Шпаргалка Шпаргалки от риора 08 история отечества как наука. Предмет, функции и принципы изучения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Шпаргалка Шпаргалки от риора 08 история отечества как наука. Предмет, функции и принципы - страница №1/21

Коллектив авторов

Отечественная история: Шпаргалка




Шпаргалки от РИОРа – 08






1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ



Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:



1) познавательная, интеллектуально развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.



Принципы научного исследования истории:

1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.



2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:



1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно хронологический – применяется при изучении какой либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.



Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото , фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН



Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

Сложные природно климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

4. ХОЗЯЙСТВЕННО БЫТОВОЙ УКЛАД И ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Главной отраслью хозяйства восточных славян было земледелие. Примерно с V в. на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Помимо злаковых (рожь, пшеница и т. п.) и огородных (репа, капуста и т. п.) культур выращивались и технические культуры (лен конопля). С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. Ремесло отделилось от земледелия в VI–VIII вв. Особенно активно развивались гончарное дело, железная и цветная металлургия. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Видное место в хозяйстве восточных славян занимали также промыслы и торговля. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати – Днепру («из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Славяне вывозили в основном меха, оружие, воск, хлеб. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. Важнейшее место в числе источников существования занимала военная добыча. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли – таковы были главные цели походов славян в сопредельные и дальние земли.

Славяне жили в больших избах – клетях по 30–35 человек. Несколько таких домов составляли поселение, а число построек в нем достигало 200–250.

Основу военной организации составлял вооруженный народ. По решению веча и в зависимости от условий на войну выступал или весь народ, или отряд воинов дружинников во главе с князем. Для содержания дружины и себя князь получал право сбора дани с тех, кого он защищал.

Восточные славяне часто подвергали своих соседей опустошительным набегам. Так, из различных источников нам известно, что славяне в VI в. в количестве 3 тыс. воинов вторглись в Византийскую империю, в VII в. опустошили окрестности Константинополя в IX в. совершили поход в Крым. Сохранились свидетельства о том, что примерно в 860 г. киевский князь Аскольд вынудил византийского императора Михаила заключить договор «Мира и любви». Византийские письменные источники сообщают, что к VII в. славяне стали применять на поле боя правильные боевые порядки, а также осадные машины. Их вооружение составляли мечи, луки с отравленными стрелами копья, щиты, боевые топоры.



5. СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН



Социально политическое устройство восточных славян представляло собой военную демократию Она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма. Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важные вопросы жизни общины решались общим советом – вече, на которое сходились домохозяева округи независимо оттого, выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин. По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начинали играть более весомую роль в ее жизни.

Корпорацией, в которую был организован господствующий класс Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Постепенно, в процессе образования структуры единого государства, формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), на котором происходит совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников – наместников в городах; воевод – предводителей военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц в обществе; данников – сборщиков поземельных податей; мечников – судебных чиновников; мытников – сборщиков торговых пошлин тиунов – управителей княжеского вотчинного хозяйства и др.

Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин и несвободных слуг использовались термины «челядь» и «холопы». Смерды составляли группу полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Появляется также категория людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их называли «закупы», а права их были промежуточными между свободными людьми и холопами.

Восточные славяне были язычниками, они поклонялись явлениям природы и поддерживали культ предков. У древних славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, но были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались как служители богов и толкователи их воли. Главными богами славян были: Сварог – бог славянского рода; Перун – бог грозы и войны; Даждьбог – бог солнца; Стри бог – бог ветра и дождя; Белее – покровитель скотоводства; Мокошь – богиня земли и плодородия У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года.


следующая страница >>