Синтаксис и пунктуация - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Синтаксис и пунктуация - страница №1/1

У Р О К – П Р А К Т И К У М.

5 класс. Русский язык.
Тема: Синтаксис и пунктуация.

Цель: закрепить знания о предложении и словосочетании; совершенствовать

пунктуационные навыки; развивать умение работать с текстом, создавать миниатюры на заданную тему; воспитывать бережное отношение к природе; развивать глобальное мышление, чувство прекрасного.



Оборудование: Фотографии, слайды, альбом "Бабочки", карточки, тесты.

Репродукция картины А. Венецианова "Жнецы", Ф. Толстого

"Букет цветов, бабочка и птичка"

П. И. Чайковский. Вальс цветов. К. Сен-Санс. Карнавал животных. ("Кукушка в глубине леса").


Эпиграф:

Цветок и бабочка – такие маленькие,

а как глаз радуется от этой красоты…

Ф. Толстой.

Ф. Толстой "Букет цветов,

бабочка и птичка".


Ход урока.
I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
II. Синтаксис и пунктуация.
1. Анализ текста "Бабочка".

На влажной земле возле лужицы сидят целой стаей мотыльки. А что это за странный бурый листок между ними? Вдруг листок словно раскрывается, опускает вниз два чудесных черных крылышка. Бабочка! Да какая большая! Какая красивая!


– Прочитайте текст.

– Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, по интонации.

– Мир бабочек разнообразен. Каких вы знаете? Почему они так называются?
– А вот всем вам известная бабочка – крапивница, посмотрите!


Венецианов "Жнецы".


Прочитайте текст "Крапивница".

2. Крапивница.

Крапивница – прекрас(?)ное крылатое насекомое. Ранней весной крапивницы уже летают, а зимуют они взрослыми бабочками. Но только солнце пригреет, из разных щелей, из-под коры вылезают. Гусеницы обычно на крапиве живут.

– Выполните тест. Раздаточный материал – у каждого ученика.



  1. Запишите верно слово прекрас(?)ное.

  2. Из последнего предложения выпишите словосочетание «глагол + существительное».

  3. Из первого предложения выпишите его грамматическую основу.

  4. Какое предложение текста соответствует схеме:

Выпишите первые три слова этого предложения.

3. Игра "Спасите бабочек" (работа в парах).

– Однажды ученик решил обмануть учителя. Он поймал бабочку и принёс её в ладонях. "Спрошу, мёртвая или живая бабочка у меня в руках. Если учитель скажет, что живая, я сомкну ладони и покажу, что это не так, а если скажет, что мёртвая, я раскрою ладони и выпущу её," – решил мальчик. Подошёл к учителю и задал свой вопрос. Учитель сказал: "Все в твоих руках".

– Что это значит?

– Вот и в ваших руках "жизнь" этих чудесных бабочек. Совместите предложения и схему – и вернёте бабочкам их окраску, которую они потеряли (Может, их кто-то держал в руках, или они бились крыльями в неволе?)


Карточка: на белом картоне нарисованы силуэты бабочек, на каждом из которых написаны предложения, а на вырезанных из цветной бумаги бабочках – схемы предложений.

Располагаются они по принципу радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Если правильно совместили, то именно в таком порядке и будут расположены бабочки. (Дети этого не знают, а учитель легко и быстро может проверить.)

Каждая карточка состоит из трёх предложений.

– Пока вы работаете с карточками, будет звучать музыка К. Сен-Санса из "Карнавала животных" – "Кукушка в глубине леса". Почувствуйте себя на солнечной поляне в окружении леса.


I.

1) Взрослые бабочки питаются нектаром цветов и соком растений.



2) Многие бабочки – опылители растений.



3) Редкие виды бабочек охраняются, занесены в "Красную книгу".




II.

1) Классический образец перелётной бабочки – монарх.



2) Эти красивые и крупные бабочки совершают дальние путешествия.



3) Когда солнце начинает сильно припекать, бабочки переползают в тень.

(Когда…), [ ].
III.

1) Лимонница – жёлтая бабочка.



2) Ещё травы не зазеленели, а уже летают жёлтые бабочки.



3) Лимонница перезимует и весной снова порхает.





IV.

1) Репейница – знаменитая путешественница.



2) Осенью собираются репейницы стаями и улетают на юг: в Иран, Индию, Африку.



3) По всей земле эти бабочки расселились, нет их только в Южной Америке.






V.

1) Голубянка – маленькая бабочка.



2) На вид она простенькая, но у её гусениц интересная жизнь.



3) Они "дружат" с муравьями, живут в муравейниках, едят здесь тлей и даже муравьиные яйца.




VI.

1) Махаон и аполлон – очень редкие бабочки.



2) Мало стало этих бабочек, и мы должны беречь их.



3) В статье мы прочитали: "Законы, охраняющие природу, запрещают ловить этих бабочек".

А: "П"
VII.

1) Корм бабочек – нектар цветов.



2) В Древнем Риме верили в то, что бабочки произошли от цветов.

[ ], (что…)

3) На опушке леса над цветами порхают бабочки: лимонницы, крапивницы, репейницы, голубянки.




4. Проверка. Чтение мини-текстов.

– Прочитайте вслух тексты, записанные на карточках.

Внимательно послушайте друг друга.

– Какую информацию о бабочках вы узнали?

– Мир бабочек разнообразен, богат.

Это чудесные крылатые насекомые.

(Показать альбом "Бабочки")
5. Сочинение – миниатюра по фотографиям.

– А теперь создайте свой текст на одну из тем "Полёт бабочки" или "Бабочка на цветке". В своём сочинении вы должны использовать разные по цели высказывания и по интонации предложения. Стиль речи – художественный.


– А чтобы вас посетило вдохновение, я включу музыку П.И. Чайковского "Вальс цветов"; фотографии – на доске (или слайды), карточки с фотографиями – на каждой парте.
6. Обсуждение сочинений.

Пятиклассники читают свои миниатюры по желанию.

– Послушайте друг друга и найдите "изюминку" в каждом сочинении.

– Спасибо всем!


III. Итог урока. Рефлексия.

– У вас на столе бабочки из цветной бумаги: красная, жёлтая, синяя. Поднимите ту, которая выражает ваше настроение на уроке.

КРАСНАЯ – счастье, восторг.

ЖЁЛТАЯ – радость, удовольствие.



СИНЯЯ – безразличие, уныние.