Синтаксис синтаксис - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Синтаксис синтаксис - страница №1/1

СИНТАКСИС

Синтаксис — раздел грамматики, изучающий строй связной речи и охватывающий два раздела: учение о словосочетании изучение о предложении. Знание синтаксиса представляет собой надежную опору для овладения пунктуацией, расширяет коммуникативные возможности обучающегося, помогает разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка. В КИМы включено большое количество заданий, основанных на знании синтаксиса. Это задания, связанные с нахождением в составе предложения словосочетаний с определенным типом связи слов, связанные с анализом состава грамматической основы предложения и его второстепенных членов, синтаксической характеристики простого и сложного предложений. Знание синтаксиса - залог грамотного пунктуационного письма. Задания1 синтаксического характера включены б части А и В.
Прочитайте текст и выполните задания
(1) А тайна эта поистине колоссальная. (2) Она, думаю, заключается в том, что огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива, и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно сильна и детски кротка, - словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, - до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над ею умом, совестью, покуда они наполняют все его существование. (3) У актера, который играет Мефистофеля или Демона, до тех пор лицо будет казаться огненным, покуда оно будет освещено огненным светом. (4) Наш народ до тех пор будет казаться таким, каков он есть, до тех пор будет обладать теми драгоценными качествами ума и сердца, - словом, до тех пор будет иметь тот тип и даже вид, какой имеет, пока он весь с головы до ног и снаружи до самого нутра проникнут и освещен теплом и светом, веющими на него от матери сырой земли. (5) Погасите красный фонарь - лицо Демона немедленно перестанет быть красным. (6) Оторвите, не колеблясь, крестьянина от земли, от тех забот, которые она налагает на него, от тех интересов, которыми она волнует крестьянина, добейтесь, чтоб он навсегда забыл «крестьянство», - и нет этого народа. (7) Нет народного миросозерцания, и нет почвы под ногами. (8) Нет тепла, которое идет от него. (9) Остается пустой аппарат пустого человеческого организма. (10) Наступает душевная пустота, «полная воля», то есть неведомая пустая даль, безграничная пустая ширь, страшное «иди, куда хошь...» (11) ПУСТОТА... (12) По-другому не умеют. (! 3) Понятно ли это, мыслящие люди?!

(По Г.И.Успенскому «Власть земли».)


Историческая справка

Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902 г.г.) - писатель, уроженец Тульского края. Дом №57 по улице Тургеневской - это дом отца писателя, а дом № 37 по улице Жуковского — дом деда писателя со стороны матери, где, в основном, и прошло детство Г.Я.Успенского. Будущий писатель увидел в родном городе тяжелые картины, типичные для крепостнической России. Окна тульской гимназии, в которой учился Г Успенский до четвертого класса, выходили на площадь, где часто воздвигался эшафот и производились публичные телесные наказания. Крупнейшим произведением раннего Г.Успенского были «Нравы Растеряевой улицы», «списанные» с реальной тульской действительности конца 50-х - начала 60-х годов XIX века. Существует п/*едположение, что изображенная писателем Растеряева улица -это Никитская улица. Г.И.Успенский - автор многочисленных рассказов и очерков.
Задания по синтаксису (словосочетание)

1. Продолжите предложение: словосочетание - это_

Приведите 2 примера словосочетаний из 1 предложения:

2. Назовите три вида словосочетаний по характеру главного слова, приведите примеры из 2 предложения:

3. Укажите, какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите примеры из 2 предложения.

4. Перечислите три способа связи слов в словосочетании. Приведите примеры из 2 предложения.

5. Сколько словосочетаний в 9 предложении?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

6. Укажите в 10 предложении сочетание слов, являющееся словосочетанием:

1) наступает пустота 2) душевная пустота 3) безграничная пустая 4) даль, ширь

7. Каков единственно правильный вариант вопроса для построения словосочетания доказывать + сущ.?

1) о чем? 2) за что? 3)что? 4) про что?

8. Какая характеристика является верной? «Оторвите крестьянина» - это ...


  1. не словосочетание, так как это грамматическая основа предложения

  2. глагольное словосочетание, способ связи управление

  3. глагольное словосочетание, способ связи примыкание

  4. именное словосочетание, способ связи управление

9. Характеристика какого словосочетания, взятого из 6 предложения, является неверной?

  1. забыл «крестьянство» — глагольное, согласование

  2. налагает на него - глагольное, управление

  3. от тех интересов — именное, согласование

  4. навсегда забыл - глагольное примыкание

  1. Из 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование:

  2. Из 5 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание:

12. Из 8 предложения выпишите подчинительные схи:вос0четания со связью управление:

Задания по синтаксису (простое предложение)

Укажите признаки предложения (в отличие от словосочетания):



2. Охарактеризуйте предложение по:

- цели высказывания -

- по интонации -

- по структуре -



  • по наличию главных членов - __

  • по наличию необходимых членов -

  • по наличию второстепенных членов -

Перечислите, чем может быть осложнено простое

Предложение: ___



  1. Какое количество простых предложений в данном тексте?

  2. Дайте полную характеристику 1 предложения (см. пункт 2):

6. Верная ли характеристика дана 9 предложению?

Это предложение повеете., невоскл., простое, двусост., полное, распростр., неосложненное.

7. Укажите номера предложений (простых или входящих в состав сложного), в которых есть:



  • вводное слово - обращение -

  • обособленное определение -

- обособленное обстоятельство -- однородные члены -

8. Перечислите виды односоставных предложений:

9. Укажите номера предложений (простых или входящих в состав сложного), которые являются односоставными...

- определенно - личными -

безличными -

- неопределенно-личными -

назывными -

10. Что такое грамматическая основа?

11. Чем может быть выражено. подлежащее? Приведите примеры, в том числе из текста.

12. Чем может быть выражено сказуемое? Приведите примеры, в том числе из текста.

13. Какие слова являются грамматической основой в 3 предложении текста?

1) который играет 2) играет

3) играет Мефистофеля 4) играет Мефистофеля и Демона

14. Перечислите виды сказуемого, приведите примеры:

15. Укажите сказуемое 4 предложения:

1) будет 2) будет казаться 3) будет казаться таким 4) казаться

16. Найдите верную характеристику сказуемого.

Огромнейшая масса русского народа терпелива и могуча в несчастиях.

1) простое глагольное сказуемое 2) составное глагольное сказуемое

3) составное именное сказуемое 4) краткое прилагательное не может быть сказуемым

16. Укажите подлежащее 13 предложения:



  1. нет подлежащего, так как это безличное предложение

  2. это 3) люди 4) мыслящие люди

17. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Анализируя проблему, ...

  1. можно понять значимость для крестьянства власти земли

  2. автор использует различные изобразительно-выразительные средства языка/

  3. у читателя появится возможность узнать позицию автора

4) вам будет интересно следить за рассуждениями писателя

18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Зарисовки Г.И.Успенского показали трудную жизнь простого народа. ,

2) С ранних лет писатель видел и сталкивался с тяжелым положением бедных слоев населения Тулы.



3) Дед Г.И.Успенского был состоятельным чиновником, занимал должность управляющего тульской палатой государственных имуществ.

4) Г.И.Успенский с детства зачитывался лучшими произведениями русской литературы.



Задания по синтаксису (сложное предложение)
1. Каковы отличия сложного и простого предложений?

2. Если в предложении одно подлежащее и два сказуемых, согласующихся с подлежащим, то такое предложение...

1) простое


  1. простое, но осложнено однородными сказуемыми

  2. сложное

4) сложное, состоит из двусоставного и односоставного простых предложений

3. Продолжите предложение: синтаксические синонимы - это

4. Являются ли указанные предложения синтаксическими синонимами? Ответ поясните. Охарактеризуйте каждое предложение по структуре.

Понятно ли это, мыслящие люди?! __

Понятно ли это мыслящим людям?!

Понятно ли это людям, умеющим мыслить?!

Понятно ли это людям, которые мыслят?!

5. Перестройте 8 предложение так, чтобы получились синтаксические синонимы. Нет тепла, которое идет от него.

6. Перечислите виды сложных предложений:

7. Укажите вид сложного предложения, выделите грамматические основы.



Погасите красный фонарь — лицо Демона немедленно перестанет быть красным. Нет тепла, которое идет от него. __ . Нет народного миросозерцания, и нет почвы под ногами.

8. Укажите верную характеристику 4 предложения.



У актера, который играет Мефистофеля или Демона, до тех пор лицо будет казаться огненным, покуда оно будет освещено огненным светом.

1) простое 2) сложное бессоюзное

3) сложносочиненное 4) сложноподчиненное

9. Назовите типы придаточных предложений:

10. Запишите тип придаточного предложения:

1) Это и есть тот народ, который мы любим -


  1. Она заключается в том, что огромнейшая масса русского народа терпелива и могуча в несчастиях

  2. Русский народ неуязвим, потому что властвует над его умом и совестью сила земли -

11 .Укажите верную характеристику сложноподчиненного предложения. Если хотите истребить крестьянина, оторвите его от земли.

  1. с придаточным определительным

  2. с придаточным обстоятельственным

  3. с придаточным изъяснительным

  4. с придаточным подлежащным

12. В - «каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Народ, который держит на своих плечах всех и вся, сохраняет свой могучий и кроткий тип...

  2. Народ, к которому идем за исцелением душевных мук, морально очень силен.

  3. Оторвите крестьянина от интересов, которые ему принадлежат, и нет этого народа.

4) Тогда наступает душевная пустота, которую можно сравнить с неведомой далью.

13. Запишите номера сложных предложений с разными видами связи:

14. Продолжите: в сложноподчиненных предложениях используются такие виды связи, как последовательное подчинение,

15. Укажите верную характеристику вида связи в сложном предложении:



  1. во 2 предложении {русский народ ...до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют все его существование) — однородное подчинение

  2. в 3 предложении - параллельное подчинение

  3. в 7 предложении - сочинительная связь

  4. в 10 предложении - последовательное подчинение

16. Сколько простых предложений входит в состав сложного предложения (4 предложение)?

1)4 2)3 3)6 4)5


Задания по анализу текста

1. Определите тип речи



  1. Определите стиль речи

  2. Озаглавьте текст

4. Запишите тему текста

5. Определите одну и более проблем, рассматриваемых в отрывке

6. Определите идею текста

7. Г.И. Успенский затрагивает тему «народности» русского народа. По мнению автора, влияние на умы крестьянства «матери



сырой земли» огромно. Ив данном заключен огромный энергетический потенциал. Многочисленные , например, «власть земли», «драгоценные качества ума и сердца», только усиливают авторский посыл. Предложения (например, 2, 3, 4), построенные по принципу , заставляют глубже, серьезнее вдумываться в проблему. А __ и 9, 10 предложений словно подводят итог тому, что было бы с крестьянством в результате отсутствия «власти земли».
Список терминов:

постоянный эпитет, олицетворение, лексический повтор, эллипсис, метафора, гипербола, эпитет, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза.


8. Укажите (с примерами), какие еще изобразительно-выразительные средства используются в тексте: