница математики, которая из хаоса создает порядок.


Слайд :


«Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает».

Норберт Винер, основатель кибернетики


(входит Математика)
Математика: Оглянись и ответь мне шах, сколько сторон в нашем трехмерном

пространстве имеет любая поверхность



(показывает любую поверхность: шарф, лист и т.д.)

Падишах: Конечно две – верх и низ!
Математика: Ты ошибаешься! Это не всегда так, смотри, здесь – односторонняя

поверхность, еще математик Мёбиус удивил мир парадоксальным

математическим объектом, односторонней поверхностью, которую так и

называют – лентой Мёбиуса



Математика: (демонстрирует ленту Мёбиуса – полоску бумаги, один конец на 180

градусов и склеить)

Падишах: Не верю! Проверка муравьем или линией

Математика: А ты проверь!

(маркером поставить точку и провести вдоль поверхности)

Слайд муравей страница 63 рисунок 2

(муравью не надо переползать через край для перехода на противоположную сторону листа, недаром лента Мёбиуса считается в математике символом бесконечности и ей поставлен памятник у музея истории и техники в городе Вашингтоне)
Математика: Эта лента волшебная, смотри

Опыт 1


Если лист Мёбиуса разрезать вдоль его средней линии, то вместо ожидаемых двух тонких полос, получится 1 линия.

Опыт 2


Ленту Мёбиуса шириной 5 см разрезать вдоль линии, отступив от края на 1/3 ее ширины, то в результате получаем ленту Мёбиуса, ширина которой равна 1/3 исходной, и в нее продета такой же ширины - дважды перекрученное кольцо.

Опыт 3


Лента Мёбиуса, полученную перекручиванием полосы на полный оборот (лента Мёбиуса 2) разрезать вдоль средней линии, то получим…
Падишах: О! Где же изучают столь удивительные вещи?!

Математика: Это всё изучает топология, раздел геометрии, изучающий такие свойства

фигур, которые не изменяются при деформации без разрывах и склеивания.

Слайд рисунок
Математика: Вот попробуй завязать узел на шнуре, не выпуская из рук его концов.

Падишах: Это невозможно!

Математика: Возможно (демонстрация: положить шнур на стол, скрестить руки и взяться
за концы шнура, развести руки в сторону)

Падишах: О, да ты великая волшебница!

Математика: В мире не все так просто, как нам кажется. И сейчас я это докажу. Позволь

пригласить Биологию, великого мага жизни



(входит Биология)
Математика: Мы все, живущие под солнцем, смотрим на мир глазами, но одинаково ли мы видим?
Биология: Для людей нормально видеть всё в трёх измерениях. Нам трудно представить, что кто-то может видеть мир по-другому. Но это именно так. Большинство животных видит нерельефно.

Опыт: Чтобы это продемонстрировать, закройте один глаз и попытайтесь при этом

наполнить водой кружку. Это удастся сделать не сразу, особенно если кружка будет находиться на расстоянии от глаз.

Вы не можете точно определить расстояние, на котором находится предмет. Вы видите всё в одной плоскости, как и многие животные.

Фактически оба глаза видят предмет под слегка разным углом. Наслоение двух картинок, которые мало чем отличаются одна от другой, даёт зрение в 3-х измерениях, т.н. «бинокулярное» или «стереоскопическое».

У животных, чьи глаза расположены по разные стороны голов, две картинки не наслаиваются и они не видят рельефно. Это так называемое «монокулярное» зрение.



Падишах: Значит, если глаза у кота находятся впереди, у него бинокулярное зрение?

Биология: Совершенно верно! Как у собаки, льва, приматов, многих птиц.

Опыт: Есть много способов определить своё бинокулярное зрение. Для получения наглядного представления о бинокулярном зрении у самого себя можно проделать опыт Соколова с «дырой в ладони».

Сверните лист в трубу и смотрите в неё одним глазом. К концу трубки со стороны второго открытого глаза, приставляете ладонь.

При наличии бинокулярного зрения создаётся впечатление дыры в ладони, сквозь которую воспринимается картина, видимая через трубу.



Падишах: И как же это чудо объяснить?

Биология: Просто, картина, видимая, через отверстие в трубке, накладывается на изображение ладони в другом глазу.

Падишах: Как это интересно и чудесно! Но можно ли верить своим глазам?

Биология: Когда мы смотрим на что-нибудь, в глаза попадают лучи света. Они могут идти прямо от солнца, но чаще – это отражённый свет. Поверхности предметов неровные и отражают свет по-разному. Поэтому мы видим мир не однотипным и аморфным, а богатым красками и формами.

Но не всегда можно верить тому, что видишь! Проверим? (слайды иллюзий)

Многие полагают, что реальное только то, что у них перед глазами. Оптические иллюзии отражают наличие не очевидного в жизни. Оптические иллюзии помогают изменять сознание. Мы хитростью заманиваем мозг на новые уровни восприятия и начинаем видеть то, чего нет.

Падишах: А есть, что-то такое, чтобы дух захватило?

Биология: Есть оптическая иллюзия – одна из лучших в мире и удивительных.

Фокус с «маской Алберта Эйнштейна». Эта маска сделана из пластика и увеличена в 1,5 раза. Иллюзия заключается в том, что при взгляде изнутри маска кажется выпуклой, а во-вторых, где бы вы не находились, Эйнштейн, благодаря игре света и тени, всегда будет следить за вами.

Фильм

Биология: В обычных условиях, зрение человека дает ему достаточно точные сведения о реальных предметах и является надежным способом ориентации в пространстве, и всё-таки.….
(входит Физика)
Физика: И всё же в некоторых случаях зрение ему изменяет.
Вот птичка, а вот клетка. (показывает) Смотри!

(Демонстрация работы тауматропа)
Падишах: Невероятно! Как тебе это удалось, мудрейший?
Физика: Очевидную невероятность увиденного люди называют – оптическими иллюзиями.

Это одна из разновидностей иллюзий, и называют ее — инерция зрения. Дело в том, что зрительное впечатление в глазу человека с прекращением раздражения исчезает не сразу, а сохраняется около 0,1 секунды. Поэтому при смене световых раздражений менее через 0,1 секунду возникает сливающееся целостное впечатление.

Эта игрушка, основанная на оптическом обмане, называется тауматроп.
Художники, экспериментирующие с логикой пространства, изменяют привычные отношения между объектами реального мира, создавая невозможные миры.

Невозможные миры голландского художника-графика, короля оптических иллюзий, Маурица Эшера.



(слайды)

Наиболее интересная работа - литография "Водопад". Создается впечатление, что водопад является замкнутой системой, работающей по типу вечного двигателя, нарушая закон сохранения энергии.(видеоролик)

Странное пространство показано в работе "Змеи". Здесь пространство уходит в бесконечность в обе стороны - и в сторону края окружности и в сторону центра окружности, что показано уменьшающимися кольцами. Если вы попадете в такое пространство, на что оно будет похоже?

Гравюра «Рисующие руки». Здесь не различаются уровни - «рисующая» и «рисуемая рука».


Джулиан БИВЕР из Великобритании использует для своих удивительных объемных изображений обыкновенные мелки и тротуары. Его 3d-картины часто привлекают внимание туристов больше, чем местные достопримечательности.

(слайды)

За счёт того, что "ближние" элементы картинки смещаются на большее расстояние, чем "дальние", возникает эффект глубины.(слайды – шива, дракон)


Падишах, я пришел не один. Это японские акробаты. Они покажут тебе невероятные трюки, противоречащие законам физики. Без обмана зрения здесь не обошлось.

(видеоролик)
Падишах: Какие чудеса! Только я не понял, что такое оптика?
Физика: Я отвечу на твой вопрос, Шах!
ОПТИКА (от греч . optike - наука о зрительных восприятиях) - раздел физики, в котором исследуются процессы излучения света, его распространение в различных средах и взаимодействие света c веществом.
Падишах: Слышал я не раз о призрачных видениях в пустыне, оазисах, следуя за которыми погибали целые караваны. Это тоже оптическое явление? И как оно образуется?
Физика: Мираж - оптическое явление, наблюдаемое обычно в пустынях. Он позволяет видеть разнообразные предметы, подробности пейзажа, даже города, которые на самом деле находятся далеко от наблюдателя.
Почему возникает мираж, попробуем разобраться.
Опыт с аквариумом
Как известно, свет распространяется по прямой лишь в однородной среде. На границе двух сред луч света преломляется, то есть несколько отклоняется от первоначального пути. Такой неоднородной средой является, в частности, воздух земной атмосферы: плотность его изменяется из-за неравномерного нагрева на разной высоте. Луч света искривляется, вследствие чего в атмосфере могут появляться мнимые изображения отдельных объектов, смещённые относительно этого объекта.

Слайд объектов - миражи.
Падишах: Как все это интересно и необычно! А есть ли что-нибудь еще?

Шехрезада: Конечно! Еще один гость – Химия! Этот маг может делать одно из другого!
Падишах: Удивительно! А можно ли изменять цвета, не прибегая к волшебству?
Химия: Убедись же!

Опыты с изменением окраски растворов
1). Опыт с перманганатом калия.

Вообще марганцовка напоминает химического хамелеона — так она умеет менять свой цвет. Например, в щелочной среде раствор перманганата калия из красно-фиолетового становится зеленым, потому что перманганат восстанавливается до зеленого манганата.

Поставьте опыт так: налейте в тонкостенный стакан немного красного раствора марганцовки (он должен быть прозрачным) и очень небольшими порциями, чтобы реакционная смесь не разогревалась, добавляйте достаточно концентрированный раствор едкого натра. Наблюдайте за цветом жидкости — сначала он будет становиться все более фиолетовым, затем, по мере увеличения щелочности, синим, и, наконец, зеленым.

(Смена окраски особенно отчетливо видна в проходящем свете. В любом случае освещение должно быть хорошим, без этого переходы оттенков можно и не заметить)
2). Опыт «Светофор».

Следующий опыт на мы поставим с соединениями хрома. Такие опыты часто бывают красочными, что неудивительно, так как «хромос» по-гречески означает «цвет».

Итак, возьмите немного желтого раствора бихромата калия К2Сr2О7. Если добавить в желтый раствор немного серной кислоты (осторожно! лить кислоту медленно!), то он станет красным. В такой подкисленный раствор бросьте несколько кусочков цинка.

Итак, вы бросили в стакан с раствором немного цинка, и бихромат, восстанавливаясь, меняет цвет на темно-зеленый. Это образовались ионы Сr3+. Одновременно благодаря реакции цинка с кислотой выделяется газ — водород. Если продукты реакции не окисляются кислородом воздуха, то реакция будет идти и дальше, причем появится голубая окраска — такой цвет у раствора сульфата хрома CrSO4. Перелейте его в другой стакан; пока вы будете это делать, произойдет окисление, и раствор опять станет зеленым.


3). Опыт «Вулкан».

Падишах: Чудеса! Все это великолепно, но можете ли вы объяснить гармонию и красоту, все то прекрасное, что нас окружает?
Математика: Конечно! Ведь гармония подчиняется пропорциям и соотношениям!
Биология: Вопрос для всех!

Что общего между египетскими пирамидами, картиной Лонардо да Винчи «Мона Лиза», строением тела человека, подсолнухом, улиткой, строением галактик, микробов и вирусов, молекулы ДНК, законами физики, снежинками и растениями?

В биологических исследованиях было показано, что начиная с вирусов и растений, и заканчивая организмом человека, всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. «Золотое сечение» - один из важнейших принципов природы.

Вспомним «золотое сечение» - деление отрезка длинной а на неравные части, при котором меньшая часть относится к большей так же, как большая часть относится к длине целого.


Химия: История золотого сечения связана с именем Фибоначчи, который выстроил такой рад цифр:

0 1 1 2 3 5 8 7 13 21 34 55 и т.д.

Каждый его член, начиная с третьего равен сумме предыдущих: 2+3=5, 8+13=21 и т.д.

55/34 = 1,617 – это соотношение ближе всего к золотой пропорции. Чем ближе к такой пропорции строение объектов природы, тем более гармоничным и пропорциональным, красивым мы видим живую природу.



Золотое сечение присутствует в строении всех кристаллов, но большинство кристаллов микроскопически малы, так что мы не можем разглядеть их невооруженным глазом. Однако снежинки, также представляющие собой водные кристаллы, вполне доступны нашему взору. Все изысканной красоты фигуры, которые образуют снежинки, все оси, окружности и геометрические фигуры в снежинках также всегда без исключений построены по совершенной четкой формуле золотого сечения.
Слайд
Биология: При восприятии предметов, размеры которых связаны с «золотой

пропорцией», появляется ощущение гармонии, покоя, красоты.


Физика: Мы это видим в египетских пирамидах, где благодаря «золотым пропорциям» достигается простота, устойчивость и прочность.

Слайд

Благодаря гению архитектуры и математики, Парфенон производит неизгладимое впечатление даже спустя тысячелетия. Ученые  установили, что в Парфеноне нет прямых линий, а поверхности не плоские, а слегка изогнутые.

(Одно из красивейших произведений древнегреческой архитектуры - Парфенон (V век до н.э.)

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…



Слайд


Биология: Все, что приобретало какую-то форму, образовывалось, росло, стремилось занять место в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах – рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали. Еще Гете подчеркивал тенденцию природы к спиральности.

Например, паук плетёт паутину спиралеобразно, спиралью закручивается ураган, испуганное стадо северных оленей разбегается по спирали. По спирали закручивается раковина моллюска и молекула ДНК.

Кстати, Молекула ДНК состоит из двух вертикально переплетенных между собой спиралей. Длина каждой из этих спиралей составляет 34 ангстрема, ширина 21 ангстрема. (1 ангстрем - одна стомиллионная доля сантиметра).

Так вот 21 и 34 - это цифры, следующие друг за другом в последовательности чисел Фибоначчи, то есть соотношение длины и ширины логарифмической спирали молекулы ДНК несет в себе формулу золотого сечения 1:1,618.


Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах кактусах и т.п. Причём спирали завиваются навстречу друг другу. Причём листья «правых» и «левых» спиралей относятся друг к другу как соседние числа Фибоначчи. А стало быть проявляется закон золотого сечения.

Проверим?

Посчитайте число правых и левых (фиолетовых и красных) спиралей.

Получилось 13 и 21. Это есть соседние числа ряда Фибоначчи.



Падишах: Значит ли, что в строении подсолнуха и ананаса мы можем видеть золотое сечение и значит гармонию?

Биология: Совершенно верно!

Падишах: И что даже в строении бабочки или стрекозы?

Биология: И бабочка и стрекоза! И ящерица тоже создана по законам золотой пропорции. Длина её хвоста так относиться к длине остального тела, как длинна всего тела к длине хвоста. Т.е. 62 к 38.

Падишах: А я? А во мне присутствуют законы золотой пропорции. Я гармоничный человек?

Биология: Самый простой пример. Посмотри на свою руку.

  • Сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца и дает число золотого сечения (за исключением большого пальца);

Чем ближе соотношение к идеальному значению 0,625, тем ближе строение походит к золотому сечению. Тем более оно гармонично.
Математика: А музыка? (звучит музыка) Исследования доказали, что лучшие

произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Глинки и многих других,

произведения народного творчества буквально созданы из «золотых

пропорций».



Физика: Большинство художников использовали пропорции "золотого сечения" интуитивно. Но некоторые делали это сознательно. Так Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм "Броненосец Потемкин" по правилам "золотого сечения". Он разбил ленту

на пять частей. В первых трех действие разворачивается на корабле. В двух последних - в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. 



Математика: Всё в этом мире взаимосвязано, часть дополняет целое, и не зная одного,

нельзя познать мир.



Химия: Гармония и красота в хаосе,

Физика: Порядок и закон

Математика: Закономерности и их свойства

Биология: Свойства жизни.

Все хором – это всё мы.

Падишах: О, великие мудрецы! Вы основа всего!

Математика: Ну, что ты, шах! Мы только часть целого

Биология: Нас много

Физика: Мы разные…

Химия: Но мы едины, ведь имя нам…
Все хором: НАУКА!