Школина Ольга 11лет, IV класс «Михаил Иванович Глинка. Опера «Руслан и Людмила» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Школина Ольга 11лет, IV класс «Михаил Иванович Глинка. Опера «Руслан и Людмила» - страница №1/1

Калининградская область

МО «Славский муниципальный район»

МБОУДОД «Большаковская ДМШ»

ivanova6671@mail.ru



Школина Ольга

11лет, IV класс

«Михаил Иванович Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Руководитель Павлова Тамара Борисовна,

преподаватель теоретических дисциплин

Пос. Большаково

2013 год

Я славил лирою послушной

Преданья тёмной старины

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»глинка.jpg

В основе оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» лежит одноимённая юношеская поэма А. С. Пушкина, написанная в 1820 году. Образ главного героя Руслана вырос из русских былин и сказок о подвигах богатырей, борющихся против страшных чудищ и колдунов. По определению Глинки, «Руслан и Людмила» - большая волшебная опера, а сказку он использовал, чтобы показать верность долгу, победу добра над злом, торжество любви и правдивые русские образы.опера ри л.jpeg

Настало 27 ноября 1842 года – день первого исполнения «Руслана и Людмилы». Глинка с волнением слушал свою музыку, смотрел на сцену и в зрительный зал.

Внимание зрителей захватывали уже первые такты увертюры. Она летела вперёд в головокружительном темпе – весело, молодо, уверенно. Её первая тема как бы предсказывала благополучный конец всех необыкновенных приключений. И вдруг – совсем новые звуки, новые музыкальные краски. Виолончели поют нежную и страстную мелодию – песню любви. В средней части увертюры появились настороженные, тревожные аккорды, говорящие о чём-то странном и страшном. И снова уже знакомые темы, звучащие теперь ещё ярче и ослепительнее. Мелькают уже знакомые мелодии и «шагает» через весь оркестр от верхних звуков к нижним странная, необычная музыкальная тема – тема волшебника Черномора.

Увертюра к опере вызывала всегда гром аплодисментов. А когда поднялся занавес, на сцене был чинный княжеский пир. Звучит хор гостей, песни гусляра Баяна. А вот и Людмила, сияющая красотой и счастьем. Она поёт, прощаясь со старым князем:

Грустно мне, родитель дорогой…-

но слушатели улыбаются, потому что совсем не грусть звучит в её голосе, а радость любви. Но что это? Сцена темнеет, а в музыке те же странные аккорды, которые удивили слушателя в увертюре. Всё смолкло, оцепенело, как будто эта необычная музыка заколдовала всех. Гости на пиру один за другим приходят в себя, повторяя одну и ту же фразу:



Какое чудное мгновенье,

Что значит этот дивный сон?

Оцепенение спало, всё по-прежнему, и только нет Людмилы! Три витязя спешат на поиски. Перед ними долгий и опасный путь. Так заканчивается первое действие.

Второй акт – путешествие Руслана. Как в сказках всего мира, в судьбу героев вмешивались здесь добрые и злые волшебники: Руслана напутствовал мудрый старец Финн, когда-то любивший жестокую красавицу Наину. Рассказ Финна – мелодия финской песни, услышанная Глинкой в молодости. В опере появилась и сама Наина, сила её коварных чар на стороне соперника Руслана – Фарлафа, который уверен в своей победе. фарлаф.jpg

В музыке рондо Фарлафа, в его торопливой скороговорке метко нарисован портрет самодовольного труса. Но вот Руслан остаётся один в поле, усеянном ржавыми доспехами и костями воинов – свидетельствами давно минувшей битвы. Оркестр звучит сосредоточенно, сурово. И нет уже занимательной волшебной сказки, музыка передаёт глубокое раздумье героя (а может и самого Глинки?) о жизни и смерти, о времени, стирающем в памяти былые славные подвиги:



Времён от вечной темноты,

Быть может, нет и мне спасенья?

спрашивал Руслан, и вдохновенная музыка делала ещё прекраснее божественные стихи Пушкина. И раздумье, и жажду подвига, и всю глубину любви к похищенной невесте передал Глинка в арии Руслана – великолепном портрете героя. руслан.jpg

Наполнилась живым человеческим дыханием уже слышанная в увертюре мелодия – одна из красивейших мелодий Глинки:

О, Людмила, Лель сулил мне радость,

Сердце верит, что пройдёт ненастье… -

пел Руслан свою песню любви и надежды. Славный витязь снова готов отправиться в трудный и опасный путь. В руках у него меч, охраняемый головой великана, - сказка продолжается.

Иной мир открывается в третьем действии, иные преграды стали перед героями – Ратмиром и Русланом. Не опасности подстерегали их, а невиданные очарования, среди которых нетрудно было забыть цель путешествия. Волшебные девы, подвластные Наине, окружают Ратмира, манят его песней:

Ложится в поле мрак ночной;

От волн поднялся ветер хладный.

Уж поздно! Путник молодой!

Укройся в терем наш отрадный.

Песня зовёт, околдовывает. Напев повторяется снова и снова, но каждый раз по-разному: оркестр как будто расцвечивает его чудесными красками. Где нашёл Глинка эту пленительную мелодию? Взята она из случайно услышанной персидской песни. В работе над оперой эта мелодия ожила в памяти и стала песней волшебных дев. Другая мелодия – песня крымских татар, слышанная Глинкой от художника Айвазовского, была использована в медленной части большой арии Ратмира. Томная, чуточку ленивая, она передала состояние неги, охватившее юного хана в царстве Наины. сады наины.jpg



сады наины.jpg

Третье действие – наслаждение не только для слуха, но и для зрения. Русские танцовщицы смогли блеснуть своим талантом. Только каватина Гориславы, русской пленницы хана Ратмира, написана просто и бесхитростно.

Кажется, что после третьего действия с его чудесной музыкой, трудно чем-нибудь поразить воображение слушателя. Но четвёртое действие – в садах Черномора – показало, что фантазия Глинки неисчерпаема.л. и черномор.jpg

Снова зрительный зал увидел Людмилу, но совсем не такой, как в первом действии. Весёлая княжна теперь грустила в волшебных садах, трогательно звучит её печальная песня-ария «Ах ты, доля-долюшка», напоминая старинные русские песни.

С появлением свиты Черномора всё изменилось, засверкало причудливыми красками. Громко и торжественно звучит основная мелодия марша, угловатая и жёсткая. И вдруг слышится нежная волшебная музыка: звенят колокольчики, поют деревянные духовые инструменты. Карлик Черномор на сцене не спел ни одной ноты, вся его характеристика была передана оркестру, и оркестр нарисовал его злое чародейство и самодовольство. Изумили слушателей и танцы в садах Черномора, особенно лезгинка. Она была совсем не похожа на балетную музыку и даже среди танцев в опере выделялась своей необычностью. В ней отразились юношеские впечатления от поездки по Кавказу и воспоминания о слышанной там музыке. В сцене поединка Руслана с Черномором вновь послышалась тема из увертюры. Она показалась ещё более грозной и страшной. Оркестр гремел во всю мощь, а хор слуг Черномора, как заклинание, повторял:

Погибнет, погибнет нежданный пришелец!

Но «нежданный пришелец» оказался победителем, и злобный карлик лишился своей бороды, а вместе с ней и волшебной силы.

Так провёл Глинка своего героя через необыкновенные, чудные края, созданные его воображением. V действие - возвращение, омрачённое непробудным сном Людмилы. Но злые чары исчезали, и народ славил красавицу княжну и её отважного жениха, прошедшего через все опасности и испытания. Гремел хор. Это в новом блеске вернулась первая тема увертюры, замкнув собой волшебный круг сказочного повествования.

В опере «Руслан и Людмила» красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, национальные черты - с восточными мотивами. На первом плане стоят величественные образы Древней Руси, богатырский дух и богатая музыкальная лирика.

Литература:

1. З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова «Музыкальная литература» (1-ый год обучения) Москва «Музыка» 2000 год

2. В. Б. Григорович, З. М. Андреева «Слово о музыке» Русские композиторы 19 века. Москва «Просвещение» 1990 год

3. Л. В. Михеева, Т. Г. Розова «В мире оперы» Популярные очерки Ленинград «Советский композитор»1989 гол



4. Интернет - ресурсы