Система удаленной обработки информации «лицей: учебный процесс»: концепция разработки и первые результаты внедрения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Публикации: «Учимся жить вместе» 1 57.52kb.
3: Процесс преобразования информации. Кодирование информации 1 84.34kb.
Пояснительная записка Учебный план составлен в соответствии с региональной... 1 217.15kb.
Учебный план по специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы... 1 398.69kb.
Основы информатики 1 100.51kb.
С точки зрения технологии управление организацией, равно как и управление... 2 479.63kb.
Программа «Защищенные автоматизированные системы обработки информации... 1 24.33kb.
Отчет по практике по профилю специальности 230103 «автоматизированные... 1 256.36kb.
2. Технические средства реализации информационных процессов 7 1455.19kb.
Межрегиональная распределенная информационная система поиска и внедрения... 4 475.89kb.
Автоматизированные системы обработки информации (гр. 390621) 1 26.47kb.
Дипломы 1 степени: Секция "Программирование и моделирование" 1 61.71kb.
- 4 1234.94kb.
Система удаленной обработки информации «лицей: учебный процесс»: концепция разработки - страница №1/1

СИСТЕМА УДАЛЕННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
«ЛИЦЕЙ: УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»: КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ
И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ

Минченко М.М.

Лицей информационных технологий № 1537, г. Москва

Успешное проведение информатизации образовательного учреждения (ОУ) невозможно без изменения содержания, методов и организационных форм учебной деятельности. В процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс важно обеспечить совместную согласованную деятельность всех его участников (администрация – учителя – ученики – родители) на единой концептуальной основе.

На первом этапе важно вызвать интерес у учителей, учащихся и родителей к использованию ИКТ в учебном процессе. Этому может способствовать, например, организация централизованной регистрации индивидуальных адресов электронной почты для учителей и учащихся, подписки на сетевые тематические рассылки, участия в сетевых олимпиадах.

Как показала практика Лицея № 1537 г. Москвы (далее – Лицей), эффективной формой обеспечения совместной деятельности всех участников учебного процесса при проведении информатизации ОУ может стать внедрение информационно-коммуникационных систем организации образовательного процесса. Эти системы должны обеспечивать реализацию, прежде всего, таких функций, которые затрагивают каждодневный учебный процесс и касаются каждого его участника.



В Лицее сейчас осуществляется разработка и внедрение Системы удаленной обработки информации (СУОИ) «Лицей: Учебный процесс» (далее – Система) – в форме динамического Web-сайта на основе технологии PHP и сервера базы данных MySQL.

Основные функции Системы:

  • хранение и просмотр общих сведений об учащихся (с возможностью генерации различных списков и отчетов);

  • учет текущей и итоговой успеваемости учащихся;

  • учет посещаемости учащихся;

  • просмотр расписания занятий;

  • тематические коллекции материалов к урокам;

  • адресный обмен информационными сообщениями между участниками образовательного процесса («доска объявлений»);

  • автоматизированная подача учителями итоговых отчетов о выполнении учебной программы и результативности учебного процесса;

  • обобщающий мониторинг основных параметров учебного процесса (с автоматизированной генерацией сводных отчетов).

В Системе реализовано разграничение уровней доступа к информации по следующим категориям пользователей (режимам):

  • «Ученик/Родитель»;

  • «Учитель»;

  • «Классный руководитель»;

  • «Завуч/Директор».

Каждый ученик (и его родители), учитель и администратор ОУ получает индивидуальное имя (идентификатор) и пароль доступа к Системе в соответствующем режиме.

Принцип разграничения полномочий различных категорий пользователей проиллюстрируем на примере раздела «Успеваемость»:



  • режим «Ученик/Родитель» – доступ учащимся и их родителям к просмотру информации об успеваемости только конкретного ученика по всем изучаемым предметам;

  • режим «Учитель» – доступ учителям к информации об учащихся тех классов, в которых работает конкретный учитель: модификация – по преподаваемым им предметам, просмотр – по всем предметам;

  • режим «Классный руководитель» – доступ классным руководителям к просмотру информации об успеваемости всех учеников конкретного класса по всем изучаемым ими предметам, с элементами обобщающего мониторинга;

  • режим «Завуч/Директор» – доступ руководителям ОУ к просмотру информации по всем ученикам и всем предметам, с обеспечением функций обобщающего мониторинга.

Существенную роль в организации внутреннего информационного взаимодействия играет реализация функции адресного обмена сообщениями (электронной «доски объявлений» и сервиса «личных сообщений»). Каждый пользователь получает возможность разместить в Системе свое «объявление», адресовав его интересующей группе пользователей (учащимся указанного класса, параллели и т.п.) или направить «личное сообщение» конкретному пользователю. Помимо повышения оперативности текущего информирования участников образовательного процесса, такая форма сетевого взаимодействия способствует пробуждению у них интереса к использованию современных коммуникационных технологий в организации учебного процесса.

Анализ тематики учительских объявлений в Системе показывает, что 2/3 объявлений касаются текущих учебных вопросов (успеваемость и поведение учащихся, время проведения контрольных работ, дополнительных занятий и т.п.), остальные же связаны с внеклассными мероприятиями и различными организационными вопросами. Поэтому интерес к использованию Системы сохраняется и период школьных каникул.


Рис. 1. Динамика кумулятивной посещаемости СУОИ, сентябрь-ноябрь 2005 г.


Первые результаты внедрения Системы показали высокую заинтересованность в ее использовании, как со стороны учителей, так и со стороны учащихся и их родителей (см. рис. 1, где вертикальной линией показана дата внедрения Системы для учащихся и родителей). За первые два месяца опытной эксплуатации Системы ею стали пользоваться 100% учителей и 85% учащихся (родителей) (см. рис. 2 и 3). Причем почти 100% учащихся (родителей) для этого использовали нелицейские точки выхода в Интернет. Среди учителей же нелицейские точки выхода в Интернет использовали 54%. Это, в частности, с одной стороны, подтверждает, широкую домашнюю «интернетизацию» современных московских школьников и многих учителей, а с другой – существование у учителей объективной потребности в обеспечении им в школе доступа в Интернет.

Рис. 2. Использование СУОИ учителями


Рис. 3. Использование СУОИ учащимися


Средняя недельная частота использования Системы учащимися и родителями за тот же период составила 1,3 посещения. Для учителей этот показатель оказался равен 1,2 посещения в неделю, причем треть учителей (33%) использовали Систему несколько раз в неделю и почти половина (46%) – раз в неделю. Кроме того, в отдельные периоды прослеживается повышение интереса к использованию Системы. Так, в момент проведения предварительной аттестации учащихся (по итогам триместра) средняя недельная частота использования Системы возросла: у учителей – до 2,5 посещений, у учащихся и родителей – до 1,5 посещений.

Таким образом, практика внедрения Системы в Лицее показывает, что в результате ее использования ускоряется приобщение участников учебного процесса к активному использованию ИКТ, повышается их информированность о ходе учебного процесса, улучшается оперативный контроль его основных параметров.